Основная информация
Дата опубликования: | 10 июня 2014г. |
Номер документа: | В201406629 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201406629
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.05.2015, N 6, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.06.2014 N АКПИ14-568
ПОДПУНКТ "Д" П. 4.3 ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ТОРГОВ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА (ПРЕДПРИЯТИЯ)
ДОЛЖНИКОВ В ХОДЕ ПРОЦЕДУР, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЛЕ
О БАНКРОТСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. N 54,
В ЧАСТИ СЛОВ "СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ," ПРИЗНАН
НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА
В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок), который устанавливает правила проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах, участников открытых торгов в процессе их организации и проведения.
В соответствии с подп. "д" п. 4.3 Порядка заявка на участие в открытых торгах должна содержать сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.
К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании данной нормы недействующей в части, предусматривающей указание в заявке сведений о заявителе, ссылаясь на ее противоречие п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ).
В судебном заседании заявитель пояснил, что является индивидуальным предпринимателем и регулярно подает заявки на участие в открытых торгах в электронной форме. Порядок в оспариваемой части не соответствует названному законоположению и создает угрозу нарушения его права на участие в торгах, поскольку возлагает обязанность указывать в заявке на участие в торгах сведения, не предусмотренные Законом. Неопределенность оспариваемого предписания может привести к принятию решения об отказе в допуске к участию в торгах по мотивам несоответствия заявки требованиям, установленным подп. 1 п. 5.3 Порядка.
Верховный Суд РФ 10 июня 2014 г. установил следующее.
Абзацем 6 п. 11 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ) предусматривалось, что заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. Аналогичные положения содержит и подп. "д" п. 4.3 Порядка. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона изложен в новой редакции, в которой слова "сведения о заявителе," отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время содержание подп. "д" п. 4.3 Порядка в части указанных слов не согласуется с содержанием действующей редакции абз. 6 п. 11 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При этом наличие слов "сведения о заявителе," в оспариваемом предписании не позволяет признать его отвечающим критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку оно допускает неоднозначное толкование. Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Верховный Суд РФ удовлетворил заявленные требования К., признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подп. "д" п. 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54, в части слов "сведения о заявителе,".
[введено: 21.07.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]
[проверено: 31.07.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В201406629
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.05.2015, N 6, (Извлечение)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10.06.2014 N АКПИ14-568
ПОДПУНКТ "Д" П. 4.3 ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТЫХ ТОРГОВ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВА (ПРЕДПРИЯТИЯ)
ДОЛЖНИКОВ В ХОДЕ ПРОЦЕДУР, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДЕЛЕ
О БАНКРОТСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 15 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. N 54,
В ЧАСТИ СЛОВ "СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ," ПРИЗНАН
НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА
В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок), который устанавливает правила проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах, участников открытых торгов в процессе их организации и проведения.
В соответствии с подп. "д" п. 4.3 Порядка заявка на участие в открытых торгах должна содержать сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.
К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании данной нормы недействующей в части, предусматривающей указание в заявке сведений о заявителе, ссылаясь на ее противоречие п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ).
В судебном заседании заявитель пояснил, что является индивидуальным предпринимателем и регулярно подает заявки на участие в открытых торгах в электронной форме. Порядок в оспариваемой части не соответствует названному законоположению и создает угрозу нарушения его права на участие в торгах, поскольку возлагает обязанность указывать в заявке на участие в торгах сведения, не предусмотренные Законом. Неопределенность оспариваемого предписания может привести к принятию решения об отказе в допуске к участию в торгах по мотивам несоответствия заявки требованиям, установленным подп. 1 п. 5.3 Порядка.
Верховный Суд РФ 10 июня 2014 г. установил следующее.
Абзацем 6 п. 11 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ) предусматривалось, что заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. Аналогичные положения содержит и подп. "д" п. 4.3 Порядка. Однако Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона изложен в новой редакции, в которой слова "сведения о заявителе," отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время содержание подп. "д" п. 4.3 Порядка в части указанных слов не согласуется с содержанием действующей редакции абз. 6 п. 11 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При этом наличие слов "сведения о заявителе," в оспариваемом предписании не позволяет признать его отвечающим критериям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку оно допускает неоднозначное толкование. Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Верховный Суд РФ удовлетворил заявленные требования К., признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подп. "д" п. 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2010 г. N 54, в части слов "сведения о заявителе,".
[введено: 21.07.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]
[проверено: 31.07.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 6 от 22.05.2015 Стр. 22 |
Рубрики правового классификатора: | 030.020.030 Индивидуальные предприниматели, 030.030.020 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (см. также 190.020.070), 030.120.210 Публичный конкурс. Проведение игр и пари. Публичное обещание награды, 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: