Основная информация

Дата опубликования: 01 июня 2004г.
Номер документа: В200401535
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0401535

В200401535

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 17

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01.06.2004 N 14894/03

[Об отмене по делу N А32-9401/2003-51/263

Арбитражного суда Краснодарского края постановления

Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского

округа от 13.10.2003 и об оставлении в силе по данному

делу решения Арбитражного суда Краснодарского края

от 11.06.2003]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Ренова Э.Н., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Авто-С" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2003 по делу N А32-9401/2003-51/263 Арбитражного суда Краснодарского края.

В заседании приняли участие представители:

от закрытого акционерного общества "Авто-С" (заявителя) - Климан Ю.А.;

от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по городу Краснодару (заинтересованного лица) - Щербина В.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

ЗАО "Авто-С" (далее - общество), созданное в декабре 2002 года, обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по городу Краснодару (далее - инспекция) о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.

Уведомлением от 30.12.2002 N 386 инспекция известила общество о возможности применения им упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003. Однако письмом от 21.04.2003 сообщила, что организации, вновь созданные в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, могут быть переведены на упрощенную систему налогообложения лишь с 2004 года, указав одновременно на недействительность ранее выданного уведомления от 30.12.2002.

Со ссылкой на изложенное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции в части создания препятствий в осуществлении заявителем права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2003 действия инспекции признаны незаконными в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621, в соответствии с которым вновь созданные организации вправе пользоваться упрощенной системой налогообложения с момента их создания. Поэтому предприятие, созданное в декабре, то есть по истечении срока, установленного пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, имеет право пользоваться такой системой налогообложения с января следующего года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 13.10.2003 решение отменил, обществу в удовлетворении требований отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество ссылается на неправильное применение Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа налогового законодательства и нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и выслушав объяснения присутствовавших в заседании представителей сторон, Президиум считает, что постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2003 подлежит отмене, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2003 - оставлению в силе по следующим основаниям.

Отменяя решение, суд кассационной инстанции исходил из того, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 вступила в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, предусмотренную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", то он, подав заявление в 2002 году, вправе со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то право перехода на такую систему налогообложения может быть им реализовано только после 1 января 2003 года. Таким образом, вновь созданные (зарегистрированные) в течение декабря 2002 года организации могут заявить о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, а применять ее с 01.01.2004.

Между тем согласно статье 346.11 Налогового кодекса; НГР:Р0003621 упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

Этой же статьей Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346.13 Кодекса).

Следовательно, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ; НГР:Р0203809 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" специальные налоговые режимы, к числу которых относится упрощенная система налогообложения, вводились в действие с 1 января 2003 года.

Что касается положений главы 26.2 Кодекса, регулирующих порядок перехода на упрощенный режим налогообложения, то они подлежали применению с момента вступления в силу указанного выше Закона N 104-ФЗ - 29.08.2004.

Созданные в декабре 2002 года организации не могли заявить о намерении использовать упрощенную систему налогообложения в общем порядке, то есть в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.13 Кодекса. Вместе с тем они были лишены права применять упрощенную систему налогообложения до 01.01.2003.

Таким образом, отказ применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.

Иное толкование статьи 346.13 Кодекса не согласуется и с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленным в статье 3 Кодекса. Применение названной статьи в том смысле, как это изложено в судебном акте кассационной инстанции, означает, что организация, вновь созданная в 2003 году, могла перейти на упрощенную систему налогообложения в том же году, а созданная в декабре 2002 года - только с 2004 года, что противоречит названным принципам.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия налоговой инспекции, направленные на принудительный перевод общества на общий режим налогообложения.

Поскольку суд кассационной инстанции при принятии постановления по данному делу допустил неправильное применение норм материального права и принятым им судебным актом нарушено единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, в соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2003 подлежит отмене.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2003 по делу N А32-9401/2003-51/263 Арбитражного суда Краснодарского края отменить.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2003 по данному делу оставить в силе.

Председательствующий

В.Ф. Яковлев

[введено: 19.07.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 20.07.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.110 Иные вопросы налогообложения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать