Основная информация

Дата опубликования: 01 июня 2012г.
Номер документа: RU51000201200610
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Мурманская область
Принявший орган: Правительство Мурманской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об отимизации расходов

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.06.2012                                                                                     № 256-ПП

Мурманск

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОГО РАЗВИТИЯ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 – 2015 ГОДЫ

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года», от 20.07.2011 № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительство Мурманской области  п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетного развития Мурманской области на 2013 – 2015 годы (далее – Концепция).

Исполнительным органам государственной власти Мурманской области в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.

Контроль за реализацией Концепции возложить на первого заместителя Губернатора Мурманской области  Тюкавина А.М.

Губернатор

Мурманской области                                                                  М. Ковтун

Утверждена

постановлением Правительства                

Мурманской области

                                                                             от 01.06.2012  № 256-ПП

Концепция бюджетного развития

Мурманской области на 2013-2015 годы

1. Основные положения Концепции бюджетного развития

Мурманской области на 2013-2015 годы

Концепция бюджетного развития Мурманской области на 2013-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года», от 20.07.2011 № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах».

Настоящая Концепция определяет цели, задачи бюджетного развития Мурманской области на среднесрочный период и основные направления улучшения прозрачности и доступности бюджета для общественности, повышения качества оказания государственных услуг (работ) и эффективности использования средств областного бюджета. Положения Концепции следует учитывать при разработке нормативных  правовых актов Мурманской области и целевых программ.

Концепция направлена на совершенствование бюджетного процесса, в том числе за счет формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами, обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Мурманской области, повышение прозрачности и публичности процессов управления.

В рамках настоящей Концепции рассмотрены ключевые моменты в области бюджетного развития региона на среднесрочный период.

Для целей настоящей Концепции используются термины и понятия, определенные в нормативных правовых актах Российской Федерации и  Мурманской области.

2. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области (далее – ИОГВ)  по реализации их полномочий на этапах осуществления бюджетного процесса области,  а также качества управления общественными финансами, направленное на обеспечение высокого качества жизни населения региона, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных услуг, стимулирование инновационного развития региона.

Основными задачами Концепции являются:

Интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития области, в том числе и прежде всего путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности ИОГВ и, соответственно, программных бюджетов.

Развитие конкуренции между государственными и иными юридическими лицами на рынке государственных услуг, стимулирующей повышение качества государственных услуг (работ) и сокращение затрат на их оказание (выполнение), повышение отдачи от использования бюджетных средств.

Поддержание финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития области, формирование эффективной бюджетной и налоговой политики Мурманской области, обеспечение сбалансированности бюджетной системы, создание стимулов  и благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Мурманской области и инновационной активности налогоплательщиков Мурманской области.

Обеспечение:

 долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы за счет сокращения дефицита бюджета и снижения уровня государственного долга;

 своевременного выполнения долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации Мурманской области, повышение инвестиционной привлекательности региона.

Повышение эффективности использования бюджетных средств,  расширение бюджетной самостоятельности и ответственности регионального уровня власти, стимулирование муниципальных образований к внедрению новых механизмов управления бюджетным процессом.

Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами, обеспечение открытости и доступности для населения информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности публично-правовых образований при планировании и исполнении бюджетов.

Обеспечение прозрачности, открытости и публичности информации о  деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления Мурманской области, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

3. Основные направления Концепции

Исходя из поставленных задач Концепция включает в себя следующие направления:

Создание, внедрение и дальнейшая реализация  программно-целевых принципов планирования бюджета в сфере управления общественными финансами.

Определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ).

Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджет Мурманской области.

Обеспечение финансовой гибкости и устойчивости бюджета, снижение объема дефицита областного бюджета и долговой нагрузки на областной бюджет, поддержание долгосрочных рейтингов Мурманской области.

Создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами.

Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами Мурманской области.

Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами.

Порядок и условия формирования и реализации направлений бюджетного развития Мурманской области требуют четкого и детального законодательного регулирования. В целях совершенствования правового регулирования следует:

 проводить мониторинг действующих нормативных правовых актов Мурманской области, определяющих методологические принципы бюджетного процесса;

 сформировать актуальную нормативную правовую базу, регламентирующую порядок разработки и утверждения целевых программ на долгосрочную перспективу;

 разработать общую систему показателей (индикаторов) для мониторинга и оценки достижения поставленных целей в соответствии со спецификой социально-экономического развития региона, унифицированную на региональном и отраслевом уровнях.

3.1. Создание, внедрение и дальнейшая реализация  программно-целевых принципов планирования бюджета в сфере управления

общественными финансами

В целях обеспечения взаимосвязи между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономического развития Мурманской области следует использовать посредством принятия целевых программ программно-целевые принципы планирования бюджета.  Программно-целевой метод планирования заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки в совокупности с развитой системой мониторинга и анализа процесса планирования бюджета.  Взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений социально-экономического развития Мурманской области и мероприятий целевых программ способны обеспечить повышение эффективности деятельности ИОГВ, сокращение нерационального и неэффективного расходования бюджетных средств.

Общими требованиями к целевым программам должны стать:

 четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам социально-экономического развития региона, полномочиям и сферам ответственности ИОГВ;

 описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности);

 обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы.

Развитие межбюджетных отношений Мурманской области и муниципальных образований следует осуществлять на основе следующих принципов:

 программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках целевых программ субсидий на реализацию соответствующих муниципальных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном муниципальном образовании и эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации программы, а также определить эффективность областных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для муниципальных образований на областном уровне будут определяться в рамках соответствующих целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

 ответственность муниципальных образований за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из областного бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации муниципальных программ развития отраслей, на которые предоставляются областные субсидии, а также с осуществлением органами местного самоуправления иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на областном уровне (невыполнение муниципальным образованием соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет вести к сокращению предоставления областной финансовой помощи по определенному направлению).

Существенным резервом повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами является объединение усилий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг гражданам.

Эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, направленных на развитие инновационных проектов и секторов экономики Мурманской области, является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). Развитие институтов ГЧП определяется в качестве стратегического направления в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В ходе исполнения данного направления Концепции следует реализовать следующие мероприятия:

 проведение системного анализа этапов бюджетного процесса, внесение соответствующих изменений в  Закон Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области»;

 развитие системы мониторинга планирования бюджета, формирование и нормативное закрепление положений системы;

 создание коллегиального органа для принятия решения по вновь разрабатываемым  целевым программам и внесению изменений в действующие целевые программы;

 нормативное закрепление общественных обсуждений целевых программ;

 разработка методики, позволяющей оценить результативность деятельности и эффективности расходования бюджетных средств ИОГВ Мурманской области;

 подготовка проектов нормативных правовых актов Правительства Мурманской области по вопросам реформирования бюджетной сферы на основе аналитических данных по практическому применению утвержденных методик и порядков;

 разработка порядка и методики планирования бюджетных ассигнований на длительный период.

Ориентация бюджетных расходов на обеспечение результативности деятельности государственных и муниципальных учреждений в высокой степени будет способствовать развитию конкурентоспособности государственных  учреждений с негосударственными социально ориентированными некоммерческими организациями.

3.2. Определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ)

Учитывая, что одним из основных направлений развития планирования бюджета, ориентированного на результат, с целью повышения качества государственных услуг (работ) и сокращения затрат на их оказание (выполнение) является определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ), связанное с расширением перечня организаций – исполнителей государственного задания, концептуальные основы раздела базируются на стратегическом видении, что государственные услуги (работы) могут оказываться не только государственными учреждениями, но и частными некоммерческими организациями (далее – НКО) и коммерческими организациями.

Развитие конкуренции между государственными учреждениями и иными юридическими лицами будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности и, как следствие, повышению эффективности управления государственными учреждениями, оптимизации сети государственных учреждений, развитию ГЧП.

На первом этапе для достижения обозначенного результата необходимо сформировать институциональную среду для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ).

В рамках данного направления должны быть:

1) определены меры, направленные на формирование в социально-культурной сфере модели:

 обеспечивающей выполнение конституционных гарантий и социальных обязательств государства по объему, качеству и доступности (социальной и территориальной) государственных услуг (работ);

 включающей конкурирующие между собой государственные и муниципальные учреждения, а также НКО и коммерческие организации;

 включающей учреждения, способные оказывать (выполнять) услуги (работы), отнесенные к полномочиям одного или нескольких уровней (например, межмуниципальные коррекционные детские сады, оказание социальных услуг населению на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и т.п.);

 обеспечивающей привлечение в социально-культурную сферу средств как из государственных (муниципальных), так и из частных источников (развитие ГЧП).

Такая модель должна стимулировать:

 расширение сети НКО и коммерческих организаций, ориентированных на оказание услуг (работ) в социально-культурной сфере;

 привлечение в социально-культурную сферу дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

 объединение финансовых ресурсов бюджетов одного или различных уровней, оптимизацию расходов бюджетов за счет такого объединения;

2) сформированы организационно-правовые основы, регламентирующие процесс оказания (выполнения) государственных услуг (работ) НКО и коммерческими организациям, которые должны включать:

 стандартизацию процесса оказания (выполнения) государственных услуг (работ). Должны быть внедрены стандарты качества по полному перечню государственных услуг (работ), предусматривающие систематизированный набор требований к качеству оказания (выполнения) государственных услуг (работ), определенный исходя из установленных законодательством норм и потребностей получателей услуг (работ), учитывающий технологические, материально-технические, финансовые и иные ресурсные ограничения. Стандарты должны определять минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком услуг на территории Мурманской области. Кроме того, должны быть утверждены нормативы затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из требований к качеству и условиям оказания (выполнения) услуг (работ);

 механизм финансирования юридических лиц при оказании (выполнении) государственных услуг (работ). При разработке данного механизма должен быть проведен сравнительный анализ возможных инструментов и подходов к финансированию (государственный заказ, субсидия, грант) с целью определения наиболее оптимального. Условием для проработки указанного механизма должно стать принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего порядок участия иных юридических лиц в оказании (выполнении) государственных услуг (работ);

 типовую форму контракта на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) юридическими лицами в интересах третьих лиц. Типовая форма контракта может объединить в себе элементы гражданско-правового договора оказания (выполнения) услуг (работ), государственного контракта и государственного задания;

 порядок контроля за реализацией юридическими лицами указанных контрактов. Контроль за реализацией контракта по сути должен представлять собой сопоставление плановых и фактических значений показателей объема и качества государственных услуг, зафиксированных в контракте. Ключевыми вопросами при определении порядка контроля должны стать вопросы о периодичности его осуществления, а также о возможных санкциях при выявлении случаев оказания услуг в недостаточном объеме или недостаточного качества. Закрепление действенных форм контроля и возможного набора санкций позволит защитить интересы потребителей государственных услуг.

В условиях сформированного институционального базиса для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ) актуализируется потребность в анализе и определении эффективных способов поставки государственных услуг (работ).

Внедрение в практику государственного управления обозначенного вида работ потребует методолого-методических разработок, включающих:

 механизм определения возможности государственных учреждений, НКО и коммерческих организаций удовлетворить потребности региона в государственных услугах (работах). Необходимо создать банк данных юридических лиц, который будет содержать информацию об услугах (работах), оказываемых (выполняемых) юридическим лицом, объемы их оказания (выполнения), стоимость и прочие данные;

 методическую базу по отбору юридических лиц для оказания (выполнения) государственных услуг (работ), основой которой должна стать единая методика оценки количественных и качественных критериев оказания (выполнения) государственных услуг (работ) по отношению к издержкам по их оказанию (выполнению) (сравнительный анализ себестоимости и качества оказания (выполнения) услуг (работ) государственными учреждениями и иными юридическими лицами).

Реализация всех перечисленных выше направлений будет способствовать развитию конкуренции среди организаций, оказывающих (выполняющих) государственные услуги (работы), и, как следствие, повышению качества оказываемых (выполняемых) услуг (работ) и эффективности бюджетных расходов.

3.3. Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджет

Мурманской области

В период 2013-2015 годов одним из приоритетных направлений бюджетного развития Мурманской области является создание эффективной налоговой политики, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе.

Доходная часть бюджета Мурманской области зависит от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванной ориентацией экономики региона на отдельные отрасли – горнодобывающую, металлургическую, химическую промышленность. Значительная часть поступлений консолидированного бюджета Мурманской области обеспечивается пятью крупными компаниями, в результате чего доходы регионального бюджета зависят не только от доходов таких налогоплательщиков, но и от места их регистрации, а также политики холдингов, в состав которых они входят.

Мурманской области необходимо проводить мероприятия, направленные на диверсификацию региональной экономики. Это позволит повысить стабильность поступления доходов в консолидированный бюджет Мурманской области и обеспечит сбалансированность бюджетной системы в среднесрочной перспективе.

Следовательно, в период 2013-2015 годов одним из приоритетных направлений бюджетного развития Мурманской области является создание эффективной налоговой политики, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе.

Налоговую политику региона следует направить на создание и поддержание условий экономического роста области. Важными факторами проводимой политики в области налогообложения в среднесрочной перспективе являются сбалансированность бюджетной системы, создание стимулов и благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Мурманской области и инновационной активности налогоплательщиков Мурманской области.

Налоговая политика Мурманской области ориентирована на решение следующих приоритетных задач:

1) укрепление налогового потенциала Мурманской области.

Для решения данной задачи необходимо проведение следующих мероприятий:

 повышение реалистичности финансового планирования, улучшение качества прогнозирования доходов консолидированного бюджета;

 взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками - ведущими предприятиями области и консолидированными группами налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Мурманской области, по вопросам недопущения снижения поступлений перечисляемых ими в бюджет региона налогов, сборов и иных платежей;

 эффективное использование государственного и муниципального имущества, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

2) совершенствование регионального налогового законодательства.

Для решения данной задачи необходимо проведение следующих мероприятий:

 подготовка предложений по совершенствованию регионального налогового законодательства с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

 внесение изменений в законодательство, направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса;

 повышение эффективности взаимодействия государственных органов Мурманской области, органов местного самоуправления Мурманской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Мурманской области;

3) пересмотр ранее предоставленных налоговых льгот и оценка их эффективности.

Для решения данной задачи необходимо проведение следующих мероприятий:

 проведение мероприятий по инвентаризации ранее предоставленных региональным законодательством налоговых льгот и оценка их эффективности;

 анализ налоговых льгот, предоставленных федеральным законодательством, и внесение необходимых законодательных инициатив в федеральные органы власти.

Реализация указанных мероприятий позволит повысить стабильность поступления доходов в консолидированный  бюджет  Мурманской области и обеспечит сбалансированность бюджетной системы в среднесрочной перспективе.

3.4. Обеспечение финансовой гибкости и устойчивости бюджета, снижение объема дефицита областного бюджета и долговой нагрузки на областной бюджет, поддержание долгосрочных рейтингов Мурманской области

Одним из важнейших условий для формирования экономического роста Мурманской области является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, которая достигается за счет сокращения дефицита бюджета, снижения уровня государственного долга.

В среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита областного бюджета выступят государственные внутренние заимствования.

Политика в области управления государственным долгом Мурманской области  на 2013 - 2015 годы будет направлена на:

 обеспечение сбалансированности областного бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости;

 планирование объема заимствований в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом обслуживать государственный долг Мурманской области.

В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита областного бюджета через осуществление государственных внутренних заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Мурманской области бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга будут возрастать. При этом требования Бюджетного кодекса Российской Федерации по размеру дефицита бюджета и предельному объему государственного долга субъекта Российской Федерации, соблюдение которых позволяет обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость областного бюджета, будут соблюдены.

Достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Мурманской области будет направлено на обеспечение дальнейшего социального развития и повышения уровня жизни жителей Мурманской области.

В 2011 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Мурманской области и ее долговым обязательствам рейтинги:

 долгосрочный в иностранной и национальной валюте – «BB»;

 краткосрочный рейтинг в иностранной валюте – «B»;

 национальный долгосрочный рейтинг – «AA-(rus)».

Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».

Рейтинги Мурманской области отражают стабильную экономику региона, обладающую большим потенциалом для развития, ее хорошие показатели исполнения бюджета, поддерживаемые базой налогообложения в сфере промышленного производства, умеренный долг и хорошую денежную ликвидность. В то же время рейтинги принимают во внимание высокую концентрацию налоговых поступлений региона и негибкость его операционных расходов.

Факторы, которые, по мнению Fitch Ratings, могут привести к изменению рейтингов:

Позитивные рейтинговые факторы - сохранение хороших бюджетных показателей и поддержание приемлемых показателей обеспеченности долга в среднесрочной перспективе.

Негативный рейтинговый фактор – ухудшение бюджетных показателей ввиду структурных негативных последствий для доходов, вызванных длительным периодом низких международных цен на продукцию крупнейших предприятий региона.

Поддержание хороших бюджетных показателей региона и сохранение приемлемого показателя обеспеченности государственного долга в среднесрочной перспективе являются позитивными для рейтингов и обеспечивают повышение инвестиционной привлекательности региона.

3.5. Создание стимулов для улучшения качества управления

государственными и муниципальными финансами

В целях стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Установлена возможность самостоятельного определения субъектами Российской Федерации необходимого размера предоставляемого обеспечения соответствующих обязательств при предоставлении субъектами Российской Федерации государственных гарантий по банковским кредитам, привлекаемым юридическими лицами, расширены возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов за счет установления права предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на срок до 3 лет, а также предоставлено право формирования фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Региональную политику в области межбюджетных отношений следует выстраивать таким образом, чтобы обеспечить условия для институционального развития местного самоуправления. Система межбюджетного регулирования должна способствовать решению следующих задач:

 дальнейшее увеличение доходной базы областного и  местных бюджетов;

 обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов местного значения и определении направлений использования собственных доходов местных бюджетов;

 повышение заинтересованности органов местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий и увеличении собираемости налогов;

 создание условий для роста эффективности функционирования бюджетного сектора на местном уровне;

 оптимизация сети бюджетных учреждений посредством укрупнения, преобразования в автономные некоммерческие организации;

 создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом для муниципальных образований;

 корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления области.

Муниципальным образованиям, эффективно управляющим муниципальными финансами, реализующим муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов и достигшим существенных результатов в этом процессе, необходимо предусмотреть поощрение.

Оценка результатов, достигнутых муниципальными образованиями в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, должна проводиться в соответствии с методикой, включающей в себя следующие индикаторы:

 обеспечение сбалансированности и устойчивости  местных бюджетов;

 внедрение программно-целевых принципов в организацию деятельности органов местного самоуправления;

 реструктуризация бюджетного сектора;

 повышение эффективности распределения бюджетных средств;

 оптимизация функций  муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

 развитие автоматизированных информационных систем управления муниципальными финансами.

Решение задачи эффективности использования бюджетных средств и стимулирования муниципальных образований к внедрению новых механизмов управления бюджетным процессом предполагает мониторинг и оценку показателей качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях до уровня поселений, а также  создание  механизма предоставления финансовых стимулов для повышения качества и результативности муниципальных программ  повышения эффективности бюджетных расходов.

В целях дальнейшего совершенствования мониторинга качества управления бюджетным процессом по его результатам следует формировать рейтинг муниципальных образований. По результатам проводимого  мониторинга муниципальным образованиям в зависимости от полученной оценки присваивается соответствующая степень качества управления муниципальными финансами.  Муниципальным образованиям, которым будут присвоены II и III степени, направляется информация о мерах, которые необходимо принять для повышения качества управления муниципальными финансами.

Необходимо продолжать регулярный контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления областной финансовой поддержки, включая соблюдение требований бюджетного законодательства.

В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности регионального уровня власти возрастает значение механизмов поддержки реализуемых на региональном уровне реформ и установления правильного вектора их проведения. Повышение качества финансового менеджмента региональных и муниципальных финансов должно осуществляться по линии расширения горизонта бюджетного планирования; стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами; формирования рейтинга качества финансового менеджмента, позволяющего на основе показателей оценки эффективности использования бюджетных средств увязывать полученные результаты деятельности ИОГВ Мурманской области в части предоставления бюджетных услуг с объемом затраченных на эти цели средств и др.

Оценка качества управления региональными финансами должна проводиться по следующим направлениям:

 качество бюджетного планирования;

 качество исполнения бюджета;

 качество управления долговыми обязательствами;

 качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;

 степень прозрачности бюджетного процесса;

 соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.

В ходе исполнения данного этапа следует реализовать следующие мероприятия, предусматривающие отражение направлений Концепции:

 совершенствование оценки качества управления региональными финансами;

 проведение мониторингов качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета, мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Мурманской области, мониторингов соблюдения требований бюджетного законодательства и выполнения муниципальными образованиями соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов;

 распределение межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами.

Переход на новый качественный уровень управления региональными и муниципальными финансами является одним из важнейших условий повышения ответственности ИОГВ за проведение ответственной бюджетной политики, направленной на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития региона.

3.6. Формирование единого информационного пространства в сфере

управления общественными финансами Мурманской области

В основу формирования и функционирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами должны быть положены принципы открытости информационных систем, интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов, интерактивного регламентированного доступа к информационным системам всех зарегистрированных пользователей независимо от их территориального местонахождения, соблюдения правила однократного ввода данных и обеспечения их обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- создание регионального центра обработки данных;

- развитие опорной телекоммуникационной сети Мурманской области;

- разработка, внедрение и дальнейшее совершенствование единого нормативно-методического обеспечения процессов управления общественными финансами и единой методологии бухгалтерского учета организаций сектора государственного управления Мурманской области;

- унификация региональных классификаторов финансово-экономической информации с обеспечением взаимосвязи с соответствующими общероссийскими и международными классификаторами;

- интеграция процессов прогнозирования, планирования и исполнения консолидированного бюджета, управления государственными и муниципальными закупками, управления имуществом Мурманской области в рамках единой автоматизированной информационной системы управления общественными финансами;

- разработка и внедрение единой вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета организаций сектора государственного управления Мурманской области (ЕАИС БУ «Единый сервер»);

- обеспечение интеграционных взаимосвязей региональных автоматизированных информационных систем с государственной автоматизированной системой «Управление» (ГАС «Управление»), государственной системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Для решения указанных задач будет осуществлена реализация ряда проектов, в ходе которых должны быть выполнены следующие основные типы мероприятий:

- комплексное обследование процессов и информационных потоков в сфере управления общественными финансами Мурманской области, детализированное описание процессов и процедур управления, формирование схемы информационных потоков «как есть» и «как будет»;

- комплексное обследование существующих (унаследованных) автоматизированных информационных систем (далее – АИС) с формированием предложений по их дальнейшему использованию и развитию;

- сбор и анализ требований к проектируемым АИС, а также к компонентам, обеспечивающим взаимодействие унаследованных АИС, формирование консолидированных предложений по автоматизации;

- концептуальный выбор вариантов реализации компонентов, обеспечивающих взаимодействие АИС и их подсистем;

- технико-экономическое обоснование разработки и внедрения АИС, а также компонентов, обеспечивающих взаимодействие АИС и их подсистем;

- разработка эскизных проектов АИС, описывающих их общую архитектуру, границы автоматизации, назначение отдельных подсистем, состав автоматизируемых функций, требования к обеспечению интеграции и информационного взаимодействия АИС и их подсистем;

- выбор программно-технологической платформы (платформ) для АИС;

- разработка технических заданий на разработку и внедрение АИС, а также компонентов, обеспечивающих взаимодействие АИС и их подсистем;

- разработка и внедрение АИС, а также компонентов, обеспечивающих взаимодействие АИС и их подсистем;

- организация полноценного постпроектного сопровождения и развития АИС.

Реализация указанных мероприятий и решение задач, направленных на достижение цели формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами Мурманской области, позволит:

- обеспечить полноценную автоматизированную поддержку единых процессов управления общественными финансами;

- оптимизировать процессы управления общественными финансами за счет упрощения отдельных процедур в рамках единых автоматизированных информационных систем;

- поддерживать стабильно высокое качество управления общественными финансами;

- повысить прозрачность процессов управления общественными финансами за счет обеспечения интерактивного доступа всех категорий пользователей АИС как к агрегированным, так и, при необходимости, к первичным данным;

- резко повысить возможности по анализу финансово-экономической информации, прогнозированию и моделированию вариантов развития за счет снижения затрат времени на сбор, консолидацию и техническую обработку разрозненных данных;

- обеспечить единую информационную базу для функционирования публичных интерактивных интернет-ресурсов (порталов и сервисов), ориентированных на обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами.

3.7. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами

Реализация указанного направления будет осуществляться путем комплексного решения следующих задач:

- развитие механизмов публичного обсуждения целевых программ, направленных на реализацию стратегической и тактических целей развития региона, совершенствование процесса формирования целевых программ и повышение эффективности их реализации;

- расширение использования традиционных средств массовой информации для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами;

- создание и развитие в приоритетном режиме системы публичных интерактивных интернет-ресурсов (порталов и сервисов), направленных на предоставление общественности актуальной и достоверной информации о деятельности публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления.

Система публичных интерактивных интернет-ресурсов (порталов и сервисов) будет входить в структуру единой портальной системы Мурманской области, реализуемой в рамках данной Концепции.

В рамках Концепции предусматривается разработка и дальнейшее развитие интернет-ресурсов ‑ порталов  ‑ для размещения и обеспечения интерактивного доступа пользователей к следующей информации:

Единый портал бюджетной системы Мурманской области - информация о деятельности публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления Мурманской области, в частности:

- общая информация обо всех автономных, бюджетных и казённых государственных областных и государственных муниципальных учреждениях (далее – ГМУ) Мурманской области;

- информация о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;

- информация о государственных (муниципальных) заданиях для ГМУ;

- информация о планах финансово-хозяйственной деятельности ГМУ и стадии их выполнения;

- информация о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм);

- информация об использовании ГМУ переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе для оказания услуг или выполнения функций;

- информация об осуществляемых ГМУ государственных (муниципальных) закупках.

Портал «Интерактивный социально-экономический паспорт региона» ‑ аналитическая информация об основных показателях социально-экономического развития Мурманской области, в частности:

- о прогнозных и фактических поступлениях доходов в консолидированный бюджет Мурманской области;

- о  плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления;

- о  социально–экономических, демографических показателях муниципальных образований Мурманской области и региона в целом;

- о показателях инвестиционной привлекательности региона.

Разработка указанных порталов будет производиться с обеспечением взаимосвязи с соответствующими тематическими федеральными, а также с существующими региональными интернет-ресурсами, в частности с геоинформационным порталом Мурманской области.

Сервисы порталов будут доступны как со стационарных (персональные компьютеры, интернет-киоски), так и с различных мобильных (планшетные компьютеры, смартфоны) устройств.

Размещение информации на порталах создаст условия для формирования механизмов общественного контроля за деятельностью организаций сектора государственного управления, повышения эффективности их работы, подотчетности публично-правовых образований.

Организация порталов способствует созданию механизма реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей. Централизованный подход к аккумулированию и отражению информации ведет к оптимизации бюджетных расходов на внедрение и поддержку ИТ-решений, при этом обеспечивается бесперебойность и надежность функционирования информационных систем с организацией много­уровневой защиты информации.

4. Инструменты реализации Концепции

Эффективная реализация настоящей Концепции может быть осуществлена при условии создания действенных организационных механизмов ее реализации.

ИОГВ необходимо осуществлять взаимодействие с бизнес-сообществом области, научными, общественными и другими заинтересованными организациями и населением по ряду ключевых направлений, связанных с совершенствованием  бюджетных взаимоотношений. К основным задачам такого взаимодействия отнесены вопросы оперативного обмена аналитической информацией, предоставления справочных и статистических материалов, рассмотрения проектов нормативных правовых актов и подготовки заключений на них, а также оптимизации функций контроля и надзора.

Инструменты реализации Концепции:

 исполнение этапов мероприятий по реализации направлений Концепции  с обязательным регулярным мониторингом эффективности мероприятий;

 реализация мероприятий, предусматривающих отражение направлений Концепции в действующих и вновь разрабатываемых целевых программах;

 оперативная публикация на интернет-ресурсах ИОГВ организационных, нормативных, аналитических и методических материалов, касающихся реализации мероприятий настоящей Концепции;

 координация и контроль реализации мероприятий настоящей Концепции рабочей группой,  созданной в рамках Межведомственной комиссии  по обеспечению эффективности расходования средств областного бюджета;

 ежеквартальные  доклады членов рабочей группы о результатах и эффективности реализации мероприятий настоящей Концепции;

 ежегодный сводный доклад Министерства финансов Мурманской области, основанный на результатах мониторинга реализации мероприятий настоящей Концепции и включающий в себя предложения по корректировке содержания мероприятий.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.060 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать