Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2009г.
Номер документа: В200901196
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0901196

В200901196

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.05.2009, N 5, СТР. 270

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.02.2009 N 11029/08

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНОМУ СУДУ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление отделения по Индустриальному району города Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2008 по делу N А73-1413/2008-21, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2008 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Отделения по Индустриальному району города Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Рягузов А.А.;

от Государственной жилищной инспекции правительства Хабаровского края - Сутурин О.Б.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Государственная жилищная инспекция правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий руководителя отделения по Индустриальному району города Хабаровска Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - отделение Федерального казначейства), выразившихся в возврате постановления мирового судьи судебного участка N 15 Индустриального района города Хабаровска от 01.10.2007 N 5-429-16/2007 без исполнения, и об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению названного постановления мирового судьи.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть (далее - Краснореченская КЭЧ) и администрация города Хабаровска.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 26.06.2008 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отделение Федерального казначейства просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и отказать жилищной инспекции в удовлетворении ее требований.

В отзыве на заявление жилищная инспекция просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Жилищной инспекцией проведена проверка деятельности Краснореченской КЭЧ на предмет соблюдения требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования, по результатам которой было вынесено предписание от 02.03.2007 N 63 об устранении выявленных недостатков.

Контрольной проверкой установлено, что предписание в установленные сроки не исполнено, в связи с чем жилищной инспекцией в отношении Краснореченской КЭЧ 04.09.2007 составлен протокол об административном правонарушении.

Мировым судьей судебного участка N 15 Индустриального района города Хабаровска постановлением от 01.10.2007 по делу N 5-429-16/2007 об административном правонарушении Краснореченская КЭЧ привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426), в виде 10 000 рублей штрафа.

Поскольку правонарушителем штраф не был уплачен, жилищная инспекция 09.01.2008 постановление мирового судьи направила для исполнения непосредственно в отделение Федерального казначейства.

Уведомлением от 18.01.2008 N 86, подписанным руководителем отделения Федерального казначейства, постановление мирового судьи возвращено жилищной инспекции без исполнения на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о незаконности действия руководителя отделения Федерального казначейства, исходя из того, что постановление по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 31.2 КоАП РФ; НГР:Р0102426 является обязательным для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Перечисление в пункте 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726 в составе исполнительных документов только исполнительного листа и судебного приказа не ограничивает круга исполнительных документов, определенных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ; НГР:Р0703890 "Об исполнительном производстве".

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 27, пункту 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Заявленное жилищной инспекцией требование по существу направлено на обеспечение исполнения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11; НГР:В0203344 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.

Исходя из смысла норм Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; НГР:Р0703890 "Об исполнительном производстве", определяющих компетенцию арбитражных судов по разрешению споров, возникающих на стадии исполнительного производства, и положений названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные суды неправомочны рассматривать дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц государственных органов или органов местного самоуправления, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, в том числе мировым судьей.

Поскольку жилищной инспекцией оспариваются действия руководителя отделения Федерального казначейства, связанные с исполнением постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного мировым судьей, данный спор неподведомственен арбитражному суду, в связи с чем производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 303, пунктом 4 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2008 по делу N А73-1413/2008-21, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2008 по тому же делу отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

Е.Ю. Валявина

[введено: 25.05.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 02.06.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2009 Стр. 270
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.010 Общие положения, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать