Основная информация
Дата опубликования: | 02 ноября 2010г. |
Номер документа: | В201007710 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1007710
В201007710
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 31.01.2011, N 2, СТР. 293
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02.11.2010 N 8124/10
НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ТРЕБОВАНИЮ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление Федеральной антимонопольной службы о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.03.2010 по делу N А40-122192/09-122-807 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федеральной антимонопольной службы - Пузыревский С.А., Романенкова И.И.;
от открытого акционерного общества "Лукойл" - Дубов И.А., Корума К.В., Мартемьянов В.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Лукойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 19.08.2009 по делу об административном правонарушении N 1 25/217-09.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 09.03.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, заявленное требование удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора Федеральная антимонопольная служба просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с возбуждением дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1 10/26-09 Федеральная антимонопольная служба направила обществу запрос от 01.06.2009 N АГ/16663, подписанный заместителем ее руководителя, о предоставлении до 15.06.2009 отдельных сведений и документов, необходимых для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Письмом от 15.06.2009 общество сообщило, что названные документы и сведения оно может представить не ранее 25.06.2009.
Поскольку общество 30.06.2009 представило лишь часть запрошенных документов и сведений, Федеральная антимонопольная служба 01.07.2009 возбудила дело об административном правонарушении, 16.07.2009 составила протокол и на его основании 19.08.2009 вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности (далее - оспариваемое постановление), предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции сделал выводы об отсутствии у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, подписавшего запрос от 01.06.2009 N АГ/16663, полномочий запрашивать у общества сведения и документы, необходимые при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, и об отсутствии в этом запросе мотивированного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении его требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции необоснованными и указал на доказанность в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. При этом суд счел соблюденным годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд кассационной инстанции исходил из того, что в данном случае подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который Федеральной антимонопольной службой нарушен.
Между тем суд кассационной инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Обязанность коммерческих организаций и ряда других лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию предусмотрена частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа, наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку названный срок был соблюден Федеральной антимонопольной службой при вынесении оспариваемого постановления, у суда кассационной инстанции не было оснований для вывода о незаконности этого постановления.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.03.2010 по делу N А40-122192/09-122-807 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 05.04.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 10.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В1007710
В201007710
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 31.01.2011, N 2, СТР. 293
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02.11.2010 N 8124/10
НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ТРЕБОВАНИЮ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление Федеральной антимонопольной службы о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.03.2010 по делу N А40-122192/09-122-807 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федеральной антимонопольной службы - Пузыревский С.А., Романенкова И.И.;
от открытого акционерного общества "Лукойл" - Дубов И.А., Корума К.В., Мартемьянов В.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Лукойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 19.08.2009 по делу об административном правонарушении N 1 25/217-09.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 09.03.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, заявленное требование удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора Федеральная антимонопольная служба просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с возбуждением дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1 10/26-09 Федеральная антимонопольная служба направила обществу запрос от 01.06.2009 N АГ/16663, подписанный заместителем ее руководителя, о предоставлении до 15.06.2009 отдельных сведений и документов, необходимых для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Письмом от 15.06.2009 общество сообщило, что названные документы и сведения оно может представить не ранее 25.06.2009.
Поскольку общество 30.06.2009 представило лишь часть запрошенных документов и сведений, Федеральная антимонопольная служба 01.07.2009 возбудила дело об административном правонарушении, 16.07.2009 составила протокол и на его основании 19.08.2009 вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности (далее - оспариваемое постановление), предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции сделал выводы об отсутствии у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы, подписавшего запрос от 01.06.2009 N АГ/16663, полномочий запрашивать у общества сведения и документы, необходимые при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, и об отсутствии в этом запросе мотивированного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу в удовлетворении его требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции необоснованными и указал на доказанность в действиях общества состава вмененного ему правонарушения. При этом суд счел соблюденным годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд кассационной инстанции исходил из того, что в данном случае подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который Федеральной антимонопольной службой нарушен.
Между тем суд кассационной инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Обязанность коммерческих организаций и ряда других лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию предусмотрена частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, ответственность, предусмотренная частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа, наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством, в связи с чем к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку названный срок был соблюден Федеральной антимонопольной службой при вынесении оспариваемого постановления, у суда кассационной инстанции не было оснований для вывода о незаконности этого постановления.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда кассационной инстанции в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.03.2010 по делу N А40-122192/09-122-807 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 05.04.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 10.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 2 от 31.01.2011 Стр. 293 |
Рубрики правового классификатора: | 020.060.010 Общие положения, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: