Основная информация
Дата опубликования: | 05 июня 2018г. |
Номер документа: | RU72000201800409 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тюменская область |
Принявший орган: | Правительство Тюменской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05.06.2018 № 221-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 03.08.2015 № 365-П
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», письмами согласования ГУ МЧС России по Тюменской области от 18.04.2018 № 3295-3-1-14, от 03.05.2018 № 3844-3-1-14 в постановление Правительства Тюменской области от 03.08.2015 № 365-п «О мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды в Тюменской области» внести следующие изменения:
1. В наименовании постановления слова «нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды», в пунктах 1.1, 1.3, 1.4 слова «нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды» заменить словами «нефти и нефтепродуктов».
2. В пункте 1.1 слова «Требования к разработке» заменить словами «Порядок согласования».
3. Пункт 1.2 исключить, изменив последующую нумерацию пунктов.
4. В пунктах 1.3-1.9 цифру «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» заменить цифрой «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8» соответственно.
5. Приложение № 1 к постановлению изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
6. Приложение № 2 к постановлению исключить, изменив последующую нумерацию приложений к постановлению.
7. Приложение № 3 к постановлению, таблицы 1, 2, 6 изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
8. В наименовании перед таблицей 1, в наименовании приложения № 4 к постановлению слова «, подтоварной воды» исключить.
9. Приложение № 8 к постановлению изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.
Врио Губернатора области
А.В. Моор
Приложение № 1
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
Порядок согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области
1. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области (далее – Планы) разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов в Тюменской области.
1.1. Планы разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством и типовой структурой, установленной Приказом от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.2. Категории чрезвычайных ситуаций выделяются в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах и определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
1.3. Планы локального и местного уровня представляются организациями один раз в три года, территориального уровня – один раз в 4 года, регионального и федерального уровней – один раз в 5 лет на согласование в Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее – уполномоченный исполнительный орган).
1.4. Согласование Плана уполномоченным исполнительным органом осуществляется в течение 15 календарных дней со дня представления Плана. В случае несоответствия представленного на согласование Плана настоящему Порядку уполномоченным исполнительным органом направляются замечания к Плану.
После устранения замечаний План повторно согласовывается уполномоченным исполнительным органом в течение 5 календарных дней со дня получения доработанного Плана. В случае если План соответствует предъявляемому Порядку, уполномоченным органом оформляется заключение о согласовании Плана, которое направляется руководителю организации.
1.5. Согласованные Планы подлежат корректировке (переработке) в случае изменения исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (увеличение объемов добычи углеводородного сырья; создание новой производственной инфраструктуры, связанной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти, нефтепродуктов; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением уполномоченных органов государственной власти.
Откорректированный (переработанный) План проходит процедуру согласования и утверждается в соответствии с порядком, установленным федеральными нормативными правовыми актами и пунктом 1.4 настоящего Порядка.
Приложение № 2
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
Типовая структура отчета по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов
в Тюменской области, включая выполнение программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры
1. Организации представляют в уполномоченный исполнительный орган на рассмотрение и согласование:
1.1. Ежегодно не позднее 15 февраля текущего календарного года – отчет о выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области, а также программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры по приведенным ниже формам.
1.2. Ежегодно не позднее 1 ноября – программу природоохранных и природовосстановительных мероприятий на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему постановлению. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния окружающей среды, экологической безопасности, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями природоохранного и природовосстановительного характера.
1.3. Ежегодно не позднее 1 ноября – программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением № 5 к настоящему постановлению. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния объектов производственной инфраструктуры, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями, способствующими снижению аварийности на трубопроводах, эксплуатируемых в Тюменской области, и повышению надежности трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры.
Программа должна включать в себя запланированные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов в соответствии с перечнем объектов, включаемых организациями в Программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, по форме в соответствии с приложением № 6 к настоящему постановлению.
Организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья, программа разрабатывается в разрезе каждого лицензионного участка недр.
2. Согласование программ и отчетных материалов уполномоченным исполнительным органом осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня представления их организациями. В случае несоответствия представленных на согласование программ и отчетных материалов установленным требованиям руководителю организации направляются замечания.
Уполномоченный исполнительный орган в течение 10 рабочих дней после получения доработанных с учетом замечаний программ и отчетных материалов рассматривает их. В случае отсутствия замечаний оформляется заключение о согласовании программ и отчетных материалов, которое направляется руководителю организации.
3. В целях обеспечения исполнительных органов государственной власти Тюменской области оперативной информацией об аварийности (инцидентах) на трубопроводах организация, на территории которой произошла авария (инцидент):
в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов направляет сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные исполнительные органы государственной власти и Департамент недропользования и экологии Тюменской области согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, в том числе которые могут привести к ЧС(н) в соответствии с приложением № 7 к настоящему постановлению;
в срок не позднее трех суток со дня окончания технического расследования причин аварии (инцидента) представляет информацию об аварии (инциденте) в Департамент недропользования и экологии Тюменской области по форме в соответствии с приложением № 8 к настоящему постановлению.
4. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов в соответствии с федеральным законодательством и настоящими требованиями должен содержать следующее:
I. Пояснительная записка
Пояснительная записка должна включать следующие сведения:
1. Причины и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов, которые включают:
1.1. Сведения об источнике разлива, развитии ситуации, ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
1.2. Копии (скан копии) актов технического расследования разливов нефти и нефтепродуктов на магнитных носителях.
1.3. Схему участка местности с элементами топографии для возможности привязки к местности.
1.4. Расчеты потерь нефти и нефтепродуктов, попавших в окружающую среду вследствие аварии.
2. Описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе принятые меры по ликвидации последствий разливов, включая откачку и сбор нефти, нефтяной эмульсии, обваловку грунтом загрязненного участка, обработку реабилитируемой территории биосорбентами, бакпрепаратами, отсыпку загрязненного участка торфом.
4. Организация временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы, снега, льда, демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов и отходов. Размещение собранных нефти и нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды, описание мест временного хранения с нанесением их на топографическую карту.
5. Затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории, в том числе объем собранных нефти и нефтепродуктов при ликвидации последствий разлива.
6. Расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания.
7. Учет собранной и утилизированной нефти и нефтепродуктов.
8. Уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
8.1. Последствия разлива для населения, окружающей среды и объектов экономики.
8.2. Состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.
9. Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
10. Рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников разливов нефти, нефтепродуктов, приемам и технологиям ликвидации разливов, а также необходимость внесения изменений в Планы и календарные планы организаций.
11. Анализ выполнения программ:
11.1. Природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
11.2. Работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включая все работы, проведенные за предыдущий календарный год по реконструкции, капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов.
II. Отчет выполнения мероприятий по программе работ
по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры
за прошедший календарный год
Отчет выполняется организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья в разрезе каждого лицензионного участка недр, в соответствии с таблицей 7.
III. Отчет выполнения мероприятий по программе
природоохранных и природовосстановительных мероприятий
Материалы предоставляются по формам в соответствии с таблицей 9.
Каждое приложение к отчету разрабатывается как отдельный документ и подписывается руководителем организации.
Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Форматы документов должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.
Отчет представляется на бумажных и магнитных носителях.
Таблица 1
Аварии (инциденты) и их последствия на лицензионных участках недр
_________________________________________________ за _______ отчетный год
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Местоположение (привязка к производственным объектам)
Административный район
Координаты (в системе координат Пулково 1942 года, градусы)
Дата и время обнаружения аварии (инцидента)
Акт технического расследования
Категория аварии
Категория земель
Причина аварии (инцидента)
Идентификационный номер трубопровода
Диаметр трубопровода, мм
Масса загрязняющего вещества, попавшего в окружающую среду, тонн
Регистрационный номер лицензионного участка
Площадь загрязненного участка
Ущерб, тыс. руб.
долгота
широта
номер
дата и время
всего
в водный объект
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
ИТОГО по лицензионному участку
Количество аварий (инцидентов) – значение
…
…
…
…
ИТОГО аварий (инцидентов) по предприятию
Нефть, нефтепродукты
…
…
…
…
…
ОБЩЕЕ
…
…
…
…
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 3 – в итоговой строке по лицензионному участку указывается количество аварий (инцидентов), произошедших на этом лицензионном участке. В итоговых строках по предприятию указывается общее количество аварий (инцидентов) с попаданием (по строкам) нефти, нефтепродуктов в окружающую среду на лицензионных участках предприятия. В строке «ОБЩЕЕ» указывается общее количество аварий (инцидентов) на лицензионных участках предприятия.
Графа 10 – категория аварии (локальная, муниципальная, территориальная, региональная, федеральная).
Графа 11 – категория земель до аварии (инцидента) (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий
и др.). В случае нефтезагрязнения участка в пределах производственного объекта, не требующего рекультивации, в графе указывается название производственного объекта с фразой «рекультивация не требуется».
Графа 19 – ущерб окружающей среде при разливе загрязняющего вещества, тыс. руб. В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 по лицензионному участку.
В итоговых строках по предприятию указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 в разрезе загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду: нефть, нефтепродукты. В строке «ОБЩЕЕ» указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 на лицензионных участках предприятия. При разливе загрязняющих веществ на загрязненный участок, образованный ранее, в графе 18 объединяются ячейки, и указывается фактическая площадь загрязненного участка, образованного в отчетном году. Сведения по таблице 1 составляются независимо от наличия актов технического расследования аварий (инцидентов).
Таблица 2
Сведения о рекультивированных землях, загрязненных при фактах разливов нефти и
нефтепродуктов на лицензионных участках недр
___________________________________________ за _______ отчетный год
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Местонахождение рекультивированного участка
Административный район
Координаты (в системе координат Пулково 1942 года, градусы)
Дата и время разлива загрязняющего вещества
Акт технического расследования
Регистрационный номер загрязненного участка
Площадь загрязненного участка, га
Наличие специальных защитных зон
Категория земель до рекультивации
Категория земель после рекультивации
Рекультивированная площадь загрязненного участка
Уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью нефтепродуктами, мг/кг
Уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в донных отложениях, мг/кг; Поверхностных водах мг/куб.дм
Проект рекультивации земель
Сведения о предприятиях, выполнивших рекультивацию
Сроки рекультивации загрязненного участка
Документ подтверждающий приемку земель уполномоченными органами
долгота
широта
номер
дата и время
номер
название
начало
окончание
номер
дата
название документа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
ИТОГО по лицензионному участку
…
…
ИТОГО по предприятию
Рекультивирова-но
…
…
Рекультивирова-но и сдано уполномоченным органам
…
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 12 – наличие специальных защитных зон, в том числе водоохранных и природоохранных (в водоохранной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ – указать полное географическое название ближайшего водного объекта), в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказник, природный парк, прочие охраняемые территории).
Графа 13 – категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли) до проведения работ по рекультивации.
Графа 14 – категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли) после проведения работ по рекультивации и сдаче земельного участка.
Графа 16 – уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью и нефтепродуктами в мг/кг, тип почвы в соответствии с критериями, определенными в том числе постановлением Правительства Тюменской области об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в Тюменской области».
Графа 17 – уровень остаточного содержания нефти, нефтепродуктов в донных отложениях и поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти, нефтепродуктов.
Графа 20 – сведения о подрядных организациях, выполнивших рекультивационные работы (наименование и юридический адрес), номера договоров с подрядными организациями.
Графы 23–25 – номер, дата и название документа, подтверждающего приемку земель уполномоченными органами (акт комиссии приемки-сдачи рекультивированных земель). Если загрязненный участок рекультивирован, но не принят уполномоченными органами, в графах
указывается знак «–».
В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарные значения граф 11, 15 по лицензионному участку. В итоговой строке по предприятию указываются суммарные значения граф 11,15 на лицензионных участках предприятия.
Таблица 6
Сведения о загрязненных участках на лицензионных участках недр
________________________________________ на конец _______ отчетного года
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Регистрационный номер загрязненного участка
Местоположение загрязненного участка
Административный район
Координаты
Дата факта последнего разлива
Акт технического расследования
Категория земель до загрязнения
Наличие специальных защитных зон
Площадь загрязненного участка, га
Уровень загрязнения почв и земель нефтью, нефтепродуктами, мг/кг
Уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в донных отложениях водных объектов, мг/кг; уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в поверхностных водах, мг/куб. дм
Год планируемой рекультивации
долгота
широта
номер
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ИТОГО по лицензионному участку
…
ИТОГО по предприятию
Нефть, нефтепродукты
…
ОБЩЕЕ
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 8 – дата факта последнего разлива загрязняющего вещества, зафиксированная в технических документах (журналах регистрации событий на промыслах).
Графа 11 – категория земель до загрязнения (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли).
Графа 12 – наличие специальных защитных зон, в том числе водоохранных и природоохранных (в водоохранной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ – указать полное географическое название ближайшего водного объекта), в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказник, природный парк, прочие охраняемые территории).
Графа 14 – уровень загрязнения почв и земель нефтью и нефтепродуктами, тип почвы в соответствии с критериями, определенными в том числе постановлением Правительства Тюменской области об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в Тюменской области».
Графа 15 – уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях и поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти, нефтепродуктов.
В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарное значение графы 13 по лицензионному участку. В итоговых строках по предприятию указываются суммарные значения графы 13 в разрезе загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду: нефть, нефтепродукты. В строке «ОБЩЕЕ» указывается суммарное значение графы 13 на лицензионных участках предприятия. При наложении загрязненных участков друг на друга по фактам разновременных аварий (инцидентов) в графе 13 объединяются ячейки, и указывается фактическая площадь загрязненного участка на конец отчетного года. Представляются сведения о загрязненных участках на конец отчетного года, в том числе загрязнения прошлых лет.
Приложение № 3
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
ТИПОВАЯ ФОРМА
оперативного сообщения об аварии (инциденте)
1. Вид аварии (инцидента): ____________________________________________________________
(краткое описание)
1. Дата и время (местное) аварии (инцидента)
2. Место аварии (инцидента) (производство, участок, цех и т. п.)
(координаты в системе Пулково 1942, производство, участок, цех и т. п.)
3. Обстоятельства аварии (инцидента) и последствия:
(краткое описание с указанием факта попадания на сопредельные земельные участки с указанием
на категорию земель)
4. Организация
(полное наименование юридического лица, владельца объекта, на котором произошла авария или инцидент)
5. Местонахождение организации:
(субъект Российской Федерации, город, поселок и т. п.)
6. Передал (-а):
(фамилия, инициалы, должность, телефон, подпись)
7. Принял (-а):
(фамилия, инициалы, должность, телефон, подпись)
8. Дата и время (местное) приема
9. Причина задержки передачи информации в установленный срок (указать при задержке более 24 часов): ___________________________________________________________________________
Примечания:
В пункте 3 указывается долгота и широта места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусы, минуты, секунды.
В пункте 4 указывается категория земель до аварии (инцидента): земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, прочие земли, в случае загрязнения участков земель различной категории в форме перечисляются все.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05.06.2018 № 221-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 03.08.2015 № 365-П
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», письмами согласования ГУ МЧС России по Тюменской области от 18.04.2018 № 3295-3-1-14, от 03.05.2018 № 3844-3-1-14 в постановление Правительства Тюменской области от 03.08.2015 № 365-п «О мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды в Тюменской области» внести следующие изменения:
1. В наименовании постановления слова «нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды», в пунктах 1.1, 1.3, 1.4 слова «нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды» заменить словами «нефти и нефтепродуктов».
2. В пункте 1.1 слова «Требования к разработке» заменить словами «Порядок согласования».
3. Пункт 1.2 исключить, изменив последующую нумерацию пунктов.
4. В пунктах 1.3-1.9 цифру «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» заменить цифрой «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8» соответственно.
5. Приложение № 1 к постановлению изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.
6. Приложение № 2 к постановлению исключить, изменив последующую нумерацию приложений к постановлению.
7. Приложение № 3 к постановлению, таблицы 1, 2, 6 изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
8. В наименовании перед таблицей 1, в наименовании приложения № 4 к постановлению слова «, подтоварной воды» исключить.
9. Приложение № 8 к постановлению изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.
Врио Губернатора области
А.В. Моор
Приложение № 1
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
Порядок согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области
1. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области (далее – Планы) разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов в Тюменской области.
1.1. Планы разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством и типовой структурой, установленной Приказом от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.2. Категории чрезвычайных ситуаций выделяются в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах и определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
1.3. Планы локального и местного уровня представляются организациями один раз в три года, территориального уровня – один раз в 4 года, регионального и федерального уровней – один раз в 5 лет на согласование в Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее – уполномоченный исполнительный орган).
1.4. Согласование Плана уполномоченным исполнительным органом осуществляется в течение 15 календарных дней со дня представления Плана. В случае несоответствия представленного на согласование Плана настоящему Порядку уполномоченным исполнительным органом направляются замечания к Плану.
После устранения замечаний План повторно согласовывается уполномоченным исполнительным органом в течение 5 календарных дней со дня получения доработанного Плана. В случае если План соответствует предъявляемому Порядку, уполномоченным органом оформляется заключение о согласовании Плана, которое направляется руководителю организации.
1.5. Согласованные Планы подлежат корректировке (переработке) в случае изменения исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (увеличение объемов добычи углеводородного сырья; создание новой производственной инфраструктуры, связанной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти, нефтепродуктов; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением уполномоченных органов государственной власти.
Откорректированный (переработанный) План проходит процедуру согласования и утверждается в соответствии с порядком, установленным федеральными нормативными правовыми актами и пунктом 1.4 настоящего Порядка.
Приложение № 2
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
Типовая структура отчета по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов
в Тюменской области, включая выполнение программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры
1. Организации представляют в уполномоченный исполнительный орган на рассмотрение и согласование:
1.1. Ежегодно не позднее 15 февраля текущего календарного года – отчет о выполнении мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов в Тюменской области, а также программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий и программ работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры по приведенным ниже формам.
1.2. Ежегодно не позднее 1 ноября – программу природоохранных и природовосстановительных мероприятий на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему постановлению. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния окружающей среды, экологической безопасности, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями природоохранного и природовосстановительного характера.
1.3. Ежегодно не позднее 1 ноября – программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры на последующий календарный год по форме в соответствии с приложением № 5 к настоящему постановлению. Программа разрабатывается для целей информационного обеспечения и оперативного учета изменений состояния объектов производственной инфраструктуры, а также ведения мониторинга планируемого обеспечения мероприятий, предусмотренных Планом, мероприятиями, способствующими снижению аварийности на трубопроводах, эксплуатируемых в Тюменской области, и повышению надежности трубопроводов и других объектов производственной инфраструктуры.
Программа должна включать в себя запланированные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов в соответствии с перечнем объектов, включаемых организациями в Программу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, по форме в соответствии с приложением № 6 к настоящему постановлению.
Организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья, программа разрабатывается в разрезе каждого лицензионного участка недр.
2. Согласование программ и отчетных материалов уполномоченным исполнительным органом осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня представления их организациями. В случае несоответствия представленных на согласование программ и отчетных материалов установленным требованиям руководителю организации направляются замечания.
Уполномоченный исполнительный орган в течение 10 рабочих дней после получения доработанных с учетом замечаний программ и отчетных материалов рассматривает их. В случае отсутствия замечаний оформляется заключение о согласовании программ и отчетных материалов, которое направляется руководителю организации.
3. В целях обеспечения исполнительных органов государственной власти Тюменской области оперативной информацией об аварийности (инцидентах) на трубопроводах организация, на территории которой произошла авария (инцидент):
в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов направляет сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные исполнительные органы государственной власти и Департамент недропользования и экологии Тюменской области согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, в том числе которые могут привести к ЧС(н) в соответствии с приложением № 7 к настоящему постановлению;
в срок не позднее трех суток со дня окончания технического расследования причин аварии (инцидента) представляет информацию об аварии (инциденте) в Департамент недропользования и экологии Тюменской области по форме в соответствии с приложением № 8 к настоящему постановлению.
4. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов в соответствии с федеральным законодательством и настоящими требованиями должен содержать следующее:
I. Пояснительная записка
Пояснительная записка должна включать следующие сведения:
1. Причины и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов, которые включают:
1.1. Сведения об источнике разлива, развитии ситуации, ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
1.2. Копии (скан копии) актов технического расследования разливов нефти и нефтепродуктов на магнитных носителях.
1.3. Схему участка местности с элементами топографии для возможности привязки к местности.
1.4. Расчеты потерь нефти и нефтепродуктов, попавших в окружающую среду вследствие аварии.
2. Описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе принятые меры по ликвидации последствий разливов, включая откачку и сбор нефти, нефтяной эмульсии, обваловку грунтом загрязненного участка, обработку реабилитируемой территории биосорбентами, бакпрепаратами, отсыпку загрязненного участка торфом.
4. Организация временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы, снега, льда, демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов и отходов. Размещение собранных нефти и нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды, описание мест временного хранения с нанесением их на топографическую карту.
5. Затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории, в том числе объем собранных нефти и нефтепродуктов при ликвидации последствий разлива.
6. Расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания.
7. Учет собранной и утилизированной нефти и нефтепродуктов.
8. Уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
8.1. Последствия разлива для населения, окружающей среды и объектов экономики.
8.2. Состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.
9. Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
10. Рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников разливов нефти, нефтепродуктов, приемам и технологиям ликвидации разливов, а также необходимость внесения изменений в Планы и календарные планы организаций.
11. Анализ выполнения программ:
11.1. Природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
11.2. Работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включая все работы, проведенные за предыдущий календарный год по реконструкции, капитальному ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов.
II. Отчет выполнения мероприятий по программе работ
по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры
за прошедший календарный год
Отчет выполняется организациями, осуществляющими разработку месторождений углеводородного сырья в разрезе каждого лицензионного участка недр, в соответствии с таблицей 7.
III. Отчет выполнения мероприятий по программе
природоохранных и природовосстановительных мероприятий
Материалы предоставляются по формам в соответствии с таблицей 9.
Каждое приложение к отчету разрабатывается как отдельный документ и подписывается руководителем организации.
Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Форматы документов должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.
Отчет представляется на бумажных и магнитных носителях.
Таблица 1
Аварии (инциденты) и их последствия на лицензионных участках недр
_________________________________________________ за _______ отчетный год
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Местоположение (привязка к производственным объектам)
Административный район
Координаты (в системе координат Пулково 1942 года, градусы)
Дата и время обнаружения аварии (инцидента)
Акт технического расследования
Категория аварии
Категория земель
Причина аварии (инцидента)
Идентификационный номер трубопровода
Диаметр трубопровода, мм
Масса загрязняющего вещества, попавшего в окружающую среду, тонн
Регистрационный номер лицензионного участка
Площадь загрязненного участка
Ущерб, тыс. руб.
долгота
широта
номер
дата и время
всего
в водный объект
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
ИТОГО по лицензионному участку
Количество аварий (инцидентов) – значение
…
…
…
…
ИТОГО аварий (инцидентов) по предприятию
Нефть, нефтепродукты
…
…
…
…
…
ОБЩЕЕ
…
…
…
…
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 3 – в итоговой строке по лицензионному участку указывается количество аварий (инцидентов), произошедших на этом лицензионном участке. В итоговых строках по предприятию указывается общее количество аварий (инцидентов) с попаданием (по строкам) нефти, нефтепродуктов в окружающую среду на лицензионных участках предприятия. В строке «ОБЩЕЕ» указывается общее количество аварий (инцидентов) на лицензионных участках предприятия.
Графа 10 – категория аварии (локальная, муниципальная, территориальная, региональная, федеральная).
Графа 11 – категория земель до аварии (инцидента) (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий
и др.). В случае нефтезагрязнения участка в пределах производственного объекта, не требующего рекультивации, в графе указывается название производственного объекта с фразой «рекультивация не требуется».
Графа 19 – ущерб окружающей среде при разливе загрязняющего вещества, тыс. руб. В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 по лицензионному участку.
В итоговых строках по предприятию указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 в разрезе загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду: нефть, нефтепродукты. В строке «ОБЩЕЕ» указываются суммарные значения граф 15, 16, 18, 19 на лицензионных участках предприятия. При разливе загрязняющих веществ на загрязненный участок, образованный ранее, в графе 18 объединяются ячейки, и указывается фактическая площадь загрязненного участка, образованного в отчетном году. Сведения по таблице 1 составляются независимо от наличия актов технического расследования аварий (инцидентов).
Таблица 2
Сведения о рекультивированных землях, загрязненных при фактах разливов нефти и
нефтепродуктов на лицензионных участках недр
___________________________________________ за _______ отчетный год
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Местонахождение рекультивированного участка
Административный район
Координаты (в системе координат Пулково 1942 года, градусы)
Дата и время разлива загрязняющего вещества
Акт технического расследования
Регистрационный номер загрязненного участка
Площадь загрязненного участка, га
Наличие специальных защитных зон
Категория земель до рекультивации
Категория земель после рекультивации
Рекультивированная площадь загрязненного участка
Уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью нефтепродуктами, мг/кг
Уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в донных отложениях, мг/кг; Поверхностных водах мг/куб.дм
Проект рекультивации земель
Сведения о предприятиях, выполнивших рекультивацию
Сроки рекультивации загрязненного участка
Документ подтверждающий приемку земель уполномоченными органами
долгота
широта
номер
дата и время
номер
название
начало
окончание
номер
дата
название документа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
ИТОГО по лицензионному участку
…
…
ИТОГО по предприятию
Рекультивирова-но
…
…
Рекультивирова-но и сдано уполномоченным органам
…
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 12 – наличие специальных защитных зон, в том числе водоохранных и природоохранных (в водоохранной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ – указать полное географическое название ближайшего водного объекта), в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказник, природный парк, прочие охраняемые территории).
Графа 13 – категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли) до проведения работ по рекультивации.
Графа 14 – категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли) после проведения работ по рекультивации и сдаче земельного участка.
Графа 16 – уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью и нефтепродуктами в мг/кг, тип почвы в соответствии с критериями, определенными в том числе постановлением Правительства Тюменской области об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в Тюменской области».
Графа 17 – уровень остаточного содержания нефти, нефтепродуктов в донных отложениях и поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти, нефтепродуктов.
Графа 20 – сведения о подрядных организациях, выполнивших рекультивационные работы (наименование и юридический адрес), номера договоров с подрядными организациями.
Графы 23–25 – номер, дата и название документа, подтверждающего приемку земель уполномоченными органами (акт комиссии приемки-сдачи рекультивированных земель). Если загрязненный участок рекультивирован, но не принят уполномоченными органами, в графах
указывается знак «–».
В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарные значения граф 11, 15 по лицензионному участку. В итоговой строке по предприятию указываются суммарные значения граф 11,15 на лицензионных участках предприятия.
Таблица 6
Сведения о загрязненных участках на лицензионных участках недр
________________________________________ на конец _______ отчетного года
(наименование организации)
Название лицензионного участка
Вид приоритетного загрязняющего вещества
Регистрационный номер загрязненного участка
Местоположение загрязненного участка
Административный район
Координаты
Дата факта последнего разлива
Акт технического расследования
Категория земель до загрязнения
Наличие специальных защитных зон
Площадь загрязненного участка, га
Уровень загрязнения почв и земель нефтью, нефтепродуктами, мг/кг
Уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в донных отложениях водных объектов, мг/кг; уровень содержания нефти, нефтепродуктов
в поверхностных водах, мг/куб. дм
Год планируемой рекультивации
долгота
широта
номер
дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ИТОГО по лицензионному участку
…
ИТОГО по предприятию
Нефть, нефтепродукты
…
ОБЩЕЕ
…
Ответственный за достоверность информации: фамилия, имя, отчество, должность, отдел, подразделение, телефон/факс, электронная почта. Дата заполнения.
Примечания:
Графа 1 – название лицензионного участка заполняется в каждой строке.
Графа 2 – вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды и др.).
Графа 8 – дата факта последнего разлива загрязняющего вещества, зафиксированная в технических документах (журналах регистрации событий на промыслах).
Графа 11 – категория земель до загрязнения (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий, прочие земли).
Графа 12 – наличие специальных защитных зон, в том числе водоохранных и природоохранных (в водоохранной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ – указать полное географическое название ближайшего водного объекта), в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказник, природный парк, прочие охраняемые территории).
Графа 14 – уровень загрязнения почв и земель нефтью и нефтепродуктами, тип почвы в соответствии с критериями, определенными в том числе постановлением Правительства Тюменской области об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ в Тюменской области».
Графа 15 – уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях и поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти, нефтепродуктов.
В итоговой строке по лицензионному участку указываются суммарное значение графы 13 по лицензионному участку. В итоговых строках по предприятию указываются суммарные значения графы 13 в разрезе загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду: нефть, нефтепродукты. В строке «ОБЩЕЕ» указывается суммарное значение графы 13 на лицензионных участках предприятия. При наложении загрязненных участков друг на друга по фактам разновременных аварий (инцидентов) в графе 13 объединяются ячейки, и указывается фактическая площадь загрязненного участка на конец отчетного года. Представляются сведения о загрязненных участках на конец отчетного года, в том числе загрязнения прошлых лет.
Приложение № 3
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 05 июня 2018 г. № 221-п
ТИПОВАЯ ФОРМА
оперативного сообщения об аварии (инциденте)
1. Вид аварии (инцидента): ____________________________________________________________
(краткое описание)
1. Дата и время (местное) аварии (инцидента)
2. Место аварии (инцидента) (производство, участок, цех и т. п.)
(координаты в системе Пулково 1942, производство, участок, цех и т. п.)
3. Обстоятельства аварии (инцидента) и последствия:
(краткое описание с указанием факта попадания на сопредельные земельные участки с указанием
на категорию земель)
4. Организация
(полное наименование юридического лица, владельца объекта, на котором произошла авария или инцидент)
5. Местонахождение организации:
(субъект Российской Федерации, город, поселок и т. п.)
6. Передал (-а):
(фамилия, инициалы, должность, телефон, подпись)
7. Принял (-а):
(фамилия, инициалы, должность, телефон, подпись)
8. Дата и время (местное) приема
9. Причина задержки передачи информации в установленный срок (указать при задержке более 24 часов): ___________________________________________________________________________
Примечания:
В пункте 3 указывается долгота и широта места аварии (инцидента) в системе координат Пулково 1942 года, градусы, минуты, секунды.
В пункте 4 указывается категория земель до аварии (инцидента): земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, прочие земли, в случае загрязнения участков земель различной категории в форме перечисляются все.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.06.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: