Основная информация

Дата опубликования: 01 октября 2014г.
Номер документа: В201406659
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406659

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 27.07.2015, N 8, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

01.10.2014 N АКПИ14-953

ПОДПУНКТ 24 П. 9 ПОЛОЖЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ

"ЮГЫД ВА", УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНПРИРОДЫ РОССИИ

ОТ 20 НОЯБРЯ 2013 Г. N 534, В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПАРКА, ВНЕ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ; ПРИЛОЖЕНИЕ 1

"КООРДИНАТЫ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦЫ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПАРКА "ЮГЫД ВА" В ЧАСТИ УТВЕРЖДЕНИЯ КООРДИНАТ ПОВОРОТНЫХ

ТОЧЕК В РАЙОНЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ "ЧУДНОЕ" (ПОЗИЦИЯ

"КООРДИНАТЫ ПОВОРОТНЫХ ТОЧЕК НА ТЕРРИТОРИИ

МОГО "ИНТА" - "ЧУДНОЕ"); ПРИЛОЖЕНИЕ 3 "КАРТА-СХЕМА

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПАРКА "ЮГЫД ВА" В ЧАСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ НА КАРТЕ-СХЕМЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

"ЮГЫД ВА" МЕСТОРОЖДЕНИЯ "ЧУДНОЕ" КАК НЕ ВХОДЯЩЕГО

В ТЕРРИТОРИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА "ЮГЫД ВА"

ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ

РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими подп. 24 п. 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утвержденного приказом Минприроды России от 20 ноября 2013 г. N 534 (далее - Положение), и приложений 1, 3 к данному Положению.

Верховный Суд РФ 1 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворил, указав следующее.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Согласно подп. 24 п. 9 Положения на территории национального парка запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка и использованием транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка).

Устанавливая запрет на осуществление на территории национальных парков любой деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (подп. "ж" п. 2 ст. 15) на территориях национальных парков запрещает движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к каковым относятся и территории национальных парков, подп. 3 п. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог.

Оспариваемые положения нормативного правового акта, воспроизводя нормы подп. "ж" п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", вместе с тем допускают возможность движения и стоянки транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест в случае использования транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка, что не соответствует требованиям федерального законодательства.

В приложении 1 к Положению приведены координаты поворотных точек границы национального парка "Югыд ва", а в приложении 3 дана карта-схема функционального зонирования территории национального парка "Югыд ва".

По заявке Минприроды России в 2009 году Росреестром были проведены землеустроительные и кадастровые работы с целью уточнения границ национального парка в действующей системе географических координат.

В ходе уточнения границ национального парка "Югыд ва" приказом Минприроды от 20 ноября 2013 г. N 534 были утверждены координаты поворотных точек в районе месторождения "Чудное" (позиция "Координаты поворотных точек на территории МОГО "Инта" - "Чудное", приложение 1), которое не вошло в границы национального парка.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 377 "О создании в Республике Коми национального парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России" на территории Республики Коми создан национальный парк "Югыд ва" общей площадью 1 891 701 га за счет земель лесного фонда Печорского лесхоза (991 544 га) и Вуктыльского лесхоза (900 157 га).

Площадь национального парка соответствовала площади ранее существовавшего государственного природного национального парка в Коми АССР. Национальный парк в Коми АССР был создан в соответствии с постановлением Совета Министров Коми АССР от 28 сентября 1990 г. N 200 "Об организации государственного природного национального парка в Коми АССР". Из перечня лесных кварталов и бассейнов рек, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР, утвержденного названным постановлением Совета Министров Коми АССР от 28 сентября 1990 г. N 200, следует, что в состав государственного природного национального парка были переданы земли Печорского и Вуктыльского лесхозов, в том числе в лесхозе Печорский лесные кварталы, бассейны рек под N 143, 152, 153, 156, 163, 167-194. Участок N 184 (месторождение "Чудное") входил в перечень лесных кварталов, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР.

В судебном заседании обозревалась карта-схема государственного природного национального парка Коми АССР, составленная институтом Союзгипролесхоз в 1991 году, функционального зонирования государственного природного национального парка Коми АССР площадью 1 891 701 га, из которой усматривается, что участок N 184 входил в перечень лесных кварталов, включенных в состав государственного природного национального парка Коми АССР.

После создания национального парка "Югыд ва" территория месторождения "Чудное", входящая в участок Алькес-Вож, также рассматривалась как часть национального парка. Так, согласно предписанию об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности от 10 августа 1998 г. N 05-21/36-9 Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды было установлено, что ОАО "Полярноуралгеология" совершило экологическое правонарушение, выразившееся в проведении геологоразведочных работ, в том числе буровых работ на участке Алькес-Вож на территории национального парка "Югыд ва".

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 20 августа 2009 г. оставлено без изменения решение Интинского городского суда от 10 июля 2009 г. по делу по заявлению прокурора г. Инты о признании противоречащими закону и недействующими постановлений руководителя администрации МОГО "Инта" от 28 ноября 2008 г. N 11/3099§1 "О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя администрации МОГО "Инта", от 31 октября 2008 г. N 10/2754§1 "Об утверждении проекта границ земельного участка национального парка "Югыд ва" на территории МОГО "Инта". Судом было установлено, что в приложении N 1 к постановлению руководителя администрации МОГО "Инта" от 31 октября 2008 г. участок рудного поля "Чудное" располагается на территории национального парка "Югыд ва".

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пункт 3 ст. 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" запрещает изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" национальные парки образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Доводы Минприроды России о том, что в результате уточнения границ национального парка участок "месторождение "Чудное" был признан вне границ национального парка "Югыд ва", а площадь национального парка увеличилась и составила 1 894 133 га, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Минприроды России не представило доказательств того, что территория, занятая месторождением "Чудное", ранее была учтена как самостоятельный объект недвижимости в составе национального парка.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулируя кадастровые отношения, не содержит положений об изъятии земель особо охраняемых природных территорий по результатам кадастровой деятельности.

В ст. 5 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, участником которой является Российская Федерация, предусмотрено, что государства - стороны данной Конвенции, по возможности, стремятся к тому, чтобы обеспечить более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории.

Земельный участок, занятый месторождением "Чудное", включен в границы участка всемирного наследия "Девственные леса Коми". При номинировании объекта каких-либо оговорок об иных пользователях данным участком сделано не было.

Верховный Суд РФ признал недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подп. 24 п. 9 Положения о национальном парке "Югыд ва", утвержденного приказом Минприроды России от 20 ноября 2013 г. N 534, в части установления допустимости использования транспортных средств пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка, вне дорог общего пользования; приложение 1 "Координаты поворотных точек границы национального парка "Югыд ва" в части утверждения координат поворотных точек в районе месторождения "Чудное" (позиция "Координаты поворотных точек на территории МОГО "Инта" - "Чудное"); приложение 3 "Карта-схема функционального зонирования территории национального парка "Югыд ва" в части выделения на карте-схеме функционального зонирования национального парка "Югыд ва" месторождения "Чудное" как не входящего в территорию национального парка "Югыд ва".

[введено: 03.09.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.09.2015 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 27.07.2015 Стр. 35
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.060.010 Общие положения, 020.060.040 Органы, полномочные рассматривать административные дела, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 110.010.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.010.050 Информация о состоянии окружающей природной среды (см. также 120.030.080), 110.010.090 Экологический контроль, 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты, 110.010.160 Охрана окружающей природной среды отдельных регионов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать