Основная информация
Дата опубликования: | 03 марта 2015г. |
Номер документа: | RU38000201500299 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Иркутская область |
Принявший орган: | Правительство Иркутской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 года № 65-пп
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2016 № 703-пп}
В целях повышения эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить Порядок осуществления оценки эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
С.В. Ерощенко
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Иркутской области
от 3 марта 2015 года № 65-пп
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с осуществлением оценки эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области Советом по оценке эффективности деятельности государственных учреждений (далее – комплексная оценка).
2. Комплексная оценка представляет собой оценку эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области (далее – учреждения), осуществляемую на регулярной плановой основе Советом по оценке эффективности деятельности государственных учреждений (далее – Совет) на основании единых критериев и балльной системы оценки эффективности деятельности учреждений, прилагаемых к настоящему Порядку, а также ведомственных критериев оценки эффективности деятельности учреждений и балльной системы, устанавливаемых правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее – орган, осуществляющий функции учредителя).
Максимальная сумма баллов оценки эффективности деятельности учреждения, установленная правовым актом органа, осуществляющего функции учредителя, не должна превышать 50 баллов.
3. Комплексная оценка осуществляется путем определения количества баллов по каждому критерию, предусмотренному пунктом 2 настоящего Порядка, за каждый отчетный год и суммирования полученных баллов за все отчетные годы.
Максимальная сумма баллов комплексной оценки отдельного учреждения определяется Советом, исходя из критериев, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, за каждый отчетный год и суммирования указанных баллов за все отчетные годы (далее – максимальная сумма баллов комплексной оценки учреждения).
4. Комплексная оценка в отношении отдельного учреждения осуществляется не чаще чем один раз в три года и не реже чем один раз в пять лет.
Комплексная оценка в отношении учреждения осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня начала осуществления комплексной оценки, который определяется планом осуществления комплексной оценки на соответствующий год.
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
5. Комплексная оценка осуществляется в соответствии с планом осуществления комплексной оценки на соответствующий календарный год.
Комплексная оценка по решению Совета может быть осуществлена в отношении учреждений, не включенных в план осуществления комплексной оценки, на внеплановой основе.
6. Совет ежегодно подготавливает проект плана осуществления комплексной оценки на следующий календарный год с учетом сроков, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка. Указанный план должен содержать перечень учреждений, в отношении которых будет осуществляться комплексная оценка, с указанием по каждому учреждению даты начала и даты окончания осуществления комплексной оценки.
Комплексная оценка не может осуществляться ранее 1 марта текущего года.
7. Внесение на рассмотрение Правительства Иркутской области проекта плана осуществления комплексной оценки на следующий календарный год осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство) ежегодно не позднее 1 сентября года, предшествующего году осуществления комплексной проверки.
8. План осуществления комплексной оценки утверждается распоряжением Правительства Иркутской области ежегодно не позднее 1 октября года, предшествующего году осуществления комплексной проверки. План осуществления комплексной оценки, утвержденный Правительством Иркутской области, подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов Правительства Иркутской области, и размещается на официальном портале Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. На основании плана осуществления комплексной оценки на соответствующий год и с учетом планов проведения органами, осуществляющими функции учредителя, проверок в отношении учреждений составляется план заседаний Совета на календарный год.
10. Решение Совета об осуществлении комплексной оценки на внеплановой основе принимается с учетом сроков, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, и должно содержать дату начала и дату окончания осуществления комплексной оценки в отношении учреждения. Комплексная оценка на внеплановой основе не может быть начата ранее одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.
Решение Совета об осуществлении комплексной оценки на внеплановой основе не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется учреждению, в отношении которого принято решение, и органу, осуществляющему функции учредителя.
11. Руководители учреждений ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляют в орган, осуществляющий функции учредителя, отчет об эффективности деятельности учреждения за прошедший календарный год в соответствии с критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящего Порядка, заверенный подписью руководителя учреждения и печатью учреждения (далее – ежегодный отчет). Ежегодный отчет должен содержать описание по каждому из критериев и оценку эффективности деятельности учреждения в соответствии с балльной системой, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка.
12. Орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее 10 рабочих дней со дня представления ежегодного отчета проверяет достоверность и полноту сведений, содержащихся в ежегодном отчете, а в случае обнаружения недостоверных и (или) неполных сведений в ежегодном отчете – направляет в соответствующее учреждение мотивированное требование устранить выявленные недостатки.
Учреждение устраняет недостатки, выявленные органом, осуществляющим функции учредителя, в ежегодном отчете, и направляет исправленный ежегодный отчет в орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее пяти рабочих дней со дня получения им мотивированного требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. Если учреждение не согласно с недостатками, выявленными органом, осуществляющим функции учредителя, в ежегодном отчете, оно вправе приложить к исправленному ежегодному отчету протокол разногласий с обоснованием своей позиции, заверенный подписью руководителя учреждения и печатью учреждения (далее – протокол разногласий).
13. Орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее 20 рабочих дней до дня начала комплексной оценки направляет в Министерство следующие документы:
1) ежегодные отчеты соответствующего учреждения за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – все имеющиеся ежегодные отчеты;
2) протоколы разногласий к указанным ежегодным отчетам (при наличии);
3) акты проверок органа, осуществляющего функции учредителя, при осуществлении контроля за деятельностью соответствующего учреждения за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – за последние 5 лет;
4) результаты контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Иркутской области в отношении соответствующего учреждения, за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – за последние 5 лет (при наличии);
5) мотивированные возражения руководителя учреждения к актам проверок, указанным в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта (при наличии).
14. Если документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не поступили за 15 рабочих дней до дня начала комплексной оценки либо поступили не в полном объеме, Министерство не позднее 12 рабочих дней до дня начала комплексной оценки обращается в орган, осуществляющий функции учредителя, с требованием представить указанные документы и (или) недостающие документы.
15. Орган, осуществляющий функции учредителя, обязан в соответствии с требованием, предусмотренным пунктом 14 настоящего Порядка, представить документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не позднее семи рабочих дней до дня начала комплексной оценки.
16. В случаях, когда на день начала комплексной оценки документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не представлены либо представлены не в полном объеме, Министерство составляет акт, в котором указывает перечень документов, которые не были представлены органом, осуществляющим функции учредителя, а также действия, которые предпринимались им в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, и ответные действия органа, осуществляющего функции учредителя.
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
17. Комплексная оценка осуществляется Советом в два этапа:
1) предварительное рассмотрение;
2) утверждение заключения об эффективности (неэффективности) деятельности учреждения.
18. Предварительное рассмотрение осуществляется на заседании Совета, которое проводится не позднее пяти рабочих дней со дня начала комплексной оценки. При предварительном рассмотрении Совет рассматривает документы, представленные в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка, и принимает одно из следующих решений:
1) об осуществлении комплексной оценки;
2) об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки.
19. Решение об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки принимается в случаях, когда Советом будет установлено, что, исходя из представленных в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка документов, объективная оценка эффективности деятельности соответствующего учреждения невозможна.
Решение об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки оформляется отдельным документом, подписывается председателем Совета и должно содержать указание на основания, по которым оно принято.
20. В случаях отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, Совет принимает решение об осуществлении комплексной оценки. Указанное решение оформляется протоколом заседания Совета.
21. В случаях, когда Совет принял решение об осуществлении комплексной оценки, но при рассмотрении документов, представленных в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка, была установлена необходимость рассмотрения дополнительной информации, Совет делает запрос в орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение о предоставлении дополнительной информации. Указанный запрос подписывается председателем Совета и направляется в орган, осуществляющий функции учредителя (учреждение), не позднее трех рабочих дней со дня проведения предварительного рассмотрения.
22. Орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение представляют информацию, предусмотренную запросом, указанным в пункте 21 настоящего Порядка, не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса.
23. При предварительном рассмотрении Совет может принять решение о формировании рабочей группы для проведения комплексной оценки в составе не менее трех членов Совета. Указанное решение оформляется протоколом заседания Совета.
24. Утверждение заключения об эффективности (неэффективности) деятельности учреждения осуществляется Советом на заседании, которое проводится не позднее дня окончания осуществления комплексной оценки в отношении учреждения, путем принятия решения об утверждении одного из следующих заключений:
1) об эффективности деятельности учреждения;
2) о неэффективности деятельности учреждения.
25. Представители учреждения, в отношении которого осуществляется комплексная оценка, и представители органа, осуществляющего функции учредителя, вправе присутствовать на заседании, указанном в пункте 24 настоящего Порядка, и с разрешения председательствующего на заседании Совета давать пояснения по рассматриваемым вопросам.
26. Заключение об эффективности деятельности учреждения утверждается решением Совета в случаях, когда балльная оценка, полученная в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящего Порядка, составляет более 60 процентов от максимальной суммы баллов комплексной оценки учреждения.
27. Заключение об эффективности деятельности учреждения должно содержать:
1) максимальную сумму баллов комплексной оценки учреждения;
2) полученную балльную оценку и ее обоснование по каждому из разделов, по которым оценивается эффективность деятельности учреждения.
Заключение об эффективности деятельности учреждения может содержать рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения.
28. Заключение о неэффективности деятельности учреждения утверждается решением Совета в случаях, когда балльная оценка, полученная в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящего Порядка, составляет 60 процентов от максимальной суммы баллов комплексной оценки учреждения или менее.
29. Заключение о неэффективности деятельности учреждения должно содержать:
1) максимальную сумму баллов комплексной оценки учреждения;
2) полученную балльную оценку и ее обоснование по каждому из разделов, по которым оценивается эффективность деятельности учреждения;
3) рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения и (или) предложения по реорганизации (ликвидации) учреждения.
30. Заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, может содержать предложения по поощрению работников учреждения и (или) применению взысканий к работникам учреждения.
31. Заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, утверждается решением Совета, оформляется в виде отдельного документа и подписывается председателем Совета. Указанное заключение должно содержать сведения о решении Совета, которым оно утверждено.
32. Министерство направляет заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, органу, осуществляющему функции учредителя, и учреждению, в отношении которого осуществлялась комплексная оценка, не позднее дня, следующего за днем окончания комплексной оценки.
33. Орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение, в отношении которого осуществлялась комплексная оценка, вправе представить Совету мотивированные письменные возражения на заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения, направленного в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка.
Первый заместитель Председателя
Правительства Иркутской области
В.В. Игнатенко
Приложение
к Порядку осуществления оценки эффективности деятельности
государственных учреждений Иркутской области
ЕДИНЫЕ КРИТЕРИИ И БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
№ п/п
Наименование критерия оценки
Показатель критерия оценки (формула (методика) расчета)
Оценка (баллы)
Основная деятельность государственного учреждения Иркутской области
1.1.
Соответствие деятельности государственного учреждения Иркутской области (далее – учреждение) уставным целям и задачам учреждения
Соответствует
3
Частично (не более 10%) не соответствует
1
Не соответствует
0
1.2.
Результативность выполнения государственного задания для учреждений, которым установлено государственное задание
Результативность выполнения государственного задания определяется как отношение количества фактически оказанных государственных услуг (работ) в учреждении к объему государственных услуг (работ), планируемых к оказанию за отчетный период согласно государственному заданию.
Ргз = ∑ ((Уфi / Упi) / n) х 100%, где
Уфi – фактическое значение оказания i-той государственной услуги (работы),
Упi – плановое значение оказания i-той государственной услуги (работы) по государственному заданию,
n – количество государственных услуг (работ), оказываемых учреждением в соответствии с государственным заданием.
Результативность выполнения государственного задания 100% и выше
4
Результативность выполнения государственного задания от 95% до 100%.
2
Результативность выполнения государственного задания ниже 95%.
0
Результативность выполнения плана мероприятий, установленного главным распорядителем бюджетных средств для учреждений, в отношении которых государственное задание не установлено
Результативность выполнения плана мероприятий определяется как отношение количества фактически выполненных мероприятий учреждением к количеству запланированных к выполнению мероприятий:
Рпм = Мф / Мп х 100%, где
Мф – количество фактически выполненных мероприятий,
Мп – количество запланированных к выполнению мероприятий.
Результативность выполнения плана мероприятий 100% и выше
4
Результативность выполнения плана мероприятий 95-100%.
2
Результативность выполнения плана мероприятий ниже 95%.
0
1.3.
Использование находящегося в оперативном управлении учреждения недвижимого имущества в соответствии с уставной деятельностью учреждения
V=Sи / Sб х 100%, где
V- доля площадей, используемых учреждением в уставных целях
Sи - площади, используемые учреждением в уставных целях
Sб - площади всех объектов, находящихся на балансе учреждения
казенное учреждение
90–100 %
3
менее 90 %
0
автономное (бюджетное) учреждение:
70–100 %
3
менее 70 %
0
При Sб = 0 (отсутствие объектов на балансе учреждения)
3
1.4.
Эффективность использования площадей, не задействованных учреждением в уставных целях (за исключением Областного государственного казенного учреждения «Фонд имущества Иркутской области»)
Сдается в аренду или предоставляется по договору пользования государственным органам Иркутской области и (или) учреждениям:
100%
3
менее 100%
0
1.5.
Наличие (отсутствие) следующих документов:
1) вступившее в законную силу решение суда о привлечении учреждения (должностных лиц учреждения) к ответственности, либо обязывающее устранить в полном объеме допущенное учреждением (должностным лицом учреждения) нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (за исключением решения суда о привлечении должностных лиц учреждения к ответственности за деяния, не связанные с деятельностью учреждения);
2) правовой акт контрольно-надзорного органа и (или) организации, исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о нарушениях, выявленных при проведении проверок деятельности учреждения;
3) правовой акт руководителя учреждения о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении работника (работников) учреждения в связи с допущенным работником (работниками) нарушением прав и свобод гражданина или созданием препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод
Отсутствуют любые из указанных актов
3
Имеется один или более из числа указанных актов
0
Итого:
16
Финансово-хозяйственная деятельность и исполнительская дисциплина учреждения
2.1.
Оценка качества планирования бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждением
не более 4 изменений по инициативе учреждения в течение года;
2
более 4 изменений по инициативе учреждения в течение года.
0
2.2.
Равномерность использования средств областного бюджета:
для казенных учреждений:
– ежемесячное использование не менее 95 % кассового прогноза;
3
– использование менее 95% кассового прогноза.
0
для автономных, бюджетных учреждений – объем расходов, приходящихся на декабрь:
– не превышает размер среднемесячных расходов учреждения за 10 месяцев с начала года более чем на 30%;
3
– превышает размер среднемесячных расходов учреждения за 10 месяцев с начала года более чем на 30%.
0
2.3.
Эффективность использования финансовых средств, полученных от сдачи государственного имущества Иркутской области в аренду
в отношении автономных и бюджетных учреждений
средства направляются на содержание имущества, в том числе сдаваемого в аренду, в размере 50–100%
2
средства направляются на содержание имущества, в том числе сдаваемого в аренду, в размере менее 50%
0
в отношении казенных учреждений (по заключенным договорам аренды)
средства перечисляются в областной бюджет в размере 100%
2
средства перечисляются в областной бюджет в размере менее 100%
0
2.4.
Наличие нарушений при расходовании бюджетных средств, выявленных в ходе проверки
выявлено неэффективное использование бюджетных средств
отсутствуют
2
имеются
0
выявлено нецелевое использование бюджетных средств
отсутствуют
3
имеются
0
2.5.
Просроченная кредиторская задолженность (за исключением задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за отчетный период)
отсутствует
2
имеется
0
2.6.
Просроченная задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за отчетный период
отсутствует
2
имеется
0
2.7.
Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию
отсутствует
2
имеется
0
2.8.
Представление своевременно и по установленной форме месячных, квартальных и годовых отчетов, планов финансово-хозяйственной деятельности, статистической отчетности, информации об имуществе
соблюдение
1
нарушение
0
Итого:
19
Деятельность, направленная на работу с кадрами
3.1.
Укомплектованность штата сотрудников учреждения
Определение уровня укомплектованности штатами учреждения, определяется по формуле
П=Пфакт/Пштат х 100%
где:
Пфакт – фактически занятые штатные единицы учреждения за соответствующий период;
Пштат – плановое количество штатных единиц учреждения, утвержденное на соответствующий период.
При значении П 95% и более
2
При значении П менее 95%
0
3.2.
Текучесть кадров учреждения
Кт = Ку/Чср х 100%
Кт – коэффициент текучести;
Ку – количество уволенных сотрудников (без учета сотрудников, принятых вновь в то же учреждение в отчетном году)
Чср – среднесписочная численность
Все показатели берутся за определенный отчетный период (за год)
от 0 до 5%
2
от 6% до 20%
1
выше 20%
0
3.3.
Наличие (отсутствие) трудового договора (дополнительного соглашения) с руководителем учреждения, определяющего размер оплаты труда с учетом результатов деятельности учреждения
наличие трудового договора;
2
отсутствие трудового договора.
0
3.4.
Доля сотрудников учреждения, работающих по эффективному контракту, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным
К= Кэк/Кобщ х100%, где:
Кэк – количество персонала учреждения, с которыми заключены эффективные контракты;
Кобщ – общее количество работников учреждения, осуществляющих трудовую деятельность
при значении К более 90%
1
при значении К не менее 75% и не более 90%
0,5
при значении К менее 75%
0
3.5.
Соблюдение соотношения доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала к фонду оплаты труда учреждения
Не более 40%
2
Более 40%
0
3.6.
Достижение установленных учредителем целевых значений показателей по повышению заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
на 95-101%;
3
менее 95% или более 101%.
0
Итого:
12
Прочая деятельность
4.1.
Наличие объектов, находящихся на балансе учреждения, в отношении которых не зарегистрировано право оперативного управления в установленный срок
О = Оз /Об * 100%, где
Оз – количество объектов, право оперативного управления на которые зарегистрировано
Об – количество объектов на балансе учреждения
при значении О = 100%
1
при значении О менее 100%
0
при Об = 0 (отсутствие объектов на балансе учреждения)
1
4.2.
Наличие объектов бюджетного учета учреждения (имущество), подлежащих учету в Реестре государственной собственности Иркутской области, сведения о которых не соответствуют данным Реестра
расхождения имеются в отношении более 2 единиц учета
0
расхождения имеются в отношении менее 2 единиц учета или расхождения отсутствуют
1
4.3.
Наличие официального сайта учреждения или раздела об учреждении на сайте исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя
имеется
0,5
отсутствует
0
4.4.
Обеспечение информационной открытости учреждения, регистрация и размещение информации об учреждении в соответствии с установленными показателями в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.bus.gov.ru
наличие
0,5
отсутствие
0
Итого:
3
Всего:
50
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 года № 65-пп
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2016 № 703-пп}
В целях повышения эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить Порядок осуществления оценки эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Иркутской области
С.В. Ерощенко
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Иркутской области
от 3 марта 2015 года № 65-пп
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с осуществлением оценки эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области Советом по оценке эффективности деятельности государственных учреждений (далее – комплексная оценка).
2. Комплексная оценка представляет собой оценку эффективности деятельности государственных учреждений Иркутской области (далее – учреждения), осуществляемую на регулярной плановой основе Советом по оценке эффективности деятельности государственных учреждений (далее – Совет) на основании единых критериев и балльной системы оценки эффективности деятельности учреждений, прилагаемых к настоящему Порядку, а также ведомственных критериев оценки эффективности деятельности учреждений и балльной системы, устанавливаемых правовым актом исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее – орган, осуществляющий функции учредителя).
Максимальная сумма баллов оценки эффективности деятельности учреждения, установленная правовым актом органа, осуществляющего функции учредителя, не должна превышать 50 баллов.
3. Комплексная оценка осуществляется путем определения количества баллов по каждому критерию, предусмотренному пунктом 2 настоящего Порядка, за каждый отчетный год и суммирования полученных баллов за все отчетные годы.
Максимальная сумма баллов комплексной оценки отдельного учреждения определяется Советом, исходя из критериев, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, за каждый отчетный год и суммирования указанных баллов за все отчетные годы (далее – максимальная сумма баллов комплексной оценки учреждения).
4. Комплексная оценка в отношении отдельного учреждения осуществляется не чаще чем один раз в три года и не реже чем один раз в пять лет.
Комплексная оценка в отношении учреждения осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня начала осуществления комплексной оценки, который определяется планом осуществления комплексной оценки на соответствующий год.
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
5. Комплексная оценка осуществляется в соответствии с планом осуществления комплексной оценки на соответствующий календарный год.
Комплексная оценка по решению Совета может быть осуществлена в отношении учреждений, не включенных в план осуществления комплексной оценки, на внеплановой основе.
6. Совет ежегодно подготавливает проект плана осуществления комплексной оценки на следующий календарный год с учетом сроков, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка. Указанный план должен содержать перечень учреждений, в отношении которых будет осуществляться комплексная оценка, с указанием по каждому учреждению даты начала и даты окончания осуществления комплексной оценки.
Комплексная оценка не может осуществляться ранее 1 марта текущего года.
7. Внесение на рассмотрение Правительства Иркутской области проекта плана осуществления комплексной оценки на следующий календарный год осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство) ежегодно не позднее 1 сентября года, предшествующего году осуществления комплексной проверки.
8. План осуществления комплексной оценки утверждается распоряжением Правительства Иркутской области ежегодно не позднее 1 октября года, предшествующего году осуществления комплексной проверки. План осуществления комплексной оценки, утвержденный Правительством Иркутской области, подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов Правительства Иркутской области, и размещается на официальном портале Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. На основании плана осуществления комплексной оценки на соответствующий год и с учетом планов проведения органами, осуществляющими функции учредителя, проверок в отношении учреждений составляется план заседаний Совета на календарный год.
10. Решение Совета об осуществлении комплексной оценки на внеплановой основе принимается с учетом сроков, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, и должно содержать дату начала и дату окончания осуществления комплексной оценки в отношении учреждения. Комплексная оценка на внеплановой основе не может быть начата ранее одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.
Решение Совета об осуществлении комплексной оценки на внеплановой основе не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется учреждению, в отношении которого принято решение, и органу, осуществляющему функции учредителя.
11. Руководители учреждений ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляют в орган, осуществляющий функции учредителя, отчет об эффективности деятельности учреждения за прошедший календарный год в соответствии с критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящего Порядка, заверенный подписью руководителя учреждения и печатью учреждения (далее – ежегодный отчет). Ежегодный отчет должен содержать описание по каждому из критериев и оценку эффективности деятельности учреждения в соответствии с балльной системой, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка.
12. Орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее 10 рабочих дней со дня представления ежегодного отчета проверяет достоверность и полноту сведений, содержащихся в ежегодном отчете, а в случае обнаружения недостоверных и (или) неполных сведений в ежегодном отчете – направляет в соответствующее учреждение мотивированное требование устранить выявленные недостатки.
Учреждение устраняет недостатки, выявленные органом, осуществляющим функции учредителя, в ежегодном отчете, и направляет исправленный ежегодный отчет в орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее пяти рабочих дней со дня получения им мотивированного требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. Если учреждение не согласно с недостатками, выявленными органом, осуществляющим функции учредителя, в ежегодном отчете, оно вправе приложить к исправленному ежегодному отчету протокол разногласий с обоснованием своей позиции, заверенный подписью руководителя учреждения и печатью учреждения (далее – протокол разногласий).
13. Орган, осуществляющий функции учредителя, не позднее 20 рабочих дней до дня начала комплексной оценки направляет в Министерство следующие документы:
1) ежегодные отчеты соответствующего учреждения за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – все имеющиеся ежегодные отчеты;
2) протоколы разногласий к указанным ежегодным отчетам (при наличии);
3) акты проверок органа, осуществляющего функции учредителя, при осуществлении контроля за деятельностью соответствующего учреждения за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – за последние 5 лет;
4) результаты контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Иркутской области в отношении соответствующего учреждения, за период, прошедший со времени проведения последней комплексной оценки этого учреждения, а в случаях, когда такая оценка в отношении учреждения не осуществлялась, – за последние 5 лет (при наличии);
5) мотивированные возражения руководителя учреждения к актам проверок, указанным в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта (при наличии).
14. Если документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не поступили за 15 рабочих дней до дня начала комплексной оценки либо поступили не в полном объеме, Министерство не позднее 12 рабочих дней до дня начала комплексной оценки обращается в орган, осуществляющий функции учредителя, с требованием представить указанные документы и (или) недостающие документы.
15. Орган, осуществляющий функции учредителя, обязан в соответствии с требованием, предусмотренным пунктом 14 настоящего Порядка, представить документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не позднее семи рабочих дней до дня начала комплексной оценки.
16. В случаях, когда на день начала комплексной оценки документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка, не представлены либо представлены не в полном объеме, Министерство составляет акт, в котором указывает перечень документов, которые не были представлены органом, осуществляющим функции учредителя, а также действия, которые предпринимались им в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, и ответные действия органа, осуществляющего функции учредителя.
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
17. Комплексная оценка осуществляется Советом в два этапа:
1) предварительное рассмотрение;
2) утверждение заключения об эффективности (неэффективности) деятельности учреждения.
18. Предварительное рассмотрение осуществляется на заседании Совета, которое проводится не позднее пяти рабочих дней со дня начала комплексной оценки. При предварительном рассмотрении Совет рассматривает документы, представленные в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка, и принимает одно из следующих решений:
1) об осуществлении комплексной оценки;
2) об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки.
19. Решение об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки принимается в случаях, когда Советом будет установлено, что, исходя из представленных в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка документов, объективная оценка эффективности деятельности соответствующего учреждения невозможна.
Решение об отсутствии возможности осуществления комплексной оценки оформляется отдельным документом, подписывается председателем Совета и должно содержать указание на основания, по которым оно принято.
20. В случаях отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, Совет принимает решение об осуществлении комплексной оценки. Указанное решение оформляется протоколом заседания Совета.
21. В случаях, когда Совет принял решение об осуществлении комплексной оценки, но при рассмотрении документов, представленных в соответствии с пунктами 13 – 16 настоящего Порядка, была установлена необходимость рассмотрения дополнительной информации, Совет делает запрос в орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение о предоставлении дополнительной информации. Указанный запрос подписывается председателем Совета и направляется в орган, осуществляющий функции учредителя (учреждение), не позднее трех рабочих дней со дня проведения предварительного рассмотрения.
22. Орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение представляют информацию, предусмотренную запросом, указанным в пункте 21 настоящего Порядка, не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса.
23. При предварительном рассмотрении Совет может принять решение о формировании рабочей группы для проведения комплексной оценки в составе не менее трех членов Совета. Указанное решение оформляется протоколом заседания Совета.
24. Утверждение заключения об эффективности (неэффективности) деятельности учреждения осуществляется Советом на заседании, которое проводится не позднее дня окончания осуществления комплексной оценки в отношении учреждения, путем принятия решения об утверждении одного из следующих заключений:
1) об эффективности деятельности учреждения;
2) о неэффективности деятельности учреждения.
25. Представители учреждения, в отношении которого осуществляется комплексная оценка, и представители органа, осуществляющего функции учредителя, вправе присутствовать на заседании, указанном в пункте 24 настоящего Порядка, и с разрешения председательствующего на заседании Совета давать пояснения по рассматриваемым вопросам.
26. Заключение об эффективности деятельности учреждения утверждается решением Совета в случаях, когда балльная оценка, полученная в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящего Порядка, составляет более 60 процентов от максимальной суммы баллов комплексной оценки учреждения.
27. Заключение об эффективности деятельности учреждения должно содержать:
1) максимальную сумму баллов комплексной оценки учреждения;
2) полученную балльную оценку и ее обоснование по каждому из разделов, по которым оценивается эффективность деятельности учреждения.
Заключение об эффективности деятельности учреждения может содержать рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения.
28. Заключение о неэффективности деятельности учреждения утверждается решением Совета в случаях, когда балльная оценка, полученная в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящего Порядка, составляет 60 процентов от максимальной суммы баллов комплексной оценки учреждения или менее.
29. Заключение о неэффективности деятельности учреждения должно содержать:
1) максимальную сумму баллов комплексной оценки учреждения;
2) полученную балльную оценку и ее обоснование по каждому из разделов, по которым оценивается эффективность деятельности учреждения;
3) рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения и (или) предложения по реорганизации (ликвидации) учреждения.
30. Заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, может содержать предложения по поощрению работников учреждения и (или) применению взысканий к работникам учреждения.
31. Заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, утверждается решением Совета, оформляется в виде отдельного документа и подписывается председателем Совета. Указанное заключение должно содержать сведения о решении Совета, которым оно утверждено.
32. Министерство направляет заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, органу, осуществляющему функции учредителя, и учреждению, в отношении которого осуществлялась комплексная оценка, не позднее дня, следующего за днем окончания комплексной оценки.
33. Орган, осуществляющий функции учредителя, и (или) учреждение, в отношении которого осуществлялась комплексная оценка, вправе представить Совету мотивированные письменные возражения на заключение, предусмотренное пунктом 24 настоящего Порядка, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения, направленного в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка.
Первый заместитель Председателя
Правительства Иркутской области
В.В. Игнатенко
Приложение
к Порядку осуществления оценки эффективности деятельности
государственных учреждений Иркутской области
ЕДИНЫЕ КРИТЕРИИ И БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
№ п/п
Наименование критерия оценки
Показатель критерия оценки (формула (методика) расчета)
Оценка (баллы)
Основная деятельность государственного учреждения Иркутской области
1.1.
Соответствие деятельности государственного учреждения Иркутской области (далее – учреждение) уставным целям и задачам учреждения
Соответствует
3
Частично (не более 10%) не соответствует
1
Не соответствует
0
1.2.
Результативность выполнения государственного задания для учреждений, которым установлено государственное задание
Результативность выполнения государственного задания определяется как отношение количества фактически оказанных государственных услуг (работ) в учреждении к объему государственных услуг (работ), планируемых к оказанию за отчетный период согласно государственному заданию.
Ргз = ∑ ((Уфi / Упi) / n) х 100%, где
Уфi – фактическое значение оказания i-той государственной услуги (работы),
Упi – плановое значение оказания i-той государственной услуги (работы) по государственному заданию,
n – количество государственных услуг (работ), оказываемых учреждением в соответствии с государственным заданием.
Результативность выполнения государственного задания 100% и выше
4
Результативность выполнения государственного задания от 95% до 100%.
2
Результативность выполнения государственного задания ниже 95%.
0
Результативность выполнения плана мероприятий, установленного главным распорядителем бюджетных средств для учреждений, в отношении которых государственное задание не установлено
Результативность выполнения плана мероприятий определяется как отношение количества фактически выполненных мероприятий учреждением к количеству запланированных к выполнению мероприятий:
Рпм = Мф / Мп х 100%, где
Мф – количество фактически выполненных мероприятий,
Мп – количество запланированных к выполнению мероприятий.
Результативность выполнения плана мероприятий 100% и выше
4
Результативность выполнения плана мероприятий 95-100%.
2
Результативность выполнения плана мероприятий ниже 95%.
0
1.3.
Использование находящегося в оперативном управлении учреждения недвижимого имущества в соответствии с уставной деятельностью учреждения
V=Sи / Sб х 100%, где
V- доля площадей, используемых учреждением в уставных целях
Sи - площади, используемые учреждением в уставных целях
Sб - площади всех объектов, находящихся на балансе учреждения
казенное учреждение
90–100 %
3
менее 90 %
0
автономное (бюджетное) учреждение:
70–100 %
3
менее 70 %
0
При Sб = 0 (отсутствие объектов на балансе учреждения)
3
1.4.
Эффективность использования площадей, не задействованных учреждением в уставных целях (за исключением Областного государственного казенного учреждения «Фонд имущества Иркутской области»)
Сдается в аренду или предоставляется по договору пользования государственным органам Иркутской области и (или) учреждениям:
100%
3
менее 100%
0
1.5.
Наличие (отсутствие) следующих документов:
1) вступившее в законную силу решение суда о привлечении учреждения (должностных лиц учреждения) к ответственности, либо обязывающее устранить в полном объеме допущенное учреждением (должностным лицом учреждения) нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (за исключением решения суда о привлечении должностных лиц учреждения к ответственности за деяния, не связанные с деятельностью учреждения);
2) правовой акт контрольно-надзорного органа и (или) организации, исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о нарушениях, выявленных при проведении проверок деятельности учреждения;
3) правовой акт руководителя учреждения о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении работника (работников) учреждения в связи с допущенным работником (работниками) нарушением прав и свобод гражданина или созданием препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод
Отсутствуют любые из указанных актов
3
Имеется один или более из числа указанных актов
0
Итого:
16
Финансово-хозяйственная деятельность и исполнительская дисциплина учреждения
2.1.
Оценка качества планирования бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждением
не более 4 изменений по инициативе учреждения в течение года;
2
более 4 изменений по инициативе учреждения в течение года.
0
2.2.
Равномерность использования средств областного бюджета:
для казенных учреждений:
– ежемесячное использование не менее 95 % кассового прогноза;
3
– использование менее 95% кассового прогноза.
0
для автономных, бюджетных учреждений – объем расходов, приходящихся на декабрь:
– не превышает размер среднемесячных расходов учреждения за 10 месяцев с начала года более чем на 30%;
3
– превышает размер среднемесячных расходов учреждения за 10 месяцев с начала года более чем на 30%.
0
2.3.
Эффективность использования финансовых средств, полученных от сдачи государственного имущества Иркутской области в аренду
в отношении автономных и бюджетных учреждений
средства направляются на содержание имущества, в том числе сдаваемого в аренду, в размере 50–100%
2
средства направляются на содержание имущества, в том числе сдаваемого в аренду, в размере менее 50%
0
в отношении казенных учреждений (по заключенным договорам аренды)
средства перечисляются в областной бюджет в размере 100%
2
средства перечисляются в областной бюджет в размере менее 100%
0
2.4.
Наличие нарушений при расходовании бюджетных средств, выявленных в ходе проверки
выявлено неэффективное использование бюджетных средств
отсутствуют
2
имеются
0
выявлено нецелевое использование бюджетных средств
отсутствуют
3
имеются
0
2.5.
Просроченная кредиторская задолженность (за исключением задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за отчетный период)
отсутствует
2
имеется
0
2.6.
Просроченная задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за отчетный период
отсутствует
2
имеется
0
2.7.
Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию
отсутствует
2
имеется
0
2.8.
Представление своевременно и по установленной форме месячных, квартальных и годовых отчетов, планов финансово-хозяйственной деятельности, статистической отчетности, информации об имуществе
соблюдение
1
нарушение
0
Итого:
19
Деятельность, направленная на работу с кадрами
3.1.
Укомплектованность штата сотрудников учреждения
Определение уровня укомплектованности штатами учреждения, определяется по формуле
П=Пфакт/Пштат х 100%
где:
Пфакт – фактически занятые штатные единицы учреждения за соответствующий период;
Пштат – плановое количество штатных единиц учреждения, утвержденное на соответствующий период.
При значении П 95% и более
2
При значении П менее 95%
0
3.2.
Текучесть кадров учреждения
Кт = Ку/Чср х 100%
Кт – коэффициент текучести;
Ку – количество уволенных сотрудников (без учета сотрудников, принятых вновь в то же учреждение в отчетном году)
Чср – среднесписочная численность
Все показатели берутся за определенный отчетный период (за год)
от 0 до 5%
2
от 6% до 20%
1
выше 20%
0
3.3.
Наличие (отсутствие) трудового договора (дополнительного соглашения) с руководителем учреждения, определяющего размер оплаты труда с учетом результатов деятельности учреждения
наличие трудового договора;
2
отсутствие трудового договора.
0
3.4.
Доля сотрудников учреждения, работающих по эффективному контракту, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным
К= Кэк/Кобщ х100%, где:
Кэк – количество персонала учреждения, с которыми заключены эффективные контракты;
Кобщ – общее количество работников учреждения, осуществляющих трудовую деятельность
при значении К более 90%
1
при значении К не менее 75% и не более 90%
0,5
при значении К менее 75%
0
3.5.
Соблюдение соотношения доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала к фонду оплаты труда учреждения
Не более 40%
2
Более 40%
0
3.6.
Достижение установленных учредителем целевых значений показателей по повышению заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
на 95-101%;
3
менее 95% или более 101%.
0
Итого:
12
Прочая деятельность
4.1.
Наличие объектов, находящихся на балансе учреждения, в отношении которых не зарегистрировано право оперативного управления в установленный срок
О = Оз /Об * 100%, где
Оз – количество объектов, право оперативного управления на которые зарегистрировано
Об – количество объектов на балансе учреждения
при значении О = 100%
1
при значении О менее 100%
0
при Об = 0 (отсутствие объектов на балансе учреждения)
1
4.2.
Наличие объектов бюджетного учета учреждения (имущество), подлежащих учету в Реестре государственной собственности Иркутской области, сведения о которых не соответствуют данным Реестра
расхождения имеются в отношении более 2 единиц учета
0
расхождения имеются в отношении менее 2 единиц учета или расхождения отсутствуют
1
4.3.
Наличие официального сайта учреждения или раздела об учреждении на сайте исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя
имеется
0,5
отсутствует
0
4.4.
Обеспечение информационной открытости учреждения, регистрация и размещение информации об учреждении в соответствии с установленными показателями в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.bus.gov.ru
наличие
0,5
отсутствие
0
Итого:
3
Всего:
50
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Областная № 29 (1345) от 20.03.2015 с. 13-14 |
Рубрики правового классификатора: | 060.020.190 Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Ответственность за нарушение трудового законодательства, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: