Основная информация
Дата опубликования: | 15 декабря 1990г. |
Номер документа: | С9000911 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Положения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С9000911
&С9000911
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров СССР
от 15 декабря 1990 г. N 1282
В+Р+Е+М+Е+Н+Н+О+Е
П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
(См. также. -
Распоряжение Кабинета Министров СССР от 28 января 1991 г. N 16р; НГР:
С9100074.).
1. Настоящее Временное
положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования
Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях (ГСЧС)<1>.
2. ГСЧС предназначена
для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для
обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному
хозяйству<2>.
3. Основными задачами
ГСЧС являются:
проведение на
территории страны единой государственной политики, предусматривающей комплекс
экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и
культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и
осуществление в этих целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных
целевых программ, организация проведения научных исследований и
опытно-конструкторских работ;
обеспечение надежного
функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование
возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление
потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по
реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявленным требованиям
безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей
народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных
резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и
препаратов, продовольствия и других;
обеспечение высокой
готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных
ситуациях; быстрое реагирование , включая оценку характера, масштабов и
возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение
соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах
возникновения чрезвычайных ситуаций; своевременное выдвижение сил и средств в
районы бедствия;
проведение
поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций<3>;
организация
сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и оказания
взаимной помощи по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации
их последствий.
------------------------------
<1> Ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+а+я
с+и+т+у+а+ц+и+я - обстановка на объекте или на определенной части территории
(акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и
экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может
привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и
нарушению условий жизнедеятельности.
<2>
Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических,
межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию системы не
входят.
<3> Чрезвычайная
ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных
факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная
угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и
жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.
4. ГСЧС включает в
себя союзную, территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские,
ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие
принятому в стране административно-территориальному делению и структуре
министерств, ведомств, межотраслевых государственных объединений,
государственных консорциумов, концернов и ассоциаций<1>.
Союзная подсистема
ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и
контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, а также
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет СССР,
Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская
оборона СССР).
Конкретные структуры
территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются
соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик,
министерствами и ведомствами СССР, исполнительными комитетами Советов народных
депутатов и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.
При этом, как правило,
каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы
повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием
природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения,
резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия средств
жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные
заведения и научно-исследовательские учреждения.
5. Руководящими
органами ГСЧС являются:
Государственная
комиссия Советов Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС);
республиканские
комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);
комиссия
исполнительных комитетов краевых, областных, районных и городских Советов
народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС)<2>;
объектовые комиссии по
чрезвычайным ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного
хозяйства<2>;
ведомственные комиссии
по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые в министерствах и ведомствах СССР
и союзных республик.
Как правило, комиссии
по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно заместителями
председателей Советов Министров союзных и автономных республик, заместителями
председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов,
руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства,
заместителями министров и председателей государственных комитетов СССР.
При комиссиях по
чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные
подразделения (аппарат комиссий). Состав подразделений определяется Советами
Министров союзных и автономных республик, Советами народных депутатов,
министерствами и ведомствами СССР в зависимости от объемов работы.
--------------------------------
<1> В дальнейшем
именуются - министерства и ведомства.
<2> Комиссии
исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов и
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при
наличии соответствующей базы.
6. Учитывая единство
задач, решаемых в ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным
ситуациям всех уровней являются:
руководство
деятельностью ГСЧС на соответствующих подведомственных территориях, в отраслях
промышленности, на объектах народного хозяйства;
разработка и
осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению
ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению
надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного
хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация
постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально
опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и
прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
обеспечение постоянной
готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
создание финансовых и
материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на
профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
координация
деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории
по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация
взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов,
военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам
сбора и обмена информаций о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости -
направления сил и средств для ликвидации их последствий;
руководство действиями
в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их
последствий;
непосредственное
распределение и использование международной помощи в случае возникновения
чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного
хозяйства.
7. Органами
повседневного управления ГСЧС являются:
дежурные службы
территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские
службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;
штабы гражданской
обороны всех уровней;
дежурные службы
подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных
общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Руководящие органы и
органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС.
8. Силы и средства
наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов
состоят из:
сил Госпроматомнадзора
СССР, Госстроя СССР и Госстандарта СССР;
сил Государственного
санитарного надзора Минздрава СССР;
сил Государственной
контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР;
службы (учреждений)
наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных
научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем
природной среды;
сил ветеринарной
службы СССР и союзных республик;
сети наблюдения и
лабораторного контроля гражданской обороны;
службы предупреждения
о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за
радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы
сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля
источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомприроды СССР;
национальных
космических средств наблюдения.
Основными задачами
системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных
объектов являются:
сбор и анализ
информации о состоянии природной среды;
прогнозирование и
наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений,
гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;
контроль за
промышленной и экологической безопасностью при строительстве, модернизации и
реконструкции народнохозяйственных объектов;
контроль за
соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах;
экологическая
экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения
производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
контроль за
использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и
оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и
катастроф;
прогнозирование
появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.
9. Силы и средства
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и
невоенизированных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных
формирований министерств и ведомств;
аварийно-восстановительных
формирований, образуемых на базе действующих строительных и монтажных
организаций строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и
территориальных органов управления строительством;
учреждений и
формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных
республик, а также других министерств и ведомств;
формирований
экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
военизированных служб
по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий,
подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета
СССР;
пожарных частей и
подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД
СССР;
соединений, воинских
частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР;
соединений и воинских
частей химических и инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
сил и средств Единой
государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР;
восстановительных и
пожарных поездов МПС СССР;
аварийно-спасательных
служб Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других
министерств и ведомств СССР;
отрядов, служб и
специалистов Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных
общественных организаций.
Все эти силы и
средства, входящие в ГСЧС, составляют в целом систему сил и средств ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
10. На базе мобильных
пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных,
газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных
министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны
СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с
министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения
постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их
возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для
оказания помощи за рубежом.
11.
Информационно-управляющая система ГСЧС, осуществляющая информационное
обеспечение ее функционирования, включает:
ситуационный центр
ГКЧС;
центр комплексной
обработки информации Госкомцентра СССР;
информационно-вычислительный
центр РКЧС, краевых и областных КЧС и ВКЧС;
пункты управления сил
и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских
частей, военизированных и невоенизированных формирований;
информационные центры
(центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;
средства связи и
передачи данных.
12. Основными
функциями информационно-управляющей системы ГСЧС являются:
сбор и комплексная
обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля состояния
природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о
фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами
(пользователями)<1> по принадлежности;
сбор и обработка
информации от абонентов (пользователей) системы;
обеспечение обмена
информацией между различными подсистемами и
звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и
пунктами управления сил и средств ликвидации последствий чрезвы-
чайных ситуаций, а также
пунктами управления системы наблюдения и
контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объ-
ектов. ---------------------------
<1> Абонентами
(пользователями) ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного
управления системы.
13. Деятельность ГСЧС
заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В зависимости от
обстановки различают три режима функционирования системы:
р+е+ж+и+м п+о+в+с+е+д+н+е+в+н+о+й
д+е+я+т+е+л+ь+н+о+с+т+и функционирование системы при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке,
отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
р+е+ж+и+м
п+о+в+ы+ш+е+н+н+о+й г+о+т+о+в+н+о+с+т+и - функционирование системы при
ухудшении производственно-промышленной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки,
получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+ы+й
р+е+ж+и+м - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Решения о введении
того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают
соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной
обстановки.
В зависимости от
обстановки подсистемы (звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в
различных режимах.
14. Основными
мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах,
являются:
а) при режиме
повседневной деятельности:
осуществление
наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных
объектов;
выполнение
общесоюзных, межреспубликанских долгосрочных целевых программ и привентивных
мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий,
повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой
готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС
к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способом
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) при режиме
повышенной готовности:
принятие на себя
непосредственного руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным
ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления
причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;
усиление
дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и
контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов,
прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
принятие мер по
возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности
сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных
чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых
действий;
в) при чрезвычайном
режиме:
организация защиты
населения;
организация ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных
групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства
работами;
выдвижение сил и
средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
осуществление
постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах
чрезвычайных ситуаций.
15. Ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным
ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных
ситуаций осуществляют:
ч+а+с+т+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;
о+б+ъ+е+к+т+о+в+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием
при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий
по чрезвычайным ситуациям;
м+е+с+т+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям
исполнительных комитетов Советов народных депутатов или Советов Министров
автономных республик в зависимости от границ распространения последствий
чрезвычайной ситуации;
р+е+г+и+о+н+а+л+ь+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией края, нескольких областей, автономной или союзной республики, -
республиканские комиссии по чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных
республик;
г+л+о+б+а+л+ь+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает
территорию несколько республик, страны или сопредельные страны, -
Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в
части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ
(планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).
16. Финансирование
ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов,
выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканских и
местных бюджетов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также
фондов социально-экономического развития предприятий. Распорядителями указанных
фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Каждый уровень ГСЧС
организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов
организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
17. Обучение населения
способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на
занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой
информации и в ходе специальных учений.
18. В целях
совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки
органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в
ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
&С9000911
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров СССР
от 15 декабря 1990 г. N 1282
В+Р+Е+М+Е+Н+Н+О+Е
П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
(См. также. -
Распоряжение Кабинета Министров СССР от 28 января 1991 г. N 16р; НГР:
С9100074.).
1. Настоящее Временное
положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования
Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в
чрезвычайных ситуациях (ГСЧС)<1>.
2. ГСЧС предназначена
для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для
обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному
хозяйству<2>.
3. Основными задачами
ГСЧС являются:
проведение на
территории страны единой государственной политики, предусматривающей комплекс
экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и
культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и
осуществление в этих целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных
целевых программ, организация проведения научных исследований и
опытно-конструкторских работ;
обеспечение надежного
функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование
возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление
потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по
реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявленным требованиям
безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей
народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных
резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и
препаратов, продовольствия и других;
обеспечение высокой
готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных
ситуациях; быстрое реагирование , включая оценку характера, масштабов и
возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение
соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах
возникновения чрезвычайных ситуаций; своевременное выдвижение сил и средств в
районы бедствия;
проведение
поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций<3>;
организация
сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и оказания
взаимной помощи по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации
их последствий.
------------------------------
<1> Ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+а+я
с+и+т+у+а+ц+и+я - обстановка на объекте или на определенной части территории
(акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и
экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может
привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и
нарушению условий жизнедеятельности.
<2>
Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических,
межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию системы не
входят.
<3> Чрезвычайная
ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных
факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная
угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и
жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.
4. ГСЧС включает в
себя союзную, территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские,
ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие
принятому в стране административно-территориальному делению и структуре
министерств, ведомств, межотраслевых государственных объединений,
государственных консорциумов, концернов и ассоциаций<1>.
Союзная подсистема
ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и
контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, а также
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет СССР,
Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская
оборона СССР).
Конкретные структуры
территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются
соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик,
министерствами и ведомствами СССР, исполнительными комитетами Советов народных
депутатов и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.
При этом, как правило,
каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы
повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием
природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения,
резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия средств
жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные
заведения и научно-исследовательские учреждения.
5. Руководящими
органами ГСЧС являются:
Государственная
комиссия Советов Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС);
республиканские
комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);
комиссия
исполнительных комитетов краевых, областных, районных и городских Советов
народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС)<2>;
объектовые комиссии по
чрезвычайным ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного
хозяйства<2>;
ведомственные комиссии
по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые в министерствах и ведомствах СССР
и союзных республик.
Как правило, комиссии
по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно заместителями
председателей Советов Министров союзных и автономных республик, заместителями
председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов,
руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства,
заместителями министров и председателей государственных комитетов СССР.
При комиссиях по
чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные
подразделения (аппарат комиссий). Состав подразделений определяется Советами
Министров союзных и автономных республик, Советами народных депутатов,
министерствами и ведомствами СССР в зависимости от объемов работы.
--------------------------------
<1> В дальнейшем
именуются - министерства и ведомства.
<2> Комиссии
исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов и
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при
наличии соответствующей базы.
6. Учитывая единство
задач, решаемых в ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным
ситуациям всех уровней являются:
руководство
деятельностью ГСЧС на соответствующих подведомственных территориях, в отраслях
промышленности, на объектах народного хозяйства;
разработка и
осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению
ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению
надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного
хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация
постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально
опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и
прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
обеспечение постоянной
готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
создание финансовых и
материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на
профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
координация
деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории
по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация
взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов,
военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам
сбора и обмена информаций о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости -
направления сил и средств для ликвидации их последствий;
руководство действиями
в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их
последствий;
непосредственное
распределение и использование международной помощи в случае возникновения
чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного
хозяйства.
7. Органами
повседневного управления ГСЧС являются:
дежурные службы
территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские
службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;
штабы гражданской
обороны всех уровней;
дежурные службы
подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных
общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Руководящие органы и
органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС.
8. Силы и средства
наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов
состоят из:
сил Госпроматомнадзора
СССР, Госстроя СССР и Госстандарта СССР;
сил Государственного
санитарного надзора Минздрава СССР;
сил Государственной
контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР;
службы (учреждений)
наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных
научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем
природной среды;
сил ветеринарной
службы СССР и союзных республик;
сети наблюдения и
лабораторного контроля гражданской обороны;
службы предупреждения
о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за
радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы
сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля
источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомприроды СССР;
национальных
космических средств наблюдения.
Основными задачами
системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных
объектов являются:
сбор и анализ
информации о состоянии природной среды;
прогнозирование и
наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений,
гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;
контроль за
промышленной и экологической безопасностью при строительстве, модернизации и
реконструкции народнохозяйственных объектов;
контроль за
соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах;
экологическая
экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения
производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
контроль за
использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и
оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и
катастроф;
прогнозирование
появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.
9. Силы и средства
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и
невоенизированных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных
формирований министерств и ведомств;
аварийно-восстановительных
формирований, образуемых на базе действующих строительных и монтажных
организаций строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и
территориальных органов управления строительством;
учреждений и
формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных
республик, а также других министерств и ведомств;
формирований
экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
военизированных служб
по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий,
подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета
СССР;
пожарных частей и
подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД
СССР;
соединений, воинских
частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР;
соединений и воинских
частей химических и инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для
ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
сил и средств Единой
государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР;
восстановительных и
пожарных поездов МПС СССР;
аварийно-спасательных
служб Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других
министерств и ведомств СССР;
отрядов, служб и
специалистов Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных
общественных организаций.
Все эти силы и
средства, входящие в ГСЧС, составляют в целом систему сил и средств ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
10. На базе мобильных
пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных,
газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных
министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны
СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с
министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения
постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их
возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для
оказания помощи за рубежом.
11.
Информационно-управляющая система ГСЧС, осуществляющая информационное
обеспечение ее функционирования, включает:
ситуационный центр
ГКЧС;
центр комплексной
обработки информации Госкомцентра СССР;
информационно-вычислительный
центр РКЧС, краевых и областных КЧС и ВКЧС;
пункты управления сил
и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских
частей, военизированных и невоенизированных формирований;
информационные центры
(центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;
средства связи и
передачи данных.
12. Основными
функциями информационно-управляющей системы ГСЧС являются:
сбор и комплексная
обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля состояния
природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о
фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами
(пользователями)<1> по принадлежности;
сбор и обработка
информации от абонентов (пользователей) системы;
обеспечение обмена
информацией между различными подсистемами и
звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и
пунктами управления сил и средств ликвидации последствий чрезвы-
чайных ситуаций, а также
пунктами управления системы наблюдения и
контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объ-
ектов. ---------------------------
<1> Абонентами
(пользователями) ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного
управления системы.
13. Деятельность ГСЧС
заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В зависимости от
обстановки различают три режима функционирования системы:
р+е+ж+и+м п+о+в+с+е+д+н+е+в+н+о+й
д+е+я+т+е+л+ь+н+о+с+т+и функционирование системы при нормальной
производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке,
отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
р+е+ж+и+м
п+о+в+ы+ш+е+н+н+о+й г+о+т+о+в+н+о+с+т+и - функционирование системы при
ухудшении производственно-промышленной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки,
получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
ч+р+е+з+в+ы+ч+а+й+н+ы+й
р+е+ж+и+м - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Решения о введении
того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают
соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной
обстановки.
В зависимости от
обстановки подсистемы (звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в
различных режимах.
14. Основными
мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах,
являются:
а) при режиме
повседневной деятельности:
осуществление
наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных
объектов;
выполнение
общесоюзных, межреспубликанских долгосрочных целевых программ и привентивных
мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий,
повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой
готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС
к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способом
защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) при режиме
повышенной готовности:
принятие на себя
непосредственного руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным
ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления
причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;
усиление
дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и
контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов,
прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
принятие мер по
возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности
сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных
чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых
действий;
в) при чрезвычайном
режиме:
организация защиты
населения;
организация ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных
групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства
работами;
выдвижение сил и
средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
осуществление
постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах
чрезвычайных ситуаций.
15. Ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным
ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайных
ситуаций осуществляют:
ч+а+с+т+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;
о+б+ъ+е+к+т+о+в+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием
при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий
по чрезвычайным ситуациям;
м+е+с+т+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям
исполнительных комитетов Советов народных депутатов или Советов Министров
автономных республик в зависимости от границ распространения последствий
чрезвычайной ситуации;
р+е+г+и+о+н+а+л+ь+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено
территорией края, нескольких областей, автономной или союзной республики, -
республиканские комиссии по чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных
республик;
г+л+о+б+а+л+ь+н+ы+х
чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает
территорию несколько республик, страны или сопредельные страны, -
Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в
части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ
(планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).
16. Финансирование
ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов,
выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканских и
местных бюджетов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также
фондов социально-экономического развития предприятий. Распорядителями указанных
фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Каждый уровень ГСЧС
организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов
организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
17. Обучение населения
способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на
занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой
информации и в ходе специальных учений.
18. В целях
совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки
органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в
ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: