Основная информация

Дата опубликования: 05 декабря 2019г.
Номер документа: RU46000201901477
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Администрации Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2019 г. N 1204-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕРИОДА

АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

В целях реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения на территории Курской области" Администрация Курской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни населения Курской области" (далее - Программа).

2. Комитету здравоохранения Курской области (Е.А. Палферова), комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области (Т.А. Сукновалова) обеспечить исполнение мероприятий утвержденной Программы.

И.о. Губернатора

Курской области

С.Ю.НАБОКО

Утверждена

постановлением

Администрации Курской области

от 5 декабря 2019 г. N 1204-па

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕРИОДА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. Демографическая ситуация в регионе, анализ причин

смертности

Население на 1 января, чел.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Доля

Динамика

2019/2018 гг.

Население всего

1122893

1115237

1107041

-0,7%

Население 60+

263455

268841

274774

24,8%

2,2%

Население 70+

117125

116705

117545

10,6%

0,7%

Население старше трудоспособного возраста

316893

321326

325459

29,4%

1,3%

Население региона - 1107041 чел., 60 лет и старше - 0,27 млн. чел. на начало 2019 года. В сегменте 60 лет и старше наблюдается рост количества населения на 2,2%.

Доля населения 60 лет и старше составляет 24,8%. Данный уровень выше аналогичного показателя по России (21,8%).

Рисунок 1. Динамика смертности от всех причин в разных

возрастных группах (2013 - 2018 гг.)

Смертность в группе 60 лет и старше - 49,5 на 1000 человек населения, что выше, чем по России (43,6 <1> на 1000 человек населения) в 2018 году.

--------------------------------

<1> Исходя из среднегодовой численности населения.

Показатель демонстрирует тенденцию к снижению на протяжении периода с 2013 по 2018 годы.

Рисунок 2. Смертность от всех причин в разных возрастных

группах (2013 - 2018 гг.) (абсолютные показатели)

Снижается численность умерших в возрастной группе 70 - 74 лет, растет - в возрастной группе 65 - 69 лет и возрастной группе 85 лет и старше. Общее количество умерших в 2018 году выросло на 1,2%.

Рисунок 3. Смертность от всех причин на 1000 населения

в разных возрастных группах (2013 - 2018 гг.) (относительные

показатели)

Смертность на 1000 человек населения во всех возрастных группах от 60 лет и старше, за исключением группы 85 лет и старше, несмотря на отдельные эпизоды роста, имеет тенденцию к снижению.

В Курской области, как и в целом по России, сохраняется регрессивный тип населения, когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превосходит долю детского населения. Продолжается тенденция старения населения: численность населения в возрасте 60 лет и более составила в области 24,8%.

Распределение населения по возрастным группам и полу

(на 01.01.2019)

в том числе

в общей численности возрастной группы населения, процентов

мужчины

женщины

мужчин

женщин

Все население

1107041

502815

604226

45,4%

54,6%

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного

187111

92017

91251

51,2%

48,8%

взрослое население 18 лет и старше

928029

410309

517720

44,2%

55,8%

трудоспособное

594471

328940

283206

52,3%

47,7%

старше трудоспособного

325459

85863

229769

28,9%

71,1%

Распределение численности мужчин и женщин по возрастным

группам на 1 января 2019 г.

(человек)

Все население

Городское население

Сельское население

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

1

2

3

4

5

6

7

Всего

502815

604226

336556

418363

166259

185863

в том числе в возрасте, лет:

0 - 4

30591

29091

22193

21071

8398

8020

5 - 9

32320

30923

22000

21364

10320

9559

10 - 14

27629

26215

18762

17739

8867

8476

15 - 19

25464

24265

17212

16914

8252

7351

20 - 24

26886

27014

17872

19247

9014

7767

25 - 29

34592

34845

25692

28290

8900

6555

30 - 34

43152

43044

31169

33734

11983

9310

35 - 39

39648

40716

28752

30903

10896

9813

40 - 44

36937

40248

25933

28940

11004

11308

45 - 49

34550

38868

22568

26145

11982

12723

50 - 54

33828

39228

20263

25502

13565

13726

55 - 59

42528

50685

24902

33702

16626

16983

60 - 64

36838

51264

22767

35170

14071

16094

65 - 69

26401

42726

17279

29587

9122

13139

70 и более

32451

85094

19192

50055

13259

35039

Из общей численности - население в возрасте:

моложе трудоспособного

95860

91251

66490

63511

29370

27740

трудоспособном

311265

283206

210828

206338

100437

76868

старше трудоспособного

995690

229769

59238

148514

36452

81255

Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной

группы на 1 января текущего года

(человек)

2015

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

Все население

1205

1204

1203

1203

1202

в том числе в возрасте, лет:

0 - 4

945

946

948

947

951

5 - 9

952

958

961

961

957

10 - 14

950

954

947

948

949

15 - 19

966

962

966

962

946

20 - 24

1026

1020

1008

1008

953

25 - 29

1008

1011

1015

1010

1005

30 - 34

1000

991

989

989

1007

35 - 39

1075

1071

1061

1044

1006

40 - 44

1103

1096

1095

1100

997

45 - 49

1108

1121

1117

1120

993

50 - 54

1138

1151

1165

1162

1027

55 - 59

1258

1238

1234

1229

1009

60 - 64

1407

1413

1403

1399

1090

65 - 69

1621

1617

1616

1618

1125

70 и более

2642

2686

2681

2662

1160

Численность постоянного населения по городским округам

и муниципальным районам на 1 января 2019 года

(человек)

2018 г.

2019 г.

Всего

Городское

Сельское

Всего

Городское

Сельское

1

2

3

4

5

6

7

Область

1115237

756880

358357

1107041

754919

352122

г. Курск

448733

448733

-

449556

449556

-

г. Железногорск

100740

100740

-

100499

100499

-

г. Курчатов

38344

38344

-

38240

38240

-

г. Льгов

18774

18774

-

18435

18435

-

г. Щигры

15292

15292

-

15117

15117

-

Беловский район

15369

-

15369

15046

-

15046

Большесолдатский район

10998

-

10998

10741

-

10741

Глушковский район

19139

7946

11193

18601

7694

10907

Горшеченский район

15609

5404

10205

15192

5295

9897

Дмитриевский район

14464

6430

8034

14136

6360

7776

Железногорский район

15564

1601

13963

15211

1603

13608

Золотухинский район

21413

4493

16920

20967

4418

16549

Касторенский район

14877

7253

7624

14485

7112

7373

Конышевский район

8525

3444

5081

8230

3423

4807

Кореневский район

16052

5420

10632

15936

5325

10611

Курский район

57720

-

57720

57720

-

57720

Курчатовский район

18544

10478

8066

18023

10282

7741

Льговский район

11657

-

11657

11320

-

11320

Мантуровский район

12164

-

12164

11964

-

11964

Медвенский район

16474

4366

12108

16343

4299

12054

Обоянский район

29577

13339

16238

29205

13254

15951

Октябрьский район

24477

5381

19096

24280

5316

18964

Поныровский район

10794

4654

6140

10608

4584

6024

Пристенский район

15317

7669

7648

14903

7472

7431

Рыльский район

31184

16147

15037

30751

16014

14737

Советский район

16837

5501

11336

16657

5496

11161

Солнцевский район

13379

3923

9456

12909

3772

9137

Суджанский район

26689

5759

20930

26479

5657

20822

Тимский район

10767

2974

7793

10547

2919

7628

Фатежский район

17880

5951

11929

17678

6044

11634

Хомутовский

8914

3536

5378

8705

3477

5228

Черемисиновский район

8995

3328

5667

8735

3256

5479

Щигровский район

9975

-

9975

9812

-

9812

Распределение населения по основным возрастным группам

на 01.01.2019

Все население

в том числе в возрасте

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

1

2

3

4

5

Курская область

1107041

187111

594471

325459

г. Курск

449556

74146

258626

116784

г. Железногорск

100499

20043

53656

26800

г. Курчатов

38240

6674

20771

10795

г. Льгов

18435

2867

9667

5901

г. Щигры

15117

2754

7184

5179

Беловский район

15046

2477

7265

5304

Большесолдатский район

10741

1697

5358

3686

Глушковский район

18601

3154

8901

6546

Горшеченский район

15192

2047

7424

5721

Дмитриевский район

14136

1910

6636

5590

Железногорский район

15211

2613

7174

5424

Золотухинский район

20967

3564

10919

6484

Касторенский район

14485

2047

7008

5430

Конышевский район

8230

1210

3870

3150

Кореневский район

15936

2836

8046

5054

Курский район

57720

9866

31109

16745

Курчатовский район

18023

2902

9141

5980

Льговский район

11320

1760

5380

4180

Мантуровский район

11964

1748

6193

4023

Медвенский район

16353

2730

7836

5787

Обоянский район

29205

4908

14562

9635

Октябрьский район

24280

4446

13130

6704

Поныровский район

10608

2237

5580

2791

Пристенский район

114903

2441

7462

5000

Рыльский район

30751

4894

15764

10093

Советский район

16657

2622

8401

5634

Солнцевский район

12909

2187

6365

4357

Суджанский район

26479

4909

13407

8163

Тимский район

10597

1707

5300

3540

Фатежский район

17678

3340

8913

5425

Хомутовский район

8705

1299

4011

3395

Черемисиновский район

8735

1523

4503

2709

Щигровский район

9812

1553

4909

3350

В 2018 г. удалось стабилизировать ситуацию по общей смертности. По итогам года показатель смертности составил 15,4 на 1000 человек населения (2016 г. - 16,1 на 1000 человек населения). По указанному показателю Курская область занимает 5-е место по Центральному федеральному округу и 7-е место по Российской Федерации (Российская Федерация - 12,4; Центральный федеральный округ - 12,9) (ранжирование проводится от больших показателей к меньшим).

Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни с 70,1 (2014 г.) до 71,7 лет (2017 г.), причем у мужчин с 63,8 до 66,1, а у женщин с 76,6 до 77,1 лет соответственно.

Смертность населения Курской области за 2015 - 2018 гг.

(на 100 тысяч населения)

Причины смерти (класс причин)

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2018 год к 2017 году в %

Процент в структуре смертности в 2018 г.

Российская Федерация 2018 г.

Всего умерших от всех причин, из них от:

16,3

16,1

15,5

15,4

99,1

100

12,4

болезней системы кровообращения

795,3

762,5

699,7

703,3

100,5

45,7

584,7

В структуре причин смерти первое место занимают болезни системы кровообращения - 45,7%, или 703,3 на 100000 человек населения (в 2017 году этот показатель был 45%, или 699,7 на 100000 человек населения). Показатель смертности от болезней систем кровообращения увеличился на 0,5% в 2018 г. по сравнению с 2017 годом.

Смертность общая в сельских районах в 2017 году составила 18,1 (в 2016 году - 19,9) на 1000 человек населения с колебаниями показателя от 12,8 до 27,0 на 1000 человек населения.

Высокие показатели смертности регистрируются в районах с малым числом населения и одновременно с более пожилым населением. Доля умерших от 80 лет и старше достигает 36%.

В среднем в структуре смерти по возрастам доля населения трудоспособного возраста составила 18,8% (2017 год - 18,7%), старше трудоспособного - 80,6% (2017 год - 80,5%), 80 лет и старше - 36,7%.

Доля возрастных групп в общей смертности населения

(в процентах) в 2018 году

Население

за 2018

Российская Федерация

(за 2016 г.)

0 - 17 лет

0,6

1,1

население трудоспособного возраста

18,8

23,2

старше трудоспособного возраста

80,6

75,7

80 лет и старше

36,7

-

Смертность на дому от общего количества умерших составляет 65%; преимущественно это люди пожилого и старческого возраста, а также с онкологическими заболеваниями.

При сопоставлении показателей смертности в Курской области с показаниями Российской Федерации и Центрального федерального округа при заметной динамике в течение нескольких лет имеются превышения показателей по общей смертности (Курская область - 15,4; Российская Федерация - 12,4; Центральный федеральный округ - 12,9), вследствие болезней системы кровообращения (Курская область - 703,3; Российская Федерация - 573,6; Центральный федеральный округ - 591,7).

Демографические показатели Курской области в сравнении

с показателями Российской Федерации и Центрального

федерального округа за 2014 - 2018 годы

Число умерших на 1000 населения

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6

Российская Федерация

13,1

13,1

12,9

12,4

12,4

Центральный федеральный округ

13,7

13,53

13,5

12,9

12,9

Курская область

16,6

16,33

16,1

12,5

15,4

Число умерших от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения

2014

2015

2016

2017

2018

Российская Федерация

653,7

631,8

614,1

584,7

573,6

Центральный федеральный округ

711,3

669,7

649,7

620,3

591,7

Курская область

776,3

795,3

762,5

669,2

703,3

Заболеваемость населения старше трудоспособного

возраста (город Курск)

Наименование классов и отдельных болезней

Код по МКБ-10 пересмотра

Состоит под диспансерным наблюдением на конец отчетного года

Данные ДУ на конец прошлого отчетного года из ф. 12 т. 4000 гр. 15

1

2

3

4

Зарегистрировано заболеваний - всего

A00-T98

194645

195024

в том числе:

некоторые инфекционные и паразитарные болезни

A00-B99

1860

2218

новообразования

C00-D48

21685

21400

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

D50-D89

857

905

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

E00-E89

34114

34254

психические расстройства и расстройства поведения

F01, F03-F99

4590

5033

болезни нервной системы

G00-G98

1788

2113

болезни глаза и его придаточного аппарата

H00-H59

9503

9950

болезни уха и сосцевидного отростка

H60-H95

1699

1564

болезни системы кровообращения

I00-I99

75160

73003

болезни органов дыхания

J00-J98

8432

8898

болезни органов пищеварения

K00-K92

17684

17711

болезни кожи и подкожной клетчатки

L00-L98

1438

1058

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

M00-M99

8600

9199

болезни мочеполовой системы

N00-N99

6962

7208

беременность, роды и послеродовой период

O00-O99

X

X

отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

P05-P96

X

X

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Q00-Q99

152

163

симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

R00-R99

X

X

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

S00-T98

121

347

Заболеваемость населения старше трудоспособного

возраста (село)

Наименование классов и отдельных болезней

Код по МКБ-10 пересмотра

Состоит под диспансерным наблюдением на конец отчетного года

Данные ДУ на конец прошлого отчетного года из ф. 12, т. 4000 (село) гр. 15

Зарегистрировано заболеваний - всего

A00-T98

52072

53294

в том числе: некоторые инфекционные и паразитарные болезни

A00-B99

399

385

новообразования

C00-D48

6321

6444

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

D50-D89

181

184

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

E00-E89

8519

8750

психические расстройства и расстройства поведения

F01, F03-F99

1975

1970

болезни нервной системы

G00-G98

553

728

болезни глаза и его придаточного аппарата

H00-H59

2807

3257

болезни уха и сосцевидного отростка

H60-H95

397

424

болезни системы кровообращения

I00-I99

20439

19831

болезни органов дыхания

J00-J98

2454

2539

болезни органов пищеварения

K00-K92

3867

4021

болезни кожи и подкожной клетчатки

L00-L98

199

243

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

M00-M99

2131

2422

болезни мочеполовой системы

N00-N99

1797

2035

беременность, роды и послеродовой период

O00-O99

X

X

отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

P05-P96

X

X

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

Q00-Q99

30

34

симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках

R00-R99

X

X

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

S00-T98

3

27

Болезненность лиц старше трудоспособного возраста

(мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет и старше)

Курской области за 2016 - 2018 гг.

(на 1000 человек населения соответствующего возраста)

Наименование классов и отдельных болезней

N стр.

2016

2017

2018

Соотношение

+/- %

Структура

Место

Всего

1.0

1284,71

1163,17

1184,07

1,8

100,0%

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

2.0

17,52

18,52

15,29

-17,5

1,3%

14

Новообразования

3.0

87,47

86,18

85,77

-0,5

7,2%

6

Болезни крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

4.0

3,36

3,76

4,16

10,7

0,4%

15

Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ

5.0

122,61

122,69

138,70

13,1

11,7%

2

Психические расстройства и расстройства поведения

6.0

28,56

27,96

29,29

4,8

2,5%

11

Болезни нервной системы

7.0

38,83

27,41

23,34

-14,8

2,0%

13

Болезни глаза и его придаточного аппарата

8.0

117,44

99,77

95,25

-4,5

8,0%

4

Болезни уха и сосцевидного отростка

9.0

35,65

30,41

28,41

-6,6

2,4%

12

Болезни системы кровообращения

10.0

334,50

313,53

323,44

3,2

27,3%

1

Болезни органов дыхания (включая грипп, ОРВИ)

11.0

134,64

124,08

133,73

7,8

11,3%

3

Болезни органов пищеварения

12.0

87,79

78,61

79,32

0,9

6,7%

7

Болезни кожи и подкожной клетчатки

13.0

37,87

29,11

31,11

6,9

2,6%

10

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

14.0

107,55

91,62

88,96

-2,9

7,5%

5

Болезни мочеполовой системы

15.0

78,04

66,68

58,81

-11,8

5,0%

8

Беременность и роды

16.0

0,00

0,00

0,0%

Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде

17.0

0,00

0,00

0,0%

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

18.0

0,80

0,68

0,58

-14,9

0,0%

16

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях

19.0

1,94

0,00

0,00

0,0%

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

20.0

50,14

42,17

47,90

13,6

4,0%

9

Анализ структуры оказания медицинской помощи гражданам 60

лет и старше (оказание первичной медико-санитарной помощи,

охват диспансеризацией и диспансерным наблюдением, частота

экстренных госпитализаций, частота вызовов скорой помощи,

оказание специализированной, в том числе

высокотехнологичной, медицинской помощи)

Характерно, что до 80% людей старших возрастных групп страдают множественными хроническими заболеваниями, в то же время с возрастом уменьшается доля острых заболеваний, а число практически здоровых лиц резко сокращается. Эти особенности в состоянии здоровья и течении заболеваний, а также наличие многих социальных проблем создают определенные трудности при диагностике, лечении и уходе, что требует особых подходов к организации не только медицинской, но и социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Эти особые подходы касаются организации и амбулаторно-поликлинической, и стационарной помощи.

Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, однако потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарном этапах удовлетворяется не в полной мере. По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых людей в 2 - 4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, в то время как реальные показатели обращаемости за медицинской помощью на догоспитальном этапе граждан старших возрастных групп лишь в 1,5 раза превышают аналогичные данные для трудоспособного населения.

Уровень госпитализации в старших возрастных группах также несколько ниже расчетной потребности. Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и другие) для лиц старших возрастов в 1,5 - 3 раза превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения. В то же время при планировании сети больничных учреждений для лечения указанного контингента не учитывается тот факт, что длительность пребывания на больничной койке у лиц пожилого и престарелого возраста выше.

Диспансеризация

В целях профилактики и раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидизации и преждевременной смертностью населения, проводятся профилактические медицинские осмотры и диспансеризация взрослого населения, в том числе старше трудоспособного возраста.

В 2018 году в рамках диспансеризации определенных групп взрослого населения осмотрено 163394 человека, из них граждан старше 60 лет - 48625 человек (29,8%), в том числе 17764 мужчины и 30861 женщина.

Распределение по группам состояния здоровья лиц старше 60 лет: I группа здоровья - 4,95%, II группа здоровья - 2,62%, IIIА группа здоровья - 76,33%, IIIБ группа здоровья - 16,11%.

По результатам диспансеризации назначено лечение 7929 гражданам старше 60 лет. Направлены на дополнительное обследование, не входящее в объем диспансеризации, 807 человек. Направлены для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи 77 граждан старше 60 лет.

Среди выявленных факторов риска у граждан, прошедших диспансеризацию, преобладают следующие: нерациональное питание - 28,1%, избыточная масса тела - 22,3%, низкая физическая активность - 15,3%.

За лицами с выявленными факторами риска установлено диспансерное наблюдение в кабинетах (отделениях) медицинской профилактики (11244 человека) и центрах здоровья (540 человек).

В ходе диспансеризации было установлено 4713 впервые выявленных случаев заболеваний, в том числе злокачественных новообразований (196 случаев), из них: рак молочной железы - 49 случаев, рак шейки матки - 7 случаев, рак предстательной железы - 17 случаев, колоректальный рак - 8 случаев; сахарный диабет - 275 случаев, болезни системы кровообращения - 1471 случай, хроническая обструктивная легочная болезнь - 51 случай. По результатам диспансеризации впервые взят на диспансерное наблюдение 3981 человек.

С целью раннего выявления рака молочной железы в регионе на протяжении последних пяти лет реализуется скрининговая программа "Женское здоровье".

Сведения о лицах старше трудоспособного возраста, прошедших

диспансеризацию и состоящих на диспансерном наблюдении

за период с 2016 по 2018 год

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Количество лиц старше трудоспособного возраста, прошедших диспансеризацию

43663

43690

48625

Доля лиц старше трудоспособного возраста, прошедших диспансеризацию, от общего количества прошедших диспансеризацию, %

27,0

27,8

29,8

N п/п

Наименование показателя

Базовое значение

31.12.2017

Период, год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста, %

14,2

20,4

25,4

31,4

55,7

65,3

70,0

Обеспечение медицинской помощи

Система здравоохранения Курской области представлена государственными и частными медицинскими организациями.

Медицинская помощь в регионе оказывается практически по всем видам медицинской помощи.

Создана трехуровневая система оказания медицинской помощи.

В настоящее время медицинская помощь населению оказывается в 9 медицинских организациях третьего уровня, в том числе 8 медицинских организациях, находящихся в ведении комитета здравоохранения Курской области (БМУ "Курская областная клиническая больница"; ОБУЗ "Областной перинатальный центр"; ОБУЗ "Курская городская клиническая больница N 4"; ОБУЗ "Офтальмологическая клиническая больница - офтальмологический центр"; ОБУЗ "Железногорская городская больница N 2"; ОБУЗ "Курский городской родильный дом"; ОБУЗ "Курский областной клинический онкологический диспансер"; ОБУЗ "Курская областная детская больница N 2"), и ФГБУЗ МСЧ N 125 ФМБА России; 24 медицинских организациях второго уровня и 31 медицинской организации третьего уровня (все находятся в ведении комитета здравоохранения Курской области).

Сеть фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) представлена 602 ФАПами.

По данным геоинформационной системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, на территории Курской области только 3 населенных пункта, для населения которых недоступна первичная медико-санитарная помощь. В рамках реализации национального проекта "Развитие первичной медико-санитарной помощи" в 2019 г. в этих сельских поселениях будут построены ФАПы. Кроме того, в центральные районные больницы будет закуплен 21 передвижной диагностический медицинский комплекс, что в значительной степени повысит доступность первичной медицинской помощи для сельских жителей, в том числе граждан пожилого и старческого возраста.

Телемедицинские технологии развиваются по двум направлениям: проведение телемедицинских консультаций (врач - врач) с федеральными и региональными центрами и удаленное мониторирование отдельных состояний (расшифровка ЭКГ).

На территории области действуют 4 консультативных телемедицинских центра - в БМУ "Курская областная клиническая больница" (на базе регионального сосудистого центра), в ОБУЗ "Областная детская клиническая больница", ОБУЗ "Областной перинатальный центр" и ОБУЗ "Курский областной клинический онкологический диспансер". Специализированное оборудование для проведения телемедицинских консультаций имеется во всех региональных центрах родовспоможения, организованных на базе центральных районных больниц, Курском и Железногорском городских родильных домах. Однако возможности организации региональных телемедицинских консультаций используются недостаточно. Основные телемедицинские консультации проводятся с федеральными центрами. К системе телемедицинских консультаций Минздрава России в 2019 году подключено 9 медицинских организаций: областная клиническая больница, областная детская больница, областная детская больница N 2, областной перинатальный центр, областной онкодиспансер, больница скорой медицинской помощи, областные офтальмологическая, психиатрическая и наркологическая больницы.

На базе ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи" в 2013 году создан консультативный центр по удаленной расшифровке ЭКГ для бригад скорой медицинской помощи, охвативший все районы области и города Курск и Железногорск, 31 учреждение, 78 бригад.

Кроме того, медицинские организации на постоянной основе актуализируют информацию в следующих подсистемах ЕГИСЗ Минздрава России:

- федеральный регистр медицинских организаций (71 медицинская организация);

- федеральный регистр медицинских работников (71 медицинская организация).

Для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечено информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ - федеральной электронной регистратурой (46 медицинских организаций) и федеральной интегрированной электронной медицинской картой (на 01.09.2019 передано 2,5 млн. структурированных электронных медицинских документов).

Скорая помощь

Служба скорой медицинской помощи Курской области располагает 100 круглосуточными бригадами скорой медицинской помощи, что соответствует уровням 2017 и 2016 годов.

Бригады скорой медицинской помощи распределены следующим образом:

- отделения скорой медицинской помощи при ЦРБ в количестве 28, в том числе 6 филиалов при отделениях скорой медицинской помощи при ЦРБ. Для их работы организовано 3 врачебные и 46,5 фельдшерских бригад;

- отделение скорой медицинской помощи при ОБУЗ "Городская больница N 2 г. Железногорска", которое представлено 7 бригадами, из которых две врачебные и 5 фельдшерских;

- в городе Курске функционирует ОБУЗ "Курская городская станция скорой медицинской помощи", которая представлена 3 подстанциями, расположенными в административных округах города из расчета 20-минутной транспортной доступности, и располагает круглосуточными бригадами, которые представлены общепрофильными врачебными бригадами, общепрофильными фельдшерскими бригадами, специализированными бригадами, в том числе:

- анестезиологии-реанимации в количестве 10 бригад;

- педиатрическими в количестве 4 бригад;

- психиатрической в количестве 1 бригады;

- общепрофильными врачебными в количестве 14 бригад;

- общепрофильными фельдшерскими в количестве 15 бригад.

Частота вызовов скорой медицинской помощи к лицам старше

трудоспособного возраста (на 1000 человек населения)

в Курской области в 2016 - 2018 гг.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

521

564

546

Основные показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Число лиц, которым оказана помощь при выездах, всего

414477

408071

417345

из них: сельских жителей

90140

92973

92407

в том числе: дети 0 - 17 лет вкл.

59404

59980

55965

взрослые (18 лет и старше)

355073

348091

361380

из них (из стр. 3): женщины (55 лет и старше)

114413

(32,2%)

124498

(35,7%)

127799

(35,3%)

мужчины (60 лет и старше)

45461

50950

49534

Паллиативная медицинская помощь

На территории Курской области осуществляется оказание паллиативной медицинской помощи (далее - ПМП) с 2013 года.

В соответствии с изданным комитетом здравоохранения приказом от 05.02.2013 N 31 "Об организации оказания паллиативной медицинской помощи в Курской области" было организовано оказание ПМП в стационарных условиях. Утвержден коечный фонд. Такая организационная форма оказания паллиативной помощи инкурабельным и в первую очередь онкологическим больным была обусловлена региональными особенностями территории и структурой медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения, а также кадровыми ресурсами, уровнем финансирования и материально-технической базой медицинских организаций.

В настоящее время действует приказ комитета здравоохранения от 26.05.2015 N 296 "Об организации оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению Курской области" и приказ комитета здравоохранения от 26.05.2015 N 295 "Об утверждении коечного фонда для оказания паллиативной медицинской помощи населению Курской области в стационарных условиях с круглосуточным пребыванием" (в редакции приказов комитета здравоохранения от 13.01.2016 N 7, от 10.11.2016 N 495, от 12.12.2017 N 591).

27 медицинских организаций оказывают ПМП взрослому населению в стационарных условиях, все имеют лицензию на оказание ПМП.

В 2019 г. функционировало 249 паллиативных коек для организации медицинской помощи взрослому населению, 13 коек сестринского ухода. Койки сестринского ухода функционируют в ОБУЗ "Кореневская ЦРБ" и ОБУЗ "Пристенская ЦРБ".

На территории области работали 2 отделения ПМП: на базе ОБУЗ "Курская клиническая психиатрическая больница имени святого великомученика и целителя Пантелеимона" в составе 70 коек и межрайонное отделение на 20 коек на базе ОБУЗ "Беловская ЦРБ", оказывающее ПМП жителям Беловского, Обоянского, Суджанского районов. В остальных центральных районных больницах (Большесолдатской, Глушковской, Горшеченской, Дмитриевской, Золотухинской, Касторенской, Конышевской, Курской, Курчатовской, Льговской, Матуровской, Медвенской, Октябрьской, Поныровской, Рыльской, Советской, Солнцевской, Тимской, Хомутовской, Черемисиновской, Щигровской, Железногорской, а также Железногорской городской больнице N 1) функционирует 159 паллиативных коек.

С 06.08.2019 в соответствии с приказом комитета здравоохранения от 02.08.2019 N 469 "Об открытии отделения паллиативной медицинской помощи взрослым в ОБУЗ "Курская городская больница N 3" начало оказывать специализированную паллиативную помощь новое, третье, отделение, рассчитанное на 20 коек.

Среднее количество дней пребывания больного на койке в Курской области составило в 2017 г. 21 день, в 2018 г. - 23,97, что практически ниже, чем сложившийся показатель по Российской Федерации.

Среднее количество дней пребывания больного на койке сестринского ухода в 2017 г. составило 19,6 дней, в 2018 г. - 21,99, что ниже, чем по Российской Федерации.

Обеспеченность койками в 2017 г. - 27,08, в 2018 г. - 28,23 для взрослого населения.

В 2017 г. оказана паллиативная медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара 3661 пациенту, в 2018 г. - 3418 пациентам.

В 2019 г. уже получили паллиативную медицинскую помощь 4096 пациентов.

Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях взрослому населению оказывается врачами ПМП в кабинетах ПМП, в 2017 г. функционировали кабинеты в 5 медицинских организациях, в 2018 г. - в - 11 медицинских организациях, на 2019 г. утверждены объемы 14 медицинским организациям, в остальных учреждениях ПМП оказывается участковыми врачами-терапевтами.

В амбулаторных условиях в 2018 г. оказана паллиативная помощь 1740 пациентам. Зарегистрировано 5273 посещения, из них 945 на дому.

Продолжается работа по обеспечению доступности амбулаторных форм паллиативной медицинской помощи.

На сегодняшний день 19 медицинских организаций получили лицензию на оказание ПМП в амбулаторных условиях.

В 2019 году продолжилось развитие оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях на территории Курской области, а именно организована деятельность выездной патронажной службы в четырех медицинских организациях: ОБУЗ "Курская городская больница N 3", ОБУЗ "Курская городская поликлиника N 5", ОБУЗ "Курская городская больница N 6", ОБУЗ "Железногорская городская больница N 2" в соответствии с приказом комитета здравоохранения от 07.05.2018 N 209 "О патронажной службе паллиативной медицинской помощи взрослому населению".

В 2018 г. для патронажной службы осуществлена закупка оборудования в соответствии со стандартом оснащения: приобретено 74 единицы медицинских изделий для использования на дому, из них 45 изделий для использования на дому с целью респираторной поддержки.

На постоянной основе контролируется проведение обезболивающей терапии, соблюдение порядка назначения, выписки и отпуска лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства.

По вопросу анальгезирующей терапии функционирует круглосуточный телефон "горячей линии" 8 (4712) 58-78-86.

Обращения граждан по круглосуточному телефону: 8 (4712) 58-78-86 и в электронной форме на e-mail: tcmk_kursk@mail.ru по вопросу обеспечения наркотическими средствами решаются в день обращения.

Для подбора программы обезболивания при появлении других тягостных симптомов болезни, а также при невозможности пациентом самостоятельно осуществлять медицинские назначения и ухаживать за собой возможна госпитализация в медицинские учреждения, оказывающие паллиативную помощь. Пациент находится в стационаре паллиативной помощи такой период, который необходим для подбора индивидуальной программы обезболивания либо до исчезновения других тягостных симптомов. В отдельных случаях при выписке из стационара и направлении на амбулаторное лечение пациента, нуждающегося в дальнейшем обезболивании, могут назначаться или выдаваться на руки наркотические препараты на срок приема до 5 дней (приказ комитета здравоохранения Курской области от 08.07.2015 N 364). В 2018 г. получили на руки наркотические лекарственные препараты с целью обезболивания при выписке из стационара 42 пациента.

В целях разъяснения порядка выписывания и отпуска наркотических лекарственных препаратов проводится информационная кампания. Теме обезболивания в региональных печатных и электронных СМИ уделяется достаточное внимание.

Также следует отметить трансляцию данной темы на официальной странице комитета здравоохранения Курской области в социальной сети "ВКонтакте" "Послушайте, доктор! Курск", созданной по инициативе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В рамках информирования врачебного сообщества по порядку выписывания и отпуска наркотических лекарственных препаратов в медицинских организациях на постоянной основе проводятся конференции.

Для оказания помощи больным, нуждающимся в паллиативной помощи, привлекаются волонтеры.

В регионе на базе КГМУ в рамках социального центра функционирует региональное отделение Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики".

Отряд медицинского направления "От сердца к сердцу" с 2017 г. работает в 15-м отделении паллиативной медицинской помощи ОБУЗ "Курская клиническая психиатрическая больница имени святого великомученика и целителя Пантелеимона". Волонтеры осуществляют работу по 3 направлениям: досуг, помощь в обслуживании и коррекционная работа по нормализации эмоционального состояния и адаптации к условиям жизни.

Гериатрия

В 2019 г. на территории области развернуто 60 геронтологических коек (ОБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" - 40 коек, ОБУЗ "Железногорская городская больница N 1" - 20 коек). В амбулаторно-поликлинических медицинских организациях организовано 3 гериатрических кабинета. В рамках реализации национального проекта "Старшее поколение" в регионе запланирована организация гериатрического центра на базе ОБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" и увеличение числа гериатрических кабинетов до 13.

В регионе достаточно широко применяются высокотехнологичные виды медицинской помощи, из которых для граждан пожилого возраста наиболее актуальными являются эндопротезирование крупных суставов и имплантация хрусталика при катаракте.

N

Показатель

Порядок предоставления показателя

9 мес. 2019 г.

1

2

3

4

1

Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста

31,8

2

Численность населения в возрасте старше 60 лет в регионе (на 1 января)

на 1 января соотв. года (РОССТАТ)

274774

3

Число поступивших на геронтологические койки, чел. (ФСН N 30, т. 3100, стр. 12, гр. 6)

за период / накопительным итогом

875

4

Охват граждан старше трудоспособного возраста <*> профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию

24,2

5

Численность населения старше трудоспособного возраста в регионе (на 1 января)

на 1 января соотв. года (РОССТАТ)

325459

6

Число граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, чел. (ФСН N 30, т. 2510, стр. 6.1, гр. 5)

за период / накопительным итогом

78648

7

Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением

72,42

8

Число лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния (ФСН N 12, т. 4001, п. 1)

ФСН N 12 т. 4001 п. 1

201992

9

Число лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, чел. (ФСН N 12, т. 4001, п. 3)

ФСН N 12 т. 4001 п. 3

146292

10

Доля граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошедших вакцинацию от пневмококковой инфекции

100,00

11

Численность граждан старше трудоспособного возраста из групп риска <**>, проживающих в организациях социального обслуживания

1082

12

Число граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошедших вакцинацию от пневмококковой инфекции, чел. (ФСН N 6, т. 1000, стр. 23, гр. 30 и 31)

1082

13

Ресурсная обеспеченность гериатрической службы

13.1

Всего врачи-гериатры, чел. (физ. лиц) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 9)

ФСН N 30 т. 1100

4

13.2

Врачи-гериатры, работающие в амбулаторных учреждениях, чел. (физ. лиц) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 10)

ФСН N 30 т. 1100

1

13.3

Врачи-гериатры, работающие в стационарных учреждениях, чел. (физ. лиц) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 11)

ФСН N 30 т. 1100

3

13.4

Всего врачи-гериатры (занято ставок) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 4)

ФСН N 30 т. 1100

4

13.5

Врачи-гериатры, работающие в амбулаторных учреждениях (занято ставок) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 6)

ФСН N 30 т. 1100

1

13.6

Врачи-гериатры, работающие в стационарных учреждениях (занято ставок) (ФСН N 30, т. 1100, стр. 14, гр. 8)

ФСН N 30 т. 1100

3

13.7

Число лиц, имеющих лицензию врача-гериатра и не работающих по профилю

ФСН N 30 т. 1100

X

13.8

Число гериатрических кабинетов (ФСН N 30, т. 1001, стр. 10, гр. 5)

ФСН N 30 т. 1001

2

13.9

Число гериатрических коек (ФСН N 30, т. 3100, стр. 12, гр. 3)

ФСН N 30 т. 3100

60

14

Число гериатрических центров

0

Финансирование отрасли "Здравоохранение" Курской области

по итогам 2017 - 2019 годов

Консолидированный бюджет отрасли "Здравоохранение" в 2019 году составил 21176909,556 тыс. рублей.

Финансирование отрасли в разрезе источников представлено в таблице.

Структура исполненного консолидированного бюджета отрасли "Здравоохранение"

Показатель

Годы

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

Консолидированный бюджет субъекта и территориального внебюджетного фонда, из них (тыс. руб.):

12925047,5

16922035,1

21176909,556

- ТФОМС, тыс. руб.

8891614,1

11642505,6

8886634,969

- бюджет Курской области, тыс. руб.

2854066,5

3850156,9

9765055,525

- федеральные средства, тыс. руб.

469106,7

652920,9

1699170,0

- прочие, тыс. руб.

710260,3

776451,7

826049,062

Межбюджетные трансферты из областного бюджета, тыс. руб.

4411779,9

4697441,7

4589902,631

Доля финансирования за счет средств областного бюджета, %

22,1

22,8

46,11

Доля финансирования за счет ОМС, %

68,8

68,8

41,96

Доля финансирования за счет федеральных средств, %

3,6

3,9

8,03

Население Курской области (человек)

1117165

1115237

1122680

Затраты на 1 жителя (рублей)

11569,51

15173,49

18862,82

Анализ социального статуса, условий проживания, доступности

медицинской помощи для населения 60 лет и старше

В Курской области развивается система социального и медицинского обслуживания, направленная на улучшение качества жизни граждан пожилого и старческого возраста, проживающих на территории Курской области, частично или полностью утративших способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее соответственно - граждане пожилого возраста, инвалиды).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются различные социальные услуги, направленные на сохранение и улучшение их здоровья, повышение социального благополучия, создание условий для активного участия в жизни общества, а также защиту прав и интересов, но из-за отсутствия системного подхода данные меры носят разрозненный характер и недостаточно эффективны.

Мероприятия по увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни населения Курской области позволят систематизировать в Курской области предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг в области долговременного ухода, включающего поддержку семейного ухода, социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок и патронажа.

Все центры социального обслуживания населения участвуют в создании системы долговременного ухода (плановое значение на конец 2019 года - 8 учреждений). В настоящее время долговременным уходом охвачены свыше 730 человек.

На территории области функционируют 119 приемных семей. Приемные семьи создаются преимущественно с пожилыми людьми преклонного возраста (80 лет и старше).

В настоящее время в условиях комфортного проживания находятся на обслуживании в стационарных условиях более 2,1 тыс. человек.

Продолжается взаимодействие с некоммерческими организациями по предоставлению социальных услуг.

В 2019 году запланировано предоставление субсидий из средств областного бюджета для негосударственных организаций на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг, следующим некоммерческим организациям:

1) частному учреждению стационарного социального обслуживания Курской области "Пансионат для инвалидов и пожилых людей "Милосердие" на 40 коек, предоставляющему стационарные социальные услуги гражданам с нарушением психического здоровья;

2) автономной некоммерческой организации "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Добрыня", предоставляющей социальные услуги лицам, имеющим отклонения в умственном, физическом и психическом развитии, а также семьям, имеющим в своем составе таких инвалидов, предоставляющей социальные услуги в 2019 году около 90 нуждающимся гражданам;

3) Курскому филиалу некоммерческого фонда "Здоровая страна", предоставляющему стационарные социальные услуги гражданам с нарушением психического здоровья.

Прогнозные показатели системы долговременного ухода

за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными

нуждающимися в социальном обеспечении

N п/п

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Значения контрольных показателей по годам

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

1.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших социальные и медицинские услуги, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании

процентов

5,3

7,8

10,0

2.

Количество социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области, утвержденный Законом Курской области "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области", оказанных организациями социального обслуживания в области долговременного ухода

единиц, тыс.

184,3

230,4

259,2

3.

Количество добровольцев (волонтеров), оказавших помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в долговременном уходе

чел. тыс.

3,1

3,7

4,2

4.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших услуги мобильных бригад и служб "социального такси", предоставляемые центрами соцобслуживания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе

процентов

60,0

65,0

70,0

5.

Количество граждан, обученных на курсах (в школах) обучения членов семей тяжелобольных граждан основам ухода за ними

чел. тыс.

2,2

2,3

2,5

6.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, обеспеченных техническими средствами реабилитации, предоставляемыми центрами соцобслуживания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе

процентов

10,0

15,0

20,0

7.

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, устроенных в приемные семьи

человек

127

128

129

8.

Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших социальные услуги в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому с применением стационарозамещающих технологий, предоставляемые центрами соцобслуживания, в общем количестве граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе

процентов

25,0

40,0

70,0

9.

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших услуги "хосписов на дому", предоставляемые центрами соцобслуживания

человек

107

117

127

10.

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, получивших услуги служб сиделок, предоставляемых центрами соцобслуживания

человек

200

220

240

11.

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в долговременном уходе, которым предоставлено социальное сопровождение организациями социального обслуживания

человек

800

900

1000

12.

Количество граждан пожилого возраста, которым оказана специализированная помощь по профилю "гериатрия" в стационарных условиях в медицинских организациях

человек

1090

1090

1510

13.

Доля граждан пожилого возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, в общем количестве граждан пожилого возраста, подлежащих профилактическому осмотру

процентов

20,4

25,4

31,4

ЭЙДЖИЗМ

Эйджизм - это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку; эйджизм может проявляться в разных формах, включая предвзятое отношение, дискриминационную практику или институциональные меры политики и практики, способствующие закреплению стереотипных представлений.

Эйджизм широко распространен и исходит из того, что все члены группы (например, пожилых людей) одинаковы. Подобно расизму и сексизму, эйджизм преследует социальную и экономическую цель: узаконить и поддерживать неравенства между группами людей. Дело не в том, как мы выглядим. Дело в том, какое значение люди, имеющие влияние, придают тому, как мы выглядим. В 2014 г. правительства разных стран признали эйджизм "общим источником, оправданием и движущей силой дискриминации по возрастному признаку".

Негативные эйджистские установки широко распространены в обществах и не ограничиваются какой-либо одной социальной или этнической группой. Исследования показывают, что в настоящее время эйджизм может быть распространен даже шире, чем сексизм и расизм. Это имеет серьезные последствия как для пожилых людей, так и для общества в целом. Так, например, эйджизм ограничивает круг задаваемых вопросов и способы осмысления проблем и, таким образом, является одним из основных препятствий на пути разработки надлежащих мер политики.

Эйджизм оказывает вредное воздействие на здоровье пожилых людей. Исследования показывают, что пожилые люди, негативно воспринимающие старение, могут жить на 7,5 лет меньше, чем пожилые люди с позитивным настроем.

Эйджизм может приводить к сердечно-сосудистому стрессу, ослаблять веру в собственные силы и снижать продуктивность.

Негативные установки широко распространены даже в медицинских и социальных учреждениях, где находятся наиболее уязвимые пожилые люди.

В основе некоторых из этих предубеждений лежит наблюдаемое снижение биологических функций и осведомленность о таких нарушениях здоровья, как деменция, которые могут ошибочно восприниматься как процессы, сопутствующие нормальному старению.

Дальнейшему социальному укоренению эйджизма может способствовать закрепление среди пожилых людей стереотипов социальной изоляции, физической и когнитивной деградации, отсутствия физической активности и экономического бремени.

Негативное отношение к долговременному уходу за нуждающимися в нем людьми является препятствием для найма на оплачиваемую работу лиц, осуществляющих уход, во многих странах. Это может свидетельствовать об эйджизме в культуре в более широком смысле, о тенденции отождествлять долговременный уход с плохими рабочими условиями или о низком статусе лиц, осуществляющих уход.

Для борьбы с эйджизмом необходимо новое понимание старения среди всех поколений людей. Такое понимание должно основываться на отказе от устаревшего восприятия пожилых людей в качестве обузы, признании разнообразного опыта пожилых людей и несправедливости эйджизма и готовности к поиску способов лучшей организации общества.

Действия, которые могут помочь в борьбе с эйджизмом, включают:

1) проведение коммуникационных кампаний по расширению знаний о старении и улучшению понимания этой проблемы в СМИ, среди общественности, лиц, формирующих политику, работодателей и провайдеров услуг;

2) принятие законов против дискриминации по возрастному признаку;

3) обеспечение сбалансированного представления о старении в СМИ.

Эйджизм на рабочих местах

Работодатели часто негативно настроены в отношении пожилых работников. Дискриминация по возрастному признаку сохраняется даже в тех случаях, когда пожилые работники не имеют проблем со здоровьем и не являются менее образованными, менее квалифицированными или менее продуктивными по сравнению с молодыми сотрудниками. Пожилые женщины сталкиваются с особыми проблемами при устройстве на работу в связи с их полом и возрастом.

Стратегии по борьбе с эйджизмом могут способствовать улучшению возможностей для коллективов, состоящих из разных поколений, и проведению кампаний по развенчанию мифов и ошибочных стереотипов, негативно сказывающихся на возможностях пожилых людей участвовать в жизни сообществ.

В отношении мероприятий, касающихся профилактики и борьбы с эйджизмом, комитетом по труду и занятости населения Курской области проводится работа по выявлению людей предпенсионного возраста, нуждающихся в профессиональной переподготовке с организацией последующего обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что сложившаяся система организации оказания медико-социальной помощи не в полной мере учитывает особенности оказания медицинской помощи пожилому населению, что требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии врачей общей лечебной сети и проведению научно-исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, в том числе и по вопросам профилактики преждевременного старения населения.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Программы, задачи, описание ожидаемых конечных результатов

Программы, сроков и контрольных этапов реализации

государственной Программы

Задачи региональной Программы

1. Создание условий, способствующих увеличению периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни населения Курской области, продлению периода активности, поддержке здоровья лиц пожилого и старческого возраста.

2. Формирование региональной гериатрической службы.

3. Организация семейного ухода, поддержка и развитие стационарзамещающих технологий - социальное обслуживание и медицинская помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок и патронажа.

4. Компенсация дефицита самообслуживания:

- сохранение независимости, самостоятельности, автономности человека;

- достижение максимально возможного качества жизни и сохранение жизненных потребностей для людей, частично или полностью утративших способность к самостоятельному уходу.

Показатели Программы

N п/п

Наименование показателя

Периоды, годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста на начало отчетного года (нарастающим итогом), %

20,4

25,4

31,4

55,7

65,3

70,0

2.

Доля граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста на начало отчетного года (нарастающим итогом), %

65,9

67,0

68,2

69,1

80,0

90,0

3.

Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста от общего числа граждан старше 60 лет на начало отчетного года (нарастающим итогом), условная единица

13,3

38,0

57,3

57,3

57,3

57,3

Ожидаемые результаты региональной программы "Увеличение

периода активного долголетия и продолжительности здоровой

жизни населения Курской области"

Исполнение мероприятий региональной программы "Увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни населения Курской области" позволит достичь к 2024 г. следующих результатов:

повышение продолжительности здоровой жизни;

снижение общей смертности на 3,0 - 6%;

снижение количества госпитализаций на 8% (снижение числа случаев необоснованных госпитализаций);

снижение длительности госпитализаций на 5% (снижение необоснованных койко-дней в стационарах);

снижение количества вызовов скорой медицинской помощи по незначительным случаям;

уменьшение косвенных потерь, связанных с необходимостью ухода трудоспособными родственниками за пожилыми людьми, потерявшими автономность;

уменьшение количества необоснованных диагностических и лечебных вмешательств;

создание новых рабочих мест;

увеличение количества человек, которым будет оказана медико-социальная помощь;

организация порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания при создании системы долговременного ухода, включая разработку и совершенствование программного продукта, созданного в целях информационного сопровождения долговременного ухода (далее - программный продукт);

унификация критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, в целях наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных и медицинских услугах в области долговременного ухода;

разработка порядка выявления граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе, и признания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе;

предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в долговременном уходе, социальных услуг, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (далее - социальное сопровождение);

предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в долговременном уходе, медицинских услуг, гериатрической и паллиативной медицинской помощи, а также проведение мероприятий по социально-медицинской реабилитации;

создание условий для получения гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в долговременном уходе, мер социальной поддержки, реабилитации и абилитации, в том числе составление индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, технических средств реабилитации и ухода для обеспечения жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - технические средства реабилитации);

развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;

предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в долговременном уходе, иных услуг и проведение мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области, положениями Всемирного доклада ВОЗ о старении и здоровье;

дополнительное открытие 10 гериатрических кабинетов и регионального гериатрического центра;

обеспечение уровня госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет (на 10 тыс. населения соответствующего возраста) 57,3 к 2024 году;

обеспечение охвата граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста на начало отчетного года 70% к 2024 году;

обеспечение доли граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста на начало отчетного года 90% к 2024 году;

ежегодное выполнение не менее 500 операций по эндопротезированию крупных суставов и не менее 2500 операций по имплантации хрусталика глаза гражданам пожилого возраста.

Проводимые мероприятия позволят сформировать современную модель долговременной медико-социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах преемственности ведения пациента при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи и межведомственного взаимодействия служб здравоохранения и социальной защиты с целью сохранения или восстановления способности граждан к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.

План

мероприятий региональной программы "Увеличение периода

активного долголетия и продолжительности здоровой жизни

населения Курской области"

N п/п

Наименование мероприятия, контрольной точки

Сроки реализации проекта

Ответственный исполнитель

Характеристика результата

начало

окончание

1

2

3

4

5

6

I. Мероприятия, направленные на реализацию популяционной стратегии профилактики, формирование условий для содействия здоровому старению и ведению здорового образа жизни гражданами пожилого и старческого возраста

1.

Мероприятия по информированию населения о факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ) и обеспечению условий для реализации здорового образа жизни (далее - ЗОЖ)

01.01.2020

31.12.2024

Комитет здравоохранения Курской области (далее - КЗКО), комитет по физической культуре и спорту,

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Снижение распространенности факторов риска развития онкозаболеваний и др. неинфекционных заболеваний

1.1.

Информирование населения о симптомах жизненно угрожающих ХНИЗ и правилах действий больных и их окружающих при развитии неотложных состояний.

Подготовка и размещение в СМИ и на информационных стендах медицинских организаций материалов по вопросам ЗОЖ, первичной и вторичной профилактике ХНИЗ

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Повышение уровня информированности населения по вопросам ЗОЖ

1.2.

Изготовление и прокат аудио- и видеороликов по пропаганде ЗОЖ и профилактике ХНИЗ для использования в региональных и муниципальных СМИ

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Повышение уровня информированности населения по вопросам ЗОЖ

1.3.

Подготовка и размещение в средствах массовой информации и на информационных стендах медицинских организаций материалов о симптомах и методах самопомощи при развитии неотложных состояний

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Повышение уровня информированности населения

1.4.

Организация освещения в СМИ профилактических мероприятий (диспансеризации, профосмотров) в медицинских организациях области

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Снижение уровня госпитализации и риска развития неинфекционных заболеваний

2.

Повышение уровня физической активности населения старшего возраста

01.01.2020

31.12.2024

Комитет по физической культуре и спорту

Снижение распространенности гиподинамии как фактора риска ХНИЗ, формирование условий для здорового старения

3.

Совершенствование работы школ здорового питания в центрах здоровья; консультация врачом-диетологом посетителей центров здоровья по вопросам здорового питания

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики"

Снижение фактора риска ХНИЗ

3.1.

Вовлечение волонтерских организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций в популяризацию здорового образа жизни, в том числе среди населения старшего возраста

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Снижение фактора риска ХНИЗ

II. Мероприятия, направленные на повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста, первичная и вторичная профилактика ХНИЗ

1.

Полное и качественное выполнение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров гражданам пожилого и старческого возраста

01.01.2020

31.12.2024

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики" (по согласованию)

Достижение ежегодного охвата диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами 70% граждан старше трудоспособного возраста к 2024 году

2.

Совершенствование системы медицинского патронажа для граждан старшего возраста

01.01.2020

31.12.2024

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

Создание патронажной службы на базе крупных медицинских организаций г. Курска и межрайонных центров, оказание медицинской помощи по участковому принципу врачами-терапевтами и врачами общей практики амбулаторно-поликлинического звена

3.

Развитие выездных форм оказания первичной медико-санитарной помощи

01.01.2020

31.12.2024

Главные врачи ЦРБ (по согласованию)

Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи

4.

Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи гражданам пожилого возраста

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО

Ежегодное выполнение не менее 500 операций по эндопротезированию крупных суставов и не менее 2500 операций по имплантации хрусталика глаза

5.

Продолжение мероприятий по скринингу рака молочной железы

01.01.2020

31.12.2024

Главный внештатный онколог КЗКО

Увеличение доли рака молочной железы, выявленного на ранней стадии

III. Реализация дополнительных профилактических программ для граждан пожилого и старческого возраста

1.

Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания Курской области (далее - ОСО)

ежегодно

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

Проведение к концу 2024 года вакцинации против пневмококковой инфекции не менее 95 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в ОСО

1.1.

Утверждение плана-графика проведения вакцинации лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в ОСО

ежегодно

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

Утверждение плана-графика проведения вакцинации лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в ОСО

2.

Проведение дополнительных скринингов лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации

01.01.2020

31.12.2024

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

Проведение, начиная с 2020 года, дополнительных скринингов лицам старше 65 лет, проживающим в Курской области в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, влияющих на структуру смертности населения, в соответствии с утвержденными Минздравом России программами скрининга и нормативными правовыми актами и механизмом их финансового обеспечения

Организация взаимодействия комплексных центров социального обслуживания населения с медицинскими организациями по проведению диспансерных и профилактических осмотров, диспансерного наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе мобильными медицинскими бригадами:

- осмотр гериатром 1 раз в квартал граждан старше 75 лет - получателей социальных услуг на дому для составления и корректировки индивидуальных планов по уходу;

- осмотр врачом-терапевтом 1 раз в месяц получателей социальных услуг на дому из числа инвалидов до 75 лет и паллиативных больных до 75 лет для составления и корректировки индивидуальных планов по уходу;

- осуществление медицинского патронажа врачом - участковым терапевтом (2 раза в месяц) одиноких граждан для контроля состояния здоровья, проведения необходимых медицинских манипуляций; 1 раз в месяц граждан, за которыми осуществляется семейный уход, для контроля состояния здоровья, для консультирования лиц, осуществляющих уход, по вопросам наблюдения за отклонениями в состоянии здоровья и медицинских аспектов ухода, для проведения необходимых медицинских манипуляций;

- осуществление медицинского патронажа врачом - участковым терапевтом пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, не реже 1 раза в месяц или оказание необходимой помощи выездной патронажной службой паллиативной медицинской помощи

ежегодно

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Формирование современной модели долговременной медико-социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах преемственности ведения пациента при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи и межведомственного взаимодействия служб здравоохранения и социальной защиты с целью сохранения или восстановления способности граждан к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни

IV. Мероприятия, направленные на совершенствование инфраструктуры гериатрической службы в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", утвержденному приказом Минздрава России от 29.01.2016 N 38н

1.

Совершенствование системы первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю "гериатрия"

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО

Открытие 13 кабинетов врачей-гериатров, оказание медицинской помощи в стационарных условиях на 60 койках

2.

Подготовка медицинских кадров для оказания медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста

01.01.2020

31.12.2020

КЗКО

Осуществление подготовки 9 врачей-гериатров и 18 медицинских сестер для обеспечения медицинских организаций квалифицированными кадрами.

Ежегодное тематическое обучение врачей иных специальностей и средних медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста

3.

Создание "Школ старческой астении" на базе центров здоровья и кабинетов врача-гериатра

01.01.2020

31.12.2020

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

2020 год - 2 "Школы",

2021 год - 2 "Школы"

4.

Внедрение в практику клинических рекомендаций, разработанных Минздравом России, по ведению 6 наиболее распространенных заболеваний, связанных с возрастом

01.01.2020

31.12.2024

Руководители медицинских организаций (по согласованию)

Внедрение в практику клинических рекомендаций по:

профилактике, диагностике и лечению старческой астении;

профилактике падений и переломов у граждан пожилого и старческого возраста;

профилактике, диагностике и лечению болевого синдрома у пациентов пожилого и старческого возраста;

профилактике, диагностике и лечению когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста;

профилактике, диагностике и лечению синдрома мальнутриции у лиц пожилого и старческого возраста;

профилактике, диагностике и лечению недержания мочи у лиц пожилого и старческого возраста

5.

Организация регионального гериатрического центра на базе ОБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн"

01.01.20

30.12.2020

КЗКО

Создание регионального гериатрического центра

6.

Обеспечение паллиативной медицинской помощью на дому

01.01.20

30.12.2024

КЗКО

Оказание паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами не менее 30% нуждающихся

V. Мероприятия, направленные на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого и старческого возраста на основе межведомственного взаимодействия

1.

Утверждение Порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и ОСО при оказании медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста

01.03.2020

-

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Реализация на территории Курской области пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода

2.

Обучение и консультирование лиц, осуществляющих уход, из окружения нуждающегося в уходе, практическим навыкам ухода

01.01.20

30.12.24

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Проведение обучения и консультации по вопросам ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с различными заболеваниями из окружения нуждающегося в уходе в целях повышения качества ухода (в том числе обучено: в 2020 году - не менее 2,3 тыс. чел., в 2021 году - не менее 2,5 тыс. чел.).

Формирование у родственников практических навыков ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе

VI. Мероприятия по разработке и внедрению специфических межведомственных и междисциплинарных программ для граждан пожилого и старческого возраста

1.

Разработка и реализация регионального межведомственного плана профилактики падений и переломов

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Формирование условий для содействия здоровому старению и увеличение продолжительности здоровой жизни

2.

Разработка и реализация регионального межведомственного плана ранней диагностики и лечения когнитивных расстройств

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Формирование условий для содействия здоровому старению и увеличение продолжительности здоровой жизни

3.

Разработка и реализация регионального межведомственного плана по профилактике и выявлению жестокого обращения с гражданами пожилого и старческого возраста

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Формирование условий для содействия здоровому старению и увеличение продолжительности здоровой жизни

4.

Разработка и реализация регионального плана по борьбе с эйджизмом

01.01.2020

31.12.2024

КЗКО, комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, комитет по труду и занятости Курской области

Формирование условий для содействия здоровому старению и увеличение продолжительности здоровой жизни

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.02.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать