Основная информация
Дата опубликования: | 02 октября 2012г. |
Номер документа: | В201206130 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201206130
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 27.12.2012, N 1, СТР. 319
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02.10.2012 N 5129/12
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Березия А.Е., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Благовещенской транспортной прокуратуры о пересмотре в порядке надзора постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А04-5790/2011 Арбитражного суда Амурской области.
В заседании приняли участие представители:
от Благовещенской транспортной прокуратуры - Мазеин Д.Л., Хрульков В.А.;
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" - Крючкова С.Г.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
В ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте Благовещенской транспортной прокуратурой (далее - прокуратура) установлено, что 18.08.2011 на железнодорожную станцию Благовещенск в адрес открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (далее - общество) прибыл вагон N 50127612 с опасным грузом - коагулянтом оксихлоридом алюминия, выгрузка которого производилась филиалом общества при отсутствии специальной лицензии на осуществление данного вида деятельности.
По результатам проверки 26.09.2011 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Материалы административного дела были направлены прокурором в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2011 общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции в порядке надзора прокуратура просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права, регулирующих спорные правоотношения, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, наличия вины в его совершении и соблюдения прокуратурой процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а представляет собой неотъемлемую часть технологического процесса для очистки воды, поставляемой для нужд населения города, при этом общество имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с чем ему не требуется дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности (на момент совершения правонарушения) определен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".
Нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", содержат аналогичные требования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.
Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа прокуратуре в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности.
При названных обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А04-5790/2011 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2011 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 26.03.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]
[проверено: 27.02.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В201206130
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 27.12.2012, N 1, СТР. 319
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02.10.2012 N 5129/12
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Березия А.Е., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Благовещенской транспортной прокуратуры о пересмотре в порядке надзора постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А04-5790/2011 Арбитражного суда Амурской области.
В заседании приняли участие представители:
от Благовещенской транспортной прокуратуры - Мазеин Д.Л., Хрульков В.А.;
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" - Крючкова С.Г.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
В ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте Благовещенской транспортной прокуратурой (далее - прокуратура) установлено, что 18.08.2011 на железнодорожную станцию Благовещенск в адрес открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (далее - общество) прибыл вагон N 50127612 с опасным грузом - коагулянтом оксихлоридом алюминия, выгрузка которого производилась филиалом общества при отсутствии специальной лицензии на осуществление данного вида деятельности.
По результатам проверки 26.09.2011 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Материалы административного дела были направлены прокурором в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2011 общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции в порядке надзора прокуратура просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права, регулирующих спорные правоотношения, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, наличия вины в его совершении и соблюдения прокуратурой процедуры возбуждения дела об административном правонарушении.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а представляет собой неотъемлемую часть технологического процесса для очистки воды, поставляемой для нужд населения города, при этом общество имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с чем ему не требуется дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования указанной деятельности (на момент совершения правонарушения) определен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте".
Нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", содержат аналогичные требования.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.
Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и отказа прокуратуре в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности.
При названных обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А04-5790/2011 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2011 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
[введено: 26.03.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]
[проверено: 27.02.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 1 от 27.12.2012 Стр. 319 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: