Основная информация

Дата опубликования: 01 июня 2011г.
Номер документа: RU16000201100420
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.06.2011 г. № 442

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011 -2013 годы»

В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 № Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 № АЖ-П12-8307 Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011 - 2013 годы» (далее - Программа).

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан:

обеспечить в пределах своей компетенции реализацию мероприятий Программы;

представлять в Министерство труда, занятости и социальной зашиты Республики Татарстан ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                                                  И.Ш. Халиков

Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 1 июня 2011 г. N 442

Паспорт долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011 - 2013 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011-2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручения Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Основная цель Программы

Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, улучшению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни

Задачи Программы

1. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста.

2. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

3. Повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста.

4. Усиление адресности предоставления мер социальной поддержки граждан пожилого возраста

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Ожидаемые результаты долгосрочной целевой программы:

внедрение новых технологий социального обслуживания для граждан пожилого возраста;

расширение перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста;

повышение эффективности деятельности органов социального обслуживания для граждан пожилого возраста;

обеспечение роста доходов граждан пожилого возраста путем предоставления им мер социальной поддержки;

повышение комфортности условий для проживания в учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста;

повышение эффективности реабилитационных мероприятий для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания;

повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Конечные результаты реализации Программы:

доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, охваченных реабилитационными мероприятиями, в общей численности проживающих составит в 2011 году - 70 процентов, в 2012 году - 80 процентов, в 2013 году - 85 процентов;

в течение 2011-2013 годов будет обеспечен 100-процентный охват углубленными медицинскими осмотрами граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

доля граждан, получивших услуги по зубопротезированию и слухопротезированию в течение года, к 2011 году возрастет до 40 процентов, к 2012 году - до 50 процентов, к 2013 году - до 60 процентов, в 2013 году - до 70 процентов;

смертность женского населения Республики Татарстан от рака молочной железы на 100 тыс. населения среди женщин, охваченных маммографическими исследованиями, снизится к 2011 году до 26,3 случая, к 2012 году - до 26,2 случая, к 2013 году - до 26 случаев;

к 2011 году показатель одногодичной летальности онкологических больных снизится до 35,2 процента, к 2012 году - до 35,1 процента, к 2013 году - до 35 процентов;

будет обеспечен рост доходов граждан пожилого возраста, получающих меры социальной поддержки, не ниже утвержденного уровня инфляции: в 2011 году - 6,5 процента, в 2012 году - 6 процентов, в 2013 году - 5,5 процента

Срок и этапы реализации Программы

2011-2013 годы

Отдельные этапы реализации Программы не выделяются

Перечень подпрограмм

Подпрограммы не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам

Реализация мероприятий Программы осуществляется в пределах действующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан, и за счет привлекаемых источников

Всего,

тыс. рублей

в том числе по годам:

2011

2012

2013

14218650,2

4489576,94

4747735,914

4981337,364

В том числе по источникам финансирования:

бюджет РТ

14216550,2

4488876,94

4747035,914

4980637,364

привлекаемые средства

2100,0

700,0

700,0

700,0

Контроль за реализацией Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307.

Обеспечение безопасной и достойной жизни граждан пожилого возраста является одной из важнейших проблем, затрагивающей права и потребности миллионов граждан страны, необходимость решения которой вытекает как из требований национального законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации. Крайне важен моральный аспект проблемы пожилых людей. Отношение к пожилым людям и забота о них должны стать реальным приоритетом государственной, муниципальной и корпоративной социальной политики.

Современная демографическая ситуация в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения. В Республике Татарстан на 01.01.2010 проживало 1,013 млн пенсионеров, из них 28,7 тыс. человек - одиноких, 151,6 тыс. человек - одиноко проживающих. При этом 15,2 тыс. человек являются одинокими малообеспеченными и 15,0 тыс. человек - одинокими престарелыми, нуждающимися в постороннем уходе.

В современных условиях социальное обслуживание является одним из обязательств социального государства. Вопросам социального обслуживания населения отведена особая роль, т.к. возможность получения услуг социального обслуживания является жизненно важной для некоторых категорий населения. Отсутствие такой возможности приводит к резкому снижению качества жизни, а в ряде случаев представляет реальную угрозу здоровью граждан, нарушает основы жизнедеятельности как их самих, так и членов их семей. Особенно это актуально для граждан пожилого возраста.

Сегодня необходимо усиление правовых гарантий доступности и качества услуг социального обслуживания, обеспечение соответствия норм законодательства по социальному обслуживанию современному уровню развития общественных отношений и экономики для граждан пожилого возраста.

Основой нормативно-правовой базы по вопросам социального обслуживания является Закон Республики Татарстан от 13.11.2006 N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан".

На современном этапе развития системы учреждений социального обслуживания актуальными становятся проблемы модернизации социальных служб, пересмотра структуры и перечня социальных услуг, системы тарификации социальных услуг и их оплаты, расширения рынка социальных услуг.

По состоянию на 01.02.2011 система социального обслуживания населения Республики Татарстан представлена 139 учреждениями социального обслуживания, в их числе:

51 центр социального обслуживания;

28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

5 психоневрологических интернатов;

2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;

21 социальный приют для детей и подростков;

2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

8 центров реабилитации инвалидов;

13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

3 центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;

4 центра социальной помощи семье и детям;

2 центра социально-психологической помощи населению (Схема территориального размещения учреждений социального обслуживания населения по Республике Татарстан приведена в приложении N 1 к настоящей Программе).

Система стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов Республики Татарстан включает в себя 33 стационарных учреждения на 4 254 койко-места, в том числе 28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 5 психоневрологических интернатов.

С целью создания достойных условий проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях в Республике Татарстан взят курс на формирование сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, соответствующих требованиям СанПиН и противопожарной безопасности, оснащенных современным реабилитационным оборудованием, в связи с чем проводится оптимизация домов-интернатов для престарелых и инвалидов, не соответствующих требованиям СанПиН и противопожарной безопасности.

В настоящее время в Республике Татарстан отсутствует очередность в дома-интернаты общего профиля, наблюдается тенденция роста числа свободных мест. В 2009 - 2010 годах введены в строй Чистопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов, новый корпус Елабужского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Для улучшения условий проживания в стационарных учреждениях развиваются новые формы социального обслуживания. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов это создание палат повышенной комфортности, в которых проживают по 2 - 3 человека, палат временного пребывания, а также оказание дополнительных платных услуг сверх гарантированного перечня. Для проживания супружеских пар в отдельных домах-интернатах функционируют палаты "квартирного размещения".

Актуальным для Республики Татарстан остается вопрос удовлетворения прав граждан, страдающих психическими расстройствами, на социальное обслуживание в психоневрологических интернатах. Большая уплотненность функционирующих психоневрологических интернатов не позволяет удовлетворить имеющуюся потребность в койко-местах и обеспечить необходимые условия содержания для лиц данной категории.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2009 N 42 "Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами до 2014 года" уровень социальных гарантий обеспеченности услугами (инфраструктурой) психоневрологических интернатов составляет 21 кв. метр общей площади на 1 койку. Исходя из указанного норматива в психоневрологических интернатах не хватает 600 мест. Решение данного вопроса возможно за счет проведения капитального ремонта имеющихся помещений, строительства новых корпусов и нового психоневрологического интерната. Это позволит ликвидировать очередность в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля, привести в соответствие площади имеющихся учреждений установленным нормативам, обеспечить медико-социальное обслуживание и комплексную социальную реабилитацию престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями.

Анализ качества предоставления услуг позволяет выявить недостатки в организации деятельности учреждений социального обслуживания, а именно:

учреждения социального обслуживания в основном размещены в приспособленных зданиях, требуют укрепления материально-технической базы, в том числе проведения ремонта;

медико-социальное обслуживание, социально-трудовая реабилитация престарелых и инвалидов в домах-интернатах в целом не организованы должным образом.

В настоящее время особую значимость в условиях нарастающей взаимозависимости, динамизма и обновления процессов в сфере социального обслуживания приобретают социальные технологии, разрабатываемые как Республикой Татарстан, так и другими регионами Российской Федерации. Поэтому проведение межрегиональных конференций, семинаров, организация поездок по обмену опытом с целью ознакомления с передовыми технологиями в отношении социального обслуживания граждан пожилого возраста имеют немаловажное значение для повышения профессионального уровня специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Таким образом, для эффективного развития отрасли необходимо повысить качество предоставляемых социальных услуг и реабилитационного процесса в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, развивать и внедрять инновационные технологии, лицензировать медицинскую деятельность, укреплять и развивать материально-техническую базу учреждений социального обслуживания, оснащать их реабилитационным оборудованием и средствами малой механизации, повысить профессиональный уровень кадрового состава.

В Республике Татарстан с 2007 года взят курс на преобразование порядка и условий предоставления социальных услуг, направленный на усиление адресности при предоставлении социальных услуг исходя из оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании и дальнейшего определения видов и объемов социальных услуг, предоставляемых клиентам. Этот механизм был введен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 N 41 "Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения и домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан", в соответствии с которым индивидуальная нуждаемость гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании ставится в зависимость от двух критериев: состояния его здоровья и социально-экономических факторов. Нуждаемость гражданина в социальном обслуживании по состоянию здоровья "привязана" к степени выраженности ограничения таких категорий жизнедеятельности человека, как способность к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, наиболее интенсивно влияющих на самостоятельность гражданина в повседневной жизни. Граждане пожилого возраста, претендующие на получение социальных услуг на дому, представляют заключение клинико-экспертных комиссий государственных и муниципальных лечебных учреждений здравоохранения, содержащее указание на степень ограничения способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению.

Принятие обоснованного решения о нуждаемости в социальном обслуживании возложено на комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости, функционирующие в каждом муниципальном образовании при территориальных органах социальной защиты республики. По результатам проведения оценки индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании определяются показанная гражданину форма социального обслуживания; тип учреждения социального обслуживания, в котором ему данные услуги будут оказаны; для принимаемых на надомное обслуживание - один из четырех наборов услуг из перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых отделениями социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения.

В 2010 году в комиссии обратились 3 632 гражданина по вопросу направления на социальное обслуживание, из них 3 297 граждан пожилого возраста и инвалидов были направлены на социальное обслуживание на дому, 338 человек - на стационарное социальное обслуживание, 15 человек получили обоснованный отказ.

В 2010 году 51 отделением социального обслуживания на дому, функционирующим в каждом территориальном центре социального обслуживания населения, обслужены 21 162 человека пожилого возраста и инвалидов.

Из 16 312 человек, состоящих на надомном обслуживании на 1 января 2011 года, 81 процент (13 215 человек) составляют женщины. Самая многочисленная группа обслуживаемых - 6 076 человек, или 37 процентов, - лица в возрасте 80 - 89 лет; 4 655 человек (28,5 процента) - лица в возрасте 60 - 74 лет; 589 человек (3,6 процента) - лица в возрасте 90 лет и старше; инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, составляют 765 человек, или 7 процентов.

В разрезе групп инвалидности наибольшую группу обслуживаемых составляют инвалиды II группы - 5 462 человека (70,5 процента общей численности инвалидов), инвалиды I и III групп составляют по 15 процентов.

Соотношение сельского и городского населения в структуре практически равнозначно: 7 988 человек (49 процентов) и 8 324 человека (51 процент) соответственно.

В разрезе перечней услуг, предоставляемых обслуживаемым на дому, более половины граждан получают третий перечень услуг - 8 853 человека (54,3 процента), почти треть - 5 135 человек (31,5 процента) - второй пакет, 2 149 человек (13,2 процента) - четвертый пакет, 192 человека (1,2 процента) - первый пакет.

Охват граждан пожилого возраста и инвалидов Республики Татарстан надомным обслуживанием на 10 тыс. пенсионеров в 2010 году составил 206 человек.

Право на стационарное социальное обслуживание в Республике Татарстан предоставляется на основании установления индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в стационарном социальном обслуживании (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 N 41 "Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения и домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан") и в соответствии с порядком принятия на обслуживание (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007 N 245 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан"), устанавливающим механизм оплаты с учетом совокупного дохода гражданина, а также степень участия близких родственников в несении расходов по оплате социального обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется на договорной основе (формы примерных договоров утверждены Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 27.08.2007 N 29).

На 01.01.2011 в стационарных учреждениях социального обслуживания проживали 4 024 гражданина пожилого возраста и инвалидов, из них в домах-интернатах для престарелых и инвалидов - 1 843 человека, в психоневрологических интернатах - 2 181 человек, страдающий хроническими психическими заболеваниями.

На начало текущего года в стационарных учреждениях социального обслуживания проживали 2 188 мужчин и 1 836 женщин, из них:

граждан, не достигших пенсионного возраста, - 50,1 процента (2 016 человек);

граждан, являющихся согласно классификации Всемирной организации здравоохранения:

пожилыми (в возрасте от 60 до 74 лет) - 30,2 процента (1215 человек),

старыми (в возрасте от 75 до 89 лет) - 18,1 процента (728 человек),

долгожителями (в возрасте от 90 лет и старше) - 1,6 процента (65 человек).

В разрезе инвалидности и степени утраты способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению:

1 147 человек (25,4 процента общей численности инвалидов) являются инвалидами I группы, 2 169 человек (16,8 процента) - инвалидами II группы, 235 человек (12,5 процента) - инвалидами III группы;

1 257 человек (42,5 процента общей численности проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов) находятся на постоянном постельном режиме.

Из общей численности инвалидов слепые и слабовидящие составляют 180 человек, глухие и слабослышащие - 56 человек, инвалиды-колясочники - 229 человек.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов проживают 1 843 человека, из них:

1 020 мужчин и 823 женщины;

граждан, не достигших пенсионного возраста, - 19,9 процента (367 человек, в том числе 54 человека - молодые инвалиды II и III групп в возрасте от 18 до 40 лет);

граждан, являющихся согласно классификации Всемирной организации здравоохранения:

пожилыми (в возрасте от 60 до 74 лет) - 42,8 процента (788 человек),

старыми (в возрасте от 75 до 89 лет) - 33,8 процента (623 человека),

долгожителями (в возрасте от 90 лет и старше) - 3,5 процента (65 человек).

В разрезе инвалидности и степени утраты способности к самообслуживанию и самостоятельному передвижению из числа проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов:

351 человек (25,4 процента) являются инвалидами I группы, 796 человек (57,7 процента) - инвалидами II группы, 232 человека (12,5 процента) - инвалидами III группы;

783 человека (42,5 процента общей численности проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов) находятся на постоянном постельном режиме.

Из общей численности проживающих в стационарных учреждениях:

по продолжительности проживания превалирует группа проживающих от 1 до 4 лет - 1 330 человек (из них 739 человек - в домах-интернатах общего типа и 591 человек - в психоневрологических интернатах).

Состав ветеранов и других льготных категорий, являющихся получателями двух пенсий, представлен следующими группами:

инвалиды Великой Отечественной войны - 4 человека;

участники Великой Отечественной войны - 12 человек;

вдовы инвалидов (участников) Великой Отечественной войны, родители погибших воинов - 2 человека;

труженики тыла - 342 человека.

На сегодняшнем этапе развития стационарного социального обслуживания в Республике Татарстан на первый план выходят методологические подходы организации социального обслуживания как процесса социальной реабилитации. В условиях домов-интернатов - это поддержание активного долголетия. Так, по заключению врача занятия лечебно-трудовой деятельностью показаны 810 престарелым гражданам и инвалидам (из них 362 человека проживают в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 448 человек - в психоневрологических интернатах), фактически занимаются лечебно-трудовой деятельностью 678 человек (295 человек и 383 человека соответственно).

С момента начала функционирования стационарных учреждений в форме автономных положено начало развитию предпринимательской деятельности, в частности, в учреждениях предоставляются стационарные койки на условиях полной оплаты. По данным учреждений, за весь период на данных условиях обслужено 289 человек, в том числе 162 человека - в 2010 году: четверть из них воспользовались услугами учреждения краткосрочно (на один месяц), половина - от 2 до 6 месяцев. На начало 2011 года 65 человек фактически проживали на коммерческих койко-местах. Средняя стоимость услуг социального обслуживания составила 396 рублей в расчете на день.

Основными направлениями работы являются профилактика и реабилитация пожилых людей с учетом их возрастных характеристик и состояния здоровья, организация и проведение массовых обследований лиц старшего возраста, проведение информационной работы среди пожилого населения с целью ознакомления с симптомами, методами лечения, последствиями и прогнозом развития заболеваний.

Трудовая и социальная активность пожилых граждан, желаемая и посильная работа в приемлемых условиях труда, по мнению ученых-геронтологов, занимающихся физиологией труда лиц пожилого возраста, способствуют продлению жизни и поддерживают психическое и физическое состояние пожилых граждан.

Многие люди старшего поколения имеют высокий уровень образования и квалификации, большой опыт работы, выражают готовность трудиться и обучаться новым профессиям, востребованным на рынке труда. Пожилые граждане охотно заполняют ту сферу деятельности, на которую не претендует молодежь.

Важную роль в обеспечении рабочими местами граждан пожилого возраста, сохраняющих способность и желание трудиться, принадлежит органам государственной службы занятости, которые в своей деятельности предусматривают:

проведение специализированных ярмарок вакансий для инвалидов и лиц пожилого возраста;

ведение банка данных свободных рабочих мест (вакансий) для пенсионеров;

освещение в средствах массовой информации состояния рынка труда, возможности приложения сил для лиц пожилого возраста, разъяснения законодательных актов о социальной защите для лиц предпенсионного (за два года до наступления пенсионного возраста) и пенсионного возрастов, о порядке высвобождения работников и государственных гарантиях при высвобождении;

осуществление контроля за соблюдением законодательства при высвобождении граждан предпенсионного и пенсионного возрастов.

Только в 2010 году в центры занятости населения Республики Татарстан в целях поиска подходящей работы обратились 1814 человек из числа граждан, относящихся к категории пенсионеров (1 процент общего числа обратившихся граждан), из них 67 процентов - женщины (1 230 человек). Трудоустроено при содействии органов службы занятости 132 пенсионера.

Также осуществляется работа с гражданами предпенсионного возраста, испытывающими трудности в поиске работы. За 2010 год в органы службы занятости населения обратился 7 291 гражданин предпенсионного возраста, из них трудоустроены 4 434 человека (61 процент).

Кроме того, в рамках реализации мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроены 213 человек данной категории.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" в целом по республике на 2010 год зарезервированы 146 рабочих мест для трудоустройства лиц предпенсионного возраста, на которые за 2010 год трудоустроены 130 человек указанной категории.

В целях содействия занятости гражданам пенсионного возраста центрами занятости населения проводятся различные мероприятия по содействию их занятости. Центром занятости населения г. Казани совместно с Региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Республике Татарстан практикуется организация и проведение ежегодных ярмарок вакансий для пожилых людей. Так, 19.10.2010 была проведена ярмарка вакансий для данной категории граждан, к участию в которой были привлечены 66 предприятий и организаций г. Казани, представивших информацию о 1 847 вакантных рабочих местах для трудоустройства граждан. Ярмарку посетили 4 750 человек. Получили направление на трудоустройство 270 пенсионеров.

Наряду с консультациями о возможности трудоустройства граждане получили более 10 859 консультаций по вопросам труда и государственных гарантий; законодательства о занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Успешное социально-экономическое развитие Республики Татарстан, в том числе в сфере социального обслуживания, занятости, здравоохранения, транспорта, позволит создать оптимальные возможности для повышения качества жизни граждан пожилого возраста в Республике Татарстан.

2. Основная цель и задачи Программы

Основная цель Программы:

Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества.

Задачи Программы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста.

2. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

3. Повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста.

4. Усиление адресности предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста.

Основные индикаторы оценки результатов Программы

N

Наименование индикаторов

2010
год

2011
год

2012
год

2013
год

Цель: Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества

Задача: Совершенствование нормативной правовой базы по вопросам социальной поддержки граждан пожилого возраста

1

Доля граждан пожилого возраста иинвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, охваченных реабилитационными мероприятиями (в процентах)

60

70

80

85

2

Количество технологий социальной работы с пожилыми гражданами, рекомендованных к применению, существенно влияющих на повышение качества обслуживания

2

4

6

8

Задача: Повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста

3

Охват углубленными медицинскими осмотрами граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в процентах)

100

100

100

100

4

Доля граждан, получивших услуги по зубопротезированию и слухопротезированию в течение года (в процентах)

40

50

60

70

5

Проведение школ-семинаров для граждан пожилого возраста (количество)

12

24

24

24

6

Проведение школ-семинаров для пациентов и их родственников возраста (количество)

12

12

12

12

7

Смертность женского населения Республики Татарстан от рака молочной железы на 100 тыс. населения среди женщин, охваченных маммографическими исследованиями (число случаев)

26,4

26,3

26,2

26,0

8

Показатель одногодичной летальности онкологических больных (в процентах)

35,3

35,2

35,1

35,0

Задача: Укрепление материально-технической базы учреждений
социального обслуживания для граждан пожилого возраста

9

Соответствие условий пребывания в учреждениях требованиям по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов (в процентах)

13,5

14,2

14,2

14,2

10

Доля услуг, оказываемых в электронном виде (в процентах)

0

0

25

50

11

Доля граждан - ветеранов Великой Отечественной войны, получивших услугу по обеспечению медикаментами, от общего количества обратившихся (в процентах)

100

100

100

100

Задача: Усиление адресности предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста

12

Обеспечение роста доходов гражданам, получающим меры социальной поддержки (не ниже утвержденного уровня инфляции)(в процентах)

8,2

6,5

6,0

5,5

13

Доля специалистов, направленных на повышение квалификации (в процентах)

3,3

3,5

3,6

4,0

14

Количество экземпляров методической литературы для пополнения методических фондов учреждений социального обслуживания

0

1000

1000

1000

3. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется в пределах действующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан, и за счет привлекаемых источников.

(тыс. рублей)

Всего

В том числе по годам:

2011

2012

2013

14 218 650,2

4 489 576,94

4 747 735,914

4 981 337,364

В том числе по источникам финансирования:

бюджет РТ

14 216 550,2

4 488 876,94

4 747 035,914

4 980 637,364

привлекаемые средства

2100,0

700,0

700,0

700,0

Для реализации мероприятий Программы наряду со средствами бюджета Республики Татарстан могут быть привлечены средства от деятельности учреждений социального обслуживания, приносящей доход, средства бюджетов муниципальных образований, а также благотворителей, средства из других источников, не запрещенных действующим законодательством.

5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Программа сформирована как комплекс конкретных, реальных и целевых мероприятий, направленных на создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающих предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, полноценной целостной системы управления качеством социального обслуживания граждан пожилого возраста на основе стандартов, достаточной материально-технической базы учреждений, квалифицированного персонала.

По каждому мероприятию определен исполнитель - органы исполнительной власти Республики Татарстан, ведомства и организации.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляет управление и организует реализацию мероприятий Программы по срокам и процедурам, согласованным с непосредственными исполнителями мероприятий Программы.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляет следующие функции:

координацию и контроль за выполнением и реализацией Программы;

подготовку сводной отчетной информации по реализации мероприятий Программы и представление ее в Министерство экономики Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан;

подготовку предложений в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан о мерах по повышению эффективности реализации Программы.

Кабинет Министров Республики Татарстан или соответствующие органы исполнительной власти Республики Татарстан организуют экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам экспертных проверок в Кабинет Министров Республики Татарстан вносятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы либо ее прекращении или применении санкций к участникам реализации Программы.

В Программу в установленном порядке могут вноситься дополнения и изменения.

6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы

Осуществляемая деятельность в рамках мероприятий Программы будет сочетать меры экономической и социальной поддержки граждан пожилого возраста, обеспечивать создание условий для повышения качества их жизни в соответствии с их потребностями.

Социально-экономическая эффективность программы заключается в:

сохранении и укреплении здоровья граждан пожилого возраста;

улучшении условий жизни граждан пожилого возраста;

повышении трудовой и социальной активности граждан пожилого возраста.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств ежегодно производится путем анализа соответствия затраченных средств и значений целевых показателей, что обеспечит своевременное проведение уточнения или корректировки объема бюджетных средств.

Оценка эффективности реализации Программы в целом осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.

Внешним риском реализации Программы являются:

изменение федерального и регионального законодательств в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста;

быстрое "моральное" устаревание оборудования и техники в связи с развитием научно-технического прогресса;

корректировка объемов финансирования Программы при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год.

Внутренними рисками реализации Программы являются:

отсутствие навыков эксплуатации реабилитационного и медицинского оборудования у сотрудников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;

текучесть кадров в учреждениях социального обслуживания.

Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков планируется повышение квалификации, набор подготовленных кадров учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста.

Приложение N 1

к Долгосрочной целевой программе

"Повышение качества жизни граждан

пожилого возраста на 2011 - 2013 гг."

СХЕМА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Приложение N 2

к Долгосрочной целевой программе

"Повышение качества жизни граждан

пожилого возраста на 2011 - 2013 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

N
п/п

Наименование
задачи

Наименование
мероприятий

Испол-
нители

Сроки исполнения
(годы)

Объем финансирования мероприятий
программы (тыс. рублей)

Источ-
ники
финан-
сиро-
вания

Индикаторы
оценки
конечных
результатов
(единицы
измерения)

Значения индикаторов

базо-
вое

2011
год

2012
год

2013
год

2011

2012

2013

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Совершенствование
нормативной
правовой базы по
вопросам
социальной
поддержки граждан
пожилого возраста

Разработка
нормативной базы
для проведения
республиканского
конкурса среди
стационарных
учреждений
социального
обслуживания
граждан пожилого
возраста и
инвалидов на лучшую
организацию
реабилитационной
работы с
проживающими

МТЗ и
СЗ РТ

-

+

-

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Доля граждан
пожилого
возраста и
инвалидов,
проживающих в
стационарных
учреждениях
социального
обслуживания,
охваченных
реабилитацион-
ными
мероприятиями,
%

60

70

80

85

2

Совершенствование
нормативной
правовой базы по
вопросам
социальной
поддержки граждан
пожилого возраста

Создание при МТЗ и
СЗ РТ Научно-
методического
совета по вопросам
социального
обслуживания (в том
числе пожилых
граждан)

МТЗ и
СЗ РТ

-

+

-

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Количество
технологий
социальной
работы с
пожилыми
гражданами,
рекомендованных
к применению,
существенно
влияющих на
повышение
качества
обслуживания

2

4

6

8

3

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Проведение
ежегодных
углубленных
медицинских
осмотров граждан,
проживающих в
домах-интернатах
для престарелых и
инвалидов
Республики
Татарстан в
соответствии с
Приказом МЗ РТ от
24.01.2011 N 57 "Об
организации
проведения
углубленных
медицинских
осмотров граждан
из числа взрослого
населения,
проживающих в
домах-интернатах
для престарелых и
инвалидов
Республики
Татарстан"

МЗ РТ,
МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Охват
углубленными
медицинскими
осмотрами
граждан,
проживающих в
стационарных
учреждениях
социального
обслуживания
граждан
пожилого
возраста и
инвалидов, %

100

100

100

100

4

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Предоставление
услуг по зубо-
протезированию и
слухопротезированию
в соответствии с
ежегодно
утверждаемой
Постановлением
Кабинета Министров
Республики
Татарстан
программой

МЗ РТ,
ФОМС
РТ,
МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

78 100,0

82 396

86 516

бюджет
РТ
(ДО)

Доля граждан,
получивших
услуги по
зубопротези-
рованию и
слухопроте-
зированию в
течение года, %

40

50

60

70

5

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Функционирование
Университета
здоровья для
пожилых на базе
ГАУЗ "Госпиталь для
ветеранов войн" г.
Казани

МЗ РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Проведение
школ-семинаров
для граждан
пожилого
возраста

12

24

24

24

6

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Функционирование
школы для пациентов
(перенесших
инсульт, больных
рассеянным
склерозом,
остеохондрозом)и их
родственников на
базе ГАУЗ
"Республиканская
клиническая
больница
восстановительного
лечения" МЗ РТ

МЗ РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Проведение
школ-семинаров
для пациентов
и их
родственников

12

12

12

12

7

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Ежегодное
скрининговое
маммографическое
обследование 18 тыс.
женщин в возрасте 50
- 69 лет в рамках
отраслевой целевой
программы "Снижение
смертности от
злокачественных
новообразований
молочной железы" на
2011 - 2013 годы

МЗ РТ
ГУЗ

+

+

+

7 656,48

8 025,804

8 413,594

бюджет
РТ
(ДО),
сред-
ства
ФОМС

Смертность
женского
населения
Республики
Татарстан от
рака молочной
железы на 100
тыс.
населения среди
женщин,
охваченных
маммографи-
ческими
исследованиями,
случаев

26,4

26,3

26,2

26,0

8

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Осуществление
амбулаторно-
поликлинических
посещений на дому
больных
онкологического
профиля в
инкурабельных
стадиях заболеваний
с целью оказания
паллиативной
(хосписной)
медицинской помощи

МЗ РТ
ГУЗ

+

+

+

13 172,24

13 172,24

13 172,24

бюджет
РТ
(ДО),
сред-
ства
ФОМС

Показатель
одногодичной
летальности
онкологических
больных, %

35,3

35,2

35,1

35,0

9

Укрепление
материально-
технической базы
учреждений
социального
обслуживания для
граждан пожилого
возраста

Укрепление
материально-
технической базы
учреждений
социального
обслуживания
(капитальный
ремонт)

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

47 788,4 <*>

62 425,7

62 425,7

бюджет
РТ
(ДО)

Соответствие
условий
пребывания в
учреждениях
требованиям по
обеспечению
безбарьерной
среды для
инвалидов, %

13,5

14,2

14.2

14,2

10

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Организация
предоставления
государственных
услуг (социальных
услуг) в
электронном виде

МИи
СРТ,
МТЗ и
СЗ РТ

-

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Доля услуг,
оказываемых в
электронном
виде, %

0

0

25

50

11

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Организация
доставки на дом
медикаментов
ветеранам Великой
Отечественной войны

ГУП
ТТМФ
МЗ РТ
(по
согла-
сова-
нию)

+

+

+

791,52

870,67

957,73

бюджет
РТ
(ДО),
сред-
ства
пред-
прия-
тия

Доля граждан -
ветеранов ВОВ,
получивших
услугу по
обеспечению
медикаментами,
от общего
количества
обратившихся,
%

100

100

100

100

12

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки ветеранам
труда

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

2 708 757,0
<*>

2 857 739,0

3 000 626,0

бюджет
РТ
(ДО)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции), %

8,2

6,5

6,0

5,5

13

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки
труженикам тыла

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

43 290,0 <*>

45 671,0

47 955,0

бюджет
РТ
(ДО)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции), %

8,2

6,5

6,0

5,5

14

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого
возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки
реабилитированным
лицам и лицам,
признанным
пострадавшими от
политических
репрессий

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

33 545,0 <*>

35 391,0

37 160,0

бюджет
РТ
(до)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции), %

8,2

6,5

6,0

5,5

15

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки
награжденным
государственными
наградами
Республики
Татарстан

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

14 957,0 <*>

15 780,0

16 569,0

бюджет
РТ
(ДО)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции), %

8,2

6,5

6,0

5,5

16

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки
пенсионерам

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

1 540 513,3
<*>

1 625 241,5

1 706 503,1

бюджет
РТ
(ДО)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции, %

8,2

6,5

6,0

5,5

17

Усиление
адресности
предоставления
мер социальной
поддержки
гражданам
пожилого возраста

Обеспечение мер
социальной
поддержки одиноким
пенсионерам

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

306,0 <*>

323,0

339,0

бюджет
РТ
(ДО)

Обеспечение
роста доходов
гражданам,
получающим
меры
социальной
поддержки (не
ниже
утвержденного
уровня
инфляции),%

8,2

6,5

6,0

5,5

18

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Осуществление мер
по информированию и
содействию
занятости граждан
пожилого возраста

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

-

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Повышение
информирован-
ности граждан
пожилого
возраста о
возможности
трудоустройст-
ва, увеличение
количества
работающих из
их числа,
улучшение их
материального
благосостояния

-

-

-

-

19

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Организация и
проведение
специализированных
ярмарок вакансий
для трудоустройства
граждан пожилого
возраста

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Расширение
возможности
трудоустройства
граждан
пожилого
возраста

-

-

-

-

20

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Создание
специальных, в т.ч.
благотворительных,
программ, а также
использование
федеральных и
международных
проектов в сфере
туризма для лиц
пожилого возраста с
предоставлением
льгот и скидок в
период низкой
сезонной загрузки

ММ СТ
РТ,
турис-
тиче-
ские
фирмы
Рес-
пуб-
лики
Татар-
стан

+

+

+

700,0

700,0

700,0

прив-
лекае-
мые
источ-
ники

-

-

-

-

-

21

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Повышение
квалификации
специалистов
отрасли

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Доля
специалистов,
направленных
на повышение
квалификации,
%

3,3

3,5

3,6

4,0

22

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого
возраста

Проведение
республиканского
конкурса среди
стационарных
учреждений
социального
обслуживания
граждан пожилого
возраста и
инвалидов на лучшую
организацию
реабилитационной
работы с
проживающими
гражданами

МТЗ и
СЗ РТ

-

+

-

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

Развитие
инновационной
деятельности,
сохранение
активного
долголетия

-

-

-

-

23

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Проведение
семинаров,
конференций МТЗ и
СЗ РТ,
учреждениями
социального
обслуживания
населения

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

бюджет
РТ
(ДО)

Повышение
эффективности
деятельности
учреждений
социального
обслуживания
граждан
пожилого
возраста

-

-

-

-

24

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Формирование и
пополнение фондов
методической,
справочной,
правовой литературы
учреждений
социального
обслуживания по
социальной работе с
гражданами пожилого
возраста

МТЗ и
СЗ РТ

+

+

+

бюджет
РТ
(ДО)

Количество
экземпляров
методической
литературы для
пополнения
методических
фондов
учреждений
социального
обслуживания

0

1000

1000

1000

25

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Проведение первой
Республиканской
Спартакиады среди
пенсионеров "Третий
возраст"

ММ СТ
РТ, РО
ООО
СПР
РТ,
муни-
ци-
паль-
ные
обра-
зова-
ния

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

-

-

-

-

-

26

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Выделение на
бесплатной основе
времени для занятий
групп здоровья
пенсионеров на базе
спортивно-
оздоровительных
учреждений
(спортивных залов,
бассейнов и т.д.)
под руководством
квалифицированных
тренеров

ММ СТ
РТ, РО
ООО
СПР
РТ,
муни-
ци-
паль-
ные
обра-
зова-
ния

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

-

-

-

-

-

27

Повышение
качества
социальных услуг,
оказываемых
гражданам
пожилого возраста

Обучение основам
компьютерной
грамотности граждан
пожилого возраста в
рамках
"Университета
третьего возраста"
на площадках
учебных заведений
Республики
Татарстан

МТЗ и
СЗ РТ,
МОиН
РТ, ММ
СТ РТ,
РО ООО
СПР РТ

+

+

+

-

-

-

бюджет
РТ
(ДО)

-

-

-

-

-

Итого объем
финансирования
программы за счет
средств бюджета
Республики
Татарстан

4 488 876,94

4747035,914

4 980 637,364

Привлекаемые
источники

700

700

700

Итого средств по
Программе

4 489 576,94

4747735,914

4 981 337,364

--------------------------------

<*> - Мероприятия реализуются в рамках ведомственных целевых программ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Список использованных сокращений:

МТЗ и СЗ РТ Министерство труда, занятости и социальной защиты

Республики Татарстан

МЗ РТ Министерство здравоохранения Республики Татарстан

ММСТ РТ Министерство по делам молодежи, спорту и туризму

Республики Татарстан

МИиС РТ Министерство информатизации и связи Республики

Татарстан

МОиН РТ Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГУП ТТМФ государственное унитарное предприятие "Таттехмедфарм"

ГУЗ государственное учреждение здравоохранения

"Республиканский клинический онкологический диспансер

Министерства здравоохранения Республики Татарстан"

НТЦ ЛАЙН Научно-технический центр "ЛАЙН"

ФОМС государственное учреждение "Фонд обязательного

медицинского страхования Республики Татарстан"

РО ООО СПР РТ Региональное Отделение Общероссийской общественной

организации "Союз пенсионеров России" по Республике

Татарстан

ДО действующее обязательство

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 070.080.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать