Основная информация

Дата опубликования: 02 июля 2013г.
Номер документа: В201303767
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201303767

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 29.10.2013, N 11,

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02.07.2013 N 58/13

ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. -

рассмотрел заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 по делу N А60-7424/2012, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2012 по тому же делу.

В заседании участвовали представители главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жураева Турсуна Усмоновича - Сапиро О.Р., Терехова О.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Жураев Т.У. 08.07.2011 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя).

С 20.12.2011 членом крестьянского (фермерского) хозяйства является Терехова О.Ю., которая одновременно является и индивидуальным предпринимателем (зарегистрирована 19.12.2005). Жураев Т.У. представил в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области (далее - фонд) расчет страховых взносов за 2011 год, согласно которому страховые взносы начислены: за Жураева Т.У. на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) - 6 500 рублей 59 копеек, на обязательное медицинское страхование - 775 рублей 7 копеек (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), 500 рублей 5 копеек (в территориальный фонд обязательного медицинского страхования); за Терехову О.Ю. на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) - 435 рублей 79 копеек, на обязательное медицинское страхование - 51 рубль 96 копеек (в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), 33 рубля 52 копейки (в территориальный фонд обязательного медицинского страхования).

Фондом установлено, что согласно чекам-ордерам от 27.12.2011 Жураев Т.У. уплатил начисленные страховые взносы за себя за период с 8 июля по 31 декабря 2011 года в установленном размере исходя из стоимости страхового года.

Страховые взносы за Терехову О.Ю. как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства за период с 20 декабря по 31 декабря 2011 года Жураевым Т.У. не перечислены, в связи с чем фонд направил ему требование от 18.01.2012 N 0750460004268 об уплате в срок до 07.02.2012 недоимки, пеней и штрафов в общей сумме 522 рублей 38 копеек.

Не согласившись с названным требованием, Жураев Т.У. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 заявление Жураева Т.У. удовлетворено.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 31.10.2012 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Жураева Т.У.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене полностью, а постановление суда кассационной инстанции - в части по следующим основаниям.

Суды, удовлетворяя заявление Жураева Т.У., исходили из того, что Терехова О.Ю. как индивидуальный предприниматель страховые взносы за 2011 год уплатила самостоятельно, и поскольку иную предпринимательскую деятельность она не осуществляла, взыскание с главы крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов с сумм, выплаченных члену крестьянского (фермерского) хозяйства, повлечет двойное обложение страховыми взносами дохода, полученного Тереховой О.Ю.

Однако судами не учтено следующее.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно статье 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Часть 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Частью 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.

Из упомянутых норм следует, что именно глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен уплачивать страховые взносы за членов крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, возложена ли на этих лиц обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы по другим основаниям.

При этом необходимо иметь в виду, что Законом N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Терехова О.Ю. является застрахованным лицом по двум основаниям: как индивидуальный предприниматель и как член крестьянского (фермерского) хозяйства.

Поскольку Терехова О.Ю. является плательщиком страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя, а плательщиком страховых взносов за нее как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть как за застрахованное лицо, является Жураев Т.У., уплата ею страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения Жураева Т.У. от уплаты страховых взносов за нее как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

При этом не возникает двойного обложения страховыми взносами, поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции полностью и постановление суда кассационной инстанции в части оставления судебных актов без изменения нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2012 по делу N А60-7424/2012, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012, а также постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2012 по тому же делу в части оставления судебных актов без изменения отменить.

В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жураева Т.У. отказать.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2012 в части возврата государственной пошлины оставить без изменения.

Председательствующий

А.А. ИВАНОВ

[введено: 21.11.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]

[проверено: 13.05.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 29.10.2013 Стр. 276
Рубрики правового классификатора: 030.120.160 Страхование (см. также 030.150.150, 140.010.030), 070.030.010 Финансирование пенсий, 070.030.020 Финансирование пособий и компенсационных выплат, 070.030.030 Финансирование социального обслуживания и льгот, 090.060.030 Сельскохозяйственные товаропроизводители, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать