Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2004г.
Номер документа: В200400379
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0400379

В200400379

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, N 6, СТР. 43, 2004г.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.02.2004 N 13904/03

[О заявлении Департамента по управлению государственным

имуществом администрации Ярославской области о

пересмотре в порядке надзора решения суда первой

инстанции, постановления суда апелляционной инстанции

Арбитражного суда Ярославской области по делу

N А82-150/01-Г/2 и постановления Федерального арбитражного

суда Волго-Вятского округа по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Арифулина А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хорошиловой И.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.01.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-150/01-Г/2 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2003 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Департамента по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области (ответчика) - Карачинская К.А., Крылова Ю.С.;

от Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (истца) - Акатова И.А.;

от Ярославского государственного театрального института (третьего лица на стороне ответчика) - Заозерова Н.Е., Шалимов B.C.

Заслушав и обсудив доклад судьи Хорошиловой И.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области и Департаменту государственной регистрации прав администрации Ярославской области о признании права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43, а также о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права федеральной собственности на указанные объекты недвижимости и реестра федеральной собственности в части спорного недвижимого имущества.

Третьим лицом на стороне ответчика в настоящем споре является Ярославский государственный театральный институт (далее - институт).

До принятия судом решения по делу истец уточнил исковые требования и просил:

- признать право муниципальной собственности на здание, находящееся по адресу: ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, находящегося по адресу: ул. Депутатская, д. 15/43 (лит. А, А2, A3) площадью 3707,1 кв. метра, а именно: помещения N 1 - 3, 6 - 32, 38 - 44 площадью 814,9 кв. метра, расположенные в подвальном этаже; помещения N 1 - 36, 38 - 53, 60 - 67 площадью 1605,8 кв. метра, расположенные на первом этаже; помещения N 8 - 47 площадью 1092,4 кв. метра, расположенные на втором этаже; помещения N 1 - 15 площадью 194 кв. метра, расположенные на третьем этаже;

- признать недействительными: записи о регистрации от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-109 и от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-110 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности от 05.01.2001 серия 76 N 23195599 и от 05.01.2001 серия 76 N 23195663 на указанные объекты недвижимости, реестр федеральной собственности в части включения в него названных зданий.

Исковые требования мотивированы тем, что спорные здания находились в управлении местных органов власти и институт занимал их на основании договоров аренды; в 1992 году здания переданы в хозяйственное ведение муниципальному предприятию "РЭУ-1"; решением Малого совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 все находящееся на балансе муниципального предприятия "РЭУ-1" имущество передано в муниципальную собственность. Указанные здания переданы в муниципальную собственность на основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и в соответствии с пунктом 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп; НГР:Р9200569.

Решением суда первой инстанции от 05.01.2003 исковые требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.07.2003 названные судебные акты оставил без изменения.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего: спорные здания находились в управлении местных органов власти; в силу приложения N 3 к упомянутому Постановлению Верховного Совета Российской Федерации такие объекты относятся к муниципальной собственности; передача объектов в муниципальную собственность произведена в установленном порядке и оснований для отнесения зданий к федеральному уровню собственности не имеется.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области просит отменить указанные судебные акты, поскольку в спорных зданиях с момента создания размещается высшее учебное заведение, имущество которого относится исключительно к федеральному уровню собственности, и передача зданий в муниципальную собственность произведена с нарушением законодательства.

В отзыве на заявление комитет по управлению имуществом просит оставить оспариваемые судебные акты в силе, поскольку они вынесены в соответствии с законодательством.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей сторон, участвовавших в заседании, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1979 N 718 "Об организации театрального училища (вуза) в городе Ярославле" на базе Ярославского среднего театрального училища было создано высшее учебное заведение (ныне - Ярославский государственный театральный институт), которое с момента образования размещалось в здании, расположенном по адресу: ул. Депутатская, д. 15/43, ранее занимаемом училищем. Здание, расположенное по адресу: ул. Первомайская, д. 45, после расселения жильцов в 1980 году было передано институту и используется до настоящего времени под общежитие для студентов.

В соответствии с пунктом 1.1 решения исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 13.09.1979 N 591 "О подготовке к открытию театрального училища (вуза)" Ярославскому горисполкому предписано в срок до 01.05.1980 завершить ремонт здания по ул. Первомайская, д. 45 и передать его на баланс театрального училища.

Однако спорные здания продолжали находиться на балансе производственного жилищно-эксплуатационного треста (далее - трест, впоследствии МП "РЭУ-1").

Согласно статье 94 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года), действовавшего в период образования института, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.

Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Спорные здание и помещения находились в фактическом владении, пользовании и распоряжении института для осуществления образовательной деятельности и были специально приспособлены для размещения театрального высшего учебного заведения. Оплата проектных и строительных работ по ремонту и реконструкции зданий производилась за счет государственных средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно пункту 2 статьи 39 Закона объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Институт с момента создания был наделен указанными строениями и другим имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности.

В судебных актах отражено, что спорные объекты недвижимости находились на балансе треста, затем МП "РЭУ-1", и содержится вывод о том, что эти здания являются объектами муниципальной собственности.

Между тем факт нахождения зданий на балансе МП "РЭУ-1" не может являться определяющим признаком для отнесения их к муниципальной собственности.

В силу пункта 3 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 высшие учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности.

Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности не устанавливает порядок передачи объектов из федеральной собственности непосредственно в муниципальную собственность, поэтому направление комитетом по управлению имуществом перечней объектов муниципальной собственности от 19.04.1999 Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области - органу, не уполномоченному распоряжаться федеральной собственностью, свидетельствует о нарушении пункта 9 Положения.

Следовательно, закрепление спорных зданий за МП "РЭУ-1" на праве хозяйственного ведения и последующая передача в муниципальную собственность произведены с нарушением законодательства.

В связи с заключением договоров аренды данных объектов недвижимости между МП "РЭУ-1" и институтом, предусматривающих оплату эксплуатационных расходов, судебные инстанции ошибочно посчитали, что владение и пользование образовательным учреждением зданиями является временным.

Таким образом, в спорных зданиях институт размещается с 1980 года, использует занимаемые помещения по целевому назначению, имущество высших учебных заведений в силу закона является объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, не подлежащим передаче в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 05.01.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 24.04.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-150/01-Г/2 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2003 по тому же делу отменить.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Департаменту по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области, Департаменту государственной регистрации прав администрации Ярославской области и Ярославскому государственному театральному институту (третьему лицу на стороне ответчика) о признании права муниципальной собственности на здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 45, и часть здания, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 15/43, а также о признании недействительными записей от 29.12.2000 N 76:23:109/2000-109 и от 29.12.2000 N 79:23:109/2000-110 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, свидетельств о государственной регистрации права федеральной собственности на указанные объекты недвижимости от 05.01.2001 серия 76 N 23195599 и от 05.01.2001 серия 76 N 23195663 и реестра федеральной собственности в части спорного недвижимого имущества, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля отказать.

Председательствующий

А.А. Арифулин

[введено: 22.03.2004 оператор НЦПИ - Кузнецова Е.А.]

[проверено: 23.03.2004 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 6 от 03.02.2004 Стр. 43
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.040 Право муниципальной собственности, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать