Основная информация

Дата опубликования: 13 апреля 2016г.
Номер документа: В201606430
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606430

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.04.2017, N 5, (Извлечение)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

13.04.2016 N АКПИ15-1534

ПОДПУНКТ "Б" П. 12, ПОДП, "А" П. 88, П. 91

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ СЕТЕЙ

ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ,

УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2010 Г. N 870, В ЧАСТИ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ

СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(Извлечение)

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее - Технический регламент).

ООО "Московская негосударственная экспертиза строительных проектов", ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства", НП "Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве" обратились в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими подп. "б" п. 3, подп. "б" п. 12, подп. "а" п. 88, пп. 89, 91, подп. "б" п. 95 Технического регламента, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", поскольку они исключают возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при проектировании сетей газораспределения и нарушают права административных истцов на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Верховный Суд РФ 13 апреля 2016 г. заявленные требования удовлетворил частично, указав следующее.

Технический регламент является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Объектами технического регулирования оспариваемого нормативного правового акта являются сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации. Сеть газораспределения предназначена для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, а сеть газопотребления - для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.

Правила идентификации объектов технического регулирования к материалам идентификации объектов технического регулирования относят заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления (подп. "б" п. 12 Технического регламента).

Оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям технического регламента осуществляется при их проектировании (включая инженерные изыскания) и предполагает прямое или косвенное определение соблюдения указанных требований. Подпунктом "а" п. 88 Технического регламента предусмотрено, что такая оценка осуществляется в форме государственной экспертизы проектной документации.

В состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления п. 91 Технического регламента включает заключение государственной экспертизы проектной документации.

Данные оспариваемые положения Технического регламента, как следует из их содержания, исключают возможность использования результатов негосударственной экспертизы проектной документации в целях оценки соответствия объекта технического регулирования установленным требованиям, вводя ограничение, не предусмотренное федеральным законодательством, нарушающее права административных истцов на осуществление предпринимательской деятельности.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2, 3 и 31 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Градостроительный кодекс РФ в п. 11 ч. 1 ст. 481 к особо опасным и технически сложным объектам относит опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает классы опасности опасных производственных объектов. В соответствии с классификацией опасных производственных объектов для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления установлены: II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскачя, и III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подп. 1 п. 4 приложения N 2 к данному Федеральному закону.

Представитель административных истцов в судебном заседании пояснила, что ООО "Московская негосударственная экспертиза строительных проектов", ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства" осуществляют деятельность по проведению экспертиз проектной документации не выше III класса опасности.

Суд признал несостоятельными ссылки административного ответчика на ч. 2 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно названной норме Кодекса к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о про мы пшенной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

Из содержания данной нормы Кодекса следует, что специальное регулирование техническими регламентами вопросов, связанных с градостроительной деятельностью, не исключает применения норм законодательства о градостроительной деятельности.

[введено: 13.07.2017 редактор НЦПИ - Долгополова Е.В.]

[проверено: 19.07.2017 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 25.04.2017 Стр. 5
Рубрики правового классификатора: 090.040.080 Капитальное строительство в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, 090.050.050 Градостроительные нормативы. Градостроительная документация. Экспертиза, 090.070.090 Трубопроводный транспорт, 090.070.110 Транспортное обслуживание населения (см. также 030.120.110), 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать