Основная информация

Дата опубликования: 30 января 2020г.
Номер документа: Р202007389
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р202007389

ОПУБЛИКОВАНО:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.01.2020 N 41-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

"КОРЯКМОРЕПРОДУКТ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 7 СТАТЬИ 57 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ

БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ", А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯМИ

ПРАВИЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТЫ ДОБЫЧИ (ВЫЛОВА)

ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Корякморепродукт" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. ООО "Корякморепродукт" оспаривает конституционность части 7 статьи 57 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которой порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах и закрепления долей таких квот, порядок заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах в соответствии с данной статьей, примерная форма такого договора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, заявитель оспаривает Правила распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 года, и закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (Правила распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов; утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 88).

Как следует из представленных материалов, решением Федерального агентства по рыболовству ООО "Корякморепродукт" было отказано в рассмотрении его заявок о закреплении доли квоты для осуществления промышленного рыболовства по причине нарушения установленного срока на подачу таких заявок. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда подтверждена законность данного решения государственного органа. Также вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации ООО "Корякморепродукт" отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими положений Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, устанавливающих сроки подачи заявок о закреплении доли квоты. Как указал Верховный Суд Российской Федерации, данные Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.

По мнению заявителя, постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее Правила распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, было принято 30 января 2018 года, в то время как часть 7 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", наделяющая Правительство Российской Федерации соответствующими полномочиями, вступила в законную силу лишь с 1 апреля 2018 года, т.е. позднее указанной даты. В связи с этим, как полагает заявитель, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 15 (часть 1), 18, 114 (часть 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральный законодатель вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов природопользования в Российской Федерации (статья 72, пункт "д" части 1), в том числе в целях использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

В развитие приведенных конституционных положений в статье 2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закреплены основные принципы законодательства в данной сфере, включая следующие: предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна; определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" были внесены изменения в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, устанавливающие с 1 апреля 2018 года новый порядок распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Так, предусматривались переходные положения, согласно которым лица, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства истекал до 31 декабря 2018 года, получили право в упрощенном (заявительном) порядке заключить новые договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. При этом порядок распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах и закрепления долей таких квот, порядок заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах в соответствии с этой статьей, примерная форма такого договора устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"). Указанные законодательные изменения вступили в силу с 1 апреля 2018 года (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ).

Принимая во внимание данное регулирование, действующее во взаимосвязи с частью 3 статьи 3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которой Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 января 2018 года N 88 утвердило Правила распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, определив, что для закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах лица, претендующие на закрепление доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в период с 1 апреля по 10 мая 2018 года подают заявку в Федеральное агентство по рыболовству (пункт 3 названных Правил).

Правительство Российской Федерации, реализовав делегированное ему полномочие, определило срок вступления в силу указанного постановления, а именно с 1 апреля 2018 года (пункт 2), что согласуется с моментом вступления в силу части 7 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ).

С учетом этого, а также поскольку именно Правительство Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая водные биоресурсы (статья 114, пункт "г" части 1), и обязано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере экологии (статья 114, пункт "в" части 1), отсутствуют основания полагать, что оспариваемое заявителем нормативное регулирование в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов нарушает его конституционные права в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Корякморепродукт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. ЗОРЬКИН

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 110.060.040 Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, 110.060.090 Охрана объектов животного мира и среды их обитания (см. также 200.150.020), 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать