Основная информация

Дата опубликования: 05 июля 2005г.
Номер документа: В200501467
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0501467

В200501467

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.11.2005, N 11, СТР. 47

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.07.2005 N 1680/05

[О рассмотрении заявления ОАО "Российские железные

дороги" о пересмотре в порядке надзора решения

Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2004

(полностью изготовлено 24.06.2004) по делу

N А40-8525/04-52-62 и постановления Федерального

арбитражного суда Московского округа от 05.11.2004

по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Бондаренко С.П., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Новоселовой Л.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2004 (полностью изготовлено 24.06.2004) по делу N А40-8525/04-52-62 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.11.2004 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители заявителя - ОАО "Российские железные дороги" (ответчика) - Каменева И.А., Константинов К.К.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бондаренко С.П., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Погрузочно-транспортное управление" (далее - транспортное управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Западно-Сибирская железная дорога" о взыскании 309 200 рублей неосновательно списанного штрафа за задержку вагонов в местах погрузки и выгрузки и 8 610 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением суда первой инстанции от 10.12.2003 произведена процессуальная замена ответчика - ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" - на его правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога), в связи с чем дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Решением суда первой инстанции от 17.06.2004 (полностью изготовлено 24.06.2004) исковые требования удовлетворены частично - в размере 309 200 рублей.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 05.11.2004 решение оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов железная дорога просит их отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на заявление транспортное управление просит оставить судебные акты в силе как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей железной дороги, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Судами установлено, что между железной дорогой и транспортным управлением (ветвевладельцем) заключены договоры от 21.05.1997 N 31-Н, от 01.02.2002 N 55-Н, от 20.05.2002 N 56-Н на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей при станциях Ленинск-Кузнецкий-1, Ленинск-Кузнецкий-2, Байкаим. Согласно этим договорам сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочные пути, дальнейшие их продвижение и расстановка по фронтам погрузки и выгрузки осуществляется локомотивом ветвевладельца, возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом ветвевладельца на выставочные пути.

Условиями договоров установлены сроки оборота вагонов.

Железная дорога по счетам-фактурам от 05.06.2003 N 60032399, от 10.06.2003 N 60033373, от 15.06.2003 N 60034265, от 20.06.2003 N 60035044, от 25.06.2003 N 60036052, от 29.06.2003 N 60036956, от 30.06.2003 N 60037731 на основании статьи 99 Устава железных дорог Российской Федерации начислила транспортному управлению штраф за задержку вагонов в местах необщего пользования под погрузкой, выгрузкой в размере 309 200 рублей и списала указанную сумму с лицевого счета истца, открытого в Кузбасском техническом центре по обработке перевозных документов.

Необоснованное, по мнению истца, списание штрафа послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Удовлетворяя частично исковое требование, суды исходили из того, что указанные договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей транспортного управления были заключены до принятия Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ; НГР:Р0300102 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), поэтому в силу статьи 4, пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 положения Устава не могут распространяться на правоотношения, вытекающие из ранее заключенных договоров, так как в них соответствующие изменения не вносились.

Данный вывод судов основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

Статьями 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309 определено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия такого договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Устав вступил в законную силу 20.05.2003, поэтому с этого момента Федеральный закон от 08.01.1998 N 2-ФЗ; НГР:Р9800090 "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (далее - Транспортный устав), действовавший на момент заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, утратил свою силу (статья 127 Устава).

Устав применяется к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу (статья 130 Устава).

Штраф за задержку вагонов, контейнеров, установленный частью шестой статьи 62, частью второй статьи 99 Устава, не был предусмотрен положениями ранее действовавшего Транспортного устава и является законной неустойкой.

События, послужившие основанием для обращения транспортного управления с иском, имели место в июне 2003 года, то есть после вступления Устава в законную силу, в связи с чем вывод судебных инстанций о нераспространении на отношения сторон норм Устава неправомерен.

Довод суда первой инстанции о том, что в силу статьи 100 Устава плательщиками штрафа за задержку вагонов в местах необщего пользования под погрузкой, выгрузкой являются грузоотправители, грузополучатели, к которым истец не относится, несостоятелен.

За задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой в местах необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, владельцы этих путей согласно статье 99 Устава также несут перед перевозчиком ответственность в виде штрафа, размер которого установлен статьями 100, 101 Устава.

Судом необоснованно сделан вывод о том, что отношения сторон возникли из неосновательного обогащения и к ним должны применяться положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9600379.

Уплата штрафа за задержку вагонов в местах необщего пользования под погрузкой, выгрузкой предусмотрена Уставом, поэтому отношения сторон возникли из перевозки грузов и, следовательно, на них распространяются нормы статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9600379 и статьи 120 Устава, согласно которым до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии.

Железная дорога в отзыве на исковое заявление указывала на несоблюдение истцом претензионного порядка, однако этот довод ответчика не был предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 является основанием для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2004 (полностью изготовлено 24.06.2004) по делу N А40-8525/04-52-62 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.11.2004 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий

А.А. Иванов

[отформатировано: 09.09.2005 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 26.09.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2005 Стр. 47
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.100.000 Общие положения об обязательствах (см. также 030.150.090), 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.110 Перевозка. Транспортная экспедиция (см. также 030.150.130, 090.070.110, 090.070.140)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать