Основная информация
Дата опубликования: | 14 января 2014г. |
Номер документа: | Р201404610 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р201404610
ОПУБЛИКОВАНО:
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ , 07.02.2014, N ,
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 25.07.2014, N 4
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14.01.2014 N 75-О
ПО ЗАПРОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПУНКТА 10 СТАТЬИ 51 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Республики Карелия, установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Правительство Республики Карелия оспаривает конституционность положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, согласно которому Глава Республики Карелия назначает первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия, официальных представителей Республики Карелия за ее пределами, а также освобождает их от должности.
На основании данного положения Конституции Республики Карелия и абзаца первого части 2 ее статьи 54, а также пункта 13 части первой статьи 81, пункта 2 статьи 278 и части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 4, части 3 статьи 10 и части 7 статьи 11 Закона Республики Карелия от 5 февраля 2013 года N 1679-ЗРК "О Правительстве Республики Карелия" Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен Указом от 19 июня 2013 года освободил первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике А.В. Чаженгина от занимаемой должности.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 августа 2013 года в удовлетворении требования А.В. Чаженгина о восстановлении в должности было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 октября 2013 года данное решение было отменено и принято новое, которым А.В. Чаженгин восстановлен в должности и в его пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Конституция Республики Карелия не содержит прямого указания на порядок освобождения от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по решению Главы Республики Карелия и, кроме того, с А.В. Чаженгиным был заключен трудовой договор.
По мнению заявителя, в той мере, в какой оспариваемое нормативное положение не позволяет Главе Республики Карелия по собственному усмотрению освобождать от занимаемой должности первого заместителя Главы Республики Карелия, оно противоречит статьям 10, 73, 76 (части 2 и 5) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н"); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (статья 2); система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подпункт "м" пункта статьи 5); формирование в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и принятие решения об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт "в" пункта 7 статьи 18).
Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации устанавливаются государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в системной связи с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обладают особым - публично-правовым - статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной и муниципальной власти обязанности по решению вопросов государственного и муниципального значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной и муниципальной власти (постановления от 5 апреля 2013 года N 7-П и от 27 июня 2013 года N 15-П). Соответственно, исполнение должностных обязанностей лицом, замещающим государственную должность, связанное с использованием его личного труда в интересах публично-правового образования, влечет возникновение публично-правовых отношений, т.е. деятельность лиц на таких должностях обусловливается политическими и иными социальными целями публично-правовых образований и органов государственной власти, которыми они были избраны или назначены на соответствующую должность.
Таким образом, публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).
2.1. Право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об их отставке, не только исходя из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия обусловлено полномочиями по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 января 2002 года N 10-О).
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе основания и порядок прекращения полномочий данных лиц, определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, конституцией (уставом) и законодательством субъекта Российской Федерации.
В Республике Карелия, согласно Конституции Республики Карелия, исполнительную власть осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти (статья 46); Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия, он формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение о его отставке (часть 1 статьи 47, статья 51).
Частью 2 статьи 54 Конституции Республики Карелия и частями 3 и 4 статьи 4 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия" установлено, что первые заместители и заместители Главы Республики Карелия являются членами Правительства Республики Карелия и, если иное не установлено федеральным законодательством, - лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия. Оспариваемым положением статьи 51 Конституции Республики Карелия определено, что Глава Республики Карелия освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей. Основания освобождения от должности члена Правительства Республики Карелия установлены статьями 61, 64.1 Конституции Республика Карелия и статьей 10 Закона "О Правительстве Республики Карелия".
Таким образом, оспариваемое положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, устанавливающее полномочие Главы Республики Карелия освобождать от должности первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, которые являются членами высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что такое освобождение происходит по решению Главы Республики Карелия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, при этом требования о наличии оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные нормами Трудового кодекса Российской Федерации, неприменимы.
2.2. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части третьей статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм.
Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в запросе Правительства Республики Карелия положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного суда Российской Федерации".
[введено: 26.08.2014 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 01.09.2014 редактор НЦПИ - Петросова А.Б.]
Р201404610
ОПУБЛИКОВАНО:
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ , 07.02.2014, N ,
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 25.07.2014, N 4
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14.01.2014 N 75-О
ПО ЗАПРОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПУНКТА 10 СТАТЬИ 51 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Республики Карелия, установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Правительство Республики Карелия оспаривает конституционность положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, согласно которому Глава Республики Карелия назначает первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия, официальных представителей Республики Карелия за ее пределами, а также освобождает их от должности.
На основании данного положения Конституции Республики Карелия и абзаца первого части 2 ее статьи 54, а также пункта 13 части первой статьи 81, пункта 2 статьи 278 и части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 4, части 3 статьи 10 и части 7 статьи 11 Закона Республики Карелия от 5 февраля 2013 года N 1679-ЗРК "О Правительстве Республики Карелия" Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен Указом от 19 июня 2013 года освободил первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике А.В. Чаженгина от занимаемой должности.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 августа 2013 года в удовлетворении требования А.В. Чаженгина о восстановлении в должности было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 октября 2013 года данное решение было отменено и принято новое, которым А.В. Чаженгин восстановлен в должности и в его пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Конституция Республики Карелия не содержит прямого указания на порядок освобождения от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по решению Главы Республики Карелия и, кроме того, с А.В. Чаженгиным был заключен трудовой договор.
По мнению заявителя, в той мере, в какой оспариваемое нормативное положение не позволяет Главе Республики Карелия по собственному усмотрению освобождать от занимаемой должности первого заместителя Главы Республики Карелия, оно противоречит статьям 10, 73, 76 (части 2 и 5) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н"); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (статья 2); система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подпункт "м" пункта статьи 5); формирование в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и принятие решения об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт "в" пункта 7 статьи 18).
Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации устанавливаются государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в системной связи с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, обладают особым - публично-правовым - статусом, имеющим конституционную природу, на них возлагаются обусловленные спецификой государственной и муниципальной власти обязанности по решению вопросов государственного и муниципального значения, их статус обусловлен целями, задачами, функциями и компетенцией органов государственной и муниципальной власти (постановления от 5 апреля 2013 года N 7-П и от 27 июня 2013 года N 15-П). Соответственно, исполнение должностных обязанностей лицом, замещающим государственную должность, связанное с использованием его личного труда в интересах публично-правового образования, влечет возникновение публично-правовых отношений, т.е. деятельность лиц на таких должностях обусловливается политическими и иными социальными целями публично-правовых образований и органов государственной власти, которыми они были избраны или назначены на соответствующую должность.
Таким образом, публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).
2.1. Право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подбирать и назначать своих заместителей, определять их количество и распределять между ними обязанности, по собственной инициативе освобождать от должности, в том числе принимать решение об их отставке, не только исходя из деловых, профессиональных и личных качеств конкретных лиц, но и на основе политического и личного доверия обусловлено полномочиями по формированию и организации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 января 2002 года N 10-О).
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе основания и порядок прекращения полномочий данных лиц, определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общими принципами организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, конституцией (уставом) и законодательством субъекта Российской Федерации.
В Республике Карелия, согласно Конституции Республики Карелия, исполнительную власть осуществляют Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти (статья 46); Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия, он формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение о его отставке (часть 1 статьи 47, статья 51).
Частью 2 статьи 54 Конституции Республики Карелия и частями 3 и 4 статьи 4 Закона Республики Карелия "О Правительстве Республики Карелия" установлено, что первые заместители и заместители Главы Республики Карелия являются членами Правительства Республики Карелия и, если иное не установлено федеральным законодательством, - лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия. Оспариваемым положением статьи 51 Конституции Республики Карелия определено, что Глава Республики Карелия освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей. Основания освобождения от должности члена Правительства Республики Карелия установлены статьями 61, 64.1 Конституции Республика Карелия и статьей 10 Закона "О Правительстве Республики Карелия".
Таким образом, оспариваемое положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, устанавливающее полномочие Главы Республики Карелия освобождать от должности первых заместителей и заместителей Главы Республики Карелия, которые являются членами высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что такое освобождение происходит по решению Главы Республики Карелия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, при этом требования о наличии оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные нормами Трудового кодекса Российской Федерации, неприменимы.
2.2. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части третьей статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм.
Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в запросе Правительства Республики Карелия положение пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия, отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства Республики Карелия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного суда Российской Федерации".
[введено: 26.08.2014 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 01.09.2014 редактор НЦПИ - Петросова А.Б.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 4 от 25.07.2014 Стр. 98, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ от 07.02.2014 |
Рубрики правового классификатора: | 010.010.020 Конституции, уставы субъектов Российской Федерации и акты конституционного значения, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: