Основная информация

Дата опубликования: 05 февраля 2008г.
Номер документа: В200801039
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0801039

В200801039

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.04.2008, N 4, СТР. 179

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.02.2008 N 11912/07

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.01.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 07.03.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29847/06-34/550-95АЖ и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2007 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Мурылева Л.Г., Уланов Р.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Сельскохозяйственный производственный кооператив - племенной завод-колхоз "Наша Родина" (далее - колхоз "Наша Родина", колхоз) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - региональная энергетическая комиссия) от 28.11.2006 о привлечении колхоза к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 (далее - КоАП РФ; НГР:Р0102426) за нарушение порядка ценообразования.

Решением суда первой инстанции от 16.01.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2007 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 31.05.2007 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, региональная энергетическая комиссия просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на заявление колхоз "Наша Родина" просит оставить эти судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей региональной энергетической комиссии, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе колхозу в удовлетворении его заявления по следующим основаниям.

Протоколом об административном правонарушении от 16.11.2006, составленным по результатам проверки соблюдения колхозом "Наша Родина" порядка ценообразования, зафиксировано, что колхозом в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83; НГР:Р0600307 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" в отношении населения устанавливается и применяется плата за подключение к газопроводу.

Действия колхоза "Наша Родина" по установлению и применению платы за подключение к газопроводу региональной энергетической комиссией квалифицированы как нарушение порядка ценообразования, за что постановлением от 28.11.2006 колхоз привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ; НГР:Р0102426.

Арбитражные суды трех инстанций, признавая постановление комиссии незаконным, сослались на положения статей 209, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 и указали, что колхоз "Наша Родина" является собственником расположенных на территории Соколовского сельского округа подводящего газопровода высокого давления к хутору Новопавловскому и разводящего уличного газопровода низкого давления, проведенных за счет средств трудового коллектива колхоза, и как собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Суды сочли, что колхоз установил плату за подключение домовладений жителей хуторов Новопавловский, Алексеевский, Петровский, села Соколовское к газопроводу в целях компенсации затрат на его строительство и тем самым реализовал права собственника, предоставленные законодательством, и сделали вывод о том, что действия колхоза не образуют состава вменяемого ему административного правонарушения.

Данный вывод нельзя признать обоснованным.

Согласно статье 14.6 КоАП РФ; НГР:Р0102426 правонарушением признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Колхоз "Наша Родина" является собственником газопроводов (газораспределительных сетей). Согласно уставу он осуществляет и такие виды деятельности как эксплуатация объектов собственного газового хозяйства, покупка, транспортировка и реализация газа физическим и юридическим лицам (пункт 1.12.4). Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2005 N 707-э/14; НГР:В0503876 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Краснодарского края" определены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям колхоза "Наша Родина", подлежащие применению с 01.01.2006, в том числе по группе потребителей "Население".

Таким образом, колхоз выступает в качестве организации, оказывающей услуги по транспортировке газа, и в силу его положения на него распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в области газоснабжения.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ; НГР:Р9901493 "О газоснабжении в Российской Федерации" деятельность в области газоснабжения, в том числе деятельность по транспортировке газа относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.

Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2000 N 1021; НГР:Р0004848 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Согласно этим положениям расчеты при выполнении регулируемого вида деятельности осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83; НГР:Р0600307 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 2 Правил сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, плата за подключение домовладений жителей упомянутых сельских населенных пунктов к построенному газопроводу должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых полномочными на то органами власти.

Выдачу технических условий на газификацию домовладений осуществляет открытое акционерное общество "Гулькевичирайгаз". Это же общество занимается подключением домовладений к действующему газопроводу с взиманием платы за подключение.

Кроме того, в структуру установленной в январе 2006 года региональной энергетической комиссией розничной цены на природный газ, реализуемый населению, включены оптовая цена на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе потребителей "Население". В расчет тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям колхоза "Наша Родина" включены также расходы колхоза по статье "Амортизация основных средств", в том числе и амортизационные отчисления от стоимости газопроводов высокого и низкого давления, находящихся на балансе колхоза.

Таким образом, законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу как компенсации понесенных при его строительстве затрат.

Как видно из протоколов заседаний правления колхоза "Наша Родина" от 21.05.2003 N 14 и от 25.10.2006 N 30, правлением приняты решения об утверждении платы за подключение к действующим газопроводам. При этом стоимость подключения установлена дифференцированно для различных категорий жителей (по протоколу от 25.10.2006 N 30 - от 5000 рублей до 143719 рублей в зависимости от трудового участия и социального положения жителей).

Указанные решения колхозом приняты вопреки требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области газоснабжения.

При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии в действиях колхоза "Наша Родина" нарушения установленного порядка ценообразования не соответствует нормам действующего законодательства.

Следовательно, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 16.01.2007, постановление суда апелляционной инстанции от 07.03.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29847/06-34/550-95АЖ и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2007 по тому же делу отменить.

Сельскохозяйственному производственному кооперативу - племенному заводу-колхозу "Наша Родина" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.11.2006 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, отказать.

Председательствующий

А.А. Иванов

[введено: 15.05.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 26.08.2008 корректор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2008 Стр. 179
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать