Основная информация

Дата опубликования: 02 декабря 2019г.
Номер документа: RU35000201901434
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Правительство Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.12.2019 № 1152

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 29 ИЮЛЯ 2019 ГОДА № 715

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести в постановление Правительства области от 29 июля 2019 года № 715 «Об утверждении региональной программы Вологодской области по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2024 годы» изменение, изложив региональную программу Вологодской области по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на 2019-2024 годы, утвержденную указанным постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Губернатор области

О.А. Кувшинников

Приложение

к постановлению

Правительства области

от 02.12.2019 № 1152

«УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 29.07.2019  № 715     

Региональная программа Вологодской области

по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства

на 2019-2024 годы

(далее – Программа)

Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области

Цель Программы

улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу

Задача Программы

сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу

Целевые показатели (индикаторы) Программы

снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод, км3 в год;

прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, км3 в год

Сроки реализации Программы

2019 - 2024 годы

Объем финансового обеспечения Программы*

общий объем финансового обеспечения Программы – 963833,98 тыс. руб., в том числе:

2019 год – 202551,18 тыс. руб.;

2020 год – 190351,45 тыс. руб.;

2021 год – 135498,88 тыс. руб.;

2022 год – 117667,97 тыс. руб.;

2023 год – 138941,0 тыс. руб.;

2024 год – 178823,5 тыс. руб.;

из них:

собственные доходы областного бюджета – 26263,44 тыс. руб., в том числе:

2019 год – 4654,8 тыс. руб.;

2020 год – 4913,8 тыс. руб.;

2021 год – 3881,6 тыс. руб.;

2022 год – 3230,84 тыс. руб.;

2023 год – 4052,5 тыс. руб.;

2024 год – 5529,9 тыс. руб.;

собственные доходы местных бюджетов – 5578,43 тыс. руб., в том числе:

2019 год – 2997,2 тыс. руб.;

2020 год – 1277,9 тыс. руб.;

2021 год – 303,2 тыс. руб.;

2022 год – 275,93 тыс. руб.;

2023 год – 305,20 тыс. руб.;

2024 год – 419,0 тыс. руб.;

субсидии из федерального бюджета – 683181,6 тыс. руб., в том числе:

2019 год – 124127,8 тыс. руб.;

2020 год – 126999,7 тыс. руб.;

2021 год – 100435,0 тыс. руб.;

2022 год – 84161,2 тыс. руб.;

2023 год – 104583,3 тыс. руб.;

2024 год – 142874,6 тыс. руб.;

внебюджетные источники – 248810,51 тыс. руб., в том числе:

2019 год – 70771,38 тыс. руб.;

2020 год – 57160,05 тыс. руб.;

2021 год – 30879,08 тыс. руб.;

2022 год – 30000,0 тыс. руб.;

2023 год – 30000,0 тыс. руб.;

2024 год – 30000,0тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод до 0,004 км3 в год к 2024 году;

прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, до 0,01 км3 в год к 2024 году

* Объемы и сроки финансирования указаны справочно и могут корректироваться в соответствии с законом (решениями) о федеральном, областном и (или) местном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Характеристика текущей экологической ситуации на территории Вологодской области, обусловленной сбросом загрязненных сточных вод в реку Волгу, и описание мер для ее улучшения

К бассейну Волги (Верхней Волги) относятся юго-западная и часть южной территории Вологодской области.

По площади бассейн Волги занимает примерно 35% (51,625 тыс. км2) территории области, что составляет 10% от общей площади данного бассейна.

Наиболее крупным водным объектом бассейна Волги на территории области является Рыбинское водохранилище.

Качество воды Рыбинского водохранилища в пунктах наблюдений выше и ниже города Череповца в 2018 году сохранилось на уровне 2017 года и относится к категории «очень загрязненная».

Основная доля сточных вод в Рыбинское водохранилище поступает в районе города Череповца от промышленных организаций (ПАО «Северсталь», АО «Апатит») и организаций водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал» города Череповца и ООО «Шексна-Водоканал») (далее – предприятия водопроводно-канализационного хозяйства). В 2018 году в водные объекты бассейна Волги на территории Вологодской области отведено 125,11 млн. м3.

Крупные организации, расположенные в городе Череповце, имеют высокий уровень экологической ответственности. Реализуемые ими водоохранные мероприятия направлены на кардинальное сокращение сброса сточных вод.             В результате за 2014 - 2018 годы сброс сточных вод в бассейн реки Волги сократился на 65% (236,1 млн. м3).

Среди реализованных в указанный период водоохранных мероприятий наиболее экологически значимыми стали следующие:

в 2016 году ПАО «Северсталь» завершена реконструкция единой фильтровальной станции (аналогичных станций по производительности и технологии очистки воды и обработки осадка в едином комплексе на сегодняшний день в России не существует). Это позволило ПАО «Северсталь»  значительно повысить надежность работы оборотной системы водоснабжения комбината, улучшить качество оборотной воды, подаваемой на производственные нужды, и достичь нормативных значений загрязняющих веществ в сточных водах;

в 2017 году ПАО «Северсталь» внедрена единая оборотная система водоснабжения, позволившая ликвидировать 5 из 9 выпусков загрязненных сточных вод и тем самым сократить сброс сточных вод в водные объекты в 3,8 раза, потребление речной воды в 2,3 раза, сброс загрязняющих веществ на 1 тыс. тонн. Замкнутость водооборотной системы ПАО «Северсталь» на сегодняшний день составляет порядка 98,8%, что является одним из лучших показателей в данной отрасли;

АО «Апатит» в 2017 году введены в эксплуатацию новые биолого-химические очистные сооружения мощностью 3 650 тыс. м3/год (10 м3/сут.), соответствующие последним требованиям наилучших доступных технологий. Это позволило АО «Апатит» создать замкнутый цикл водооборота, исключить дополнительный сброс сточных вод и значительно снизить потребление речной воды для нужд производства.

Кроме того, в водооборотных циклах промышленных организаций города Череповца - ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» используется до 3885,10 млн. м3 воды, за счет чего ее экономия в регионе составляет 96%.

Доля антропогенного влияния предприятий водопроводно-канализационного хозяйства Вологодской области на реку Волгу по данным Росстата составляет 0,74 % среди 15 субъектов Российской Федерации, относящихся к данному бассейну.

Программой предусматривается реализация 8 мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства области, что позволит снизить объем загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, за счет прироста мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Анализ результатов оценки систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу

В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 года № 67/пр, проведена оценка состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу.

Основной сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в бассейн реки Волги (Рыбинское водохранилище) осуществляют следующие организации водопроводно-канализационного хозяйства: МУП «Водоканал» города Череповца и ООО «Шексна-Водоканал». 

На территории города Череповца действует одна общесплавная система водоотведения. Очистка хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых сточных вод в городе Череповце производится на Комплексе очистных сооружений канализации (далее – КОСК), состоящем из двух участков, расположенных на правом и левом берегах Рыбинского водохранилища - Правобережный участок (ПБУ) комплекса очистных сооружений канализации и Левобережный участок (ЛБУ) комплекса очистных сооружений канализации, введенные в эксплуатацию в 1986 и 1965 годах соответственно.

Суммарная проектная мощность КОСК – 243,0 тыс. м3/сут.

Фактический суммарный приток на очистные сооружения канализации сточных вод составляет 100,48 тыс. м3/сут. 

На КОСК осуществляется механическая, полная биологическая очистка и обеззараживание сточных вод ультрафиолетовым излучением. Очищенные сточные воды отводятся в водный объект через 3 организованных выпуска. Физический износ КОСК составляет 52,5%.

В поселке Шексна Шекснинского муниципального района действует одна общесплавная система водоотведения. Очистка хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых сточных вод осуществляется на биологических очистных сооружениях канализации (далее – БОСК) 1973 года постройки проектной мощностью 5,4 тыс. м3/сут. 

Среднесуточное поступление сточной воды на БОСК составляет 4,8 тыс. м3/сут., в период весеннего и дождевых паводков БОСК работают с гидравлической перегрузкой (фактический суммарный приток доходит до 8,0 тыс. м3/сут. при проектной мощности 5,4 тыс. м3/сут.). Физический износ БОСК составляет 83%. Очищенные сточные воды отводятся в реку Шексна (Рыбинское водохранилище) через организованный выпуск.

Современные требования, предъявляемые к очистке сточных вод, а также к составу сточных вод, поступающих на очистные сооружения, требуют замены морально и физически устаревших технологий и оборудования, внедрения новейших технологий и достижений в области очистки сточных вод.

Обоснование необходимости и достаточности перечня объектов для достижения целевых показателей, установленных паспортом федерального проекта

Необходимость и достаточность перечня объектов обусловлена их влиянием на достижение целевых показателей «Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод» и «Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод», установленных паспортом федерального проекта «Оздоровление Волги» (далее - федеральный проект) для Вологодской области.

Для достижения указанных целевых показателей Программой предусмотрен комплекс мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на территории города Череповца и Шекснинского муниципального района.

Программа включает восемь мероприятий, пять из которых предусматривают реконструкцию Комплекса очистных сооружений канализации МУП «Водоканал» города Череповца, на долю которого приходится до 48 % сброса загрязненных сточных вод в бассейн реки Волги на территории региона.

Работа будет проводиться по пяти основным направлениям: реконструкция и модернизация первичных и вторичных отстойников, реконструкция и модернизация сооружений биологической очистки сточных вод, внедрение технологии их доочистки (микрофильтрации), а также модернизация оборудования обезвоживания осадка и оборудования для очистки сточных вод. В результате реализации мероприятий планируется сокращение отведения загрязненных сточных вод на 4,4 млн. м3 в год.

Реализация мероприятия «Очистные сооружения канализации хозяйственно-бытовых стоков производительностью 8000 м3/сутки в поселке Шексна Вологодской области» Программы предусматривает строительство очистных сооружений канализации с технологией очистки сточных вод до нормативов сброса в водоем рыбохозяйственного значения высшей категории. В результате планируется сокращение отведения загрязненных сточных вод на 1,6 млн. м3 в год.

Также Программой предусматривается реализация мероприятий по строительству очистных сооружений канализации в деревне Пача и реконструкции очистных сооружений в деревне Чаромское Шекснинского муниципального района, в результате реализации которых планируется сокращение отведения загрязненных сточных вод на 0,02 млн. м3 в год.

Характеристика объектов региональной программы по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства представлена в приложении 1 к Программе.

В результате реализации мероприятий Программы прогнозируется снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод до 0,004 км3 в год к 2024 году за счет прироста мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, до 0,01 км3 в год к 2024 году.

Таким образом, предусмотренный Программой перечень объектов является необходимым и достаточным для достижения целевых показателей Программы.

Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных средств.

Программа финансируется из средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ее мероприятий федеральным законом о федеральном бюджете.

Программа финансируется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете.

Средства местных бюджетов, направляемые на софинансирование мероприятий Программы, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области.

Внебюджетные средства определяются инвестиционными программами предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, участвующих в реализации Программы.

Финансовое обеспечение реализации Программы представлено в приложении 2 к Программе.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий регионального проекта «Оздоровление реки Волги» (приложение 11.1  к подпрограмме 1 государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1228) и Правилами предоставления и расходования субсидий на софинансирование мероприятий регионального проекта «Оздоровление Волги» (приложение 1  к подпрограмме 1 государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 7 октября 2019 года № 938).

Разработка проектной документации предусматривается за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств

С целью определения первоочередности реализации мероприятий в таблице 1 представлен рейтинг объектов, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществлять с использованием средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Вологодской области на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод, в порядке снижения бюджетной эффективности.

Показатель бюджетной эффективности определяется как отношение объема инвестиций из федерального бюджета, направляемых на данный объект, к плановому показателю снижения объема загрязненных сточных вод, отводимых от объекта.

Таблица 1

Позиция в рейтинге

Наименование объекта

Объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей

Плановый показатель снижения объема загрязненных сточных вод, отводимых от объекта, тыс. м3

Значение показателя бюджетной эффективности, рублей/м3

1.

1 этап. Реконструкция Комплекса очистных сооружений канализации: Реконструкция и модернизация первичных и вторичных отстойников Правобережного участка КОСК

2 этап. Реконструкция Комплекса очистных сооружений канализации: Внедрение технологии доочистки сточных вод (микрофильтрация)

423 891,9

4406,86

96,19

2.

Очистные сооружения канализации хозяйственно-бытовых стоков производительностью 8000м3/сутки в поселке Шексна Шекснинского муниципального района

215 471,70

1680,3

128,23

3.

Реконструкция очистных сооружений канализации в селе Чаромское Шекснинского муниципального района

3 500,00

6,52

536,81

4.

Строительство локальных очистных сооружений канализации в деревне Пача Шекснинского муниципального района

40 318,00

18,25

2209,21

Итого:

683 181,6

6 111,93

111,78

С учетом методики расчета показателя наибольшую бюджетную эффективность имеют объекты с наименьшим значением показателя.

Объекты, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществлять без привлечения средств федерального бюджета, включены в Программу на основании пункта 11.4 Методических рекомендаций по подготовке региональных программ по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 апреля 2019 года № 254/пр.

Порядок перехода к использованию наилучших доступных технологий

Проекты, планируемые к реализации в рамках Программы, соответствуют Информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям № 10-215 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений городских округов».

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы

Комплекс мероприятий Программы:

позволит улучшить экологическую ситуацию на водных объектах, относящихся к Волжскому бассейну;

позволит оптимизировать и консолидировать финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов в сфере очистки сточных вод;

будет способствовать функционированию в проектных режимах реконструированных, модернизированных и вновь построенных комплексов канализационных очистных сооружений, которые будут оборудованы современной техникой и инновационными расходными материалами, применяемыми в технологических процессах.

Динамика достижения целевого показателя «Снижение объема отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод» представлена в приложении 3 к Программе.

Этапы реализации региональной программы по строительству и реконструкции (модернизации) и реконструкции (модернизации) очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства приведены в приложении 4 к Программе.

Прогноз тарифных последствий реализации мероприятий Программы представлен в приложении 5 к Программе.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 19.02.2020
Рубрики правового классификатора: 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать