Основная информация

Дата опубликования: 11 июня 1999г.
Номер документа: В199901835
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Письма

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199901835

В199901835

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

11.06.99 N С5-7/УЗ-661

О КОДЕКСЕ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (N 81-ФЗ), который опубликован в "Российской газете" от 01.05.99 N 85 и 05.05.99 N 86.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее Кодекс) введен в действие с 1 мая 1999 года (ст. 428).

При этом предлагается обратить внимание на отдельные положения Кодекса, изложенные в Приложении к настоящему письму.

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В. БОЙКОВ

Приложение

к письму

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661

1. В пункте 2 статьи 1 предусмотрено, что имущественные отношения возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются названным Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым данным Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 33 (п. 3) регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

3. Глава VIII Кодекса посвящена договору морской перевозки груза.

Так, в статье 115 (п. 1) определено, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

В параграфе 8 указанной главы регулируются вопросы ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя.

4. В Кодексе определяются договор морского агентирования (ст. 232), договор морского посредничества (ст. 240) и договор морского страхования (ст. 246).

5. В главе XVIII Кодекса регламентируются вопросы ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью.

5.1. В статье 316, в частности, предусмотрено, что собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 и 318 Кодекса.

5.2. Предусмотрена возможность ограничения ответственности собственника судна по отношению к одному инциденту (ст. 320).

При этом установлено, что в целях ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со статьей 320 Кодекса собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в котором к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в суде, в которых иск может быть предъявлен. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом (п. 1 ст. 322).

5.3. В пункте 5 статьи 322 предусмотрено, что в случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности в соответствии со статьей 322 Кодекса и имеет право на ограничение ответственности, то никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна. Суд или арбитражный суд в данном случае выносит постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которое наложен арест по требованию возмещения ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и также освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.

При этом правила, установленные в указанном пункте, применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть действительно использован для удовлетворения требования такого лица (часть 2 п. 5 ст. 322).

5.4. Согласно статье 325 Кодекса иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения (п. 4 ст. 325).

6. Вопросы ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ регламентируются в главе XIX Кодекса.

6.1. Правила, установленные в данной главе, применяются к требованиям возмещения ущерба, причиненного в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, за исключением требований, вытекающих из договора морской перевозки груза и договора морской перевозки пассажира (п. 1 ст. 326).

6.2. В статье 331 предусмотрена возможность ограничения ответственности собственника судна.

В этих целях согласно статье 333 собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба, либо, если такой иск не предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен (п. 1).

На таких же условиях может быть создан фонд ограничения ответственности страховщиком или иным предоставившим финансовое обеспечение лицом (п. 3).

7. Вопросам спасания судов и другого имущества посвящена глава XX Кодекса.

7.1. Согласно статье 341 право на вознаграждение дают спасательные операции, имевшие полезный результат.

7.2. Критерии установления вознаграждения определены в статье 342. При этом предусмотрено, что суд, арбитражный суд или третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно этой статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до определения специальной компенсации, подлежащей уплате согласно статье 343 Кодекса.

7.3. В статье 351 Кодекса установлена обязанность предоставить обеспечение требования спасателя.

Так, по просьбе спасателя лицо, ответственное за уплату вознаграждения или специальной компенсации в соответствии с правилами, установленными главой XX, предоставляет надлежащее обеспечение требования спасателя, в том числе проценты и судебные или арбитражные расходы (п. 1 ст. 351).

7.4. Согласно статье 352 Кодекса суд, арбитражный суд или третейский суд может посредством вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела (п. 1).

8. Вопросы ограничения ответственности по морским требованиям регулируются в главе XXI Кодекса.

8.1. В статье 354 определен круг лиц, имеющих право на ограничение ответственности, а в статье 355 установлены требования, по которым ответственность может быть установлена.

Определены и пределы ответственности (ст. ст. 359, 360).

8.2. Вопросы создания фонда ограничения ответственности в суде или арбитражном суде решаются в статье 363 Кодекса.

При этом в статье 364 установлено, что все вопросы распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан.

8.3. Препятствия для других исков установлены в статье 365 Кодекса.

9. Вопросы, связанные с морским залогом на судно, ипотекой судна или строящегося судна, решаются в главе XXII Кодекса.

10. Особое место в Кодексе занимает глава XXIII об аресте судна.

10.1. Для целей данной главы арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования, как оно определено в статье 389 Кодекса, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу (п. 1 ст. 388).

При этом установлено, что судно может быть арестовано только по морскому требованию (п. 2 ст. 388) и может быть арестовано даже тогда, когда оно готово отплыть (п. 3 ст. 388).

10.2. Определение морского требования дано в статье 389 Кодекса.

10.3. Судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или указанного в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме (п. 1 ст. 391).

При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения, который не должен превышать стоимости судна (п. 2 ст. 391).

10.4. В статье 393 Кодекса определены меры защиты владельца арестованного судна.

В частности, предусмотрено, что суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены судом, арбитражным судом или указанным в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейским судом, в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо может нести ответственность (п. 1 ст. 393).

11. Глава XXV Кодекса посвящена претензиям и искам, а также исковой давности.

11.1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту (п. 1 ст. 402).

11.2. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии (п. 1 ст. 403).

11.3. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику (п. 1 ст. 404).

11.4. Порядок предъявления претензии определяется в статье 405 Кодекса.

11.5. Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406).

Со дня предъявления такой претензии течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока (п. 2 ст. 407).

Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее (п. 1 ст. 407).

11.6. Сроки исковой давности в отношении различных требований и порядок их исчисления определяются в параграфе 2 данной главы.

12. В статье 414 Кодекса определяется право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом.

В главе XXVI Кодекса решаются и другие вопросы, касающиеся применимого права.

13. Согласно статье 429 Кодекса правила, установленные этим Кодексом, применяются к отношениям, возникшим из торгового мореплавания после введения его в действие.

К отношениям, возникшим из торгового мореплавания до введения в действие Кодекса, правила, установленные этим Кодексом, применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

[отформатировано 22.07.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.070.000 Транспорт, 090.070.040 Водный транспорт (см. также 200.100.040, 200.120.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать