Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2012г.
Номер документа: В201206528
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201206528

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 28.02.2013, N 3, СТР. 165

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04.12.2012 N 10295/12

ЦЕНА ДОГОВОРА И НДС

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.04.2012 по делу N А40-22638/11-87-141 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - Министерства обороны Российской Федерации - Соколова С.Ю., Чечкина А.Г.;

от закрытого акционерного общества "Русская тройка" - Костюченко К.М., Хлебцов В.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приняло распоряжение от 27.10.2008 N 1774-р "О реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, находящегося в Приморском крае".

Данным распоряжением утвержден перечень подлежащего продаже на аукционе имущества, в который включен земельный участок и расположенные на нем строения, закрепленные за государственным учреждением "1976 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "1976 Отделение морской инженерной службы").

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.07.2009 N 745 утвержден План продажи высвобождаемого недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации путем проведения аукциона с начальной ценой реализации в размере 95 762 900 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" функции по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества возложены на федеральное государственное учреждение "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" (далее - управление материальных ресурсов).

Управление материальных ресурсов провело аукцион и по его результатам заключило с закрытым акционерным обществом "Русская тройка" (далее - общество "Русская тройка"), признанным победителем торгов, договор от 16.09.2009 N 18 купли-продажи (далее - договор купли-продажи N 18) высвобождаемого недвижимого военного имущества (земельного участка и расположенных на нем строений), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и закрепленного на праве оперативного управления за учреждением "1976 Отделение морской инженерной службы". Стоимость данного имущества по результатам аукциона определена в размере 103 262 900 рублей, включая 15 751 967 рублей 80 копеек налога на добавленную стоимость.

Общество "Русская тройка" платежными поручениями от 01.09.2009 N 2494 и от 25.09.2009 N 2742 полностью оплатило приобретенное имущество; имущество передано обществу "Русская тройка" по акту приема-передачи от 23.10.2009.

Полагая, что осуществляемая в порядке приватизации реализация высвобождаемого недвижимого военного имущества не подлежала обложению налогом на добавленную стоимость, общество "Русская Тройка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи N 18 в части условия об уплате 15 751 967 рублей 80 копеек налога на добавленную стоимость и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата названной суммы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2011 заявленное требование в части признания недействительным (ничтожным) оспариваемого условия договора купли-продажи N 18 об уплате налога на добавленную стоимость удовлетворено, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 решение суда первой инстанции в части отказа в возврате 15 751 967 рублей 80 копеек отменено, данная сумма взыскана в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 13.04.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций Министерство обороны Российской Федерации просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В отзыве на заявление общество "Русская тройка" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя заявленное требование в полном объеме, исходили из наличия оснований для применения подпункта 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, согласно которому передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако судами не было учтено следующее.

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления в целях осуществления названными субъектами деятельности и участия в имущественном обороте, и нераспределенное имущество, составляющее казну публично-правового образования.

В отношении закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями имущества сделки по распоряжению этим имуществом совершаются указанными лицами в порядке и в пределах, определяемых содержанием ограниченных вещных прав в соответствии с положениями статей 295 - 298 Гражданского кодекса.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

По общему правилу унитарные предприятия и учреждения в силу статьи 143 Налогового кодекса признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, а операции по реализации упомянутого имущества на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 названного Кодекса - операциями, подлежащими налогообложению.

Таким образом, при реализации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, данные организации исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость.

В отношении операций по реализации имущества, не закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями и составляющего казну публично-правового образования, абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, вступившим в силу с 01.01.2009, установлено общее правило о налогообложении этих операций налогом на добавленную стоимость и возложении обязанности по исчислению и уплате названного налога на покупателей такого имущества, признаваемых налоговыми агентами.

Из указанных правил главой 21 Налогового кодекса установлены исключения.

К числу операций, не признаваемых объектом налогообложения, отнесены операции по реализации государственного или муниципального имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (подпункт 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса), а также операции по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (подпункт 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса).

Закон о приватизации, определяя в главе III порядок приватизации государственного и муниципального имущества, отдельно выделяет такой вид активов как подлежащее приватизации имущество унитарных предприятий. Для данного вида активов, именуемого как имущественный комплекс унитарного предприятия, установлены специальные правила, касающиеся определения состава комплекса, его стоимости, допустимых способов приватизации.

Закон о приватизации (до внесения в него изменений Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества") предусматривал возможность приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия как путем преобразования предприятия в открытое акционерное общество, так и путем его продажи в порядке и способами, предусмотренными Законом о приватизации. После внесения в него изменений приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества (пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации).

Операции по передаче имущества и имущественных прав при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия как покупателю имущественного комплекса, так и правопреемнику при преобразовании унитарного предприятия в хозяйственное общество не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 39 и подпункта 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса.

В данном случае общество "Русская тройка" приобрело у Российской Федерации земельный участок и находящиеся на нем сооружения не в рамках приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, в связи с чем основания для применения подпункта 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса и непризнания спорной операции объектом обложения налогом на добавленную стоимость отсутствовали.

Поэтому вывод судов о недействительности договора купли-продажи N 18 в части условия об уплате 15 751 967 рублей 80 копеек налога на добавленную стоимость, сделанный на основании применения указанной нормы Налогового кодекса, является ошибочным.

Вместе с тем предметом продажи на аукционе являлось недвижимое имущество как признаваемое объектами обложения налогом на добавленную стоимость (здания), так и исключаемое в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса из налогообложения (земельный участок).

Поэтому исковые требования о признании договора купли-продажи N 18 недействительным в части условия об уплате налога на добавленную стоимость и возврате 15 751 967 рублей 80 копеек этого налога подлежали удовлетворению только в части суммы, начисленной на стоимость земельного участка.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит установить обоснованность заявленных требований, исходя из положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки, кадастровой стоимости земельного участка и с учетом коммерческой ценности приобретенных обществом "Русская Тройка" объектов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2011 по делу N А40-22638/11-87-141, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.04.2012 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено:08.04.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]

[проверено: 03.03.2014 редактор НЦПИ - Гудочкин Р.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 3 от 28.02.2013 Стр. 165
Рубрики правового классификатора: 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 030.010.000 Общие положения, 030.030.040 Коммерческие организации, 030.040.010 Участие Российской Федерации в гражданском обороте (см. также 020.010.020, 020.010.030, 020.010.040, 030.150.040), 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.060.000 Сделки, 030.090.020 Право частной собственности, 030.090.030 Право государственной собственности (см. также 030.150.050, 200.030.030), 030.090.050 Приобретение и прекращение права собственности, 030.090.070 Приватизация государственного и муниципального имущества (см. также 050.020.060, 050.060.020), 030.090.110 Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления (см. также 050.060.020), 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050), 030.120.210 Публичный конкурс. Проведение игр и пари. Публичное обещание награды, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.060 Льготы по налогам, 180.050.010 Общие положения, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать