Основная информация
Дата опубликования: | 05 сентября 2006г. |
Номер документа: | ru56000200600307 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Оренбургская область |
Принявший орган: | Правительство Оренбургской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
О совершенствовании долговой политики Оренбургской области
(Изменение:
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.08.2012 № 702-п НГР RU56000201200465)
В целях совершенствования долговой политики Оренбургской области:
1. Утвердить:
1.1. Положение о совершенствовании системы управления государственным внутренним долгом Оренбургской области согласно приложению N 1.
1.2. Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению N 2.
1.3. Методику анализа и оценки рисков по привлечению Правительством Оренбургской области заемных средств согласно приложению N 3.
1.4. Методику оценки финансового состояния гарантополучателя согласно приложению N 4.
1.5. Методику численной оценки рисков, исходя из финансового состояния хозяйствующих субъектов, согласно приложению N 5.
2. Установить, что министерство финансов Оренбургской области является уполномоченным органом Правительства Оренбургской области, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлено право:
2.1. Осуществлять государственные внутренние заимствования в форме эмиссии государственных ценных бумаг Оренбургской области.
2.2. Осуществлять государственные внутренние заимствования в форме кредитных соглашений и договоров, а также заключать договоры и соглашения о получении Оренбургской областью бюджетных кредитов из федерального бюджета.
2.3. Заключать соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Оренбургской области прошлых лет.
2.4. Заключать договоры о предоставлении государственных гарантий Оренбургской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять нормативные правовые акты о системе управления муниципальным долгом.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра финансов Оренбургской области Кухарева В.И.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях мобилизации финансовых ресурсов для социально-экономического развития Оренбургской области, создания благоприятных условий для развития экономики области и привлечения инвестиций, а также совершенствования финансовой и бюджетной политики Правительства Оренбургской области (далее - Правительство).
1. Цели и задачи долговой политики
1.1. Основными целями долговой политики Правительства являются управление государственным внутренним долгом Оренбургской области, удовлетворяющее потребности бюджета области в финансировании при недостаточности собственных поступлений; обеспечение исполнения обязательств Оренбургской области по возврату долга в полном объеме; оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и снижение степени риска.
1.2. Основными задачами долговой политики Правительства являются:
определение порядка использования заемных средств;
деятельность по привлечению заемных средств;
анализ долговой нагрузки областного бюджета;
организация учета текущих долговых обязательств, позволяющего обеспечить полноту информации о размере государственного внутреннего долга области, единообразие и преемственность долговых обязательств области;
своевременность погашения долговых обязательств.
1.3. Для реализации поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:
совершенствование процесса управления государственным внутренним долгом области;
ведение системы учета и регистрации долговых обязательств области;
утверждение в областном бюджете на очередной финансовый год расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств, недопущение секвестрования этих расходов;
ориентация целей привлечения заемных средств на финансирование капитальных расходов и бюджетных инвестиций;
введение практики принятия решений по привлечению средств на рефинансирование долга, учитывающей изменение структуры рисков и долговой нагрузки;
обеспечение информационной прозрачности областного бюджета, систематическое проведение оценки кредитоспособности области, присвоение и публикация соответствующих кредитных рейтингов.
2. Принятие решений по привлечению заемных средств
2.1. Привлечение заемных ресурсов Правительством производится в целях социально-экономического развития Оренбургской области.
2.2. Решение о привлечении средств принимается на основе:
соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
оценки кредитоспособности области;
оценки изменения долга и анализа рисков.
2.3. При намерении привлечения средств на внутреннем рынке используется оценка кредитоспособности Оренбургской области, проводимая органами исполнительной власти области с привлечением при необходимости независимых экспертов.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности, оценки изменения долга и анализа изменения рисков определяются форма и параметры предстоящего заимствования, делаются выводы и вносятся предложения.
2.4. При принятии решения о привлечении средств на рефинансирование долга проводятся оценка изменения долга и анализ изменения рисков.
Основными факторами, влияющими на объем государственного долга, являются:
снижение ставки кредитования, по которой привлекаются средства;
увеличение срока, в течение которого обязательства могут быть погашены (в случае, если выбираемая ставка дисконтирования выше ставки, по которой привлекаются средства).
Привлечение новых заемных средств не должно создавать пиковых выплат в консолидированном графике обслуживания и погашения долга.
2.5. Анализ изменения рисков осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Постановлению.
2.6. Привлечение средств должно соответствовать следующим требованиям:
не ухудшать структуру рисков относительно исходного состояния;
минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств области.
2.7. Для принятия рекомендаций по привлечению средств создается комиссия, в состав которой входят представители министерства финансов Оренбургской области и министерства экономического развития и торговли Оренбургской области.
Председателем комиссии является первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Оренбургской области.
3. Управление государственным внутренним долгом
3.1. Процесс управления государственным внутренним долгом области включает в себя следующие основные этапы:
учет и регистрация долговых обязательств области;
анализ и оценка текущего состояния рисков;
управление рисками.
3.2. Для учета и регистрации долговых обязательств области министерство финансов Оренбургской области ведет государственную долговую книгу Оренбургской области.
3.3. Анализ и оценка текущего состояния рисков и управление ими осуществляются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Постановлению.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ
НОВЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
1. Общие положения
1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности областного бюджета.
1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств проводится раз в год при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.
1.3. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства области. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.
1.4. В Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;
рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств области. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.
2. Порядок расчета объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:
а) ограничений областного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности областного бюджета;
б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для Правительства Оренбургской области (далее - Правительство);
в) потребностей в заимствованиях, в том числе:
на инвестиционные расходы;
на рефинансирование действующих долговых обязательств.
2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности областного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности областного бюджета.
Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения.
2.3. Определение условий привлечения заимствований для Правительства проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории области;
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии государственных облигаций области определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Оренбургской области.
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению к настоящей Методике.
Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется.
Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:
а) определение критических периодов.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;
б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;
в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;
в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.
Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Правительства.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но, тем не менее, удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Правительством.
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов областного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов областного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
2.9. Если возможности областного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей.
Если возможности областного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:
проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
выбор заемных финансовых инструментов.
Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок); условия погашения (в частности возможность досрочного погашения); возможный объем заимствований.
Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований.
Критерии
оценки государственного долга
и государственных заимствований Оренбургской области
N
п/
п
Наименование
Диапазон
критических
значений
показателей
Статус критерия
(1 - обязательный,
2 - рекомендуемый)
Описание значения
показателей
1
2
3
4
5
Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации
1.
Отношение накопленного объема
основного долга к доходам
областного бюджета за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
100 %
1
объем государственного
долга Оренбургской
области не должен
превышать объем доходов
его бюджета без учета
финансовой помощи из
федерального бюджета
(ст. 107 Бюджетного
кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ)
2.
Отношение объема расходов на
обслуживание государственного
долга Оренбургской области к
расходам областного бюджета
не более
15 %
1
предельный объем расходов
на обслуживание
государственного долга
Оренбургской области не
должен превышать 15
процентов объема расходов
его бюджета (ст. 111 БК
РФ)
3.
Отношение дефицита областного
бюджета к его доходам за
вычетом финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
15 %
1
размер дефицита
областного бюджета не
может превышать 15 %
объема его доходов без
учета финансовой помощи
из федерального бюджета.
Предельный размер
дефицита областного
бюджета может превышать
это ограничение, но не
более чем на величину
поступлений в его бюджет
от продажи имущества
(ст. 92 БК РФ)
4.
Объем доходов областного
бюджета за вычетом текущих
расходов бюджета (долговая
емкость)
больше или
равно нулю
рублей
1
текущие расходы не могут
превышать объем доходов
областного бюджета
(ст. 92 БК РФ)
Показатели долговой нагрузки на бюджет
5.
Отношение выплат по
обслуживанию и погашению
долга за период к доходам
областного бюджета
не более
15 %
2
показывает процент
доходов областного
бюджета, отвлеченных на
погашение и обслуживание
долговых обязательств
6.
Отношение выплат по
обслуживанию и погашению
долга за период к доходам
областного бюджета за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
25 %
2
7.
Отношение накопленного объема
основного долга к доходам
областного бюджета
не более
60 %
2
ограничение на объем
накопленного долга по
отношению к собственным
доходам областного
бюджета
Показатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения долгового бремени
8.
Удельный вес долговых
обязательств, срок погашения
которых наступает в текущем
году, в объеме долговых
обязательств, срок погашения
которых наступает в течение
ближайших трех лет (при
условии, что значение
долговой нагрузки (отношение
выплат по долговым
обязательствам к доходам в
текущем году) больше 8 %)
не более
30 %
2
показывает долю
краткосрочных
обязательств в структуре
долга Оренбургской
области и равномерность
распределения долгового
бремени (выявляет "пики"
выплат по долговым
обязательствам)
9.
Отношение величины
государственных гарантий
области к расходам областного
бюджета
не более
35 %
2
ограничение
предоставления
государственных гарантий
области по отношению к
расходам областного
бюджета
Приложение N 3
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
1. Под риском по привлечению Правительством Оренбургской области заемных средств понимается степень неопределенности будущих доходов. Риски классифицируются по источникам их возникновения:
кредитный риск - риск потерь из-за невыполнения областью обязательств по привлеченным ссудам и кредитам;
рыночный риск - риск неизвестности будущих доходов из-за изменения рыночных условий (процентных ставок). Риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении бюджета области или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок отражается на стоимости обслуживания долга по новым выпускам ценных бумаг при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;
валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях. Соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга области;
риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам области пролонгируется по высокой цене.
2. Для определения и оценки рисков по долговым обязательствам области осуществляются выявление и определение рисков, проводится их качественный и количественный анализ, определяются стоимость рисков и вероятность их наступления.
3. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом области, министерством финансов Оренбургской области проводится анализ долговых обязательств области с использованием следующих основных критериев:
а) наличие текущего или реструктуризированного просроченного прямого долга; текущих или реструктуризированных просроченных гарантий. Показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность области при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;
б) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения областью своих обязательств, поскольку бюджет области имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;
в) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики области;
г) долговая нагрузка на областной бюджет. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам областного бюджета;
д) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Значение показателя более 0,25 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;
е) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку области по инвестиционным заимствованиям;
ж) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на бюджет области в результате использования заемных средств. Позволяет оценить способность области выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0,3 свидетельствует о том, что у области недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году, и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;
з) доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий. Оценивает рациональность долговой политики области. Значение показателя, превышающее 0,5, свидетельствует об использовании областью бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики.
4. Принятие решений в области управления внутренним долгом производится с учетом возможных рисков, в зависимости от которых планируются действия, адекватные меры, направленные на сохранение (принятие) рисков, предотвращение (исключение) рисков, минимизацию рисков, и используются различные методы управления рисками.
5. Управление рисками - это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых снижение опасности ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.
Основными методами управления рисками являются:
реструктуризация задолженности;
передача рисков;
распределение рисков.
6. Реструктуризацией задолженности является прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг области, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для проведения реструктуризации задолженности оформляется соглашение между Оренбургской областью и кредитором.
Для достижения эффективности реструктуризации необходимо:
осуществление дисконтирования всей задолженности или, как минимум, суммы просроченного долга;
перевод валюты платежей по договорам (соглашениям) в национальную валюту должника или, как минимум, фиксирование ее по приемлемому курсу;
увеличение срока платежей до уровня, приемлемого для должника.
Важнейшим элементом долговой политики и управления кредитным риском является оптимальное распределение задолженности по срокам погашения. При этом необходимо достижение баланса между риском изменения курса национальной валюты и перспективами изменения налоговой политики.
7. Передача риска может производиться путем заключения договоров (соглашений), учитывающих вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов или процентных ставок и преследующих цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.
8. Под распределением риска подразумевается снижение риска путем частичной его передачи кредитору. Распределение риска используется для снижения валютного риска в виде специальных валютных оговорок, указанных в договоре (соглашении) или дополнительных соглашениях, в соответствии с которыми сумма платежа (или ее часть) не может быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки.
9. При управлении рисками может быть использован метод сбора, обработки, классификации, анализа и оформления различных видов финансовой информации, который направлен на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения.
10. При управлении рисками в сфере долговой политики может быть применен метод минимизации кредитного риска - привлечение дешевых ресурсов для обеспечения погашения сложившейся задолженности, то есть перекредитование в условиях дефицита денежных средств (выпуск облигаций), перевод валютной задолженности в рублевую.
Форма
анализа рисков
Индикаторы
Рекомендуемое
значение целевой
модели
Доля просроченного прямого долга в
структуре долговой нагрузки
равна 0
Доля просроченных гарантий в структуре
долговой нагрузки
не более 0,1
Доля обслуживания по долговым
обязательствам в структуре долговой
нагрузки
менее 0,30
Доля выплат по долгосрочным обязательствам
в структуре долговой нагрузки
не более 0,80
Доля выплат по краткосрочным обязательствам
в структуре долговой нагрузки
не более 0,25
Долговая нагрузка на областной бюджет
не более 0,50
Доля основных составляющих прямого долга в
его структуре
менее 0,80
Доля долговых обязательств, номинированных
в иностранной валюте, в структуре долговых
обязательств
менее 0,80
Доля бюджетных гарантий за коммерческие
предприятия в общей сумме гарантий
не более 0,50
Приложение N 4
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГАРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ
1. Общие положения
1.1. Для оценки финансового состояния гарантополучателя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
форма N 1 (бухгалтерский баланс предприятия);
форма N 2 (отчет о прибылях и убытках);
дополнительная финансовая информация, предоставляемая гарантополучателем.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) рассчитывается по следующей формуле:
Деньги + Облигации
K1 = ---------------------,
Крат. обязательства
где:
Деньги - денежные средства в кассе и на расчетном счете.
Облигации - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю.
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса и доходов будущих периодов.
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (K2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства.
Показатель определяется по следующей формуле:
Деб. задолж. + Крат. влож. + Деньги
K2 = -------------------------------------,
Крат. обязательства
где:
Деб. задолж. - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года;
Крат. влож. - краткосрочные финансовые вложения;
Деньги - денежные средства;
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (K3) вычисляется по следующей формуле:
Об. активы - Нелик. активы
K3 = ----------------------------,
Крат. обязательства
где:
Об. активы - оборотные активы предприятия;
Нелик. активы - неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
3.1. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (K4) определяется по следующей формуле:
Собственный капитал
K4 = ---------------------,
Заемный капитал
где:
Собственный капитал - собственный капитал предприятия и резервы;
Заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств без учета доходов будущих периодов.
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (K5) отличается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:
Прибыль от реализации
K5 = -----------------------,
Валовая прибыль
где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации продукции;
Валовая прибыль - валовая прибыль.
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
Прибыль от реализации
K5 = -----------------------,
Выручка
где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации;
Выручка - выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета косвенных налогов и сборов.
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий (Пороговые значения показателей и выбор категорий в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице N 1).
Таблица N 1
Пороговые значения
показателей и выбор категории
в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты
1 категория
(хорошее
значение
показателя)
2 категория
(удовлетворительное
значение показателя)
3 категория
(неудовлетворительное
значение показателя)
K1
более 0,2
0,1 - 0,2
менее 0,1
K2
более 0,8
0,5 - 0,8
менее 0,5
K3
более 2,0
1,0 - 2,0
менее 1,0
K4
предприятия
торговли
более 0,6
0,4 - 0,6
менее 0,4
K4
предприятия
других
отраслей
более 1,0
0,7 - 1,0
менее 0,7
K5
более 0,15
0 - 0,15
менее 0 (не рентаб.)
5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки (S), которое вычисляется по следующей формуле:
S = (Вес 1 x Категория 1) + (Вес 2 x Категория 2) +
+ (Вес 3 x Категория 3) + (Вес 4 x Категория 4) +
+ (Вес 5 x Категория 5),
где:
Вес i - вес показателя Ki в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4, 5. Значения весов представлены в таблице N 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Ki. Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица N 2
Вес
показателей, используемых при расчете сводной оценки
Показатель
Вес показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1)
0,11
Коэффициент быстрой ликвидности (K2)
0,05
Коэффициент текущей ликвидности (K3)
0,42
Соотношение собственных и заемных
средств (K4)
0,21
Коэффициент рентабельности (K5)
0,21
5.4. На основе значения сводной оценки гарантополучатель относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
Приложение N 5
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
ЧИСЛЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ, ИСХОДЯ ИЗ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Настоящая методика предназначена для количественной оценки вероятности дефолта хозяйствующего субъекта по своим обязательствам, т.е. невозможности предприятием или организацией исполнять свои обязательства в срок и в полном объеме.
2. Количественное значение вероятности производится на основе данных годовой бухгалтерской отчетности предприятия или организации:
3. Количественная оценка рассчитывается в три этапа:
3.1. На первом этапе рассчитываются 6 следующих базовых показателей:
a1 = log(Баланс),
где:
Баланс - итоговая величина годового баланса.
Оборотные активы
а2 = ------------------
Баланс
Финансовый результат + Проценты
а3 = --------------------------------,
Баланс
где:
Финансовый результат - прибыль (убыток) до налогообложения;
Проценты - величина процентов к уплате.
Выручка
а4 = ---------,
Баланс
где:
Выручка - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, очищенная от косвенных налогов, включая НДС, СНП акцизы.
a5 = log(Основные средства)
Долгосрочные обязательства
а6 = ----------------------------
Баланс
В тех случаях, когда соответствующий показатель пропущен в отчетности, однако может быть произведен его расчет, то необходимо проделать соответствующие вычисления. В случае если показатель не может быть рассчитан, то он принимается равным нулю.
3.2. На втором этапе на основе отношений базовых показателей рассчитывается интегральный показатель. Расчет производится по следующей формуле:
X = (0,34 x a1) + (1,81 x a2) + (2,51 x a3)+ (0,49 x a4) +
+ (0,65 x a5)+ (0,46 x a6) - 12
3.3. На третьем этапе оценивается вероятность дефолта (Р).
Оценка производится по формуле:
1
P = ---------- x 100 %
1 + exp(X)
Полученная вероятность имеет значение от 0 до 100 процентов. Большее значение соответствует большей вероятности наступления дефолта предприятия или организации по своим обязательствам.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
О совершенствовании долговой политики Оренбургской области
(Изменение:
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 24.08.2012 № 702-п НГР RU56000201200465)
В целях совершенствования долговой политики Оренбургской области:
1. Утвердить:
1.1. Положение о совершенствовании системы управления государственным внутренним долгом Оренбургской области согласно приложению N 1.
1.2. Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению N 2.
1.3. Методику анализа и оценки рисков по привлечению Правительством Оренбургской области заемных средств согласно приложению N 3.
1.4. Методику оценки финансового состояния гарантополучателя согласно приложению N 4.
1.5. Методику численной оценки рисков, исходя из финансового состояния хозяйствующих субъектов, согласно приложению N 5.
2. Установить, что министерство финансов Оренбургской области является уполномоченным органом Правительства Оренбургской области, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлено право:
2.1. Осуществлять государственные внутренние заимствования в форме эмиссии государственных ценных бумаг Оренбургской области.
2.2. Осуществлять государственные внутренние заимствования в форме кредитных соглашений и договоров, а также заключать договоры и соглашения о получении Оренбургской областью бюджетных кредитов из федерального бюджета.
2.3. Заключать соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Оренбургской области прошлых лет.
2.4. Заключать договоры о предоставлении государственных гарантий Оренбургской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять нормативные правовые акты о системе управления муниципальным долгом.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра финансов Оренбургской области Кухарева В.И.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ДОЛГОМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях мобилизации финансовых ресурсов для социально-экономического развития Оренбургской области, создания благоприятных условий для развития экономики области и привлечения инвестиций, а также совершенствования финансовой и бюджетной политики Правительства Оренбургской области (далее - Правительство).
1. Цели и задачи долговой политики
1.1. Основными целями долговой политики Правительства являются управление государственным внутренним долгом Оренбургской области, удовлетворяющее потребности бюджета области в финансировании при недостаточности собственных поступлений; обеспечение исполнения обязательств Оренбургской области по возврату долга в полном объеме; оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и снижение степени риска.
1.2. Основными задачами долговой политики Правительства являются:
определение порядка использования заемных средств;
деятельность по привлечению заемных средств;
анализ долговой нагрузки областного бюджета;
организация учета текущих долговых обязательств, позволяющего обеспечить полноту информации о размере государственного внутреннего долга области, единообразие и преемственность долговых обязательств области;
своевременность погашения долговых обязательств.
1.3. Для реализации поставленных задач необходимо осуществление следующих мероприятий:
совершенствование процесса управления государственным внутренним долгом области;
ведение системы учета и регистрации долговых обязательств области;
утверждение в областном бюджете на очередной финансовый год расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств, недопущение секвестрования этих расходов;
ориентация целей привлечения заемных средств на финансирование капитальных расходов и бюджетных инвестиций;
введение практики принятия решений по привлечению средств на рефинансирование долга, учитывающей изменение структуры рисков и долговой нагрузки;
обеспечение информационной прозрачности областного бюджета, систематическое проведение оценки кредитоспособности области, присвоение и публикация соответствующих кредитных рейтингов.
2. Принятие решений по привлечению заемных средств
2.1. Привлечение заемных ресурсов Правительством производится в целях социально-экономического развития Оренбургской области.
2.2. Решение о привлечении средств принимается на основе:
соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
оценки кредитоспособности области;
оценки изменения долга и анализа рисков.
2.3. При намерении привлечения средств на внутреннем рынке используется оценка кредитоспособности Оренбургской области, проводимая органами исполнительной власти области с привлечением при необходимости независимых экспертов.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности, оценки изменения долга и анализа изменения рисков определяются форма и параметры предстоящего заимствования, делаются выводы и вносятся предложения.
2.4. При принятии решения о привлечении средств на рефинансирование долга проводятся оценка изменения долга и анализ изменения рисков.
Основными факторами, влияющими на объем государственного долга, являются:
снижение ставки кредитования, по которой привлекаются средства;
увеличение срока, в течение которого обязательства могут быть погашены (в случае, если выбираемая ставка дисконтирования выше ставки, по которой привлекаются средства).
Привлечение новых заемных средств не должно создавать пиковых выплат в консолидированном графике обслуживания и погашения долга.
2.5. Анализ изменения рисков осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящему Постановлению.
2.6. Привлечение средств должно соответствовать следующим требованиям:
не ухудшать структуру рисков относительно исходного состояния;
минимизировать расходы на обслуживание долговых обязательств области.
2.7. Для принятия рекомендаций по привлечению средств создается комиссия, в состав которой входят представители министерства финансов Оренбургской области и министерства экономического развития и торговли Оренбургской области.
Председателем комиссии является первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Оренбургской области.
3. Управление государственным внутренним долгом
3.1. Процесс управления государственным внутренним долгом области включает в себя следующие основные этапы:
учет и регистрация долговых обязательств области;
анализ и оценка текущего состояния рисков;
управление рисками.
3.2. Для учета и регистрации долговых обязательств области министерство финансов Оренбургской области ведет государственную долговую книгу Оренбургской области.
3.3. Анализ и оценка текущего состояния рисков и управление ими осуществляются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Постановлению.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОБЪЕМА ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ
НОВЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
1. Общие положения
1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) определяет объемы возможных заимствований, не нарушающих заданный уровень платежеспособности областного бюджета.
1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств проводится раз в год при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
Обновление указанного расчета может дополнительно проводиться при планировании привлечения новых заимствований.
1.3. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства области. Интервал расчета платежеспособности областного бюджета разбивается на годовые периоды.
1.4. В Методике рассматриваются следующие виды заимствований, классифицированные по целям их проведения:
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета;
рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующих обязательств области. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих обязательств.
2. Порядок расчета объема возможного привлечения
новых долговых обязательств
2.1. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств в данном году определяется на основании:
а) ограничений областного бюджета, задаваемых уровнями платежеспособности областного бюджета;
б) условий возможных заимствований на кредитном рынке для Правительства Оренбургской области (далее - Правительство);
в) потребностей в заимствованиях, в том числе:
на инвестиционные расходы;
на рефинансирование действующих долговых обязательств.
2.2. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности областного бюджета, производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности областного бюджета.
Для определенного объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения.
2.3. Определение условий привлечения заимствований для Правительства проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости, сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории области;
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях привлечения кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии государственных облигаций области определяются по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Оренбургской области.
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
2.4. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в инвестиционных заимствованиях и заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми. Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
2.5. Для определения потребности в вынужденном рефинансировании проводится расчет значений показателей согласно приложению к настоящей Методике.
Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают установленных для них пороговых значений, то вынужденного рефинансирования существующих долговых обязательств проводить не требуется.
Если в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования обязательств.
2.6. Для определения объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводятся следующие расчеты:
а) определение критических периодов.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус: "1" - обязательный; "2" - рекомендуемый. Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса: "1" - период, в котором требуется провести обязательное рефинансирование; "2" - период, в котором рекомендуется провести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей;
б) определение долговых обязательств, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Определяются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, имеющих наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, равный минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования;
в) определение объемов заимствований, необходимых для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, вынужденное рефинансирование которого требуется провести, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, предшествующий дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного выкупа, стоимость выкупа рассчитывается с учетом условий договора. В случае если такие параметры не заданы, цена выкупа оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но не выплаченных на текущий момент процентных платежей;
в других случаях стоимость выкупа оценивается как номинальная сумма основного долга и начисленных, но невыплаченных процентных платежей. Более точно стоимость выкупа определяется в процессе переговоров с кредиторами.
Суммарный объем стоимости выкупа всех долговых обязательств, приводящих к нарушению пороговых значений критериев, является объемом требуемых заимствований для проведения вынужденного рефинансирования.
2.7. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, сложившимися в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований для Правительства.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но, тем не менее, удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
2.8. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Правительством.
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
Для определения объема инвестиционных заимствований проводятся следующие расчеты. Определяется объем доходов областного бюджета, который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов областного бюджета, направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами областного бюджета, текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в областной бюджет от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов областного бюджета представляет собой объем средств, требуемый для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях.
2.9. Если возможности областного бюджета в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше, чем потребности в заимствованиях, производится заимствование в объемах потребностей.
Если возможности областного бюджета ниже, чем его потребности, полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
2.10. Процедура выбора конкретных заемных финансовых инструментов реализуется в два этапа:
проведение анализа доступных заемных финансовых инструментов;
выбор заемных финансовых инструментов.
Анализ доступных заемных финансовых инструментов представляет собой процедуру сбора информации обо всех возможных заимствованиях. В отношении каждого финансового инструмента собирается следующая информация: процентная ставка и правила ее изменения (в случае плавающих ставок); условия погашения (в частности возможность досрочного погашения); возможный объем заимствований.
Выбор конкретных финансовых инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствований при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости финансовых инструментов. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствований.
Критерии
оценки государственного долга
и государственных заимствований Оренбургской области
N
п/
п
Наименование
Диапазон
критических
значений
показателей
Статус критерия
(1 - обязательный,
2 - рекомендуемый)
Описание значения
показателей
1
2
3
4
5
Показатели - требования Бюджетного кодекса Российской Федерации
1.
Отношение накопленного объема
основного долга к доходам
областного бюджета за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
100 %
1
объем государственного
долга Оренбургской
области не должен
превышать объем доходов
его бюджета без учета
финансовой помощи из
федерального бюджета
(ст. 107 Бюджетного
кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ)
2.
Отношение объема расходов на
обслуживание государственного
долга Оренбургской области к
расходам областного бюджета
не более
15 %
1
предельный объем расходов
на обслуживание
государственного долга
Оренбургской области не
должен превышать 15
процентов объема расходов
его бюджета (ст. 111 БК
РФ)
3.
Отношение дефицита областного
бюджета к его доходам за
вычетом финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
15 %
1
размер дефицита
областного бюджета не
может превышать 15 %
объема его доходов без
учета финансовой помощи
из федерального бюджета.
Предельный размер
дефицита областного
бюджета может превышать
это ограничение, но не
более чем на величину
поступлений в его бюджет
от продажи имущества
(ст. 92 БК РФ)
4.
Объем доходов областного
бюджета за вычетом текущих
расходов бюджета (долговая
емкость)
больше или
равно нулю
рублей
1
текущие расходы не могут
превышать объем доходов
областного бюджета
(ст. 92 БК РФ)
Показатели долговой нагрузки на бюджет
5.
Отношение выплат по
обслуживанию и погашению
долга за период к доходам
областного бюджета
не более
15 %
2
показывает процент
доходов областного
бюджета, отвлеченных на
погашение и обслуживание
долговых обязательств
6.
Отношение выплат по
обслуживанию и погашению
долга за период к доходам
областного бюджета за вычетом
финансовой помощи из
федерального бюджета
не более
25 %
2
7.
Отношение накопленного объема
основного долга к доходам
областного бюджета
не более
60 %
2
ограничение на объем
накопленного долга по
отношению к собственным
доходам областного
бюджета
Показатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения долгового бремени
8.
Удельный вес долговых
обязательств, срок погашения
которых наступает в текущем
году, в объеме долговых
обязательств, срок погашения
которых наступает в течение
ближайших трех лет (при
условии, что значение
долговой нагрузки (отношение
выплат по долговым
обязательствам к доходам в
текущем году) больше 8 %)
не более
30 %
2
показывает долю
краткосрочных
обязательств в структуре
долга Оренбургской
области и равномерность
распределения долгового
бремени (выявляет "пики"
выплат по долговым
обязательствам)
9.
Отношение величины
государственных гарантий
области к расходам областного
бюджета
не более
35 %
2
ограничение
предоставления
государственных гарантий
области по отношению к
расходам областного
бюджета
Приложение N 3
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ
1. Под риском по привлечению Правительством Оренбургской области заемных средств понимается степень неопределенности будущих доходов. Риски классифицируются по источникам их возникновения:
кредитный риск - риск потерь из-за невыполнения областью обязательств по привлеченным ссудам и кредитам;
рыночный риск - риск неизвестности будущих доходов из-за изменения рыночных условий (процентных ставок). Риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении бюджета области или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок отражается на стоимости обслуживания долга по новым выпускам ценных бумаг при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;
валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях. Соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга области;
риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам области пролонгируется по высокой цене.
2. Для определения и оценки рисков по долговым обязательствам области осуществляются выявление и определение рисков, проводится их качественный и количественный анализ, определяются стоимость рисков и вероятность их наступления.
3. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом области, министерством финансов Оренбургской области проводится анализ долговых обязательств области с использованием следующих основных критериев:
а) наличие текущего или реструктуризированного просроченного прямого долга; текущих или реструктуризированных просроченных гарантий. Показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность области при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;
б) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения областью своих обязательств, поскольку бюджет области имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;
в) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики области;
г) долговая нагрузка на областной бюджет. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам областного бюджета;
д) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Значение показателя более 0,25 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;
е) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку области по инвестиционным заимствованиям;
ж) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на бюджет области в результате использования заемных средств. Позволяет оценить способность области выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0,3 свидетельствует о том, что у области недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году, и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;
з) доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий. Оценивает рациональность долговой политики области. Значение показателя, превышающее 0,5, свидетельствует об использовании областью бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики.
4. Принятие решений в области управления внутренним долгом производится с учетом возможных рисков, в зависимости от которых планируются действия, адекватные меры, направленные на сохранение (принятие) рисков, предотвращение (исключение) рисков, минимизацию рисков, и используются различные методы управления рисками.
5. Управление рисками - это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых снижение опасности ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.
Основными методами управления рисками являются:
реструктуризация задолженности;
передача рисков;
распределение рисков.
6. Реструктуризацией задолженности является прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг области, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для проведения реструктуризации задолженности оформляется соглашение между Оренбургской областью и кредитором.
Для достижения эффективности реструктуризации необходимо:
осуществление дисконтирования всей задолженности или, как минимум, суммы просроченного долга;
перевод валюты платежей по договорам (соглашениям) в национальную валюту должника или, как минимум, фиксирование ее по приемлемому курсу;
увеличение срока платежей до уровня, приемлемого для должника.
Важнейшим элементом долговой политики и управления кредитным риском является оптимальное распределение задолженности по срокам погашения. При этом необходимо достижение баланса между риском изменения курса национальной валюты и перспективами изменения налоговой политики.
7. Передача риска может производиться путем заключения договоров (соглашений), учитывающих вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов или процентных ставок и преследующих цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.
8. Под распределением риска подразумевается снижение риска путем частичной его передачи кредитору. Распределение риска используется для снижения валютного риска в виде специальных валютных оговорок, указанных в договоре (соглашении) или дополнительных соглашениях, в соответствии с которыми сумма платежа (или ее часть) не может быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки.
9. При управлении рисками может быть использован метод сбора, обработки, классификации, анализа и оформления различных видов финансовой информации, который направлен на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения.
10. При управлении рисками в сфере долговой политики может быть применен метод минимизации кредитного риска - привлечение дешевых ресурсов для обеспечения погашения сложившейся задолженности, то есть перекредитование в условиях дефицита денежных средств (выпуск облигаций), перевод валютной задолженности в рублевую.
Форма
анализа рисков
Индикаторы
Рекомендуемое
значение целевой
модели
Доля просроченного прямого долга в
структуре долговой нагрузки
равна 0
Доля просроченных гарантий в структуре
долговой нагрузки
не более 0,1
Доля обслуживания по долговым
обязательствам в структуре долговой
нагрузки
менее 0,30
Доля выплат по долгосрочным обязательствам
в структуре долговой нагрузки
не более 0,80
Доля выплат по краткосрочным обязательствам
в структуре долговой нагрузки
не более 0,25
Долговая нагрузка на областной бюджет
не более 0,50
Доля основных составляющих прямого долга в
его структуре
менее 0,80
Доля долговых обязательств, номинированных
в иностранной валюте, в структуре долговых
обязательств
менее 0,80
Доля бюджетных гарантий за коммерческие
предприятия в общей сумме гарантий
не более 0,50
Приложение N 4
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГАРАНТОПОЛУЧАТЕЛЯ
1. Общие положения
1.1. Для оценки финансового состояния гарантополучателя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
форма N 1 (бухгалтерский баланс предприятия);
форма N 2 (отчет о прибылях и убытках);
дополнительная финансовая информация, предоставляемая гарантополучателем.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) рассчитывается по следующей формуле:
Деньги + Облигации
K1 = ---------------------,
Крат. обязательства
где:
Деньги - денежные средства в кассе и на расчетном счете.
Облигации - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг кредитных организаций, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю.
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса и доходов будущих периодов.
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (K2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства.
Показатель определяется по следующей формуле:
Деб. задолж. + Крат. влож. + Деньги
K2 = -------------------------------------,
Крат. обязательства
где:
Деб. задолж. - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года;
Крат. влож. - краткосрочные финансовые вложения;
Деньги - денежные средства;
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (K3) вычисляется по следующей формуле:
Об. активы - Нелик. активы
K3 = ----------------------------,
Крат. обязательства
где:
Об. активы - оборотные активы предприятия;
Нелик. активы - неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
Крат. обязательства - краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
3.1. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (K4) определяется по следующей формуле:
Собственный капитал
K4 = ---------------------,
Заемный капитал
где:
Собственный капитал - собственный капитал предприятия и резервы;
Заемный капитал - финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств без учета доходов будущих периодов.
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (K5) отличается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:
Прибыль от реализации
K5 = -----------------------,
Валовая прибыль
где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации продукции;
Валовая прибыль - валовая прибыль.
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
Прибыль от реализации
K5 = -----------------------,
Выручка
где:
Прибыль от реализации - прибыль от реализации;
Выручка - выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета косвенных налогов и сборов.
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий (Пороговые значения показателей и выбор категорий в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице N 1).
Таблица N 1
Пороговые значения
показателей и выбор категории
в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты
1 категория
(хорошее
значение
показателя)
2 категория
(удовлетворительное
значение показателя)
3 категория
(неудовлетворительное
значение показателя)
K1
более 0,2
0,1 - 0,2
менее 0,1
K2
более 0,8
0,5 - 0,8
менее 0,5
K3
более 2,0
1,0 - 2,0
менее 1,0
K4
предприятия
торговли
более 0,6
0,4 - 0,6
менее 0,4
K4
предприятия
других
отраслей
более 1,0
0,7 - 1,0
менее 0,7
K5
более 0,15
0 - 0,15
менее 0 (не рентаб.)
5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки (S), которое вычисляется по следующей формуле:
S = (Вес 1 x Категория 1) + (Вес 2 x Категория 2) +
+ (Вес 3 x Категория 3) + (Вес 4 x Категория 4) +
+ (Вес 5 x Категория 5),
где:
Вес i - вес показателя Ki в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4, 5. Значения весов представлены в таблице N 2.
Категория i - категория, к которой относится значение показателя Ki. Категория i = 1, 2 или 3.
Таблица N 2
Вес
показателей, используемых при расчете сводной оценки
Показатель
Вес показателя
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1)
0,11
Коэффициент быстрой ликвидности (K2)
0,05
Коэффициент текущей ликвидности (K3)
0,42
Соотношение собственных и заемных
средств (K4)
0,21
Коэффициент рентабельности (K5)
0,21
5.4. На основе значения сводной оценки гарантополучатель относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
Приложение N 5
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 5 сентября 2006 г. N 297-п
МЕТОДИКА
ЧИСЛЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ, ИСХОДЯ ИЗ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Настоящая методика предназначена для количественной оценки вероятности дефолта хозяйствующего субъекта по своим обязательствам, т.е. невозможности предприятием или организацией исполнять свои обязательства в срок и в полном объеме.
2. Количественное значение вероятности производится на основе данных годовой бухгалтерской отчетности предприятия или организации:
3. Количественная оценка рассчитывается в три этапа:
3.1. На первом этапе рассчитываются 6 следующих базовых показателей:
a1 = log(Баланс),
где:
Баланс - итоговая величина годового баланса.
Оборотные активы
а2 = ------------------
Баланс
Финансовый результат + Проценты
а3 = --------------------------------,
Баланс
где:
Финансовый результат - прибыль (убыток) до налогообложения;
Проценты - величина процентов к уплате.
Выручка
а4 = ---------,
Баланс
где:
Выручка - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, очищенная от косвенных налогов, включая НДС, СНП акцизы.
a5 = log(Основные средства)
Долгосрочные обязательства
а6 = ----------------------------
Баланс
В тех случаях, когда соответствующий показатель пропущен в отчетности, однако может быть произведен его расчет, то необходимо проделать соответствующие вычисления. В случае если показатель не может быть рассчитан, то он принимается равным нулю.
3.2. На втором этапе на основе отношений базовых показателей рассчитывается интегральный показатель. Расчет производится по следующей формуле:
X = (0,34 x a1) + (1,81 x a2) + (2,51 x a3)+ (0,49 x a4) +
+ (0,65 x a5)+ (0,46 x a6) - 12
3.3. На третьем этапе оценивается вероятность дефолта (Р).
Оценка производится по формуле:
1
P = ---------- x 100 %
1 + exp(X)
Полученная вероятность имеет значение от 0 до 100 процентов. Большее значение соответствует большей вероятности наступления дефолта предприятия или организации по своим обязательствам.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ОРЕНБУРЖЬЕ № 167 от 27.10.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 080.010.000 Общие положения финансовой системы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: