Основная информация

Дата опубликования: 01 апреля 2011г.
Номер документа: RU28000201100229
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Амурская область
Принявший орган: Правительство Амурской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 2011 года №205

Об утверждении Программы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2011 - 2013 гг. «Во имя детства»

{Изменения:

Постановление Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418;

Постановление Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства в Амурской области Правительство Амурской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2011 - 2013 гг. «Во имя детства».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области - министра здравоохранения Амурской области Н.Л.Тезикова.

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Губернатор области

О.Н. Кожемяко

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Амурской области

от 01.04.2011 № 205

{паспорт в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

Программа профилактики семейного неблагополучия и

социального сиротства детей в Амурской области на 2011 - 2013 гг.

«Во имя детства»

I. Паспорт программы

Орган управления Программой

Министерство социальной защиты населения области

Основные разработчики и исполнители Программы

Министерство социальной защиты населения области (Координатор), министерство здравоохранения области, министерство образования и науки области, социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комплексные центры социального обслуживания населения области, образовательные учреждения интернатного типа, ГБУЗ Амурской области «Дом ребенка специализированный», ГБУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница»

Срок реализации Программы

2011 -2013 годы

Цель Программы

Системные изменения в организации работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска; развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, создание программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа

1

лишений родительских прав, выявление, социальное сопровождение и социальную реабилитацию семей из группы риска; создание и тиражирование новых эффективных технологий данной работы

Задачи Программы

Совершенствование системы профилактики социального сиротства, реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восстановление утраченных отношений между детьми и родителями с целью возврата ребенка в кровную семью;

профилактика отказа от новорожденных, комплексное сопровождение матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации; развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе детей-инвалидов, детей с высоким риском инвалидизации), находящихся в учреждениях здравоохранения;

активизация деятельности по семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе распространение передового опыта работы, тиражирование новых эффективных технологий работы

Целевая группа, на которую

направлена деятельность по

Программе

(количественные и качественные

показатели указаны в разделе III

настоящей Программы)

Социально неблагополучные семьи; родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети-инвалиды, граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот, специалисты, работающие с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей

Перечень

Организация работы мобильной службы

основных мероприятий

«Социальный патруль»; обучение

Программы

специалистов, осуществляющих



деятельность по опеке и попечительству

в отношении несовершеннолетних;

организация работы мобильной службы

«Скорая социальная помощь», в том

числе: организация службы

психологической помощи детям,

семьям, находящимся в трудной

жизненной ситуации «Диалог»;

реализация технологии «Яркий образ

детства», в том числе: открытие

«Семейной гостиной», организация

совместных туристических походов,

создание «Дворика детства»,

проведение совместных

оздоровительных мероприятий на

детских площадках «Спортивная

семья», организация просветительской

работы для родителей воспитанников

учреждений, направленной на

формирование духовно-нравственных

ценностей; создание сайта «Школа

ответственного родительства»;

внедрение технологии социально-

психологического сопровождения

женщин «Мой малыш»; создание

социальной комнаты «Мать и дитя»;

предоставление ежемесячной денежной

выплаты малообеспеченным

беременным женщинам, предоставление

ежемесячной денежной выплаты

кормящим матерям, имеющим детей до

года, из малоимущих семей; реализация

социально ориентированной технологии

«Самообеспечение», направленной на

оказание адресной помощи

малообеспеченным семьям, имеющим

детей и проживающим в сельской

местности; оказание услуг по

социально-психологическому

патронажу замещающих семей

(опекунских, приемных и др.),

внедрение во всех муниципальных

образованиях области услуг по стандарту «Сопровождение приемной и опекунской семьи»; создание «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования (на базе школ-интернатов, детских домов); реализация технологии семейного устройства детей «Пусть мама меня непременно найдет»»; совершенствование реабилитационных технологий посредством создания в ОГУЗ «Дом ребенка специализированный» «Комнаты здоровья»; создание «Ресурсного центра» по изучению, распространению и обобщению опыта работы, направленного на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Объем и источники финансирования Программы

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Предполагаемый общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию программы, составляет 454479,184 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2011 год-241735,588 тыс. руб.;

2012 год- 130223,21 тыс. руб.;

2013 год - 82520,386 тыс. руб.

Источник финансирования программы - собственные средства субъекта: 424877,9 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 424628,4 тыс. руб.,

средства внебюджетных источников - 249,5 тыс. руб., из них:

средства общественных организаций - 150,00 тыс. руб.,

средства бизнес-структур - 99,5 тыс. руб.;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 29601,284 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Уменьшение доли детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей на 0,34%; увеличение доли детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на 2,4%;

уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, на 90 человек;

уменьшение доли отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей на 0,08%;

увеличение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, на 195 человек;

дополнительные количественные и качественные показатели эффективности реализации программы указаны в разделе VI

{паспорт в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

Содержание проблемы в области сиротства детей и

обоснование необходимости её решения программно-целевым методом

Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируется понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

В области одной из наиболее сложных и болезненных проблем является проблема сиротства и детской беспризорности. Численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти. Динамика последних лет свидетельствует об увеличении доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общей численности детского населения области. Если в 2007 году этот показатель составлял 3,5%, то уже в 2009 году - 4,2%. На конец 2010 года в области численность таких детей составляет 7762 человека, это 4,1% от общей численности детей (в Амурской области на конец 2010 года проживает 193579 детей в возрасте от 0 до 17 лет).

Ежегодно выявляются и учитываются порядка тысячи детей, лишившихся попечения родителей. В 2008 году лишение родительских прав произведено в отношении 844 детей, в 2009 - 935 детей, число детей, родители которых ограничены в родительских правах, в 2008 году составляло 65 человек, в 2009 - 81 человек. По прогнозным данным органов опеки и попечительства, данные показатели в текущем году будут увеличиваться. В настоящее время более ^500 семей, в которых проживает 5391 ребенок, состоят на учете в органах социальной зашиты населения как находящиеся в социально опасном положении. Порядка 800 таких детей ежегодно проходят реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Работа с семьей ведется как специалистами социальных учреждений для несовершеннолетних, так и специалистами комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН), центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). В области действует 10 таких учреждений. В целях раннего выявления и устранения семейного неблагополучия на базе учреждений созданы отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В учреждениях формируется банк данных малообеспеченных и неблагополучных семей, заключаются договоры о предоставлении социальных, бытовых, правовых, педагогических услуг данным семьям. В 2009 году такая помощь оказана 10603 семьям, имеющим детей. На конец 2010 года помощь предоставлена уже 12178 семьям, имеющим детей.

Сотрудникам центров часто приходится сталкиваться с семьями, находящимися в кризисной ситуации. В таких случаях социальными работниками совместно с представителями иных заинтересованных структур (специалисты образования, здравоохранения, УВД и пр.) предпринимаются экстренные меры: выезд в семью, оказание адресной, психологической, а также консультативной и правовой помощи. !

Работа с неблагополучными семьями, где один или оба родителя находятся в алкогольной зависимости, также ведется комплексно, поэтапно. Социальный патронаж таких семей включает в себя следующие основные направления:

выявление семей, злоупотребляющих алкоголем и имеющих несовершеннолетних детей;

проведение с ними разъяснительной работы о необходимости проведения лечения от алкогольной зависимости;

проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения;

организация патронажного обслуживания (наблюдения) после проведения лечения;

оказание содействия в трудоустройстве;

оказание других видов помощи (социально-педагогической по воспитанию детей, помощь в оформлении пособий и т.д.).

Однако несмотря на предпринимаемые усилия, результат работы не всегда бывает удовлетворительным. Зачастую это связано с отсутствием автотранспорта. Амурская область имеет площадь 363,7 тыс. кв.м. Расстояние между населенными пунктами, закрепленными за социальными учреждениями, порой достигает 100 км, что делает оказание экстренной помощи семье, в том числе ребенку, практически невозможной.

Несвоевременная помощь, участие в кризисной ситуации семьи зачастую негативно отражается на жизни ребенка. В такой семье ослаблен или вообще отсутствует контроль над ребенком, что ведет к детской беспризорности и безнадзорности, во многих случаях раннему употреблению алкоголя, наркомании, как следствие - росту правонарушений и преступности среди подростков. Такие дети, как правило, попадают в социальные приюты и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. На сегодняшний день в социальных учреждениях находится порядка 480 детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в области функционируют 9 социальных приютов для детей и 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних. В учреждениях созданы все условия для развития и социальной реабилитации - полноценное питание, учебные, игровые и спальные комнаты, отличная библиотека, заботливый персонал.

Специалисты учреждений отмечают, что одним из основных факторов, из-за которого дети оказываются в социальных учреждениях, является неблагополучие в семье.

Материальные проблемы, отсутствие жилья, аморальное поведение родителей, алкогольная или наркотическая зависимость - вот далеко не весь перечень причин семейного неблагополучия.

Деятельность приютов для детей во взаимодействии со службами для детей направлена на первоочередное устройство воспитанников в семейные формы воспитания, а именно: усыновление, передача под опеку (попечительство), устройство в детский дом семейного типа, приемную семью, однако приоритетной остается работа, направленная на создание условий для возвращения ребенка в кровную семью.

Мероприятия поздней профилактики, то есть работа с семьями, находящимися уже в глубоком кризисе, внутренние ресурсы которых практически исчерпаны, не дают положительных результатов. Поэтому специалисты в своей работе делают акцент на оказание помощи и поддержки семьям, находящимся в ранней стадии неблагополучия. Разрабатываются индивидуальные программы по выводу семей из кризисной ситуации, оказывается адресная, социальная, правовая, консультативная помощь, проводится систематическое отслеживание статуса и динамики состояния семьи в процессе патронажной работы с обязательным выездом на дом.

Большую работу в учреждениях выполняют психологи. В каждом таком социальном учреждении работают люди, помогающие в преодолении сложных семейных ситуаций. В приюте созданы условия, в которых каждый воспитанник может по-новому оценить свои возможности и перспективы в жизни, каждому предоставлен шанс приобрести позитивно настроенное окружение, каждый может заниматься общественно полезной деятельностью. Психологи проводят консультации с родителями, изучают межличностные отношения в социальных семьях, определяют возможные точки взаимодействия родителей и детей, оказывают неоценимую помощь в восстановлении детско-родительских отношений после возвращения ребенка в семью. Применение современных методик, программ, психодиагностического оборудования могло бы повысить результативность такой работы, но зачастую средств на современное инновационное оборудование кабинетов психологов в учреждениях крайне не достаточно.

Реализация технологии «Яркий образ детства» позволит значительно усилить эффект проводимой работы. В рамках проекта сотрудники учреждений эффективно работают не только с воспитанниками, но и с их семьями, прилагая усилия помочь ребенку не остаться сиротой при живых родителях. Одним из направлений технологии является организация работы «Семейной гостиной». Данная методика достаточно эффективна для установления детско-родительских отношений. В учреждениях проводятся совместные встречи, чаепития, психологические тренинги. Создание видеотеки с фильмами о жизни ребят в приюте, их демонстрация на очередных «семейных посиделках», участие в совместных туристических походах, . праздничных и спортивных мероприятиях также будут способствовать подкреплению мотивации родителей к следующим встречам и, как следствие, восстановлению утраченных отношений.

Создание системы профилактики отказов от новорожденных и комплексного сопровождения матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации, является еще одним важным вопросом в работе специалистов социальной защиты, здравоохранения, общественных организаций. По статистике, в каждой детской больнице России постоянно живут от 2 до 40 отказников - младенцев, от которых мама отказалась еще в роддоме. Сколько их в целом по стране, не знает никто. Такой статистики нет.

По официальным данным в Амурской области в 2007 году численность детей, от которых отказались родители еще в роддоме, составила 109 человек (родилось 10956 чел.), в 2008 г. - 100 детей (родилось 11218 чел.), в 2009 г. -87 младенцев (родилось 11397 чел.), за полгода 2010 г. - 75 новорожденных (родилось 5964 чел.). Общая доля отказников в общей численности новорожденных колеблется в районе от 0,8% до 1%, однако уже в текущем году этот показатель составил 1,2%, что является тревожным сигналом.

Причинами отказа являются: низкий материальный достаток, отсутствие жилья, алкоголизм, незрелый возраст матери, отсутствие опыта семейной жизни. Иной раз женщина испытывает психологический стресс после родов и решает оставить малыша, боясь, что не сможет его воспитать. Задача органов социальной защиты населения области, учреждений здравоохранения, общественных организаций помочь и оказать поддержку таким женщинам.

В комплексных центрах социального обслуживания населения работают школы «Маленькая мама». Ее ведут сотрудники центра совместно со специалистами женской консультации, врачами-педиатрами. Специалисты стараются обеспечить будущих мам психолого-педагогическими, социально-правовыми и необходимыми медицинскими знаниями.

Активную помощь в такой работе оказывает Амурское областное отделение Общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд». Стали традиционными ежегодные акции «Помощь молодым семьям», «Помощь семьям детей-сирот». Вместе с тем проблема остается открытой. Зачастую у молодых матерей не достаточно средств на приобретение самых необходимых предметов для новорожденных, отсутствует даже временное жилье.

Еще одной общественной организацией, более 11 лет активно работающей с беременными женщинами, является Амурская региональная общественная организация (АРОО) «Ноосферное образование». Основным направлением деятельности является работа с женщинами, семьей, цель работы - сохранение здоровья семьи во всех отношениях. Организация работает с различными категориями женщин, и главная цель специалистов -осознание женщиной радости материнства. Создание сайта «Школа ответственного родительства» будет способствовать увеличению охвата семей, имеющих детей, с целью формирования в сознании граждан модели здоровой семьи.

Вместе с тем по данным министерства здравоохранения области ежегодно в Амурской областной детской клинической больнице находится от 18 до 26 детей-сирот, в большинстве это новорожденные дети. Дети поступают переводом из родильных домов и лечебно-профилактических учреждений. Они нуждаются в обследовании, лечении и, конечно, в постоянном тщательном уходе и соблюдении условий роста и развития. Дети, которые окружены заботой, за которыми осуществляется должный уход, быстрее идут на поправку, не отстают в развитии от своих сверстников. Факт отсутствия любящих родителей усугубляется финансовыми трудностями, так как дополнительных средств на содержание и уход таких детей учреждению здравоохранения не выделяется. Оснащение палат современным оборудованием, специализированной мебелью, развивающими игрушками, организация работы психолога с потенциальными родителями -все это позволит создать дополнительные предпосылки для определения ребенка в семью.

Самые маленькие сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики в возрасте от 0 до 3 лет, как правило, направляются в государственное бюджетное учреждение здравоохранения (ГБУЗ) Амурской области «Дом ребенка специализированный», которое является единственным в области специализированным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим помощь таким детям. Учреждение рассчитано на 120 мест.

{абзац 30 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

В Доме ребенка воспитываются дети с осложненным социально-биологическим анамнезом и высоким риском инвалидизации, что неблагоприятно влияет на возможность устройства детей в семьи (усыновление, опека, приемные семьи). Помимо лечебно-профилактических мероприятий, специалистами учреждения разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации, социальной адаптации ребенка. Ежегодно 6% детей переводится в интернат для детей-инвалидов с нарушением психики, 46% детей выбывает в детские дома, 41% детей передается на усыновление, 5% детей возвращается в родные семьи. Оснащение реабилитационным оборудованием повысит качество оздоровления воспитанников Дома ребенка и будет способствовать увеличению числа детей, передаваемых на воспитание в семью.

Вместе с тем областная статистика говорит о снижении доли семейного устройства детей-сирот (2007 год - 61%, 2008 год - 57%, 2009 год - 56%). Данные цифры говорят о том, что семейное устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является острой проблемой, которая требует безотлагательного решения.

Министерством образования и науки области совместно с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принимаются меры по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны прав детей, профилактики социального сиротства, реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье.

В целях реализации государственной политики в области охраны прав детства и создания эффективной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области проводится работа по активизации деятельности органов местного самоуправления, направленной на развитие служб по отбору и подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

В настоящее время в 18 муниципальных образованиях области при муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования, органах социальной защиты населения организованы «Школы приемного родителя». Каждым муниципальным образованием самостоятельно (в соответствии с предложенной методикой) разработаны программы подготовки кандидатов в приемные родители, которые включают в себя курсы первичной подготовки к принятию в семью детей, тематические встречи со специалистами, индивидуальное консультирование и работу клубов приемных родителей. Психологическая, социальная и правовая помощь замещающим родителям оказывается в 20 центрах медико-социальной, психолого-педагогической и правовой помощи семьям, принявшим на воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также пунктах психолого-педагогического консультирования.

Вместе с тем для приведения деятельности образовательных учреждений интернатного типа в соответствие с требованиями современности в области социальной политики планируется путем их частичного реформирования сократить число стационарных мест в детских домах. Высвободившиеся кадры должны обеспечить доступность услуг психолого-медико-педагогического консультирования семьям и детям, нуждающимся в государственной защите на всей территории области, а также гражданам, желающим принять на воспитание детей. Для обеспечения запланированных реорганизаций потребуется создание новых структур -специализированных служб, усиление кадрового состава органов опеки и попечительства, материально-техническое и методическое обеспечение процесса реформ.

В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос создания независимых «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» для детей, оставшихся без попечения родителей, что является новым механизмом в такой работе. «Службы подготовки и сопровождения замещающих семей» должны заниматься отбором граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их обучением, обязательным сопровождением в процессе организации и функционирования замещающей семьи.

В области соблюдения прав детей, в первую очередь тех, кто остался без попечения родителей, активно принимают участие как государственные, так и негосударственные структуры, некоммерческие организации. Однако зачастую они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Общество обязано защитить детей, обеспечить достойные условия воспитания, обучения, развития и социальной адаптации. Программа ставит целью объединение усилий организаций всех секторов общества для реального осуществления права ребенка на семью во всех его аспектах.

II. Цели, задачи, сроки реализации программы

Целями Программы являются:

системные изменения в организации работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска;

развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов;

создание программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа лишений родительских прав, выявление, социальное сопровождение и социальную реабилитацию семей из группы риска;

создание и тиражирование новых эффективных технологий данной работы.

На достижение поставленных целей направлен комплекс задач:

1. «Навстречу друг другу» - совершенствование системы профилактики социального сиротства, реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восстановление утраченных отношений между детьми и родителями с целью возврата ребенка в кровную семью.

2. «Я буду Мамой» - профилактика отказа от новорожденных, комплексное сопровождение матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

3. «Теплый дом» - развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе детей-инвалидов, детей с высоким риском инвалидизации), находящихся в учреждениях здравоохранения.

4. «Объединяя усилия» - активизация деятельности по семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе распространение передового опыта работы, тиражирование новых эффективных технологий работы.

Период реализации Программы - с 2011 года по 2013 год. Перечень мероприятий программы и сроки их реализации представлены в приложении к настоящей Программе.

{Раздел 3 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{Раздел 3 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Настоящая программа содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

1. В рамках решения задачи «Совершенствование системы профилактики социального сиротства, реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восстановление утраченных отношений между детьми и родителями с целью возврата ребенка в кровную семью» планируется:

1.1. Создать 8 мобильных служб «Скорая социальная помощь» на базе комплексных центров социального обслуживания населения области, в том числе на базе ГБУ Амурской области «Свободненский комплексный центр социального обслуживания населения «Лада», ГБУ Амурской области «Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», ГБУ Амурской области «Поярковский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Тамбовский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Архаринский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник», ГБУ Амурской области «Магдагачинский комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония».

Кроме этого, в рамках мероприятия планируется организовать лечение от алкогольной зависимости 320 родителей.

1.2. Провести обучение специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по вопросам проведения комплексной оценки семейной ситуации, риска нарушения прав ребенка на ранней стадии семейного неблагополучия.

В рамках мероприятия планируется обучить 77 специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

1.3. Организовать работу мобильных служб «Социальный патруль» на базе социальных приютов, реабилитационных центров для несовершеннолетних. Основная цель работы данной службы - создание благоприятных условий для возврата ребенка в родную семью и осуществление последующего контроля. В рамках программы планируется создать 12 мобильных бригад «Социальный патруль», в том числе в следующих учреждениях: ГБУ Амурской области «Тындинский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Шимановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Ивановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Черняевский социальный приют для детей «Радуга», ГБУ Амурской области «Белогорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее - ГБУ БСРЦН), ГБУ Амурской области «Благовещенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мечта» (далее - ГБУ АО «Благовещенский СРЦН»), ГБУ Амурской области «Сапроновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парусник надежды» (далее - ГБУ Амурской области «Сапроновский СРЦН «Парусник надежды»), ГБУ Амурской области «Октябрьский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Свободненский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Зейский социальный приют для детей «Солнечный», ГБУ Амурской области «Завитинский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Резуновский социальный приют для детей «Журавушка».

Работой мобильных служб «Социальный патруль» планируется охватить порядка 144 семей.

В рамках данного мероприятия планируется оснастить 7 кабинетов психологов, в том числе в ГБУ Амурской области «Тындинский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Шимановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Ивановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Черняевский социальный приют для детей «Радуга», ГБУ БСРЦН, ГБУ АО «Благовещенский СРЦН», ГБУ Амурской области «Сапроновский СРЦН «Парусник надежды».

1.4. Реализовать технологию «Яркий образ детства», которая позволит создать благоприятные условия для восстановления детско-родительских отношений. Так, улучшению психологического климата в каждой семье, находящейся под патронажем, оптимизации детско-родительских отношений, восстановлению воспитательного потенциала семьи, предотвращению лишения родителей родительских прав, возвращению детей в семью способствует открытие «Семейной гостиной», организация семейных туристических походов, создание «Дворика детства», проведение семейных оздоровительных мероприятий на детских площадках «Спортивная семья», организация просветительской работы для родителей воспитанников учреждений. В рамках реализации данного мероприятия планируется создать в каждом приюте, реабилитационном центре для несовершеннолетних видеотеку с фильмами о жизни воспитанников, организовать и провести совместные туристические походы, спортивные мероприятия, беседы (лекции) с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей.

Планируется реализовать технологию в 12 учреждениях, в том числе: ГБУ Амурской области «Тындинский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Шимановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Ивановский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Черняевский социальный приют для детей «Радуга», ГБУ БСРЦН, ГБУ АО «Благовещенский СРЦН», ГБУ Амурской области «Сапроновский СРЦН «Парусник надежды», ГБУ Амурской области «Октябрьский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Свободненский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Зейский социальный приют для детей «Солнечный», ГБУ Амурской области «Завитинский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Резуновский социальный приют для детей «Журавушка».

В ходе реализации мероприятия планируется создать не менее 240 видеофильмов о воспитанниках учреждений, провести не менее 48 туристических походов, не менее 36 спортивных мероприятий. Кроме этого, в рамках реализации технологии «Яркий образ детства» планируется оборудовать 7 спортивных и игровых площадок на территориях социальных приютов, реабилитационных центров для несовершеннолетних. Планируемый охват не менее 480 детей - воспитанников учреждений, 210 семей.

1.5. Организовать службу психологической помощи детям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Диалог» на базе социальных приютов для детей, комплексных центров социального обслуживания населения.

В 2013 году в рамках реализации мероприятия планируется организовать службу психологической помощи детям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Диалог» в 10 социальных учреждениях, в том числе в 3 социальных приютах для детей: ГБУ Амурской области «Октябрьский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Свободненский социальный приют для детей», ГБУ Амурской области «Завитинский социальный приют для детей»; а также в 7 комплексных центрах социального обслуживания населения: ГБУ Амурской области «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник», ГБУ Амурской области «Свободненский комплексный центр социального обслуживания населения «Лада», ГБУ Амурской области «Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», ГБУ АО «Новобурейский комплексный центр социального обслуживания населения «Надежда», ГБУ АО «Магдагачинский КЦСОН «Гармония», ГБУ АО «Архаринский КЦСОН».

Данным мероприятием планируется охватить порядка 350 человек.

2. В рамках решения задачи «Профилактика отказа от новорожденных. Комплексное сопровождение матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации» планируется:

2.1. Создать сайт «Школа ответственного родительства».

Данным мероприятием планируется охватить до 40000 семей, а также от 13800 до 35000 детей и подростков.

2.2. Предоставить ежемесячную денежную выплату малообеспеченным беременным женщинам.

Планируется обеспечивать полноценным питанием не менее 1800 малообеспеченных беременных женщин ежегодно.

2.3. Внедрить технологию социально-психологического сопровождения женщин «Мой малыш». Реализацию мероприятия будут осуществлять все комплексные центры социального обслуживания населения Амурской области при содействии «Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», Торговой сети «Дочки-сыночки».

Ответственными исполнителями являются: ГБУ Амурской области «Магдагачинский комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», ГБУ Амурской области «Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», ГБУ Амурской области «Поярковский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Тамбовский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Архаринский комплексный центр социального обслуживания населения», ГБУ Амурской области «Зейский комплексный центр социального обслуживания населения «Родник», ГБУ Амурской области «Свободненский комплексный центр социального обслуживания населения «Лада» ГБУ Амурской области «Новобурейский комплексный центр социального обслуживания населения «Надежда».

В рамках реализации мероприятия планируется оказание психологической поддержки и социальной помощи в виде предоставления «приданого» для новорожденных не менее 350 женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Порядок предоставления указанной помощи определяется правовым актом министерства социальной защиты населения области, подлежащим официальному опубликованию.

2.4. Предоставлять ежемесячную денежную выплату кормящим матерям, имеющим детей до года, из малоимущих семей.

Планируется обеспечивать полноценным питанием не менее 7000 кормящих женщин ежегодно.

2.5. Реализовать социально ориентированную технологию «Самообеспечение», направленную на оказание адресной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей и проживающим в сельской местности.

Планируется оказывать адресную помощь ежегодно не менее 120 семьям, проживающим в сельской местности, имеющим несовершеннолетних детей.

2.6. Создать социальные комнаты «Мать и дитя». Социальные комнаты планируется создать на базе 2 комплексных центров социального обслуживания населения, в том числе: ГБУ Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», ГБУ Амурской области «Архаринский комплексный центр социального обслуживания населения».

Мероприятие предполагает оказание психологической, консультативной и юридической помощи женщинам с детьми. Кроме этого, женщины с детьми в трудной ситуации могут воспользоваться социальными комнатами в качестве временного жилья. В рамках мероприятия планируется создать 2 оборудованные социальные комнаты на 6 койко-мест.

3. Еще одним важным направлением программы является «Развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов, детей с высоким риском инвалидизации)». В рамках решения этой задачи планируется:

3.1. Создание «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования (на базе школ-интернатов, детских домов). Для повышения эффективности деятельности предполагается оснастить необходимой техникой и провести обучение специалистов 11 создаваемых «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» на базе 11 учреждений интернатного типа: ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Свободный; ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа №1, г. Райчихинск; ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №7, г. Белогорск; ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №14, с. Ивановка; ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №15, с. Константиновка; ГОБУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №16, п.г.т. Новорайчихинск, ГОБУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №17, г.Благовещенск; ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п. Пионерский; ГОБУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Зея; ГОБУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательная школа-интернат №6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Поярково; ГОБУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №18, с. Крестовоздвиженка.

Создание в области «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» позволит увеличить охват семейным устройством детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на 1,5%, или на 65 детей ежегодно.

3.2. Оказание услуг по социально-психологическому патронажу замещающих семей (опекунских, приемных и др.). Внедрение во всех муниципальных образованиях области услуги по стандарту «Сопровождение приемной и опекунской семьи».

Реализация мероприятия позволит повысить качество жизни членов замещающих семей, снизить уровень конфликтности, снизить показатель возврата детей из замещающих семей на 20%.

3.3. Реализовать технологию семейного устройства детей «Пусть мама меня непременно найдет», что предполагает создание особых условий для выхаживания и развития новорожденных, в том числе имеющих патологию различных органов и систем, с целью повышения возможности их семейного устройства. Мероприятием предусмотрено оснащение 2 палат, привлечение специалистов по уходу за такими детьми, оснащение игровых комнат комплексом развивающих игрушек, организацию работы психолога с потенциальными родителями. Реализация мероприятия позволит увеличить число детей, передаваемых на воспитание в семью, на 1,6%, или на 1 ребенка в год.

3.4. Совершенствование реабилитационных технологий посредством создания в ГБУЗ «Дом ребенка специализированный» «Комнаты здоровья».

Реализация мероприятия будет способствовать оздоровлению детей, гармоничному психофизическому развитию, успешной социализации, что позволит увеличить долю детей, передаваемых на воспитание в семью, на 6%, или на 3 ребенка в год.

4. В рамках решения задачи «Активизация деятельности по семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе распространение передового опыта работы, тиражирование новых эффективных технологий работы» планируется:

4.1. Создать «Ресурсный центр по изучению, распространению и обобщению опыта работы, направленного на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В рамках реализации данного мероприятия планируется ежегодно привлекать лекторов из центральных регионов для обучения специалистов социальных учреждений новым методикам работы.

Планируется обучить 120 специалистов, издать не менее 4 брошюр, организовать не менее 4 семинаров по обмену опытом работы.

Освещение в средствах массовой информации хода реализации программы и достигнутых результатов планируется проводить посредством привлечения бизнес-структур, телерадиокомпаний в рамках реализации принципов социально ответственного бизнеса.

{Раздел 3 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{Раздел 3 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

IV. Управление программой и контроль за ходом ее реализации

Реализация Программы осуществляется на основании заключённых соглашений:

1. Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2008 № 404), Координатором и «Грантополучателем».

2. Соглашение о расходовании денежных средств, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в виде гранта на выполнение Программы с «Грантополучателем», Координатором и Исполнителями программных мероприятий.

Условиями предоставления гранта является соответствие Программы требованиям, установленным конкурсной документацией, а именно:

соответствие установленным целям, задачам, целевым группам и целевым показателям;

наличие собственных средств и ресурсов субъекта РФ;

использование инновационных социальных технологий, моделей и методик;

экономическая обоснованность;

наличие системы индикаторов (показателей) оценки эффективности реализации программных мероприятий.

Функции управления и контроля за ходом реализации Программы, целевым использованием средств, своевременным представлением в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, финансовой и аналитической отчётности возложены на министерство социальной защиты населения области.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования программы составляет 454479,184 тыс. руб., в том числе:

{абзац 1 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{абзац 1в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

2011 год - 241735,588 тыс. руб.,

2012 год -130223,21 тыс. руб.,

{абзац 3 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

2013 год – 82520,386 тыс. руб.

{абзац 4 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{абзац 4 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию Программы, составляет 424628,4 тыс. рублей. Указанные средства предусмотрены в субсидиях на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направляемых учреждениям, реализующим программные мероприятия.

{абзац 5 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{абзац 5 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Предполагаемая доля и объем средств, запрашиваемых из бюджета Фонда, направляемых на реализацию Программы, составляют 29601,284 тыс. руб.

{абзац 6 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{абзац 6 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Объем средств бизнес структур и общественных организаций составляет 249,5 тыс. руб.

{абзац 7 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{абзац 7 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Финансирование Программы за счет средств Фонда осуществляется в виде гранта путем перечисления средств «Грантополучателю», определяемому в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством области и Фондом продержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Соглашение).

«Грантополучатель» финансирует программные мероприятия в соответствии с перечнем мероприятий, содержащим объем денежных средств, выделяемых на их реализацию Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

{абзац 10 утратил силу в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

Обоснование устойчивости Программы.

Предполагаемые риски и меры по их недопущению или минимизации

Таблица 1

Предполагаемые риски

Меры, предусмотренные органами

исполнительной власти области для

недопущения или урегулирования рисков

Отсутствие контакта специалистов социальных учреждений с семьями, находящимися в «группе риска»

Сотрудничество с гражданами, недавно побывавшими в аналогичной ситуации («равный консультант»), с целью установления контакта с «закрытой» семьей

Отказ родителей от прохождения лечения алкогольной зависимости

Индивидуальная работа специалистов учреждений социальной защиты населения с родителями, злоупотребляющими алкоголем

Сокращение объемов финансирования программы

Активизация работы по привлечению бизнес-структур на условиях социального партнерства

Недостижение показателей, предусмотренных программой

Регулярное рассмотрение промежуточных результатов, выявление и устранение причин снижения показателей эффективности программы, активизация работы в необходимых направлениях

Возможная несогласованность действий специалистов заинтересованных структур

Систематическое обсуждение проблемных и текущих вопросов на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Амурской области

{Раздел 6 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы.

Таблица 2



Индикаторы и показатели

Ед. изм.

Значение индикаторов и показателей

до нача­ла реа­лиза­ции прог­рам­мы

2011г.

2012 г.

2013 г.

абсо­лютное откло­нение (2013 г. к началу реали­зации прог­раммы)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0 до 17 лет

процент

4,3

4,24

4,П

3,96

-0,34

2

Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

процент

53,0

53,84

54,63

55,43

+ 2,43

3

Численность детей, родители которых лишены родительских прав

чел.

935

905

875

845

-90

4

Удельный вес отказов от

процент

0,36

0,33

0,31

0,28

-0,08

1

2

3

4

5

6

7

8

новорожденных в общей численности родившихся детей

5

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи

чел.

4351

4416

4481

4546

+ 195

6

Общее количество родителей, пролеченных от алкогольной зависимости за период реализации программы (нарастающим итогом)

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

чел.

0

160

320

320

+ 320

7

Численность семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучных семей, охваченных деятельностью служб «Скорая социальная помощь»

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Количество семей

0

200

460

720

+ 720

8

Численность

семей, где родители не выполняют

количе­ство семей

0

84

144

144

+ 144

1

2

3

4

5

6

7

8

надлежащим

образом своих

обязанностей по

воспитанию,

обучению и

содержанию

детей,

охваченных

деятельностью

службы

«Социальный

патруль»

9

Численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, охваченных технологией «Яркий образ детства» {в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Количество детей

Количество семей

0

0

280

120

480

210

480

210

+ 480

+ 210

10

Численность

женщин,

оказавшихся в

трудной

жизненной

ситуации,

получивших

психологическую

помощь, а также

социальную

поддержку в виде

«приданого» для

новорожденных

(нарастающим итогом)

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

чел.

0

240

285

350

+ 350

1

2

3

4

5

6

7

8

11

Численность

женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспользовавших­ся социальными комнатами «Мать и дитя»

чел.

0

3

6

9

+ 9

12

Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, устроенных в замещающие семьи

посредством реализации технологии «Пусть мама меня непременно найдет», в общей численности таких детей, находящихся в ГБУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница»

процент

0

4,5

4,5

4,5

+ 4,5

13

Доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, передаваемых на воспитание в замещающие

процент

0

6%

6%

6%

+ 6

1

2

3

4

5

6

7

8

семьи,

посредством создания «Комнаты здоровья»,в общей численности детей,

находящихся в ГБУЗ Амурской области «Дом ребенка

специализирован­ный»

14

Количество

специалистов,

работающих с

семьями,

имеющими детей,

детьми-сиротами,

детьми,

оставшимися без

попечения

родителей,

прошедших

обучение новым

технологиям,

методикам

работы

(нарастающим

итогом)

чел.

0

60

0

120

+120

Для оценки эффективности мероприятий планируемой к реализации Программы разработан комплекс дополнительных количественных и качественных показателей.

Таблица 3



Задача

Количественные показатели (индикаторы)

Качественные показатели

1

2

3

4

1

Совершенствование системы профилактики

Создание 8 мобильных служб «Скорая социальная

Профилактическая работа с семьей, в том числе находящейся в трудной

1

2

3

4

социального сиротства,

реабилитация детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восстановление утраченных отношений между детьми и родителями с целью возврата ребенка в кровную семью

помощь», 12 служб «Социальный патруль»; оборудование 17 кабинетов психолога социальных учреждений, работающих с детьми и семьей. Обучение 77 специалистов методам и приемам

определения степени семейного неблагополучия и риска нарушения прав ребенка при его жизнеустройстве; реализация технологии «Яркий образ детства» на базе 12 социальных учреждений, работающих с несовершеннолетними

жизненной ситуации, направленная на создание условий стабилизации ситуации, оказание оперативной помощи, в том числе детям, проживающим в данных семьях, патронирование семей, детей, находящихся в социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, с целью возвращения детей в родные семьи, осуществление контроля за ситуацией после возвращения ребенка в семью. Повышение эффективности коррекционно-реабилитационной работы социальных учреждений, работающих с детьми и семьей

2

Профилактика отказа от новорожденных. Комплексное сопровождение матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Уменьшение доли отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей 0,08%;

создание сайта «Школа ответственного родительства», планируемый охват до 40000 семей, а также от 13800 до 35000 детей и подростков, создание 2 социальных комнат

Пропаганда ответственного отношения к родительству через современные средства коммуникации, обеспечение информацией о социальных ресурсах, консультирование, а также формирование в сознании граждан модели здоровой семьи. Планируемый охват до 40000 семей, а также от 13800 до 35000 детей и подростков

1

2

3

4

«Мать и дитя» на 6 койко-мест

3

Развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация и оздоровление детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей- инвалидов, детей с высоким риском инвалидизации)

Создание 11 «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования; снижение показателя возврата детей из замещающих семей на 20%;

создание «Комнаты здоровья» на базе ГБУЗ Амурской области «Дом ребенка специализированный», оборудование в ГБУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница» 2 палат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей- инвалидов

Осуществление качественного отбора кандидатов в опекуны (попечители) и приемные родители, формирование банка данных о кандидатах в опекуны и детях, которые подлежат устройству в семьи; повышение качества жизни членов замещающих семей, снижение уровня конфликтности;

улучшение условий пребывания детей в ГБУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница» посредством создания особых условий для выхаживания и развития новорожденных, в том числе имеющих патологию различных органов и систем, с целью повышения возможности их дальнейшего устройства в замещающую семью;

создание реабилитационной зоны (Комнаты здоровья) в ГБУЗ Амурской области «Дом ребенка специализированный» будет способствовать оздоровлению детей, гармоничному психофизическому развитию, успешной социализации, что

1

2

3

4

позволит увеличить долю детей, передаваемых на воспитание в семью

4

Активизация деятельности по семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе

распространение передового опыта работы, тиражирование новых эффективных технологий работы

Создание Ресурсного центра, на базе которого планируется организовать обучение 120 специалистов новым технологиям, методикам работы, тиражирование новых методик и технологий работы, проведение не менее 4 семинаров, тренингов, издание не менее 4 брошюр

Обобщение опыта работы, направленного на профилактику социального сиротства, семейного

неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

{Раздел 6 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

VII. Механизм получения средств Фонда

Средства Фонда на реализацию областной Программы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2011 - 2013 гг. «Во имя детства» в виде гранта перечисляются на внебюджетный счет государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», который является «Грантополучателем». «Грантополучатель» финансирует исполнителей мероприятий в сроки и объемы, установленные настоящей программой.

{в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Приложение №1

к Программе профилактики

семейного неблагополучия и

социального сиротства детей

в Амурской области

на 2011 - 2013 годы

«Во имя детства»

{Приложение №1 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{Приложение №1 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей в Амурской области на 2011 – 2013 гг. «Во имя детства»



п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты

Исполнитель

Срок реализации

Объемы финансирования (тыс. руб.) с указанием источников финансирования

всего

2011

2012

2013

собственные средства

средства Фонда*

собственные средства

средства Фонда*

собственные средства

средства Фонда*

1

2

3

4

5

6

7

8

Задача I. «Навстречу друг другу»

Совершенствование системы профилактики социального сиротства, реабилитация детей и семей, находя восстановление утраченных отношений между детьми и родителями с целью возврата ребенка в кровную семью

1.1

Организация работы мобильных служб «Скорая социальная помощь» на базе комплексных центров социального обслуживания населения области

Создание 8 мобильных служб «Скорая социальная помощь» для организации работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с семьями из «группы риска», имеющими детей, оказание оперативной помощи, в том числе детям, проживающим в данных семьях.

Создание в 2011 году 6 служб «Скорой социальной помощи», в 2012 году – 2 служб «Скорой социальной помощи», организация лечения от алкогольной зависимости 320 родителей

Комплексные центры социального обслуживания населения области (далее - КЦСОН): ГБУ АО «Магдагачинский КЦСОН «Гармония»;

ГБУ АО

«Белогорский КЦСОН»;

ГБУ АО «Зейский КЦСОН «Родник»;

ГБУ АО «Свободненский

КЦСОН «Лада»; ГБУ АО «Благовещенский

КЦСОН «Доброта»,

ГБУ АО «Поярковский КЦСОН»;

ГБУ АО «Тамбовский КЦСОН»;

ГБУ АО «Архаринский КЦСОН»

;2011 – 2013 гг.

102190,5

65864,4

5490,0

21954,8

1942,0

6147,3

792,0

1.2

Обучение специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по вопросам проведения комплексной оценки семейной ситуации, риска нарушения прав ребенка на ранней стадии семейного неблагополучия

Проведение обучающего семинара для 77 специалистов методам и приемам определения степени семейного неблагополучия и риска нарушения прав ребенка при его жизнеустройстве, использование наработанного опыта для разработки и дальнейшего применения критериев отбора кандидатов в замещающие родители

Министерство образования и науки области, ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования

2011 г.

304,2

104,0

200,2

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3

Организация работы мобильных служб «Социальный патруль» на базе социальных приютов, реабилитационных центров для несовершеннолетних

Создание мобильных бригад «Социальный патруль» для патронирования семей с целью вывода их из кризисной ситуации, создание благоприятных условий для возвращения детей в родные семьи, осуществление контроля за ситуацией после возврата ребенка в семью. Создание в 2011 году 7 мобильных бригад, в 2012 году – 5 мобильных бригад. Планируемый охват не менее 144 семей. Оснащение 7 кабинетов психологов

ГБУ АО «Октябрьский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Завитинский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Шимановский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Ивановский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Свободненский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Резуновский социальный приют для детей «Журавушка»,

ГБУ АО «Зейский социальный приют для детей «Солнечный»,

ГБУ АО «Черняевский социальный приют для детей «Радуга»,

ГБУ АО «Белогорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,

ГБУ АО «Благовещенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мечта»,

ГБУ АО «Сапроновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парусник надежды»

2011 - 2013 гг.

93746,56

48149,0

7154,56

34392,0

2863,0

0,00

1188,0

1.4

Реализация технологии «Яркий образ детства» в том числе: открытие «Семейной гостиной», организация семейных туристических походов, создание «Дворика детства», проведение семейных оздоровительных мероприятий на детских площадках «Спортивная семья», организация просветительской работы для родителей воспитанников учреждений

Создание не менее 240 видеофильмов о воспитанниках учреждений, проведение не менее 48 туристических походов, не менее 36 спортивных мероприятий. Также в рамках реализации технологий «Яркий образ детства» планируется оборудовать 7 спортивных и игровых площадок на территориях социальных приютов, реабилитационных центров для несовершеннолетних. Планируемый охват не менее 480 детей – воспитанников учреждений, 210 семей

Социальные прияты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

2011 – 2012 гг.

7852,58

2534,0

2691,08

1810,0

817,5

0,00

0,00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.5

Организация службы психологической помощи детям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Диалог» на базе социальных приютов для детей, комплексных центров социального обслуживания населения

Организация службы психологической помощи детям, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации в 10 социальных учреждениях, в том числе на базе 3 социальных приютов для детей, а также на базе 7 комплексных центров социального обслуживания. Планируемый охват порядка 350 человек

ГБУ АО «Октябрьский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Свободненский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Завитинский социальный приют для детей»,

ГБУ АО «Зейский КЦСОН «Родник»,

ГБУ АО «Свободненский КЦСОН «Лада»,

ГБУ АО «Белогорский КЦСОН»,

ГБУ АО «Благовещенский КЦСОН «Доброта», ГБУ АО «Новобурейский КЦСОН «Надежда», ГБУ АО «Магдагачинский КЦСОН «Гармония», ГБУ АО «Архаринский КЦСОН»

2013 г.

1930,8

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1930,8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задача II «Я буду Мамой»

Профилактика отказа от новорожденных. Комплексное сопровождение матерей, находящихся в сложной жизненной ситуации

2.1

Создание сайта «Школа ответственного родительства»

Пропаганда ответственного отношения к родительству через современные средства коммуникации, формирование в сознании граждан модели здоровой семьи. Планируемый охват до 40000 семей, а также от 13800 до 35000 детей и подростков

Амурская региональная общественная организация (АРОО) «Ноосферное образование»

2011 -2013 гг

548,8

50,0**

149,6

50,0**

149,6

50,0**

99,6

2.2

Предоставление ежемесячной денежной выплаты малообеспеченным беременным женщинам

Обеспечение полноценным питанием не менее 1800 малообеспеченных беременных женщин ежегодно

Министерство социальной защиты населения области

2011 -2013 гг.

28012,3

8727,8

0,00

9338,7

0,00

9945,8

0,00

2.3

Внедрение технологии социально-психологического сопровождения женщин «Мой малыш»

Оказание социальной помощи в виде предоставления «приданого» для новорожденных ежегодно 350 женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации

Комплексные центры социального обслуживания населения, Общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд», Амурская региональная общественная организация (АРОО) «Ноосферное образование», Торговая сеть «Дочки-сыночки»

2011 - 2013 гг.

2178,5

84,0***

1512,0

15,5***

283,5

0,00

283,5

2.4

Предоставление ежемесячной денежной выплаты кормящим матерям, имеющим детей до года, из малоимущих семей

Обеспечение полноценным питанием не менее 7000 кормящих женщин ежегодно

Министерство социальной защиты населения области

2011 -2013 гг.

165893,3

51687,4

0,00

55305,5

0,00

58900,4

0,00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2.5

Реализация социально ориентированной технологии «Самообеспечение»,

направленной на оказание адресной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей и проживающим в сельской местности

Оказание адресной помощи ежегодно не менее 120 семьям, проживающим в сельской местности, имеющим несовершеннолетних детей

Министерство социальной защиты населения области

2011 – 2013 гг.

10650,0

3550,0

0,00

3550,0

0,00

3550,0

0,00

2.6

Создание социальной комнаты «Мать и дитя»

Предоставление временного приюта матерям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации либо пострадавшим от жестокого обращения. Создание на базе комплексных центров социального обслуживания населения 2 комнат «Мать и дитя» на 6 койко-мест

ГБУАО «Благовещенский КЦСОН «Доброта», ГБУАО «Архаринский КЦСОН»

2011 -2012 гг.

381,0

0,00

198,0

0,00

183,0

0,00

0,00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задача III «Теплый дом»

Развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитация и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов, детей с высоким риском инвалидизации)

3.1

Создание «Служб подготовки и сопровождения замещающих семей» в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования (на базе школ-интернатов, детских домов)

Создание 11 «Служб семейного устройства» позволит осуществлять качественный отбор кандидатов в опекуны (попечители) и приемные родители, сформировать банк данных о кандидатах в опекуны и детях, которые подлежат устройству в семьи, увеличит охват семейным устройством детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на 1,5%, или на 65 детей ежегодно

»

ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья

г. Свободный;

ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа №1 г.Райчихинск;

ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №7 г.Белогорск; ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №14 с.Ивановка; ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №15 с.Константиновка; ГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №16 п.г.т.Новорайчихинск; ГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №17 г.Благовещенск;

ГОАУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат №5 п.Пионерский;

ГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат №9, г. Зея; ГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат №6 с.Поярково;

ГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №18 с.Крестовоздвиженка

2011 г.

6573,901

4228,8

2345,101

0,00

0,00

0,00

0,00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3.2

Оказание услуг по социально-психологическому патронажу замещающих семей

(опекунских, приемных и др.). Внедрение во всех муниципальных образованиях области услуг по стандарту «Сопровождение приемной и опекунской семьи»

Повышение качества жизни членов замещающих семей, снижение уровня конфликтности, снижение показателя возврата детей из замещающих семей на 20%

Министерство образования и науки области, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования

2011 г.

34604,00

34604,0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3.3

Реализация технологии семейного устройства детей «Пусть мама меня непременно найдет»

Специальное оборудование в областном учреждении здравоохранения 2 палат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшение условий пребывания детей посредством создания особых условий для выхаживания и развития новорожденных, в том числе имеющих патологию различных органов и систем, с целью повышения возможности их дальнейшего устройства в замещающую семью

ГБУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница»

2011 -2013 гг.

1671,2

0,00

577,2

0,00

504,0

0,00

590,0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3.4

Совершенствование реабилитационных технологий посредством создания в ГБУЗ «Дом ребенка специализирован­ный» «Комнаты здоровья»

Создание реабилитационной зоны в учреждении будет способствовать оздоровлению детей, гармоничному психофизическому развитию, успешной социализации, что позволит увеличить долю детей, передаваемых на воспитание в семью, на 6%, или на 3 ребенка в год

ГБУЗ Амурской области «Дом ребенка специализированный»

2011 г.

784,5

284,5

500,0

0,00

0,00

0,00

0,00

Задача IV «Объединяя усилия»

Активизация деятельности по семейному устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе распространение передового опыта работы, тиражирования новых эффективных технологий работы

4.1

Создание «Ресурсного центра» по изучению, распространению и обобщению опыта работы, направленного на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия, развитие форм семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Планируется обучить 120 специалистов новым

технологиям, методикам работы, издавать не менее 4 брошюр, проводить не менее 4 семинаров по обмену опытом работы с целью тиражирования и распространения передового опыта работы

ГБУАО «Благовещенский СРЦН»

2011-2013 гг.

1561,147

0,00

1049,947

0,00

0,00

0,00

511,2

ИТОГО

458883,288

219867,90

21867,688

126416,5

6742,6

78593,5

5395,1

В том числе денежные средства, не использованные в предыдущие годы реализации программы

2935,89

146814

ВСЕГО по программе направлено средств

454479,184

219867,90

21867,688

126416,5

3806,71

78593,5

3926,886

* - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

** - средства общественных организаций

*** - средства бизнес-структур

{Приложение №1 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 03.08.2012 №418}

{Приложение №1 в ред. Постановления Правительства Амурской области от 15.08.2013 №364}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Амурская правда № 63 от 13.04.2011 стр. 7-11, Амурская правда № 66 от 16.04.2011 стр. 5 (начало в №63)
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать