Основная информация
Дата опубликования: | 21 ноября 1990г. |
Номер документа: | С9000813 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Положения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С9000813
&С9000813
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров СССР
от 21 ноября 1990 г. N 1175
В+Р+Е+М+Е+Н+Н+О+Е П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е
о Государственной комиссии
Совета Министров СССР
по чрезвычайным ситуациям
1. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, образованная
постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1989 г. N 537, имеет целью
обеспечивать постоянную готовность органов государственного управления всех
уровней к быстрым и эффективным действиям в случае возникновения экстремальной
обстановки, вызванной авариями, катастрофами, стихийными и экологическими
бедствиями, а также координацию и контроль за работой министерств, ведомств
СССР и Советов Министров союзных республик по профилактике, предотвращению и
ликвидации последствий таких аварий, катастроф и бедствий, созданию
аварийно-восстановительных и поисково-спасательных средств и систем
жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, эвакуации его из районов,
где сложилась экстремальная обстановка.
Государственная комиссия
Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям возглавляется Председателем -
Заместителем Председателя Совета Министров СССР.
2. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям является постоянным
органом Совета Министров СССР и руководствуется в своей деятельности
Конституцией СССР, законами СССР, решениями Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, указами Президента СССР, постановлениями и
распоряжениями Совета Министров СССР, конституциями и законами союзных
республик, а также настоящим Положением.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям осуществляет свою
деятельность под руководством Совета Министров СССР.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям взаимодействует с
постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета СССР в решении
вопросов, связанных с обеспечением безопасности населения, защиты окружающей
среды и народнохозяйственных объектов от последствий возможных аварий,
катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям осуществляет
координацию и контроль за деятельностью Государственного комитета СССР по
охране природы, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии,
Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и атомной энергетике по вопросам, входящим в компетенцию
комиссии.
3. Основными задачами
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
являются:
формирование совместно
с другими постоянными органами Совета Министров СССР, министерствами и
ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик системы экономических и
правовых мер, направленных на обеспечение технической и экологической безопасности
в стране;
координация
деятельности министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик,
направленной на предотвращение аварий и катастроф, экологических кризисов,
уменьшение последствий стихийных бедствий, снижение травматизма и уровня
профессиональных заболеваний, повышение надежности потенциально опасных
производств и обеспечение устойчивости объектов народного хозяйства и
социальной сферы к возможным чрезвычайным ситуациям<1>;
руководство созданием
и развитием общегосударственной системы финансовых и материально-технических
резервов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия
расходов на содержание и оснащение сил и средств, предназначенных для действий
в чрезвычайных ситуациях, затрат на ликвидацию последствий аварий, катастроф,
стихийных и экологических бедствий и оказание помощи пострадавшим;
организация разработки
и контроля за исполнением законодательных актов, решений Правительства СССР и
других нормативных документов по вопросам обеспечения технической и
экологической безопасности, определения прав, обязанностей и ответственности
центральных, республиканских и местных органов управления при действиях в
условиях чрезвычайных ситуаций;
создание
Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях
на базе соответствующих органов управления, сил и средств министерств, ведомств
и союзных республик и обеспечение ее функционирования;
методическое
руководство разработкой планов готовности органов государственного управления
всех уровней к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
проведение единой
технической политики и координации научно-технических программ в области
разработки и производства новых образцов техники, оборудования, спасательных
средств, механизмов и материалов для осуществления поисково-спасательных и
аварийно-восстановительных работ, организации наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, обеспечения защиты
и жизнедеятельности населения в экстремальных условиях;
организация изучения и
использования зарубежного опыта в области профилактики, предупреждения и
ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных и экологических
бедствий, а также координация сотрудничества министерств и ведомств с
зарубежными странами и международными организациями по этим вопросам в рамках
обязательств СССР, вытекающих из соответствующих договоров и соглашений.
_______________________
<1>В настоящем
Положении под чрезвычайной ситуацией понимается возникшая на объекте или
местности обстановка, вызванная аварией, катастрофой, стихийным или
экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией и характеризующаяся
человеческими жертвами, крупным материальным ущербом, нарушением условий
жизнедеятельности и сложностью управления действиями по ликвидации их
последствий.
Масштаб чрезвычайной
ситуации определяется органом управления, призванным руководить действиями по
ликвидации вызванных последствий (общесоюзная, республиканские, краевые,
областные, городские комиссии по чрезвычайным ситуациям, соответствующие
отраслевые комиссии и подразделения предприятий, организаций, учреждений, в том
числе по месту жительства), исходя из ее частного, объектового, местного,
регионального или глобального характера. При необходимости масштаб ситуации
подтверждается вышестоящим органом управления. С учетом пределов
распространения чрезвычайная ситуация определяется соответственно как частная
(рабочее место, участок, цех), объектовая (предприятие, организация, хозяйство,
объект), местная (город, район, край, область), региональная (несколько
областей, республика), глобальная (несколько республик или сопредельные
государства).
4. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в соответствии с
возложенными на нее задачами:
организует разработку
мер экономического,правового, организационно-хозяйственного и
научно-методического характера, направленных на создание в народном хозяйстве
условий, способствующих снижению общего уровня аварий и катастроф, оздоровлению
экологической обстановки;
организует разработку
и вносит на рассмотрение Совета Министров СССР проекты законодательных актов
СССР и решений Правительства СССР по вопросам, связанным с чрезвычайными
ситуациями, обеспечением экологической и промышленной безопасности, а также
участвует в подготовке других актов, затрагивающих указанные вопросы;
участвует с учетом
задач, возлагаемых на Комиссию, в рассмотрении программ развития и размещения
производительных сил, а также проектов государственных планов экономического и
социального развития страны;
организует и
координирует деятельность соответствующих мини стерств и ведомств СССР, Советов
Министров союзных республик по обеспечению безопасности населения, повышению
надежности и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;
организует работу по
прогнозированию последствий чрезвычайных ситуаций и районированию территории
страны по наличию потенциально опасных производств, объектов и угроз
воздействия стихийных бедствий, по оценке риска экстремальных событий и
возможного ущерба;
обеспечивает разработку
примерных перечней возможных ситуаций чрезвычайного характера на территории
страны, а также типовых планов по ликвидации их последствий на основе
ситуационного моделирования;
определяет совместно с
министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик состав,
размещение и оснащение сил и средств, входящих в Государственную систему по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, и формирует в составе
указанной системы силы постоянной готовности;
координирует работу
министерств и ведомств при формировании планов использования сил и средств
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создает
государственную систему информационного обеспечения действий в чрезвычайных
ситуациях на основе развития и сопряжения служб, средств наблюдения и контроля,
информационно-вычислительных комплексов и центров сетей связи и передачи
данных, систем предупреждения и оповещения населения и органов управления;
осуществляет
взаимодействие с министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных
республик в целях обеспечения постоянной готовности формирований, соединений и
частей гражданской обороны СССР к действиям в чрезвычайных ситуациях;
оказывает содействие
Советам Министров союзных республик в организации работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на их территории по их просьбе или исходя из
государственных интересов и масштаба бедствия;
способствует
установлению договорных отношений между союзными республиками в вопросах
оказания взаимопомощи по предупреждению и ликвидации последствий возможных
чрезвычайных ситуаций, а также содействует созданию республиками в пределах их
возможностей, сил, средств и органов управления, материально-технических и
финансовых ресурсов для этих целей;
осуществляет непосредственное
руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
распространение которых охватывает территории нескольких республик или
сопредельных государств, а также по ликвидации последствий отдельных
чрезвычайных ситуаций по прямым поручениям Правительства СССР, согласуя свои
действия с органами власти и управления в зонах бедствия, и в частности
координирует действия органов государственного управления и общественных
организаций по эвакуации населения из регионов бедствия и оказанию пострадавшим
необходимой социальной помощи в период чрезвычайной ситуации, контролирует
организацию работ по учету и распределению материальных и финансовых средств,
поступающих в район бедствия в виде помощи от организаций и граждан, в том
числе иностранных.
После устранения
непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, проведения
поисково-спасательных работ, восстановления объектов жизнеобеспечения населения
руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций передается
республиканским и местным органам власти и управления, а также соответствующим
министерствам и ведомствам СССР;
взаимодействует с
Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике, другими
министерствами и ведомствами в решении научно-технических проблем и реализации
научно-технических достижений и разработок в области прогнозирования,
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в
организации работ по формированию научно-технических программ по обеспечению
безопасности населения и народнохозяйственных объектов;
организует и
координирует работу министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных
республик и межотраслевых государственных объединений по разработке,
модернизации и производству поисково-спасательных и аварийно-восстановительных
средств, оборудования и приборов для системы наблюдения, контроля, сбора и
передачи информации, а также средств жизнеобеспечения населения в экстремальных
ситуациях;
координирует работы по
использованию авиационных и космических средств для контроля за эксплуатацией
потенциально опасных промышленных объектов, сооружений, систем трубопроводного
транспорта, а также для осуществления экологического мониторинга;
участвует совместно с
другими органами государственного управления в формировании государственных
резервов (в том числе резервов Комиссии), необходимых для обеспечения
выполнения непредвиденных работ, связанных с ликвидацией последствий
чрезвычайных ситуаций;
принимает участие в
случае необходимости совместно с государственной комиссией Совета Министров
СССР по военно-промышленным вопросам и Министерством обороны СССР в ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, когда это связано с транспортировкой,
эксплуатацией и хранением военной техники и вооружения в войсках;
координирует работу
министерств, ведомств и территориальных органов управления, а также
общественных организаций по обучению и подготовке населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
организует работу по
привлечению общественных организаций и граждан, имеющих соответствующий опыт, к
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
организует
командно-штабные и специальные учения органов управления, служб и сил
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
участвует совместно с
Госпланом СССР и Гособразованием СССР в разработке планов подготовки
специалистов по основным направлениям деятельности Комиссии, а также в
формировании требований к переподготовке соответствующих специалистов народного
хозяйства;
осуществляет
международное сотрудничество в области проблем, связанных с предупреждением и
ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, координирует деятельность
министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных и автономных республик
по выполнению обязательств СССР, вытекающих из соответствующих международных
соглашений, организует изучение, обобщение и распространение международного
опыта в этом направлении. Командирует за границу в установленном порядке
советских специалистов для изучения зарубежного опыта по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и для участия в международных
совещаниях и конференциях по этой проблеме. Планы командирования утверждаются
Председателем Комиссии.
5. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет право:
представлять в
необходимых случаях в Верховный Совет СССР или Президенту СССР предложения о
привлечении в установленном порядке внутренних войск Министерства внутренних
дел СССР, а также воинских частей Вооруженных Сил СССР и Комитета
государственной безопасности СССР для ликвидации последствий аварий, катастроф,
экологических и стихийных бедствий, обеспечения общественного порядка и охраны
объектов жизнедеятельности населения и народного хозяйства в зонах чрезвычайных
ситуаций;
вступать во
взаимодействие с оперативными штабами и комендантами соответствующей местности
(района), предусмотренными статьей 12 закона СССР "О правовом режиме
чрезвычайного положения", при выполнении непосредственно Комиссией задач,
связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, сложившихся в этой
местности (районе);
участвовать с другими
органами Совета Министров СССР в решении вопросов, относящихся к компетенции
Комиссии;
контролировать работу
комиссий Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов Советов
народных депутатов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда по чрезвычайным
ситуациям, а также министерств, ведомств и иных организаций по вопросам,
входящим в компетенцию Комиссии, заслушивать их руководителей на своих
заседаниях и давать им обязательные для исполнения указания о принятии мер к
ликвидации причин возникновения чрезвычайных или угрожающих ситуаций, а также к
нормализации обстановки в регионе;
запрашивать и получать
от министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик материалы,
необходимые для осуществления возложенных на Комиссию задач;
приостанавливать в
необходимых случаях действие нормативных и методических документов министерств,
ведомств и республиканских комиссий по чрезвычайным ситуациям, не
соответствующих законодательным актам СССР, постановлениям и распоряжениям
Совета Министров СССР, а также решениям Комиссии по вопросам, входящим в ее
компетенцию;
привлекать при
необходимости специалистов любых отраслей народного хозяйства, а также
иностранных специалистов для проведения экспертиз (в том числе предварительных)
наиболее важных проектов в части воздействия техногенных процессов на
окружающую среду и человека;
участвовать в
разработке договоров о международном сотрудничестве по вопросам, входящим в
компетенцию Комиссии (в том числе по вопросу о взаимном оповещении и оказании
помощи в чрезвычайных ситуациях).
В пределах своей
компетенции Комиссия принимает решения, издаваемые в виде распоряжений Совета
Министров СССР.
6. Председателю
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям при
осуществлении непосредственного руководства действиями по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях представляется право:
применять с учетом
конкретных обстоятельств при объявлении чрезвычайного положения меры,
предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 16 статьи 4 Закона СССР
"О правовом режиме чрезвычайного положения", в интересах обеспечения
безопасности граждан СССР при крупных авариях, катастрофах, стихийных
бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях;
устанавливать по
согласованию с местными органами власти режимы проживания и поведения граждан в
районах бедствий, исходя из характера чрезвычайной ситуации;
привлекать для
предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимые
транспортные, спасательные, восстановительные, медицинские и другие силы и
средства, независимо от их принадлежности;
использовать в этих же
целях все необходимые материально-технические, медицинские, продовольственные и
другие ресурсы и запасы, а также в особых случаях использовать в пределах прав,
предоставленных Совету Министров СССР, запасы материальных ценностей,
накопленных в государственном и других резервах (с последующим докладом Совету
Министров СССР).
7. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет в своем
распоряжении:
специальные финансовые
и материально-технические резервы, которые предусматриваются в государственных
планах экономического и социального развития СССР на соответствующий
планируемый период для осуществления предупредительных мер и непредвиденных
работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предложения об объемах и
номенклатуре указанных резервов подготавливаются соответственно Госпланом СССР,
Госснабом СССР, Министерством финансов СССР, Государственной комиссией Совета
Министров СССР по продовольствию и закупкам, Министерством здравоохранения
СССР, Министерством обороны СССР и другими министерствами и ведомствами по
согласованию с Комиссией;
средства для
финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ,
связанных с деятельностью Комиссии, в том числе работ по созданию
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях,
предусматриваемые Министерством финансов СССР по согласованию с Комиссией;
резерв фонда оплаты
труда, расходуемый при выполнении непредвиденных работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, образуемый Госпланом СССР по согласованию с
Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам и Комиссией.
Расходование средств и
использование резервов, выделяемых Комиссии, производится по ее решениям.
8. Персональный состав
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
утверждается Советом Министров СССР по представлению Председателя Комиссии.
Председатели комиссий
Советов Министров союзных республик по чрезвычайным ситуациям участвуют в
заседаниях Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям при рассмотрении относящихся к их деятельности вопросов на правах
членов этой Комиссии.
Комиссия проводит свою
работу в соответствии с утверждаемым Председателем планом.
Решения Комиссии,
принятые по результатам рассмотрения вопросов в пределах ее компетенции,
обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами СССР,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной
подчиненности. Решения в части, затрагивающей права союзных республик,
принимаются по согласованию с Советами Министров союзных республик.
В период между
заседаниями Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям решения принимаются Председателем комиссии или его первым
заместителем и доводятся до исполнителей в виде соответствующих указаний и
поручений.
9. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет рабочий аппарат.
Количественный состав аппарата Комиссии, его структура и штаты устанавливаются
Советом Министров СССР по представлению Председателя Комиссии. Заведующие
отделами аппарата этой Комиссии назначаются на должность и освобождаются от
должности Советом Министров СССР. Другие работники аппарата Комиссии
назначаются приказом по Управлению Делами Совета Министров СССР по
представлению руководства Комиссии.
Положения об отделах
указанной Комиссии утверждаются ее Председателем.
Обслуживание аппарата
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
осуществляется Управлением Делами Совета Министров СССР.
10. Председатель
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач и
функций, распределяет обязанности между заместителями председателя комиссии,
организует работу аппарата Комиссии.
11. В ведении
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
находится Всесоюзный научно-исследовательский институт.
Структура и штаты
института утверждаются Комиссией.
12. Для глубокого и
всестороннего рассмотрения научно-технических проблем, связанных с созданием
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях,
выработки рекомендаций по их решению, формирования и координации
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным
программам обеспечения безопасности населения и народнохозяйственных объектов
создается Научно-технический совет Государственной комиссии Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям.
Персональный состав
Научно-технического совета утверждается Председателем Комиссии.
13. Для содействия
ускоренной разработке и освоению научных и технических нововведений,
направленных на предупреждение аварий, катастроф, экологических и стихийных
бедствий и снижение вызываемых ими потерь, при Государственной комиссии Совета
Министров СССР по чрезвычайным ситуациям создается в порядке, определяемом
Советом Министров СССР, Инновационный фонд.
14. Для обеспечения
связи с общественностью и средствами массовой информации при Государственной
комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям действует Пресс-центр.
&С9000813
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров СССР
от 21 ноября 1990 г. N 1175
В+Р+Е+М+Е+Н+Н+О+Е П+О+Л+О+Ж+Е+Н+И+Е
о Государственной комиссии
Совета Министров СССР
по чрезвычайным ситуациям
1. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, образованная
постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1989 г. N 537, имеет целью
обеспечивать постоянную готовность органов государственного управления всех
уровней к быстрым и эффективным действиям в случае возникновения экстремальной
обстановки, вызванной авариями, катастрофами, стихийными и экологическими
бедствиями, а также координацию и контроль за работой министерств, ведомств
СССР и Советов Министров союзных республик по профилактике, предотвращению и
ликвидации последствий таких аварий, катастроф и бедствий, созданию
аварийно-восстановительных и поисково-спасательных средств и систем
жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, эвакуации его из районов,
где сложилась экстремальная обстановка.
Государственная комиссия
Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям возглавляется Председателем -
Заместителем Председателя Совета Министров СССР.
2. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям является постоянным
органом Совета Министров СССР и руководствуется в своей деятельности
Конституцией СССР, законами СССР, решениями Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, указами Президента СССР, постановлениями и
распоряжениями Совета Министров СССР, конституциями и законами союзных
республик, а также настоящим Положением.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям осуществляет свою
деятельность под руководством Совета Министров СССР.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям взаимодействует с
постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета СССР в решении
вопросов, связанных с обеспечением безопасности населения, защиты окружающей
среды и народнохозяйственных объектов от последствий возможных аварий,
катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям осуществляет
координацию и контроль за деятельностью Государственного комитета СССР по
охране природы, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии,
Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и атомной энергетике по вопросам, входящим в компетенцию
комиссии.
3. Основными задачами
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
являются:
формирование совместно
с другими постоянными органами Совета Министров СССР, министерствами и
ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик системы экономических и
правовых мер, направленных на обеспечение технической и экологической безопасности
в стране;
координация
деятельности министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик,
направленной на предотвращение аварий и катастроф, экологических кризисов,
уменьшение последствий стихийных бедствий, снижение травматизма и уровня
профессиональных заболеваний, повышение надежности потенциально опасных
производств и обеспечение устойчивости объектов народного хозяйства и
социальной сферы к возможным чрезвычайным ситуациям<1>;
руководство созданием
и развитием общегосударственной системы финансовых и материально-технических
резервов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия
расходов на содержание и оснащение сил и средств, предназначенных для действий
в чрезвычайных ситуациях, затрат на ликвидацию последствий аварий, катастроф,
стихийных и экологических бедствий и оказание помощи пострадавшим;
организация разработки
и контроля за исполнением законодательных актов, решений Правительства СССР и
других нормативных документов по вопросам обеспечения технической и
экологической безопасности, определения прав, обязанностей и ответственности
центральных, республиканских и местных органов управления при действиях в
условиях чрезвычайных ситуаций;
создание
Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях
на базе соответствующих органов управления, сил и средств министерств, ведомств
и союзных республик и обеспечение ее функционирования;
методическое
руководство разработкой планов готовности органов государственного управления
всех уровней к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
проведение единой
технической политики и координации научно-технических программ в области
разработки и производства новых образцов техники, оборудования, спасательных
средств, механизмов и материалов для осуществления поисково-спасательных и
аварийно-восстановительных работ, организации наблюдения и контроля за
состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, обеспечения защиты
и жизнедеятельности населения в экстремальных условиях;
организация изучения и
использования зарубежного опыта в области профилактики, предупреждения и
ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных и экологических
бедствий, а также координация сотрудничества министерств и ведомств с
зарубежными странами и международными организациями по этим вопросам в рамках
обязательств СССР, вытекающих из соответствующих договоров и соглашений.
_______________________
<1>В настоящем
Положении под чрезвычайной ситуацией понимается возникшая на объекте или
местности обстановка, вызванная аварией, катастрофой, стихийным или
экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией и характеризующаяся
человеческими жертвами, крупным материальным ущербом, нарушением условий
жизнедеятельности и сложностью управления действиями по ликвидации их
последствий.
Масштаб чрезвычайной
ситуации определяется органом управления, призванным руководить действиями по
ликвидации вызванных последствий (общесоюзная, республиканские, краевые,
областные, городские комиссии по чрезвычайным ситуациям, соответствующие
отраслевые комиссии и подразделения предприятий, организаций, учреждений, в том
числе по месту жительства), исходя из ее частного, объектового, местного,
регионального или глобального характера. При необходимости масштаб ситуации
подтверждается вышестоящим органом управления. С учетом пределов
распространения чрезвычайная ситуация определяется соответственно как частная
(рабочее место, участок, цех), объектовая (предприятие, организация, хозяйство,
объект), местная (город, район, край, область), региональная (несколько
областей, республика), глобальная (несколько республик или сопредельные
государства).
4. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в соответствии с
возложенными на нее задачами:
организует разработку
мер экономического,правового, организационно-хозяйственного и
научно-методического характера, направленных на создание в народном хозяйстве
условий, способствующих снижению общего уровня аварий и катастроф, оздоровлению
экологической обстановки;
организует разработку
и вносит на рассмотрение Совета Министров СССР проекты законодательных актов
СССР и решений Правительства СССР по вопросам, связанным с чрезвычайными
ситуациями, обеспечением экологической и промышленной безопасности, а также
участвует в подготовке других актов, затрагивающих указанные вопросы;
участвует с учетом
задач, возлагаемых на Комиссию, в рассмотрении программ развития и размещения
производительных сил, а также проектов государственных планов экономического и
социального развития страны;
организует и
координирует деятельность соответствующих мини стерств и ведомств СССР, Советов
Министров союзных республик по обеспечению безопасности населения, повышению
надежности и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;
организует работу по
прогнозированию последствий чрезвычайных ситуаций и районированию территории
страны по наличию потенциально опасных производств, объектов и угроз
воздействия стихийных бедствий, по оценке риска экстремальных событий и
возможного ущерба;
обеспечивает разработку
примерных перечней возможных ситуаций чрезвычайного характера на территории
страны, а также типовых планов по ликвидации их последствий на основе
ситуационного моделирования;
определяет совместно с
министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик состав,
размещение и оснащение сил и средств, входящих в Государственную систему по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, и формирует в составе
указанной системы силы постоянной готовности;
координирует работу
министерств и ведомств при формировании планов использования сил и средств
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создает
государственную систему информационного обеспечения действий в чрезвычайных
ситуациях на основе развития и сопряжения служб, средств наблюдения и контроля,
информационно-вычислительных комплексов и центров сетей связи и передачи
данных, систем предупреждения и оповещения населения и органов управления;
осуществляет
взаимодействие с министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных
республик в целях обеспечения постоянной готовности формирований, соединений и
частей гражданской обороны СССР к действиям в чрезвычайных ситуациях;
оказывает содействие
Советам Министров союзных республик в организации работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на их территории по их просьбе или исходя из
государственных интересов и масштаба бедствия;
способствует
установлению договорных отношений между союзными республиками в вопросах
оказания взаимопомощи по предупреждению и ликвидации последствий возможных
чрезвычайных ситуаций, а также содействует созданию республиками в пределах их
возможностей, сил, средств и органов управления, материально-технических и
финансовых ресурсов для этих целей;
осуществляет непосредственное
руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
распространение которых охватывает территории нескольких республик или
сопредельных государств, а также по ликвидации последствий отдельных
чрезвычайных ситуаций по прямым поручениям Правительства СССР, согласуя свои
действия с органами власти и управления в зонах бедствия, и в частности
координирует действия органов государственного управления и общественных
организаций по эвакуации населения из регионов бедствия и оказанию пострадавшим
необходимой социальной помощи в период чрезвычайной ситуации, контролирует
организацию работ по учету и распределению материальных и финансовых средств,
поступающих в район бедствия в виде помощи от организаций и граждан, в том
числе иностранных.
После устранения
непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, проведения
поисково-спасательных работ, восстановления объектов жизнеобеспечения населения
руководство работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций передается
республиканским и местным органам власти и управления, а также соответствующим
министерствам и ведомствам СССР;
взаимодействует с
Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике, другими
министерствами и ведомствами в решении научно-технических проблем и реализации
научно-технических достижений и разработок в области прогнозирования,
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в
организации работ по формированию научно-технических программ по обеспечению
безопасности населения и народнохозяйственных объектов;
организует и
координирует работу министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных
республик и межотраслевых государственных объединений по разработке,
модернизации и производству поисково-спасательных и аварийно-восстановительных
средств, оборудования и приборов для системы наблюдения, контроля, сбора и
передачи информации, а также средств жизнеобеспечения населения в экстремальных
ситуациях;
координирует работы по
использованию авиационных и космических средств для контроля за эксплуатацией
потенциально опасных промышленных объектов, сооружений, систем трубопроводного
транспорта, а также для осуществления экологического мониторинга;
участвует совместно с
другими органами государственного управления в формировании государственных
резервов (в том числе резервов Комиссии), необходимых для обеспечения
выполнения непредвиденных работ, связанных с ликвидацией последствий
чрезвычайных ситуаций;
принимает участие в
случае необходимости совместно с государственной комиссией Совета Министров
СССР по военно-промышленным вопросам и Министерством обороны СССР в ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, когда это связано с транспортировкой,
эксплуатацией и хранением военной техники и вооружения в войсках;
координирует работу
министерств, ведомств и территориальных органов управления, а также
общественных организаций по обучению и подготовке населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
организует работу по
привлечению общественных организаций и граждан, имеющих соответствующий опыт, к
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
организует
командно-штабные и специальные учения органов управления, служб и сил
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
участвует совместно с
Госпланом СССР и Гособразованием СССР в разработке планов подготовки
специалистов по основным направлениям деятельности Комиссии, а также в
формировании требований к переподготовке соответствующих специалистов народного
хозяйства;
осуществляет
международное сотрудничество в области проблем, связанных с предупреждением и
ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, координирует деятельность
министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных и автономных республик
по выполнению обязательств СССР, вытекающих из соответствующих международных
соглашений, организует изучение, обобщение и распространение международного
опыта в этом направлении. Командирует за границу в установленном порядке
советских специалистов для изучения зарубежного опыта по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и для участия в международных
совещаниях и конференциях по этой проблеме. Планы командирования утверждаются
Председателем Комиссии.
5. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет право:
представлять в
необходимых случаях в Верховный Совет СССР или Президенту СССР предложения о
привлечении в установленном порядке внутренних войск Министерства внутренних
дел СССР, а также воинских частей Вооруженных Сил СССР и Комитета
государственной безопасности СССР для ликвидации последствий аварий, катастроф,
экологических и стихийных бедствий, обеспечения общественного порядка и охраны
объектов жизнедеятельности населения и народного хозяйства в зонах чрезвычайных
ситуаций;
вступать во
взаимодействие с оперативными штабами и комендантами соответствующей местности
(района), предусмотренными статьей 12 закона СССР "О правовом режиме
чрезвычайного положения", при выполнении непосредственно Комиссией задач,
связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, сложившихся в этой
местности (районе);
участвовать с другими
органами Совета Министров СССР в решении вопросов, относящихся к компетенции
Комиссии;
контролировать работу
комиссий Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов Советов
народных депутатов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда по чрезвычайным
ситуациям, а также министерств, ведомств и иных организаций по вопросам,
входящим в компетенцию Комиссии, заслушивать их руководителей на своих
заседаниях и давать им обязательные для исполнения указания о принятии мер к
ликвидации причин возникновения чрезвычайных или угрожающих ситуаций, а также к
нормализации обстановки в регионе;
запрашивать и получать
от министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных республик материалы,
необходимые для осуществления возложенных на Комиссию задач;
приостанавливать в
необходимых случаях действие нормативных и методических документов министерств,
ведомств и республиканских комиссий по чрезвычайным ситуациям, не
соответствующих законодательным актам СССР, постановлениям и распоряжениям
Совета Министров СССР, а также решениям Комиссии по вопросам, входящим в ее
компетенцию;
привлекать при
необходимости специалистов любых отраслей народного хозяйства, а также
иностранных специалистов для проведения экспертиз (в том числе предварительных)
наиболее важных проектов в части воздействия техногенных процессов на
окружающую среду и человека;
участвовать в
разработке договоров о международном сотрудничестве по вопросам, входящим в
компетенцию Комиссии (в том числе по вопросу о взаимном оповещении и оказании
помощи в чрезвычайных ситуациях).
В пределах своей
компетенции Комиссия принимает решения, издаваемые в виде распоряжений Совета
Министров СССР.
6. Председателю
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям при
осуществлении непосредственного руководства действиями по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях представляется право:
применять с учетом
конкретных обстоятельств при объявлении чрезвычайного положения меры,
предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 16 статьи 4 Закона СССР
"О правовом режиме чрезвычайного положения", в интересах обеспечения
безопасности граждан СССР при крупных авариях, катастрофах, стихийных
бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях;
устанавливать по
согласованию с местными органами власти режимы проживания и поведения граждан в
районах бедствий, исходя из характера чрезвычайной ситуации;
привлекать для
предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимые
транспортные, спасательные, восстановительные, медицинские и другие силы и
средства, независимо от их принадлежности;
использовать в этих же
целях все необходимые материально-технические, медицинские, продовольственные и
другие ресурсы и запасы, а также в особых случаях использовать в пределах прав,
предоставленных Совету Министров СССР, запасы материальных ценностей,
накопленных в государственном и других резервах (с последующим докладом Совету
Министров СССР).
7. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет в своем
распоряжении:
специальные финансовые
и материально-технические резервы, которые предусматриваются в государственных
планах экономического и социального развития СССР на соответствующий
планируемый период для осуществления предупредительных мер и непредвиденных
работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предложения об объемах и
номенклатуре указанных резервов подготавливаются соответственно Госпланом СССР,
Госснабом СССР, Министерством финансов СССР, Государственной комиссией Совета
Министров СССР по продовольствию и закупкам, Министерством здравоохранения
СССР, Министерством обороны СССР и другими министерствами и ведомствами по
согласованию с Комиссией;
средства для
финансирования научно-исследовательских и опытноконструкторских работ,
связанных с деятельностью Комиссии, в том числе работ по созданию
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях,
предусматриваемые Министерством финансов СССР по согласованию с Комиссией;
резерв фонда оплаты
труда, расходуемый при выполнении непредвиденных работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, образуемый Госпланом СССР по согласованию с
Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам и Комиссией.
Расходование средств и
использование резервов, выделяемых Комиссии, производится по ее решениям.
8. Персональный состав
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
утверждается Советом Министров СССР по представлению Председателя Комиссии.
Председатели комиссий
Советов Министров союзных республик по чрезвычайным ситуациям участвуют в
заседаниях Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям при рассмотрении относящихся к их деятельности вопросов на правах
членов этой Комиссии.
Комиссия проводит свою
работу в соответствии с утверждаемым Председателем планом.
Решения Комиссии,
принятые по результатам рассмотрения вопросов в пределах ее компетенции,
обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами СССР,
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной
подчиненности. Решения в части, затрагивающей права союзных республик,
принимаются по согласованию с Советами Министров союзных республик.
В период между
заседаниями Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным
ситуациям решения принимаются Председателем комиссии или его первым
заместителем и доводятся до исполнителей в виде соответствующих указаний и
поручений.
9. Государственная
комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям имеет рабочий аппарат.
Количественный состав аппарата Комиссии, его структура и штаты устанавливаются
Советом Министров СССР по представлению Председателя Комиссии. Заведующие
отделами аппарата этой Комиссии назначаются на должность и освобождаются от
должности Советом Министров СССР. Другие работники аппарата Комиссии
назначаются приказом по Управлению Делами Совета Министров СССР по
представлению руководства Комиссии.
Положения об отделах
указанной Комиссии утверждаются ее Председателем.
Обслуживание аппарата
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
осуществляется Управлением Делами Совета Министров СССР.
10. Председатель
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач и
функций, распределяет обязанности между заместителями председателя комиссии,
организует работу аппарата Комиссии.
11. В ведении
Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям
находится Всесоюзный научно-исследовательский институт.
Структура и штаты
института утверждаются Комиссией.
12. Для глубокого и
всестороннего рассмотрения научно-технических проблем, связанных с созданием
государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях,
выработки рекомендаций по их решению, формирования и координации
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным
программам обеспечения безопасности населения и народнохозяйственных объектов
создается Научно-технический совет Государственной комиссии Совета Министров
СССР по чрезвычайным ситуациям.
Персональный состав
Научно-технического совета утверждается Председателем Комиссии.
13. Для содействия
ускоренной разработке и освоению научных и технических нововведений,
направленных на предупреждение аварий, катастроф, экологических и стихийных
бедствий и снижение вызываемых ими потерь, при Государственной комиссии Совета
Министров СССР по чрезвычайным ситуациям создается в порядке, определяемом
Советом Министров СССР, Инновационный фонд.
14. Для обеспечения
связи с общественностью и средствами массовой информации при Государственной
комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям действует Пресс-центр.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: