Основная информация
Дата опубликования: | 23 октября 2015г. |
Номер документа: | В201507487 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201507487
В201507487
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.07.2016, N 8, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23.10.2015 N АКПИ15-742
ПОДПУНКТ 3 П. 68 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫДАЧИ,
ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ,
ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЛИЦЕНЗИИ
НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР, А ТАКЖЕ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ
ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИНЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕШЕНИЙ О ДОСРОЧНОМ
ПРЕКРАЩЕНИИ, ПРИОСТАНОВЛЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВА
ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. N 315, В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СОГЛАСИЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЛИЦЕНЗИИ
НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРЕТЕНДЕНТА В СЛУЧАЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ, ДОГОВОРА АРЕНДЫ
И ИНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ
ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И (ИЛИ) ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ТАКИХ СИСТЕМ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВОДОСНАБЖЕНИИ
И ВОДООТВЕДЕНИИ", ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее — Административный регламент).
Согласно подп. 2 п. 65 Административного регламента отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случае, если заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных данным Административным регламентом.
В подп. 3 п. 68 Административного регламента предусмотрено, что к заявке на переоформление лицензии должен прилагаться документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица).
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими подп. 2 п. 65 и подп. 3 п. 68 Административного регламента в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в принятии и рассмотрении заявки по вопросу переоформления лицензии непредставление документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица), — в случае переоформления лицензии на основании заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Как указал административный истец, оспариваемые положения Административного регламента не соответствуют ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушают права организации на осуществление деятельности, связанной с водоснабжением.
В суде представитель ООО "Овощевод" поддержала заявленные требования и пояснила, что данная организация не может получить согласия владельца лицензии на ее переоформление, а территориальный орган Роснедра отказывает в переоформлении лицензии, ссылаясь на оспариваемые положения Административного регламента, который не приведен в соответствие с положениями Закона РФ "О недрах", Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Верховный Суд РФ 23 октября 2015 г. установил следующее.
Закон РФ "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, в ч. 5 ст. 171 закрепляет разрешительный режим пользования недрами и предусматривает, что порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения — законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра (п. 1). Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ (п. 5.2.57).
Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") заключение концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", является основанием перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности.
Закрепляя последовательность действий Рос-недр и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, Административный регламент в подп. 3 п. 68 предусматривает, что регистрация заявки на переоформление лицензии производится, если к ней приложен документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления.
Административный регламент в п. 61 устанавливает случаи исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр и не учитывает изменения, которые были внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" о переходе права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр, когда при переоформлении лицензии по основаниям, установленным абз. 9 ч. 1 ст. 171 названного Закона, согласия владельца лицензии на ее переоформление не требуется.
Как установлено в судебном заседании, уполномоченные органы отказывают в переоформлении лицензии на том основании, что к заявке на переоформление не приложен документ, предусмотренный подп. 3 п. 68 Административного регламента. Эти положения Административного регламента по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Что касается подп. 2 п. 65 Административного регламента, то установленное им основание для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр носит отсылочный характер и нарушать чьих-либо прав и охраняемых законом интересов не может.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд РФ решил административное исковое заявление ООО "Овощевод" удовлетворить частично.
[введено: 20.09.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 21.09.2016 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]
В201507487
В201507487
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.07.2016, N 8, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
23.10.2015 N АКПИ15-742
ПОДПУНКТ 3 П. 68 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫДАЧИ,
ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ,
ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЛИЦЕНЗИИ
НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР, А ТАКЖЕ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ
ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИНЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕШЕНИЙ О ДОСРОЧНОМ
ПРЕКРАЩЕНИИ, ПРИОСТАНОВЛЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВА
ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. N 315, В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ДОКУМЕНТА,
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СОГЛАСИЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЛИЦЕНЗИИ
НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРЕТЕНДЕНТА В СЛУЧАЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ, ДОГОВОРА АРЕНДЫ
И ИНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ
ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И (ИЛИ) ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ТАКИХ СИСТЕМ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВОДОСНАБЖЕНИИ
И ВОДООТВЕДЕНИИ", ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее — Административный регламент).
Согласно подп. 2 п. 65 Административного регламента отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случае, если заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных данным Административным регламентом.
В подп. 3 п. 68 Административного регламента предусмотрено, что к заявке на переоформление лицензии должен прилагаться документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица).
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими подп. 2 п. 65 и подп. 3 п. 68 Административного регламента в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в принятии и рассмотрении заявки по вопросу переоформления лицензии непредставление документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица), — в случае переоформления лицензии на основании заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Как указал административный истец, оспариваемые положения Административного регламента не соответствуют ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушают права организации на осуществление деятельности, связанной с водоснабжением.
В суде представитель ООО "Овощевод" поддержала заявленные требования и пояснила, что данная организация не может получить согласия владельца лицензии на ее переоформление, а территориальный орган Роснедра отказывает в переоформлении лицензии, ссылаясь на оспариваемые положения Административного регламента, который не приведен в соответствие с положениями Закона РФ "О недрах", Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Верховный Суд РФ 23 октября 2015 г. установил следующее.
Закон РФ "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, в ч. 5 ст. 171 закрепляет разрешительный режим пользования недрами и предусматривает, что порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения — законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра (п. 1). Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ (п. 5.2.57).
Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") заключение концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", является основанием перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности.
Закрепляя последовательность действий Рос-недр и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, Административный регламент в подп. 3 п. 68 предусматривает, что регистрация заявки на переоформление лицензии производится, если к ней приложен документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления.
Административный регламент в п. 61 устанавливает случаи исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр и не учитывает изменения, которые были внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" о переходе права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр, когда при переоформлении лицензии по основаниям, установленным абз. 9 ч. 1 ст. 171 названного Закона, согласия владельца лицензии на ее переоформление не требуется.
Как установлено в судебном заседании, уполномоченные органы отказывают в переоформлении лицензии на том основании, что к заявке на переоформление не приложен документ, предусмотренный подп. 3 п. 68 Административного регламента. Эти положения Административного регламента по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Что касается подп. 2 п. 65 Административного регламента, то установленное им основание для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр носит отсылочный характер и нарушать чьих-либо прав и охраняемых законом интересов не может.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд РФ решил административное исковое заявление ООО "Овощевод" удовлетворить частично.
[введено: 20.09.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]
[проверено: 21.09.2016 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 22.07.2016 Стр. 9 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030), 030.120.190 Коммерческая концессия (см. также 080.100.050), 050.040.070 Водоснабжение, 110.030.010 Общие положения, 110.030.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.030.050 Пользование недрами. Виды пользования (см. также 030.090.080), 110.030.060 Возникновение и прекращение права пользования недрами, 110.030.100 Разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: