Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2019г.
Номер документа: RU04000201900839
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2019 г. № 527

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2020 ГОД И НА

ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.06.2015 № 305, Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

1. Принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (приложение № 1*).

2. Одобрить показатели прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (приложение № 2*).

3. Министерству финансов Республики Бурятия (Мухин В.В.) при разработке проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов принять за основу прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия        на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

4.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава Республики Бурятия -

Председатель Правительства

Республики Бурятия

А. Цыденов

*Приложения в электронном виде

___________________

Проект представлен Министерством экономики

тел. 21-29-47

оу1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Правительства

Республики Бурятия

от 03.10.2019  № 527

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития Республики Бурятия

на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов  (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период, тенденций развития ситуации в экономике, с учетом сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость разработки Прогноза на вариативной основе. При этом определены два основных варианта развития: первый (базовый) и второй (целевой). 

Первый вариант (базовый) основывается на сохранении в прогнозном периоде существующих тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики. Вариант также предусматривает положительный потребительский спрос, сохранение положительной динамики инвестиционной активности, реализацию запущенных проектов по модернизации действующих и созданию новых производств.

Второй вариант (целевой) предполагает более благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов, уверенный рост инвестиционного и потребительского спроса, ранний вход в активную фазу планируемых инвестиционных проектов. В рамках целевого варианта учитывается достижение в полном объеме целей и задач стратегического планирования, в том числе успешная реализация плана ускорения экономического роста Республики Бурятия до 2025 года, проект которого сформирован в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года.

Базовый вариант Прогноза является основой при разработке проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Производство валового регионального продукта

По оценке в 2019 году валовой региональный продукт (далее – ВРП) Республики Бурятия повысится на 1,0 % и составит 224,1 млрд. руб.

С учетом прогнозируемой динамики в основных отраслях экономики среднегодовые темпы роста ВРП по базовому варианту составят 101,3 %, по целевому варианту – 103,4 %.

В прогнозный период определяющее влияние на экономику республики будут оказывать промышленное производство (диапазон доли в ВРП по двум вариантам – 23,7 – 24,5 %), транспортировка и хранение (13,4 – 13,6 %), торговля (14,6 – 14,8 %), строительство (6,2 – 6,7 %). Данными отраслями будет произведено 58,5 – 59,8 % ВРП.

К 2022 году ВРП составит 264,2 млрд. рублей по первому варианту и увеличится на 3,9 % к уровню 2019 года. По второму варианту объем ВРП прогнозируется в объеме 281,7 млрд. руб., что составит 110,6 % к уровню 2019 года (в сопоставимых ценах).

Отраслевая структура ВРП в прогнозный период существенно не изменится.

Структура ВРП Республики Бурятия (первый вариант)

в % к итогу

Наименование /годы

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2022

к 2019 (+;-)

Валовой региональный продукт

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Х

Промышленность

22,1

22,1

23,0

23,7

24,1

24,4

1,4

Добыча полезных ископаемых

5,2

5,5

6,3

6,9

7,2

7,3

1,0

Обрабатывающие производства

10,7

10,8

11,0

11,1

11,2

11,4

0,4

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

5,5

5,1

5,1

5,0

5,0

5,0

-0,1

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

-

Сельское хозяйство

4,0

4,2

4,1

4,0

4,0

4,0

-0,1

Строительство

7,4

6,9

6,2

6,2

6,3

6,3

-0,1

Торговля

15,5

15,2

15,0

14,8

14,7

14,6

-0,4

Транспортировка и хранение

12,5

12,9

13,3

13,4

13,5

13,5

0,2

Другие виды экономической деятельности

38,5

38,7

38,4

37,9

37,4

37,2

-1,2

Промышленное производство, малый и средний бизнес

Индекс промышленного производства в 2019 году, по предварительной оценке, составит 103,1 % к уровню 2018 года.

Рост производства по сравнению с 2018 годом ожидается в добыче полезных ископаемых (108,3 %), производстве пищевых продуктов (101,0 %), текстильных изделий (101,0 %), одежды (101,1 %), обработке древесины (101,0 %), производстве бумаги (101,9 %), полиграфической деятельности (102,1 %), химической промышленности (100,4 %), прочей неметаллической минеральной продукции (101,7 %), производстве готовых металлических изделий (104,4 %), электрического оборудования (100,6 %), а также прочих транспортных средств и оборудования (103,2 %).

По остальным отраслям промышленности прогнозируется сохранение или снижение от уровня 2019 года.

В прогнозном периоде ожидается рост динамики промышленного производства, среднегодовые темпы роста промышленного производства, согласно базовому варианту составят 102,9 %, по второму варианту – 105,4 %.

В структуре промышленного производства чуть больше половины приходится на долю обрабатывающих производств (51,7 % в 2019 году), к 2022 году их доля по базовому варианту увеличится до 54,6 %, по второму варианту сократится – 51,1 % соответственно.

Наибольшее влияние на динамику обрабатывающей промышленности в 2020 – 2022 годах традиционно окажут производство прочих транспортных средств и оборудования (удельный вес к 2022 году в общем объеме обрабатывающей промышленности по базовому варианту – 64,7 %), производство пищевых продуктов (15,0 %), производство бумаги и бумажных изделий (7,4 %), производство прочей неметаллической минеральной продукции (3,6 %), обработка древесины и производство изделий из дерева (2,5 %), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (1,5 %).

Добыча полезных ископаемых в регионе представлена добычей каменного и бурого угля, а также урана и золота. По оценке, в 2019 году объем промышленного производства в целом отрасли составит 108,3 % к уровню 2018 года.

Добыча угля в 2019 году ожидается в объеме 6,2 млн. тонн, в том числе бурого – 3 млн. тонн, каменного – 3,2 млн. тонн (Никольское месторождение).

В 2020 – 2022 годах запланирована добыча бурого угля в объеме 3 млн. тонн ежегодно, что связано с прогнозом потребности Гусиноозерской ГРЭС в угле. Добыча каменного угля на Никольском месторождении оценивается от 3,2 до 7,4 млн. тонн (АО «Разрез Тугнуйский»).

Среднегодовые темпы роста добычи полезных ископаемых в период 2020 – 2022 годов составят 106,4 % по первому варианту и 107,6% по второму варианту.

Объемы добычи золота запланированы на основе данных основных предприятий по добыче рудного золота ПАО «Бурятзолото» и ООО «Артель старателей «Западная», а также объема добычи россыпного золота в 2018 году. В целевом варианте предусмотрено начало добычи рудного золота ООО «Рудное» на Троицком месторождении в Баунтовском эвенкийском районе.  

В то же время в прогнозе производства металлических руд учтены показатели добычи урана по предприятию АО «Хиагда», в 2019 году предприятие выходит на проектную мощность с объемом добычи до 1000 тонн урана в год.

Кроме этого, в прогнозе предусмотрено начало добычи плавикового шпата (флюорита) предприятием ООО «Друза» с 2019 года с выходом на проектную мощность 49 тыс. тонн флюоритового концентрата в 2021 году.

В обрабатывающей промышленности объем производства в 2019 году вырастет на 2,0 % к уровню 2018 года.

В 2020 – 2022 годы среднегодовые темпы роста объемов производства в обрабатывающей промышленности прогнозируются на уровне 102,0 % - 104,9 % в зависимости от варианта прогноза.

В 2019 году индекс производства пищевых продуктов составит 101,0 %, в 2020 – 2022 годах – 100,5 – 100,9 % - по первому варианту, 104,6 – 105,0 % по второму варианту.

Производство напитков в 2019 году составит 292,4 млн. рублей, или 100 % к предыдущему периоду. В 2020 – 2022 годы среднегодовой темп роста составит 100,6 % по первому варианту и 104,0 % по целевому варианту. Незначительный темп роста объемов по базовому варианту прогнозируется ввиду сокращения производства пива на фоне роста производства других напитков.

Динамика развития пищевой и перерабатывающей промышленности до 2022 года будет формироваться под воздействием различных факторов, к которым относятся спрос на отдельные виды продовольствия со стороны различных социальных групп и рост доходов населения. С одной стороны, положительное влияние окажут меры, которые были предприняты в последние годы, по техническому перевооружению крупных и средних предприятий промышленности, с другой возрастает вероятность рисков для устойчивого и динамичного развития промышленности в условиях последствия кризиса и практически отсутствия государственной поддержки.

В производствах текстильных изделий, одежды в 2020 – 2022 годы ожидается положительная динамика объемов производства. Перспективы развития связаны с ООО «Байкальский текстильный комбинат». Предприятие планирует запуск производственной линии по производству пряжи в рамках проекта по созданию текстильного комбината. Следующим этапом будет создание производства по мойке шерсти. Среднегодовые темпы роста в прогнозный период составят: по производству текстильных изделий - 103,2 % по базовому варианту, 154,2 % - по целевому варианту; по производству одежды темпы роста –101,4 % и 106,1 % соответственно. 

Перспективы развития деревообрабатывающей промышленности связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по созданию новых деревообрабатывающих производств, которые будут обеспечивать прирост производства и отгрузки в лесопромышленном комплексе. ЗАО «Байкальская лесная компания» в период 2020 - 2022 годы планирует наращивать объемы производства и отгрузки продукции.

В 2019 году темп роста промышленного производства в отрасли составит 101,0 %, в прогнозный период 2020 – 2022 годов среднегодовые темпы роста составят 103,2 % по первому варианту, 104,7 % по второму варианту.

Ключевую роль в формировании прогноза по производству бумаги и бумажных изделий до 2022 года определяет производственная деятельность ОАО «Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат». Предприятие планомерно ведет работу по модернизации целлюлозно-картонного производства и расширению рынка сбыта продукции.

Индекс производства в 2019 году ожидается на уровне 101,9 %. В 2020 – 2022 годах индекс производства по базовому варианту прогнозируется с увеличением со 101,1 % до 102,3 %, по целевому варианту среднегодовой рост составит 104,3 %.

В химическом производстве в 2019 году объем производства незначительно прирастет к уровню 2018 года и в прогнозном периоде индекс производства будет находиться в области положительных значений на уровне 100,3 – 105,5 % в зависимости от варианта.

Данная динамика связана с тем, что продукция лесохимического производства является побочным продуктом целлюлозно-бумажного производства, и в связи с улучшением производственной динамики на ОАО «Селенгинский ЦКК» ожидается положительная динамика производства лесохимии.

В производстве резиновых и пластмассовых изделий в 2019 – 2021 годах сохранится положительная динамика в связи с развитием Центра компетенции по производству резиновых авиационных шлангов для авиационных предприятий на базе ООО «Предприятие «Аэротех». Среднегодовые темпы роста будут находиться в пределах 102,2 % и 103,2 % согласно первому и второму вариантам прогноза.

В производстве прочих неметаллических минеральных продуктов объем отгруженной продукции в 2019 году вырастет на 1,7 % по сравнению с уровнем 2018 года, и составит 2,6 млрд. рублей.

Республика Бурятия располагает значительными запасами и видами минерально-сырьевых ресурсов для развития промышленности строительных материалов, строительной индустрии и других целей строительного комплекса. В течение последних лет в промышленности строительных материалов заметно активизировалась деятельность малых организаций, направленная на создание новых мощностей по выпуску конкурентоспособной, востребованной рынком продукции. Предпринимателями республики созданы производства керамического кирпича общей мощностью более 40,0 млн. шт. усл. кирпичей в год, начато освоение теплоизоляционных материалов из базальта, пенополистирола, эффективных стеновых блоков из полистиролбетона, искусственного облицовочного декоративного камня, тротуарной плитки, сухих строительных смесей.

Динамику производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, определяло ЗАО «Улан-Удэстальмост», на котором в настоящее время введена процедура банкротства. С 2018 г. деятельность осуществляет ООО «Улан-Удэстальмост» на арендуемых площадях. У предприятия недостаточно оборотных средств, что не позволяет в полном объеме загрузить производство. При улучшении финансовой ситуации предприятие в прогнозном периоде 2020 – 2022 годах будет наращивать объемы производства металлоконструкций.

Прогноз по производству компьютеров, электронных и оптических изделий разработан на основе показателей деятельности ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение». За счет реализации проектов по освоению новой гражданской продукции и обеспечению оборонзаказа ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» обеспечит прирост производства и отгрузки продукции. По первому варианту среднегодовые темпы роста в прогнозный период составят 101,8 %, по второму варианту – 103,8 %. Целевой вариант прогноза предусматривает решение предприятием вопроса освоения новых изделий и дальнейшего расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Индекс производства прочих транспортных средств и оборудования в 2019 году оценивается на уровне 103,2 %, в 2020 – 2022 годах - 102,4 % - по первому варианту, 105,1 % - по второму варианту прогноза.

Показатели отрасли будут в основном формироваться производственной деятельностью АО «Улан-Удэнский авиационный завод». Предприятие в период 2019 – 2022 годы, кроме выпуска модернизированного вертолетов Ми171А2, приступает к серийному выпуску модернизированного вертолета Ка-226ТМ, в 2021 году планируется запустить в серийное производство самолет «Байкал» (ТВС-2ДТС) и легкого многоцелевого вертолета VRT500 (ВР-1400).

Ожидается, что в 2019 году численность малых и средних предприятий, включая микропредприятия, на конец года составит порядка 11,5 тыс. единиц. В прогнозном периоде количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, увеличиться на 106,3 – 116,9 % в год в зависимости от варианта прогноза, и составит в 2022 году – 12,2 – 13,4 тыс. единиц. Аналогично будет увеличиваться оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятий, к 2022 году он составит 114,9 – 123,6 млрд. рублей в зависимости от варианта прогноза. По-прежнему основная часть оборота малого и среднего бизнеса в республике будет формироваться в сфере торговли, строительстве и обрабатывающем производстве – более 70,0 %.

Увеличению количества предприятий малого бизнеса будет также способствовать такие мероприятия национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», как стимулирование создания малых и средних предприятий и развитию действующих; развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства; массовое вовлечение населения в предпринимательскую деятельность.

Сельское хозяйство

В 2019 году, по оценке, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 100,5 % за счет роста производства продукции растениеводства до 100,3 % и животноводства до 100,4 %.

Объемы производства продукции сельского хозяйства за три года согласно прогнозу увеличатся по базовому варианту на 3,8 %, по целевому – на 14,1 %.

Будет произведено сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий за 2020 – 2022 годы в зависимости от варианта прогноза:

- зерна – от 210,2 до 213,2 тыс. тонн;

- картофеля – от 355,1 до 356,5 тыс. тонн;

- овощей – от 136,1 до 160 тыс. тонн;

- скота и птицы на убой в живом весе от 191,2 до 208,5 тыс. тонн;

- молока – от 407,3 до 412 тыс. тонн;

- яиц – от 259,0 до 285,4 млн. штук.

При формировании прогнозных показателей учтено влияние финансовых возможностей производителей, динамика цен на сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые ресурсы.

Кроме того, прогнозом предусмотрена реализация инвестиционных проектов: вторая очередь ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», строительство тепличного комплекса в Республике Бурятия в Гусиноозерске (ООО «ТК Гусиноозерский»), второй этап проекта по модернизации мясоперерабатывающего комплекса  ООО («Бурятмяспром»), строительство птицефабрики (ООО «Ноябрьскпродсервис») на территории моногорода Селенгинск в Кабанском районе. В целевом варианте предусмотрена реализация проектов по производству бутилированной питьевой воды.

Строительство

Объем строительных работ в 2019 году увеличится к уровню 2018 года на 2,3 %, в целом за прогнозируемый период среднегодовой темп роста составит 102,1 % – 105,5 % по вариантам прогноза.

В прогнозный период по базовому варианту ожидается положительная динамика темпов роста строительных работ. Так, в 2020 году планируется ввести 262,6 тыс. кв. метров жилья, к 2022 году за три года будет введено по первому варианту – 815,5 тыс. кв. м, по второму варианту – 828,6 тыс. кв. м.

Основными направлениями развития строительного комплекса на период до 2022 года будет являться реализация национальных и инвестиционных проектов (программ), связанных со строительством, реконструкцией объектов; создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности граждан; повышение доступности жилья.

Активное участие в жилищном строительстве принимают индивидуальные застройщики, их доля в общем объеме жилищного строительства составляет порядка 45 – 50 % и в прогнозном периоде сохранится на том же уровне.

Внешняя торговля

Традиционно географическая структура экспорта республики определена близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) и спецификой сбыта продукции авиационной промышленности и топливно-энергетического комплекса.

Динамика экспорта республики, прежде всего, определяется экспортной деятельностью ведущих промышленных предприятий: АО «Разрез Тугнуйский» и АО «Улан-Удэнский авиационный завод» и перспективами реализации инвестиционных проектов на территории республики в сфере минерально-сырьевого комплекса, переработки лесопродукции и авиастроения.

Стоимостной объем экспорта в 2019 году, по оценке, составит 998,5 млн. долл. США с ростом к уровню 2018 года на 5,1 %. Объем экспорта авиационной техники, комплектующих и запасных частей составит 210,8 млн. долл. США. При этом, в 2019 году ожидается уменьшение объемов экспорта каменного угля на 2,4 % к уровню 2018 года.

К 2022 году, по целевому сценарию, уровень экспорта достигнет показателя 1376,3 млн. долл. США.

Рост стоимостного объема экспорта к 2022 году будет обеспечен за счет обновления производственных мощностей и прироста поставок авиационной техники, а также реализации инвестиционных проектов в сфере минерально-сырьевого комплекса, лесопереработки, агропромышленного комплекса.

В планируемом периоде товарная структура экспорта не изменится, и ее основу будут составлять каменный уголь, вольфрамовый концентрат, авиационная техника и комплектующие к ней, продукция лесозаготовки и лесопереработки (картон, пиломатериалы).

Прогноз экспорта разработан на основе анализа показателей внешней торговли за предшествующие годы с учетом данных о поставках предприятий и направлений государственной внешнеэкономической политики в области тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в среднесрочный период.

В 2019 году импорт, по оценке, составит 101,9 млн. долл. США. Прирост импорта с 2021 года по целевому варианту прогнозируется с учетом реализации инвестиционных проектов на территории республики и ожидаемым ввозом технологического оборудования.

Потребительский рынок

К 2022 году оборот розничной торговли по первому варианту достигнет объема 208,0 млрд. руб., по второму варианту – 223,1 млрд. руб. Среднегодовые темпы роста составляют в зависимости от варианта 100,7 % - 103,1 %.

Одним из факторов замедления розничной торговли является популяризация и рост объемов продаж товаров через сеть Интернет, не регистрируемые органами статистики. По-прежнему оборот розничной торговли будет формироваться в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка.

В период 2020 – 2022 годы будет совершенствоваться торговая деятельность, увеличиваться количество торговых площадей современного формата.

Рост в целевом варианте обусловлен повышением реальных доходов населения, развитием новых и социально ориентированных форматов торговли и сервиса, стимулированием новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных и других мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей, создания институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений.

Инвестиции

В прогнозном периоде среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал составит 1,6 % (4,3 % - по второму варианту). При этом в 2020 году объем вложений вырастет на 0,7% к уровню 2019 года, в 2021 году – на 2,0 %, в 2021 году – рост составит 2,2 %.

Прогнозируемая динамика инвестиций в 2020 - 2022 годах будет обеспечиваться за счет реализации инвестиционных проектов в промышленности, АПК, строительстве, дорожной и туристической сфере. Кроме того, значительные объемы вложений планируются за счет привлечения средств из федерального бюджета в рамках реализации национальных проектов, национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года, плана социального развития центров экономического роста и т. д.

В добывающей промышленности продолжится реализация крупных проектов. АО «Хиагда» продолжит реализацию инвестиционного проекта «Строительство производственного комплекса и развитие месторождений Хиагдинского рудного поля». АО «Разрез Тугнуйский» планирует направить инвестиции на строительство корпуса обогащения угля, приобретение оборудования, строительство магистрального конвейера и объединенных очистных сооружений карьерных вод. Предусмотрены инвестиции по освоению Озерного месторождения полиметаллических руд, ООО «Друза» в рамках разработки Эгитинского месторождения плавикового шпата, ООО «Рудное» - по освоению Троицкого месторождения золота, ООО «Хужир Энтерпрайз» - по расконсервации и возобновлению деятельности предприятия. Также в прогнозе учтена инвестиционная деятельность предприятий ООО «Артель старателей Западная», АО «Забайкальское горнорудное предприятие» и ООО «Угольный разрез».

На разной стадии подготовки и реализации также будут в прогнозируемом периоде проекты ООО «Друза» по освоению Урда-Гарганского месторождения кварца, ООО «БайкалНедраГео» по освоению Калюмного участка сынныритов в Северо-Байкальском районе.

В деревообрабатывающей промышленности планируется создание новых производств, модернизация мощностей в рамках реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Развитие целлюлозно-бумажного производства связано с модернизацией целлюлозно-картонного производства и расширения рынка сбыта продукции ОАО «Селенгинский ЦКК».

АО «Улан-Удэнский авиационный завод» продолжит реализацию Программы технического и технологического развития с освоением программно-технических комплексов. Планируется на базе создаваемого авиастроительного промышленного технопарка развернуть производство легкого многоцелевого вертолета VRT500 (ВР-1400) и производство самолета «Байкал» (ТВС-2ДТС). В прогнозируемый период авиационный завод, кроме выпуска модернизированного вертолетов Ми171А2, приступает к серийному выпуску модернизированного вертолета Ка-226ТМ.

В рамках развития промышленности планируется также реализация проектов АО «Улан-Удэнское приборостроительное объединение» по освоению новой гражданской продукции (электротехническая продукция, датчики и сенсоры, электроприводная техника), Улан-Удэнским ЛВРЗ - филиалом АО «Желдорреммаш» по ремонту и модерниазции электровозов и тепловозов, работе с большим объемом литейной номенклатуры, ООО «Предприятие «Аэротех» по производству трубопроводов для самолетов МС-21 и резиновых шлангов, а также ООО «Ажур-текс» по созданию Байкальского текстильного комбината.

По виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» в прогнозируемом периоде основной объем инвестиций будет направлен на реконструкцию и строительство энергетического оборудования в целях повышения надежности электроснабжения и подключения новых потребителей. В частности, будут реализовываться инвестиционные программы ПАО «МРСК Сибири», ПАО «ТГК-14», Группой компаний «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и АО РОСНАНО) до 2022 года будет осуществляться строительство солнечных электростанций общей мощностью до 80 МВТ. Планируется строительство трёх солнечных электростанций в Тарбагатайском, Кяхтинском и Кабанском районах («Вершина Девелопмент»).

В агропромышленном комплексе планируется расширение действующего производству ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», строительство тепличного комплекса в Республике Бурятия в Гусиноозерске (ООО «ТК Гусиноозерский»), второй этап проекта по модернизации мясоперерабатывающего комплекса  ООО («Бурятмяспром»), строительство птицефабрики (ООО «Ноябрьскпродсервис») на территории моногорода Селенгинск в Кабанском районе. В целевом варианте предусмотрена реализация проектов по производству бутилированной питьевой воды.

В строительном комплексе будет продолжена работа по техническому перевооружению и модернизации действующих производств, а также строительство ряда жилых комплексов.

По виду деятельности «Транспортировка и хранение» основной объем инвестиций планируется на развитие объектов железнодорожного транспорта и автомобильных дорог. В рамках Инвестиционной программы ОАО «РЖД» продолжится развитие железнодорожной инфраструктуры, в том числе строительство Байкальского тоннеля, реконструкция вокзального комплекса Улан-Удэ. Предприятием ООО «ТЛТ Наушки» планируется строительство таможенно-логистического терминала в п. Хоронхой Кяхтинского района.

В дорожном хозяйстве бюджетные средства предусматриваются на строительство, реконструкцию автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения.

В туризме будет осуществляться строительство объектов туристской инфраструктуры, лечебно-оздоровительных, туристско-рекреационных, гостиничных, административно-деловых комплексов, в том числе на территориях туристских кластеров и т.д. Запланированы масштабные проекты по строительству международного туристско-рекреационного комплекса, многофункционального круглогодичного курорта, визитно-досугового центра на участках особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», строительству объектов туристской инфраструктуры в рамках создания туристско-рекреационного кластера «На Великом Чайном пути».

Уровень жизни населения

Прогноз показателей уровня жизни населения разработан на основе сложившихся тенденций в экономике и социально-трудовой сфере Республики Бурятия с учетом сценарных условий и основных параметров прогноза социально–экономического  развития Российской Федерации.

При подготовке прогноза оплаты труда работников учтены целевые ориентиры заработной платы в бюджетной сфере, финансовые возможности бюджетной системы и экономический потенциал Республики Бурятия. Повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в прогнозируемом периоде будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, заложенными в указах Президента Российской Федерации, в связи с необходимостью сохранения достигнутых соотношений заработной платы к доходу от трудовой деятельности. Данное поручение озвучено Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года.

Заработную плату работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, предполагается ежегодно индексировать в соответствии с уровнем инфляции в 2020 - 2022 годы и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период (согласно перечню поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 г. Пр-1087).

Также при подготовке прогноза заработной платы работников принято во внимание существенное увеличение минимального размера оплаты труда в 2019 году – до 11280 руб., в 2020 году – до 12130 руб.

В отраслях реального сектора экономики прогнозируемое увеличение средней заработной платы работников основано на развитии и росте приоритетных видов экономической деятельности в Республике Бурятия. Кроме того, устойчивый рост заработной платы в прогнозном периоде будет обусловлен реализацией мер, проводимых в целях выполнения поставленных Указом № 204 задач, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста показателя.

В целом по экономике республики темпы роста заработной платы работников организаций составят (по базовому варианту):

•              в 2020 г. темп роста зарплаты в республике ожидается на уровне 104,6 %,

•              в 2021 г. в республике – 105,1 %,

•              в 2022 г.  в республике – 105,3 %.

Прогнозная величина заработной платы наемных работников в целом по Республике Бурятия в 2022 году ожидается в размере 43754 рубля, а среднемесячный доход от трудовой деятельности – 37463 рубля.

С учетом ожиданий в отношении прироста уровня инфляции ожидается рост реальной заработной платы в целом по экономике за 2020 - 2022 годы на 1,2 % (по базовому варианту).

Прогнозная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения отстает от заработной платы. Так, в 2020 году реальные  располагаемые денежные доходы снизятся на 1,6 %, а в 2021 – 2022 годы – на 1,0 % - 0,4% за счет замедления темпов роста и даже отрицательной динамики отдельных компонентов доходов (доходов от собственности в результате постепенного снижения банками процентной ставки по депозитам; предпринимательской прибыли и т. н. «других доходов» - теневой оплаты труда).

Расчет прогнозных показателей уровня бедности основывается на показателях денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом Закона Республики Бурятия от 05.07.2013 № 3471-IV «О потребительской корзине Республики Бурятия» и Порядка исчисления величины прожиточного минимума в Республике Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 № 73. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в прогнозном периоде будет расти темпами, соответствующими индексу потребительских цен, и к 2022 году составит 12215,3 рублей (по первому варианту).

Факторы повышения величины прожиточного минимума и реальных доходов населения приведут к снижению доли бедного населения в 2020 – 2022 годах до уровня 17,5 % (по базовому варианту).

Труд и занятость

В связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который определяет порядок передвижки возрастной границы выхода на пенсию, незначительно сгладится сложившийся дефицит рабочей силы, вызванный демографическими тенденциями.

В целях улучшения ситуации на рынке труда будут реализовываться Государственная программа Республики Бурятия «Содействие занятости населения», а также мероприятия национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Кроме того, совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке проводится работа по обеспечению кадрами в количестве 11,5 тыс. человек до 2021 года для реализации 21 инвестиционного проекта в сфере авиастроения, туризма, торговли, добывающей, пищевой и текстильной промышленности – в том числе и через увеличение контрольных цифр приема ВУЗов в регионе, создания филиала подразделения Московского авиационного института на базе ВСГУТУ.

Экономический рост занятых в экономике к 2022 году составит по базовому варианту 100,4 % к отчетному периоду 2018 года и оценивается в увеличении численности работающего населения порядка 1,6 тыс. человек. По целевому варианту данные показатели составят 100,9 % и 3,6 тыс. человек соответственно.

Увеличение занятых в экономике повлечет за собой постепенное снижение численности безработных граждан и к 2022 году численность может составить от 39,0 до 41,0 тыс. человек в зависимости от варианта прогноза. В 2022 году прогнозируемый уровень безработицы составит 9,0 % по базовому и 8,6 % по целевому вариантам.

Демография

При составлении прогноза численности населения Республики Бурятия учитывались все демографические составляющие, влияющие на рост численности населения, а также принятые меры по увеличению рождаемости, в том числе специальные для субъектов Дальневосточного федерального округа: единовременные выплаты в связи с рождением первого и второго ребенка, региональный материнский капитал, ежемесячные выплаты на третьего или последующих детей, льготные ипотечные кредиты.

Кроме того, в целевом варианте учитывались предполагаемые меры в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, позволяющие достичь целевые показатели численности населения, отраженные в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Наибольшая миграционная убыль зафиксирована в 2018 году – 4,6 тыс. чел. Основными причинами оттока населения являются: получение образования в других регионах, смена или поиск работы. К 2022 году миграционный отток сократится до -2,5 (базовый вариант), до -1,0 (целевой вариант).

В прогнозном периоде ожидается рост численности населения в трудоспособном возрасте, что связано с увеличением пенсионного возраста и отменой Международной организацией труда верхней границы трудоспособного возраста. Так, численность трудоспособного населения по базовому варианту увеличится с 573,4 тыс. чел. в 2020 году до 596,8 тыс. чел. к 2024 году, по целевому варианту до 598,1 тыс. человек.

Одновременно прослеживается снижение численности населения старше трудоспособного возраста.

Всего среднегодовая численность населения Республики Бурятия к 2022 году достигнет по базовому варианту 987,9 тыс. человек, по целевому варианту – 994,2 тыс. человек.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОДОБРЕНЫ

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от  03.10.2019  № 527

ПОКАЗАТЕЛИ

прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2020 год

и на плановый период 2021 и 2022 годов

Показатели

Единица измерения

отчет

оценка

прогноз

2018

2019

2020

2021

2022

Вар. 1

Вар. 2

Вар. 1

Вар. 2

Вар. 1

Вар. 2

Население

Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

983,9

984,0

984,4

986,4

985,9

989,8

987,9

994,2

Численность населения (на 1 января года)

тыс. чел.

984,5

983,3

983,7

985,0

985,1

987,8

986,7

991,8

Численность населения трудоспособного возраста
(на 1 января года)

тыс. чел.

544,8

559,3

573,4

575,0

585,6

587,0

596,8

598,1

Численность населения старше трудоспособного возраста
(на 1 января года)

тыс. чел.

198,5

184,0

171,5

172,4

159,6

161,0

148,1

148,9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

70,93

71,0

71,9

73,3

72,3

74,4

72,8

75,6

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся живыми на 1000 человек населения

14,1

14,3

14,2

14,5

14,3

14,9

14,4

15,0

Суммарный коэффициент рождаемости

число детей на 1 женщину

2,04

2,09

2,123

2,123

2,146

2,146

2,181

2,181

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

10,5

10,4

10,7

10,2

10,2

10,1

10,2

10,0

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

3,4

4,0

3,6

4,3

4,1

4,7

4,2

5,0

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

-4,5

-3,8

-3,1

-2,5

-2,6

-1,9

-2,5

-1

Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт

млн руб.

211273,7

224093,8

236989,4

243106,6

250235,7

261548,6

264238,7

281738,1

Индекс физического объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

100,8

101,0

101,4

103,7

101,2

103,2

101,2

103,3

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

104,0

105,0

104,3

104,2

104,3

104,2

104,4

104,3

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млн руб.

119395,5

131601,3

142954,6

147843,2

153551,7

162200,1

164321,5

176495,0

Индекс промышленного производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,1

103,1

104,6

107,3

102,7

104,9

102,2

103,9

По видам экономической деятельности

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Добыча полезных ископаемых (раздел B)

млн. руб.

28348,8

33273,2

39956,1

42165,3

44059,4

46731,7

47061,3

49998,2

Добыча полезных ископаемых (раздел B)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,3

108,3

114,7

117,4

105,3

105,6

101,8

101,9

Индекс-дефлятор - Добыча полезных ископаемых (раздел B)

% к предыдущему году

106,3

108,4

104,7

104,7

104,8

104,8

104,9

104,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Добыча угля (05)

млн. руб.

10316,9

14383,9

19005,7

19613,7

21766,7

22626,7

23475,7

24472,5

Добыча угля (05)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

141,2

130,5

126,4

122,1

109,7

110,5

103,2

103,5

Индекс-дефлятор - Добыча угля (05)

% к предыдущему году

106,4

106,8

104,5

104,5

104,4

104,4

104,5

104,5

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Добыча металлических руд (07)

млн. руб.

15932,6

16662,2

17432,1

19034,2

18404,0

20205,0

19494,8

21402,6

Добыча металлических руд (07)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,7

94,6

99,7

108,9

100,5

101,0

100,5

100,5

Индекс-дефлятор - Добыча металлических руд (07)

% к предыдущему году

97,1

110,5

104,9

104,9

105,1

105,1

105,4

105,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Добыча прочих полезных ископаемых (08)

млн. руб.

2096,4

2224,2

3515,4

3514,5

3885,6

3896,9

4087,7

4120,0

Добыча прочих полезных ископаемых (08)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

95,5

102,8

150,2

150,2

105,1

105,4

100,0

100,5

Индекс-дефлятор - Добыча прочих полезных ископаемых (08)

% к предыдущему году

119,7

103,2

105,2

105,2

105,2

105,2

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (09)

млн. руб.

2,9

2,9

2,9

2,9

3,0

3,0

3,1

3,1

Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (09)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

83,3

95,4

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Индекс-дефлятор - Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых (09)

% к предыдущему году

129,7

104,3

102,2

102,2

103,2

103,2

103,4

103,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Обрабатывающие производства (раздел C)

млн. руб.

63218,7

67976,5

72385,8

74441,9

77216,7

81812,7

83136,4

90233,2

Обрабатывающие производства (раздел C)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,2

102,0

101,7

104,6

101,8

105,0

102,6

105,2

Индекс-дефлятор - Обрабатывающие производства (раздел C)

% к предыдущему году

102,5

105,4

104,8

104,7

104,7

104,7

104,9

104,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство пищевых продуктов (10)

млн. руб.

10336,8

11035,3

11478,6

11923,8

11928,2

12933,1

12468,9

14041,5

Производство пищевых продуктов (10)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,0

101,0

100,5

104,6

100,5

105,0

100,9

105,0

Индекс-дефлятор - Производство пищевых продуктов (10)

% к предыдущему году

102,7

105,7

103,5

103,3

103,4

103,3

103,6

103,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство напитков (11)

млн. руб.

276,6

292,4

304,1

314,1

316,0

337,4

329,7

362,9

Производство напитков (11)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

97,4

100,0

100,5

104,0

100,5

104,0

100,7

104,0

Индекс-дефлятор - Производство напитков (11)

% к предыдущему году

87,4

105,7

103,5

103,3

103,4

103,3

103,6

103,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство текстильных изделий (13)

млн. руб.

17,6

18,6

19,6

28,6

21,3

59,2

22,6

69,8

Производство текстильных изделий (13)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,6

101,0

101,9

148,7

105,0

200,0

102,6

113,8

Индекс-дефлятор - Производство текстильных изделий (13)

% к предыдущему году

58,4

104,6

103,4

103,4

103,5

103,5

103,6

103,6

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство одежды (14)

млн. руб.

80,5

85,1

88,9

93,8

93,3

103,6

98,5

112,7

Производство одежды (14)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

149,4

101,1

101,0

106,6

101,4

106,7

101,9

105,0

Индекс-дефлятор - Производство одежды (14)

% к предыдущему году

57,1

104,6

103,4

103,4

103,5

103,5

103,6

103,6

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство кожи и изделий из кожи (15)

млн. руб.

55,1

57,6

60,2

60,9

63,0

64,6

66,2

68,7

Производство кожи и изделий из кожи (15)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

131,8

100,0

101,0

102,3

101,1

102,5

101,5

102,5

Индекс-дефлятор - Производство кожи и изделий из кожи (15)

% к предыдущему году

99,3

104,6

103,4

103,4

103,5

103,5

103,6

103,6

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)

млн. руб.

1495,0

1605,1

1730,9

1759,5

1873,7

1936,1

2048,0

2140,7

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

94,9

101,0

102,8

104,5

103,0

104,7

103,8

105,0

Индекс-дефлятор - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)

% к предыдущему году

95,9

106,3

104,9

104,9

105,1

105,1

105,3

105,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство бумаги и бумажных изделий (17)

млн. руб.

4600,0

5000,0

5317,9

5454,6

5711,9

5973,5

6152,9

6604,6

Производство бумаги и бумажных изделий (17)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

119,7

101,9

101,1

103,7

102,1

104,1

102,3

105,0

Индекс-дефлятор - Производство бумаги и бумажных изделий (17)

% к предыдущему году

129,0

106,7

105,2

105,2

105,2

105,2

105,3

105,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18)

млн. руб.

140,4

150,0

157,1

158,7

166,7

169,8

177,5

185,6

Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

118,9

102,1

101,1

102,1

102,1

103,0

102,3

105,0

Индекс-дефлятор - Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18)

% к предыдущему году

78,3

104,6

103,6

103,6

103,9

103,9

104,1

104,1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство химических веществ и химических продуктов (20)

млн. руб.

168,8

180,0

193,3

196,4

209,3

215,8

229,6

239,7

Производство химических веществ и химических продуктов (20)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,5

100,4

102,0

103,6

103,0

104,6

104,2

105,5

Индекс-дефлятор - Производство химических веществ и химических продуктов (20)

% к предыдущему году

101,5

106,2

105,3

105,3

105,1

105,1

105,3

105,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство резиновых и пластмассовых изделий (22)

млн. руб.

466,3

495,9

532,1

535,2

571,0

579,4

616,3

634,5

Производство резиновых и пластмассовых изделий (22)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

70,7

100,1

101,9

102,5

102,1

103,0

102,5

104,0

Индекс-дефлятор - Производство резиновых и пластмассовых изделий (22)

% к предыдущему году

144,1

106,2

105,3

105,3

105,1

105,1

105,3

105,3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)

млн. руб.

2423,2

2568,6

2718,9

2823,7

2846,7

3121,9

3070,0

3461,3

Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,6

101,7

101,1

105,6

100,1

105,8

103,1

106,1

Индекс-дефлятор - Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)

% к предыдущему году

87,7

104,2

104,7

104,1

104,6

104,5

104,6

104,5

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)

млн. руб.

372,8

400,0

429,6

432,1

459,7

466,9

497,1

509,9

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

95,1

104,4

101,9

102,5

102,0

103,0

103,0

104,0

Индекс-дефлятор - Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)

% к предыдущему году

73,5

102,8

105,4

105,4

104,9

104,9

105,0

105,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26)

млн. руб.

1210,2

999,7

1066,5

1082,3

1138,9

1185,3

1223,3

1295,5

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,1

78,5

101,6

103,1

101,7

104,3

102,1

103,9

Индекс-дефлятор - Производство компьютеров, электронных и оптических изделий (26)

% к предыдущему году

105,0

105,2

105,0

105,0

105,0

105,0

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство электрического оборудования (27)

млн. руб.

16,6

17,6

18,8

19,1

20,1

20,8

21,8

22,8

Производство электрического оборудования (27)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,7

100,6

101,6

103,5

102,0

103,6

103,0

104,0

Индекс-дефлятор - Производство электрического оборудования (27)

% к предыдущему году

105,0

105,2

105,0

105,0

105,0

105,0

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (28)

млн. руб.

35,8

37,8

40,6

40,9

43,8

44,2

47,9

48,8

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (28)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

94,5

100,4

102,2

103,0

102,9

103,0

104,0

105,0

Индекс-дефлятор - Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (28)

% к предыдущему году

405,1

105,2

105,0

105,0

105,0

105,0

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство прочих транспортных средств и оборудования (30)

млн. руб.

39857,9

43251,5

46322,3

47593,9

49708,5

52522,3

53862,1

58181,9

Производство прочих транспортных средств и оборудования (30)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,9

103,2

102,0

104,8

102,2

105,1

103,0

105,3

Индекс-дефлятор - Производство прочих транспортных средств и оборудования (30)

% к предыдущему году

104,8

105,2

105,0

105,0

105,0

105,0

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство мебели (31)

млн. руб.

139,2

143

152,9

154,1

164,2

165,7

178,0

181,3

Производство мебели (31)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

86,2

97,9

102,2

103

102,9

103

104

105

Индекс-дефлятор - Производство мебели (31)

% к предыдущему году

93,8

104,9

104,6

104,6

104,4

104,4

104,2

104,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Производство прочих готовых изделий (32)

млн. руб.

96,1

100,8

106,8

107,3

113,4

114,6

120,5

122,4

Производство прочих готовых изделий (32)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

82,3

100,0

101,3

101,8

101,7

102,2

102,0

102,5

Индекс-дефлятор - Производство прочих готовых изделий (32)

% к предыдущему году

99,9

104,9

104,6

104,6

104,4

104,4

104,2

104,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Ремонт и монтаж машин и оборудования (33)

млн. руб.

1429,8

1537,6

1646,7

1662,9

1767,1

1798,4

1905,5

1948,7

Ремонт и монтаж машин и оборудования (33)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

64,3

102,2

102,0

103,0

102,2

103,0

102,5

103,0

Индекс-дефлятор - Ремонт и монтаж машин и оборудования (33)

% к предыдущему году

105,0

105,2

105,0

105,0

105,0

105,0

105,2

105,2

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D)

млн. руб.

26234,7

27680,4

28843,0

29448,7

30416,6

31759,8

32171,1

34252,3

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

95,7

100,2

100,0

102,1

101,4

103,7

101,7

103,7

Индекс-дефлятор - Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D)

% к предыдущему году

102,0

105,3

104,2

104,2

104,0

104,0

104,0

104,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E)

млн. руб.

1593,3

1683,3

1769,8

1787,3

1859,0

1896,0

1952,7

2011,3

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E)

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,9

101,0

101,0

102,0

101,0

102,0

101,0

102,0

Индекс-дефлятор - Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E)

% к предыдущему году

103,4

104,6

104,1

104,1

104,0

104,0

104,0

104,0

Потребление электроэнергии

млн. кВт.ч

3798,0

3706,8

3799,3

3966,3

3833,5

4243,9

3862,6

4541,0

Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей

руб./тыс.кВт.ч

2791,0

2834,7

2953,7

2953,7

3071,9

3071,9

3194,7

3194,7

Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей

за период с начала года к соотв. периоду предыдущего года, %

93,8

101,6

104,2

104,2

104,0

104,0

104,0

104,0

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства

млн руб.

16538,1

17202,9

18014,8

18924,7

18811,5

20163,1

19743,8

21632,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

106,9

100,5

101,5

106,7

101,0

103,1

101,3

103,7

Продукция растениеводства

млн руб.

5402,4

5586,6

5836,8

6032,4

6041,3

6406,0

6303,1

6849,4

Индекс производства продукции растениеводства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

125,4

100,3

101,7

105,2

100,3

103,0

101,0

103,6

Продукция животноводства

млн руб.

11135,6

11616,3

12178,0

12892,2

12770,2

13757,0

13440,8

14783,5

Индекс производства продукции животноводства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

99,5

100,4

101,1

107,1

101,1

103,0

101,3

103,5

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

в ценах соответствующих лет; млн руб.

27275,5

29490,1

31283,6

32264,5

33285,7

35434,2

35403,1

38989,0

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

82,2

102,3

102,0

105,2

102,2

105,6

102,2

105,8

Индекс-дефлятор по виду деятельности «Строительство»

% г/г

105,3

105,7

104,0

104,0

104,1

104,0

104,1

104,0

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

247,8

257,7

262,6

268,7

272,4

274,3

280,5

285,6

Торговля и услуги населению

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

105

106,0

104,9

104,6

104,5

104,3

104,5

104,3

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

% г/г

103,1

106,2

104,7

104,0

104,5

104,0

104,5

104,0

Оборот розничной торговли

млн рублей

177122

182000

190000

194208,6

199000

208038,0

208600

223068,3

Индекс физического объема оборота розничной торговли

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

100,2

100,0

100,8

103,0

100,8

103,1

100,9

103,2

Индекс-дефлятор оборота розничной торговли

% г/г

103,47

102,8

103,6

103,6

103,9

103,9

103,9

103,9

Объем платных услуг населению

млн рублей

45344,0

47429,8

49916,7

50163,9

52755,6

53435,9

55789,3

57178,1

Индекс физического объема платных услуг населению

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

98,2

100,0

101,0

101,5

101,2

102,0

101,3

102,5

Индекс-дефлятор объема платных услуг населению

% г/г

102,95

104,6

104,2

104,2

104,4

104,4

104,4

104,4

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт товаров

млн долл. США

950,0

998,5

1060,4

1144,1

1113,0

1283,0

1168,7

1376,3

Импорт товаров

млн долл. США

104,8

101,9

86,9

95,8

88,6

103,5

90,2

106,2

Страны дальнего зарубежья

Экспорт товаров - всего

млн долл. США

941,7

991,5

1052,9

1136,3

1105,2

1273,7

1160,7

1365,1

Экспорт ТЭК

млн долл. США

646,3

631,9

658,4

667,9

687,9

697,9

673,9

723,0

Импорт товаров - всего

млн долл. США

95,5

91,2

77,8

81,5

79,5

87,2

81,1

90,1

Государства - участники СНГ

Экспорт товаров - всего

млн долл. США

8,3

7,0

7,5

7,8

7,8

9,3

8,0

11,2

Импорт товаров - всего

млн долл. США

9,2

10,7

9,1

14,3

9,1

16,3

9,1

16,1

Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)

единиц

11174

11478,0

11733,8

12292,5

12085,8

13030,1

12206,6

13421,0

Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей)

тыс. чел.

38,1

39,2

39,2

41,5

40,1

44,0

41,0

46,2

Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия

млрд руб.

110,5

110,5

113,8

116,0

114,2

119,5

114,9

123,6

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал

млн рублей

48753,6

55144,0

57751,2

59357,0

61321,4

64324,1

65240,0

70578,0

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

107,3

106,7

100,7

103,5

102,0

104,1

102,2

105,3

Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал

% г/г

107,6

106,0

104,0

104,0

104,1

104,1

104,1

104,2

Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

%

23,1

24,6

24,3

24,5

24,5

24,7

24,6

25,2

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)

38388,7

43420,5

48030,2

50138,1

51775,0

54053,7

55826,0

58289,6

Собственные средства

млн рублей

17443,8

18839,3

21974,2

23732,1

23732,1

25630,7

25630,7

27681,1

Привлеченные средства, из них:

млн рублей

20944,9

24581,2

26056,0

26406,0

28042,9

28423,1

30195,3

30608,5

кредиты банков, в том числе:

млн рублей

120,3

550,0

870,0

990,0

922,2

1049,4

977,5

1112,4

кредиты иностранных банков

млн рублей

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

заемные средства других организаций

млн рублей

979,4

1500,0

1550,0

1550,0

1643,0

1643,0

1741,6

1741,6

бюджетные средства, в том числе:

млн рублей

17404

20061,2

21056,0

21286,0

22807,7

23060,7

24706,2

24984,5

федеральный бюджет

млн рублей

10222,8

15911,2

16400,0

16400,0

17712,0

17712,0

19129,0

19129,0

бюджеты субъектов Российской Федерации

млн рублей

6049,4

2950,0

3360,0

3590,0

3696,0

3949,0

4065,6

4343,9

из местных бюджетов

млн рублей

1131,8

1200,0

1296,0

1296,0

1399,7

1399,7

1511,7

1511,7

прочие

млн рублей

2129,4

2470,0

2580,0

2580,0

2670,0

2670,0

2770,0

2770,0

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации

Доходы консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации

млн руб.

64778,4

73085,3

69258,0

69815,6

69989,7

71093,5

71510,8

73374,0

Налоговые и неналоговые доходы, всего

млн руб.

34069,8

33725,0

35593,0

36150,6

38235,5

39339,3

39319,3

41182,5

Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе:

млн руб.

32370,3

32234,2

34391,8

34949,3

37084,4

37873,3

38163,0

40026,2

налог на прибыль организаций

млн руб.

6857,0

6437,7

6628,0

6959,4

7543,7

7920,9

7635,7

8017,5

налог на доходы физических лиц

млн руб.

14370,7

14970,8

15692,2

15869,0

16503,4

16821,1

17315,7

17830,4

налог на добычу полезных ископаемых

млн руб.

805,6

768,2

845,5

845,5

891,5

891,5

926,9

926,9

акцизы

млн руб.

2629,0

3027,5

3455,7

3467,1

3911,1

3921,5

3911,3

4400,3

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

млн руб.

1506,8

1619,7

1695,1

1733,1

1788,8

1854,4

1840,1

2318,0

налог на имущество физических лиц

млн руб.

161,3

157,6

165,5

165,5

167,5

167,5

169,5

169,5

налог на имущество организаций

млн руб.

3800,0

3133,6

3636,2

3636,2

4298,6

4298,6

4443,6

4443,6

налог на игорный бизнес

млн руб.

1,8

2,4

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

транспортный налог

млн руб.

640,5

638,5

669,1

669,1

679,7

679,7

699,2

699,2

земельный налог

млн руб.

759,0

752,0

767,1

767,1

772,7

772,7

777,7

777,7

Неналоговые доходы

млн руб.

1699,5

1490,9

1201,2

1201,2

1151,1

1466,0

1156,3

1156,3

Безвозмездные поступления всего, в том числе

млн руб.

30708,6

39360,3

33665,0

33665,0

31754,2

31754,2

32191,5

32191,5

субсидии из федерального бюджета

млн руб.

4094,6

10000,0

8786,4

8786,4

6447,0

6447,0

6447,0

6447,0

субвенции из федерального бюджета

млн руб.

3152,4

3445,3

3445,3

3445,3

3445,3

3445,3

3445,3

3445,3

дотации из федерального бюджета, в том числе:

млн руб.

21733,0

21013,0

21433,3

21433,3

21861,9

21861,9

22299,2

22299,2

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

млн руб.

18298,6

19874,9

20275,9

20275,9

20681,4

20681,4

21095,0

21095,0

Расходы консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации всего, в том числе по направлениям:

млн руб.

65157,5

75545,6

69258,0

69815,6

69989,7

71093,5

71510,8

73374,0

общегосударственные вопросы

млн руб.

5077,1

5834,6

5341,0

5384,9

5397,7

5484,5

5517,3

5663,8

национальная оборона

млн руб.

38,6

44,4

40,6

40,9

41,0

41,7

41,9

43,1

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

млн руб.

770,6

885,6

810,7

817,3

819,3

832,4

837,4

859,7

национальная экономика

млн руб.

8596,8

9879,9

9043,7

9118,0

9139,6

9286,6

9342,2

9590,2

жилищно-коммунальное хозяйство

млн руб.

2856,0

3282,3

3004,5

3029,1

3036,3

3085,2

3103,6

3186,0

охрана окружающей среды

млн руб.

1466,3

1685,2

1542,5

1555,2

1558,9

1584,0

1593,4

1635,7

образование

млн руб.

20355,0

23393,2

21413,2

21589,0

21640,3

21988,3

22119,8

22707,2

культура, кинематография

млн руб.

2713,7

3118,7

2854,8

2878,2

2885,1

2931,4

2949,0

3027,3

здравоохранение

млн руб.

5964,6

6854,9

6274,7

6326,2

6341,2

6443,2

6481,8

6653,9

социальная политика

млн руб.

15529,1

17846,9

16336,4

16470,5

16509,7

16775,2

16875,5

17323,6

физическая культура и спорт

млн руб.

1102,6

1267,3

1159,9

1169,4

1172,2

1191,1

1198,2

1230,0

средства массовой информации

млн руб.

96,8

111,3

101,9

102,8

103,0

104,5

105,3

108,1

обслуживание государственного и муниципального долга

млн руб.

590,3

1341,3

1334,1

1334,1

1345,4

1345,4

1345,4

1345,4

Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн рублей

млн руб.

-379,1

-2460,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственный долг субъекта Российской Федерации

млн руб.

11998,3

14458, 6

14458,6

14458,6

14458,6

14458,6

14458,6

14458,6

Муниципальный долг муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации

млн руб.

2866,8

2949,9

2949,9

2949,9

2949,9

2949,9

2949,9

2949,9

Денежные доходы населения

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

93,3

96,5

98,4

106,8

99,0

101,9

99,6

102,4

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения:

руб./мес.

10320

10684,0

11185,9

11187,0

11689,3

11634,0

12215,3

12099,0

трудоспособного населения

руб./мес.

10731

11793,0

12346,7

12264,7

12902,4

12755,3

13483,0

13265,5

пенсионеров

руб./мес.

8174

8990,0

9412,5

9349,6

9836,1

9723,6

10278,7

10112,5

детей

руб./мес.

10762

10759,0

11264,7

11189,4

11771,6

11636,9

12301,3

12102,4

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

17,9

20,1

19,0

16,0

18,2

14,3

17,5

12,5

Денежные доходы населения, в том числе:

млн. руб.

291089,2

298366,4

307317,0

327866,7

318074,0

347538,7

331115,0

370128,7

доходы от предпринимательской деятельности

млн. руб.

38906,8

39879,5

41075,9

43822,5

42513,5

46451,8

44256,6

49471,2

оплата труда

млн. руб.

110076,9

112405,5

117826,2

119340,9

124429,6

128888,2

131024,4

139585,9

другие доходы (включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.)

млн. руб.

73334,6

75258,0

75435,6

91280,6

75894,2

96333,9

78227,7

102638,3

доходы от собственности

млн. руб.

6581,1

6745,6

6948,0

7412,6

7191,2

7857,3

7486,0

8368,0

социальные выплаты, в том числе

млн. руб.

62189,7

64077,9

66031,7

66010,1

68045,1

68007,5

70119,9

70065,2

пенсии

млн. руб.

43973,2

45314,3

46704,5

46683,4

48137,4

48100,6

49614,2

49560,7

пособия и социальная помощь

млн. руб.

16195,4

16681,3

17181,7

17181,7

17697,2

17697,2

18228,1

18228,1

стипендии

млн. руб.

642,7

661,9

681,8

681,8

702,2

702,2

723,3

723,3

Расходы населения, в том числе:

млн. руб.

294873,4

302245,2

311312,5

332128,9

322208,5

352056,7

335087,9

374570,2

покупка товаров и оплата услуг

млн. руб.

231735,1

243931,2

256156,0

268426,1

270453,3

292851,2

285572,2

318292,6

из них покупка товаров

млн. руб.

186925,1

196031,1

205046,2

211400,0

215866,4

224131,0

227157,7

239820,2

обязательные платежи и разнообразные взносы

млн. руб.

29108,9

29836,6

30731,7

29508,0

31807,4

31278,5

33111,5

33311,6

прочие расходы

млн. руб.

34029,3

28477,4

24424,9

34194,8

19947,8

27927,0

16404,3

22966,0

Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. чел.

455,2

452,0

450,0

452,0

450,0

453,0

453,0

453,0

Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов)

тыс. чел.

396,9

394,4

392,5

394,9

392,5

396,0

396,0

398,0

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

рублей

36047,2

37796,0

39546,0

39762,0

41552,0

42595,0

43754,0

45860,0

Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций

% г/г

111,8

104,9

104,6

105,2

105,1

107,1

105,3

107,7

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

рублей

30355

32363,0

33812,0

33997,0

35577,0

36419,0

37463,0

39210,0

Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

% г/г

109,5

106,6

104,5

105,0

105,2

107,1

105,3

107,7

Реальная заработная плата работников организаций

% г/г

108,5

98,7

99,9

101,2

100,5

103,0

100,8

103,5

Индекс производительности труда

в % к предыдущему году

97,2

101,6

102,0

103,5

101,2

102,9

100,0

102,8

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

% к раб. силе

9,3

9,3

9,2

9,1

9,2

9,1

9,0

8,6

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,4

1,4

1,3

1,2

1,3

1,2

1,2

1,2

Общая численность безработных (по методологии МОТ)

тыс. чел.

42,2

42,0

41,5

41,0

41,5

41,0

41,0

39,0

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года)

тыс. чел.

6,0

6,4

5,9

5,4

5,9

5,4

5,4

5,4

Фонд заработной платы работников организаций

млн руб.

93123,0

98601,0

103356,3

104018,0

109149,0

111889,0

114934,0

120521,0

Темп роста фонда заработной платы работников организаций

% г/г

107,9

105,9

104,8

106,1

105,6

108,0

105,3

108,3

Основные фонды

Амортизация основных фондов

млрд рублей

20728,1

21007,7

21283,3

21380,3

21660,7

21899,2

22074,9

22552,6

Темп роста амортизации основных фондов

% г/г

103,7

101,3

101,3

101,8

101,8

102,4

101,9

103,0

Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества

млрд рублей

312848,4

265408,0

267205,6

271390,8

271870,5

281879,5

278753,7

296672,6

Финансы организаций

Темп роста прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета

% г/г

128,7

93,9

103,0

108,1

113,8

113,8

101,2

101,2

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.10.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать