Основная информация

Дата опубликования: 04 марта 2020г.
Номер документа: RU46040505202000015
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Администрация Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КУЩАПИНСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МАЛОГНЕУШЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

РЫЛЬСКОГО РАЙОНА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 2020 г. №33

Об утверждении паспорта безопасности территории муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», а также на основании требований приказа МЧС России от 25.10.2004 года №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Администрация Малогнеушевского сельсовета Рыльского района постановляет:

1. Утвердить Паспорт безопасности территории муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области.

2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Администрации Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области в сети Интернет (http://malogneushevo46.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его обнародования (опубликования) в установленном порядке.

Глава Малогнеушевского сельсовета

Рыльского района                                                                                                   Н. А. Разбегаева

«УТВЕРЖДАЮ»

Глава Малогнеушевского сельсовета

Рыльского района Курской области

_________________ /Н.А. Разбегаева/

от ____________ 2019 года

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЛОГНЕУШЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОГЛАСОВАНО»

Главное управления МЧС России

по Курской области

_________________ /______________/

от ____________ 2019 года

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности

Малогнеушевского сельсовета

Рыльского района Курской области

___________________ / Н.А. Разбегаева/

от ____________ 2019 года

Паспорт безопасности муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области разработан согласно Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Паспорт безопасности разработан по состоянию на 01 января 2019 года в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в Администрации муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области, второй - в Главном управлении МЧС России по Курской области.

Выполнение заложенных в паспорте безопасности мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций позволит в большинстве случаев значительно снизить ущерб, наносимый возможными на территории муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области чрезвычайными ситуациями, жизни и здоровью населения, народному хозяйству, окружающей природной среде.

Разработчик паспорта безопасности: - Администрация муниципального образования «Малогнеушевский сельсовет» Рыльского района Курской области.Оглавление

I. Общая характеристика территории…………………………………………..1

Общие сведения о территории…………………………………………………..1

Социально-демографическая характеристика территории………………...2

Характеристика природных условий территории……………………………..4

Транспортная освоенность территории………………………………………..4

II. Характеристика опасных объектов на территории…………………….....6

III. Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций……..……….…..9

IV. Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуации…………..….10

V. Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций….….12

VI. Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории………….13

VII. Расчетно-пояснительная записка………………………………………...18

Список исполнителей…………………………………………………………….18

Аннотация…………………………………….…….………………………………18

Задачи и цели оценки риска…………………………..………………………...19

Краткое описание основных опасностей на территории …….…………... 19

Использованая методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайной ситуации……………………………………………………………………………….…..20

Описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения …………………………………………………………………………....21

Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций…….…23

Модели воздействия…………………………….……………………………....24

Законы поражения людей…………………………………………………...26

Результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, источниками которых могут быть аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, а так же природные явления……………………………………………………………….……..33

Показатели и степени риска чрезвычайных ситуаций, возникающих на объекте, при воздействии опасных природных процессов…………….…….....34

Анализ результаты оценки риска…………………………………..………….34

Выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций……………..…….…….35

Рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска………. 36

Меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента и его перерастания в аварийную ситуацию………………………………..……….…….. 39

Приложение……………………………………………………..……………..40

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

Наименование показателя

Значение показателя

на момент разработки паспорта

через пять лет

Общие сведения о территории

Общая численность населения

1606

Площадь территории, км2

44, 0

Количество населенных пунктов, ед./в том числе городов

4

Численность населения, всего тыс. чел., / в том числе городского

-

Количество населенных пунктов с объектами особой важности (ОВ) и I категории, единиц

-

Численность населения, проживающего в населенных пунктах с объектами ОВ и I категории, тыс. чел./ % от общей численности населения

-

Плотность населения, чел./км2

36, 5

Количество потенциально опасных объектов, ед.

-

Количество критически важных объектов, ед.

-

Степень износа производственного фонда, %

70

Степень износа жилого фонда, %

80

Количество больничных учреждений, единиц ФАП

2

Количество инфекционных стационаров, единиц

-

Число больничных коек, ед.

-

Число больных коек в инфекционных стационарах, ед.

-

Численность персонала всех медицинских специальностей чел./10000 жителей, в том числе в сельской местности и в инфекционных стационарах.

4/1606

Численность среднего медицинского персонала, чел./10000 жителей, в том числе в сельской местности и в инфекционных стационарах.

3/1606

Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки, остановки маршрутного городского общественного транспорта и т.д.), ед.

8

Количество чрезвычайных ситуаций, ед., в том числе:

техногенного характера

природного характера

-

Размер ущерба при чрезвычайных ситуациях, тыс. руб., в том числе:

техногенного характера

природного характера

-

Показатель комплексного риска для населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, год-1

-10-6

Показатель приемлемого риска для персонала и населения, год-1

-10-6

Социально-демографическая характеристика территории

Средняя продолжительность жизни населения, лет, в том числе:

городского

сельского

мужчин

женщин

-

64

60

61

Рождаемость, чел./год

5

Естественный прирост, чел./год

+0, 5

Общая смертность населения, чел./год на 1000 жителей, в том числе по различным причинам:

1) болезни

2) внешние признаки

9

7

2

Количество погибших, чел., в том числе:

в транспортных авариях

при авариях на производстве

при пожарах

при чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1

-

1

1

Численность трудоспособного населения, тыс. чел

0, 919

Численность занятых в общественном производстве, тыс. чел. / % от трудоспособности населения, в том числе:

в сфере производства

в сфере обслуживания

165/39, 7

53/192

8/32

Общая численность пенсионеров, тыс. чел., в том числе:

по возрасту

инвалидов

0, 239

0, 233

0, 06

Количество преступлений на 1000 чел., чел.

0

Характеристика природных условий территории

Среднегодовые:

направление ветра, румбы;

скорость ветра, км/ч;

относительная влажность, %.

Ю-В, Ю-З

13, 32

72

Максимальные значения (по сезонам) :

скорость ветра, км/ч.

зима - 84, весна - 64, лето - 60, осень - 70

Количество атмосферных осадков, мм:

среднегодовое;

максимальное (по сезонам).

613

35. Температура, 0С:

среднегодовая;

максимальная (по сезонам).

5, 2

+37/-37

Транспортная освоенность территории

36. Протяжность железнодорожных путей, всего, км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности из них электрифицированных

5, 85/100

37. Протяженность автомобильных дорог, всего, км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности из них с твердым покрытием

72/83

38. Количество населенных пунктов, не обеспеченных подъездными дорогами с твердым покрытием, ед./% от общего количества

0/0

Количество населенных пунктов, не обеспеченных телефонной связью, ед./% от общего количества

0/0

Административные районы, в пределах которых расположены участки железных дорог, подверженных размыву, затоплению, лавиноопасные, оползневые и др.

-

Административные районы, в пределах которых расположены участки автомагистралей, подверженных размыву, затоплению, лавиноопасные, оползневые и др.

-

Количество автомобильных мостов по направлениям, единиц

1

Количество железнодорожных мостов по направлениям, ед.

-

Протяженность водных путей, км

-

Количество основных портов, пристаней и их перечень, ед.

-

Количество шлюзов и каналов, ед.

-

Количество аэропортов и посадочных площадок и их местоположение, единиц

-

Протяженность магистральных трубопроводов, км, в том числе нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов и др.

23, 3

Протяженность линий электропередачи, км

41, 32

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ

Наименование показателя

Значение показателя

Значение показателя на момент разработки паспорта

Значение показателя через пять лет

Ядерно и радиационно-опасные объекты (ЯРОО)

Количество ядерно и радиационно-опасных объектов, всего единиц в том числе:

объекты ядерного оружейного комплекса;

объекты ядерного топливного цикла;

АЭС;

из них с реакторами типа РБМК;

научно-исследовательские и другие реакторы (стенды) ;

Общая мощность АЭС, тыс. кВт

Суммарная активность радиоактивных веществ, находящихся на хранении, Ки

Общая площадь санитарно-защитных зон ЯРОО, км

Количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах, тыс. чел.:

опасного загрязнения

чрезвычайно опасного загрязнения

1.6. Количество происшествий (аварий) на радиационно-опасных объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

Химически опасные объекты

Количество химически опасных объектов (ХОО), всего единиц

Средний объем используемых, производимых, хранимых аварийных химически опасных веществ (АХОВ), тонн, в т. ч.:

хлора;

аммиака;

сернистого ангидрида и др.*

Средний объем транспортируемых АХОВ

Общая площадь зон возможного химического заражения, км2

Количество аварий и пожаров на химически опасных объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

Пожароопасных и взрывоопасные объекты

Количество взрывоопасных объектов, ед.;

Количество пожароопасных объектов, ед.;

Общий объем используемых, производимых и хранимых опасных веществ, тыс. т.:

взрывоопасных веществ;

легковоспламеняющихся веществ.

3.4. Количество аварий и пожаров на пожароопасных и взрывоопасных объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

Биологически опасные объекты

Количество биологически опасных объектов, ед.;

Количество аварий и пожаров на биологически опасных объектах в год, шт. (по годам за последние пять лет)

Гидротехнические сооружения

Количество гидротехнических сооружений, ед. (по видам ведомственной принадлежности) ;

Количество бесхозных гидротехнических сооружений, ед.;

Количество аварий на гидротехнических сооружениях в год, шт. (по годам за последние пять лет)

Возможные аварийные выбросы, т/год:

химически опасных веществ;

биологически опасных веществ;

физически опасных веществ.

Количество мест размещения отходов, единиц:

мест захоронения промышленных и бытовых отходов;

мест хранения радиоактивных отходов;

могильников;

свалок (организованных и неорганизованных) ;

карьеров;

терриконов и др.

Количество отходов, куб.м. в год:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

нет

нет

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

III. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

Виды опасных природных явлений

Интенсивность природного явления

Частота природного явления, год -1

Частота наступления чрезвычайных ситуаций при возникновении природного явления, год -1

Размеры зон вероятной чрезвычайной ситуации, км2

Возможное количество населенных пунктов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации, тыс. чел.

Возможная численность населения в зоне чрезвы­чайной ситуации с нарушением условий жизнедея­тельности, тыс. чел.

Социально-экономические последствия

возмож­ное число погибших, чел.

возможное число пострадавших, чел.

возможный ущерб, руб.

1.

Землетрясения, балл

7 - 8

-

8 - 9

>9

2.

Извержения вулканов

-

3.

Оползни, м

-

4.

Селевые потоки

-

5.

Снежные лавины, м

-

6.

Ураганы, тайфуны, смерчи, м/с

>32

-

7.

Бури, м/с

>32

-

8.

Штормы, м/с

15 - 31

-

9.

Град, мм

20 - 31

13

1-2 года

75

3

0, 3

10.

Цунами, м

>5

-

11.

Наводнения, м

>5

-

12.

Подтопления, м

>5

13

1-4 года

50

3

0, 3

13.

Пожары природные, га

100

1-4 года

75

3

0, 3

IV. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/ при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

Месторасположение и наименование объектов

Вид и возможное количество опасного вещества, участвующего в реализации чрезвычайных ситуаций (тонн)

Возможная частота реализации чрезвы­чайных ситуаций, год -1

Показатель приемлемого риска, год -1

Размеры зон вероятной чрезвычайной ситуации, км2

Численность населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности, тыс. чел.

Социально-экономические последствия

возможное число погибших, чел.

возмож­ное число постра­давших, чел.

возмож­ный ущерб, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах

Не прогнозируется, в связи с отсутствием объектов

-

2. Чрезвычайные ситуации на радиационно-опасных объектах

Не прогнозируется, в связи с отсутствием объектов

-

3. Чрезвычайные ситуации на биологически опасных объектах

Не прогнозируется, в связи с отсутствием объектов

-

4. Чрезвычайные ситуации на пожароопасных и взрывоопасных объектах

Авария на ООО «Промсахар»

Бензин, дизтопливо, спирт

1, 3*10 - 8

2, 4*10 - 4

0, 05/0, 002

0, 039/0, 007

2/0

41/7

5, 508/

1, 059

5. Чрезвычайные ситуации на электроэнергетических системах и системах связи

Территория Малогнеушевского сельсовета

Штормовой ветер, грозовые явления, мокрый снегопад

1-2

10-5

1, 5

1, 3

10

100

До 1000000

6. Чрезвычайные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения

Территория Малогнеушевского сельсовета

остановка эл. насоса, порыв сетей (водопроводных), обрушение водонапорной башни

1-2

10-2

20, 2

0, 332

5

100

До 1000000

7. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях

Территория Малогнеушевского сельсовета

-

-

-

-

-

-

-

-

8. Чрезвычайные ситуации на транспорте

Территория Малогнеушевского сельсовета

Бензин, дизельное топливо и т.д.

1-2

10-5

0, 5

1, 3

7

100

До 1000000

V. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/ при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

Виды биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Виды особо опасных болезней

Районы, населенные пункты и объекты, на которых возможно возникно­вение чрезвычайных ситуаций

Среднее число биолого-социальных чрезвычайных ситуаций за последние 10 лет

Дата последней биолого-социальной чрезвычайной ситуации

Заболевания особо опасными инфекциями

Ущерб, руб.

эпидемии

эпизоотии

эпифитотии

число больных, чел.

число погибших, чел.

число получающих инвалидность, чел.

число больных с/х животных (по видам), голов

пало (число голов)

вынуж­денно убито (число голов)

площадь пора­жаемых с/х культур (по видам), тыс. га

площадь обработки с/х культур (по видам), тыс. га

1. Эпидемии

Кишечные инфекции, клещевой энцефалит, чума

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Эпизоотии

Бешенство, сибирская язва, грипп (птичий)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3. Эпифитотии

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ

Наименование показателя

Значение показателя

на момент разработки паспорта

через пять лет

1

2

3

1.

Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки, остановки маршрутного городского общественного транспорта и т.д.), оснащенных техническими средствами экстренного оповещения правоохранительных органов, ед./% от потребности

1/7

2.

Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию, ед./% от потребности

1/7

3.

Количество мест массового скопления людей, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности

-

4.

Количество мест массового скопления людей, оснащенных техническими средствами, исключающими пронос (провоз) на территорию взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности

-

5.

Количество систем управления гражданской обороной, ед./% от планового числа этих систем

-

6.

Количество созданных локальных систем оповещения, ед./% от планового числа этих систем

-

7.

Численность населения, охваченного системами оповещения, тыс. чел./% от общей численности населения территории

1600/99

8.

Вместимость существующих защитных сооружений гражданской обороны (по видам сооружений и их назначению), в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от нормативной потребности

-

9.

Запасы средств индивидуальной защиты населения (по видам средств защиты), в т.ч. в зонах вероятной ЧС, ед./% от нормативной потребности

-

10.

Количество подготовленных транспортных средств (по маршрутам эвакуации), ед./% от расчетной потребности (поездов, автомобилей, судов, самолетов и вертолетов)

-

11.

Количество коек в подготовленных для перепрофилирования стационарах, ед./% от потребности

-

12.

Численность подготовленных врачей и среднего медицинского персонала к работе в эпидемических очагах, чел.

-

13.

Объем резервных финансовых средств для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тыс. руб./% от расчетной потребности

-

14.

Защищенные запасы воды, м3/% от расчетной потребности

60/80

15.

Объем подготовленных транспортных емкостей для доставки воды, м3/% от их нормативной потребности

-

16.

Запасы продуктов питания (по номенклатуре), тонн/% от расчетной потребности

5/100

17.

Запасы предметов первой необходимости (по номенклатуре), ед./% от расчетной потребности

8/100

18.

Запасы палаток и т.п., в т.ч. в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, ед./% от расчетной потребности

-

19.

Запасы топлива, тонн/% от расчетной потребности

20/100

20.

Запасы технических средств и материально-технических ресурсов локализации и ликвидации ЧС (по видам ресурсов), ед./% от расчетной потребности

-

21.

Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая система пожаротушения, ед./% от общего количества зданий

-

22.

Количество общественных зданий, в которых имеется автоматическая пожарная сигнализация, ед./% от общего количества зданий

5

23.

Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию объекта, ед./% от потребности

-

24.

а) Количество критически важных объектов, охраняемых специальными военизированными подразделениями или подразделениями вневедомственной охраны, ед./% от потребности;

-

б) Количество особо важных пожароопасных объектов, охраняемых объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы, ед./% от потребности

-

25.

Количество критически важных объектов, оснащенных техническими системами, исключающими пронос (провоз) на территорию объекта взрывчатых и химически опасных веществ, ед./% от потребности

-

26.

Количество химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных объектов, на которых проведены мероприятия по замене опасных технологий и опасных веществ на менее опасные, ед./% от их общего числа

-

27.

Количество предприятий с непрерывным технологическим циклом, на которых внедрены системы безаварийной остановки, ед./% от их общего числа

-

28.

Количество ликвидированных свалок и мест захоронения, содержащих опасные вещества, ед./% от их общего числа

-

29.

Количество свалок и мест захоронения опасных веществ, на которых выполнены мероприятия по локализации зон действия поражающих факторов опасных веществ, ед./% от их общего числа

-

30.

Количество предприятий, обеспеченных системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами, ед./% от числа предприятий, подлежащих обеспечению этими системами

-

31.

Количество объектов, обеспеченных автономными источниками электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, ед./% от числа предприятий промышленности, подлежащих оснащению автономными источниками

-

32.

Количество резервных средств и оборудования на объектах системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, ед./% от расчетной потребности:

-

средств для очистки воды;

оборудование для очистки воды

33.

Количество созданных и поддерживаемых в готовности к работе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, ед./% от расчетной потребности:

-

гидрометеостанций;

санитарно-эпидемиологических станций;

ветеринарных лабораторий;

агрохимических лабораторий

34.

Количество абонентских пунктов ЕДДС “01” в городах (районах), ед./% от планового количества

-

35.

Количество промышленных объектов, для которых создан страховой фонд документации (СФД), ед./% от расчетного числа объектов, для которых планируется создание СФД

-

36.

Численность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований, чел./% от расчетной потребности

-

37.

Оснащенность сил гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательных и поисково-спасательных формирований техникой и специальными средствами, ед./% от расчетной потребности

-

38.

Численность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (по видам), ед./% от расчетной потребности

-

39.

Оснащенность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам)

-

40.

Численность нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам), чел./% от расчетной потребности

-

41.

Оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований приборами и оборудованием, ед./% от расчетной потребности (по видам)

-

42.

Фактическое количество пожарных депо, ед./% от общего количества пожарных депо, требующихся по нормам

-

43.

Количество пожарных депо, требующих реконструкции и капитального ремонта, ед./% от общего количества пожарных депо

-

44.

Количество пожарных депо, не укомплектованных необходимой техникой и оборудованием, ед./% от общего количества пожарных депо

-

45.

Количество пожарных депо, не укомплектованных личным составом в соответствии со штатным расписанием, ед./% от общего количества пожарных депо

-

46.

Количество пожарных депо, у которых соблюдается норматив радиуса выезда на тушение жилых зданий, ед./% от общего количества пожарных депо

-

47.

Количество пожарных депо, в которых соблюдается соответствие технической оснащенности пожарных депо требованиям климатических и дорожных условий, а также основным показателям назначения пожарных автомобилей, ед./% от общего количества пожарных депо

-

48.

Численность личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прошедшего аттестацию, чел./% от их общего числа

-

49.

Численность руководящих работников предприятий, прошедших подготовку по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. руководителей объектов, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от их общего числа

-

50.

Численность персонала предприятий и организаций, который прошел обучение по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа персонала предприятий и организаций, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций

-

51.

Численность населения, прошедшего обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях по месту жительства, в т.ч. населения, проживающего в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общей численности населения, проживающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций

29/6

52.

Численность учащихся общеобразовательных учреждений, прошедших обучение по вопросам гражданской обороны и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. учреждений, расположенных в зонах вероятных чрезвычайных ситуаций, чел./% от общего числа учащихся

19/30

VII. РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Список исполнителей

Разбегаева Наталья Александровна

Глава Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области

Надеина Наталья

Анатольевна

Заместитель Главы Администрации Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области.

Аннотация

Паспорт безопасности территории муниципального образования - Малогнеушевский сельсовет Рыльского района Курской области разработан в соответствии с Федеральными законами от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013.№1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Паспорт безопасности территории Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области разработан по состоянию на 01.04.2019 года, в двух экземплярах:

первый экземпляр паспорта безопасности территории Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области остается в администрации поселения;

второй экземпляр паспорта безопасности территории Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области направляется в Главное Управление МЧС России по Курской области.

Задачи и цели оценки риска

Паспорт безопасности территории муниципального образования - Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области разрабатывается для решения следующих задач:

определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

оценка состояния работ органов местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

Целью оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций является:

выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области;

оценка вероятности (частоты) возникновения источников чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование возможных последствий воздействия, поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.

определение вероятности возникновения источника чрезвычайной ситуации и величины возможного ущерба, которые характеризуют риск возникновения этой чрезвычайной ситуации.

Краткое описание основных опасностей на территории

МО «Малогнеушевский сельсовет» расположен в юго-восточной части Рыльского района Курской области, включает в себя 4 населенных пункта, в том числе 3 деревни и 1 поселок.

Малогнеушевский сельсовет Рыльского района Курской области с северной стороны граничит с территорией муниципального образования «Березниковский сельсовет» Рыльского района и муниципальным образованием «город Рыльск», с южной стороны - с территориями муниципального образования «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области и муниципального района «Кореневский район» Курской области. С восточной стороны - с территорией муниципального образования «Октябрьский сельсовет» Рыльского района Курской области, с западной стороны - с территорией муниципального образования «Некрасовский сельсовет» Рыльского района Курской области.

Территория составляет 44 км2 с населением 1606 человек. Центр муниципального образования д. Малогнеушево. В состав МО входит 4 населенных пункта.

К возникновению наиболее масштабных ЧС на территории поселения могут привести аварии на автомагистралях.

Основным следствием этих аварий является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде.

Территория Малогнеушевского сельского поселения относится к зоне умеренно континентального климата с коротким, сравнительно теплым летом и продолжительно холодной и многоснежной зимой. Существенное влияние на местные климатические условия оказывают ветры со стороны Атлантики и Средиземноморья, что определяет преобладание южного, юго-западного переноса воздуха.

Сильный ветер, обильные продолжительные дожди и снегопады, гололедные явления, аномально низкие и высокие температуры воздуха возможны на всей территории поселения. Перечисленные метеорологические явления приводят к нарушению жизнеобеспечения населения, авариям на коммунальных и энергетических сетях, нарушению работы общественного транспорта.

Использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения

для определения показателей степени риска чрезвычайной ситуации

Для определения частоты (вероятности) отказов использованы обобщенные вероятные и статистические данные, связанные с техногенным воздействием на человека и окружающую среду при эксплуатации оборудования потенциально опасных объектов. На территории Малогнеушевского сельского поселения промышленных предприятий, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей, нет.

Для определения зон действия основных поражающих факторов используем «Методику оценки последствий аварий на пожароопасных, взрывоопасных объектах» из «Сборника методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС».

Для оценки степени риска использована методология риска, основу которой составляет определение последствий и вероятности возникновения возможных чрезвычайных ситуаций.

Наибольшая опасность для персонала предприятия, населения, окружающей среде и промышленного оборудования могут возникнуть при аварии с взрывом, последующим пожаром на ООО «Промсахар». В связи с этим расчет рисков произведен по показателям данного предприятия. В примененной данной методологии после определения опасностей оценивается их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность событий, связанный с ними материальный ущерб. В данном определении использованы статистическая и теоретико - вероятностная методика определения степени риска.

Прогноз риска ЧС выполнен на основе прогнозирования последствий их возникновения с использованием методов на предполагаемых оценках статистических данных. Для оценки риска объекта ООО «Промсахар» технократическая концепция, основанная на анализе относительных частот возникновения ЧС как способе задания их вероятностей. В рамках этой концепции после идентификации опасностей (выявления принципиально возможных рисков) оценивается их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Исследование риска для персонала, населения и территорий от ЧС, основано на вероятностном методе. По имеющейся исходной информации использованы статистическая и теоретико-вероятностная методики.

В качестве исходных данных и ограничений для оценки риска использованы:

статистические данные по вероятности возникновения аварийных ситуаций, определяющих дальнейшее развитие ЧС;

взаимное положение цеха и объектов, которые могут попасть в зону воздействия поражающих факторов;

распределение персонала предприятия по территории и количество населения на прилегающей территории, попадающего в зону возможной ЧС;

характер воздействия на объект опасных природных условий;

физическое состояние технологического оборудования.

На стадии идентификации опасностей объекта применен анализ «дерева событий». Частота каждого сценария развития ЧС рассчитывается путем умножения частоты основного события на условную вероятность конечного события. В качестве основных событий определены полное или частичное разрушение технологического оборудования.

Описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения

Для определения частоты (вероятности) отказов использованы обобщенные вероятные и статистические данные, связанные с техногенным воздействием на человека и окружающую среду при эксплуатации оборудования ООО «Промсахар».

Выбор метода риск-анализа проводился на стадии эксплуатации объекта по принципу «Что будет если…». Вероятности развития ЧС по определенному сценарию определялись логическим методом (дерево событий), которое дает возможность проследить возможные аварийные ситуации, возникающие вследствие отказа оборудования или ошибок персонала. Оценка последствий конечного события на объектах произведена с использованием соответствующих математических зависимостей и принятых критериев поражения и разрушения объектов воздействия (человек, зданий и сооружений) при прогнозировании обстановки при ЧС.

Оценка риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание (РД 08-120-96).

Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основными количественными показателями риска аварии являются:

- технический риск - вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования опасного производственного объекта;

- индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

- потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) - частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке территории;

- коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;

- социальный риск, или F/N кривая - зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) реализации опасностей;

- ожидаемый ущерб - математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенный период времени.

При выборе методов проведения анализа риска необходимо учитывать этапы функционирования объекта (проектирование, эксплуатация и т.д.), цели анализа, критерии приемлемого риска, тип анализируемого опасного производственного объекта и характер опасности, наличие ресурсов для проведения анализа, опыт и квалификацию исполнителей, наличие необходимой информации и другие факторы.

Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

В основу математических моделей прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций положена причинно-следственная связь двух процессов: воздействия поражающих факторов на объект и сопротивления самого объекта этому воздействию. Оба процесса носят ярко выраженный случайный характер. Поэтому для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо применять вероятностный подход.

На вероятность разрушения зданий влияет разброс прочности материалов, отклонение строительных элементов от проектных размеров, различие условий изготовления элементов и другие факторы.

Поражение людей будет зависеть как от перечисленных факторов, так и от ряда других случайных событий. В частности, от вероятности размещения людей в зоне риска, плотности расселения в пределах населённого пункта и вероятности поражения людей обломками при получении зданиями той или иной степени повреждения. Прогнозирование, осуществляемое с помощью математического моделирования, включает в себя ряд элементов. Один из них - информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерность этого поведения. На основе этой информации строятся математические модели поведения объекта, которые позволяют, с использованием специализированного математического аппарата, определять неизвестные параметры моделей, прогнозировать состояние интересующего объекта в некоторый будущий момент времени. В основе методов, способов и методик прогнозирования, используемых в географических информационных системах, лежит математический подход.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о характеристиках прогнозируемого процесса, их обработке математическими методами, получение зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычисление с помощью найденной зависимости характеристик процесса в заданный момент времени. Этот подход основан на применении моделирования и экстраполяции.

Процессу математического прогнозирования присущи следующие этапы:

- сбор и обработка исходных данных;

- выбор и обоснование математических моделей по объекту прогнозирования;

- обработка информации об объекте прогнозирования, ее уточнение, получение дополнительных характеристик, влияющих на устойчивость объекта к внешним воздействиям;

- непосредственно прогнозирование, т.е. получение характеристик объекта в заданный интервал времени в будущем.

Модели воздействия

Воздействия, связанные с чрезвычайными ситуациями (ЧС) описываются в видео аналитических, табличных или графических зависимостей. Эти зависимости позволяют определить интенсивность поражающих факторов той или иной чрезвычайной ситуации в рассматриваемой точке. Зависимости, определяющие поля поражающих факторов при прогнозировании последствий ЧС, называют моделями воздействия, имея в виду то, что они характеризуют интенсивность и масштаб воздействия.

Расчётные случаи можно свести к следующим типам моделей воздействия:

1. Информации, основанной на факте свершившейся ЧС. Характерными параметрами этой модели являются координаты центра очага, интенсивность или мощность воздействия, время.

2. Функции F (x, y, ), называемой функцией распределения случайной величины , характерной для рассматриваемой чрезвычайной ситуации (рис. 2.).

3. Функции f (x, y, ), называемой плотностью распределения или плотностью вероятности случайной величины .

4. Воздействие может характеризоваться статистическим материалом по данным натурных наблюдений в регионе. Эти модели характерны для наводнений, цунами. Обычно эти модели приводятся в виде таблицы.

5. Интенсивность воздействия может быть задана на основании наблюдений и заблаговременно проведённых расчётов

Процесс сопротивления воздействию описывается законами разрушения и поражения F ().

Законы разрушения характеризуют уязвимость сооружений, а законы поражения - уязвимость людей в зонах ЧС. Эти термины являются основными при прогнозировании последствий ЧС.

Под законами разрушения сооружения понимают зависимость между вероятностью его повреждения и расстоянием до сооружения или интенсивностью проявления поражающего фактора. Если это зависимость от расстояния, то закон называют координатным законом разрушения (рис. 3.1., а). В случае, когда зависимость получают от поражающего фактора, закон называют параметрическим законом разрушения (рис. 3.1., б).

Координатный (а) и параметрический (б) законы разрушения (поражения)

Р - вероятность; R - расстояние от центра очага до объекта;

- интенсивность поражающего фактора

Законы разрушения сооружений получают на основе анализа и обобщения статистических материалов по разрушению жилых, общественных и промышленных зданий от воздействий поражающих факторов. Если статические материалы по разрушению отдельных типов сооружений отсутствуют, то законы разрушения могут быть получены расчетными методами.

Вычисление значений вероятностей РАi () производится по формуле нормального закона

РАi () = (1)

где - переменная интегрирования случайной величины;

= 3, 14;

Мi, i - математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение случайной величины для i - й степени разрушения сооружений, определяемые на основании статистической обработки результатов экспериментов и натурных данных или расчётным путём.

При определении вероятности наступления определённой степени разрушения (повреждения) сооружений учитывают теорему о полной группе событий

=1, (2)

где m - число рассматриваемых событий.

Учитывается, что после воздействия поражающего фактора сооружение может быть отнесено к одному из m несовместимых событий:

оказаться целым (событие B0) ;

получить 1, 2,..., i-ую степени разрушения (повреждения) (В1, В2,..., Вi).

Вероятности наступления определённой степени разрушения (повреждения) зданий могут быть определены непосредственно из следующих зависимостей:

PBn () =PAn () ;

PBi () =PAi () -PAi+1 () ;

PB2 () =PA2 () -PA3 () ; (3.)

PB1 () =PA1 () -PA2 () ;

PB0 () =PA0 () -PA1 (),

где PA1 (), PA2 (),..., PАi+1 () - вероятности наступления не менее 1, 2,..., i, i+1 степени разрушения (повреждения) сооружений;

n- число степеней разрушения (повреждения) сооружений.

Законы поражения людей

Общие принципы моделирования

Под законом поражения людей будем понимать зависимость между вероятностью поражения людей и интенсивностью поражающего фактора.

Параметрические законы поражения людей, размещённых в зданиях, получены на основании теоремы полной вероятности. В расчётах учитывается, что событие Сi (общие, безвозвратные, санитарные потери) может произойти при получении сооружением одной из степеней повреждения (при одной из гипотез Вi), образующих полную группу несовместимых событий. Расчёты проводятся по формуле

Р () =, (4)

где Р () - вероятность поражения людей от воздействия поражающего фактора ;

PBi () - вероятность наступления i-ой степени повреждения сооружения при заданном значении поражающего фактора (закон разрушения) ;

P (Cj / Bi) - вероятность получения людьми j-ой степени поражения при условии того, что наступила i-ая степень повреждения здания;

n - рассматриваемое число степеней повреждения здания.

Значения P (Cj / Bi) получают на основе обработки материалов о последствиях аварий и стихийных бедствий.

Задача по прогнозированию последствий крупных аварий и катастроф на территории опасного производственного объекта решается следующим образом.

Территория опасного производственного объекта разбивается на элементарные площадки, а их координаты представляются точками, расположенными в центрах площадок. Шаг сетки назначается в зависимости от точки расчёта.

Для каждой площадки подготавливаются исходные данные, включающие:

конструкцию зданий;

характеристику застройки;

численность людей.

Начало координат расчётной схемы выбирается произвольно на плане или принимается в системе координат карты, на которой показана территория объекта.

При прогнозировании обычно определяют математические ожидания показателей, характеризующие повреждения и поражения в очаге аварии или катастрофы. Такими показателями являются:

количество зданий, получивших ту или иную степень повреждения;

объём завалов;

численность пострадавших.

Математическое ожидание числа разрушенных зданий

При прогнозировании могут встретиться два расчётных случая:

случай 1 - если интенсивность и координаты места аварии или катастрофы заблаговременно заданы или принимаются по фактическим данным;

случай 2 - когда воздействие рассматривается в виде вероятностной модели.

При заданном значении поражающего фактора з (случай 1) эта задача решается следующим образом. Принимается, что, в пределах рассматриваемой площадки, здания размещаются с плотностью (x, y) (количество зданий, приходящихся на единицу площадки с координатами (x, y) ). Тогда количество зданий в пределах площадки составит

V (x, y) = (x, y) xy,

где x, y - размеры площадки.

Математическое ожидание числа зданий, получивших степень повреждения d в пределах площадки при заданной интенсивности поражающего фактора, будет равно

M[Vd (x, y) ] = Pd (з) (x, y) xy,  (5)

где Pd (з) - вероятность получения зданиями степени повреждения d при интенсивности поражающего фактора (з). Вероятность Pd (з) определяется из законов разрушения.

Суммируя число повреждённых зданий по каждой площадке и переходя к пределу, получим математическое ожидание числа зданий со степенью повреждения d в пределах всего города

M (Vd) = , (6)

где Sг - площадь города.

При вероятностной модели воздействия (случай 2) весь возможный диапазон интенсивности воздействия поражающего фактора делится на интервалы Δ. Затем для каждого интервала решается задача с учётом одновременного наступления двух событий: события, состоящего в том, что здания получат степень повреждения d при значении поражающего фактора из этого интервала, и события, заключающегося в том, что в пределах рассматриваемой площадки города будет действовать поражающий фактор с интенсивностью из рассматриваемого интервала. Вероятность одновременного наступления двух событий равна

P = Pd (з) f (x, y, з) , (7)

где Pd (з) - вероятность получения зданиями степени повреждения d при заданной интенсивности поражающего фактора з (из закона разрушения зданий) ;

f (x, y, з) - величина, определяющая вероятность того, что интенсивность поражающего фактора будет находиться в пределах интервала .

Вероятность получения зданиями степени повреждения d в пределах рассматриваемой площадки, с учётом возможного воздействия поражающего фактора различной интенсивности, будет равна

Pd (x, y) = , (8)

где min, max - соответственно, минимально и максимально возможное значение поражающего фактора для рассматриваемой ЧС.

Математическое ожидание числа зданий со степенью повреждения d в пределах площадки с координатами (x, y) при вероятностной модели воздействия определяется по формуле

М[Vd (x, y) ] = , (9)

где (x, y) - плотность зданий в пределах площадки.

Суммируя математическое ожидание числа повреждённых зданий по каждой площадке и переходя к пределу, получим математическое ожидание повреждённых зданий со степенью d в целом по предприятию

M (Vd) = , (10)

Если территория объекта небольших размеров, то ее можно рассматривать как одну площадку.

Математическое ожидание поражения людей

Для определения вероятности поражения людей, находящихся на территории опасного производственного объекта в пределах небольшой площадки с координатами x, y, в качестве исходных данных принимаем параметрический закон поражения людей P () и функцию плотности распределения f (x, y, ) интенсивности поражающего фактора (случай, когда воздействие рассматривается в виде вероятностной модели).

Принимаем, что в пределах элементарной площадки, с координатами (x, y), действует поражающий фактор с интенсивностью . Тогда вероятность выполнения двух событий: события, состоящего в том, что люди будут поражены при заданной интенсивности поражающего фактора, и события, заключающегося в том, что в пределах рассматриваемой площадки будет действовать поражающий фактор с заданной интенсивностью, будет равна

P = P () f (x, y, з) , (11)

где P (з) - вероятность поражения людей при воздействии поражающего фактора с интенсивностью з;

f (x, y, з) - вероятность попадания значения поражающего фактораз на интервал .

Вероятность поражения населения в пределах рассматриваемой площадки с учётом возможного воздействия поражающего фактора различной интенсивности, будет равна

P (x, y) = P () f (x, y, ) d, (12)

где min, max - соответственно минимально и максимально возможное значение поражающего фактора рассматриваемой ЧС;

P () - параметрический закон поражения людей;

f (x, y, ) - функция плотности распределения интенсивности поражающего фактора в пределах площадки с координатами (x, y).

Математическое ожидание потерь людей в пределах всей территории опасного производственного объекта определяется по формуле

M (N) =P () f (x, y, ) (x, y) ddxdy, (13)

где SГ - площадь территории опасного производственного объекта;

(x, y) - плотность персонала в пределах рассматриваемой площадки (принимается в качестве исходных данных) ;

остальные значения те же, что в формуле 12.

Математическое ожидание потерь людей (общих, безвозвратных, санитарных) и структура по тяжести поражения могут быть определены с учётом вероятности размещения людей в зоне риска по формуле

M (N) =P () f (x, y, ) (x, y) f (t) ddtdxdy, (14)

где f (t) - функция плотности распределения вероятностей, характеризующая размещение людей в зданиях в зависимости от времени суток;

остальные обозначения те же, что и в формуле 13.

Функцию f (t) получают на основе статистического анализа материалов по размещению персонала на территории опасного производственного объекта в течение суток.

Связь точных методов прогнозирования с оперативными методами

Изложенные методы прогнозирования рассчитаны на применение ЭВМ и использование заблаговременно составленных программ.

Сведение расчётов к приближённым методам заключается в следующем. Предполагается, что персонал в пределах территории опасного производственного объекта размещается с равномерной плотностью. В этом случае в выражении (13) численность населения можно вынести за знак интеграла и уравнение примет вид

M (N) =NP () f (x, y, ) d. (15)

Просчитывая на ЭВМ для различных моделей воздействия и законов поражения интегральное выражение в формуле (15), можно заранее получить показатели, которые приближенно будут соответствовать вероятности поражения людей от расчётного поражающего фактора. Такие показатели, назовём их С, учитывают степень защиты укрываемых и условия их размещения. Подобные показатели можно получить также для различных типов зданий.

Тогда уравнения типа (10) и (13) превращаются в простые выражения вида

M (V) = VCзд., (16)

M (N) = NC, (17)

где V - количество зданий;

Сзд. - вероятность разрушения зданий;

N - численность персонала/населения;

С - вероятность поражения людей.

Изложенные методы являются теоретической основой прогнозирования последствий ЧС. Аналитические зависимости позволяют учитывать пространственно-временные факторы, включая особенности воздействия поражающих факторов, плотность застройки, тип застройки, условия размещения персонала и населения.

В основу прогнозирования последствий положен вероятностный подход, учитывающий случайный характер воздействия поражающих факторов и случайность процессов, характеризующих физическую устойчивость сооружений к опасным воздействиям.

Применяемые методики.

Для прогнозирования и оценки последствий аварий на взрыво-пожароопасных объектах использовались следующие методики:

Методика оценки последствий аварий на пожаро-взрывоопасных объектах (Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС, кн. 2, - М., МЧС России, 1994) ;

«Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация аварий» в 4-х книгах. Москва, 1996 г.;

НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»

ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»:

Метод расчета избыточного давления, развиваемого при сгорании ГПВС в помещении;

Метод расчета интенсивности теплового излучения при пожарах проливов ЛВЖ и ГЖ;

При прогнозировании масштабов ЧС зоны действия основных поражающих факторов при авариях на взрывопожароопасных объектах в качестве исходных данных принимается следующие варианты:

Самый неблагоприятный - происходит разрушение единичной емкости с уровнем заполнения 80%.

Наиболее вероятный частичное разрушение единичной емкости (истечение опасного вещества из отверстия или трещины)

Для прогнозирования и оценки последствий аварий на химически опасных объектах использовалась «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте». Москва, 1990 г., утвержденная штабом ГО СССР.

Для всех вышеперечисленных видов опасностей расчет зон поражения проводился для следующих условий:

метеорологические условия - инверсия, скорость ветра - 1 м/с;

направление ветра от очага ЧС в сторону территории объекта;

температура воздуха + 20° С;

Для оценки риска использовались следующие методики:

ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»:

- Метод расчета индивидуального и социального риска для производственных зданий;

- Метод оценки индивидуального риска для наружных технологических установок;

- Метод оценки социального риска для наружных технологических установок

Результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, источниками которых могут быть аварии

или чрезвычайные ситуации на объектах, а также природные явления

Свидетельствуют о том, что территория муниципального образования «Малогнеушевского сельсовета» Рыльского района Курской области расположена в зоне условно приемлемого риска (по вероятным потерям в случае возникновения источников ЧС техногенного характера на автомагистралях, объектах газотранспортного комплекса, техногенных пожаров, а так же на объектах коммунальной инфраструктуры).

Наибольшую вероятность и поражающее воздействие на территории сельсовета будут иметь источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера (аварии на системах и объектах жизнеобеспечения, транспорте, магистральном газопроводе, пожары в зданиях и сооружениях), природного характера (опасные геологические процессы, опасные метеорологические и гидрологические явления и процессы) и биолого-социального характера (болезни животных, людей, растений).

Наибольшее количество пострадавших (по критерию нарушения условий жизнедеятельности) прогнозируется при авариях на объектах жизнеобеспечения.

Границы территории сельсовета, входящей в зону условно приемлемого риска по вероятным ущербу в случае возникновения источников ЧС техногенного характера, нанесены на Схему территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К возникновению наиболее масштабных ЧС на территории сельсовета могут привести авария (технические инциденты) на линиях электро-, газоснабжения, водопроводных сетях, аварии на взрывопожароопасных объектах, аварийные ситуации на автомобильной магистрали с выбросом АХОВ и ВПОВ.

Основным следствием этих аварий (технических инцидентов) по признаку отнесения к ЧС является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде.

Показатели и степени риска чрезвычайных ситуаций, возникающих на объекте, при воздействии опасных природных процессов

Из стихийных бедствий наибольший ущерб могут нанести ураганные ветры, обледенения линий электропередач и связи, снегопады, метели. Катастрофических последствий стихийных бедствий не прогнозируется. По природным условиям на территории Малогнеушевского сельского поселения, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций местного уровня, не приводящим к катастрофическим последствиям, нарушающим только жизнедеятельность населения.

Наиболее вероятным и опасным проявлениям природных процессов являются ветры, достигшие ураганных значений при грозах, обледенения линий электропередач и сильные снегопады. Однако вероятность возникновения ЧС природного характера на территории Малогнеушевского сельского поселения мала, менее (10 -8).

Анализ результатов оценки риска

Анализ риска может быть не только количественным анализом, при котором основные результаты получаются путем расчета показателей риска, но и качественным анализом, при котором результаты представлены в виде текстового описания.

Анализируя составляющие вреда от ЧС природного и техногенного характера:

-воздействие на жизнь и здоровье людей;

-экологические воздействия чрезвычайных ситуаций;

-влияние на инфраструктуру, нарушение условий жизнедеятельности;

-воздействие на народное хозяйство;

-социально-политические воздействия.

Приходим к выводу, что риск является неизбежным сопутствующим фактором промышленной деятельности. Риск практически есть мера опасности.

Комплексной мерой риска, характеризующей опасный объект (и территории), будет потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня. Данная мера риска не зависит от факта нахождения объекта воздействия (например - человека) в данном месте пространства.

Оценка риска ЧС на территории сельсовета произведена в отношении потенциально опасного объекта ООО «Промсахар», использующее в производстве взрывопожароопасные вещества (спирт).

Имеется вероятность ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения - это остановка эл. насоса, порыв водопроводных сетей, обрушение водонапорной башни.

Выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного

сценария развития чрезвычайных ситуаций

Возникновение поражающих факторов, представляющих опасность для людей, зданий, сооружений и техники, расположенных на территории взрывопожароопасных объектов, возможно:

- при пожарах, причинами которых может стать неисправность электрооборудования, несоблюдение норм пожарной безопасности;

- при неконтролируемом высвобождении запасенной на объекте энергии. Запасенная химическая энергия (горючие материалы) ; запасенная механическая энергия (кинетическая - движущиеся автомобили и др.).

Анализ опасностей, связанных с авариями, показывает, что максимальный ущерб персоналу и имуществу объекта наносится при разгерметизации технологического оборудования и автоцистерн, доставляющих топливо.

Причинами возникновения аварийных ситуаций могут служить:

- технические неполадки, в результате которых происходит отклонение технологических параметров от регламентных значений, вплоть до разрушения оборудования;

- неосторожное обращение с огнем при производстве ремонтных работ;

- события, связанные с человеческим фактором: неправильные действия персонала, неверные организационные или проектные решения, постороннее вмешательство (диверсии) и т.п.;

- внешнее воздействие техногенного или природного характера: аварии на соседних объектах, ураганы, землетрясения, наводнения, пожары.

В качестве вероятных аварийных ситуаций на автомагистрали, которые приведут к возникновению поражающих факторов, могут быть:

- разлив сжиженных углеводородных газов (СУГ) в результате разгерметизации или нарушения целостности цистерны при столкновении или опрокидывании транспорта;

- разлив (утечка) из цистерны легко воспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) типа «бензин».

При транспортировке опасных грузов автомобильным транспортом возможны аварии, сопровождающиеся выбросом наиболее часто перевозимых АХОВ (хлор, аммиак).

Наиболее вероятным и опасным проявлениям природных процессов являются ветры, достигшие ураганных значений при грозах, обледенения линий электропередач и сильные снегопады.

Наибольшая опасность для персонала предприятия, населения, окружающей среде и промышленного оборудования могут возникнуть при аварии с взрывом, последующим пожаром на ООО «Промсахар».

Рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска

Мероприятия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и смягчению их последствий на территории Малогнеушевского сельсовета Рыльского района должны быть направлены на:

- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды на территории Малогнеушевского сельского поселения;

-планирование и выполнение мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

-создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление целевых видов страхования.

В случае возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера:

а) заражение местности АХОВ (СДЯВ) ;

-руководящий состав и персонал предприятий, учреждений обучить практическим действиям по изготовлению простейших средств защиты органов дыхания и пользования ими при угрозе химического заражения;

-разработать план и провести занятия по экстренной эвакуации в безопасные районы;

-обучить население основным приемам по герметизации помещений;

-на территории оборудовать и обозначить зоны безопасности для временного укрытия населения при прохождении облака зараженного воздуха;

-для проведения герметизации создать на каждом предприятии и учреждении запас материальных средств.

б) аварии и пожары:

-руководящий состав и персонал предприятий и учреждений должен быть практически обучен применению средств пожаротушения;

-на предприятиях должны быть созданы пожарные команды;

-разработан план эвакуации из очага пожара;

-руководители хозяйств и учреждений отвечают за наличие средств пожаротушения и наличие пожарных водоемов.

в) при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных:

-учреждения здравоохранения проводят разъяснительную и профилактическую работу;

-создают резерв медикаментов, дополнительных мест для населения;

-постоянно осуществляется контроль эпидемиологической обстановки на территории Малогнеушевского сельского поселения;

-анализируют обстановку в прилегающих районах.

г) при катастрофических затоплениях:

-постоянно контролируется уровень воды в водоемах;

-поддерживаются в удовлетворительном состоянии гидросооружения;

-контроль осуществляет глава администрации и водопользователи;

-ведется разъяснительная работа среди населения;

-создаются материальные запасы;

-определяются места эвакуации.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортное имущество, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты.

Резерв материальных ресурсов Малогнеушевского сельсовета объединяет местный (сельский) и объектовые (предприятий, учреждений) резервы.

Местный резерв материальных ресурсов выдается по распоряжению главы Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области.

Все мероприятия планирования, обучения, создания материальных запасов проводятся в период повседневной деятельности и должны быть направлены на снижение последствий чрезвычайных ситуаций, защиту населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных ценностей, а также проведению АСДНР в случае возникновения ЧС.

Ведется деятельность по ресурсному обеспечению защищенности населения: созданы финансовые и материально-технические резервы, созданы топливно-энергетические запасы. Постоянно ведется воспитательно-просветительская работа среди населения.

В целях обеспечения защиты населения от ЧС биолого-социального характера (эпидемий, массовых отравлений) на территории проводятся необходимые медицинские профилактические мероприятия: прививки от опасных инфекционных болезней;

медицинское обследование детей в школах с целью своевременного выявления заболеваний и принятия необходимых мер лечения; периодическое проведение мед. осмотров работающего населения, особенно связанного с вредными и опасными условиями труда.

На основе всего вышеизложенного состояние защищенности населения и территории Малогнеушевского сельсовета можно оценить как удовлетворительное.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и смягчения последствий в случае их возникновения необходимо: совершенствование материального и технического обеспечения сил РСЧС, внедрение новых информационных технологий в работу органов управления РСЧС, дальнейшее повышение эффективности мероприятий обеспечения пожарной безопасности, усовершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты населения, усиление взаимодействия ОУ ГОЧС со средствами массовой информации для повышения информированности населения, совершенствование профессиональной подготовки личного состава сил РСЧС.

Меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента и его перерастания в аварийную ситуацию:

поддержка готовности пожарно-спасательных формирований, аварийных бригад, коммунальных и дорожных служб к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций;

совместно с подразделениями ГИБДД реализация мер по предупреждению возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных трассах;

проведение комплекса мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на общеобразовательные школы и дошкольные учреждения;

проведение разъяснительной работы с потребителями (абонентами) баллонного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии;

организация комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизацию их последствий, обратив особое внимание на устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения населения;

информирование и, при необходимости усиление, дежурных служб объектов электроснабжения, потенциально опасных объектов экономики, объектов с массовым пребыванием людей;

контроль за слабо закрепленными конструкциями, проведение опиловки раскидистых деревьев, располагающихся вблизи строений и инфраструктуры;

приведение в готовность аварийно-спасательных формирований;

поддержка на необходимом уровне запасов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный сайт Администрации Малогнеушевского сельсовета Рыльского района Курской области от 05.03.2020
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, 110.000.000 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. БЕЗОПАСНОСТЬ. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДОВ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать