Основная информация

Дата опубликования: 23 октября 2015г.
Номер документа: В201507487
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507487

В201507487

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.07.2016, N 8, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23.10.2015 N АКПИ15-742

ПОДПУНКТ 3 П. 68 АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОГО

АГЕНТСТВА ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВЫДАЧИ,

ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ,

ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЛИЦЕНЗИИ

НА ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ НЕДР, А ТАКЖЕ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ

ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИНЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ИНЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕШЕНИЙ О ДОСРОЧНОМ

ПРЕКРАЩЕНИИ, ПРИОСТАНОВЛЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВА

ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ НЕДР, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. N 315, В ЧАСТИ ТРЕБОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ДОКУМЕНТА,

ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СОГЛАСИЕ ВЛАДЕЛЬЦА ЛИЦЕНЗИИ

НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРЕТЕНДЕНТА В СЛУЧАЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ, ДОГОВОРА АРЕНДЫ

И ИНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ

ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

И (ИЛИ) ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ТАКИХ СИСТЕМ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВОДОСНАБЖЕНИИ

И ВОДООТВЕДЕНИИ", ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ

РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее — Административный регламент).

Согласно подп. 2 п. 65 Административного регламента отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случае, если заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных данным Административным регламентом.

В подп. 3 п. 68 Административного регламента предусмотрено, что к заявке на переоформление лицензии должен прилагаться документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица).

Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими подп. 2 п. 65 и подп. 3 п. 68 Административного регламента в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в принятии и рассмотрении заявки по вопросу переоформления лицензии непредставление документа, подтверждающего согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица), — в случае переоформления лицензии на основании заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Как указал административный истец, оспариваемые положения Административного регламента не соответствуют ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушают права организации на осуществление деятельности, связанной с водоснабжением.

В суде представитель ООО "Овощевод" поддержала заявленные требования и пояснила, что данная организация не может получить согласия владельца лицензии на ее переоформление, а территориальный орган Роснедра отказывает в переоформлении лицензии, ссылаясь на оспариваемые положения Административного регламента, который не приведен в соответствие с положениями Закона РФ "О недрах", Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Верховный Суд РФ 23 октября 2015 г. установил следующее.

Закон РФ "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, в ч. 5 ст. 171 закрепляет разрешительный режим пользования недрами и предусматривает, что порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения — законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра (п. 1). Минприроды России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ (п. 5.2.57).

Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") заключение концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", является основанием перехода права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности.

Закрепляя последовательность действий Рос-недр и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, Административный регламент в подп. 3 п. 68 предусматривает, что регистрация заявки на переоформление лицензии производится, если к ней приложен документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления.

Административный регламент в п. 61 устанавливает случаи исполнения государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр и не учитывает изменения, которые были внесены Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в ч. 1 ст. 171 Закона РФ "О недрах" о переходе права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр, когда при переоформлении лицензии по основаниям, установленным абз. 9 ч. 1 ст. 171 названного Закона, согласия владельца лицензии на ее переоформление не требуется.

Как установлено в судебном заседании, уполномоченные органы отказывают в переоформлении лицензии на том основании, что к заявке на переоформление не приложен документ, предусмотренный подп. 3 п. 68 Административного регламента. Эти положения Административного регламента по своему содержанию вызывают неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.

Что касается подп. 2 п. 65 Административного регламента, то установленное им основание для отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр носит отсылочный характер и нарушать чьих-либо прав и охраняемых законом интересов не может.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд РФ решил административное исковое заявление ООО "Овощевод" удовлетворить частично.

[введено: 20.09.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 21.09.2016 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 22.07.2016 Стр. 9
Рубрики правового классификатора: 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 030.120.050 Аренда (см. также 050.030.030), 030.120.190 Коммерческая концессия (см. также 080.100.050), 050.040.070 Водоснабжение, 110.030.010 Общие положения, 110.030.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.030.050 Пользование недрами. Виды пользования (см. также 030.090.080), 110.030.060 Возникновение и прекращение права пользования недрами, 110.030.100 Разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать