Основная информация

Дата опубликования: 01 декабря 1998г.
Номер документа: Р9806601
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

Р9806601

Р9806601

ОПУБЛИКОВАНО: ВЕСТНИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

              РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 11, СТР.23

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

КОМИССИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     

01.12.98 N 156/1074-II

                           г.Москва

О РАБОТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ

МОРДОВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ В

РЕСПУБЛИКЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

И ИХ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В

РЕФЕРЕНДУМЕ

Центральная

избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что законодательная база,

регулирующая проведение выборов и референдумов в Республике Мордовия, в

основном была сформирована до вступления в силу Федерального закона "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации" и не обеспечивает реализацию избирательных прав

граждан и их права на участие в референдуме в соответствии с действующим

федеральным законодательством.

Центральная

избирательная комиссия Республики Мордовия во взаимодействии с Государственным

Собранием республики осуществляет комплекс мер по подготовке в республике

законодательной базы, отвечающей требованиям указанного Федерального закона.

Центральная

избирательная комиссия Республики Мордовия не обладает правом законодательной

инициативы, однако принимает участие в разработке законодательных актов. Так,

Комиссией был подготовлен законопроект "О выборах в органы государственной

власти и местного самоуправления Республики Мордовия". Кроме того, при

Непосредственном участии Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия

разработан проект закона "О местном референдуме в Республике

Мордовия", так как в республике не урегулированы вопросы, касающиеся

проведения местного референдума. В настоящее время указанные проекты законов

находятся на согласовании в комитетах Государственного Собрания республики.

С учетом модельного

закона, подготовленного Центральной избирательной комиссией Российской

Федерации, разработан проект республиканского закона "О Центральной

избирательной комиссии Республики Мордовия".

Центральная

избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению

информацию председателя Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия

В.Н. Тарасова о мерах, принимаемых Центральной избирательной комиссией

Республики Мордовия по подготовке в республике правовой базы, обеспечивающей

реализацию избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме.

2. Рекомендовать

Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия:

активизировать работу

с комитетами Государственного Собрания республики с целью ускорения

рассмотрения и принятия Государственным Собранием республики законов о выборах

в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия и

"О местном референдуме в Республике Мордовия";

предусмотреть на

первое полугодие 1999 года разработку и внесение на рассмотрение

Государственного Собрания республики республиканских законов "О

референдуме в Республике Мордовия", "О порядке отзыва депутатов

представительного органа местного самоуправления" и "О порядке отзыва

выборного должностного лица местного самоуправления";

широко привлекать

ученых-правоведов, представителей общественности, избирательных объединений,

организаторов выборов и избирателей к разработке законов о выборах;

подготовить

предложения об укреплении кадрового состава Центральной избирательной комиссии

Республики Мордовия и ее аппарата специалистами с юридическим образованием и

внести их для рассмотрения в органы государственной власти Республики Мордовия.

3. Предложить органам

государственной власти Республики Мордовия:

в целях обеспечения

проведения в 1999 году выборов депутатов Государственного Собрания и органов

местного самоуправления республики не позднее 1 квартала 1999 года принять

законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления

Республики Мордовия и "О местном референдуме в Республике Мордовия";

разработать во

взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия

проекты законов "О порядке отзыва депутатов представительного органа

местного самоуправления" и "О порядке отзыва выборного должностного

лица местного самоуправления" в первом полугодии 1999 года;

решить вопрос о

наделении Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия правом законодательной

инициативы по вопросам ее ведения;

ускорить рассмотрение

вопроса о назначении члена Центральной избирательной комиссии Республики

Мордовия вместо выбывшего.

4. Направить

избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации записку по данному

вопросу для ознакомления и использования в практической работе (прилагается).

5. Опубликовать

настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации".

Председатель

Центральной

избирательной комиссии

   Российской Федерации                          А.В. ИВАНЧЕНКО

Секретарь

Центральной

избирательной комиссии

   Российской Федерации                          A.А. ВЕШНЯКОВ

                                  

Приложение

                        к

постановлению Центральной избирательной

                       

комиссии Российской Федерации

                        от 1

декабря 1998 года N 156/1074-11

ЗАПИСКА

о работе Центральной

избирательной комиссии Республики

Мордовия по подготовке в

республике правовой базы,

обеспечивающей реализацию

избирательных прав граждан

и их права на участие в

референдуме

Законодательное

регулирование проведения выборов и референдумов в Республике Мордовия

осуществляется в соответствии с законами Республики Мордовия "О

референдуме Республики Мордовия", "О Конституционном Собрании

Республики Мордовия", "О выборах депутатов Государственного Собрания

Республики Мордовия", "О местном самоуправлении в Республике

Мордовия", "О выборах депутатов представительных органов местного

самоуправления Республики Мордовия" с изменениями и дополнениями 1994 года

и 1995 года, "О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий главы

района (города)" "О порядке избрания и досрочного прекращения

полномочий главы города, села, поселка, сельсовета".

Однако ввиду того, что

указанная законодательная база была сформирована до вступления в силу

Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации", отдельные ее

положения противоречат федеральному законодательству в части обеспечения

гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации.

В настоящее время

только два закона Республики Мордовия - "О выборах Главы Республики

Мордовия" и "Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в

Республике Мордовия" - в основном соответствуют требованиям Федерального

закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации". Следует отметить, что с принятием

Закона "О выборах Главы Республики Мордовия" и внесением

соответствующих изменений в Конституцию Республики Мордовия изменился порядок

избрания Главы республики, который теперь избирается на основе равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании.

Хотя практика

применения указанного закона при проведении выборов Главы республики в феврале

1998 года показала, что он явился хорошей правовой базой для подготовки и

проведения выборов, в ходе избирательной кампании выявились и некоторые его

недостатки.

Так, на практике

региональная радиокомпания не всегда может обеспечить предоставление каждому

кандидату четко зафиксированного в законе объема бесплатного эфирного времени.

Также вызывает сомнения норма, согласно которой избранным на должность Главы

Республики Мордовия признается кандидат, получивший более половины от общего

числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.

В разработке и

совершенствовании избирательного законодательства значительную роль играет

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия. При ее непосредственном

участии разрабатывалось законодательство о выборах Главы республики и об общих

собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Мордовия.

В целях создания

нормативной базы, соответствующей Федеральному закону "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации", Комиссией был разработан проект закона "О

выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Республики

Мордовия", который в настоящее время находится на рассмотрении в

Государственном Собрании Республики Мордовия. Его скорейшее принятие

гарантировало бы гражданам республики реализацию их избирательных прав,

предусмотренных действующим федеральным законодательством, при проведении в

1999 году очередных выборов депутатов Государственного Собрания Республики

Мордовия и в органы местного самоуправления.

В ходе доработки

законопроекта необходимо устранить недостатки, выявленные в процессе проведения

выборов Главы республики и указанные в заключении Правового управления Аппарата

ЦИК России. Это касается вопросов сбора необходимого количества подписей для

регистрации кандидатов, выдвижения кандидатов в представительные органы

местного самоуправления с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч,

расформирования избирательных комиссий и финансирования выборов, а также

порядка голосования при выборах в органы местного самоуправления.

Кроме того, в проекте

закона необходимо предусмотреть более четкую дифференциацию процедур проведения

выборов различных уровней.

В настоящее время

избирательным законодательством республики не предусмотрен правовой механизм

реализации прав граждан на проведение местного референдума, в связи с чем

своевременной является инициатива разработки проекта закона "О местном

референдуме в Республике Мордовия". В подготовке этого законопроекта

активное участие принимает Центральная избирательная комиссия Республики

Мордовия.

По мнению Правового

управлении Аппарата ЦИК России, проект закона "О местном референдуме в

Республике Мордовия" в основном соответствует требованиям Федерального

закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации". Вместе с тем в нем имеются

отдельные недостатки.

Так, в законопроекте

не предусматривается необходимость создания инициативных групп и сбора подписей

в поддержку проведения референдума в случае, если с инициативой его проведения

выступают глава муниципального образования, представительный орган местного

самоуправления или его депутат, что противоречит федеральному законодательству.

Не урегулирован вопрос о порядке голосования на местном референдуме

военнослужащих, не соответствует федеральному законодательству и процедура

принятия решения о совмещении комиссией референдума полномочий по проведению

референдумов различных уровней.

Разработка проекта

закона Республики Мордовия "О референдуме в Республике Мордовия", по

сообщению комитета Государственного Собрания по законодательству и законности,

намечена на второй квартал 1999 года.

Институт отзыва

депутатов и выборных должностных лиц является одним из проявлений

непосредственной демократии и, следовательно, частью системы формирования

выборных органов государственной власти. Институт отзыва как форма контроля за

деятельностью выборных лиц может сыграть положительную роль в развитии

демократических принципов строительства и деятельности органов государственной

власти.

Разработка проектов

законов Республики Мордовия "О порядке отзыва депутатов представительного

органа местного самоуправления" и "О порядке отзыва выборного

должностного лица местного самоуправления" запланирована комитетом

Государственного Собрания республики по вопросам местного самоуправления на

четвертый квартал 1999 года.

Что касается

законопроектов "О порядке отзыва депутата Государственного Собрания

Республики Мордовия" и "О порядке отзыва Главы Республики

Мордовия", то вопрос об их подготовке может быть поставлен только после

внесения необходимых изменений в Конституцию Республики Мордовия.

Проект закона

Республики Мордовия "О Центральной избирательной комиссии Республики

Мордовия" готовится Центральной избирательной комиссией республики для

рассмотрения на сессии Государственного Собрания Республики Мордовия в январе

1999 года.

Рассматривая вопросы

нормотворческой деятельности, Центральная избирательная комиссия Республики

Мордовия использует такие формы работы, как представление на рассмотрение

проектов законов и предложений к ним Совету Государственного Собрания,

комитетам Государственного Собрания, Председателю Государственного Собрания,

Главе Республики Мордовия, Правительству Республики Мордовия и другим

субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, участие председателя и

секретаря Центральной избирательной комиссии республики в сессиях

Государственного Собрания, заседаниях Совета, комитетов и комиссий

Государственного Собрания, рабочих совещаниях у руководства республики,

совещаниях рабочих групп по разработке проектов нормативных актов.

Эффективность этой

деятельности во многом снижается из-за отсутствия у Центральной избирательной

комиссии республики права законодательной инициативы. Этот вопрос в 1997 году

ставился Центральной избирательной комиссией Российской Федерации перед

руководством республики. Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия

подготовила проект соответствующего закона, однако он до настоящего времени не

рассмотрен.

Из 13 членов

Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия с правом решающего

голоса только четверо имеют юридическое образование, на штатной (оплачиваемой)

основе работают председатель и секретарь Комиссии, должность заместителя

председателя Комиссии вакантна. Кроме того, в аппарате Комиссии из четырех

человек ни один не имеет юридического образования.

Опыт работы

избирательных комиссий других субъектов Российской Федерации показывает, что

штат работников аппарата Центральной избирательной комиссии Республики

Мордовия, перед которой стоят новые важные задачи по обновлению избирательного

законодательства, необоснованно малочислен. Для решения стоящих перед

Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия задач необходимо

укрепить состав Комиссии и ее аппарат специалистами с юридическим образованием.

Принимая во внимание,

что в декабре 1999 года заканчивается срок полномочий Государственного Собрания

республики и органов местного самоуправления республики, Центральной

избирательной комиссии Республики Мордовия необходимо активизировать взаимодействие

с комитетами Государственного Собрания республики с целью ускорения

рассмотрения и принятия Государственным Собранием республики законов "О

выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Республики

Мордовия" и "О местном референдуме в Республике Мордовия", а

также предусмотреть разработку и внесение на рассмотрение Государственного

Собрания республики в первом полугодии 1999 года проектов законов "О

референдуме в Республике Мордовия", "О порядке отзыва депутатов

представительного органа местного самоуправления" и "О порядке отзыва

выборного должностного лица местного самоуправления", учитывая при их

разработке практику Конституционного Суда Российской Федерации, модельные

законы, направленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации,

и опыт законопроектных работ избирательных комиссий других субъектов Российской

Федерации.

К разработке законов о

выборах необходимо широко привлекать ученых правоведов, представителей

общественности, избирательных объединений, организаторов выборов и избирателей.

Правовое управление

Территориальное

управление

[отформатировано: 29.03.99 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 15.07.99 корректор НЦПИ - Красникова Е.М.]

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать