Основная информация
Дата опубликования: | 01 декабря 2008г. |
Номер документа: | ru32000200800660 |
Текущая редакция: | 6 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Брянская область |
Принявший орган: | Администрация Брянской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. № 1108
г. Брянск
Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
Утратило силу:
Постановление администрации Брянской области от 07 июня 2012 года № 506, НГР:ru32000201200212
{Изменения:
Постановление администрации Брянской области от 05 ноября 2009 года №1173, НГР: ru32000200900562;
Постановление администрации Брянской области от 17 ноября 2009 года № 1214, НГР:ru32000200900587;
Постановление администрации Брянской области от 07 июня 2010 года №567, НГР:ru32000201000252;
Постановление администрации Брянской области от 31 декабря 2010 года № 1474, НГР :ru32000201000646;
Постановление администрации Брянской области от 22 ноября 2011 года № 1054, НГР:ru32000201100598}
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года №20-З «О разработке и реализации областных целевых программ», постановлением Брянской областной Думы от 27 ноября 2008 года №4-2015 «О согласовании программных мероприятий и размеров финансирования областной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2011 годы)», в целях устранения причин и условий, порождающих коррупцию в органах государственной власти Брянской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области - начальника управления региональной безопасности администрации области Макарова А.Н.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 1 декабря 2008г. № 1108
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Противодействие коррупции в Брянской области»
(2008 - 2015 годы)
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции
в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
Наименование программы
- долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008-2015 годы)
Основание для разработки
программы
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года № 157-р
Государственный
заказчик
программы
- администрация Брянской области
Основной
разработчик
программы
- администрация Брянской области
Цель программы
- формирование единой региональной политики по противодействию коррупции, что позволит устранить причины и
условия, способствующие её проникновению в органы
государственной власти Брянской области
Задачи
программы
- оценка существующего уровня коррупции;
устранение условий, порождающих коррупцию;
повышение риска для коррупционных действий и потерь
от их совершения;
увеличение выгод от действий в рамках законодательства
и во благо общественных интересов;
формирование нетерпимости к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
содействие в обеспечении ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными
правонарушениями;
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие реализации прав граждан и организаций на
доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации
Сроки и этапы реализации программы
- 2008 - 2012 годы:
I этап: ноябрь-декабрь 2008 года;
II этап: 2009 - 2011 годы;
III этап: 2012 год
Перечень основных мероприятий программы
- приведен в приложениях 1и 2 к долгосрочной целевой программе
Исполнители программы:
- администрация Брянской области;
исполнительные органы государственной власти Брянской области;
органы местного самоуправления (по согласованию);
территориальные органы федеральных органов исполни-
тельной власти (по согласованию);
Брянская областная Дума (по согласованию)
Ожидаемые
конечные результаты реализации программы
- предотвращение коррупции при исполнении органами
государственной власти Брянской области государственных
функций и предоставлении государственных услуг;
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
укрепление доверия граждан к деятельности органов
государственной власти Брянской области
Объёмы и источники финансирования
программы
Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 925,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год – 100,0 тыс. рублей;
2009 год – 225,0 тыс. рублей;
2010 год – 100,0 тыс. рублей;
2011 год – 100,0 тыс. рублей;
2012 год – 100,0 тыс. рублей;
2013 год – 100,0 тыс. рублей;
2014 год – 100,0 тыс. рублей;
2015 год – 100,0 тыс. рублей
Система
организации
контроля за
исполнением программы
- контроль за ходом исполнения программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года № 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации»
Ожидаемые результаты реализации программы
ожидаемые результаты реализации программы и индикаторы выполнения задач программы изложены в разделе 8 «Ожидаемые результаты реализации программы». Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 23 декабря 2010 года № 1346
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программно-целевым методом
Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. №1789-р, необходимым условием для достижения поставленных административной реформой целей является минимизация коррупционных рисков в органах государственной власти. Коррупция негативно влияет на эффективность государственного управления, подрывает доверие населения Брянской области к органам власти, замедляет социально-экономическое развитие Брянской области.
Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, и для её минимизации требуется использовать специфические меры регулирования. Антикоррупционные мероприятия не могут сводиться только к введению или ужесточению правовых санкций. Предупреждение коррупции должно быть приоритетным перед иными мерами борьбы с ней. Из-за масштабов проблемы борьба с этим явлением должна вестись системно и последовательно.
В этих целях необходимо внедрить систему правовых, политических, морально-этических и иных мер в органах государственной власти Брянской области.
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Брянской области являются необходимыми элементами реализации административной реформы на региональном уровне. Разработка антикоррупционной программы содействует решению задач административной реформы, а также способствует динамичному социально-экономическому развитию Брянской области.
Устранение административных барьеров, как предпосылок для возникновения коррупции, способствует увеличению валового регионального продукта и расширению налогооблагаемой базы в Брянской области, созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов населения области.
Развитие российской государственности требует от органов государственной власти Брянской области перехода на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость применения программно-целевого метода при разработке и реализации антикоррупционных мероприятий с целью привлечения дополнительных ресурсов. Использование данного метода обусловлено многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, а также тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития региона и уровнем коррупции в органах управления Брянской области.
С учетом вышеизложенного использование программно-целевого метода при выполнении органами государственной власти Брянской области в 2008 - 2011 годах антикоррупционных мероприятий представляется наиболее целесообразным, т.к. будет способствовать качественному обновлению и созданию в Брянской области системы эффективного противодействия коррупции, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права, к числу которых относятся:
концентрация сил и средств органов законодательной и исполнительной власти Брянской области на наиболее важных направлениях антикоррупционной политики;
четкое определение стратегии и тактики при разработке и реализации антикоррупционной программы Брянской области;
мобилизация финансовых и организационных ресурсов, привлечение средств из нескольких источников финансирования, участие в реализации программы органов публичной власти различного уровня, а также общественности.
2. Основная цель, задачи программы
Основной целью программы является формирование единой региональной политики по противодействию коррупции, что позволит устранить причины и условия, способствующие её проникновению в органы исполнительной власти Брянской области.
Для достижения вышеуказанной цели требуется решение следующих задач:
оценка существующего уровня коррупции;
устранение условий, порождающих коррупцию;
повышение риска для коррупционных действий и потерь от их совершения;
увеличение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;
формирование нетерпимости к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
проведение комплексных мер упреждения, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения;
повышение ответственности органов государственной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
осуществление контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в период с 2008 по 2015 год
4. Система мероприятий программы
Программа основывается на реализации антикоррупционных мероприятий по следующим основным направлениям:
4.1. Организационные меры по формированию механизмов противодействия коррупции.
В Брянской области должен быть создан эффективно действующий механизм противодействия коррупции. Основными его элементами являются:
выработка и реализация мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений;
информирование населения Брянской области через средства массовой информации о целях и задачах программы, деятельности органов государственной власти Брянской области по противодействию коррупции;
мониторинг причин коррупции, выявление механизма коррупционных сделок, анализ факторов, способствующих коррупции;
анализ заявлений и обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны государственных служащих и должностных лиц;
мониторинг фактов коррупции путем создания постоянно действующих «телефонов доверия», установки в исполнительных органах государственной власти Брянской области ящиков «Для обращений граждан».
4.2. Проведение антикоррупционной экспертизы законов, проектов и антикоррупционное исследование иных нормативных правовых актов и их проектов.
Противодействие коррупции включает в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов Брянской области норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных сделок.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов Брянской области, которые регулируют контрольные, разрешительные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
С этой целью необходимо:
проводить в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов), регулирующих общественные отношения в сфере государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, о социальных гарантиях лицам, замещающим государственные, муниципальные должности.
Проведение антикоррупционного исследования иных нормативных правовых актов Брянской области и их проектов направлено на выявление и устранение несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий.
4.3. Совершенствование механизма осуществления гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти Брянской области.
Внедрение системы гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти Брянской области способствует вовлечению населения области в процесс реализации антикоррупционных мероприятий.
Общественная антикоррупционная экспертиза законов (проектов) и антикоррупционное исследование иных нормативных правовых актов Брянской области является одной из форм гражданского контроля. В Российской Федерации внедряется практика проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов с привлечением общественных организаций. Проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов предусматривается Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», Законом Брянской области «Об Общественной палате Брянской области». Общественная антикоррупционная экспертиза и антикоррупционное исследование как форма гражданского контроля определена Законом Брянской области «О противодействии коррупции в Брянской области».
Такую форму контроля общественные организации могут проводить в отношении действующих законов и проектов законов, а также иных нормативных правовых актов Брянской области.
Для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Брянской области необходимо привлекать независимых экспертов, а также научные учреждения и общественные организации.
4.4. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики.
В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе Брянской области в целях противодействия коррупции будут развиваться исключающие коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе:
комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
формирование кадрового резерва государственных гражданских служащих Брянской области;
организация конкурсов на замещение вакантных должностей, проведение квалификационных экзаменов и аттестаций сотрудников;
включение в учебные планы повышения квалификации государственных гражданских служащих вопросов предупреждения коррупции в органах государственной власти Брянской области;
применение инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов.
4.5. Совершенствование организации деятельности по размещению государственных заказов.
В Брянской области должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд области. С целью повышения эффективности государственных закупок будут проводиться антикоррупционные экспертизы:
заявок государственных заказчиков на размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Брянской области;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по рассмотрению заявок на участие в торгах;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по оценке и сопоставлению заявок на участие в торгах;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок;
государственных контрактов Брянской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Брянской области;
согласований государственных заказчиков и уполномоченного органа по контролю за размещением государственных заказов о размещении заказов у единственного поставщика.
Контрольно-ревизионному управлению администрации области в ходе проверок необходимо осуществлять сопоставительный анализ закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества.
4.6. Разработка и внедрение ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции.
В Брянской области необходимо разработать ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции. В рамках таких планов будут приниматься меры по реализации настоящей программы применительно к сфере проведения государственной политики ведомства. Ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции призваны оценить коррупционные риски в исполнительных органах государственной власти Брянской области, подведомственных им организациях и учреждениях, оказывающих государственные услуги.
Ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции согласуются с курирующими заместителями Губернатора Брянской области.
Не менее одного раза в полугодие необходимо:
анализировать исполнение ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции, результаты рассматривать на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях ведомств;
проводить проверки исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др. и по выявленным нарушениям принимать меры в соответствии с законодательством.
4.7. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
В целях разъяснения государственным гражданским служащим основных положений действующего законодательства по противодействию коррупции, вопросов юридической ответственности за коррупцию, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления необходимо включить изучение данных вопросов в программы повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих области.
Назрела необходимость в социальной рекламе антикоррупционной направленности.
На постоянной основе необходимо:
проводить пресс-конференции, брифинги, «круглые столы», «прямые линии» по вопросам противодействия коррупции с участием руководителей исполнительных органов государственной власти Брянской области во взаимодействии с правоохранительными органами Брянской области (по согласованию);
организовать публикацию цикла статей, репортажей в СМИ с рекомендациями о действиях граждан в случае нарушения их законных прав и интересов со стороны должностных лиц и государственных гражданских служащих Брянской области;
проводить конкурсы среди журналистов на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции.
4.8. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Брянской области.
Одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти Брянской области по изменению отношения граждан к коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Брянской области.
Программа предусматривает:
принятие закона Брянской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Брянской области»;
введение системы отчетов руководителей органов государственной власти Брянской области перед населением о проводимой работе в целом и по противодействию коррупции с использованием информационного портала администрации Брянской области в сети «Интернет», СМИ и непосредственно на собраниях граждан;
размещение в установленном законом порядке в СМИ информации о фактах привлечения к ответственности должностных лиц и государственных гражданских служащих органов государственной власти Брянской области за правонарушения, связанные с использованием служебного положения.
4.9. Повышение роли общественности в противодействии коррупции:
осуществление депутатского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;
проведение общественной экспертизы законов, проектов законов Брянской области на наличие коррупционных факторов;
создание условий для деятельности регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
создание бюро правовой помощи населению;
создание телевизионных передач, видеороликов и рекламы по правовому просвещению населения.
4.10. Проведение организационных мероприятий: подведение итогов реализации программы и разработка на их основе комплекса дополнительных мер противодействия коррупции в Брянской области для включения в последующие аналогичные программы.
5. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы составляет 925,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год – 100,0 тыс. рублей;
2009 год – 225,0 тыс. рублей;
2010 год – 100,0 тыс. рублей;
2011 год – 100,0 тыс. рублей;
2012 год – 100,0 тыс. рублей;
2013 год – 100,0 тыс. рублей;
2014 год – 100,0 тыс. рублей;
2015 год – 100,0 тыс. рублей
6. Механизм реализации и управление программой
Программа реализуется при условии скоординированной деятельности органов государственной власти Брянской области.
Основной разработчик - администрация Брянской области (управление региональной безопасности).
Неотъемлемой составляющей механизма реализации программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий программы, нормативных актах по управлению программой и условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте администрации области в сети «Интернет».
Администрация Брянской области (главный распорядитель бюджетных средств) получает бюджетные средства в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства областного бюджета, привлекаемые для реализации мероприятий, используются в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О реализации заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
7. Контроль и координация деятельности
Контроль за ходом исполнения программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года № 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации».
Основным элементом контроля должна стать межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией, образованная в соответствии с постановлением администрации области от 22 сентября 2005 года №515. На данную комиссию возлагаются функции общей координации антикоррупционной политики в регионе и её контроль за проведением. Контроль за реализацией программы осуществляет также комиссия по антикоррупционной экспертизе законов Брянской области, проектов законов Брянской области, созданная в соответствии с постановлением Брянской областной Думы от 29 ноября 2007 года №4-1568. Комиссия в пределах своих полномочий проводит работу по комплексному исследованию областного законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, разрабатывает предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства, муниципальных нормативных правовых актов в области по вопросам борьбы с преступностью и правового обеспечения противодействия коррупции. Изучает законопроекты при подготовке их к рассмотрению Брянской областной Думой в первом чтении в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представляет в постоянные комитеты, комиссии Брянской областной Думы свои отзывы, предложения и замечания. Взаимодействует с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации и запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
Анализирует решения, принимаемые органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и информирования депутатов Брянской областной Думы о результатах проведенного анализа для учета их в законотворческой деятельности областной Думы.
Изучает практическое применение федерального и областного законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, вносит Губернатору, в постоянные комитеты, комиссии Брянской областной Думы предложения по его совершенствованию.
Рассматривает результаты проверок по заявлениям о фактах коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц органов исполнительной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций.
Изучает, анализирует и обобщает поступающие в комиссию документы и иные материалы о коррупции и противодействии коррупции и информирует депутатов областной Думы о результатах этой работы для учета в законотворческой деятельности Брянской областной Думы.
Изучает отечественный и зарубежный опыт в области противодействия коррупции, готовит предложения по его использованию в законодательной деятельности.
Вносит предложения по проведению депутатских слушаний по вопросам, отнесенным к ведению комиссии, а также других мероприятий, предусмотренных регламентом Брянской областной Думы.
Привлекает в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в комиссию документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов.
Создает рабочие группы для решения основных вопросов, относящихся к компетенции комиссии, и определяет порядок работы этих групп.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы:
снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти Брянской области государственных функций и предоставлении государственных услуг;
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
укрепление доверия граждан к деятельности органов государственной власти Брянской области.
Индикаторами выполнения задач программы являются:
1. Доля рассмотренных законов, проектов законов Брянской области, нормативных правовых актов Брянской области, их проектов из числа направленных в комиссию по антикоррупционной экспертизе - 100%.
2. Снижение доли граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции, - на 10% ежегодно (по результатам социологических исследований, проводимых информационно-аналитическим управлением администрации области, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
3. Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг органами государственной власти Брянской области - не менее 10 % ежегодно (по результатам социологических исследований, проводимых информационно-аналитическим управлением администрации области, в сравнении с аналогичным периодом
прошлого года).
По указанным показателям достижения результатов реализации программы в Брянской области должен осуществляться постоянный мониторинг, в том числе путем проведения социологических опросов и исследований. Результаты мониторинга показателей регулярно освещаются в средствах массовой информации и заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией.
Приложение 1
к долгосрочной целевой программе «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2013 годы)
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий долгосрочной целевой программы «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
№
п/п
Содержание мероприятия
Срок
исполнения,
периодичность
Исполнители,
примечания
1. Организационные меры по формированию
механизмов противодействия коррупции
1.1.
Информирование населения Брянской
области о целях, задачах и
мероприятиях программы с
использованием средств массовой
информации области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
1.2.
Внесение изменений в Постановление
администрации области от
22 сентября 2005 г. № 515
«О составе и Положении о
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией»
2008 г.
администрация
области
1.3.
Внесение изменений в план работы
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией с учетом программных
мероприятий
2008 г.
администрация
области
1.4.
Разработка плана работы
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией на 2009 - 2011 гг.
IV квартал
2008 г.;
2009 - 2011
гг.
администрация
области
1.5.
Проведение изучения причин
коррупции, механизма коррупционных
сделок, анализ факторов,
способствующих коррупции
постоянно
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
1.6.
Анализ заявлений и обращений
граждан на предмет наличия
информации о фактах коррупции со
стороны государственных служащих
и должностных лиц.
Публикация результатов анализа в
СМИ
1 раз в
полугодие
администрация
области во
взаимодействии с
территориальными
органами
федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
1.7.
Публикация отчетов о деятельности
органов государственной власти
Брянской области по
противодействию коррупции на
официальном сайте администрации
Брянской области
ежеквартально
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
1.8.
В целях мониторинга фактов
коррупции создание постоянно
действующих «телефонов доверия»,
установление в исполнительных
органах государственной власти
Брянской области ящиков «Для
обращений граждан»
IV квартал
2008 г.
администрация
области, органы
исполнительной
власти Брянской
области
1.9.
Разработка типовой программы
противодействия коррупции для
органов местного самоуправления
IV квартал
2008 г.
администрация
области
2. Проведение антикоррупционной экспертизы и антикоррупционное
исследование иных нормативных правовых актов и их проектов
2.1.
Проведение в установленном порядке
антикоррупционной экспертизы
законов (проектов) Брянской
области и антикоррупционное
исследование иных нормативных
правовых актов и их проектов.
Внесение предложений по устранению
несовершенства правовых норм,
повышающих вероятность
коррупционных действий
2008 -
2011 гг.
комиссия
администрации
области и Брянской
областной Думы по
проведению
антикоррупционной
экспертизы законов
Брянской области,
органы
исполнительной
власти Брянской
области
2.2.
Разработка проекта постановления
Брянской областной Думы «О
внесении изменений в Регламент
Брянской областной Думы» (в части
уточнения порядка рассмотрения
законопроекта в случае направления
в адрес законодательного органа
области заключения
антикоррупционной экспертизы и
антикоррупционного исследования,
указывающего на наличие
коррупционных факторов в проекте
закона и иного правового акта)
IV квартал
2008 г.
Брянская областная
Дума (по
согласованию)
2.3.
Опубликование на информационном
сайте администрации Брянской
области в сети Интернет проектов
нормативных правовых актов
Брянской области по вопросам
противодействия коррупции, их
обсуждение с представителями
общественности, а также правовых
актов, направленных на
регулирование отношений в сфере
бюджетного, налогового, лесного,
водного, земельного,
градостроительного,
природоохранного законодательства,
законодательства о лицензировании,
законодательства о социальных
гарантиях лицам, замещавшим
государственные, муниципальные
должности, должности
государственной гражданской и
муниципальной службы
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
2.4.
Создание рабочей группы по анализу
действующих законов Брянской
области на предмет наличия
коррупционных факторов
2008 г.
администрация
области
2.5.
Проведение анализа действующих
законов Брянской области на
предмет наличия коррупциогенных
факторов и внесение предложений
Губернатору о проведении
антикоррупционной экспертизы
2008 г.
комиссия
администрации
области и Брянской
областной Думы по
проведению
антикоррупционной
экспертизы законов
Брянской области
3. Внедрение антикоррупционных механизмов
в рамках кадровой политики
3.1.
Формирование кадрового резерва
государственных гражданских
служащих Брянской области
постоянно
администрация
области
3.2.
Совершенствование работы по
подбору и комплектованию кадров
для государственной гражданской
службы Брянской области путем
организации конкурсов на замещение
вакантных должностей, проведения
квалификационных экзаменов и
аттестаций сотрудников
2008 - 2011
гг.
администрация
области
3.3.
Включение в учебные планы
повышения квалификации
государственных гражданских
служащих Брянской области вопросов
предупреждения коррупции в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления Брянской
области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
3.4.
Разработка перечней
коррупциогенных должностей органов
исполнительной власти Брянской
области
2008 г.
администрация
области
3.5.
Проведение проверок достоверности
представляемых государственными
гражданскими служащими аппарата
администрации области, органов
исполнительной власти области
сведений о доходах, имуществе и
обязательствах имущественного
характера
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области,
управление
Федеральной
налоговой службы
по Брянской
области (по
согласованию)
3.6.
Проведение комплексных мер
упреждения, направленных на
создание на государственной и
муниципальной службе атмосферы
невыгодности коррупционного
поведения
постоянно
администрация
области
4. Совершенствование организации деятельности
по размещению государственных заказов, приватизации
и использования государственного имущества
4.1.
Организация и проведение в
установленном порядке
антикоррупционной экспертизы
документов, связанных с
размещением государственных
заказов для нужд Брянской области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
4.2.
Совершенствование системы закупок
и проведения конкурсов путем:
обеспечения доступности
информации, касающейся проведения
закупок и конкурсов;
использования электронной системы
по размещению государственного
заказа (АЭС РГЗ -
автоматизированная электронная
система размещения
государственного заказа);
создания эффективной системы
контроля, в том числе процедуры
досудебного обжалования
2008 - 2011
гг.
администрация
области
4.3.
Формирование независимой
экспертной группы для участия в
процедурах размещения заказов на
закупку лекарственных средств,
изделий медицинского назначения и
медицинского оборудования
2008 г.
администрация
области
4.4.
Организация контроля за
деятельностью органов
исполнительной власти в части
реализации национальных проектов
на территории области
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
4.5.
Организация контроля в сфере
размещения государственного заказа
для нужд Брянской области,
осуществление мониторинга цен в
данной сфере государственного
управления
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
4.6.
Совершенствование организации
государственной деятельности в
процессе приватизации
государственной собственности и
использования государственного
имущества при максимальном
снижении коррупциогенных факторов
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
5. Разработка и внедрение ведомственных программ
противодействия коррупции
5.1.
Разработка ведомственных планов
мероприятий по противодействию
коррупции
2008 год,
I квартал
2009 г.
органы
исполнительной
власти области,
территориальные
органы федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
5.2.
Проведение анализа исполнения
ведомственных планов мероприятий
по противодействию коррупции и его
рассмотрение на заседаниях
коллегий, оперативных совещаниях
I квартал
2009 - 2011
гг.
администрация
области, органы
исполнительной
власти области,
территориальные
органы федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
5.3.
Проведение проверки исполнения
государственных функций и оказания
государственных услуг.
Рассмотрение результатов на
заседаниях межведомственной
комиссии по борьбе с преступностью
и коррупцией, комиссии по
проведению административной
реформы
по отдельному
плану
администрация
области,
правоохранительные
и контролирующие
органы Брянской
области (по
согласованию)
6. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
6.1.
Организация и проведение пресс-
конференций, брифингов, круглых
столов, «прямых линий» по вопросам
противодействия коррупции
с участием руководителей
исполнительных органов
государственной власти во
взаимодействии с
правоохранительными органами
Брянской области (по согласованию)
ежеквартально
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
6.2.
Размещение на официальном сайте
администрации Брянской области, в
СМИ информации о действиях граждан
в случае нарушения их законных
прав и интересов со стороны лиц,
замещающих должности
государственной гражданской службы
Брянской области, муниципальных
образований
постоянно
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
7. Обеспечение доступа к информации о деятельности
исполнительных органов государственной власти Брянской области
7.1.
Введение системы отчетов
руководителей органов
государственной власти Брянской
области перед населением о
проводимой работе в целом и по
противодействию коррупции с
использованием информационного
сайта администрации Брянской
области в сети Интернет, в СМИ,
на собраниях граждан
постоянно
органы
государственной
власти Брянской
области,
администрация
области
7.2.
Создание на информационном сайте
администрации Брянской области
раздела по проблемам
противодействия коррупции
2008 г.
администрация
области
7.3.
Размещение на официальном сайте
администрации Брянской области,
других сайтах органов
государственной власти Брянской
области информации о фактах
привлечения к ответственности
должностных лиц и государственных
гражданских служащих
исполнительных органов
государственной власти Брянской
области, должностных лиц
подведомственных государственных
учреждений за правонарушения,
связанные с использованием
служебного положения
постоянно
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
8. Повышение роли общественности в противодействии коррупции
8.1.
Осуществление депутатского
контроля за соблюдением
антикоррупционного
законодательства
постоянно
Брянская областная
Дума
(по согласованию)
8.2.
Проведение общественной экспертизы
законов, проектов законов Брянской
области на наличие коррупционных
факторов
постоянно
Общественная
палата
Брянской области
(по согласованию)
8.3.
Осуществление контроля за
деятельностью государственных и
муниципальных служащих со стороны
институтов гражданского общества
постоянно
Общественная
палата
Брянской области
(по согласованию)
8.4.
Создание условий для деятельности
регионального отделения
общероссийской общественной
организации «Ассоциация юристов
России» и других общественных и
религиозных объединений в
деятельности, направленной на
формирование в обществе
нетерпимого отношения к коррупции
постоянно
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
8.5.
Создание условий и организация
деятельности бюро правовой
помощи населению
постоянно
Брянский
государственный
университет имени
академика
И.Г.Петровского
(по согласованию),
Брянский филиал
Орловской
региональной
академии
государственной
службы (по
согласованию)
8.6.
Создание телевизионных передач,
видеороликов и рекламы по
правовому просвещению населения
постоянно
администрация
области
Приложение 2
к долгосрочной целевой программе «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
П Е Р Е Ч Е Н Ь
мероприятий долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 – 2015 годы)
№
пп
Содержание мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
Источник финансирования
Объемы финансирования (тыс. рублей)
Примечания
всего
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1.
Проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в Брянской области
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
100,0
-
100,0
-
-
-
-
2.
Создание и размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности в печатных и электронных СМИ, на рекламных щитах и баннерах
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
580,0
100,0
90,0
65,0
65,0
65,0
65,0
65,0
65,0
3.
Проведение среди журналистов конкурса на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
245,0
-
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
Итого
925,0
100,0
225,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2008 г. № 1108
г. Брянск
Об утверждении долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
Утратило силу:
Постановление администрации Брянской области от 07 июня 2012 года № 506, НГР:ru32000201200212
{Изменения:
Постановление администрации Брянской области от 05 ноября 2009 года №1173, НГР: ru32000200900562;
Постановление администрации Брянской области от 17 ноября 2009 года № 1214, НГР:ru32000200900587;
Постановление администрации Брянской области от 07 июня 2010 года №567, НГР:ru32000201000252;
Постановление администрации Брянской области от 31 декабря 2010 года № 1474, НГР :ru32000201000646;
Постановление администрации Брянской области от 22 ноября 2011 года № 1054, НГР:ru32000201100598}
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года №20-З «О разработке и реализации областных целевых программ», постановлением Брянской областной Думы от 27 ноября 2008 года №4-2015 «О согласовании программных мероприятий и размеров финансирования областной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2011 годы)», в целях устранения причин и условий, порождающих коррупцию в органах государственной власти Брянской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области - начальника управления региональной безопасности администрации области Макарова А.Н.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 1 декабря 2008г. № 1108
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Противодействие коррупции в Брянской области»
(2008 - 2015 годы)
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции
в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
Наименование программы
- долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008-2015 годы)
Основание для разработки
программы
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года № 157-р
Государственный
заказчик
программы
- администрация Брянской области
Основной
разработчик
программы
- администрация Брянской области
Цель программы
- формирование единой региональной политики по противодействию коррупции, что позволит устранить причины и
условия, способствующие её проникновению в органы
государственной власти Брянской области
Задачи
программы
- оценка существующего уровня коррупции;
устранение условий, порождающих коррупцию;
повышение риска для коррупционных действий и потерь
от их совершения;
увеличение выгод от действий в рамках законодательства
и во благо общественных интересов;
формирование нетерпимости к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
содействие в обеспечении ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными
правонарушениями;
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие реализации прав граждан и организаций на
доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации
Сроки и этапы реализации программы
- 2008 - 2012 годы:
I этап: ноябрь-декабрь 2008 года;
II этап: 2009 - 2011 годы;
III этап: 2012 год
Перечень основных мероприятий программы
- приведен в приложениях 1и 2 к долгосрочной целевой программе
Исполнители программы:
- администрация Брянской области;
исполнительные органы государственной власти Брянской области;
органы местного самоуправления (по согласованию);
территориальные органы федеральных органов исполни-
тельной власти (по согласованию);
Брянская областная Дума (по согласованию)
Ожидаемые
конечные результаты реализации программы
- предотвращение коррупции при исполнении органами
государственной власти Брянской области государственных
функций и предоставлении государственных услуг;
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
укрепление доверия граждан к деятельности органов
государственной власти Брянской области
Объёмы и источники финансирования
программы
Реализация программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составляет 925,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год – 100,0 тыс. рублей;
2009 год – 225,0 тыс. рублей;
2010 год – 100,0 тыс. рублей;
2011 год – 100,0 тыс. рублей;
2012 год – 100,0 тыс. рублей;
2013 год – 100,0 тыс. рублей;
2014 год – 100,0 тыс. рублей;
2015 год – 100,0 тыс. рублей
Система
организации
контроля за
исполнением программы
- контроль за ходом исполнения программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года № 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации»
Ожидаемые результаты реализации программы
ожидаемые результаты реализации программы и индикаторы выполнения задач программы изложены в разделе 8 «Ожидаемые результаты реализации программы». Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 23 декабря 2010 года № 1346
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программно-целевым методом
Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. №1789-р, необходимым условием для достижения поставленных административной реформой целей является минимизация коррупционных рисков в органах государственной власти. Коррупция негативно влияет на эффективность государственного управления, подрывает доверие населения Брянской области к органам власти, замедляет социально-экономическое развитие Брянской области.
Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, и для её минимизации требуется использовать специфические меры регулирования. Антикоррупционные мероприятия не могут сводиться только к введению или ужесточению правовых санкций. Предупреждение коррупции должно быть приоритетным перед иными мерами борьбы с ней. Из-за масштабов проблемы борьба с этим явлением должна вестись системно и последовательно.
В этих целях необходимо внедрить систему правовых, политических, морально-этических и иных мер в органах государственной власти Брянской области.
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Брянской области являются необходимыми элементами реализации административной реформы на региональном уровне. Разработка антикоррупционной программы содействует решению задач административной реформы, а также способствует динамичному социально-экономическому развитию Брянской области.
Устранение административных барьеров, как предпосылок для возникновения коррупции, способствует увеличению валового регионального продукта и расширению налогооблагаемой базы в Брянской области, созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов населения области.
Развитие российской государственности требует от органов государственной власти Брянской области перехода на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость применения программно-целевого метода при разработке и реализации антикоррупционных мероприятий с целью привлечения дополнительных ресурсов. Использование данного метода обусловлено многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов, а также тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития региона и уровнем коррупции в органах управления Брянской области.
С учетом вышеизложенного использование программно-целевого метода при выполнении органами государственной власти Брянской области в 2008 - 2011 годах антикоррупционных мероприятий представляется наиболее целесообразным, т.к. будет способствовать качественному обновлению и созданию в Брянской области системы эффективного противодействия коррупции, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права, к числу которых относятся:
концентрация сил и средств органов законодательной и исполнительной власти Брянской области на наиболее важных направлениях антикоррупционной политики;
четкое определение стратегии и тактики при разработке и реализации антикоррупционной программы Брянской области;
мобилизация финансовых и организационных ресурсов, привлечение средств из нескольких источников финансирования, участие в реализации программы органов публичной власти различного уровня, а также общественности.
2. Основная цель, задачи программы
Основной целью программы является формирование единой региональной политики по противодействию коррупции, что позволит устранить причины и условия, способствующие её проникновению в органы исполнительной власти Брянской области.
Для достижения вышеуказанной цели требуется решение следующих задач:
оценка существующего уровня коррупции;
устранение условий, порождающих коррупцию;
повышение риска для коррупционных действий и потерь от их совершения;
увеличение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;
формирование нетерпимости к коррупционным действиям;
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
проведение комплексных мер упреждения, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения;
повышение ответственности органов государственной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
осуществление контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в период с 2008 по 2015 год
4. Система мероприятий программы
Программа основывается на реализации антикоррупционных мероприятий по следующим основным направлениям:
4.1. Организационные меры по формированию механизмов противодействия коррупции.
В Брянской области должен быть создан эффективно действующий механизм противодействия коррупции. Основными его элементами являются:
выработка и реализация мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений;
информирование населения Брянской области через средства массовой информации о целях и задачах программы, деятельности органов государственной власти Брянской области по противодействию коррупции;
мониторинг причин коррупции, выявление механизма коррупционных сделок, анализ факторов, способствующих коррупции;
анализ заявлений и обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны государственных служащих и должностных лиц;
мониторинг фактов коррупции путем создания постоянно действующих «телефонов доверия», установки в исполнительных органах государственной власти Брянской области ящиков «Для обращений граждан».
4.2. Проведение антикоррупционной экспертизы законов, проектов и антикоррупционное исследование иных нормативных правовых актов и их проектов.
Противодействие коррупции включает в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов Брянской области норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных сделок.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов Брянской области, которые регулируют контрольные, разрешительные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
С этой целью необходимо:
проводить в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов), регулирующих общественные отношения в сфере государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, о социальных гарантиях лицам, замещающим государственные, муниципальные должности.
Проведение антикоррупционного исследования иных нормативных правовых актов Брянской области и их проектов направлено на выявление и устранение несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий.
4.3. Совершенствование механизма осуществления гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти Брянской области.
Внедрение системы гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти Брянской области способствует вовлечению населения области в процесс реализации антикоррупционных мероприятий.
Общественная антикоррупционная экспертиза законов (проектов) и антикоррупционное исследование иных нормативных правовых актов Брянской области является одной из форм гражданского контроля. В Российской Федерации внедряется практика проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов с привлечением общественных организаций. Проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов предусматривается Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», Законом Брянской области «Об Общественной палате Брянской области». Общественная антикоррупционная экспертиза и антикоррупционное исследование как форма гражданского контроля определена Законом Брянской области «О противодействии коррупции в Брянской области».
Такую форму контроля общественные организации могут проводить в отношении действующих законов и проектов законов, а также иных нормативных правовых актов Брянской области.
Для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Брянской области необходимо привлекать независимых экспертов, а также научные учреждения и общественные организации.
4.4. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики.
В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе Брянской области в целях противодействия коррупции будут развиваться исключающие коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе:
комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
формирование кадрового резерва государственных гражданских служащих Брянской области;
организация конкурсов на замещение вакантных должностей, проведение квалификационных экзаменов и аттестаций сотрудников;
включение в учебные планы повышения квалификации государственных гражданских служащих вопросов предупреждения коррупции в органах государственной власти Брянской области;
применение инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов.
4.5. Совершенствование организации деятельности по размещению государственных заказов.
В Брянской области должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд области. С целью повышения эффективности государственных закупок будут проводиться антикоррупционные экспертизы:
заявок государственных заказчиков на размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Брянской области;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по рассмотрению заявок на участие в торгах;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по оценке и сопоставлению заявок на участие в торгах;
протоколов конкурсных комиссий уполномоченного органа по размещению государственных заказов Брянской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок;
государственных контрактов Брянской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Брянской области;
согласований государственных заказчиков и уполномоченного органа по контролю за размещением государственных заказов о размещении заказов у единственного поставщика.
Контрольно-ревизионному управлению администрации области в ходе проверок необходимо осуществлять сопоставительный анализ закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества.
4.6. Разработка и внедрение ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции.
В Брянской области необходимо разработать ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции. В рамках таких планов будут приниматься меры по реализации настоящей программы применительно к сфере проведения государственной политики ведомства. Ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции призваны оценить коррупционные риски в исполнительных органах государственной власти Брянской области, подведомственных им организациях и учреждениях, оказывающих государственные услуги.
Ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции согласуются с курирующими заместителями Губернатора Брянской области.
Не менее одного раза в полугодие необходимо:
анализировать исполнение ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции, результаты рассматривать на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях ведомств;
проводить проверки исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др. и по выявленным нарушениям принимать меры в соответствии с законодательством.
4.7. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
В целях разъяснения государственным гражданским служащим основных положений действующего законодательства по противодействию коррупции, вопросов юридической ответственности за коррупцию, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления необходимо включить изучение данных вопросов в программы повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих области.
Назрела необходимость в социальной рекламе антикоррупционной направленности.
На постоянной основе необходимо:
проводить пресс-конференции, брифинги, «круглые столы», «прямые линии» по вопросам противодействия коррупции с участием руководителей исполнительных органов государственной власти Брянской области во взаимодействии с правоохранительными органами Брянской области (по согласованию);
организовать публикацию цикла статей, репортажей в СМИ с рекомендациями о действиях граждан в случае нарушения их законных прав и интересов со стороны должностных лиц и государственных гражданских служащих Брянской области;
проводить конкурсы среди журналистов на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции.
4.8. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Брянской области.
Одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти Брянской области по изменению отношения граждан к коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Брянской области.
Программа предусматривает:
принятие закона Брянской области «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Брянской области»;
введение системы отчетов руководителей органов государственной власти Брянской области перед населением о проводимой работе в целом и по противодействию коррупции с использованием информационного портала администрации Брянской области в сети «Интернет», СМИ и непосредственно на собраниях граждан;
размещение в установленном законом порядке в СМИ информации о фактах привлечения к ответственности должностных лиц и государственных гражданских служащих органов государственной власти Брянской области за правонарушения, связанные с использованием служебного положения.
4.9. Повышение роли общественности в противодействии коррупции:
осуществление депутатского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;
проведение общественной экспертизы законов, проектов законов Брянской области на наличие коррупционных факторов;
создание условий для деятельности регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
создание бюро правовой помощи населению;
создание телевизионных передач, видеороликов и рекламы по правовому просвещению населения.
4.10. Проведение организационных мероприятий: подведение итогов реализации программы и разработка на их основе комплекса дополнительных мер противодействия коррупции в Брянской области для включения в последующие аналогичные программы.
5. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы составляет 925,0 тыс. рублей, в том числе:
2008 год – 100,0 тыс. рублей;
2009 год – 225,0 тыс. рублей;
2010 год – 100,0 тыс. рублей;
2011 год – 100,0 тыс. рублей;
2012 год – 100,0 тыс. рублей;
2013 год – 100,0 тыс. рублей;
2014 год – 100,0 тыс. рублей;
2015 год – 100,0 тыс. рублей
6. Механизм реализации и управление программой
Программа реализуется при условии скоординированной деятельности органов государственной власти Брянской области.
Основной разработчик - администрация Брянской области (управление региональной безопасности).
Неотъемлемой составляющей механизма реализации программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий программы, нормативных актах по управлению программой и условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте администрации области в сети «Интернет».
Администрация Брянской области (главный распорядитель бюджетных средств) получает бюджетные средства в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства областного бюджета, привлекаемые для реализации мероприятий, используются в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О реализации заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
7. Контроль и координация деятельности
Контроль за ходом исполнения программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года № 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации».
Основным элементом контроля должна стать межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией, образованная в соответствии с постановлением администрации области от 22 сентября 2005 года №515. На данную комиссию возлагаются функции общей координации антикоррупционной политики в регионе и её контроль за проведением. Контроль за реализацией программы осуществляет также комиссия по антикоррупционной экспертизе законов Брянской области, проектов законов Брянской области, созданная в соответствии с постановлением Брянской областной Думы от 29 ноября 2007 года №4-1568. Комиссия в пределах своих полномочий проводит работу по комплексному исследованию областного законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, разрабатывает предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства, муниципальных нормативных правовых актов в области по вопросам борьбы с преступностью и правового обеспечения противодействия коррупции. Изучает законопроекты при подготовке их к рассмотрению Брянской областной Думой в первом чтении в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представляет в постоянные комитеты, комиссии Брянской областной Думы свои отзывы, предложения и замечания. Взаимодействует с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации и запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
Анализирует решения, принимаемые органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и информирования депутатов Брянской областной Думы о результатах проведенного анализа для учета их в законотворческой деятельности областной Думы.
Изучает практическое применение федерального и областного законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, вносит Губернатору, в постоянные комитеты, комиссии Брянской областной Думы предложения по его совершенствованию.
Рассматривает результаты проверок по заявлениям о фактах коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц органов исполнительной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций.
Изучает, анализирует и обобщает поступающие в комиссию документы и иные материалы о коррупции и противодействии коррупции и информирует депутатов областной Думы о результатах этой работы для учета в законотворческой деятельности Брянской областной Думы.
Изучает отечественный и зарубежный опыт в области противодействия коррупции, готовит предложения по его использованию в законодательной деятельности.
Вносит предложения по проведению депутатских слушаний по вопросам, отнесенным к ведению комиссии, а также других мероприятий, предусмотренных регламентом Брянской областной Думы.
Привлекает в установленном порядке к работе для изучения, анализа и обобщения поступающих в комиссию документов и иных материалов специалистов и независимых экспертов.
Создает рабочие группы для решения основных вопросов, относящихся к компетенции комиссии, и определяет порядок работы этих групп.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы:
снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти Брянской области государственных функций и предоставлении государственных услуг;
снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
укрепление доверия граждан к деятельности органов государственной власти Брянской области.
Индикаторами выполнения задач программы являются:
1. Доля рассмотренных законов, проектов законов Брянской области, нормативных правовых актов Брянской области, их проектов из числа направленных в комиссию по антикоррупционной экспертизе - 100%.
2. Снижение доли граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции, - на 10% ежегодно (по результатам социологических исследований, проводимых информационно-аналитическим управлением администрации области, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
3. Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг органами государственной власти Брянской области - не менее 10 % ежегодно (по результатам социологических исследований, проводимых информационно-аналитическим управлением администрации области, в сравнении с аналогичным периодом
прошлого года).
По указанным показателям достижения результатов реализации программы в Брянской области должен осуществляться постоянный мониторинг, в том числе путем проведения социологических опросов и исследований. Результаты мониторинга показателей регулярно освещаются в средствах массовой информации и заслушиваются на заседаниях межведомственной комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией.
Приложение 1
к долгосрочной целевой программе «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2013 годы)
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий долгосрочной целевой программы «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
№
п/п
Содержание мероприятия
Срок
исполнения,
периодичность
Исполнители,
примечания
1. Организационные меры по формированию
механизмов противодействия коррупции
1.1.
Информирование населения Брянской
области о целях, задачах и
мероприятиях программы с
использованием средств массовой
информации области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
1.2.
Внесение изменений в Постановление
администрации области от
22 сентября 2005 г. № 515
«О составе и Положении о
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией»
2008 г.
администрация
области
1.3.
Внесение изменений в план работы
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией с учетом программных
мероприятий
2008 г.
администрация
области
1.4.
Разработка плана работы
межведомственной комиссии по
борьбе с преступностью и
коррупцией на 2009 - 2011 гг.
IV квартал
2008 г.;
2009 - 2011
гг.
администрация
области
1.5.
Проведение изучения причин
коррупции, механизма коррупционных
сделок, анализ факторов,
способствующих коррупции
постоянно
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
1.6.
Анализ заявлений и обращений
граждан на предмет наличия
информации о фактах коррупции со
стороны государственных служащих
и должностных лиц.
Публикация результатов анализа в
СМИ
1 раз в
полугодие
администрация
области во
взаимодействии с
территориальными
органами
федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
1.7.
Публикация отчетов о деятельности
органов государственной власти
Брянской области по
противодействию коррупции на
официальном сайте администрации
Брянской области
ежеквартально
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
1.8.
В целях мониторинга фактов
коррупции создание постоянно
действующих «телефонов доверия»,
установление в исполнительных
органах государственной власти
Брянской области ящиков «Для
обращений граждан»
IV квартал
2008 г.
администрация
области, органы
исполнительной
власти Брянской
области
1.9.
Разработка типовой программы
противодействия коррупции для
органов местного самоуправления
IV квартал
2008 г.
администрация
области
2. Проведение антикоррупционной экспертизы и антикоррупционное
исследование иных нормативных правовых актов и их проектов
2.1.
Проведение в установленном порядке
антикоррупционной экспертизы
законов (проектов) Брянской
области и антикоррупционное
исследование иных нормативных
правовых актов и их проектов.
Внесение предложений по устранению
несовершенства правовых норм,
повышающих вероятность
коррупционных действий
2008 -
2011 гг.
комиссия
администрации
области и Брянской
областной Думы по
проведению
антикоррупционной
экспертизы законов
Брянской области,
органы
исполнительной
власти Брянской
области
2.2.
Разработка проекта постановления
Брянской областной Думы «О
внесении изменений в Регламент
Брянской областной Думы» (в части
уточнения порядка рассмотрения
законопроекта в случае направления
в адрес законодательного органа
области заключения
антикоррупционной экспертизы и
антикоррупционного исследования,
указывающего на наличие
коррупционных факторов в проекте
закона и иного правового акта)
IV квартал
2008 г.
Брянская областная
Дума (по
согласованию)
2.3.
Опубликование на информационном
сайте администрации Брянской
области в сети Интернет проектов
нормативных правовых актов
Брянской области по вопросам
противодействия коррупции, их
обсуждение с представителями
общественности, а также правовых
актов, направленных на
регулирование отношений в сфере
бюджетного, налогового, лесного,
водного, земельного,
градостроительного,
природоохранного законодательства,
законодательства о лицензировании,
законодательства о социальных
гарантиях лицам, замещавшим
государственные, муниципальные
должности, должности
государственной гражданской и
муниципальной службы
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
2.4.
Создание рабочей группы по анализу
действующих законов Брянской
области на предмет наличия
коррупционных факторов
2008 г.
администрация
области
2.5.
Проведение анализа действующих
законов Брянской области на
предмет наличия коррупциогенных
факторов и внесение предложений
Губернатору о проведении
антикоррупционной экспертизы
2008 г.
комиссия
администрации
области и Брянской
областной Думы по
проведению
антикоррупционной
экспертизы законов
Брянской области
3. Внедрение антикоррупционных механизмов
в рамках кадровой политики
3.1.
Формирование кадрового резерва
государственных гражданских
служащих Брянской области
постоянно
администрация
области
3.2.
Совершенствование работы по
подбору и комплектованию кадров
для государственной гражданской
службы Брянской области путем
организации конкурсов на замещение
вакантных должностей, проведения
квалификационных экзаменов и
аттестаций сотрудников
2008 - 2011
гг.
администрация
области
3.3.
Включение в учебные планы
повышения квалификации
государственных гражданских
служащих Брянской области вопросов
предупреждения коррупции в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления Брянской
области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
3.4.
Разработка перечней
коррупциогенных должностей органов
исполнительной власти Брянской
области
2008 г.
администрация
области
3.5.
Проведение проверок достоверности
представляемых государственными
гражданскими служащими аппарата
администрации области, органов
исполнительной власти области
сведений о доходах, имуществе и
обязательствах имущественного
характера
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области,
управление
Федеральной
налоговой службы
по Брянской
области (по
согласованию)
3.6.
Проведение комплексных мер
упреждения, направленных на
создание на государственной и
муниципальной службе атмосферы
невыгодности коррупционного
поведения
постоянно
администрация
области
4. Совершенствование организации деятельности
по размещению государственных заказов, приватизации
и использования государственного имущества
4.1.
Организация и проведение в
установленном порядке
антикоррупционной экспертизы
документов, связанных с
размещением государственных
заказов для нужд Брянской области
2008 - 2011
гг.
администрация
области
4.2.
Совершенствование системы закупок
и проведения конкурсов путем:
обеспечения доступности
информации, касающейся проведения
закупок и конкурсов;
использования электронной системы
по размещению государственного
заказа (АЭС РГЗ -
автоматизированная электронная
система размещения
государственного заказа);
создания эффективной системы
контроля, в том числе процедуры
досудебного обжалования
2008 - 2011
гг.
администрация
области
4.3.
Формирование независимой
экспертной группы для участия в
процедурах размещения заказов на
закупку лекарственных средств,
изделий медицинского назначения и
медицинского оборудования
2008 г.
администрация
области
4.4.
Организация контроля за
деятельностью органов
исполнительной власти в части
реализации национальных проектов
на территории области
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
4.5.
Организация контроля в сфере
размещения государственного заказа
для нужд Брянской области,
осуществление мониторинга цен в
данной сфере государственного
управления
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
4.6.
Совершенствование организации
государственной деятельности в
процессе приватизации
государственной собственности и
использования государственного
имущества при максимальном
снижении коррупциогенных факторов
2008 г.,
далее -
постоянно
администрация
области
5. Разработка и внедрение ведомственных программ
противодействия коррупции
5.1.
Разработка ведомственных планов
мероприятий по противодействию
коррупции
2008 год,
I квартал
2009 г.
органы
исполнительной
власти области,
территориальные
органы федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
5.2.
Проведение анализа исполнения
ведомственных планов мероприятий
по противодействию коррупции и его
рассмотрение на заседаниях
коллегий, оперативных совещаниях
I квартал
2009 - 2011
гг.
администрация
области, органы
исполнительной
власти области,
территориальные
органы федеральных
органов
исполнительной
власти (по
согласованию)
5.3.
Проведение проверки исполнения
государственных функций и оказания
государственных услуг.
Рассмотрение результатов на
заседаниях межведомственной
комиссии по борьбе с преступностью
и коррупцией, комиссии по
проведению административной
реформы
по отдельному
плану
администрация
области,
правоохранительные
и контролирующие
органы Брянской
области (по
согласованию)
6. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
6.1.
Организация и проведение пресс-
конференций, брифингов, круглых
столов, «прямых линий» по вопросам
противодействия коррупции
с участием руководителей
исполнительных органов
государственной власти во
взаимодействии с
правоохранительными органами
Брянской области (по согласованию)
ежеквартально
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
6.2.
Размещение на официальном сайте
администрации Брянской области, в
СМИ информации о действиях граждан
в случае нарушения их законных
прав и интересов со стороны лиц,
замещающих должности
государственной гражданской службы
Брянской области, муниципальных
образований
постоянно
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
7. Обеспечение доступа к информации о деятельности
исполнительных органов государственной власти Брянской области
7.1.
Введение системы отчетов
руководителей органов
государственной власти Брянской
области перед населением о
проводимой работе в целом и по
противодействию коррупции с
использованием информационного
сайта администрации Брянской
области в сети Интернет, в СМИ,
на собраниях граждан
постоянно
органы
государственной
власти Брянской
области,
администрация
области
7.2.
Создание на информационном сайте
администрации Брянской области
раздела по проблемам
противодействия коррупции
2008 г.
администрация
области
7.3.
Размещение на официальном сайте
администрации Брянской области,
других сайтах органов
государственной власти Брянской
области информации о фактах
привлечения к ответственности
должностных лиц и государственных
гражданских служащих
исполнительных органов
государственной власти Брянской
области, должностных лиц
подведомственных государственных
учреждений за правонарушения,
связанные с использованием
служебного положения
постоянно
администрация
области, органы
государственной
власти Брянской
области
8. Повышение роли общественности в противодействии коррупции
8.1.
Осуществление депутатского
контроля за соблюдением
антикоррупционного
законодательства
постоянно
Брянская областная
Дума
(по согласованию)
8.2.
Проведение общественной экспертизы
законов, проектов законов Брянской
области на наличие коррупционных
факторов
постоянно
Общественная
палата
Брянской области
(по согласованию)
8.3.
Осуществление контроля за
деятельностью государственных и
муниципальных служащих со стороны
институтов гражданского общества
постоянно
Общественная
палата
Брянской области
(по согласованию)
8.4.
Создание условий для деятельности
регионального отделения
общероссийской общественной
организации «Ассоциация юристов
России» и других общественных и
религиозных объединений в
деятельности, направленной на
формирование в обществе
нетерпимого отношения к коррупции
постоянно
администрация
области, Брянская
областная Дума
(по согласованию)
8.5.
Создание условий и организация
деятельности бюро правовой
помощи населению
постоянно
Брянский
государственный
университет имени
академика
И.Г.Петровского
(по согласованию),
Брянский филиал
Орловской
региональной
академии
государственной
службы (по
согласованию)
8.6.
Создание телевизионных передач,
видеороликов и рекламы по
правовому просвещению населения
постоянно
администрация
области
Приложение 2
к долгосрочной целевой программе «Противодействие
коррупции в Брянской области» (2008 - 2015 годы)
П Е Р Е Ч Е Н Ь
мероприятий долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Брянской области» (2008 – 2015 годы)
№
пп
Содержание мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
Источник финансирования
Объемы финансирования (тыс. рублей)
Примечания
всего
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1.
Проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в Брянской области
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
100,0
-
100,0
-
-
-
-
2.
Создание и размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности в печатных и электронных СМИ, на рекламных щитах и баннерах
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
580,0
100,0
90,0
65,0
65,0
65,0
65,0
65,0
65,0
3.
Проведение среди журналистов конкурса на лучшее освещение вопросов противодействия коррупции
администрация области
2008 – 2015 годы
областной бюджет
245,0
-
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
35,0
Итого
925,0
100,0
225,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Официальная БРЯНЩИНА" № 26 от 21.12.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000), 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: