Основная информация
Дата опубликования: | 06 февраля 2014г. |
Номер документа: | RU30000201400039 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Министерство социального развития и труда Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.02.2014 № 3
О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 08.10.2012 № 70
В целях совершенствования процесса аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 08.10.2012 № 70 «Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области» следующие изменения:
1.1. В разделе 2 Положения об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, утвержденного постановлением (далее - Положение):
- в пункте 2.1.1 слово «казенного» заменить словом «бюджетного»;
- в пункте 2.1.2 слова «Государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (далее ГКУ АО «Центр развития социальной сферы»)» заменить словами «Государственным бюджетным учреждением Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (далее ГБУ АО «Центр развития социальной сферы»)»;
- пункт 2.6.1.2 дополнить абзацами одиннадцатым – тринадцатым следующего содержания:
«описание вариативных подходов в профессиональной педагогической деятельности, применение различных методов и форм работ (конспекты занятий, мастер-классы, семинары, тренинги, экскурсии и т.д.);
копии дипломов об образовании;
видео 1-2 занятий согласно представленной программы, методики работы на электронном носителе.».
- пункт 2.9 дополнить словами «В случае невыполнения рекомендации аттестационная комиссия вправе снять присвоенную ранее категорию.».
- в пункте 2.10 слова «ГКУ АО «Центр развития социальной сферы» заменить словами «ГБУ АО «Центр развития социальной сферы».»
1.2. Пункт 3.3 раздела 3 Положения изложить в новой редакции:
«3.3 Аттестации не подлежат:
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков;
педагогические работники, проработавшие в данной должности менее двух лет.».
1.3. Пункт 2.1 Примерной формы отчета работника Приложения 5 к Положению дополнить абзацем следующего содержания:
«Динамика развития детей. Достижения воспитанников.».
1.4. В Приложении 6 к Положению:
- строку 2 Критериев оценки портфолио педагогического работника на первую квалификационную категорию изложить в новой редакции:
2.
Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование не менее 1 технологии, методики работы, опытно-экспериментальной разработки)
- строки 2 и 9 Критериев оценки портфолио педагогического работника на высшую квалификационную категорию изложить в новой редакции:
2.
Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование 2-3 технологий, методик работы, опытно-экспериментальных разработок)
9.
Участие в разработке и реализации Грантовых проектов. Организация, проведение областных мероприятий и участие (не менее 2-х).
1.5. Пункт 4 Собеседования Приложения 7 к Положению дополнить словами «см. Приложение 10.».
1.6. Дополнить Положение Приложением 10 согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту правовой и кадровой политики (Майсюк Е.И.) обеспечить направление копий настоящего постановления:
- в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области — в течение трех рабочих дней со дня его подписания;
- в прокуратуру Астраханской области — не позднее семи рабочих дней со дня его подписания;
- в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области — в семидневный срок после его принятия;
- поставщикам справочно-правовых систем ООО «Астрахань-Гарант-Сервис» и ООО «Информационный центр «Консультант Сервис» для внесения в электронные базы данных.
3. Департаменту общественных связей и коммуникационных технологий (Хохлов А.В.) разместить настоящее постановление на официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области www.minsoctrud.astrobl.ru.
Министр социального развития
и труда Астраханской области
Е.А. Лукьяненко
Приложение
к постановлению министерства
социального развития
и труда Астраханской области
от 06.02.2014 № 3
Приложение 10
к Положению о порядке аттестации
педагогических работников государственных
учреждений социального обслуживания
Астраханской области, подведомственных
министерству социального развития
и труда Астраханской области,
утвержденному постановлением
министерства социального развития
и труда Астраханской области
от 08.10.2012 № 70
Общие вопросы
1. Охарактеризовать специфику деятельности своего учреждения.
2. Провести анализ одной программы (разработки, технологии) по выбору квалификационной комиссии из предложенных аттестуемым.
3. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.
4. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование в Вашей жизни?
5. Какие направления деятельности Вы выделяете в своей работе?
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.
Психосоциальная работа как отрасль практической психологии, направленная на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Социально-психологическая диагностика в работе с различными категориями семей. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений, уровня благополучия взаимоотношений, психологического климата в семье. Методы диагностики семейных отношений. Диагностические методы, используемые в работе с кандидатами в приемные родители. Диагностические методы, используемые в работе с родными и приемными детьми. Диагностика взаимодействия родителей и детей. Наблюдение как метод изучения личностных особенностей и межличностных отношений. Пути и способы коррекции нарушений межличностных отношений. Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая. Понятие групповой и индивидуальной психосоциальной работы. Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника: первичное консультирование, диагностика и посредническая деятельность при разрешении конфликтов.
Взаимодействие психосоциального работника с социальными работниками, психотерапевтами и психиатрами в процессе психосоциальной работы.
2. Межличностные конфликты и психосоциальная помощь в их разрешении.
Типология конфликтов. Межгрупповые внутригрупповые. Межличностные, внутриличностные, внутрисемейные конфликты, конфликты в трудовых организациях. Пути разрешения конфликтов с системе "родитель ребенок", "воспитатель воспитанник". Основные стратегии поведения, избираемые участниками конфликтных ситуаций: "победная" (силовая) стратегия, уступчивая, компромиссная. Посредническая деятельность при разрешении конфликта.
3. Психосоциальная работа по предупреждению агрессии и насилия, реабилитация их жертв.
Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения.
Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа по снижению агрессивности. Вопросы взаимоотношений социального работника и психолога с агрессивными клиентами и их жертвами.
4. Современные психосоциальные технологии и их место в системе психотерапевтических техник.
Психокоррекционная работа как с отдельной личностью, так и с ее ближайшим окружением - специфические особенности психосоциальной работы. Краткая характеристика основных психосоциальных технологий: индивидуальное и семейное консультирование, телефонное консультирование, различные виды социально-психологических тренингов, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы, психодрамы, семейная психотерапия.
5. Индивидуальное и семейное консультирование.
Семейная психотерапия. Подготовка кандидатов в приемные родители. Психологическое сопровождение замещающих семей, семей, имеющих ребенка-инвалида.
Специфика психологического консультирования как вида психологической помощи и его отличие от психотерапии. Психологическое консультирование как работа с ситуационными проблемами, решенными на уровне сознания психически здоровых людей. Выбор стратегии и тактики консультирования в зависимости от проблемы и индивидуальных психологических особенностей клиента.
6. Групповые методы в коррекционно-реабилитационной работе с семьями и детьми.
Типология и технология социально-психологических тренингов. Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов. Методы игротерапии, развивающие эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей и подростков. Основные принципы игротерапии и поведения игротерапевта. Коррекция детско-родительских отношений методами игротерапии. Сказкотерапия и ее функции по психотерапии детских страхов. Сказки и социализация детей, усвоение детьми представлений о добре и зле, моральных нормах и ценностях, будущих социальных ролях. Игровая театрализация сказок, психотерапевтическая специфика народных и волшебных сказок. Психологические приемы, побуждающие детей к фантазии и сочинению сказок. Игротерапевтический тренинг коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в обучении и нарушениями эмоциональной сферы. Игровые формы танцевальной психокоррекции коммуникативных затруднений подростков. Арттерапия и ее функции.
7. Методики социально-психологического диагностирования межличностных отношений и умение использовать их результаты в своей работе.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Организация деятельности педагога.
Организация работы педагога: планирование работы, организация деятельности и анализ деятельности. Эффективность деятельности педагога. Критерии оценки. Требования к личности воспитателя. Воспитатель - центральная фигура реабилитационного процесса. Цели реабилитационной работы воспитателя.
2. Организация реабилитационного процесса воспитанника.
Социальный портрет воспитанника реабилитационного центра. Сущность и содержание комплексной реабилитации. Междисциплинарное взаимодействие в рамках социально-реабилитационного центра. Сущность и содержание технологии комплексной индивидуальной социальной реабилитации ребенка.
Формы и методы диагностической работы педагога. Значение диагностики в процессе реабилитации. Комплексная диагностика семьи и детей в реабилитационном центре. Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Оценка эффективности реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Работа воспитателя с семьей воспитанника. Цели, содержание. Критерии эффективности педагогической реабилитации. Содержание, формы и методы воспитательной работы.
3. Формирование навыков социальной компетенции у воспитанников.
Навыки: понятие, сущность. Необходимость формирования навыков у воспитанников. Социально-бытовые навыки. Навыки трудовой деятельности. Навыки ориентации в инфраструктурах. Навыки саморегуляции. Навыки здорового образа жизни. Навыки продуктивного общения и расширения сферы социальных контактов.
4. Психолого-педагогические технологии работы с детьми.
Основные закономерности психического развития индивида. Психологические закономерности процесса воспитания. Эмоциональная депривация детей и пути ее коррекции. Компенсация депривационных нарушений у детей, оставшихся без попечения родителей. Роль дошкольного детства в жизни человека. Нарушение развития детей и пути его коррекции. Нарушение поведения детей и пути его коррекции. Возрастные нормы развития детей. Влияние семейного воспитания на процесс и результат воспитания личности.
5. Воспитание духовности и воспитание нравственности.
6. Диагностика интереса, способностей, склонностей детей.
7. Расскажите о своем опыте пробуждения интереса к занятиям.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Основы социальной педагогики.
Методика и технологии социально-педагогической деятельности. Методы, приемы и средства социально-педагогической деятельности. Педагогические технологии и технологии социальной работы. Значение применения технологий в работе социального педагога.
2. Социальная работа как феномен современного мира.
Сущность социальной работы. Социальная работа как специфическая деятельность. Статус и проблемы социального работника. Структура социальной работы. Субъекты и объекты социальной работы. Сфера распространения социальной работы. Цели, задачи социальной работы. Принципы работы.
3. Социально-психологические основы работы с воспитанниками.
Организация эффективного общения социального педагога с семьей и детьми. Межличностные отношения и общение. Структурный анализ общения. Характеристика коммуникативной стороны общения. Речевое и неречевое общение. Речевое общение. Коммуникативные барьеры. Схема коммуникативного процесса.
4. Социально-педагогическая работа с семьями больных алкоголизмом и наркоманией.
Алкоголизм и пьянство. Социально-психологические последствия алкоголизма. Внутрисемейные отношения в семьях алкоголиков: конфликтность, закрытость, наличие постоянно действующего стрессового фактора, созависимость жен алкоголиков. Группы самопомощи в лечении алкоголизма и внутрисемейных отношений.
5. Основы социального здоровья.
Образ жизни как основа здоровья. Философия здоровья. Сознание и здоровье. Культура и здоровье. Экология и здоровье. Статистика заболеваний. Культура здоровья семьи и семейное благополучие. От здоровой семьи к здоровому обществу. Работа по формированию здорового образа жизни.
6. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
1. Объект, предмет и задачи логопедии. Цель и задачи логопедии. Теоретические основы логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
Определение. Структура современной логопедии. Предмет логопедии и объект изучения. Основная цель и задачи логопедии. Теоретические и практические аспекты логопедии. Принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, онтогенетический принцип, принцип обходного пути, дидактические принципы. Методы логопедии (организационные, эмпирические, математико-статистический, интерпретационный метод). Основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.
2. Принципы анализа речевых нарушений. Этиология речевых нарушений.
Классификация речевых нарушений.
Органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений (принцип развития, принцип оценки коммуникативного поведения, принцип системного подхода). Классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения устной речи. Расстройства фонационного оформления (голосообразования, темпоритмической организации высказывания, интонационно-мелодической, звукопроизносительной). Нарушения структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия). Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация.
3. Виды речевых нарушений и их коррекция.
Дислалия, ринолалия, дизартрия - статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Нарушения голоса - статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.
Нарушение темпа речи - определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.
Заикание. Определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
Алалия. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
Афазия. Определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.
4. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Особенности логопедической работы при нарушениях познавательной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах.
5. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями.
Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Отбор детей в специальные учреждения. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи (на специальных логопедических занятиях и на занятиях по всем дисциплинам учебного плана). Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями.
6. Семейное воспитание детей с нарушениями речи.
Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей.
Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Помощь педагога в правильной организации жизни ребенка в семье, общение родителей с ребенком раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи. Беседы, семинары, консультации, составление индивидуальных памяток, рекомендаций, проведение собраний и другие формы работы с родителями. Применение комплекса наглядных средств в работе с семьей.
7. Логопедические технологии.
Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звуко-произносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.
Технология обследования речи. Технология обследования моторных функций. Технология формирования интонационной стороны речи. Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании.
8. Онтогенез речевой деятельности. Логопсихология.
Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи.
Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
1. Теоретико-методологические основы коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями. Основы социальной реабилитации.
Особые образовательные потребности детей и подростков как следствие ограниченных возможностей их здоровья и жизнедеятельности. Понятие о специальном образовании как системе условий, способов и средств обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Специальная педагогика как составная часть педагогики. Категориальный аппарат и научные основания специальной педагогики. Педагогические системы специального образования, включение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательный процесс образовательного учреждения общего назначения (интеграция) - условия, пути, значение для участников образовательного процесса.
Коррекционная педагогика. Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Педагогическая диагностика нарушений школьной и социальной адаптации. Классы коррекционно-развивающего обучения, компенсирующего обучения как дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики. Девиантное поведение детей и подростков.
Особенности возрастного развития детей, закономерности развития личности ребенка в нормальных и атипичных условиях, классификация нарушений, взаимосвязь биологических и социальных факторов.
Цели, задачи и принципы коррекционного воздействия при различных видах нарушений у детей. Основные пути социальной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями.
Понятие реабилитации. Основные современные концепции реабилитации. Основные компоненты комплексной реабилитации и их соотношение на разных возрастных этапах. Роль общества в реабилитации. Понятия "инвалид", "реабилитационный потенциал". Социально-психологические аспекты взаимоотношений инвалидов и общества. Основные задачи социально-психологической и профессиональной реабилитации. Роль психолога в решении этих задач. Зарубежный и отечественный опыт социальной реабилитации. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
2. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.
Научно-методические основы разработки содержания образования и технологии обучения и воспитания в специальных (коррекционных) организациях образования. Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений.
3. Особенности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Специальная психология, методология специальной психологии. Дефект сенсорный, интеллектуальный, комплексный. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная. Аномальное развитие. Профилактика психических нарушений. Психодиагностика. Коррекция. Компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, интеграция. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология.
4. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.
Теория депривации и привязанностей. Современные теоретические концепции нервно-психического и речевого развития детей раннего возраста в условиях нормального и нарушенного развития.
Психолого-педагогическая диагностика и консультирование.
5. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний.
Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое, направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.
6. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Основы сурдопедагогики. Педагогическая диагностика нарушений слуха. Коррекционно-воспитательная работа. Воспитание детей с нарушением слуха как системный процесс. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность. Умственное воспитание и его коррекционная направленность.
Речевое развитие и коррекция нарушений речи.
Особенности психического развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных нарушений. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения. Устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями.
9. Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития.
Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных дефектов. Этиология сложных дефектов. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей данной категории. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Организация дефектологической помощи детям со сложными дефектами; работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами; профилактика вторичных нарушений.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1. Культуросозидающая и социализирующая функции музыкального образования и воспитания, способы их осуществления в педагогическом процессе.
2. Основные психолого-педагогические принципы отбора содержания музыкального образования и методов музыкального воспитания и развития воспитаников, их реализация в профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя. Особенности музыкального воспитания на традициях национальных культур.
3. Своеобразие видов музыкальной деятельности воспитанников, методические приемы, педагогические средства развития музыкального восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, детского музыкального творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).
4. Формы организации музыкально-образовательного процесса, определение содержания проводимых с воспитанниками занятий с учетом современных дидактических и воспитательных требований и музыкальных возможностей детей разного возраста.
5. Планирование, прогнозирование музыкально-педагогического процесса (перспективное, календарное планирование), осуществление целеполагания на дальнюю и ближайшую перспективы.
6. Функциональные обязанности музыкального руководителя в реализации задач музыкального образования и воспитания.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ)
1. Формы организации физического воспитания в учреждении. Содержание образования. Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Формы занятий физическими упражнениями. Структура физкультурного занятия. Умение постановки образовательных задач в соответствии с возможностями занимающихся. Средства и методы организации физкультурно-оздоровительного занятия.
2. Формы оздоровительной физической культуры, их направленность и содержание. Постановка и решение оздоровительных задач.
3. Формы и методы организации воспитательного процесса. Формирование нравственно-волевых качеств в процессе физического воспитания.
4. Составляющие компоненты взаимодействия врача и инструктора по физической культуре. Понятия здоровья, физического развития, физической подготовленности и физической нагрузки. Группы здоровья, их характеристика. Показатели физического развития и физической подготовленности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний и травм.
5. Положительное влияние занятий физической культурой на профилактику вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и предупреждение нарушений норм общественный жизни.
6. Понятия «травма», «травматизм». Меры по предупреждению травматизма во время занятий физической культуры.
Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.02.2014 № 3
О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 08.10.2012 № 70
В целях совершенствования процесса аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 08.10.2012 № 70 «Об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области» следующие изменения:
1.1. В разделе 2 Положения об аттестации педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания Астраханской области, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, утвержденного постановлением (далее - Положение):
- в пункте 2.1.1 слово «казенного» заменить словом «бюджетного»;
- в пункте 2.1.2 слова «Государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (далее ГКУ АО «Центр развития социальной сферы»)» заменить словами «Государственным бюджетным учреждением Астраханской области «Центр развития социальной сферы» (далее ГБУ АО «Центр развития социальной сферы»)»;
- пункт 2.6.1.2 дополнить абзацами одиннадцатым – тринадцатым следующего содержания:
«описание вариативных подходов в профессиональной педагогической деятельности, применение различных методов и форм работ (конспекты занятий, мастер-классы, семинары, тренинги, экскурсии и т.д.);
копии дипломов об образовании;
видео 1-2 занятий согласно представленной программы, методики работы на электронном носителе.».
- пункт 2.9 дополнить словами «В случае невыполнения рекомендации аттестационная комиссия вправе снять присвоенную ранее категорию.».
- в пункте 2.10 слова «ГКУ АО «Центр развития социальной сферы» заменить словами «ГБУ АО «Центр развития социальной сферы».»
1.2. Пункт 3.3 раздела 3 Положения изложить в новой редакции:
«3.3 Аттестации не подлежат:
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков;
педагогические работники, проработавшие в данной должности менее двух лет.».
1.3. Пункт 2.1 Примерной формы отчета работника Приложения 5 к Положению дополнить абзацем следующего содержания:
«Динамика развития детей. Достижения воспитанников.».
1.4. В Приложении 6 к Положению:
- строку 2 Критериев оценки портфолио педагогического работника на первую квалификационную категорию изложить в новой редакции:
2.
Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование не менее 1 технологии, методики работы, опытно-экспериментальной разработки)
- строки 2 и 9 Критериев оценки портфолио педагогического работника на высшую квалификационную категорию изложить в новой редакции:
2.
Демонстрация инновационной деятельности педагогического работника (разработка и использование 2-3 технологий, методик работы, опытно-экспериментальных разработок)
9.
Участие в разработке и реализации Грантовых проектов. Организация, проведение областных мероприятий и участие (не менее 2-х).
1.5. Пункт 4 Собеседования Приложения 7 к Положению дополнить словами «см. Приложение 10.».
1.6. Дополнить Положение Приложением 10 согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Департаменту правовой и кадровой политики (Майсюк Е.И.) обеспечить направление копий настоящего постановления:
- в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области — в течение трех рабочих дней со дня его подписания;
- в прокуратуру Астраханской области — не позднее семи рабочих дней со дня его подписания;
- в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области — в семидневный срок после его принятия;
- поставщикам справочно-правовых систем ООО «Астрахань-Гарант-Сервис» и ООО «Информационный центр «Консультант Сервис» для внесения в электронные базы данных.
3. Департаменту общественных связей и коммуникационных технологий (Хохлов А.В.) разместить настоящее постановление на официальном сайте министерства социального развития и труда Астраханской области www.minsoctrud.astrobl.ru.
Министр социального развития
и труда Астраханской области
Е.А. Лукьяненко
Приложение
к постановлению министерства
социального развития
и труда Астраханской области
от 06.02.2014 № 3
Приложение 10
к Положению о порядке аттестации
педагогических работников государственных
учреждений социального обслуживания
Астраханской области, подведомственных
министерству социального развития
и труда Астраханской области,
утвержденному постановлением
министерства социального развития
и труда Астраханской области
от 08.10.2012 № 70
Общие вопросы
1. Охарактеризовать специфику деятельности своего учреждения.
2. Провести анализ одной программы (разработки, технологии) по выбору квалификационной комиссии из предложенных аттестуемым.
3. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.
4. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место занимает самообразование в Вашей жизни?
5. Какие направления деятельности Вы выделяете в своей работе?
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы.
Психосоциальная работа как отрасль практической психологии, направленная на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Соотношение причин внутреннего и внешнего характера, детерминирующих социальную дезадаптацию. Социально-психологическая диагностика в работе с различными категориями семей. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений, уровня благополучия взаимоотношений, психологического климата в семье. Методы диагностики семейных отношений. Диагностические методы, используемые в работе с кандидатами в приемные родители. Диагностические методы, используемые в работе с родными и приемными детьми. Диагностика взаимодействия родителей и детей. Наблюдение как метод изучения личностных особенностей и межличностных отношений. Пути и способы коррекции нарушений межличностных отношений. Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая. Понятие групповой и индивидуальной психосоциальной работы. Элементы психосоциальной работы в деятельности социального работника: первичное консультирование, диагностика и посредническая деятельность при разрешении конфликтов.
Взаимодействие психосоциального работника с социальными работниками, психотерапевтами и психиатрами в процессе психосоциальной работы.
2. Межличностные конфликты и психосоциальная помощь в их разрешении.
Типология конфликтов. Межгрупповые внутригрупповые. Межличностные, внутриличностные, внутрисемейные конфликты, конфликты в трудовых организациях. Пути разрешения конфликтов с системе "родитель ребенок", "воспитатель воспитанник". Основные стратегии поведения, избираемые участниками конфликтных ситуаций: "победная" (силовая) стратегия, уступчивая, компромиссная. Посредническая деятельность при разрешении конфликта.
3. Психосоциальная работа по предупреждению агрессии и насилия, реабилитация их жертв.
Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения.
Понятие агрессии. Агрессия как средство достижения какой-либо значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ самоутверждения. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа по снижению агрессивности. Вопросы взаимоотношений социального работника и психолога с агрессивными клиентами и их жертвами.
4. Современные психосоциальные технологии и их место в системе психотерапевтических техник.
Психокоррекционная работа как с отдельной личностью, так и с ее ближайшим окружением - специфические особенности психосоциальной работы. Краткая характеристика основных психосоциальных технологий: индивидуальное и семейное консультирование, телефонное консультирование, различные виды социально-психологических тренингов, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы, психодрамы, семейная психотерапия.
5. Индивидуальное и семейное консультирование.
Семейная психотерапия. Подготовка кандидатов в приемные родители. Психологическое сопровождение замещающих семей, семей, имеющих ребенка-инвалида.
Специфика психологического консультирования как вида психологической помощи и его отличие от психотерапии. Психологическое консультирование как работа с ситуационными проблемами, решенными на уровне сознания психически здоровых людей. Выбор стратегии и тактики консультирования в зависимости от проблемы и индивидуальных психологических особенностей клиента.
6. Групповые методы в коррекционно-реабилитационной работе с семьями и детьми.
Типология и технология социально-психологических тренингов. Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов. Методы игротерапии, развивающие эмоциональную сферу и коммуникативные навыки детей и подростков. Основные принципы игротерапии и поведения игротерапевта. Коррекция детско-родительских отношений методами игротерапии. Сказкотерапия и ее функции по психотерапии детских страхов. Сказки и социализация детей, усвоение детьми представлений о добре и зле, моральных нормах и ценностях, будущих социальных ролях. Игровая театрализация сказок, психотерапевтическая специфика народных и волшебных сказок. Психологические приемы, побуждающие детей к фантазии и сочинению сказок. Игротерапевтический тренинг коммуникативных навыков для детей и подростков с трудностями в обучении и нарушениями эмоциональной сферы. Игровые формы танцевальной психокоррекции коммуникативных затруднений подростков. Арттерапия и ее функции.
7. Методики социально-психологического диагностирования межличностных отношений и умение использовать их результаты в своей работе.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Организация деятельности педагога.
Организация работы педагога: планирование работы, организация деятельности и анализ деятельности. Эффективность деятельности педагога. Критерии оценки. Требования к личности воспитателя. Воспитатель - центральная фигура реабилитационного процесса. Цели реабилитационной работы воспитателя.
2. Организация реабилитационного процесса воспитанника.
Социальный портрет воспитанника реабилитационного центра. Сущность и содержание комплексной реабилитации. Междисциплинарное взаимодействие в рамках социально-реабилитационного центра. Сущность и содержание технологии комплексной индивидуальной социальной реабилитации ребенка.
Формы и методы диагностической работы педагога. Значение диагностики в процессе реабилитации. Комплексная диагностика семьи и детей в реабилитационном центре. Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Оценка эффективности реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации воспитанника. Работа воспитателя с семьей воспитанника. Цели, содержание. Критерии эффективности педагогической реабилитации. Содержание, формы и методы воспитательной работы.
3. Формирование навыков социальной компетенции у воспитанников.
Навыки: понятие, сущность. Необходимость формирования навыков у воспитанников. Социально-бытовые навыки. Навыки трудовой деятельности. Навыки ориентации в инфраструктурах. Навыки саморегуляции. Навыки здорового образа жизни. Навыки продуктивного общения и расширения сферы социальных контактов.
4. Психолого-педагогические технологии работы с детьми.
Основные закономерности психического развития индивида. Психологические закономерности процесса воспитания. Эмоциональная депривация детей и пути ее коррекции. Компенсация депривационных нарушений у детей, оставшихся без попечения родителей. Роль дошкольного детства в жизни человека. Нарушение развития детей и пути его коррекции. Нарушение поведения детей и пути его коррекции. Возрастные нормы развития детей. Влияние семейного воспитания на процесс и результат воспитания личности.
5. Воспитание духовности и воспитание нравственности.
6. Диагностика интереса, способностей, склонностей детей.
7. Расскажите о своем опыте пробуждения интереса к занятиям.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Основы социальной педагогики.
Методика и технологии социально-педагогической деятельности. Методы, приемы и средства социально-педагогической деятельности. Педагогические технологии и технологии социальной работы. Значение применения технологий в работе социального педагога.
2. Социальная работа как феномен современного мира.
Сущность социальной работы. Социальная работа как специфическая деятельность. Статус и проблемы социального работника. Структура социальной работы. Субъекты и объекты социальной работы. Сфера распространения социальной работы. Цели, задачи социальной работы. Принципы работы.
3. Социально-психологические основы работы с воспитанниками.
Организация эффективного общения социального педагога с семьей и детьми. Межличностные отношения и общение. Структурный анализ общения. Характеристика коммуникативной стороны общения. Речевое и неречевое общение. Речевое общение. Коммуникативные барьеры. Схема коммуникативного процесса.
4. Социально-педагогическая работа с семьями больных алкоголизмом и наркоманией.
Алкоголизм и пьянство. Социально-психологические последствия алкоголизма. Внутрисемейные отношения в семьях алкоголиков: конфликтность, закрытость, наличие постоянно действующего стрессового фактора, созависимость жен алкоголиков. Группы самопомощи в лечении алкоголизма и внутрисемейных отношений.
5. Основы социального здоровья.
Образ жизни как основа здоровья. Философия здоровья. Сознание и здоровье. Культура и здоровье. Экология и здоровье. Статистика заболеваний. Культура здоровья семьи и семейное благополучие. От здоровой семьи к здоровому обществу. Работа по формированию здорового образа жизни.
6. Знаете ли вы проблемы своих воспитанников? Назовите их. Какая помощь им нужна? На какие теории, идеи, взгляды, концепции Вы опираетесь, организуя им помощь.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
1. Объект, предмет и задачи логопедии. Цель и задачи логопедии. Теоретические основы логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
Определение. Структура современной логопедии. Предмет логопедии и объект изучения. Основная цель и задачи логопедии. Теоретические и практические аспекты логопедии. Принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, онтогенетический принцип, принцип обходного пути, дидактические принципы. Методы логопедии (организационные, эмпирические, математико-статистический, интерпретационный метод). Основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.
2. Принципы анализа речевых нарушений. Этиология речевых нарушений.
Классификация речевых нарушений.
Органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины речевых нарушений. Критические периоды в развитии речевой функции. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений (принцип развития, принцип оценки коммуникативного поведения, принцип системного подхода). Классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая). Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения устной речи. Расстройства фонационного оформления (голосообразования, темпоритмической организации высказывания, интонационно-мелодической, звукопроизносительной). Нарушения структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия). Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия). Психолого-педагогическая классификация.
3. Виды речевых нарушений и их коррекция.
Дислалия, ринолалия, дизартрия - статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.
Нарушения голоса - статистика, терминология, этиология, механизмы нарушения, классификация, симптоматика, особенности восстановительной работы, прогноз, эффективность.
Нарушение темпа речи - определение, причины и формы, механизмы, обследование, дифференцированные приемы воздействия, профилактика.
Заикание. Определение, механизмы, классификация, причины, симптоматика, особенности течения, обследование, дифференциальная диагностика, комплексный метод преодоления заикания, особенности работы с различными возрастными категориями, профилактика, эффективность, предупреждение рецидивов.
Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
Алалия. Определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
Афазия. Определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы и методы восстановительного обучения.
Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений.
4. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Оценка речи как высшей психической функции. Методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.). Принципы психолого-педагогической диагностики. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией. Особенности логопедической работы при нарушениях познавательной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах.
5. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями.
Педагогические основы воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Отбор детей в специальные учреждения. Системы логопедического и педагогического обследования детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речи (на специальных логопедических занятиях и на занятиях по всем дисциплинам учебного плана). Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Проблемы интеграции детей с речевыми нарушениями.
6. Семейное воспитание детей с нарушениями речи.
Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением. Варианты семейного воспитания. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Речевой режим в семье. Координация форм взаимодействия с семьей в практике работы логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с нарушением речи. Повышение педагогической компетенции родителей.
Оказание помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Обучение родителей некоторым коррекционным приемам. Помощь педагога в правильной организации жизни ребенка в семье, общение родителей с ребенком раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи. Беседы, семинары, консультации, составление индивидуальных памяток, рекомендаций, проведение собраний и другие формы работы с родителями. Применение комплекса наглядных средств в работе с семьей.
7. Логопедические технологии.
Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звуко-произносительные характеристики устной речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков. Технология формирования речевого дыхания.
Технология обследования речи. Технология обследования моторных функций. Технология формирования интонационной стороны речи. Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании.
8. Онтогенез речевой деятельности. Логопсихология.
Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи.
Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
1. Теоретико-методологические основы коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями. Основы социальной реабилитации.
Особые образовательные потребности детей и подростков как следствие ограниченных возможностей их здоровья и жизнедеятельности. Понятие о специальном образовании как системе условий, способов и средств обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Специальная педагогика как составная часть педагогики. Категориальный аппарат и научные основания специальной педагогики. Педагогические системы специального образования, включение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в образовательный процесс образовательного учреждения общего назначения (интеграция) - условия, пути, значение для участников образовательного процесса.
Коррекционная педагогика. Школьная дезадаптация как педагогическое явление. Педагогическая диагностика нарушений школьной и социальной адаптации. Классы коррекционно-развивающего обучения, компенсирующего обучения как дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики. Девиантное поведение детей и подростков.
Особенности возрастного развития детей, закономерности развития личности ребенка в нормальных и атипичных условиях, классификация нарушений, взаимосвязь биологических и социальных факторов.
Цели, задачи и принципы коррекционного воздействия при различных видах нарушений у детей. Основные пути социальной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями.
Понятие реабилитации. Основные современные концепции реабилитации. Основные компоненты комплексной реабилитации и их соотношение на разных возрастных этапах. Роль общества в реабилитации. Понятия "инвалид", "реабилитационный потенциал". Социально-психологические аспекты взаимоотношений инвалидов и общества. Основные задачи социально-психологической и профессиональной реабилитации. Роль психолога в решении этих задач. Зарубежный и отечественный опыт социальной реабилитации. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
2. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта.
Научно-методические основы разработки содержания образования и технологии обучения и воспитания в специальных (коррекционных) организациях образования. Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Вариативность учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением интеллекта. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в системе семейных отношений.
3. Особенности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Специальная психология, методология специальной психологии. Дефект сенсорный, интеллектуальный, комплексный. Структура дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная. Аномальное развитие. Профилактика психических нарушений. Психодиагностика. Коррекция. Компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, интеграция. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология.
4. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.
Теория депривации и привязанностей. Современные теоретические концепции нервно-психического и речевого развития детей раннего возраста в условиях нормального и нарушенного развития.
Психолого-педагогическая диагностика и консультирование.
5. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Причины и систематика задержек психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных состояний.
Концепция коррекционно-развивающего обучения: диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, учебно-воспитательное, лечебно-профилактическое, социально-трудовое, направления работы. Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Социализация учащихся системы коррекционно-развивающего обучения.
6. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Основы сурдопедагогики. Педагогическая диагностика нарушений слуха. Коррекционно-воспитательная работа. Воспитание детей с нарушением слуха как системный процесс. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность. Умственное воспитание и его коррекционная направленность.
Речевое развитие и коррекция нарушений речи.
Особенности психического развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных нарушений. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения. Устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями.
9. Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития.
Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных дефектов. Этиология сложных дефектов. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей данной категории. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Организация дефектологической помощи детям со сложными дефектами; работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами; профилактика вторичных нарушений.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1. Культуросозидающая и социализирующая функции музыкального образования и воспитания, способы их осуществления в педагогическом процессе.
2. Основные психолого-педагогические принципы отбора содержания музыкального образования и методов музыкального воспитания и развития воспитаников, их реализация в профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя. Особенности музыкального воспитания на традициях национальных культур.
3. Своеобразие видов музыкальной деятельности воспитанников, методические приемы, педагогические средства развития музыкального восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, детского музыкального творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального).
4. Формы организации музыкально-образовательного процесса, определение содержания проводимых с воспитанниками занятий с учетом современных дидактических и воспитательных требований и музыкальных возможностей детей разного возраста.
5. Планирование, прогнозирование музыкально-педагогического процесса (перспективное, календарное планирование), осуществление целеполагания на дальнюю и ближайшую перспективы.
6. Функциональные обязанности музыкального руководителя в реализации задач музыкального образования и воспитания.
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ)
1. Формы организации физического воспитания в учреждении. Содержание образования. Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Формы занятий физическими упражнениями. Структура физкультурного занятия. Умение постановки образовательных задач в соответствии с возможностями занимающихся. Средства и методы организации физкультурно-оздоровительного занятия.
2. Формы оздоровительной физической культуры, их направленность и содержание. Постановка и решение оздоровительных задач.
3. Формы и методы организации воспитательного процесса. Формирование нравственно-волевых качеств в процессе физического воспитания.
4. Составляющие компоненты взаимодействия врача и инструктора по физической культуре. Понятия здоровья, физического развития, физической подготовленности и физической нагрузки. Группы здоровья, их характеристика. Показатели физического развития и физической подготовленности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний и травм.
5. Положительное влияние занятий физической культурой на профилактику вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и предупреждение нарушений норм общественный жизни.
6. Понятия «травма», «травматизм». Меры по предупреждению травматизма во время занятий физической культуры.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 7 от 13.02.2014 стр. 183-184 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.020.020 Государственная служба субъектов Российской Федерации, 060.020.150 Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: