Основная информация

Дата опубликования: 30 сентября 2021г.
Номер документа: Р202105934
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р202105934

ОПУБЛИКОВАНО:

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (www.pravo.gov.ru), 25.10.2021, N 0001202110250005,

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.09.2021 N 2119-О

ПО ЖАЛОБЕ

ГРАЖДАН ГОРБУЛИНОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, ЛЕОНОВОЙ ТАТЬЯНЫ

МИХАЙЛОВНЫ И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ПУНКТА 40 И АБЗАЦЕМ ЧЕТВЕРТЫМ ПУНКТА 54

ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ

И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

И ЖИЛЫХ ДОМОВ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы граждан И.А. Горбулиной, Т.М. Леоновой, П.Н. Лобанова и В.С. Ситникова, установил:

1. Граждане И.А. Горбулина, Т.М. Леонова, П.Н. Лобанов и В.С. Ситников оспаривают конституционность следующих положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354):

абзаца третьего пункта 40, согласно которому потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил;

абзаца четвертого пункта 54 (в редакции, действовавшей до 10 августа 2021 года), устанавливающего, что при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к данным Правилам.

Согласно представленным материалам, И.А. Горбулина, Т.М. Леонова, П.Н. Лобанов и В.С. Ситников - собственники жилых помещений в многоквартирном доме, отапливаемом при помощи двух крышных котельных; дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии; в отдельных помещениях в нем, в том числе в помещениях заявителей, установлены индивидуальные приборы тепловой энергии, показания которых не принимались к расчету управляющей компанией при определении жильцам данного дома размера платы за отопление. В связи с этими обстоятельствами заявители обратились в суд с требованием о перерасчете платы за отопление с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 18 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 августа 2019 года, исковые требования заявителей были удовлетворены. Однако определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа 2020 года в связи с неустановлением нижестоящими судами вида системы теплоснабжения, от которого зависели методика и правильность начислений за коммунальную услугу по отоплению, указанные судебные постановления были отменены, дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский областной суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 года, постановлено принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителей. При этом суды исходили из отсутствия в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения и, руководствуясь абзацем третьим пункта 40 и абзацем четвертым пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пришли к выводу о невозможности расчета платы за отопление с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в таких домах, поскольку данные Правила соответствующих формул не предусматривают.

По мнению заявителей, абзац третий пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в которой порождает правовую неопределенность в вопросе выбора методики определения платы за коммунальную услугу по отоплению для многоквартирных домов с котельными, права на которые оформлены на третье лицо;

абзац четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствует статьям 17 (часть 3), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в котором имеется общедомовой прибор учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений оснащено индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но отсутствует централизованное теплоснабжение.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Это означает, что на государстве в лице органов законодательной и исполнительной власти лежит обязанность обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для предоставления гражданам коммунальных услуг.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 11 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила), регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Так, согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 421, 422, 43 и 54 Правил (абзац второй); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил (абзац третий). Следовательно, действующее нормативное регулирование связывает особенности (методику) определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в многоквартирном доме централизованной системы теплоснабжения.

При отсутствии централизованной системы теплоснабжения в соответствии с абзацем первым пункта 54 Правил тепловая энергия для оказания коммунальной услуги по отоплению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из пункта 1 статьи 290 ГК Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к указанному имуществу относится в том числе размещенное в многоквартирном доме и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в нем оборудование. Подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) к данному оборудованию прямо отнесены котельные, бойлерные и элеваторные узлы. Таким образом, при производстве в многоквартирном доме тепловой энергии посредством размещенных в данном доме котельных для целей оказания коммунальной услуги по отоплению действующее жилищное законодательство предписывает руководствоваться нормами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов о расчете размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу при отсутствии в доме централизованного теплоснабжения, а именно пунктом 54 этих Правил.

Регистрация прав третьих лиц на размещенное в многоквартирном доме и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в нем инженерное оборудование (на помещения, в которых данное оборудование находится), как не предопределяющая способ поступления в многоквартирный дом тепловой энергии, равно как и не исключающая возможности защиты прав собственников помещений в многоквартирном доме на принадлежащее им в силу закона общее имущество в судебном порядке, не оказывает влияния на методику определения платы за коммунальную услугу по отоплению.

Следовательно, абзац третий статьи 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, рассматриваемый в системе норм действующего жилищного законодательства, неопределенности при выборе методики расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах с котельными не порождает и не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителей.

3. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10 июля 2018 года N 30-П и от 31 мая 2021 года N 24-П указал, что принцип правовой определенности, а равно принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающие из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагают установление правового регулирования, адекватного ожиданиям собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме, стимулирующего их к установке (замене) и обеспечению сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, эффективному ее потреблению и одновременно выполняющего функцию превенции противоправного поведения; достижение конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также сохранения природы и окружающей среды для нынешнего и будущих поколений зависит в том числе от соответствия жилищного законодательства, определяющего порядок расчета платы за коммунальные услуги, законодательству об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно части 11 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации; указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

В отношении многоквартирных домов, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, соответствующий порядок определения размера платы установлен абзацем четвертым пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Что же касается многоквартирных домов, отапливаемых тепловой энергией, произведенной с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, то такой порядок ныне предусмотрен абзацем девятым пункта 54 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2021 года N 1295, действующей с 10 августа 2021 года).

Внося, в частности, в абзацы четвертый и девятый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов изменения, обеспечивающие при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме без централизованного теплоснабжения возможность учета наряду с показаниями общедомового прибора учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии, которыми оснащены не все помещения данного дома, Правительство Российской Федерации руководствовалось выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 10 июля 2018 года N 30-П и от 31 мая 2021 года N 24-П правовыми позициями и решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2021 года N АКПИ21-247. При этом, исходя из конституционного принципа равенства, учитывалась потребность создания равных условий для реализации прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по отоплению как в многоквартирных домах, подключенных к теплосетям, так и в многоквартирных домах без централизованного теплоснабжения.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, оспариваемый заявителями абзац четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, находящийся в системной взаимосвязи с нормой абзаца девятого пункта 54 данных Правил, не препятствует учету показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, в котором имеется общедомовой прибор учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений оснащено индивидуальными приборами учета тепловой энергии и отсутствует централизованное теплоснабжение.

Принимая во внимание особенности отношений по предоставлению коммунальной услуги по отоплению жильцам многоквартирного дома (оснащенного общедомовыми приборами учета, но не имеющего во всех помещениях индивидуальных приборов учета), которые предопределяют возможность перерасчета платы за отопление для собственника или пользователя отдельного помещения на основе показаний индивидуального прибора учета в нем лишь в случае, если известны показания всех имеющихся в доме приборов учета тепловой энергии за отчетный период, а также то, что изменение размера платы за коммунальную услугу по отоплению за прошедшие отопительные периоды для заявителей и находящихся в схожем с ними правовом положении лиц повлечет в условиях отсутствия достоверных данных о потребленной в отдельных помещениях многоквартирного дома тепловой энергии необходимость перерасчета указанной платы для иных участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги по отоплению в данном доме (в том числе жителей квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, которые уже исполнили обязательства по оплате коммунальных услуг), исходя из принципов правовой определенности, справедливости и обеспечения баланса конституционно-значимых интересов, Конституционный Суд Российской Федерации приходит к выводу об объективной невозможности пересмотра конкретного дела заявителей в отсутствие показаний индивидуальных приборов учета всех помещений многоквартирного дома за спорные (предшествующие внесению в правовое регулирование изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2021 года N 1295) периоды, и, следовательно, оснований для принятия обращения заявителей к рассмотрению не имеется.

Поскольку поставленный заявителями вопрос получил разрешение в жилищном законодательстве, не требуется вынесения итогового решения в виде постановления и их жалоба не подлежит дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 4 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу граждан Горбулиной Ирины Александровны, Леоновой Татьяны Михайловны и других не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного ими вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (www.pravo.gov.ru) № 0001202110250005 от 25.10.2021
Рубрики правового классификатора: 030.090.090 Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (см. также 050.030.000), 050.040.040 Отопление, 050.040.070 Водоснабжение, 050.040.090 Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать