Основная информация

Дата опубликования: 01 сентября 1998г.
Номер документа: В199804971
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199804971

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        01.09.98 N 823/97

[Ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов

за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение

учета объекта налогообложения с нарушением установленного

порядка налогоплательщик несет в том случае, если указанные

нарушения повлекли за собой сокрытие или занижение дохода

за проверяемый период]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 11.06.96 по делу No. А26-5-100/96 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.08.96 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Управление Кемеровской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Кемеровской области о признании недействительным ее решения от 10.07.95 в части применения к истцу финансовых санкций в виде взыскания штрафов в размере 100 и 10 процентов и пеней по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу.

Решением от 23.04.96 иск удовлетворен частично: признано недействительным решение госналогинспекции в части применения штрафов в размере 100 процентов доначисленных сумм налога на добавленную стоимость и специального налога за неучтенный объект налогообложения по товарообменным операциям и штрафа в размере 10 процентов от сумм вышеуказанных налогов. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.06.96 решение изменено: в иске отказано полностью.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.08.96 оставил постановление апелляционной инстанции без изменения.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты, принятые апелляционной и кассационной инстанциями, в части отказа в иске о признании недействительным решения госналогинспекции о применении штрафа в размере 10 процентов отменить, решение суда первой инстанции в этой же части оставить в силе.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения налогового законодательства Управлением Кемеровской железной дороги Государственная налоговая инспекция по Кемеровской области установила, что за период 1994 года истец, получая в порядке расчетов за перевозку грузов различные товары, не учитывал их стоимость при определении объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу, а за I квартал 1995 года учитывал частично, в связи с чем им были занижены объекты налогообложения и, соответственно, не полностью уплачены вышеупомянутые налоги.

Решением от 10.07.95 налоговая инспекция взыскала с истца 401514500000 рублей недоимок по налогу на добавленную стоимость, 61013700000 рублей по специальному налогу, штрафы в размере тех же сумм и штрафы в размере 10 процентов соответственно в сумме 40151400000 рублей и 6101400000 рублей за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка и пени; всего в сумме 1506103900000 рублей.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка налогоплательщик несет в том случае, если указанные нарушения повлекли за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период.

Между тем в ходе учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу доход не учитывается и, следовательно, отсутствие учета налогообложения и ведение учета по данным видам налога с нарушением установленного порядка не влекут за собой сокрытия или занижения дохода.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция не имела оснований для взыскания с истца штрафа в размере 10 процентов, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал ее решение в этой части недействительным.

В части взыскания штрафа в размере 100 процентов от сумм налога на добавленную стоимость и специального налога и пеней за просрочку уплаты налогов в иске отказано обоснованно, в соответствии с подпунктами "а" и "в" Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                           постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 11.06.96 по делу No. А26-5-100/96 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.08.96 по тому же делу в части применения к Управлению Кемеровской железной дороги штрафа в размере 10 процентов по налогу на добавленную стоимость - в сумме 40151400000 рублей и по специальному налогу в сумме 6101400000 рублей отменить.

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.96 по тому же делу в этой части оставить в силе.

В остальной части постановление апелляционной и кассационной инстанции оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К. ЮКОВ

[отформатировано 08.09.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.070 Участники налоговых правоотношений, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.090 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать