Основная информация

Дата опубликования: 02 февраля 1999г.
Номер документа: В199905809
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В199905809

В199905809

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        02.02.99 N 5318/98

[СУБЪЕКТЫ  МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В ЛЮБОЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО  - ПРАВОВОЙ  ФОРМЕ И ОТНОСИВШИЕСЯ К КАТЕГОРИИ МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ  ДО  ВВЕДЕНИЯ  В ДЕЙСТВИЕ  ЗАКОНА  "О  ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКЕ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ",  ПОЛЬЗУЮТСЯ ЛЬГОТАМИ,

УСТАНОВЛЕННЫМИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,  В ПОЛНОМ

ОБЪЕМЕ    И   В   ТЕЧЕНИЕ    СРОКОВ,    ОПРЕДЕЛЕННЫХ   ДЕЙСТВУЮЩИМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАЗВАННОГО ЗАКОНА]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 13.02.98, постановление апелляционной инстанции от 31.03.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-12/98-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.06.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Югорская строительная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Новоуральску Свердловской области о признании недействительным ее решения от 27.11.97 N 30-01/445 в части взыскания с истца финансовых санкций на общую сумму 4724107500 рублей.

Решением от 13.02.98 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.98 решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 09.06.98 оставил решение и постановление без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты изменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Новоуральску Свердловской области в результате проверки соблюдения налогового законодательства обществом с ограниченной ответственностью "Югорская строительная компания" установила и указала в акте проверки от 05.11.97 N 2901/508, что общество в течение 1996 года при расчетах с подрядчиками собственными простыми векселями завысило сумму налога на добавленную стоимость, относимую на возмещение из бюджета, в связи с чем занизило налог на добавленную стоимость на 1215333300 рублей, а в I полугодии 1997 года в результате неправомерного использования льготы для малых предприятий несвоевременно представляло в госналогинспекцию подекадные отчеты по налогу на добавленную стоимость, несвоевременно его уплачивало и не доплатило 34708000 рублей налога на прибыль.

Решением от 27.11.97 N 30-01/445 госналогинспекция применила к истцу финансовые санкции в виде взыскания 1215333300 рублей налога на добавленную стоимость за неучтенный объект налогообложения, штрафа в той же сумме, 1224823700 рублей пеней, 275630000 рублей штрафа за несвоевременное представление отчетов по налогу на добавленную стоимость, 758279200 рублей пеней по несвоевременным декадным налоговым платежам и 34708000 рублей дополнительных платежей по налогу на прибыль.

Отказывая в иске в части, касающейся применения истцом налоговой льготы, суд исходил из того, что ООО "Югорская строительная компания" с вступлением в законную силу Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" перестало относиться к категории малых предприятий и поэтому обязано было начиная со II квартала 1996 года ежедекадно представлять в налоговую инспекцию расчет по налогу на добавленную стоимость, а с 23.03.97 уплачивать налог на прибыль и подекадно производить уплату авансовых взносов в бюджет по указанным налогам.

Однако выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Судом установлено, что ООО "Югорская строительная компания" как малое предприятие в строительстве было зарегистрировано 22.03.95 на основании пункта 3 постановления Совета Министров РСФСР от 18.07.91 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", поскольку среднесписочная численность его работающих не превышала 200 человек.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.05.93 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" малым предприятиям предоставлялась льгота в форме предоставления отчетности по налогу на добавленную стоимость один раз в квартал.

Соответствующие изменения были внесены в пункт 29"б" инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями от 16.03.94 N 4), которая обязала малые предприятия производить расчеты с бюджетом по данному налогу один раз в квартал.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями от 01.04.96 N 25-ФЗ) установлено, что предприятия, отнесенные Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально.

Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней" малые предприятия освобождены от уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль.

С учетом этой правовой нормы внесены соответствующие изменения в пункт 31 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 (с изменениями и дополнениями от 27.04.94 N 8) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Измененные статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" условия определения статуса малого предприятия, устанавливающие на предприятиях в строительстве предельную среднесписочную численность работающих не более 100 человек, не повлияли на правовое положение истца как налогоплательщика, обладающего налоговой льготой в проверяемый период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Федерального закона порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Статьей 22 того же Федерального закона предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно правовой форме и относившиеся к категории малых предприятий до введения в действие настоящего Федерального закона, пользуются льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие настоящего Федерального закона.

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" вступил в силу 14.06.95.

Следовательно, на ООО "Югорская строительная компания" как на лицо, зарегистрированное до указанного срока в качестве малого предприятия (22.03.95), переходное положение распространяется в полном объеме, и оно вправе пользоваться налоговыми льготами, которые были применимы к нему до введения в действие Федерального закона, изменившего условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий.

Поскольку истец представлял отчетность в налоговый орган и уплачивал налог на добавленную стоимость один раз в квартал правомерно и был освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, госналогинспекция применила к нему финансовые санкции в этой части необоснованно.

Что касается применения финансовой ответственности за неучет объекта обложения налогом на добавленную стоимость по расчетам простыми векселями, то она возложена на истца в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                           постановил:

решение от 13.02.98, постановление апелляционной инстанции от 31.03.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-12/98-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.06.98 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Новоуральску Свердловской области от 27.11.97 N 30-01/445 о применении к обществу с ограниченной ответственностью "Югорская строительная компания" финансовых санкций в виде взыскания 275279200 рублей штрафа за несвоевременное представление отчетов по налогу на добавленную стоимость, 758279200 рублей пеней за несвоевременное внесение в бюджет налоговых платежей и 34708000 рублей дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из доплат по налогу на прибыль, отменить. Иск общества с ограниченной ответственностью "Югорская строительная компания" в этой части удовлетворить.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

[отформатировано: 23.08.2000 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.060 Льготы по налогам, 080.100.070 Участники налоговых правоотношений, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать