Основная информация

Дата опубликования: 05 июня 2007г.
Номер документа: В200703424
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0703424

В200703424

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.2007, N 8, СТР. 211

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.06.2007 N 1469/07

СБОР ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Кохаб" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.11.2006 по делу N А73-18098/2005-19 Арбитражного суда Хабаровского края.

В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю - Будыка И.Н., Губина-Гребенникова Е.П.

Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Федеральное государственное учреждение "Амурское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства" выдало закрытому акционерному обществу "Кохаб" (далее - общество) разрешение (лицензию) от 23.03.2005 N 023420 на ведение промысла краба синего в количестве 40 тонн и краба камчатского в количестве 7,3 тонны с 25.03.2005 по 31.12.2005 на рыболовном судне "Ванино", а также разрешение (лицензию) от 21.01.2005 N 001686 на вылов объектов водных биологических ресурсов, в том числе 87,1 тонны терпуга сроком с 16.05.2005 по 31.12.2005, на судне "Юго-Восток".

На основании этих лицензий общество в соответствии со статьей 333.7 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 (далее - Кодекс) представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция) сведения о полученных разрешениях на пользование объектами водных биоресурсов и суммах сбора по каждому виду биоресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных платежей.

Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - управление) разрешение N 023420 на лов крабов аннулировало с 01.10.2005. Кроме того, управление 11.10.2005 внесло изменение в разрешение N 001686: право на вылов 87,1 тонны терпуга судном "Юго-Восток" было аннулировано, весь объем вылова передан судну "Мария" со сроком лова с 15.10.2005 по 31.12.2005. При этом объем допустимого к вылову терпуга не изменился.

В связи с указанными изменениями общество 13.10.2005 представило в инспекцию уточненные сведения, касающиеся уменьшения объемов допустимых к добыче объектов водных биоресурсов и подлежащих уплате в бюджет суммах сбора.

Инспекция письмом от 31.10.2005 N 9502 отказала обществу в принятии уточненных сведений и выставила требование от 30.10.2005 N 1143 об уплате по состоянию на 30.11.2005 сбора за пользование объектами водных биоресурсов в сумме 2021696 рублей и 8101 рубля 69 копеек пеней.

Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе принять уточненные сведения о полученных разрешениях (лицензиях) на пользование объектами водных биоресурсов и исчислении сбора за пользование этими объектами, и признании недействительным требования инспекции от 30.11.2005 N 1143 в части начисления указанного сбора и пеней.

Решением суда первой инстанции от 06.03.2006 требования общества удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 25.07.2006 решение суда первой инстанции изменил: признал недействительным требование инспекции от 30.11.2005 N 1143 в части уплаты 1426349 рублей сбора за пользование объектами водных биоресурсов и начисленных с этой суммы пеней, поскольку выставленное требование являлось сводным и часть суммы сбора, указанная к доплате, относится к другим разрешениям (лицензиям).

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 03.11.2006 названные судебные акты отменил и в удовлетворении требований общества отказал.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит отменить его и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что сбор, установленный Кодексом, взимается за предоставление права на пользование объектами водных биоресурсов в определенных объемах и обязанность по уплате этого сбора по аннулированному разрешению (лицензии) отсутствует. В противном случае происходит двойное налогообложение того же количества объектов водных биоресурсов.

В отзыве на заявление инспекция просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, постановление суда апелляционной инстанции оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходил из того, что согласно положениям главы 25.1 Кодекса сумма сбора за пользование объектами водных биоресурсов является фиксированной, взимаемой за выдачу каждого разрешения (лицензии). Нормы Кодекса не предусматривают зачета или возврата сумм сбора по нереализованным разрешениям (лицензиям) на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов в отличие от сбора за пользование объектами животного мира. Поскольку сбор за пользование объектами водных биоресурсов не зависит от фактического использования таких объектов, при аннулировании или внесении изменений в разрешения (лицензии) в случае уменьшения объема добычи (вылова) этих объектов перерасчет сбора не производится.

Однако судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Как следует из статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ; НГР:Р0405361 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие этих биоресурсов из среды их обитания.

Анализ положений главы 25.1 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) объектов биоресурсов, а за пользование такими ресурсами.

Согласно статье 333.2 Кодекса объектами обложения указанным сбором признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения (лицензии) на пользование данными объектами, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.4 Кодекса предусмотрено, что сумма сбора за пользование объектами водных биоресурсов определяется в отношении каждого такого объекта, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта этих ресурсов.

Данные, которые плательщик упомянутого сбора отражает в представленных в налоговый орган сведениях, должны совпадать с информацией, содержащейся в разрешениях в период их действия, то есть быть достоверными, так как размер сбора непосредственно связан с квотой добычи (вылова) объектов водных биоресурсов.

Достоверными являются уточненные сведения, поскольку именно в них указаны надлежащие данные о полученных разрешениях, сроках начала и окончания действия лицензий, количестве объектов водных биоресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Общество дважды представляло в инспекцию сведения об исчисленных суммах сбора.

Повторно представленные сведения учитывают соответствующие изменения, аннулирование разрешения (лицензии), выдачу нового разрешения и не связаны с фактическими объемами добытых объектов водных биоресурсов.

Таким образом, глава 25.1 Кодекса не только не содержит препятствий по представлению в налоговый орган уточненных сведений, вызванных изменением объема добычи, но предполагает в качестве единственного способа надлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате сбора представление им достоверных сведений, основанных на данных федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения.

В настоящем деле аннулирование ранее выданного разрешения (лицензии) на пользование объектами водных биоресурсов и выдача нового, а также внесение изменений в выданное разрешение (лицензию) произведены уполномоченным органом до истечения срока действия разрешения. Следовательно, общество имело право на корректировку подлежащего уплате в 2005 году сбора за пользование объектами водных биоресурсов с учетом сумм, уплаченных по аннулированному и уточненному разрешениям.

При таких обстоятельствах выводы суда кассационной инстанции ошибочны, вынесенное им постановление нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений главы 25.1 Кодекса, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Суд апелляционной инстанции уточнил фактические обстоятельства и расчет суммы сбора, не изменяя правовых принципов, положенных в основу решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.11.2006 по делу N А73-18098/2005-19 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 25.07.2006 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 06.02.2008 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 02.07.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2007 Стр. 211
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности, 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.040.000 Использование и охрана вод (см. также 200.150.030), 110.040.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать