Основная информация
Дата опубликования: | 03 августа 2004г. |
Номер документа: | В200402262 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0402262
В200402262
ОПУБЛИКОВАНО:
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 21.09.2004, N 18, СТР. 76
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 31.01.2005, N 1, СТР. 29
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03.08.2004 N 5940/04
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3
по Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора
решения Арбитражного суда Волгоградской области
от 10.12.2003, постановления арбитражного суда
апелляционной инстанции от 22.01.2004 и постановления
Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30.03.2004 по делу N А12-18022/03-С19]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Березия А.Е., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г, Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2003, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2004 по делу N А12-18022/03-С19.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Товары для дома" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Волгоградской области (далее - инспекция) от 11.11.2003 N 219 о привлечении общества к административной ответственности.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2003 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 30.03.2004 указанные судебные акты оставил в силе.
В заявлении, о пересмотре в порядке надзора решение суда первой инстанции, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением закона. По мнению заявителя, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ), подтверждена материалами дела.
В отзыве на заявление общество просит оставить указанные судебные акты без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты
подлежат отмене с принятием нового решения об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Налоговым органом в результате проверки выявлено неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товара в магазине "Товары для дома" принадлежащем обществу.
Постановлением инспекции от 11.11.2003 N 219 на основании протокола об административном правонарушении от 04.11.2003 N 000198, общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 в виде взыскания штрафа.
Удовлетворяя заявление общества, судебные инстанции исходили из того, что оснований для привлечения общества к административной ответственности не имеется, так как налоговым органом не доказана его вина, поскольку неприменение контрольно-кассовой техники в торговый точке, принадлежащей обществу, произошло вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником - продавцом-кассиром магазина.
Между тем, судами не учтено, что пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 53-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о необеспечении соблюдения требований Закона, инспекцией установлен и не обществом оспаривается.
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, приводит к привлечению нарушителя к административной ответственности в виде взыскания штрафа.
Следовательно, в данном случае общество правомерно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.
Таким образом оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, поскольку они противоречат закону и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 10.12.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18022/03-С19 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2004 по тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Товары для дома" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области от 11.11.2003 N 219 о привлечении к административной ответственности отказать.
Председательствующий
В.Ф. Яковлев
[отформатировано: 06.10.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 05.05.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
В0402262
В200402262
ОПУБЛИКОВАНО:
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 21.09.2004, N 18, СТР. 76
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 31.01.2005, N 1, СТР. 29
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03.08.2004 N 5940/04
[О рассмотрении заявления Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3
по Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора
решения Арбитражного суда Волгоградской области
от 10.12.2003, постановления арбитражного суда
апелляционной инстанции от 22.01.2004 и постановления
Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 30.03.2004 по делу N А12-18022/03-С19]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Березия А.Е., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г, Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2003, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2004 по делу N А12-18022/03-С19.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Товары для дома" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Волгоградской области (далее - инспекция) от 11.11.2003 N 219 о привлечении общества к административной ответственности.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.12.2003 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 30.03.2004 указанные судебные акты оставил в силе.
В заявлении, о пересмотре в порядке надзора решение суда первой инстанции, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением закона. По мнению заявителя, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ), подтверждена материалами дела.
В отзыве на заявление общество просит оставить указанные судебные акты без изменения как принятые в соответствии с действующим законодательством.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты
подлежат отмене с принятием нового решения об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Налоговым органом в результате проверки выявлено неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товара в магазине "Товары для дома" принадлежащем обществу.
Постановлением инспекции от 11.11.2003 N 219 на основании протокола об административном правонарушении от 04.11.2003 N 000198, общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426 в виде взыскания штрафа.
Удовлетворяя заявление общества, судебные инстанции исходили из того, что оснований для привлечения общества к административной ответственности не имеется, так как налоговым органом не доказана его вина, поскольку неприменение контрольно-кассовой техники в торговый точке, принадлежащей обществу, произошло вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником - продавцом-кассиром магазина.
Между тем, судами не учтено, что пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 53-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники, свидетельствующий о необеспечении соблюдения требований Закона, инспекцией установлен и не обществом оспаривается.
Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ; НГР:Р0102426, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, приводит к привлечению нарушителя к административной ответственности в виде взыскания штрафа.
Следовательно, в данном случае общество правомерно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники.
Таким образом оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, поскольку они противоречат закону и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 10.12.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18022/03-С19 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2004 по тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Товары для дома" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Волгоградской области от 11.11.2003 N 219 о привлечении к административной ответственности отказать.
Председательствующий
В.Ф. Яковлев
[отформатировано: 06.10.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 05.05.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 1 от 31.01.2005 Стр. 29, НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА № 18 от 21.09.2004 Стр. 76 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: