Основная информация

Дата опубликования: 02 июня 2009г.
Номер документа: ru52000200900416
Текущая редакция: 10
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Правительство Нижегородской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.06.2009 № 348

Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах"

ИЗМЕНЕНИЯ:

Постановление Правительства НО от 20.10.2009 № 737

Постановление Правительства НО от 11.11.2009 № 815

Постановление Правительства НО от 19.04.2010 № 212

Постановление Правительства НО от 21.10.2010 № 706

Постановление Правительства НО от 19.11.2010 № 802

Постановление Правительства НО от 29.03.2011 № 211

Постановление Правительства НО от 17.05.2011 № 358

Постановление Правительства НО от 01.11.2011 № 889

Постановление Правительства НО от 02.12.2011 № 991

В целях оптимизации системы государственной поддержки и обеспечения условий сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Нижегородской области как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области:

2.1. Подготовить предложения по внесению изменений в Закон Нижегородской области от 14 ноября 2008 года № 153-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования мероприятий Программы.

2.2. Предусматривать ежегодно в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

4. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области:

от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";

от 3 сентября 2007 года № 318 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";

от 19 ноября 2007 года № 424 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";

от 8 апреля 2008 года № 118 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";

от 15 сентября 2008 года № 381 "О внесении изменений в областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.

И.о. Губернатора

В.А. Иванов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 02.06.2009 № 348

(в ред. - постановление Правительства НО от 11.11.2009г. № 815)

(в ред. - Постановление Правительства НО от 29.03.2011 № 211)

Областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах"

(паспорт в ред. - Постановление Правительства НО от 19.04.2010 № 212)

(паспорт в ред. постановления Правительства НО от 21.10.2010 № 706)

(паспорт в ред. постановления Правительства НО от 19.11.2010 № 802)

(паспорт в ред. постановления Правительства НО от 01.11.2011 № 889)

Наименование программы

областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промысловНижегородской области в 2009 - 2011 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон № 7-ФЗ).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года № 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов".

3. Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области" (далее - Закон № 165-З).

4. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года".

Государственный заказчик Программы

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Основные разработчики Программы

- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

- государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию).

Цель Программы

- сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов (далее - НХП) Нижегородской области, как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства

Основные задачи Программы

1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП.

2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП.

3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки.

4. Кадровое обеспечение отрасли НХП.

5. Совершенствование правового регулирования отрасли НХП.

6. Обеспечение научного подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП.

Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2011 годы, в том числе:

I этап: 2009 - 2010 годы - создание нормативной правовой базы, направленной на обеспечение сохранения, возрождения и развития отрасли НХП Нижегородской области в сложных экономических условиях, в том числе через обеспечение доступа к финансовым и энергетическим ресурсам на льготных условиях;

II этап: 2011 год - дальнейшее развитие отрасли НХП, в том числе через маркетинговую поддержку продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки, подготовку кадров, научный подход к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП; подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период.

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

- министерство финансов Нижегородской области;

- министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

- органы местного самоуправления (при условии участия);

- государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию);

- некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области" (по согласованию);

-торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию);

-субъекты НХП (при условии участия).

(раздел «Объемы и источники финансирования Программы» в новой ред. – постановление Правительства НО от 02.12.2011 № 991)

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

Годы

2009

2010

2011

Всего за период реализации Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Всего, в т.ч.:

18235

22868,6

60344,8

101448,4

областной бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

9770

9600

13866

33236

федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

2937,6

2937,6

местный бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

1110

1218

535

2863

прочие источники, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

7355

9113

45943,8

62411,8

2.1. Содержание проблемы

Современное состояние НХП в России

В настоящее время в Российской Федерации существует 15 видов производств НХП, основным из которых является художественная обработка дерева и других материалов, доля которого составляет 61,3% от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств НХП в общем объеме выпускаемой продукции составляют 38,7%, в том числе: производство изделий из стекла - 7,1%, художественная обработка металла - 7%, производство художественной керамики - 6,9%, производство строчевышитых изделий - 5%.

Производством НХП занимается более 200 организаций, расположенных в 63 субъектах Российской Федерации.

К местам традиционного бытования НХП относятся: Московская, Нижегородская, Ярославская, Кировская, Челябинская, Вологодская, Ивановская, Брянская области, Республика Дагестан, г. Санкт-Петербург.

По данным Росстата, начиная с 2005 года, наметились положительные темпы роста производства НХП. В 2006 году они составили всего по Российской Федерации 105,4% (к уровню 2005 года), в 2007 году - 117% (к уровню 2006 года).

В 2007 году в 63 субъектах Российской Федерации произведено изделий НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 3,8 млрд. рублей.

Организациями НХП ПФО произведено продукции НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 799,4 тыс. рублей.

В 2007 году доля НХП Нижегородской области в общем объеме производства НХП в России составила 15,4%. Это второе место после Московской области (18,9%) (диаграмма 1).

В 2007 году Нижегородская область заняла первое место по объему производства НХП в ПФО (73,7%) (диаграмма 2).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

За 9 месяцев 2008 года рост производства НХП составил 107,6% к соответствующему периоду 2007 года. Произведено изделий НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 2,93 млрд. рублей против 2,72 млрд. рублей в 2007 году.

Стабильные социально-экономические условия в 2005-2007 годах, определенная поддержка отрасли НХП как на федеральном, так и на региональном уровне обусловили по отдельным показателям положительную динамику развития отрасли НХП в России.

Тем не менее, в отрасли в целом сохраняется ряд отрицательных тенденций: сокращение количества организаций НХП ежегодно на 10 - 15 единиц; сокращение числа занятых в отрасли; низкий уровень конкурентоспособности изделий НХП из-за недобросовестной конкуренции со стороны надомников и иностранных продавцов сувенирной продукции, наличие кредиторской задолженности, наличие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, невысокие темпы роста объемов производства (отгрузки) продукции НХП, низкий уровень рентабельности, сравнительно невысокий уровень заработной платы, ряд предприятий остаются убыточными (закрываются и/или перепрофилируются).

Только в 2005 году по причине убыточности прекратили свою деятельность 31 организация НХП. В их числе: ЗАО "Иней" (г. Москва), ЗАО "Рязанские узоры" (г. Рязань), ЗАО "Снежная королева" (г. Ярославль), ЗАО "Русский батик" (г. Мытищи, Московская область).

Аналогичная тенденция прослеживается в Нижегородской области.

К началу 2000 года прекратили свою деятельность в качестве организаций НХП (перепрофилировались) такие организации Нижегородской области как ОАО "Труд" (художественная обработка металла), ЗАО "Ножи складные", ЗАО "Керженец" (изготовление изделий из дерева с хохломской росписью), ОАО "Арфаси" (строчевышивальный промысел), ЗАО "Полховско-майданская роспись" и некоторые другие.

За период 2000-2007 годов не удалось существенно увеличить объемы производства продукции НХП таким организациям, как ЗАО "Лысковские узоры" (производство строчевышитых изделий), ООО "Актар" (Арзамасский район, берестяной промысел и лозоплетение).

В 2007 году процедура банкротства была применена к ЗАО "Фабрика "Семеновская роспись" (Семеновский район) и из состава выделилось ООО "Торговый дом "Семеновская роспись".

В 2008 году из состава организаций НХП Нижегородской области вышло ООО "Торговый дом "Городецкая роспись".

Для отрасли НХП Нижегородской области характерны все вышеперечисленные общероссийские тенденции. Большинство организаций НХП снижают объемы производства продукции НХП, вынужденно сокращают количество рабочих мест, имеют высокую кредиторскую задолженность, заработная плата в организациях НХП Нижегородской области значительно отстает от таковой на предприятиях малого и среднего бизнеса в Нижегородской области.

Финансово-экономический кризис конца 2008 года усугубил негативные тенденции в отрасли НХП. Для того, чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки НХП как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Основными причинами отрицательных тенденций являются:

- отсутствие эффективной системы государственной поддержки НХП на федеральном, региональном и местном уровнях;

- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность по качеству продукции;

- отсутствие средств на техническое перевооружение производства;

- низкая конкурентоспособность по цене, обусловленная необходимостью применения ручного творческого труда. Производство художественных изделий народных промыслов не выдерживает конкуренции с дешевыми товарами широкого потребления - как импортными, так и производимыми на территории России и зачастую грубо имитирующими изделия известных промыслов;

- постоянное повышение стоимости на энергоносители и сырье;

- повышение размера процентной ставки по банковским кредитам;

- низкий уровень оборота капитала;

- наличие кредиторской задолженности по заработной плате, что препятствует пополнению оборотных средств;

- неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий НХП на внутреннем и зарубежном рынках;

- неразвитость маркетинговой деятельности;

- отсутствие постоянного государственного заказа на продукцию НХП;

- отсутствие системы эффективного менеджмента и маркетинга в организациях НХП;

- высокие затраты на оформление патентов и товарных знаков и, отсюда, слабая защищенность интеллектуальной собственности;

- недостаточный уровень информированности о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента и иных форм налогообложения для надомников;

- отсутствие системы контроля качества импортных изделий и имитаций под изделия НХП, изделий ненадлежащих эстетических свойств, подделок, не имеющих ничего общего с изделиями НХП, отсутствие целенаправленной таможенной и налоговой политики, наличие высоких таможенных пошлин на экспорт изделий НХП и импорт оборудования;

- отток мастеров высокой квалификации (художников, дизайнеров) из организаций НХП (переход их в статус надомников) в результате невысокого уровня заработной платы;

- низкий профессиональный уровень кадров как результат сокращения численности профессионалов в отрасли и отсутствия эффективной системы повышения квалификации кадров сферы НХП, что, в свою очередь, создает угрозу утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности;

- отсутствие эффективной системы пропаганды и популяризации НХП среди широких слоев населения;

- нехватка средств для закупки сырья и материалов, технического перевооружения и обновления основных фондов;

- отсутствие научной базы управления сохранением, возрождением и развитием народных художественных промыслов в Российской Федерации.

Одной из особенностей производства изделий НХП является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного труда художников и мастеров. Отсюда, в отрасли НХП чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса ручного творческого труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Таким образом, в отрасли НХП затраты на оплату труда вместе с единым социальным налогом составляют около 60% от всех затрат.

Специфика структуры себестоимости изделий промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, что значительно выше, чем на механизированных промышленных предприятиях. Поэтому в отрасли НХП образуется повышенный по сравнению с промышленными предприятиями уровень платежей и высокая суммарная доля налогов в товарной продукции.

Состояние отрасли НХП в Нижегородской области

Нижегородская область относится к наиболее значимым и представительным центрам традиционного бытования НХП России. На текущий момент Нижегородская область занимает второе место в Российской Федерации после Московской области по количеству организаций, производящих изделия НХП. До принятия в 2004 году Московской областью программы развития НХП Нижегородская область была на первом месте.

Всемирно известные народные промыслы Нижегородской области, такие как хохломская роспись, семеновская матрешка с яркими алыми розами, городецкая золотная вышивка, чкаловский гипюр являются не только визитной карточкой Нижегородской области, но и всей России.

В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2009 года осуществляют свою деятельность 22 организации, производящие изделия НХП. Из них 3 сельскохозяйственные предприятия.

Так, производством изделий НХП с хохломской росписью в Нижегородской области заняты три сельскохозяйственные малые предприятия Ковернинского района (СПК "Хохлома", СПК "Семинский", СПК "Племзавод имени Ленина").

Среди 19 организаций отрасли НХП - 5 организаций, выпускающих изделия НХП из различных пород дерева с художественной росписью, 4 организации, выпускающие изделия НХП из металла с художественной обработкой, 6 организаций, выпускающих строчевышитые изделия НХП, по 1 организации заняты производством изделий художественной обработки кожи, изделий НХП из кости и камня и производством игрушек из стекла. Из них 11 организаций, согласно действующему законодательству, являются организациями НХП и, одновременно, организациями, представляющими значительную культурно-историческую ценность.

Согласно действующему законодательству организации НХП имеют право на государственную поддержку, в том числе в рамках настоящей Программы (первая группа).

Кроме того, в рамках настоящей Программы и действующего законодательства имеют право на поддержку малые предприятия, включая сельскохозяйственные малые предприятия (доля изделий НХП в общем объеме отгруженной продукции - менее 50%), и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, занятые в сфере НХП (вторая группа).

За период 2007-2008 годов в систему НХП Нижегородской области вошли 15 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица Вознесенского района, специализирующихся на изготовлении изделий из дерева с полховско-майданской росписью и утвержденных ХЭС в качестве изделий НХП. Из 15 ПБОЮЛ 14 используют упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Сегментирование субъектов НХП Нижегородской области по группам и наименованию выпускаемой продукции НХП приведено в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Субъект НХП

Группа 1*/

Группа 2**

Наименование продукции

1

ЗАО "Хохломская роспись"

2

ЗАО"Хохломский художник"

Группа 1

3

ЗАО "Фабрика "Городецкая роспись"

Изделия НХП из

различных пород

4

ООО"ТД"Семеновская роспись"

дерева

5

ООО "Промысел"

6

СПК "Хохлома"

Группа 2

7

СПК "Семинский"

8

СПК "Племзавод им. Ленина"

9

Индивидуальные предпринимателиВознесенского района

10

ОАО"Павловскийордена Почетазавод художественных металлоизделий им. Кирова"

Группа 1

Изделия НХП из металла

11

ООО "Завод складных ножей "Саро"

12

ЗАО "Казаковское предприятие художественных изделий"

Изделия НХП ювелирные из серебра, цветных металлов и сплавов, в том числе в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями

13

ООО "Арком"

Группа 2

Изделия НХП из металла

14

ОАО "Гипюр"

Группа 1

Изделия НХП строчевышитые

15

ООО "Городецкая золотная вышивка"

16

ОАО "Тканые узоры"

Изделия художественного ручного ткачества

17

ООО "Катунская швейная фабрика"

Изделия НХП

18

ЗАО "Борская строчевышивальнаяфабрика"

Группа 2

строчевышитые

19

ЗАО "Юнона"

20

ООО "Варко"

Группа 1

Изделия НХП из кости

21

ООО Художественное объединение "Ренессанс"

Группа 2

Изделия художественной обработки кожи

22

Камнерезная фабрика"Борнуковская пещера"(филиал ООО Пешеланского гипсового завода "Декор-1")

Изделия НХП из твердых и мягких пород поделочного камня

23

ООО "Ариель"

Изделия НХП из стекла

*Группа 1 - организации НХП, в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет не менее 50%

** Группа 2 - малые предприятия, производящие изделия НХП в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет менее 50%, ПБОЮЛ, занятые в сфере НХП

Традиционно инфраструктуру поддержки отрасли НХП Нижегородской области формируют некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области", государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы", 2 образовательных учреждения - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Художественный профессиональный лицей № 30" (г. Семенов) и государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Павловский техникум народных художественных промыслов России" (г. Павлово).

В 2007-2008 годах организации инфраструктуры поддержки НХП пополнились еще тремя некоммерческими организациями (в Богородском, Чкаловском и Кулебакском районах).

Центр развития гончарного искусства (Богородский район), Новинский центр ремесел и промыслов (Чкаловский район) и детская школа искусств Кулебакского района вошли в систему НХП Нижегородской области после утверждения образцов изделий, производимых мастерами и художниками данных организаций, ХЭС по НХП Нижегородской области.

По состоянию на 1 января 2009 года общий объем произведенной продукции субъектами НХП (здесь и далее значения показателей приводятся без учета ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП) составил 760,0 млн. рублей. Рост к уровню прошлого года составил 109% (2007 год - 695,0 млн. рублей; 2006 год - 616,3 млн. рублей. Рост в 2007 году к уровню 2006 года составил 112,7 %).

Произведено продукции НХП на сумму 410 млн. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 77% (2007 год - 534 млн. рублей; 2006 год - 458 млн. рублей. Рост в 2007 году к уровню 2006 года составил 116,5%).

Удельный вес продукции НХП в общем объеме произведенной продукции составил 54%. Для сравнения, удельный вес продукции НХП в общем объеме произведенной продукции в 2007 году составлял 76%, в 2006 году - 74%, в 2005 году - 71% (диаграмма 3).

В 2008 году отгружено продукции (всего) на сумму 730 млн. рублей. Рост к уровню прошлого года составил 101% (2007 год - 722 млн. рублей; 2006 год - 627 млн. рублей. Рост в 2007 году к уровню 2006 года составил 115%).

Объем отгруженной продукции НХП в 2008 году составил 370 млн. рублей. Рост к уровню прошлого года - 67%.

Удельный вес отгруженной продукции НХП в общем объеме отгрузки составил 51%, в 2007 году - 76%, в 2006 году - 67% (диаграмма 4).

Объем экспорта в 2008 году составил 14,5 млн. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 112% (2007 год - 12,9 млн. рублей; 2006 год - 13,9 млн. рублей. Рост к уровню 2006 года составил 108%).

В 2008 году субъектами НХП получена прибыль в объеме 37,9 млн. рублей или 108% к уровню 2007 года (2007 год - 35,1 млн. рублей; 2006 год - 32,7 млн. рублей. Рост к уровню 2006 года составил 107%).

В 2008 году субъектами НХП перечислено налогов и сборов в консолидированный бюджет Нижегородской области 46,6 млн. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 106% (2007 год - 44 млн. рублей; 2006 год - 38,3 млн. рублей. Рост к уровню 2006 года составил 114,8%) (диаграмма 5).

Субъектами НХП перечислено налогов и сборов во внебюджетные фонды 44,8 млн. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 111% (2007 год - 40,3 млн. рублей; 2006 год - 35,2 млн. рублей. Рост к уровню 2006 года составил 114,4%).

Кредиторская задолженность субъектов НХП в 2008 году составила 83 млн. рублей. Рост к уровню 2007 года составил 133,4% (2007 год - 62,2 млн. рублей; 2006 год - 44,5 млн. рублей. Рост к уровню 2006 года составил 140%) (диаграмма 6).

Задолженность в бюджет и во внебюджетные фонды на начало 2009 года с учетом кризисных явлений составила 6 млн. рублей.

Численность занятых в субъектах НХП в 2008 году составила 2501 человек. Рост к уровню 2007 года составил 92% (2007 год - 2707 человек; 2006 год - 2817 человек. Рост к уровню 2006 года составил 96%) (диаграмма 7).

В 2008 году в субъектах НХП среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника составила 6445 рублей, что ниже в 1,7 раза размера средней заработной платы на предприятиях малого бизнеса в Нижегородской области. Рост в 2008 году уровня средней заработной платы к уровню прошлого года составил 106% (2007 год - 6068 рублей; 2006 год - 5576 рублей. Рост к уровню 2006 года составил 108,8%) (диаграмма 8).

Диаграмма 3

Примечание: Удельный вес продукции НХП в общем объеме произведенной продукции по организациям НХП (первая группа) в 2008 году составил 79%.

Диаграмма 4

Примечание: Удельный вес отгруженной продукции НХП в общем объеме отгрузки по организациям НХП (первая группа) в 2008 году составил 76%.

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Диаграмма 8

Положительная динамика по большинству основных показателей, представленная на диаграммах (2006-2008 годы), свидетельствует, во-первых, об относительной стабилизации экономической ситуации, во-вторых, об адекватной государственной поддержке отрасли (программное управление развитием отрасли НХП Нижегородской области в 2007 и 2008 годах).

Положительная динамика (при невысоких темпах роста) прогнозировалась на 2008 и последующие годы, то есть на весь период реализации Программы.

Однако, кризисные явления, проявившиеся наиболее остро осенью 2008 года, отрицательно повлияли на годовые значения большинства показателей, что, в свою очередь, продемонстрировало чувствительность отрасли НХП к воздействию внешних факторов, с одной стороны, с другой стороны, необходимость в более эффективной государственной поддержке.

Из диаграммы 1 видно, что удельный вес НХП в общем объеме произведенной продукции упал до 54%, а в общем объеме отгруженной продукции (диаграмма 2) - до 51%. Это явилось результатом снижения государственного заказа на одни виды продукции НХП, недоступностью сырья на изготовление изделий НХП из-за повышения его стоимости - на другие виды продукции. И, наконец, результатом снижения общего потребительского, в том числе корпоративного спроса на изделия НХП как сувенирную продукцию.

Рост объемов производства, который составил 109% к уровню 2007 года, не явился результатом наращивания производственных мощностей, а результатом элементарного повышения летом 2008 года стоимости (следовательно, цены) продукции как ответной реакции на объявленное Правительством Нижегородской области повышение с 2009 года тарифов на энергоносители.

Несмотря на рост по сравнению с 2007 годом среднемесячной заработной платы в субъектах НХП, она по-прежнему отстает от уровня, достигнутого на предприятиях малого бизнеса в Нижегородской области.

Получили подтверждение и две наметившиеся ранее негативные тенденции: продолжила свой рост кредиторская задолженность субъектов НХП, и еще на 206 человек сократилось число занятых в отрасли НХП.

Невысокие значения по большинству показателей обусловили сравнительно невысокий уровень налоговых отчислений в консолидированный бюджет Нижегородской области.

Выводы и рекомендации

Несмотря на осуществление ряда государственных мер по поддержке НХП, социально-экономические условия, сложившиеся в конце 2008 - начале 2009 годов, поставили субъекты НХП в условия выживания:

- в 2-3 раза сократился государственный заказ на поставку изделий НХП;

- снизился общий спрос на сувенирную продукцию, при этом недостаточно развита маркетинговая стратегия и политика продвижения продукции НХП;

- в последнем квартале 2008 года существенно повысились цены на сырье (серебро, золото), необходимое для изготовления художественных изделий из металла;

- субъекты НХП, предвидя с 2009 года повышение тарифов на электро- и теплоэнергию, увеличили стоимость продукции НХП на 10% - 40%, что сразу сказалось на конкурентоспособности изделий НХП по цене;

- в 2009 году в Нижегородской области возросли тарифы на электроэнергию в среднем на 28%; тарифы на газ возросли на 10%, на теплоэнергию - на 25%,

- субъекты НХП вынуждены были провести до конца 2008 года сокращение рабочих кадров с целью сохранения заработной платы оставшейся части работников,

- ряд субъектов НХП перешли на сокращенную рабочую неделю,

- вынужденное сокращение работников приводит к увеличению в местах традиционного бытования надомников (в основном не зарегистрированных);

- мастера-надомники, как правило, допускают нарушения в технологии изготовления изделий, что снижает планку художественного качества.

Немаловажным является и то обстоятельство, что включительно по 2007 год субъекты НХП Нижегородской области не получали необходимой финансовой государственной поддержки.

Актуальность и важность задач по сохранению культурного наследия, народных традиций и включения их в современную социокультурную среду определяют необходимость применения программно-целевого метода развития отрасли НХП Нижегородской области.

2.2. Цель и задачи Программы

(в ред. - Постановление Правительства НО от 29.03.2011 № 211)

Цель Программы - сохранение, возрождение и развитие НХП Нижегородской области, как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства.

Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи по:

- информационно-аналитическому обеспечению развития отрасли НХП;

- обеспечению финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП;

- маркетинговой поддержке продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки;

- кадровому обеспечению отрасли НХП;

- совершенствованию нормативного правового регулирования отрасли НХП;

- обеспечению научного подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП.

На решение поставленных задач направлена реализация следующих Программных мероприятий:

Задача 1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП:

- разработка и внедрение СУБД о НХП (создание и ведение реестра субъектов НХП, реестра изделий НХП и др.). Так, ведение реестра субъектов НХП должно обеспечить повышение эффективности государственной поддержки (адресность, нацеленность на тот или иной сегмент субъектов НХП, обеспечение эффективного контроля за использованием бюджетных средств);

- информирование заинтересованного населения о возможностях применения различных систем налогообложения, в том числе на основе патента. Данная работа ведется совместно с органами МСУ районов - мест традиционного бытования НХП и направлена на увеличение числа ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, решение проблемы легализации труда надомников, увеличение налогооблагаемой базы, повышение качества изделий НХП. Так, только в 2008 году 14 ПБОЮЛ (Вознесенский район, полховско-майданский промысел), работающих по упрощенной системе налогообложения на основе патента, заплатили в областной бюджет и внебюджетные фонды 42 тыс. рублей (из них налогов - 21 тыс. руб.);

- ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития отрасли НХП Нижегородской области. Данная работа проводится с целью формирования и своевременной корректировки направлений государственной политики в отношении субъектов НХП (применения адекватных форм государственной поддержки);

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ с субъектами НХП по вопросам поддержки НХП;

- продвижение и пропаганда НХП в СМИ. Проведение данного мероприятия позволит обеспечить гласность и доступность информации о состоянии отрасли НХП и получаемой субъектами НХП государственной поддержке.

Задача 2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП:

- возмещение субъектам НХП части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, погашение задолженности перед персоналом, на расширение и переоборудование производства, улучшение качества продукции). Начиная с 2007 года, для субъектов НХП реализуется программа льготного кредитования, целью которой является стимулирование инвестиционной деятельности в отрасли, направленной на развитие производства, повышение качества и снижение себестоимости продукции.

В условиях экономического кризиса актуальным для субъектов НХП является получение возмещения части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и погашение задолженности перед персоналом.

- предоставление субъектам НХП (организациям НХП и ПБОЮЛ, занятым в сфере НХП) субсидий на возмещение части затрат на электрическую энергию.

- предоставление субъектам НХП (организациям НХП и ПБОЮЛ, занятым в сфере НХП) субсидий на возмещение части затрат на природный газ, потребленный на промышленно-производственные нужды. Данный вид финансовой поддержки предполагается к реализации, начиная с 2010 года.

Вышеуказанные мероприятия являются оперативными мерами государственной поддержки субъектов НХП в условиях кризиса.

Задача 3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки.

В условиях кризиса, когда объемы потребления продукции НХП снижаются, крайне необходимо эффективное целевое стимулирование потребительского спроса с тем, чтобы поддерживать производственный процесс и сохранять традиции НХП.

В целях стимулирования сбыта изделий НХП, продвижения продукции НХП на российский и международный рынки предусмотрены:

- создание оптово-розничной сети (открытие новых торговых точек по реализации изделий НХП, переоборудование ГП Нижегородской области "Художественные промыслы"). Развитая оптово-розничная сеть, эффективная маркетинговая политика ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" позволят увеличить долю реализуемых изделий НХП Нижегородской области;

- участие в российских, международных специализированных выставках-ярмарках, форумах; создание и пополнение выставочной экспозиции НХП Нижегородской области;

- поддержка и оптимизация сайта "НХП Нижегородской области" в сети "Интернет". Благодаря данному сайту, создана и совершенствуется система электронных продаж изделий НХП Нижегородской области;

- подготовка и издание рекламно-информационных и презентационных материалов о НХП Нижегородской области (CD, DVD-дисков, буклетов, каталогов и т.п.) на русском и иностранных языках; подготовка и издание методических пособий по НХП. Тираж издаваемых рекламно-информационных и презентационных материалов о НХП (за три года) должен составить 27 тыс. экз., тираж выпущенных CD и DVD-дисков с материалами о НХП должен составить не менее 2.5 тыс. экз. Наличие каталогов (альбомов) изделий НХП позволит предприятиям эффективно формировать массовые и индивидуальные заказы;

- организация и проведение фестивалей (конкурсов) НХП. Как правило, фестивали НХП проводятся совместно с органами МСУ в местах традиционного бытования НХП.

В целях повышения имиджа профессии и занятости в отрасли НХП среди молодежи планируется организация и проведение ежегодного фестиваля -конкурса "Молодые дарования".

- организация и проведение подготовительных мероприятий по созданию международного центра НХП в Нижнем Новгороде.

Задача 4. Кадровое обеспечение отрасли НХП.

Повышение квалификации кадров отрасли НХП (72-часовые программы, семинары, деловые игры, мастер-классы) для руководящего состава, промо-персонала, художников (дизайнеров, конструкторов, модельеров), бухгалтеров (финансистов и экономистов), менеджеров.

Дифференцированный подход должен обеспечить внедрение системы антикризисного управления и современного менеджмента, применение новых финансовых систем учета и контроля, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование современных методов продвижения и продаж изделий НХП, изготовление изделий НХП в соответствии с традициями и с учетом стилистических особенностей того или иного НХП.

Задача 5. Совершенствование нормативного правового регулирования отрасли НХП.

В целях совершенствования законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов НХП Нижегородской области планируются следующие мероприятия:

- подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области, регулирующие отрасль НХП, в том числе в части расширения льгот по арендной плате за имущество, находящееся в государственной собственности Нижегородской области, льгот по региональным налогам и федеральным налогам в части платежей, зачисляемых в областной бюджет;

- разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области", Налоговый кодекс Российской Федерации;

- разработка нормативного правового акта Нижегородской области о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на природный газ, потребленный на промышленно-производственные нужды организациям НХП;

- разработка правового акта Нижегородской области о проведении ежегодного фестиваля-конкурса по НХП "Молодые дарования";

- разработка правового акта Нижегородской области о введении в Нижегородской области звания "Народный мастер".

Также планируется принятие ряда нормативных правовых документов, регламентирующих отдельные аспекты деятельности субъектов НХП.

Задача 6. Обеспечение научного подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП.

В 2010-2011 годах планируется:

- организация и проведение научно-исследовательских работ в сфере НХП;

- организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, форумов по вопросам развития НХП в современных условиях.

Научно-обоснованные результаты будут положены в основу разработки политики в сфере НХП на последующие три года (2012-2014 годы);

- экспертная оценка отнесения новых образцов изделий к изделиям НХП.

Благодаря деятельности ХЭС, отнесение новых образцов изделий к изделиям НХП осуществляется на основе экспертного мнения профессионалов в области НХП (ученых-историков и культурологов, деятелей культуры и искусства, мастеров НХП), на основе научно-обоснованных критериев, что позволяет сохранять стилистические особенности и традиции создания изделий НХП в Нижегородской области.

В целях увеличения доли продукции НХП в общем объеме произведенной, соответственно, отгруженной продукции субъектами НХП, планируется проведение заседаний ХЭС не реже одного раза в квартал.

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на трехлетний период (2009 - 2011 годы) и предполагает реализацию мероприятий в два этапа.

I этап: 2009 - 2010 годы - создание нормативной правовой базы, направленной на обеспечение сохранения, возрождения и развития НХП Нижегородской области в сложных экономических условиях, в том числе через обеспечение доступа к финансовым и энергетическим ресурсам на льготных условиях;

II этап: 2011 год - дальнейшее развитие отрасли НХП, в том числе через маркетинговую поддержку продвижения продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки, подготовку кадров, научный подход к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП; подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период.

На II этапе также будет применен дифференцированный подход при оказании государственной поддержки субъектам НХП. Приоритет будет отдан тем субъектам НХП, стратегия которых предполагает постоянное (в 2009-2010 годах) увеличение доли изделий НХП в общем объеме произведенной (отгруженной) продукции.

На этом этапе будут подводиться итоги Программы и формироваться предложения на дальнейший период. В частности, результаты оценки эффективности государственной поддержки НХП в условиях кризиса (2009-2011 год) будут положены в основу формирования политики в сфере НХП на последующие три года (2012-2014 годы).

2.4. Управление Программой и механизм ее реализации

Руководство реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы.

Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, и представляет собой скоординированную по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.

Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляется в установленном действующим законодательством порядке.

Ежегодно по итогам реализации Программы формируются и утверждаются годовые отчеты.

Финансовый и юридический контроль осуществляются специалистами министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

Ежегодно администрации муниципальных образований Нижегородской области, в которых находятся места традиционного бытования народных промыслов (в случае участия органов МСУ в Программе), представляют в минпредпринимательства отчеты о динамике развития отрасли на местном уровне и справки о софинансировании Программы.

Субъекты НХП, организации инфраструктуры поддержки НХП, участвующие в Программе, представляют в минпредпринимательства квартальные, полугодовые и годовые отчеты, а также справки о софинансировании Программы и экономической эффективности реализуемых мероприятий.

С организациями НХП - получателями государственной поддержки заключаются соглашения о сотрудничестве в сфере НХП.

Мониторинг и общий контроль за реализацией Программных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.

Минпредпринимательства осуществляет управление реализацией Программы, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на ее реализацию.

Реализация мероприятий Программы осуществляется, в том числе на основе государственных контрактов на поставку продукции для областных государственных нужд, заключаемых минпредпринимательством.

При необходимости внесения изменений в Программу минпредпринимательства организует необходимую работу в порядке, установленном действующим законодательством.

Минпредпринимательства ежегодно подготавливает бюджетную заявку на финансирование Программы из областного бюджета на очередной финансовый год, а также уточняет затраты по Программным мероприятиям.

Ход и результаты реализации Программы подлежат освещению в средствах массовой информации.

2.5. Система Программных мероприятий

Система Программных мероприятий изложена в приложении.

2.6. Ресурсное обеспечение Программы

(раздел 2.6. в ред. - постановление Правительства НО от 11.11.2009г. № 815)

(раздел 2.6 в ред. постановления Правительства НО от 21.10.2010 № 706)

(раздел 2.6 в ред. постановления Правительства НО от 19.11.2010 № 802)

(в ред. - Постановление Правительства НО от 29.03.2011 № 211)

(в ред. постановления Правительства НО от 01.11.2011 № 889)

(в ред. постановления Правительства НО от 02.12.2011 № 991)

Ресурсное обеспечение Программы строится на принципах аккумулирования финансовых средств областного и местных бюджетов, кредитных ресурсов, предоставляемых кредитными организациями, средств субъектов НХП.

Учитывая кризисные условия разработки и реализации Программы, акцент в государственной поддержке отрасли НХП сделан на маркетинговой политике по стимулированию сбыта НХП и финансовой поддержке, призванной снизить себестоимость продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области.

От общего объема финансирования Программы доля государственной поддержки (средства областного бюджета) составляет 32,8%, доля средств федерального бюджета - 2,9%, доля кредитных ресурсов российских кредитных организаций и собственных средств субъектов НХП (прочие источники) составляет 61,5%. Средства местных бюджетов - 2,8%.

Суммы финансирования с разбивкой по источникам финансирования, по годам и по государственным заказчикам приведены в таблице 1.

Таблица 1

(в новой ред. – постановление Правительства НО

от 02.12.2011 № 991)

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

Годы

2009

2010

2011

Всего за период реализации Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Всего, в т.ч.:

18235

22868,6

60344,8

101448,4

областной  бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

9770

9600

13866

33236

федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

2937,6

2937,6

местный бюджет, в т.ч.: капвложения

НИОКР

прочие расходы

1110

1218

535

2863

прочие источники, в т.ч.:

капвложения

НИОКР

прочие расходы

7355

9113

45943,8

62411,8

2.7. Индикаторы достижения цели Программы

Показатели, позволяющие количественно и качественно оценить степень достижения цели Программы и в совокупности эффективность реализации Программы, приведены в таблице 2.

Таблица 2

(таблица 2 в новой ред. - Постановление Правительства НО от 19.04.2010 № 212)

Наименование

Единицы

Значения индикаторов целей Программы

индикаторов цели Программы

измерения индикаторов целей Программы

На момент  разработки Программы

По окончании реализации Программы

Без программного вмешательства (после предполагаемого срока реализации Программы)

1

2

3

4

5

Количество предприятий НХП

Ед.

22

27

15

(уровень 2005 года)

Общий объем отгруженной продукции, всего

(по предприятиям НХП)

Млн руб.

730

750

Менее 750

Доля продукции НХП в общем объеме отгруженной продукции (по предприятиям НХП)

%

51

60

Менее 50

Налоговые поступления в консолидированный бюджет (по предприятиям НХП)

Млн руб.

46,6

46

Менее 46

Численность работников предприятий НХП

Чел.

2501

2350

Менее 2350

Средний размер заработной платы в отрасли (по предприятиям НХП)

Руб.

6445

8563

Менее 8563

Примечание: Наименования индикаторов цели Программы приведены для субъектов НХП без учета ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП

2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы

Результаты реализации Программы могут быть оценены с помощью следующих основных показателей:

(таблица в новой ред. – постановление Правительства НО от 17.05.2011 № 358)

Показатель

2009

год

2010

год

2011

год

Количество организаций НХП – получателей субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на электрическую энергию, ед.

7

8

6

Количество организаций НХП – получателей субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на природный газ, ед.

-

3

2

Количество проведенных мероприятий, обеспечивающих взаимодействие между органами государственной власти, органами МСУ и субъектами НХП по вопросам поддержки НХП, ед.

11

11

12

Количество изделий, отнесенных к изделиям НХП, ед.

Не менее 300

Не менее 300

Не менее 300

Тираж изданных рекламно-информационных материалов и презентационных материалов о НХП Нижегородской области, тыс. экз.

5,5

18,5

4

Тираж выпущенных CD- и DVD-дисков о НХП Нижегородской области, тыс. экз.

1

1,5

0,5

2.9. Оценка эффективности реализации Программы

(в новой ред. - Постановление Правительства НО от 29.03.2011 № 211)

Главный критерий эффективности Программы - сохранение к концу 2011 года действующих субъектов НХП (без учета ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП) Нижегородской области.

Эффективность реализации Программы может быть определена через индикатор цели - удельный вес (долю) отгруженной продукции НХП в общем объеме отгрузки. В случае, если в 2009 - 2011 годах доля отгруженной продукции НХП в общем объеме отгрузки будет превышать 30% (по субъектам НХП без учета ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), а по организациям НХП (первая группа) - 50 процентов и более, можно говорить об эффективности реализации Программы.

Документами, подтверждающими эффективность реализации мероприятий Программы, являются в том числе квартальные формы федерального статистического наблюдения № П-НХП-М, представляемые субъектами НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП).

Кроме того, приведенная ниже методика оценки эффективности использования средств областного бюджета по мероприятию пункт 2.2 "Предоставление субъектам НХП (организациям НХП и ПБОЮЛ, занятым в сфере НХП) субсидий на возмещение части затрат на электрическую энергию" также может служить одним из способов оценки эффективности реализации Программы:

(таблица в новой ред. – постановление Правительства НО от 02.12.2011 № 991)

№ п/п

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

1

Затраты организаций по электрической энергии, без НДС, тыс. руб.

6 397

7 237

5 026

2

Количество организаций НХП - получателей субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на электрическую энергию, ед.

7

8

6

3

Субсидии из средств областного бюджета на возмещение части затрат на электрическую энергию, тыс. руб.

5 000

4 800

4 160

4

Средняя сумма затрат на оплату электрической энергии одной организации НХП, тыс. руб.

200

305

433

5

Средняя сумма затрат на оплату электрической энергии одной организации НХП на рубль полученных субсидий, руб.

0,28

0,51

0,21

6

Средний (квартальный) процент субсидии, %

79,5

70,3

82

7

Доля средств областного бюджета в затратах организаций НХП на электрическую энергию, %

78,2

66,3

82,8

8

Доля средств организаций НХП в расходах на электрическую энергию, %

21,8

33,7

17,2

При заданном ежегодном объеме субсидий (3) и при увеличивающихся ежегодно затратах организаций НХП на электрическую энергию (1) доля средств областного бюджета в затратах организаций на электрическую энергию (7) уменьшается, а доля средств организаций НХП в расходах на электрическую энергию (8) увеличивается. При этом организации НХП получают оптимальную поддержку (в рамках действующей правовой базы) и средства областного бюджета расходуются эффективно. Средний (квартальный) процент субсидии составляет от 60% до 90% (6).

Из таблицы видно, что увеличивается средняя сумма затрат на оплату электрической энергии одной организации НХП (4), которая рассчитывается по формуле: ((1)-(3))/(2).

Также увеличивается средняя сумма затрат организаций НХП на рубль полученных субсидий (5), которая рассчитывается по формуле: ((1)-(3))/(3).

2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению

№ п/п

Внешние факторы

Мероприятия по снижению воздействия внешних факторов

1

Форс-мажорные обстоятельства (дальнейшее развитие финансово-экономического кризиса)

Принятие оперативных антикризисных мер, включая принятие необходимых нормативных правовых актов, направленных на сохранение деятельности предприятий НХП в местах традиционного бытования

2

Изменение федерального законодательства

Принятие соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области

3

Отсутствие или неполное финансирование мероприятий Программы

Привлечение средств федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы

4

Дальнейший рост тарифов на энергоносители

Подготовка предложений по введению льготных тарифов на услуги и/или принятие соответствующих нормативных правовых актов, позволяющих получать услуги на льготных основаниях

5

Увеличение числа надомников

Подготовка предложений по введению барьеров

2.11. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

2.12. Список сокращений

НХП

- народные художественные промыслы

Субъекты НХП

- организации НХП, малые предприятия, производящие продукцию НХП и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, занятые в сфере НХП

ПФО

- Приволжский федеральный округ

ПБОЮЛ

- индивидуальный предприниматель без образования юридического лица

СПК

- сельскохозяйственный производственный комплекс

ХЭС

- художественно-экспертный совет по НХП Нижегородской области

Росстат

- Федеральная служба государственной статистики по Нижегородской области

ЗАО

- закрытое акционерное общество

ООО

- общество с ограниченной ответственностью

ОАО

- открытое акционерное общество

СУБД

- система управления базами данных

ОБ

- областной бюджет

ФБ

- федеральный бюджет

МБ

- местный бюджет

Минпредпринимательства

- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Органы МСУ

- органы местного самоуправления

Минфин

- министерство финансов Нижегородской области

СМИ

- средства массовой информации

ГП

- государственное предприятие

ТПП

- торгово-промышленная палата Нижегородской области

Мингосимущества

- министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

Фонд НХП

- некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области"

ПРИЛОЖЕНИЕ

к областной целевой программе

"Сохранение, возрождение и развитие

народных художественных

промыслов Нижегородской области

в 2009-2011 годах"

(в новой ред. – постановление Правительства НО

от 02.12.2011 № 991)

Система Программных мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия (в разрезе районов и учреждений)

Категория расходов

(капвложения, НИР и прочие расходы)

Сроки выполнения

Исполнители мероприятий

Объем финансирования (по годам, в разрезе источников)

2009

2010

2011

Всего

Цель Программы - сохранение, возрождение и развитие НХП Нижегородской области как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства

Всего, в т.ч.

18235

22868,6

60344,8

101448,4

ОБ

9770

9600

13866

33236

ФБ

2937,6

2937,6

МБ

1110

1218

535

2863

Прочие источники

7355

9113

45943,8

62411,8

Задача 1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП

Всего, в т.ч.

320

320

ОБ

320

320

ФБ

МБ

Прочие источники

1.1.

Разработка и внедрение СУБД о НХП (создание и ведение реестра субъектов НХП, реестра изделий НХП и другое)

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

1.2.

Информирование заинтересованного населения о возможностях применения различных систем налогообложения, в том числе упрощенной на основе патента

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, органы МСУ (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

1.3.

Ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития отрасли НХП Нижегородской области

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

1.4.

Обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ с субъектами НХП по вопросам поддержки НХП

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия),

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы",

ТПП (по согласованию)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

1.5.

Продвижение и пропаганда НХП в СМИ

Прочие расходы

2010-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

320

320

ОБ

320

320

ФБ

МБ

Прочие источники

Задача 2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП

Всего, в т.ч.

12605

14913

52759,3

80277,3

ОБ

5250

5800

6815,5

17865,5

ФБ

МБ

Прочие источники

7355

9113

45943,8

62411,8

2.1.

Возмещение субъектам НХП части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, погашение задолженности перед персоналом, на расширение и переоборудование производства, улучшение качества продукции)

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия),

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы", ТПП (по согласованию)

Всего, в т.ч.

7050

8700

47025,5

62775,5

ОБ

250

200

2025,5

2475,5

ФБ

МБ

Прочие источники

6800

8500

45000

60300

2.2.

Предоставление субъектам НХП (организациям НХП и ПБОЮЛ, занятым в сфере НХП) субсидий на возмещение части затрат на электрическую энергию

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия),

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы", ТПП (по согласованию)

Всего, в т.ч.

5555

5333

5026

15914

ОБ

5000

4800

4160

13960

ФБ

МБ

Прочие источники

555

533

866

1954

2.3.

Предоставление субъектам НХП (организациям НХП и ПБОЮЛ, занятым в сфере НХП) субсидий на возмещение части затрат на природный газ, потребленный на промышленно- производственные нужды

Прочие расходы

2010-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия),

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы", ТПП (по согласованию)

Всего, в т.ч.

880

707,8

1587,8

ОБ

800

630

1430

ФБ

МБ

Прочие источники

80

77,8

157,8

Задача 3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки

Всего, в т.ч.

5310

7955,6

7476

20741,6

ОБ

4200

3800

6941

14941

ФБ

2937,6

2937,6

МБ

1110

1218

535

2863

Прочие источники

3.1.

Создание оптово- розничной сети (открытие новых торговых точек по реализации изделий НХП, переоборудование ГП  Нижегородской области "Художественные промыслы")

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

450

200

650

ОБ

450

200

650

ФБ

МБ

Прочие источники

3.2.

Участие в российских, международных специализированных выставках-ярмарках, форумах, создание и пополнение выставочной экспозиции НХП Нижегородской области

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

1500

1939,6

4685

8124,6

ОБ

1500

1450

4685

7635

ФБ

489,6

489,6

МБ

Прочие источники

3.3.

Поддержка и оптимизация сайта "НХП Нижегородской области" в сети "Интернет"

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

100

100

100

300

ОБ

100

100

100

300

ФБ

МБ

Прочие источники

3.4.

Подготовка и издание рекламно- информационных и презентационных материалов о НХП Нижегородской области (CD, DVD-дисков, буклетов, каталогов и тому подобное) на русском и иностранных языках; подготовка и издание методических пособий по НХП

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

1600

3448

1075

6123

ОБ

1600

1000

1075

3675

ФБ

2448

2448

МБ

Прочие источники

3.5.

Организация и проведение фестивалей (конкурсов) НХП

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

органы МСУ,

субъекты НХП (при условии участия),

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию)

Всего, в т.ч.

2110

2018

1416

5544

ОБ

1000

800

881

2681

ФБ

МБ

1110

1218

535

2863

Прочие источники

3.6.

Организация и проведение подготовительных мероприятий по созданию международного центра НХП в Нижнем Новгороде

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Мингос- имущества,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

Задача 4. Кадровое обеспечение отрасли НХП

Всего, в т.ч.

109,5

109,5

ОБ

109,5

109,5

ФБ

МБ

Прочие источники

4.1.

Повышение квалификации кадров отрасли НХП (72-часовые программы, семинары, деловые игры, мастер-классы) для руководящего состава, промо- персонала, художников (дизайнеров, конструкторов, модельеров), бухгалтеров (финансистов и экономистов), менеджеров

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

4.2.

Организация мероприятий, связанных с присуждением звания "Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской  области" в рамках реализации Закона Нижегородской области от 21 апреля 2003 года № 28-З "О наградах и премиях Нижегородской области"

Прочие расходы

2011

Минпредпри- нимательства, Минфин

Всего, в т.ч.

34,5

34,5

ОБ

34, 5

34,5

ФБ

МБ

Прочие источники

4.3.

Расходы на выплаты денежной премии лицам, удостоенным звания "Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области" в соответствии с Законом Нижегородской области от 21 апреля 2003  года № 28-З "О наградах и премиях

Прочие расходы

2011

Минпредпри- нимательства, Минфин

Всего, в т.ч.

75,0

75,0

ОБ

75,0

75,0

ФБ

МБ

Прочие источники

Задача 5. Совершенствование нормативного правового регулирования отрасли НХП

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

5.1.

Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Нижегородской области, регулирующие отрасль НХП, в том числе в части расширения льгот по арендной плате за имущество, находящееся в государственной собственности Нижегородской области, льгот по региональным налогам и федеральным налогам в части платежей, зачисляемых в областной бюджет

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства,

Фонд НХП,

ТПП,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

5.2.

Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области", Налоговый кодекс Российской Федерации

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства,

Фонд НХП,

ТПП (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

5.3.

Разработка нормативного правового акта Нижегородской области о предоставлении субсидий субъектам НХП на возмещение части затрат на природный газ, потребленный на промышленно- производственные нужды

Прочие расходы

2009

Минпредпри- нимательства,

Фонд НХП,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

5.4.

Разработка правового акта Нижегородской области о проведении ежегодного фестиваля- конкурса по НХП "Молодые дарования"

Прочие расходы

2009-2010

Минпредпри- нимательства,

Фонд НХП,

ТПП (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

5.5.

Разработка правового акта Нижегородской области о введении в Нижегородской области звания "Народный мастер"

Прочие расходы

2009

Минпредпри- нимательства, субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

Задача 6. Обеспечение научного подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

6.1.

Организация и проведение научно- исследовательских работ в сфере НХП

Прочие расходы

2011

Минпредпри- нимательства, Минфин,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

6.2.

Организация и проведение научно- практических конференций, семинаров, форумов по вопросам развития НХП в современных условиях

Прочие расходы

2010

Минпредпри- нимательства, Минфин,

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

6.3.

Экспертная оценка отнесения новых образцов изделий к изделиям НХП

Прочие расходы

2009-2011

Минпредпри- нимательства,

ГП Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию),

субъекты НХП (при условии участия)

Всего, в т.ч.

ОБ

ФБ

МБ

Прочие источники

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 130.030.030 Национальное культурное наследие народов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать