Основная информация

Дата опубликования: 03 июля 2020г.
Номер документа: RU01000202000366
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Адыгея
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Адыгея
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 03.07.2020 № 124

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ФИНАНСИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ПЛАНИРУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, НА ПРЕДМЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" Кабинет Министров Республики Адыгея

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Порядок проведения проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения, согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Премьер-министр

Республики Адыгея                            

А. Наролин    

Приложение

к постановлению

Кабинета Министров

Республики Адыгея

от 3 июля 2020 года N 124

Порядок проведения проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения проверки инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, на предмет эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения (далее соответственно - проверка, инвестиционный проект).

2. Проверка проводится в целях оценки соответствия инвестиционного проекта критериям оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения, установленным в разделе II настоящего Порядка, и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения (далее - интегральная оценка), в целях реализации указанного инвестиционного проекта.

3. Проверка проводится для:

1) принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе направленные на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Адыгея;

2) принятия решений о предоставлении государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Республики Адыгея, государственным унитарным предприятиям Республики Адыгея бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Адыгея в виде субсидии на осуществление учреждениями и предприятиями капитальных вложений в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея и в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Адыгея

3) принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, проектная документация на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, и техническое перевооружение которых подлежит разработке (разработана) без использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, а также на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность указанных юридических лиц;

4) предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Адыгея местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

4. Проверка осуществляется в отношении инвестиционных проектов в случае, если сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость объекта капитального строительства либо стоимость приобретения объекта недвижимого имущества (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышает 1 миллиард рублей.

5. Проверка не осуществляется в отношении инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с концессионными соглашениями.

6. Проведение проверки осуществляется Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея в соответствии с разработанной им методикой оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения на основании исходных данных для расчета интегральной оценки и расчета интегральной оценки, проведенной предполагаемым главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Адыгея (далее соответственно - Министерство, Методика, заявитель), в соответствии с Методикой.

7. Министерство ведет в установленном им порядке реестр инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения.

II. Критерии оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения

1. Проверка осуществляется на основе качественных и количественных критериев оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения (далее соответственно - качественные критерии, количественные критерии).

2. Качественные критерии определяют необходимость реализации предлагаемых инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

3. Проверка осуществляется на основе следующих качественных критериев:

1) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;

2) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям социально-экономического развития Республики Адыгея исходя из Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 года N 286 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2018, N 12), прогнозов социально-экономического развития Республики Адыгея, государственных программ Республики Адыгея;

3) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с основными мероприятиями государственных программ Республики Адыгея (муниципальных программ);

4) необходимость строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и технического перевооружения объекта капитального строительства либо необходимость приобретения объекта недвижимого имущества, создаваемого (приобретаемого) в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными органами Республики Адыгея и органами местного самоуправления полномочий, отнесенных к предмету их ведения. Проверка по этому критерию в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем обоснования необходимости приобретения объекта недвижимого имущества и невозможности строительства объекта капитального строительства, а также обоснования выбора данного объекта недвижимого имущества, планируемого к приобретению (в случае приобретения конкретного объекта недвижимого имущества). Кроме того, в случае приобретения объекта недвижимого имущества в государственную собственность Республики Адыгея проверка по этому критерию также включает представление подтверждения Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям отсутствия в государственной казне Республики Адыгея объекта недвижимого имущества, пригодного для использования его в целях, для которых он приобретается, и обоснование нецелесообразности или невозможности получения такого объекта во владение и пользование по договору аренды;

5) наличие в инвестиционном проекте сведений о пользователе (балансодержателе, эксплуатирующей организации) приобретаемых либо планируемых к строительству объектов;

6) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств республиканского бюджета Республики Адыгея;

7) наличие государственных программ Республики Адыгея (муниципальных программ), предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея (муниципальной собственности), либо приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Адыгея (муниципальную собственность), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов;

8) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;

9) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 3 раздела I настоящего Порядка, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также за исключением инвестиционных проектов, по которым подготавливается решение о предоставлении средств республиканского бюджета Республики Адыгея на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств республиканского бюджета Республики Адыгея на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея;

10) обоснование невозможности или нецелесообразности применения типовой проектной документации, разработанной для аналогичного объекта капитального строительства, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации, в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1-2 пункта 3 раздела I настоящего Порядка.

4. Качественные критерии, предусмотренные подпунктами 9, 10 пункта 3 настоящего раздела, не применяются для случаев приобретения объектов недвижимого имущества.

5. Проверка по качественному критерию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 3 настоящего раздела, осуществляется путем сравнения инвестиционных проектов с проектами-аналогами.

6. Для проведения проверки, указанной в пункте 5 настоящего раздела, заявитель представляет документально подтвержденные сведения о проектах-аналогах, реализуемых (или реализованных) в Республике Адыгея, Российской Федерации или (в случае отсутствия проектов-аналогов, реализуемых на территории Российской Федерации) в иностранном государстве. При выборе проекта-аналога заявитель должен обеспечить максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, создаваемого в соответствии с инвестиционным проектом, и характеристик объекта капитального строительства, созданного в соответствии с проектом-аналогом, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям.

7. В случае если инвестиционный проект состоит из нескольких самостоятельных объектов капитального строительства (отдельных этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства), допускается представление отдельных проектов-аналогов для каждого объекта капитального строительства (этапа строительства, реконструкции), входящего в состав рассматриваемого инвестиционного проекта.

8. В случае отсутствия проектов-аналогов, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего раздела, в качестве проекта-аналога могут быть представлены документально подтвержденные сведения о проекте, имеющем положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства), из которого могут быть исключены или в который могут быть добавлены виды и комплексы работ, затраты на приобретение и монтаж машин и оборудования в целях максимального приближения его характеристик к характеристикам рассматриваемого инвестиционного проекта. При этом в случае если затраты на приобретение и монтаж машин и оборудования не могут быть подтверждены проектом-аналогом, допускается представление общедоступной информации о рыночных ценах поставки и монтажа идентичных машин и оборудования, соответствующей требованиям части 18 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, 52; 2014, N 23, 30, 48, 49; 2015, N 1, 10, 27, 29; 2016, N 1, 11, 15, 23, 26, 27; 2017, N 1, 9, 14, 18, 24, 31; 2018, N 1, 18, 27, 31, 32, 45, 53; 2019, N 14, 18, 26, 52; 2020, N 9).

9. Проверка по качественному критерию, предусмотренному подпунктом 8 пункта 3 настоящего раздела, в отношении приобретаемых объектов недвижимого имущества осуществляется путем оценки обоснования необходимости приобретения такого объекта недвижимого имущества, строительство которого было осуществлено с использованием дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования.

10. К количественным критериям относятся следующие:

1) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

2) отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

3) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества);

4) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства (мощности приобретаемого объекта недвижимого имущества) к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для государственных (муниципальных) нужд;

5) обеспечение планируемого объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.

11. Проверка по количественному критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 10 настоящего раздела, объектов капитального строительства осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующим укрупненным нормативом цены строительства, утвержденным в соответствии с частью 11 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации или применяемым в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 года N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31; 2019, N 26), а в случае его отсутствия - путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами-аналогами, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 6-8 настоящего раздела.

12. Количественный критерий, предусмотренный подпунктом 2 пункта 10 настоящего раздела, не применяется в отношении инвестиционных проектов, по которым получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

13. Проверка по количественному критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 10 настоящего раздела, в случае приобретения объектов недвижимого имущества осуществляется путем определения рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимого имущества, указанной в отчете об оценке данного объекта, составленном в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

III. Порядок проведения проверки инвестиционных проектов

1. В целях проведения проверки заявители представляют в Министерство подписанные руководителем заявителя (уполномоченным им лицом) и заверенные печатью следующие документы:

1) заявление на проведение проверки по форме, утвержденной Министерством;

2) паспорт инвестиционного проекта по форме, утвержденной Министерством;

3) обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела;

4) копия утвержденного задания на проектирование, подготовленного по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласованного с главным распорядителем;

5) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае их отсутствия - копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства;

6) копия разрешения на строительство;

7) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) копия сводного положительного заключения о проведении обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием Республики Адыгея (в случае проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием Республики Адыгея в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2017 года N 238 "Об обязательном публичном технологическом и ценовом аудите крупных инвестиционных проектов с государственным участием Республики Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2017, N 12);

9) документальное подтверждение каждого участника реализации инвестиционного проекта об осуществлении финансирования (софинансирования) этого проекта и планируемом размере финансирования (софинансирования);

10) копия положительного заключения об эффективности использования средств местных бюджетов, направляемых на реализацию инвестиционных проектов в целях создания объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) приобретения объекта недвижимого имущества, выданного в соответствии с муниципальными правовыми актами, в случае, если предполагается софинансирование создания таких объектов за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея;

11) исходные данные для расчета интегральной оценки, включая количественные показатели (показатель) планируемых результатов реализации инвестиционного проекта, и расчет интегральной оценки, проведенный заявителем в соответствии с Методикой;

12) опись документов.

2. Документы, указанные в подпунктах 4-6 пункта 1 настоящего раздела настоящего Порядка, не представляются в отношении инвестиционных проектов, по которым подготавливается решение либо о предоставлении средств республиканского бюджета Республики Адыгея на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств республиканского бюджета Республики Адыгея на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

3. Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений включает:

1) наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта;

2) цель и задачи инвестиционного проекта;

3) краткое описание инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты объемов капитальных вложений, а также обоснование выбора на вариантной основе основных технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, определенных с учетом планируемых к применению технологий строительства, производственных технологий и эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла;

4) источники и объемы финансирования инвестиционного проекта по годам его реализации;

5) срок подготовки и реализации инвестиционного проекта;

6) обоснование необходимости привлечения средств республиканского бюджета Республики Адыгея для реализации инвестиционного проекта и (или) подготовки проектной документации и проведения инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;

7) обоснование спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества);

8) обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта;

9) обоснование использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада и (или) импортных машин и оборудования в случае их использования;

10) наличие в инвестиционном проекте сведений о пользователе (балансодержателе, эксплуатирующей организации) приобретаемых либо планируемых к строительству объектов.

4. Копии документов, указанных в подпунктах 4-7, 9 пункта 1 настоящего раздела, представляются в Министерство с предъявлением подлинников. В день их поступления уполномоченный специалист Министерства производит сверку копий с оригиналами, проставляет в двух экземплярах описи документов отметку о дате получения документов и лице, принявшем документы, после чего оригиналы и второй экземпляр описи документов с отметкой о дате получения документов и лице, принявшем документы, возвращаются заявителю.

5. Министерство отказывает заявителю в принятии документов для проведения проверки в следующих случаях:

1) представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела;

2) несоответствие представленных документов требованиям к их содержанию и заполнению.

6. В случаях, указанных в пункте 5 настоящего раздела, Министерство устанавливает заявителю срок, не превышающий 30 дней, для устранения недостатков, по истечении которого заявитель вправе повторно обратиться в Министерство для проведения проверки.

7. Проведение проверки начинается после представления заявителем документов, предусмотренных пунктом 1 настоящего раздела.

8. Проверка инвестиционного проекта, не соответствующего качественным критериям, на соответствие его количественным критериям и проверка правильности расчета заявителем интегральной оценки этого проекта не проводятся.

9. В отношении инвестиционных проектов, прошедших проверку на основе качественных и количественных критериев, Министерством проводится проверка правильности расчета заявителем интегральной оценки в соответствии с Методикой.

10. Срок проведения проверки не должен превышать 3 месяцев.

IV. Выдача заключения об эффективности инвестиционного проекта

1. По результатам проведения проверки заявителю выдается заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта установленным критериям эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения по форме, утвержденной Министерством (далее соответственно - заключение, положительное заключение, отрицательное заключение).

2. Положительное заключение является обязательным документом, необходимым для принятия решений, указанных в пункте 3 раздела I настоящего Порядка.

3. В случае если в ходе реализации инвестиционного проекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличилась сметная стоимость (предполагаемая (предельная) сметная стоимость) объекта капитального строительства или стоимость приобретаемого объекта недвижимого имущества, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение или приобретение которых осуществляется в соответствии с этим инвестиционным проектом, или уменьшились значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта, то в отношении таких проектов проводится повторная проверка в соответствии с настоящим Порядком.

4. Отрицательное заключение должно содержать мотивированные выводы о неэффективности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на капитальные вложения в целях реализации инвестиционного проекта, или о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков.

5. Отрицательное заключение, полученное в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела, является основанием для подготовки предложения об отмене ранее принятого решения о дальнейшем предоставлении средств республиканского бюджета Республики Адыгея на реализацию инвестиционного проекта.

6. Заключение утверждается Министром экономического развития и торговли Республики Адыгея или уполномоченным им должностным лицом.

7. Положительное или отрицательное заключение направляется Министерством заявителю через организации федеральной почтовой связи в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения в соответствии с пунктом 6 настоящего раздела.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.08.2020
Рубрики правового классификатора: 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать