Основная информация

Дата опубликования: 02 февраля 2010г.
Номер документа: В201002258
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1002258

В201002258

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.06.2010, N 6, СТР. 268

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02.02.2010 N 11639/09

НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А. А.;

членов Президиума: Александрова В. Н., Амосова С. М., Андреевой Т. K., Вышняк Н. Г., Завьяловой Т. В., Иванниковой Н. П., Исайчева В. Н., Козловой О. А., Маковской А. А., Никифорова С. Б., Першутова А. Г., Сарбаша С. В., Слесарева В. Л., Юхнея М. Ф. -

рассмотрел заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Амурской области от 20.04.2009 г. по делу N А04-1811/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 г. по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В. Н., Президиум установил следующее.

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении предпринимателя Заверюхи А. А. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР: Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР: Р0102426), в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 20.04.2009 г. предприниматель Заверюха А. А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426, в виде штрафа в размере 3500 рублей.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.07.2009 г. решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требования управления отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм права, и удовлетворить заявленное требование.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Предприниматель Заверюха А. А. 18.03.2009 г., управляя принадлежащим ему автобусом, совершил дорожно-транспортное происшествие, в котором три человека погибли и три человека получили тяжкие телесные повреждения.

Управлением 09.04.2009 г. проведена проверка деятельности предпринимателя Заверюхи А. А. по факту дорожно-транспортного происшествия, в ходе которой установлено нарушение им лицензионных требований и условий: необеспечение контроля за соблюдением расписания движения; ненадлежащее оформление путевого листа; нарушение пункта 9.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, в результате чего совершено дорожно-транспортное происшествие, повлекшее тяжкие последствия.

По результатам проверки составлены акт и протокол об административном правонарушении от 09.04.2009 г.

Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд Амурской области пришел к выводу о том, что действия предпринимателя по первым двум нарушениям следует квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426, а по третьему состав административного правонарушения отсутствует.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отменяя решение суда первой инстанции, счел, что управление правильно квалифицировало совершенное предпринимателем правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426, но в связи с истечением установленного статьей 4.5 КоАП РФ; НГР: Р0102426 срока давности привлечения к административной ответственности в удовлетворении заявления отказал.

Между тем у суда кассационной инстанции не имелось оснований для отмены указанного судебного акта.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426 установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ; НГР: Р0101580 "О лицензировании отдельных видов деятельности" выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положением о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензионного вида деятельности.

В соответствии с названным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637; НГР: Р0603184 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение), согласно которому лицензионными требованиями и условиями являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законом и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (пункты 5.2.5 и 5.9), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2; НГР: В9701030, предусмотрена обязанность владельцев автобусов соблюдать графики (расписание) движения, проводить контроль выполнения всех рейсов, указанных в расписании.

Как следует из протокола об административном правонарушении, предприниматель не обеспечил контроль за соблюдением расписания движения (допустил отклонение от графика движения по маршруту по времени начала работы), а также в нарушение приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152; НГР: В0803159 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" в путевом листе не указал имя и отчество водителя, дату и время проведения предрейсового медицинского осмотра.

Таким образом, предприниматель Заверюха А. А. не обеспечил выполнение лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок, в связи с чем правомерно привлечен судом первой инстанции к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426.

В то же время частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ; НГР: Р0102426 предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 5 Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются, в том числе, нарушения, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек.

Доказательств того, что выявленные нарушения лицензионных требований и условий (необеспечение предпринимателем как должностным лицом контроля за расписанием движения автобуса, ненадлежащее оформление путевого листа) явились причинами дорожно-транспортного происшествия, административным органом не представлено.

Что же касается применения пункта 7 статьи 24.5 КоАП РФ; НГР: Р0102426, согласно которому самостоятельным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела, то указанный пункт в данном случае неприменим, поскольку уголовное дело возбуждено по факту совершения дорожно-транспортного происшествия в отношении физического лица, а к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий привлечен предприниматель.

При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР: Р0203806 как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР: Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 г. по делу N А04-1811/2009 Арбитражного суда Амурской области отменить.

Решение Арбитражного суда Амурской области от 20.04.2009 г. по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А. А. ИВАНОВ

[введено: 10.08.2010 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 01.09.2010 редактор НЦПИ - Браславский С. А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2010 Стр. 268
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать