Основная информация
Дата опубликования: | 03 августа 2009г. |
Номер документа: | ru18000200900295 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Удмуртская Республика |
Принявший орган: | Правительство Удмуртской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 августа 2009 года № 216
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010-2012 ГОДЫ»
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
Фактически утратило силу
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заказчиком ведомственной целевой программы «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики - В.В.Бельтюков
Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03 августа 2009 года № 216
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010-2012 ГОДЫ»
Паспорт Ведомственной целевой программы "Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы"
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
Наименование Программы
«Сахарный диабет на 2010-2012 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2006 года № 66 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с несахарным диабетом
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 года «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом»;
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 12 мая 2009 года № 340-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
Заказчик Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Разработчик проекта Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Исполнители Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - МЗ УР), иные исполнители.
Цели Программы
Основными целями Программы являются:
снижение острых и хронических осложнений у больных сахарным и несахарным диабетом,
больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение ;
снижение средней длительности лечения вспециализированных эндокринологических отделениях.
Задачи Программы
Внедрение стационарозамещающих видов медицинской помощи;
совершенствование материально-технической базы эндокринологической службы МЗ УР;
развитие специализированных методов диагностики и лечения сахарного и несахарного диабета и их осложнений с использованием стационарозамещающих технологий;
обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений; совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом;
проведение научно - исследовательских работ прикладного характера по созданию и внедрению новых технологий профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
Целевые индикаторы Программы
Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 55 по данным регионального Регистра больных сахарным диабетом УР (далее - Регистр);
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 31 % по данным Регистра;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом по данным Регистра;
снижение ;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарахдо16,0 дней;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом» на 10 %.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы с 2010 года по 2012 год.
Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 219767,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год -59767,0тыс. рублей;
2011 год -80000,0 тыс. рублей;
2012 год -80000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической.
Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 55;
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 31 %;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение ;
снижение средней длительности лечения вспециализированных эндокринологических стационарахдо16,0 дней;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом» на 10 %.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
(в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Сахарный диабет - одно из распространённых социально значимых заболеваний, являющееся одной из наиболее приоритетных проблем здравоохранения как на национальном, так и на мировом уровнях. В декабре 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция, в которой сахарный диабет был назван международной проблемой здравоохранения.
За последние пять лет число больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике увеличилось на 6694 человека (рост составил 30,8%), что соответствует тенденции в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
По Российской Федерации рост составил 20% за аналогичный период, прирост за 2008 год 6,2 %. По ПФО рост составил за пять лет 20%, прирост за 2008 год 7,7 %. По состоянию на 01 января 2009г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях Удмуртской Республики состоят 28384 больных сахарным диабетом, по Удмуртской Республике прирост за 2008 год составил 7%.
Учитывая прогрессирующее увеличение количества больных диабетом, в Удмуртской Республике отмечается тенденция к росту числа инвалидов. Так, в Удмуртской Республике в 2005 году было 6705 инвалидов, а к 2009 году их количество достигло 8283 инвалидов, рост составил 23,5%.
Положение по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики, как и на территории Российской Федерации, в целом характеризуется следующими основными показателями:
прогрессирующее увеличение количества больных, преимущественно за счет больных сахарным диабетом типа 2;
рост количества инвалидов среди больных сахарным диабетом особенно с 2005 года.
Значимость проблемы сахарного диабета для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации, в целом определяется тремя основными составляющими:
1) медицинская:
сахарный диабет является одним из наиболее распространённых хронических неизлечимых заболеваний эндокринной системы организма человека, общая заболеваемость сахарным диабетом на 100 тыс. населения в Удмуртской Республике составляет 1852, в структуре эндокринных заболеваний доля больных диабетом составляет 59,7%;
при сахарном диабете нарушаются все виды обмена в организме человека (углеводный, белковый, жировой, энергетический), развивается генерализованное поражение всех звеньев сосудистой и нервной систем, органические и функциональные изменения развиваются во всех органах и тканях;
больные, как правило, нуждаются в помощи врачей практически всех специальностей;
при сахарном диабете необходим пожизненный приём сахароснижающих препаратов - без ежедневного введения инсулина или приёма таблетированных препаратов у больного разовьются острые или хронические осложнения, которые приведут к неизбежной гибели;
2) социальная:
заболевание может развиться у любого человека, независимо от возраста, пола, социального положения;
сохраняется высокий уровень выхода на инвалидность в работоспособном возрасте, за последние три года первичный выход на инвалидность по сахарному диабету в Удмуртской Республике составляет 2,8 - 2,7 на 10 тысяч населения;
высокая частота тяжелых осложнений сахарного диабета;
высокая смертность среди больных (основные причины: инсульт, инфаркт, сердечно-сосудистая недостаточность, гангрена нижних конечностей, хроническая почечная недостаточность), смертность больных сахарным диабетом составила 0,66 - 0,65 на 1000 населения, а доля смертности от сосудистой патологии пациентов диабетом составляет 76% ;
3) экономическая:
высокие прямые расходы на лечение самого сахарного диабета;
значительные косвенные затраты - лечение осложнений и сопутствующих заболеваний, обеспечение средствами самоконтроля диабета и средствами введения инсулина;
высокие затраты на реабилитацию больных, получивших инвалидность.
Общая заболеваемость сахарным диабетом в Удмуртской Республике, как в мире и Российской Федерации, продолжает увеличиваться с тенденцией отрицательной динамики показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по сахарному диабету.
Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия дополнительных мер:
снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом;
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом».
В результате проводимой работы по лечению больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике отмечено улучшение целевых индикаторов федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» подпрограммы «Сахарный диабет», в частности, продолжительность жизни больных с сахарным диабетом I типа у женщин выросла 51,7 до 55,7 лет, у мужчин - с 55,8 до 58,4 лет (по данным Регистра).
Однако ситуация по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики соответствует положению, сложившемуся на территории Российской Федерации вообще и характеризующемуся в целом отрицательной динамикой социально-экономических показателей, связанных с данным заболеванием, а именно:
прогрессирующий рост числа больных, преимущественно за счёт сахарного диабета 2 типа;
рост инвалидности, в том числе и среди больных трудоспособного возраста;
высокий уровень ранней смертности, преимущественно за счёт сердечно-сосудистых осложнений;
увеличивающиеся расходы на лечение как самого диабета, так и на лечение его осложнений, особенно при терминальной стадии хронической почечной недостаточности, требующей проведения постоянной диализной терапии;
поздняя выявляемость сахарного диабета 2 типа, в том числе среди лиц из «групп риска» по данному заболеванию;
низкий уровень профилактической работы среди населения.
В ходе реализации республиканских целевых программ по сахарному диабету были выполнены следующие мероприятия:
создан республиканский эндокринологический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - РЭЦ МЗ УР), выполняющий организационно-методическое руководство организацией медицинской помощи больным сахарным диабетом в городах и районах Удмуртской Республики;
на базе РЭЦ МЗ УР создан Региональный регистр больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, включающий в себя базу данных более 28 тысяч пациентов (взрослых, детей и подростков);
создано детское эндокринологическое отделение в государственном учреждении здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница» на 30 коек;
организована система подготовки врачебных кадров эндокринологической службы;
в республике организована работа 14 «школ больного сахарным диабетом» с оснащением современной учебной аппаратурой, где ежегодно обучаются более 2000 человек из числа вновь выявленных больных сахарным диабетом;
в клиническую практику здравоохранения Удмуртской Республики внедрены новые диагностические и лечебные технологии;
в 2006-2008 годах установлено 19 инсулиновых помп, в 2008 году начато суточное мониторирование глюкозы у детей в государственном учреждении здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница»;
для ранней диагностики нарушений функции почек у больных сахарным диабетом в муниципальном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть «Ижмаш» внедрен новый лабораторный тест с b2 микроглобулином;
в городском эндокринологическом центре проводятся два международных исследования: «Опыт применения и эффективности «Саксаглиптина»» и «Исследование эффективности применения букального инсулина», внедрено в практику использование Ринсулина продленного и короткого действия;
укреплена материально-техническая база эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики: приобретено 53 единицы современного медицинского оборудования для оказания специализированной помощи больным сахарным диабетом на амбулаторно-поликлиническом уровне и в условиях стационарного лечения, в том числе: два аппарата «Искусственная почка», оборудование для пяти кабинетов «Диабетическая стопа», аппаратура для интенсивного лечения больных в стационарных условиях, два портативных аппарата для УЗ-диагностики, офтальмохирургический комплекс, ретинотомограф для диагностики лечения и профилактики дальнейшего прогрессирования осложнений диабетической ретинопатии, биохимическое аналитическое оборудование для диагностики, гипергликемии, прогрессирования диабетической нефропатии.
Активная работа органов законодательной и исполнительной власти Удмуртской Республики, всех звеньев эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по реализации мероприятий республиканских целевых программ по сахарному диабету позволили к 2009 году добиться значимых положительных результатов по медицинской составляющей проблемы сахарного диабета:
на 35% снизилось количество острых осложнений сахарного диабета;
на 33% снизилось число умерших больных сахарным диабетом;
на 40% снизился первичный выход на инвалидность больных сахарным диабетом трудоспособного возраста;
на 5% снизилось количество ампутаций нижних конечностей у пациентов с сахарным диабетом.
Вместе с тем, в оказании помощи больным сахарным диабетом остаются серьезные проблемы:
неполное обеспечение больных основными группами сахароснижающих препаратов. С учетом роста числа больных сахарным диабетом, роста цен на лекарственные средства, утверждения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации новых стандартов медицинской помощи больным с инсулинзависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом требуется значительное увеличение расходов на лечение больных;
ограниченные финансовые возможности для проведения комплексного лечения осложнённых форм сахарного диабета и сопутствующих ему заболеваний (диабетическая полинейропатия, диабетическая ретинопатия, диабетическая нефропатия, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца) не позволяют в полной мере решить вопросы профилактики ранней инвалидности и снижения смертности, особенно среди больных сахарным диабетом трудоспособного возраста.
Несахарный диабет – заболевание гипоталамо-гипофизарной системы, связанное с нарушением синтеза, транспортировки и высвобождения вазопрессина, что проявляется полиурией и полидипсией и приводит к развитию осложнений со стороны нервной системы, органов желудочно-кишечного тракта и других. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Значимость проблемы для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации, определяется несколькими факторами. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Распространенность несахарного диабета составляет 1 случай на 100 000 населения. В Удмуртской Республике на конец 2010 года зарегистрировано 190 человек. Прирост числа больных за последние 5 лет составил около 5 %. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Несахарный диабет относится к заболеваниям эндокринной системы и имеет схожие с сахарным диабетом механизм развития, течение болезни, принципы лечения. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
При несахарном диабете единственным методом лечения, как и при сахарном диабете, является заместительная терапия, то есть постоянный прием лекарственных препаратов взамен не вырабатывающихся в организме больного человека гормонов, регулирующих водно-солевой обмен. При лечении патологические проявления болезни полностью компенсируются, у больных исчезают признаки нарушения жизнедеятельности, которые являются основаниями для установления инвалидности. При отсутствии заместительной терапии при этом заболевании быстро развивается летальный исход. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Глобальный характер проблемы диабета как социально значимого заболевания определяет необходимость ее решения программно-целевым методом. Комплекс программных мероприятий обусловлен масштабностью, этапностью и многообразием проведения мер по профилактике, лечению, реабилитации больных диабетом, объединенных одной целью, ресурсами, сроками реализации и исполнителями. (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
III. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
снижение острых и хронических осложнений у больных сахарным диабетом и несахарным диабетом;
снижение уровня выхода на инвалидность больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение уровня смертности больных сахарным диабетом, в том числе и от сердечно-сосудистой патологии;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических отделениях;
повышение качества жизни больных сахарным диабетом.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
внедрение стационарозамещающих видов медицинской помощи;
совершенствование материально-технической базы эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики;
развитие специализированных методов диагностики и лечения сахарного и несахарного диабета и их осложнений с использованием стационарозамещающих технологий;
обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений;
совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом;
проведение научно-исследовательских работ прикладного характера по созданию и внедрению новых технологий профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
Реализация Программы будет осуществляться в один этап в течение трех лет (2010 - 2012 годы).
(раздел в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
IV. Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в приложении 1 к Программе.
V. План мероприятий Программы
План мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 219767,0 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
2010 год - 59767,0тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства УР от 19.07.2010 № 230)
2011 год - 80000,0 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
2012 год - 80000,0 тыс. рублей. (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
Исполнитель Программы представляет в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается на основании данных регионального Регистра больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, статистической отчетности отрасли здравоохранения республики, а также степени выполнения целевых индикаторов.
1.Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ1 = А х В х С х 7 %, где:
А - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
В-среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
С-стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ2= В х Е х С х 3 %, где:
В-среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
Е- число пролеченных больных за год;
С-стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Снижение числа случаев временной нетрудоспособности по поводу осложнений сахарного диабета.
Экономическая эффективность от реализации программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
ЭЭ= А х ВРП х Д, где:
А - число больных, находящихся на больничном листе по поводу острых осложнений диабета;
ВРП - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
Д - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
XI. Оценка экономической, социальной, бюджетной эффективности реализации Программы
Сахарный диабет относится к социально значимым заболеваниям и реализация мероприятий программы направлена, в первую очередь, на получение социальной эффективности.
Социальная эффективность Программы заключается в улучшении демографической ситуации в республике за счет своевременной диагностики и лечения сахарного диабета, снижении смертности населения в трудоспособном возрасте, в сохранении трудового потенциала республики, в формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей, в повышении эффективности оказания медицинской помощи.
Бюджетная эффективность Программы заключается в оптимизации расходов государства и уменьшении затрат на обращаемость к узким специалистам.
1. Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ1 = 59 х 16,5 х 168,8 х 7 % = 11,5 тыс. рублей, где:
59 чел.- число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ2= 16,5 х 2085 х 168,8 х 3 % = 174,2 тыс. рублей, где:
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
2085 чел. - число пролеченных больных за год;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Экономическая эффективность от снижения числа случаев временной нетрудоспособности по поводу острых осложнений сахарного диабета за весь период реализации программы.
ЭЭ= 59 х 1202 х 16,5 х 7% = 81,9 тыс. рублей, где:
59 чел. - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
1202 руб. - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
16,5 дней - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
При выполнении программных мероприятий возможны два варианта реализации Программы, отличающихся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. Выполнением Программы будет заложена основа дальнейшего развития эндокринологической службы в Удмуртской Республике, повсеместного перехода территорий на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы медицинской помощи населению и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
Второй вариант - принятие программы с неполным объемом финансирования. При этом варианте финансирования не удастся в полном объеме обеспечить больных сахарным диабетом современными эффективными сахароснижающими средствами, что приведет к прогрессированию осложнений, увеличению первичного выхода на инвалидность.
Приложение 1 к ведомственной целевой программе «Сахарный диабет на 2010-2012 годы»
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
N
п/
п
Наименование
целевого
индикатора
и показателя
эффективности
Единицы
измерения
Базовый
показатель по
Программе,
2008
год
Прогноз
Очередной
финансовый
год -
2009
Плановый период
2010
2011
2012
Целевые индикаторы
1
Острые осложнения
у взрослых, больных
сахарным диабетом,
по данным
регионального
Регистра больных
сахарным диабетом УР
случаев
60
59
58
56
55
2
Доля хронических
осложнений
у взрослых, больных
сахарным диабетом,
по данным
регионального
Регистра больных
сахарным диабетом УР
%
33
32,5
32
31,5
31
3
Средняя
продолжительность
жизни больных
сахарным диабетом
типа 1
лет
мужчин
55,7
56
56,2
56,5
56,9
женщин
58,4
58,8
59
59,3
59,6
4
Средняя
продолжительность
жизни больных
сахарным диабетом
типа 2
лет
мужчин
68,8
69
69,5
70
70,2
женщин
70,9
71,3
71,9
72
72,4
5
Средняя длительность
лечения
в специализированных
эндокринологических
стационарах
дней
16,5
16,4
16,3
16,2
16,0
6
Число обученных
в "Школе больного
сахарным диабетом"
человек
2614
2771
2854
2940
3048
Бюджетная эффективность
Снижение на 7%
острых осложнений
у взрослых, больных
сахарным диабетом
рублей
3286
4930
3287
Снижение средней
длительности лечения
в специализированных
эндокринологических
стационарах на 3%
рублей
58832
29042
86341
Экономическая эффективность
Снижение числа
случаев временной
нетрудоспособности
по поводу острых
осложнений
сахарного диабета
рублей
23402
35104
23404
Приложение 2 к ведомственной целевой программе «Сахарный диабет на 2010-2012 годы»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Наименование
мероприятия
Направ-
ления
расходов
(капи-
тальные
вложе-
ния)
Источники
финансиро-
вания
Объем финансирования
(тыс. рублей, в ценах
текущих лет)
Испол-
нитель
Ожидаемые
результаты
Годы
реализа-
ции,
всего
2010
2011
2012
Совершенствование оказания помощи больным сахарным диабетом
1. Внедрение
стационаро-
замещающих
видов
медицинской
помощи
Прочие
текущие
расходы
Бюджет
Удмуртской
Республики
В пределах текущего
бюджетного
финансирования
МЗ УР
Снижение затрат
на госпитализацию
больных сахарным
диабетом за счет
перевода не менее
2% таких больных
на амбулаторное
лечение
2. Обеспечение
больных
современными
эффективными
препаратами
для базисного
лечения диабета
Прочие
текущие
расходы
Бюджет
Удмуртской
Республики
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
МЗ УР
Снижение доли
острых
и хронических
осложнений
диабета,
увеличение
продолжительности
жизни больных
диабетом
3. Научно-
исследовательская работа
прикладного
характера
по актуальным
вопросам
диабетологии
НИОКР
Бюджет
Удмуртской
Республики
-
-
-
-
МЗ УР
Снижение доли
острых
и хронических
осложнений
диабета,
увеличение
продолжительности
жизни больных
диабетом
Итого
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
В том
числе
Бюджет
Удмуртской
Республики
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
Прочие
текущие
расходы
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
НИОКР
-
-
-
-
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 августа 2009 года № 216
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010-2012 ГОДЫ»
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
Фактически утратило силу
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заказчиком ведомственной целевой программы «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики - В.В.Бельтюков
Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03 августа 2009 года № 216
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010-2012 ГОДЫ»
Паспорт Ведомственной целевой программы "Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы"
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
Наименование Программы
«Сахарный диабет на 2010-2012 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2006 года № 66 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с несахарным диабетом
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 года «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом»;
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 12 мая 2009 года № 340-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Сахарный диабет на 2010-2012 годы».
Заказчик Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Разработчик проекта Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Исполнители Программы
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - МЗ УР), иные исполнители.
Цели Программы
Основными целями Программы являются:
снижение острых и хронических осложнений у больных сахарным и несахарным диабетом,
больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение ;
снижение средней длительности лечения вспециализированных эндокринологических отделениях.
Задачи Программы
Внедрение стационарозамещающих видов медицинской помощи;
совершенствование материально-технической базы эндокринологической службы МЗ УР;
развитие специализированных методов диагностики и лечения сахарного и несахарного диабета и их осложнений с использованием стационарозамещающих технологий;
обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений; совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом;
проведение научно - исследовательских работ прикладного характера по созданию и внедрению новых технологий профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
Целевые индикаторы Программы
Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 55 по данным регионального Регистра больных сахарным диабетом УР (далее - Регистр);
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 31 % по данным Регистра;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом по данным Регистра;
снижение ;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарахдо16,0 дней;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом» на 10 %.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы с 2010 года по 2012 год.
Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 219767,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год -59767,0тыс. рублей;
2011 год -80000,0 тыс. рублей;
2012 год -80000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической.
Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 55;
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетомдо 31 %;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение ;
снижение средней длительности лечения вспециализированных эндокринологических стационарахдо16,0 дней;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом» на 10 %.
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики
(в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Сахарный диабет - одно из распространённых социально значимых заболеваний, являющееся одной из наиболее приоритетных проблем здравоохранения как на национальном, так и на мировом уровнях. В декабре 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция, в которой сахарный диабет был назван международной проблемой здравоохранения.
За последние пять лет число больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике увеличилось на 6694 человека (рост составил 30,8%), что соответствует тенденции в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
По Российской Федерации рост составил 20% за аналогичный период, прирост за 2008 год 6,2 %. По ПФО рост составил за пять лет 20%, прирост за 2008 год 7,7 %. По состоянию на 01 января 2009г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях Удмуртской Республики состоят 28384 больных сахарным диабетом, по Удмуртской Республике прирост за 2008 год составил 7%.
Учитывая прогрессирующее увеличение количества больных диабетом, в Удмуртской Республике отмечается тенденция к росту числа инвалидов. Так, в Удмуртской Республике в 2005 году было 6705 инвалидов, а к 2009 году их количество достигло 8283 инвалидов, рост составил 23,5%.
Положение по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики, как и на территории Российской Федерации, в целом характеризуется следующими основными показателями:
прогрессирующее увеличение количества больных, преимущественно за счет больных сахарным диабетом типа 2;
рост количества инвалидов среди больных сахарным диабетом особенно с 2005 года.
Значимость проблемы сахарного диабета для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации, в целом определяется тремя основными составляющими:
1) медицинская:
сахарный диабет является одним из наиболее распространённых хронических неизлечимых заболеваний эндокринной системы организма человека, общая заболеваемость сахарным диабетом на 100 тыс. населения в Удмуртской Республике составляет 1852, в структуре эндокринных заболеваний доля больных диабетом составляет 59,7%;
при сахарном диабете нарушаются все виды обмена в организме человека (углеводный, белковый, жировой, энергетический), развивается генерализованное поражение всех звеньев сосудистой и нервной систем, органические и функциональные изменения развиваются во всех органах и тканях;
больные, как правило, нуждаются в помощи врачей практически всех специальностей;
при сахарном диабете необходим пожизненный приём сахароснижающих препаратов - без ежедневного введения инсулина или приёма таблетированных препаратов у больного разовьются острые или хронические осложнения, которые приведут к неизбежной гибели;
2) социальная:
заболевание может развиться у любого человека, независимо от возраста, пола, социального положения;
сохраняется высокий уровень выхода на инвалидность в работоспособном возрасте, за последние три года первичный выход на инвалидность по сахарному диабету в Удмуртской Республике составляет 2,8 - 2,7 на 10 тысяч населения;
высокая частота тяжелых осложнений сахарного диабета;
высокая смертность среди больных (основные причины: инсульт, инфаркт, сердечно-сосудистая недостаточность, гангрена нижних конечностей, хроническая почечная недостаточность), смертность больных сахарным диабетом составила 0,66 - 0,65 на 1000 населения, а доля смертности от сосудистой патологии пациентов диабетом составляет 76% ;
3) экономическая:
высокие прямые расходы на лечение самого сахарного диабета;
значительные косвенные затраты - лечение осложнений и сопутствующих заболеваний, обеспечение средствами самоконтроля диабета и средствами введения инсулина;
высокие затраты на реабилитацию больных, получивших инвалидность.
Общая заболеваемость сахарным диабетом в Удмуртской Республике, как в мире и Российской Федерации, продолжает увеличиваться с тенденцией отрицательной динамики показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по сахарному диабету.
Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия дополнительных мер:
снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом;
снижение доли хронических осложнений у взрослых больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах;
увеличение числа обученных в «Школе больного сахарным диабетом».
В результате проводимой работы по лечению больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике отмечено улучшение целевых индикаторов федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» подпрограммы «Сахарный диабет», в частности, продолжительность жизни больных с сахарным диабетом I типа у женщин выросла 51,7 до 55,7 лет, у мужчин - с 55,8 до 58,4 лет (по данным Регистра).
Однако ситуация по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики соответствует положению, сложившемуся на территории Российской Федерации вообще и характеризующемуся в целом отрицательной динамикой социально-экономических показателей, связанных с данным заболеванием, а именно:
прогрессирующий рост числа больных, преимущественно за счёт сахарного диабета 2 типа;
рост инвалидности, в том числе и среди больных трудоспособного возраста;
высокий уровень ранней смертности, преимущественно за счёт сердечно-сосудистых осложнений;
увеличивающиеся расходы на лечение как самого диабета, так и на лечение его осложнений, особенно при терминальной стадии хронической почечной недостаточности, требующей проведения постоянной диализной терапии;
поздняя выявляемость сахарного диабета 2 типа, в том числе среди лиц из «групп риска» по данному заболеванию;
низкий уровень профилактической работы среди населения.
В ходе реализации республиканских целевых программ по сахарному диабету были выполнены следующие мероприятия:
создан республиканский эндокринологический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - РЭЦ МЗ УР), выполняющий организационно-методическое руководство организацией медицинской помощи больным сахарным диабетом в городах и районах Удмуртской Республики;
на базе РЭЦ МЗ УР создан Региональный регистр больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, включающий в себя базу данных более 28 тысяч пациентов (взрослых, детей и подростков);
создано детское эндокринологическое отделение в государственном учреждении здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница» на 30 коек;
организована система подготовки врачебных кадров эндокринологической службы;
в республике организована работа 14 «школ больного сахарным диабетом» с оснащением современной учебной аппаратурой, где ежегодно обучаются более 2000 человек из числа вновь выявленных больных сахарным диабетом;
в клиническую практику здравоохранения Удмуртской Республики внедрены новые диагностические и лечебные технологии;
в 2006-2008 годах установлено 19 инсулиновых помп, в 2008 году начато суточное мониторирование глюкозы у детей в государственном учреждении здравоохранения «Республиканская детская клиническая больница»;
для ранней диагностики нарушений функции почек у больных сахарным диабетом в муниципальном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть «Ижмаш» внедрен новый лабораторный тест с b2 микроглобулином;
в городском эндокринологическом центре проводятся два международных исследования: «Опыт применения и эффективности «Саксаглиптина»» и «Исследование эффективности применения букального инсулина», внедрено в практику использование Ринсулина продленного и короткого действия;
укреплена материально-техническая база эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики: приобретено 53 единицы современного медицинского оборудования для оказания специализированной помощи больным сахарным диабетом на амбулаторно-поликлиническом уровне и в условиях стационарного лечения, в том числе: два аппарата «Искусственная почка», оборудование для пяти кабинетов «Диабетическая стопа», аппаратура для интенсивного лечения больных в стационарных условиях, два портативных аппарата для УЗ-диагностики, офтальмохирургический комплекс, ретинотомограф для диагностики лечения и профилактики дальнейшего прогрессирования осложнений диабетической ретинопатии, биохимическое аналитическое оборудование для диагностики, гипергликемии, прогрессирования диабетической нефропатии.
Активная работа органов законодательной и исполнительной власти Удмуртской Республики, всех звеньев эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по реализации мероприятий республиканских целевых программ по сахарному диабету позволили к 2009 году добиться значимых положительных результатов по медицинской составляющей проблемы сахарного диабета:
на 35% снизилось количество острых осложнений сахарного диабета;
на 33% снизилось число умерших больных сахарным диабетом;
на 40% снизился первичный выход на инвалидность больных сахарным диабетом трудоспособного возраста;
на 5% снизилось количество ампутаций нижних конечностей у пациентов с сахарным диабетом.
Вместе с тем, в оказании помощи больным сахарным диабетом остаются серьезные проблемы:
неполное обеспечение больных основными группами сахароснижающих препаратов. С учетом роста числа больных сахарным диабетом, роста цен на лекарственные средства, утверждения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации новых стандартов медицинской помощи больным с инсулинзависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом требуется значительное увеличение расходов на лечение больных;
ограниченные финансовые возможности для проведения комплексного лечения осложнённых форм сахарного диабета и сопутствующих ему заболеваний (диабетическая полинейропатия, диабетическая ретинопатия, диабетическая нефропатия, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца) не позволяют в полной мере решить вопросы профилактики ранней инвалидности и снижения смертности, особенно среди больных сахарным диабетом трудоспособного возраста.
Несахарный диабет – заболевание гипоталамо-гипофизарной системы, связанное с нарушением синтеза, транспортировки и высвобождения вазопрессина, что проявляется полиурией и полидипсией и приводит к развитию осложнений со стороны нервной системы, органов желудочно-кишечного тракта и других. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Значимость проблемы для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации, определяется несколькими факторами. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Распространенность несахарного диабета составляет 1 случай на 100 000 населения. В Удмуртской Республике на конец 2010 года зарегистрировано 190 человек. Прирост числа больных за последние 5 лет составил около 5 %. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Несахарный диабет относится к заболеваниям эндокринной системы и имеет схожие с сахарным диабетом механизм развития, течение болезни, принципы лечения. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
При несахарном диабете единственным методом лечения, как и при сахарном диабете, является заместительная терапия, то есть постоянный прием лекарственных препаратов взамен не вырабатывающихся в организме больного человека гормонов, регулирующих водно-солевой обмен. При лечении патологические проявления болезни полностью компенсируются, у больных исчезают признаки нарушения жизнедеятельности, которые являются основаниями для установления инвалидности. При отсутствии заместительной терапии при этом заболевании быстро развивается летальный исход. (абзац введен постановлением Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Глобальный характер проблемы диабета как социально значимого заболевания определяет необходимость ее решения программно-целевым методом. Комплекс программных мероприятий обусловлен масштабностью, этапностью и многообразием проведения мер по профилактике, лечению, реабилитации больных диабетом, объединенных одной целью, ресурсами, сроками реализации и исполнителями. (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
III. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
снижение острых и хронических осложнений у больных сахарным диабетом и несахарным диабетом;
снижение уровня выхода на инвалидность больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение уровня смертности больных сахарным диабетом, в том числе и от сердечно-сосудистой патологии;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических отделениях;
повышение качества жизни больных сахарным диабетом.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
внедрение стационарозамещающих видов медицинской помощи;
совершенствование материально-технической базы эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики;
развитие специализированных методов диагностики и лечения сахарного и несахарного диабета и их осложнений с использованием стационарозамещающих технологий;
обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений;
совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом;
проведение научно-исследовательских работ прикладного характера по созданию и внедрению новых технологий профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
Реализация Программы будет осуществляться в один этап в течение трех лет (2010 - 2012 годы).
(раздел в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
IV. Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в приложении 1 к Программе.
V. План мероприятий Программы
План мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2010-2012 годы составляет 219767,0 тыс. рублей, в том числе:
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
2010 год - 59767,0тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства УР от 19.07.2010 № 230)
2011 год - 80000,0 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
2012 год - 80000,0 тыс. рублей. (в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
Исполнитель Программы представляет в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается на основании данных регионального Регистра больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, статистической отчетности отрасли здравоохранения республики, а также степени выполнения целевых индикаторов.
1.Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ1 = А х В х С х 7 %, где:
А - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
В-среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
С-стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ2= В х Е х С х 3 %, где:
В-среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
Е- число пролеченных больных за год;
С-стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Снижение числа случаев временной нетрудоспособности по поводу осложнений сахарного диабета.
Экономическая эффективность от реализации программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
ЭЭ= А х ВРП х Д, где:
А - число больных, находящихся на больничном листе по поводу острых осложнений диабета;
ВРП - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
Д - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
XI. Оценка экономической, социальной, бюджетной эффективности реализации Программы
Сахарный диабет относится к социально значимым заболеваниям и реализация мероприятий программы направлена, в первую очередь, на получение социальной эффективности.
Социальная эффективность Программы заключается в улучшении демографической ситуации в республике за счет своевременной диагностики и лечения сахарного диабета, снижении смертности населения в трудоспособном возрасте, в сохранении трудового потенциала республики, в формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей, в повышении эффективности оказания медицинской помощи.
Бюджетная эффективность Программы заключается в оптимизации расходов государства и уменьшении затрат на обращаемость к узким специалистам.
1. Снижение острых осложнений у взрослых больных сахарным диабетом с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ1 = 59 х 16,5 х 168,8 х 7 % = 11,5 тыс. рублей, где:
59 чел.- число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ2= 16,5 х 2085 х 168,8 х 3 % = 174,2 тыс. рублей, где:
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
2085 чел. - число пролеченных больных за год;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Экономическая эффективность от снижения числа случаев временной нетрудоспособности по поводу острых осложнений сахарного диабета за весь период реализации программы.
ЭЭ= 59 х 1202 х 16,5 х 7% = 81,9 тыс. рублей, где:
59 чел. - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
1202 руб. - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
16,5 дней - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
При выполнении программных мероприятий возможны два варианта реализации Программы, отличающихся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. Выполнением Программы будет заложена основа дальнейшего развития эндокринологической службы в Удмуртской Республике, повсеместного перехода территорий на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы медицинской помощи населению и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
Второй вариант - принятие программы с неполным объемом финансирования. При этом варианте финансирования не удастся в полном объеме обеспечить больных сахарным диабетом современными эффективными сахароснижающими средствами, что приведет к прогрессированию осложнений, увеличению первичного выхода на инвалидность.
Приложение 1 к ведомственной целевой программе «Сахарный диабет на 2010-2012 годы»
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Правительства УР от 03.10.2011 № 360)
N
п/
п
Наименование
целевого
индикатора
и показателя
эффективности
Единицы
измерения
Базовый
показатель по
Программе,
2008
год
Прогноз
Очередной
финансовый
год -
2009
Плановый период
2010
2011
2012
Целевые индикаторы
1
Острые осложнения
у взрослых, больных
сахарным диабетом,
по данным
регионального
Регистра больных
сахарным диабетом УР
случаев
60
59
58
56
55
2
Доля хронических
осложнений
у взрослых, больных
сахарным диабетом,
по данным
регионального
Регистра больных
сахарным диабетом УР
%
33
32,5
32
31,5
31
3
Средняя
продолжительность
жизни больных
сахарным диабетом
типа 1
лет
мужчин
55,7
56
56,2
56,5
56,9
женщин
58,4
58,8
59
59,3
59,6
4
Средняя
продолжительность
жизни больных
сахарным диабетом
типа 2
лет
мужчин
68,8
69
69,5
70
70,2
женщин
70,9
71,3
71,9
72
72,4
5
Средняя длительность
лечения
в специализированных
эндокринологических
стационарах
дней
16,5
16,4
16,3
16,2
16,0
6
Число обученных
в "Школе больного
сахарным диабетом"
человек
2614
2771
2854
2940
3048
Бюджетная эффективность
Снижение на 7%
острых осложнений
у взрослых, больных
сахарным диабетом
рублей
3286
4930
3287
Снижение средней
длительности лечения
в специализированных
эндокринологических
стационарах на 3%
рублей
58832
29042
86341
Экономическая эффективность
Снижение числа
случаев временной
нетрудоспособности
по поводу острых
осложнений
сахарного диабета
рублей
23402
35104
23404
Приложение 2 к ведомственной целевой программе «Сахарный диабет на 2010-2012 годы»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановлений Правительства УР от 19.07.2010 № 230; от 03.10.2011 № 360)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Наименование
мероприятия
Направ-
ления
расходов
(капи-
тальные
вложе-
ния)
Источники
финансиро-
вания
Объем финансирования
(тыс. рублей, в ценах
текущих лет)
Испол-
нитель
Ожидаемые
результаты
Годы
реализа-
ции,
всего
2010
2011
2012
Совершенствование оказания помощи больным сахарным диабетом
1. Внедрение
стационаро-
замещающих
видов
медицинской
помощи
Прочие
текущие
расходы
Бюджет
Удмуртской
Республики
В пределах текущего
бюджетного
финансирования
МЗ УР
Снижение затрат
на госпитализацию
больных сахарным
диабетом за счет
перевода не менее
2% таких больных
на амбулаторное
лечение
2. Обеспечение
больных
современными
эффективными
препаратами
для базисного
лечения диабета
Прочие
текущие
расходы
Бюджет
Удмуртской
Республики
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
МЗ УР
Снижение доли
острых
и хронических
осложнений
диабета,
увеличение
продолжительности
жизни больных
диабетом
3. Научно-
исследовательская работа
прикладного
характера
по актуальным
вопросам
диабетологии
НИОКР
Бюджет
Удмуртской
Республики
-
-
-
-
МЗ УР
Снижение доли
острых
и хронических
осложнений
диабета,
увеличение
продолжительности
жизни больных
диабетом
Итого
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
В том
числе
Бюджет
Удмуртской
Республики
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
Прочие
текущие
расходы
219767,0
59767,0
80000,0
80000,0
НИОКР
-
-
-
-
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Собрание законодательства Удмуртской Республики № 26(I) от 09.09.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: