Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2020г.
Номер документа: RU66000202000583
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Свердловская область
Принявший орган: Правительство Свердловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.04.2020 № 188-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УЧЕТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области», на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2018 № 07‑5310 «О направлении Примерного порядка», в целях совершенствования системы работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, Правительство Свердловской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (далее – Порядок) (прилагается).

2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при осуществлении полномочий в рамках межведомственного взаимодействия руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2004 № 206-ПП «Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области» («Областная газета», 2004, 6 апреля, № 80–81) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 15.10.2009 № 1280-ПП и от 26.03.2014 № 242-ПП.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Настоящее постановление опубликовать на «Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области» (www.pravo.gov66.ru).

Губернатор

Свердловской области

Е.В. Куйвашев

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Свердловской области

от 02.04.2020 № 188-ПП

«Об утверждении Порядка

межведомственного взаимодействия

органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, а также иных

организаций, расположенных

на территории Свердловской области,

по выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и семьями,

находящимися в социально опасном положении»

ПОРЯДОК

межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий порядок определяет общие условия организации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области (далее – органы и учреждения системы профилактики) при выявлении и учете несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществления межведомственного взаимодействия при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении.

2. Настоящий порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120‑ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520‑р, Областным законом от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка», Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» (далее – Закон Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ), постановлениями Правительства Свердловской области от 07.12.2005 № 1043-ПП «Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав» и от 20.10.2009 № 1522-ПП «О Концепции реализации государственной семейной политики в Свердловской области на период до 2020 года», распоряжением Правительства Свердловской области от 26.02.2018 № 80-РП «Об утверждении межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2018–2020 годы».

3. Основными целями деятельности органов и учреждений системы профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются профилактика детского и семейного неблагополучия, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

4. Основными задачами деятельности органов и учреждений системы профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:

1) реализация единых подходов при осуществлении выявления, постановки на персонифицированный учет, оформления документов, ведения делопроизводства, внесения данных в информационную систему в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области (далее – АИС «Подросток»), организации комплексной индивидуальной профилактической работы, снятия с учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;

2) осуществление непрерывного сопровождения несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи государства, до устранения причин и условий, приводящих к социально опасному положению, в том числе посредством оказания комплексной медицинской, социальной, психологической, юридической, педагогической и иной необходимой помощи;

3) повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;

4) обеспечение адресного подхода в организации и проведении реабилитационных и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении;

5) ведение мониторинга деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики по коррекции реабилитации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;

6) обеспечение контроля за реализацией индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;

7) реализация мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

5. Деятельность органов и учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

1) межведомственное взаимодействие – определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) распределение сфер ответственности – предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;

3) индивидуальный подход – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и семьи;

4) законность – предусматривает соблюдение требований законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области;

5) комплексность – предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических и психологических аспектов;

6) максимальный учет интересов несовершеннолетнего;

7) конфиденциальность – предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

6. Для целей настоящего порядка применяются следующие понятия:

1) территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области (далее – территориальная комиссия) – коллегиальный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющий деятельность на территориях отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, имеющий межведомственный характер формирования, созданный в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;

2) координация – обеспечение согласованности действий органов и учреждений системы профилактики при выявлении и учете несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными формами координации являются:

проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний, круглых столов;

оперативный обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии;

проведение совместных целевых профилактических мероприятий и рейдов;

заслушивание представителей органов и учреждений системы профилактики на заседаниях территориальной комиссии;

создание рабочих групп для решения вопросов, входящих в компетенцию территориальной комиссии;

проведение информационно-методических мероприятий для органов и учреждений системы профилактики;

разработка и утверждение согласованных межведомственных планов мероприятий по направлениям профилактической работы;

изучение деятельности органов и учреждений системы профилактики по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии;

иные формы;

3) комплексная индивидуальная профилактическая работа – комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, индивидуальной программой реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, утвержденными постановлениями территориальной комиссии;

4) выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью устранения причин и условий социально опасного положения;

5) ведение персонифицированного учета – сбор, обработка и хранение информации, получаемой от органов и учреждений системы профилактики, о несовершеннолетних и (или) семьях, находящихся в социально опасном положении, с помощью АИС «Подросток»;

6) документы персонифицированного учета – документы, оформляемые органами и учреждениями системы профилактики при выявлении социально опасного положения несовершеннолетних и (или) семей, формы и порядок заполнения которых установлены настоящим порядком. К документам персонифицированного учета относятся карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, карта семьи, находящейся в социально опасном положении.

7. Органы и учреждения системы профилактики, осуществляющие выявление и учет несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организацию комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе за сохранение конфиденциальности информации в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении.

Глава 2. Порядок выявления несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении

8. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Свердловской области являются:

1) территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области – управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (в том числе органы опеки и попечительства);

2) учреждения социального обслуживания населения Свердловской области (центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома-интернаты);

3) органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – органы местного самоуправления муниципальных образований), осуществляющие управление в сфере образования;

4) государственные, муниципальные или частные образовательные организации, в том числе:

дошкольные образовательные организации;

общеобразовательные организации;

организации дополнительного образования;

профессиональные образовательные организации;

5) государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;

6) государственные казенные учреждения службы занятости населения Свердловской области (далее – центры занятости населения);

7) органы по делам молодежи;

8) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения по работе с молодежью;

9) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и подведомственные отделы полиции;

10) федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» и подведомственные учреждения (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Деятельность по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

9. В деятельности по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, могут принимать участие:

1) подразделения надзорной деятельности в территориальных органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере культуры;

3) государственные и муниципальные учреждения культуры;

4) органы местного самоуправления муниципальных образований и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере физической культуры и спорта;

5) государственные и муниципальные организации дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;

6) организации спортивной подготовки;

7) граждане;

8) социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения;

9) иные органы и организации.

10. Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:

1) сведения, полученные специалистами органов и учреждений системы профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей;

2) сведения, полученные в ходе ведомственных и межведомственных профилактических мероприятий, рейдов и операций, проводимых органами и учреждениями системы профилактики;

3) обращения несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), родственников;

4) сообщения от граждан, государственных, муниципальных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием телефонов доверия, горячих линий;

5) сведения, полученные из средств массовой информации и (или) размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных общедоступных источниках.

11. Обстоятельствами, свидетельствующими о нахождении несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, являются:

1) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни, выражающееся в том числе в:

отсутствии у несовершеннолетних необходимой одежды и регулярного питания, несоблюдении санитарно-гигиенических требований к уходу за несовершеннолетними и проживанию несовершеннолетних;

отсутствии заботы о здоровье несовершеннолетнего, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, в том числе вследствие болезни, бедности, неопытности родителей (законных представителей);

трате пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание несовершеннолетнего, в ущерб его интересам;

запрещении родителями (законными представителями) несовершеннолетнему посещать образовательную организацию;

отказе родителей (законных представителей) от медицинской помощи, обследования и лечения (в том числе стационарного) несовершеннолетнего при наличии медицинских показаний, а также невыполнении рекомендаций врача, приводящем к угрозе жизни и здоровью ребенка;

оставлении детей раннего возраста без присмотра родителей (законных представителей);

наличии случаев рецидивов отравлений и бытовых травм несовершеннолетних;

наличии у несовершеннолетнего гипотрофии 3–4 степени, выраженной белково-энергетической недостаточности, не обусловленной тяжелой соматической патологией;

невыполнении родителями (законными представителями) детей-инвалидов индивидуальной программы их реабилитации;

проживании несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи);

2) совершение несовершеннолетним административного правонарушения, общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два и более раза);

3) совершение несовершеннолетним противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция и иное), в том числе участие несовершеннолетнего в деятельности организаций, деятельность которых официально запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации;

4) совершение родителями (законными представителями) несовершеннолетнего административного правонарушения, посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, в том числе неоднократно (два и более раза);

5) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей), членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками, выражающееся в том числе в:

физическом насилии – преднамеренном нанесении ребенку физических повреждений, а также телесных наказаний, наносящих ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;

сексуальном насилии или развращении несовершеннолетнего;

эмоциональном или психологическом насилии – однократном или многократном воздействии на ребенка, его отвержении со стороны родителей (законных представителей) и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации (в том числе в угрозах в адрес ребенка, оскорблениях и унижении его достоинства, открытом неприятии и постоянной критике, игнорировании основных нужд ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, психическом воздействии, вызвавшем у ребенка психическую травму, преднамеренной изоляции ребенка, лишении его социальных контактов);

иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним;

6) самовольные уходы несовершеннолетних из семей, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) наличие у несовершеннолетних аддикций, приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

8) систематические пропуски занятий в образовательных организациях и (или) неаттестации по нескольким предметам общеобразовательной программы вследствие ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних;

9) поступление (обращение) в медицинские организации несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

10) попытки совершения суицидов несовершеннолетними;

11) несвоевременное и (или) позднее обращение за медицинской помощью родителей ребенка;

12) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений;

13) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.

12. Информация о выявлении факторов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, для устранения которых требуется организация межведомственного взаимодействия, поступающая в органы и учреждения системы профилактики, указанные в части первой пункта 8 настоящего порядка, независимо от того, в какой форме она поступила (устной (по телефону или лично) или письменной), регистрируется в журнале регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних (далее – журнал) по форме согласно приложению № 1 к настоящему порядку, если иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами органов и учреждений системы профилактики.

Руководителем органа и учреждения системы профилактики определяется лицо, ответственное за регистрацию поступающей информации, устанавливается порядок действий сотрудников по организации проверки, оформления документов персонифицированного учета.

13. Органы и учреждения системы профилактики, получившие информацию о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, в течение трех рабочих дней проводят проверку поступившей информации во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией в целях получения объективных сведений о нахождении несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении.

При этом в исключительных случаях указанный в части первой настоящего пункта срок проверки может быть продлен по решению руководителя органа и учреждения системы профилактики до десяти рабочих дней.

Результат проверки поступившей информации о наличии фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении фиксируется в журнале.

В случае если факты (признаки) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве органа и учреждения системы профилактики, осуществлявших проверку информации.

Вся информация о фактах (признаках) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего хранится в соответствии с порядком, обеспечивающим ее конфиденциальность.

14. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего органами и учреждениями системы профилактики, проводившими проверку указанной информации, в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в структурное подразделение исполнительного органа государственной власти Свердловской области, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии и организацию контроля за выполнением ее решений органами и учреждениями системы профилактики (далее – подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии), письменное заключение, подписанное руководителем, с приложением заполненной карты несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, по форме согласно приложению № 2 к настоящему порядку и карты семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно приложению № 3 к настоящему порядку.

15. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков) нахождения семьи в социально опасном положении органами и учреждениями системы профилактики, проводившими проверку указанной информации, в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, письменное заключение, подписанное руководителем, с приложением заполненной карты семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно приложению № 3 к настоящему порядку.

16. Органы и организации, участвующие в деятельности по выявлению несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, указанные в пункте 9 настоящего порядка, о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего информируют подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии.

17. При выявлении признаков нахождения в социально опасном положении несовершеннолетнего и (или) семьи, не проживающих на территории муниципального образования, где они были выявлены, органы и учреждения системы профилактики, выявившие признаки нахождения в социально опасном положении несовершеннолетнего и (или) семьи, информируют подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, по месту жительства несовершеннолетнего.

Документы персонифицированного учета заполняются органами и учреждениями системы профилактики по месту жительства несовершеннолетнего.

В случае если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы по месту выявления признаков нахождения в социально опасном положении, но фактически постоянно там проживают, профилактическая работа осуществляется по месту фактического проживания во взаимодействии с подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, по месту регистрации несовершеннолетнего и (или) семьи (в пределах Свердловской области).

Если несовершеннолетний и (или) семья, имеющие признаки нахождения в социально опасном положении, не зарегистрированы на территории Свердловской области, то осуществляется переписка с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации в пределах Российской Федерации.

В случае если место жительства несовершеннолетнего, имеющего признаки нахождения в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту выявления и дальнейшего устройства несовершеннолетнего.

В случае если место жительства семьи, имеющей признаки нахождения в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная профилактическая работа осуществляется по месту выявления семьи.

В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, орган и учреждение системы профилактики незамедлительно передают сведения о выявленных фактах и обстоятельствах в соответствующий орган, установленный статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.

В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы внутренних дел.

Глава 3. Порядок признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, организации системы персонифицированного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении

18. Организация и ведение системы персонифицированного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в соответствии со статьей 9 Закона Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ с использованием АИС «Подросток».

19. Документы персонифицированного учета, поступившие в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, в соответствии с пунктами 14 и 15 настоящего порядка, подлежат регистрации в АИС «Подросток» в течение одного рабочего дня и предварительному рассмотрению на заседании территориальной комиссии, но не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня их регистрации.

20. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, осуществляет подготовку к рассмотрению на заседании территориальной комиссии поступивших документов персонифицированного учета, в том числе при необходимости в течение трех рабочих дней формирует запросы о предоставлении дополнительной информации в органы и учреждения системы профилактики, иные органы и организации.

С целью получения дополнительных сведений о наличии признаков нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, может осуществляться сбор следующих документов:

1) копий документов, удостоверяющих личности, степень родства;

2) документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;

3) сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;

4) сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего и (или) семьи и характеристик жилой площади;

5) обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;

6) сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности членов семьи;

7) характеристик с места жительства и/или места работы родителей (законных представителей), места работы несовершеннолетних;

8) иных документов.

21. Органы и учреждения системы профилактики представляют информацию о несовершеннолетнем и (или) семье, имеющих признаки нахождения в социально опасном положении, в соответствии с запросом подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня получения запроса.

22. Рассмотрение вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении на заседании территориальной комиссии обеспечивается подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня первичного рассмотрения на заседании территориальной комиссии документов персонифицированного учета.

В исключительных случаях срок рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении может быть продлен до тридцати календарных дней.

При рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении на заседание территориальной комиссии приглашаются несовершеннолетний и его родители (законные представители). В случае неявки на заседание территориальной комиссии несовершеннолетний, его родители (законные представители) уведомляются о принятом территориальной комиссией решении в письменной форме.

При рассмотрении вопроса о признании семьи находящейся в социально опасном положении приглашаются родители (законные представители) несовершеннолетних и при необходимости несовершеннолетние, другие члены семьи. В случае неявки на заседание территориальной комиссии родители (законные представители) уведомляются о принятом территориальной комиссией решении в письменной форме.

23. При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11 настоящего порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:

1) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;

2) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, следует считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию;

3) совершение несовершеннолетним правонарушения (как преступления, так и административного правонарушения);

4) совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.

24. При признании семьи находящейся в социально опасном положении территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11 настоящего порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:

1) наличие в семье ребенка (детей), признанного (признанных) находящимся (находящимися) в социально опасном положении;

2) неоднократное привлечение территориальной комиссией родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;

3) совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на физическое, духовное или нравственное развитие несовершеннолетнего, либо злоупотребление родительскими правами или неисполнение обязанностей, установленных Семейным кодексом Российской Федерации;

4) привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

25. Основаниями проведения комплексной индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, указанные в пунктах 23 и 24 настоящего порядка, если они зафиксированы в документах, установленных статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.

26. Решение о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении принимается в ходе заседания территориальной комиссии по результатам изучения и обсуждения имеющейся информации большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме постановления.

Постановление территориальной комиссии о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении оформляется в соответствии с пунктом 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», и предусматривает поручения с указанием сроков исполнения в адрес органов и учреждений системы профилактики, рекомендации иным заинтересованным органам и организациям, в том числе поручения по проведению анализа причин возникновения социально опасного положения, разработке предложений по формированию планов мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, либо организации ведомственной индивидуальной профилактической работы.

Копии постановления территориальной комиссии о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней.

27. Постановка несовершеннолетнего и (или) семьи на персонифицированный учет и организация комплексной индивидуальной профилактической работы осуществляются в соответствии с постановлением территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, указанным в пункте 26 настоящего порядка.

28. Сведения о рассмотрении информации о несовершеннолетних и (или) семьях на заседании территориальной комиссии, признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания.

29. Органы и учреждения системы профилактики в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении направляют в подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, предложения для включения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, мероприятий, направленных на устранение причин и условий, обуславливающих социально опасное положение.

30. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, в течение трех рабочих дней со дня получения предложений, указанных в пункте 29 настоящего порядка, формирует проект индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, по форме согласно приложению № 4 к настоящему порядку и организует его рассмотрение на ближайшем заседании территориальной комиссии.

В индивидуальной программе реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, указываются органы и учреждения системы профилактики, ответственные за исполнение и сроки проведения мероприятий.

31. Проект индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с мероприятиями по диагностике, коррекции и реабилитации несовершеннолетних утверждается на заседании территориальной комиссии в форме постановления.

32. Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, содержит профилактические мероприятия, реализуемые органами и учреждениями системы профилактики с участием несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), а также иных лиц (близких родственников несовершеннолетних (родных братьев и сестер, бабушек, дедушек), проживающих совместно с несовершеннолетними, а также лиц, не являющихся близкими родственниками, проживающих совместно с несовершеннолетними).

33. Постановление территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, должно содержать сроки представления органами и учреждениями системы профилактики информации о результатах реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, и внесения ими соответствующих сведений в АИС «Подросток».

Копии постановления территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.

34. Мероприятия индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней со дня утверждения.

35. Вопрос о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социальном опасном положении, с персонифицированного учета выносится для рассмотрения на заседании территориальной комиссии на основании:

1) предложений председателя, заместителя председателя или членов территориальной комиссии;

2) ходатайств органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.

36. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета и прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы принимается территориальной комиссией в следующих случаях:

1) достижение несовершеннолетними 18-летнего возраста;

2) вынесение судом решения об отмене постановления территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

3) смерть несовершеннолетнего (несовершеннолетних), родителей (законных представителей);

4) лишение родителей родительских прав;

5) выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительства за пределы территории, на которую распространяются полномочия территориальной комиссии, в том числе за пределы Российской Федерации;

6) устранение обстоятельств, явившихся основанием для принятия территориальной комиссией решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

7) при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

37. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета принимается территориальной комиссией в ходе заседания территориальной комиссии по результатам изучения имеющейся информации, подтверждающей наступление случая (обстоятельств), указанных в пункте 36 настоящего порядка, большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме постановления.

После принятия территориальной комиссией постановления, предусматривающего решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета, органы и учреждения системы профилактики прекращают проведение комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей.

Копии постановления территориальной комиссии о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней.

38. Сведения о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней.

39. В случае изменения места жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления территориальной комиссии о прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы информация о принятом решении направляется в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.

40. Максимальный срок нахождения семей в статусе «находящаяся в социально опасном положении» не может превышать трех лет.

Далее территориальной комиссией решается вопрос о рассмотрении в судебном порядке вопроса об ограничении или лишении родителей (иных законных представителей) прав в отношении детей. Данное решение принимается в форме постановления.

41. Министерство социальной политики Свердловской области на основании сведений, содержащихся в АИС «Подросток», анализирует информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, и оказывает консультационную помощь органам и учреждениям системы профилактики в организации системы персонифицированного учета указанной категории граждан.

Глава 4. Порядок организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении

42. Координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики при проведении комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, обеспечивают территориальные комиссии.

43. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими организацию комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Свердловской области являются органы и учреждения системы профилактики, указанные в части первой пункта 8 и пункте 9 настоящего порядка, а также:

1) территориальные комиссии;

2) государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»;

3) федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»;

4) государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»;

5) государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи»;

6) государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Детский оздоровительный центр «Юность Урала»;

7) федеральное казенное учреждение «Кировградская воспитательная колония» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области;

8) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

9) социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения, иные органы и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Свердловской области.

44. Комплексная индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики посредством психолого-педагогического, медико-социально-правового и воспитательного сопровождения, в том числе оказания социальных услуг, и направлена на согласованное выполнение индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.

45. Информация о проведении комплексной индивидуальной профилактической работы подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, территориальной комиссией должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области.

46. Комплексная индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики до наступления обстоятельств, указанных в пункте 36 настоящего порядка.

47. Срок проведения комплексной индивидуальной профилактической работы определяется территориальной комиссией отдельно в отношении каждого несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, на основании:

1) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания их находящимися в социально опасном положении;

2) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые направлены на выведение несовершеннолетнего и (или) семьи из социально опасного положения.

48. Органы и учреждения системы профилактики представляют в территориальную комиссию информацию об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с указанными в программе сроками по форме согласно приложению № 5 к настоящему порядку.

Анализ реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляет территориальная комиссия с учетом представленной информации органов и (или) учреждений системы профилактики.

Периодичность проведения анализа реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, определяется территориальной комиссией индивидуально в отношении каждого несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении и состоящих на персонифицированном учете, но не реже одного раза в квартал.

49. Территориальная комиссия может создавать рабочие группы, состоящие из представителей органов и учреждений системы профилактики, иных заинтересованных организаций с целью мониторинга реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, и подготовки предложений о необходимости продолжения проведения комплексной индивидуальной профилактической работы, внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, прекращения проведения комплексной индивидуальной профилактической работы.

50. Информацию о результатах реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, поступившую в территориальную комиссию от органов и учреждений системы профилактики, не подключенных к АИС «Подросток», вносит в АИС «Подросток» сотрудник подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, ответственный за ведение персонифицированного учета.

51. Информация о необходимости корректировки проведения комплексной индивидуальной профилактической работы путем внесения изменений и (или) дополнений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляется в территориальную комиссию в форме:

1) предложений от председателя, заместителя председателя или членов территориальной комиссии;

2) ходатайств от органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.

52. При наличии вступившего в законную силу приговора суда в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, о назначении наказания в виде лишения свободы, а также вступившего в законную силу решения суда о направлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, территориальная комиссия принимает решение о внесении в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, соответствующих изменений на срок, указанный в решении суда.

53. Изменения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, утверждаются постановлением территориальной комиссии.

Копии постановления территориальной комиссии о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.

54. Данные об изменениях, внесенных в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, заносятся в АИС «Подросток» сотрудником подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии, ответственным за ведение персонифицированного учета, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

55. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, формирует на каждого несовершеннолетнего и (или) семью, находящихся в социально опасном положении, наблюдательное дело, содержащее материалы об организации проведения комплексной индивидуальной профилактической работы.

К наблюдательному делу приобщаются следующие документы:

1) карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;

2) карта семьи, находящейся в социально опасном положении;

3) постановление территориальной комиссии о постановке несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, на персонифицированный учет;

4) постановление территориальной комиссии об утверждении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;

5) индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;

6) постановление территориальной комиссии о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;

7) информация органов и учреждений системы профилактики об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.

56. При постановке на персонифицированный учет несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в социально опасном положении, допускается ведение одного наблюдательного дела, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.

57. Органы и учреждения системы профилактики (за исключением органов внутренних дел) ведут накопительные дела несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, в которых обобщают материалы о проведенной индивидуальной профилактической работе, в том числе индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, акты обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, справки, информации, запросы, рапорты, характеристики и иные документы.

58. Органы и учреждения системы профилактики вносят результаты реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в АИС «Подросток» в порядке, утвержденном территориальной комиссией.

59. Критериями эффективности проведения комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:

1) в психолого-педагогической сфере:

улучшение взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений;

организация совместного досуга родителей (законных представителей) и детей;

участие родственников, других взрослых лиц в воспитании ребенка;

улучшение успеваемости ребенка;

посещение ребенком организаций дополнительного образования;

поступление в детский сад или группу краткосрочного пребывания;

членство ребенка в коллективе (творческое объединение, кружок, общественная организация);

включение семьи в занятия в детско-родительской тренинговой группе;

изменение стиля семейного воспитания;

иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;

2) в медицинской сфере:

медицинское обследование и при необходимости лечение члена семьи;

оздоровление ребенка в санатории, других оздоровительных учреждениях;

избавление от алкоголизма, наркомании, других вредных привычек;

включение в систему здорового образа жизни, здоровый образ жизни в быту;

иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;

3) в культурно-досуговой деятельности:

вовлечение ребенка в спортивные секции, кружки, другие формы развивающего досуга;

организация массовых мероприятий с включением в них несовершеннолетнего;

посещение культурно-досуговых учреждений;

иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;

4) в сфере организации занятости:

трудоустройство несовершеннолетнего или родителей (законных представителей);

регистрация несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

признание несовершеннолетнего или родителей (законных представителей) безработными;

предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении;

5) в социально-бытовой сфере:

наличие света, газа и других коммунальных услуг (в случае отключения ранее);

отсутствие пожароопасного состояния жилья (приняты меры по пожарной безопасности жилого помещения);

удовлетворительное санитарное состояние жилого помещения, в котором проживает семья (чисто, отсутствуют посторонние неприятные запахи, вещи прибраны);

создание по месту жительства семьи необходимых условий для жизни, обучения, развития детей (наличие продуктов питания с учетом возраста детей, в исправном состоянии хозяйственно-бытовых принадлежностей и мебели, спального места с постельными принадлежностями, одежды и обуви по сезону и в соответствии с размером, игрушек и (или) канцелярских принадлежностей с учетом пола и возраста детей).

Приложение № 1

к Порядку межведомственного

взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних,

а также иных организаций, расположенных

на территории Свердловской области, по

выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально

опасном положении

Форма

ЖУРНАЛ

регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних

___________________________________________________________________________

(наименование органа (учреждения) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

начат ________________________

окончен ______________________

Но-мер стро­ки

Дата поступ-ле­ния сведений

Источник поступления сведений

(организация, Ф.И.О. ответственного лица, гражданина)

Информация о лицах (несовершеннолетних, родителях, законных представителях) в отношении которых поступили сведения

(Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства, адрес места регистрации, занятость, иное)

Информация о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка, о несовершеннолетнем и (или) семье, находящихся в социально опасном положении

(критерии социально опасного положения несовершеннолетнего и (или) семьи)

Результат проверки сведений. Принятые меры (оказание помощи, дата и время передачи сведений, орган/учреждение, специалист, которому переданы сведения)

1

2

3

4

5

6

Приложение № 2

к Порядку межведомственного

взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних,

а также иных организаций, расположенных

на территории Свердловской области, по

выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально

опасном положении

Форма

КАРТА

несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

______________________________________________________________________

(наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа (учреждения), выявившего несовершеннолетнего)

______________________________________________________________________

Дата выявления ________________________________________________________

(число, месяц, год)

Ф.И.О. несовершеннолетнего ____________________________________________

_____________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________

(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________

Место фактического проживания и место регистрации _______________________

______________________________________________________________________

Место учебы (работы) __________________________________________________

Обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний ______________

______________________________________________________________________

Сведения о родителях (законных представителях):

Мать _________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения _________________________________________________________

(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________

Место фактического проживания и место регистрации _______________________

______________________________________________________________________

Место работы __________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения ________________________________________________________

(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________

Место фактического проживания и место регистрации _______________________

______________________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________

Опекун (попечитель)/законный представитель ______________________________

______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения ________________________________________________________

(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________

Место фактического проживания и место регистрации _______________________

______________________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________

Информация о семье:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Причины нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении:

1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения, общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два и более раза);

2) совершение несовершеннолетним противоправных или антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция и иное);

3) самовольные уходы несовершеннолетнего из семьи, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) наличие у несовершеннолетнего аддикций, в том числе алкоголизма, токсикомании, наркомании, игромании, дромомании;

5) поступление (обращение) несовершеннолетнего в медицинские организации, которое дает достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) попытки совершения суицида несовершеннолетним;

7) приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих одурманивающих веществ;

8) иные причины __________________________________________________

Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________

______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)

Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________

(число, месяц, год)

Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение _______________________________________________________________________

Председатель территориальной комиссии

по делам несовершеннолетних и защите их прав

________________

(подпись)

__________________

(Ф.И.О.)

Приложение № 3

к Порядку межведомственного

взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних,

а также иных организаций, расположенных

на территории Свердловской области, по

выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально

опасном положении

Форма

КАРТА

семьи, находящейся в социально опасном положении

_______________________________________________________________________

(наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа (учреждения), выявившего семью)

_______________________________________________________________________

Дата выявления (число, месяц, год) ________________________________________

Адрес проживания семьи _________________________________________________

Обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Сведения о членах семьи:

Сведения о родителях и других членах семьи с 18 лет

Но-мер стро-ки

Степень родства

Ф.И.О.

Дата рожде-ния

Место регистрации, место жительства

Место работы

Злоупотреб-ление алкоголем

и иное

Наличие суди-мости

Состоит на учете (где)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сведения о несовершеннолетних членах семьи до 18 лет

Номер строки

Ф.И.О.

Дата рождения

Место регистрации, место жительства

Занятость несовершеннолетних

Состоит

на учете (где)

1

2

3

4

5

6

Информация о семье:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Категория семьи:

1) полная

2) многодетная

3) неполная _______________________________________________________

(одинокая мать, установлено отцовство, родители в разводе, потеря кормильца)

4) семья с опекаемым ребенком ______________________________________

5) семья, воспитывающая ребенка-инвалида ___________________________

6) иные виды семей ________________________________________________

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

1) семья имеет детей, находящихся в социально опасном положении;

2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков, наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни;

3) совершение родителями (законными представителями) преступлений в отношении несовершеннолетнего, административного правонарушения, посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка;

4) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей), членов семьи, родственников, или лиц, проживающих совместно с ними, но не являющихся родственниками;

5) стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и иных правонарушений;

6) иные причины __________________________________________________

Жилищно-бытовые условия семьи (нужное подчеркнуть):

отдельная квартира (дом);

комната в общежитии;

частный дом;

иное _____________________________________________________________

Право пользования жилым помещением (нужное подчеркнуть):

собственность;

по договору социального найма;

иное _____________________________________________________________

Источники дохода семьи:

1) заработная плата;

2) пенсии;

3) алименты;

4) государственные пособия;

5) иное ___________________________________________________________

Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________

_______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)

Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________

(число, месяц, год)

Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение _______________________________________________________________________

Председатель территориальной комиссии

по делам несовершеннолетних и защите их прав

________________

(подпись)

__________________

(Ф.И.О.)

Приложение № 4

к Порядку межведомственного

взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних,

а также иных организаций, расположенных

на территории Свердловской области, по

выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально

опасном положении

Форма

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

территориальной комиссии

_________________________

(наименование территориальной комиссии)

по делам несовершеннолетних

и защите их прав

от _________________ № ___________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении

1. Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей) ____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

2. Сведения о членах семьи (Ф.И.О., дата рождения, место работы/учебы):

мать: ____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

отец: ____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

законный представитель: ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

дети: ____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

иные члены семьи: ________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

3. Адрес фактического проживания: __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Адрес регистрации: ________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

4. Орган, выявивший несовершеннолетнего/семью, находящихся в социально опасном положении (краткая характеристика несовершеннолетнего/семьи до постановки на персонифицированный учет): _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

5. Категория несовершеннолетнего в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ________________________

__________________________________________________________________________________________________________

6. Признаки (индикаторы) нахождения несовершеннолетнего/семьи в социально опасном положении: __________________

__________________________________________________________________________________________________________

7. Основания для разработки индивидуальной программы: (документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Свердловской области) ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

8. Цель индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего/семьи: _________________________

__________________________________________________________________________________________________________

9. Контрольные сроки и периодичность рассмотрения результатов реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации: ______________________________________________________________________________________________

(дата, период (еженедельно/ежемесячно/ежеквартально))

10. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, задействованные в реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации: __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

11. Мероприятия, направленные на устранение причин и условий, обуславливающих социально опасное положение

Номер стро-

ки

Субъекты профилактики

Наименование мероприятия

Срок реализации

мероприятия

(дата)

Ответственный

Срок представления информации

(дата)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

12. Дата внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации: ______________________________

Номер стро-

ки

Субъекты профилактики

Наименование мероприятия

Срок реализации

мероприятия

(дата)

Ответственный

Срок представления информации

(дата)

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

13. Постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии с персонифицированного учета: от ___________________ № _____________

Основание принятого решения_______________________________________________________________________________

Приложение № 5

к Порядку межведомственного

взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних,

а также иных организаций, расположенных

на территории Свердловской области, по

выявлению и учету несовершеннолетних

и семей, находящихся в социально

опасном положении, организации

индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними и

семьями, находящимися в социально

опасном положении

Форма

ИНФОРМАЦИЯ

об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей), дата рождения несовершеннолетнего, адрес проживания)

за период с _______________ по __________________

Наименование мероприятия, утвержденного индивидуальной программой реабилитации и адаптации

Ф.И.О. лица, ответственного

за проведение мероприятия

Дата проведения мероприятия

Информация об исполнении

1

2

3

4

Предложения по проведению индивидуальной профилактической работы ________________________________

_______________________________________________________________________________________________

(предложения по внесению изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации, ходатайства и иное)

Руководитель органа (учреждения)

системы профилактики _______________

(подпись)

__________________________

(Ф.И.О.)

Дата

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.04.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать