Основная информация

Дата опубликования: 06 мая 2009г.
Номер документа: ru15000200900110
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Правительство Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 6 мая 2009 г. № 148

г.Владикавказ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФОНДОМ «ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ» ПОРУЧИТЕЛЬСТВ (ГАРАНТИЙ) ПО ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД БАНКАМИ, ЛИЗИНГОВЫМИ, СТРАХОВЫМИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ФОНДОМ «ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ»

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства РСО-Алания от 22.03.10 № 90; НГР: ru 15000201000091

Утратило силу:

Постановление Правительства РСО-Алания от 20.08.10 № 237; НГР: ru 15000201000217}

В целях обеспечения функционирования фонда «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания» и фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания» Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке предоставления фондом «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия - Алания» поручительств (гарантий) по исполнению обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями;

Положение о порядке предоставления целевых финансовых средств субъектам малого и среднего предпринимательства фондом «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания».

2. Попечительским советам фонда «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания» и фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания» в месячный срок разработать и утвердить необходимые типовые форм и договоры, соответствующие положениям, регулирующим деятельность фондов.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 мая 2009 г. № 148

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке предоставления фондом «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия - Алания» поручительств (гарантий) по исполнению обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями

{Положение в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 22.03.10 № 90; НГР: ru 15000201000091}

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления фондом «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия - Алания» поручительств по исполнению обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

1.2. Фонд «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия -Алания» (далее - Фонд) создан в целях повышения доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение, ремонт, модернизацию основных средств, создание материально-технической базы нового предприятия, внедрение новых технологий, развитие научно-технической и инновационной деятельности, развитие экспортных операций и импортозамещения, участие в исполнении государственного заказа, а также в целях привлечения коммерческих банков к кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Источники формирования Фонда и порядок управления средствами Фонда

2.1. Фонд формируется за счет ассигнований, полученных из федерального, республиканского бюджетов, местных бюджетов, внебюджетных источников.

2.2. Средства Фонда консолидируются Фондом путем их размещения в соответствии с пунктом 2.3.3.

2.3. Основные требования к порядку управления средствами Фонда.

2.3.1. Фонд обязан размещать средства бюджетов всех уровней на принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и доходности.

2.3.2. Фонд обязан разработать и утвердить инвестиционную декларацию Фонда с учетом требований настоящего Положения.

2.3.3. Фонд обязан выбрать один из следующих способов размещения денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, а также для исполнения обязательств по таким поручительствам, поступивших из бюджетов различных уровней:

а) самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) в кредитных организациях на основании конкурсного отбора в соответствии с пунктом 2.3.5;

б) передача в доверительное управление средств Фонда управляющей компании в соответствии с пунктом 2.3.6;

в) покупка паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов в соответствии с пунктом 2.3.7.

Фонд обязан установить размер средств, размещаемых на расчетном счете для целей обеспечения текущей деятельности Фонда, но не более 10% средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, в случае если у Фонда отсутствует возможность изъятия части депозита, размещенного в банке, без потери доходности.

Фонд заключает договоры с управляющими компаниями и банками по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке и на условиях, установленных внутренними документами Фонда и законодательством Российской Федерации.

Внутренние документы Фонда, регламентирующие порядок и условия проведения конкурса, утверждаются попечительским советом Фонда.

Фонд вправе размещать на внеконкурсной основе средства во вкладах (депозит) в банках, отобранных в соответствии с требованиями статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Фонд обязан представлять по запросам Министерства экономического развития Российской Федерации информацию о структуре обязательств и активов, принимаемых в их покрытие, позволяющую проверить исполнение структурных соотношений активов и обязательств на дату, установленную в запросах.

При передаче временно свободных денежных средств Фонда в доверительное управление или размещении в банковских вкладах (депозитах) и выборе инвестиционных направлений Фонд должен руководствоваться настоящим Положением, а также учитывать структуру своего портфеля обязательств, сроки действия договоров поручительства, вероятность наступления события, которое может привести к предъявлению требования к Фонду, возможность исполнения обязанности по осуществлению выплаты по обязательству Фонда при нахождении средств Фонда в доверительном управлении или в банковских вкладах (депозитах).

Кроме того, Фонд в договоре доверительного управления или договоре банковского вклада (депозита) предусматривает возможность безусловного изъятия части средств из доверительного управления для осуществления выплат в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения уведомления управляющей компании или банка.

2.3.4. Доход, получаемый от размещения средств Фонда, должен направляться на выполнение обязательств Фонда по договорам поручительства, его пополнение, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств Фонда, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании.

2.3.5. Требования к самостоятельному размещению средств Фондом во вклады (депозиты) кредитных организаций.

2.3.5.1 Отбор кредитных организаций для размещения средств Фонда во вклады (депозиты) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2.3.3 должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Основным критерием отбора кредитных организаций для размещения в них средств Фонда является предлагаемая ставка по депозиту.

2.3.5.2. Фонд может установить в качестве дополнительного требования к банкам, в которых размещаются средства Фонда на банковском вкладе (депозите), требования по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в размере объема средств, размещенных на депозите данного банка, по согласованной с Фондом кредитной ставке.

2.3.5.3. К банку, участвующему в конкурсе на размещение средств Фонда во вкладах (депозитах), должны предъявляться такие же требования, которые установлены в отношении средств федерального бюджета, предоставляемых для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств.

2.3.5.4. Не допускается пролонгация депозита без соблюдения порядка, предусмотренного настоящим Положением.

2.3.6. Требования к размещению средств Фонда путем передачи их в доверительное управление.

2.3.6.1. Фонд в соответствии с подпунктом «б» -пункта 2.3.3 настоящего Положения заключает договоры с управляющими компаниями по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами Фонда и законодательством Российской Федерации.

2.3.6.2. К управляющей средствами Фонда компании должны предъявляться такие же требования, которые установлены в отношении средств федерального бюджета, предоставляемых для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств.

2.3.6.3. Фонд вправе установить более высокие требования к отбору управляющей средствами Фонда компании.

2.3.6.4. Договором с управляющей компанией должно быть предусмотрено, что управляющая компания:

инвестирует средства Фонда только в интересах Фонда;

обеспечивает соответствие состава и структуры активов, в которые могут быть размещены средства Фонда, и порядка инвестирования указанных средств инвестиционной декларации Фонда, утверждаемой в соответствии с настоящим Положением;

заключает договор со специализированным депозитарием и осуществляет операции со средствами Фонда, переданными в управление Фондом, контроль за которыми осуществляется специализированным депозитарием;

перечисляет средства на осуществление выплат по договорам гарантий (поручительств) не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты получения уведомления Фонда;

представляет отчет об итогах инвестирования средств компенсационного фонда Фонда ежегодно не позднее 31 января года, следующего за отчетным;

ежемесячно (до 10 числа каждого месяца) направляет в Фонд информацию о составе и структуре активов, в которые инвестированы средства Фонда;

соблюдает требование о запрете быть аффилированным лицом Фонда и специализированного депозитария или их аффилированных лиц.

2.3.6.5. Предельное вознаграждение за управление средствами Фонда не может составлять более 1% от объема средств, переданных в управление.

Управляющей компании может быть установлено дополнительное вознаграждение за успешное управление в размере не более 15% от суммы прироста средств, переданных в управление, свыше ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

2.3.6.6. К специализированным депозитариям - участникам конкурса предъявляются:

1) требование, предусматривающее наличие у участника конкурса профессионального опыта по осуществлению деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов;

2) требование к минимальному размеру собственного капитала специализированного депозитария;

3) требование к минимальному количеству клиентов, в отношении которых оказываются услуги специализированного депозитария;

4) требования к профессиональной квалификации и минимальному опыту работы работников специализированного депозитария.

2.3.6.7. Фонд обязан утвердить инвестиционную декларацию размещения средств Фонда, в которой должно быть предусмотрено, что средства Фонда допускается размещать исключительно в:

а) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

б) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

в) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

г) облигации российских хозяйственных обществ;

д) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

е) банковские депозиты в рублях;

ж) паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям фондов облигаций и фондов смешанных инвестиций.

2.3.6.8. Инвестиционной декларацией Фонда должны быть предусмотрены следующие условия размещения средств Фонда:

а) при размещении средств в активы, указанные в подпунктах «а» - «г» пункта 2.3.6.7, они должны удовлетворять следующим требованиям:

обращаются на организованном рынке ценных бумаг;

соответствуют хотя бы одному из следующих грех критериев (за исключением подпункта «а» пункта 2.3.6.7);

ценная бумага должна быть включена хотя бы в один котировальный список высшего уровня, то есть в котировальный список, для включения в который нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг установлены максим&1ьные требования;

исполнение обязательств перед держателями облигаций российского хозяйственного общества по выплате номинальной стоимости облигаций с купонным доходом и (или) частично или полностью процентного (купонного) дохода по ним обеспечено государственной гарантией Российской Федерации или гарантией государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности";

б) при размещении средств в активы, указанные в подпункте «д» пункта 2.3.6.7:

кредитные организации, в которых размещаются средства Фонда, должны соответствовать требованиям пункта 2.3.5.3;

в) при размещении средств в активы, указанные в подпункте «е» пункта 2.3.6.7, порядок отбора кредитных организаций должен соответствовать требованиям пункта 2.3.5;

г) при размещении средств в активы, указанные в подпункте «ж» пункта 2.3.6.7:

объем средств под управлением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, паи которого предполагается приобрести, должен составлять не менее 3 млрд. рублей;

правилами доверительного управления такого инвестиционного фонда должна быть предусмотрена возможность инвестирования только в активы, указанные в подпунктах «а» - «е» пункта 2.3.6.7 с учетом ограничений, указанных в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта.

2.3.6.9. Структура активов, в которые размещены средства Фонда, должна удовлетворять следующим требованиям:

указанные в подпункте «а» пункта 2.3.6.7 активы должны составлять не менее чем 15 % средств Фонда;

указанные в подпунктах «а» и «б» 2.3.6.7 пункта 6 активы могут составлять в совокупности не более 30 % средств Фонда;

ценные бумаги одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут составлять не более чем 10 % средств Фонда;

в одну кредитную организацию допускается разместить средства Фонда с учетом ограничений, установленных п. 2.3.8 настоящего Положения.

2.3.7. Требования к размещению средств путем покупки паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.

Допускается покупка паев только инвестиционных фондов, управляющие компании которых удовлетворяют требованиям пункта 2.3.6.2, а правилами доверительного управления которыми предусмотрена возможность размещения средств только в активы, указанные в пункте 2.3.6.7, с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2.3.6.8.

2.3.8. Лимит размещения средств Фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный банк, в любом случае не может превышать 20% от общего лимита общего размера денежных средств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн. рублей.

Лимит размещения средств Фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный банк, в любом случае не может превышать 34% от общего лимита общего размера денежных средств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, не менее 150 млн. рублей и не более 500 млн. руб.

Лимит размещения средств Фонда во вкладах (депозит) и на счетах банков, установленный на конкретный банк, в любом случае не может превышать 50% от общего лимита общего размера денежных средств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, не превышают 150 млн. рублей.

2.3.9. Фонд вправе установить в инвестиционной декларации дополнительные требования к составу и структуре активов, в которые могут размещаться его средства.

2.3.10. В договоре с управляющей компанией должно быть предусмотрено, что нарушение управляющей компанией установленных инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего активы Фонда, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.

Банки или другие организации, в которых размещены средства Фонда, должны уплачивать проценты по депозитам или производить иные платежи за размещенные средства ежемесячно, не позднее пятого числа месяца, следующего за оплачиваемым.

2.3.11. Инвестиционную декларацию Фонда утверждает попечительский совет Фонда.

2.3.12. Фонд обязан ежеквартально размещать на своем сайте в сети "Интернет" или сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания, уполномоченного на реализацию региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, информацию об объеме средств, находящихся под управлением, с указанием активов (объектов инвестирования), в которых размещены такие средства, а также их доходности.

3. Порядок отбора банков - партнеров и взаимодействия с ними

3.1. Отбор банков для заключения соглашения о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств производится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3.2. Фонд заключает генеральные соглашения с не менее .чем 2 (двумя) банками-партнерами по результатам открытого конкурса, проведенного в порядке и на условиях, установленных внутренними документами Фонда и законодательством Российской Федерации.

Внутренние документы Фонда, регламентирующие порядок и условия проведения конкурса, утверждаются попечительским советом Фонда.

3.3. Общий лимит поручительств Фонда и лимиты на банки, участвующие в программе Фонда, устанавливаются высшим органом управления Фондом, исходя из величины активов Фонда и других финансовых показателей деятельности Фонда. Изменение лимитов Фонда, в том числе установленных на конкретный банк-партнер, также осуществляется на основании решения высшего органа управления Фондом.

Лимит поручительств, установленный на конкретный банк, в любом случае не может превышать 20% от общего лимита поручительств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, превышают 500 млн. рублей.

Лимит поручительств, установленный на конкретный банк, не может превышать 34% от общего лимита поручительств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, более 150 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.

Лимит поручительств, установленный на конкретный банк, не может превышать 50% от общего лимита поручительств Фонда в случае если у Фонда денежные средства, предназначенные для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, поступившие из бюджетов различных уровней, менее 150 млн. рублей.

Лимит поручительств, установленный на конкретный банк, может уменьшаться в случае:

выдачи банком кредитов, обеспеченных поручительством Фонда, в размере 50% и менее от лимита поручительств, установленного на конкретный банк на конец квартала (за исключением первой квартальной даты с начала сотрудничества банка с Фондом);

по заявлению банка;

уменьшения общего лимита поручительств, установленных Фондом на банки-партнеры Фонда;

в случае превышения объема требований банка к Фонду по просроченным и неисполненным обязательствам по кредитным договорам, равного 8% от объема кредитов, выданных банком под поручительства Фонда.

Лимит поручительств, установленный на конкретный банк, может быть увеличен в случае:

увеличения общего лимита поручительств, установленного Фондом на банки-партнеры;

в пределах установленного общего лимита поручительств при условии выбора банком своего лимита поручительств Фонда в размере не менее 80%, в случае, когда другому банку-партнеру Фонда уменьшается установленный для него лимит.

3.4. Общие условия отбора потенциальных банков-партнеров:

1) согласие с условиями, изложенными в настоящем Положении;

2) наличие лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности;

3) наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также аудированной отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за последний отчетный год по банку или банковской группе при вхождении потенциального банка-партнера в банковскую группу;

4) отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов, а также в виде приостановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций, отсутствие неисполненных предписаний Банка России. К данному требованию не относится отзыв/приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;

5) наличие опыта работы по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

наличие сформированного портфеля кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на дату подачи заявки, наличие специализированных технологий/программ работы с субъектами малого и среднего предпринимательства;

наличие утвержденной банком (в форме письменного документа) стратегии (программы) кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства или отдельного раздела по вопросу кредитования субъекта малого и среднего предпринимательства в общей стратегии банка;

наличие утвержденной методики оценки финансового состояния заемщика, в том числе и методики экспресс-анализа кредитных заявок субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) наличие, возможность и согласие предоставления Фонду информации:

об отношении размера просроченных обязательств по выданным кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства к общему объему выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за год;

о фактически сложившихся пределах процентной ставки по выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитам, в том числе по кредитам, обеспеченным поручительством Фонда;

об объеме выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства за два последних года, в том числе на территории Республики Северная Осетия-Алания;

об установленном сроке рассмотрения кредитных заявок;

о наличии подразделений банка, осуществляющих деятельность по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Северная Осетия-Алания;

о наличии методик и порядка работы с заемщиками, не обеспечившими своевременное и полное исполнение кредитного договора, обеспеченного поручительством Фонда (для банков, имеющих филиальную сеть, необходимо подтвердить наличие процедуры уведомления "головного офиса" о неисполнении (ненадлежащем исполнении) заемщиком обязательств по кредитному договору, обеспеченному поручительством Фонда). Допускается применение общих методик работы с указанными заемщиками при условии возможности ее применения для работы с Фондом;

7) согласие банка на заключение договора о субсидиарной ответственности Фонда по кредитным договорам, обеспеченным поручительствами Фонда, или субсидиарной ответственности с отложенным сроком предъявления требований к Фонду;

8) согласие банка на выполнение следующих основных требований по работе с заемщиком:

заемщик самостоятельно обращается в банк с заявкой на предоставление кредита;

банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами банка, рассматривает заявку заемщика, анализирует представленные ему документы, финансовое состояние заемщика и принимает решение о возможности кредитования (с определением необходимого обеспечения исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору) или отказе в предоставлении кредита, в случае наличия утвержденного Фондом положения о порядке принятия решений о предоставлении поручительств, содержащего формализованные критерии такого отказа;

в случае если предоставляемого заемщиком обеспечения и (или) третьими лицами за него недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, банк информирует заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору поручительства Фонда.

3.5. Банк, претендующий на участие в реализации настоящего Положения, направляет на имя директора Фонда заявление на участие в отборе.

К заявлению должны быть приложены документы, установленные внутренними документами Фонда, регламентирующими порядок и условия проведения конкурса.

3.6. Приоритетами при выборе банков-партнеров для предоставления поручительств Фонда являются:

наиболее выгодные условия предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства;

проведение информационных семинаров и оказание консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по оформлению документов для получения кредитов.

3.7. Основаниями для отказа включения банка в число банков-партнеров или исключения банка из их числа (расторжения генерального соглашения, договора) в соответствии с настоящим Положением являются:

высокая процентная ставка по кредитам;

непредставление хотя бы одного из документов из запрашиваемого пакета;

наличие в представленных документах недостоверной информации;

отзыв или приостановление действия лицензий на осуществление банковских операций, другая негативная информация о финансовом положении банка;

наличие просроченных денежных обязательств, в том числе по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

нарушение требований внутренних документов, регламентирующих порядок кредитования, или несоответствие их требованиям настоящего Положения;

нарушение банком любых условий, оговоренных в подписанных во исполнение настоящего Положения документах.

Участие банка в программе может быть прекращено досрочно (в соответствии с принятым высшим органом управления Фондом решением) в случае, если указанный банк на протяжении 2 кварталов подряд будет иметь самый высокий (по сравнению с другими банками - участниками программы) уровень предъявленных им к Фонду требований по выданным Фондом поручительствам, которые были удовлетворены Фондом. Данные уровни предъявленных требований рассчитываются для каждого банка к общей сумме кредитов, обеспеченных поручительством Фонда и выданных данным банком.

В случае если банк на протяжении 3 месяцев подряд будет иметь уровень предъявленных им к Фонду требований по выданным Фондом поручительствам, которые были удовлетворены Фондом, в размере, превышающем уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору по данным Центрального банка Российской Федерации в соответствующих месяцах, руководитель Фонда обязан в течение 2-х рабочих дней с момента осуществления выплаты, приведшей к указанному превышению, направить соответствующее уведомление в Министерство экономического развития Российской Федерации и в Правительство Республики Северная Осетия-Алания для принятия решения об участии банка в программе.

3.8. По результатам отбора Фонд предоставляет поручительства банкам-партнерам на основании генеральных соглашений по утвержденной Фондом типовой форме.

3.9. Банк-партнер должен освоить установленный для него лимит поручительств с учетом следующих обязательных условий:

сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Фонда, выданных для приобретения, ремонта, модернизации основных средств; создание материально-технической базы нового предприятия; внедрение новых технологий; развитие научно-технической и инновационной деятельности; развитие экспортных операций и импортозамещения; участие в исполнении государственного заказа - целевой индикатор - не менее 70%;

сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Фонда, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в 10 приоритетных видах экономической деятельности, утверждаемых высшим органом управления Фондом, в соответствии с приоритетами региональной программы развития малого и среднего предпринимательства (при наличии таких приоритетов) - целевой индикатор - не менее 50%;

сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Фонда, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, хозяйственным обществам, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), включая хозяйственные общества, учреждаемые в целях применения Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" - целевой индикатор - не менее 20%;

сумма кредитов, обеспеченных поручительствами Фонда, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых розничная и оптовая торговля, -целевой индикатор - не более 20%.

4. Основные условия предоставления Фондом поручительств

4.1. Предоставление поручительств за счет средств. Фонда осуществляется путем заключения договора поручительства между Фондом, банком и заемщиком в обеспечение исполнения обязательств субъектами малого и среднего предпринимательства по кредитному договору.

4.2. Размер одного поручительства Фонда не может превышать 70% от суммы обязательств заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита (займа) по кредитному договору, по которому предоставляется поручительство Фонда.

4.3 При этом ответственность Фонда по договору поручительства ограничена 70% от суммы неисполненных заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита) на момент возникновения просроченной задолженности по кредиту, обеспеченному поручительством Фонда.

4.4. В рамках выданного поручительства Фонд не отвечает перед банком за исполнение заемщиком обязательств по кредитному договору в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) заемщиком своих обязательств перед банком по указанному выше договору.

4.5. Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного заемщика (по действующим договорам), не может превышать 10% от активов Фонда, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств Фонда (согласно данным бухгалтерского баланса на момент предоставления поручительства).

При этом максимальный размер поручительства в отношении заемщика (по действующим договорам) не может превышать:

42 млн. рублей в случае если у Фонда сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, не превышает 1 000 млн. рублей;

280 млн. рублей в случае если у Фонда сумма денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки таких предприятий, превышает 1 000 млн. рублей.

Поручительство Фонда не может быть предоставлено, если это приведет к превышению установленного на банк лимита поручительств Фонда.

4.6. Ответственность Фонда при неисполнении или ненадлежащем исполнении субъектом малого и среднего предпринимательства обеспеченного обязательства является субсидиарной.

4.7. Поручительство является возмездным. Оплата производится единовременно не позднее 5 (пяти) дней со дня заключения договора поручительства.

Максимальный размер вознаграждения за предоставление поручительства составляет в год не более одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении поручительства, и определяется договором поручительства

5. Порядок предоставления Фондом гарантий (поручительств)

5.1. Основные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для целей предоставления поручительств.

5.1.1. Банк до информирования заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору поручительства Фонда проверяет соответствие заемщика -субъекта малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства обязательным требованиям, установленным в пунктах 5.1.2 и 5.1.3 настоящего Положения.

5.1.2. Поручительства Фонда предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:

соответствующим критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, определенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также требованиям настоящего Положения;

зарегистрированным на территории Республики Северная Осетия -Алания и осуществляющим не менее 3 месяцев хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Фонда сроком;

не осуществляющим торговлю оружием и не производящим оружие;

не являющимся кредитной организацией, страховой организацией (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом;

не являющимся участником соглашений о разделе продукции;

не осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

не являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

не осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

имеющим бизнес-план, подтверждающий целесообразность реализации проекта;

по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 года, и в сумме, превышающей 1 млн. рублей;

не имеющим за 3 месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;

не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;

в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность заемщика подлежит лицензированию);

предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.

5.1.3. Поручительства Фонда предоставляются организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

включенным в установленном порядке в региональную или муниципальную программу поддержки малого и среднего предпринимательства;

по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 года, и в сумме, превышающей 1 млн. рублей;

не имеющим за 3 месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга, государственных контрактов и т.п.;

не имеющим на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства Фонда просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;

в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);

предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.

5.2. Поручительство Фонда предоставляется в следующем порядке:

5.2.1. Заемщик обращается в банк с заявкой на предоставление кредита.

5.2.2. Банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами банка, рассматривает заявку заемщика, анализирует представленные им документы, финансовое состояние заемщика и принимает решение о возможности кредитования (с определением необходимого обеспечения исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору) или об отказе в предоставлении кредита.

5.2.3. В случае если предоставляемого заемщиком и (или) третьими лицами обеспечения за него недостаточно для принятия решения о выдаче кредита, банк информирует заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору поручительства Фонда.

5.2.4. При согласии заемщика получить поручительство Фонда (заключить договор поручительства) банк в срок не позднее 2 рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Фонд подписанную заемщиком и согласованную с банком заявку на получение поручительства Фонда, составленную по типовой форме.

К заявке должны быть приложены документы, установленные внутренними документами Фонда, которые утверждаются попечительским советом Фонда. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявке, Фонд направляет Банку. Фонд может запросить и иные документы, не указанные в перечне, для принятия решения по заявке.

5.2.5. Фонд в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявки банка на получение поручительства Фонда и необходимого пакета документов (заключение банка о финансовом состоянии заемщика, его бизнесе и др.) или получения дополнительных документов от банка (заемщика) на основании направленного Фондом запроса обязан подтвердить предоставление поручительства Фонда или сообщить об отказе в таковом,

Решение о предоставлении поручительства или отказе в предоставлении поручительства принимает кредитный комитет Фонда, действующий на основании положения о кредитном комитете Фонда, утвержденного попечительским советом Фонда.

В предоставлении поручительства Фонда может быть отказано:

при недостоверности представленных сведений;

при нарушении условий настоящего Положения;

при обнаружении факта неисполнения обязательств заемщика по иным кредитным договорам и договорам займа.

5.2.6. Банк в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения Фонда о предоставлении поручительства заключает с заемщиком кредитный договор и договор поручительства с Фондом и заемщиком.

5.2.7. Банк в течение пяти рабочих дней со дня заключения кредитного договора и договора поручительства направляет в Фонд следующие документы:

выписку из решения кредитного комитета;

копию кредитного договора с заемщиком с указанием ссудного счета;

копию графика погашения кредита (при наличии);

выписку по ссудному счету заемщика;

копии документов, подтверждающих наличие обеспечения заемщиком своих обязательств по кредитному договору по возврату не менее 30 % суммы кредита, уплате процентов, неустойки (договор залога, договор поручительства и т.д.)

Копии документов должны быть удостоверены банком надлежащим образом.

5.3. Банк осуществляет контроль за исполнением заемщиком обязательств по кредитному договору и представляет Фонду необходимую информацию в соответствии с договором поручительства, в том числе информацию:

о финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

о состоянии залога, предоставленного в обеспечение обязательств заемщика;

отчет о целевом использовании заемных средств.

5.4. Информационный обмен между банком и Фондом осуществляется исходя из следующих основных требований:

5.4.1. Банк предоставляет Фонду ежеквартально следующую информацию:

а) об объеме кредитов, выданных под поручительство Фонда за прошедший период (квартал);

б) об общем объеме кредитов, выданных банком по программе кредитования малого и среднего бизнеса Республики Северная Осетия - Алания за прошедший период (квартал);

в) об общем количестве заемщиков, получивших кредиты по программе кредитования малого и среднего бизнеса Республики Северная Осетия - Алания за прошедший период (квартал);

г) об общем объеме просроченных и неисполненных заемщиками обязательств по кредитным договорам, заключенным под поручительство Фонда,

Банк обязан предоставить Фонду по его запросу любую информацию, связанную с исполнением заключенного между Фондом и банком соглашения.

5.4.2. Фонд ежеквартально предоставляет банку всю документацию, необходимую в соответствии с внутренними нормативными актами банка для принятия последним решения о заключении договора поручительства:

а) сообщение о размере средств Фонда, его качественной и количественной структуре (расшифровка всех активов) на конец каждого квартала;

б) сообщение об объеме выданных Фондом поручительств на конец каждого квартала;

в) баланс и отчет о прибылях и убытках (Форма N 2) не позднее 15 рабочих дней после истечения сроков, установленных законодательством Российской Федерации налогоплательщикам для предоставления документов бухгалтерской отчетности в уполномоченный налоговый орган;

г) сведения о текущих (оставшихся) объемах лимитов Фонда по банкам- партнерам.

6. Порядок расчёта лимитов гарантий (поручительств) Фонда

6.1. Методика расчета общего лимита поручительств Фонда должна основываться на соблюдении принципа сохранности и целевого использования денежных средств, поступивших из бюджетов всех уровней, учитывать уровень платежей Фонда по исполнению обязательств, уровень операционных расходов и устанавливаться высшим органом управления Фондом.

Расчет общего лимита поручительств Фонда осуществляется не менее чем на один год деятельности Фонда.

6.2. Пересчет общего лимита поручительств Фонда осуществляется при изменении базы расчета, уточнении фактических показателей доходов от размещения денежных средств и вознаграждения за выданные поручительства, суммы операционных расходов, суммы платежей Фонда по исполнению обязательств клиентов перед банками (выплат по договорам поручительства).

7. Условия исполнения обязательств по договорам поручительства

7.1. Обязанность Фонда по исполнению обязательств заемщика наступает при нарушении заемщиком сроков возврата кредита. При этом:

в срок не более пяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита) банк в письменном виде уведомляет Фонд об этом с указанием вида и суммы не исполненных заемщиком обязательств и расчета задолженности заемщика перед банком;

в сроки, установленные банком, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) заемщиком обязательств по кредитному договору по возврату суммы основного долга (суммы кредита, займа) и (или) уплаты процентов на нее банк предъявляет письменное требование (претензию) к заемщику, в котором указываются: сумма требований, номера счетов банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, а также срок исполнения требования банка с приложением копий подтверждающих задолженность заемщика документов. Указанное выше требование (претензия) в тот же срок в копии направляется банком в Фонд.

В течение не менее 90 календарных дней с даты неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры (в том числе путем безакцептного списания денежных средств со счета заемщика, обращения взыскания на предмет залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Фонда) лиц и т.п.) в целях получения от заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором.

7.2. Основные требования к порядку выполнения Фондом обязательств по выданному поручительству.

7.2.1. По истечении сроков и выполнении процедур, указанных в пункте 7.1 настоящего Положения, в случае, если в порядке, установленном кредитным договором, сумма основного долга не была возвращена банку, банк предъявляет требование (претензию) к Фонду, в котором указывается:

реквизиты договора поручительства;

реквизиты кредитного договора;

наименование Заемщика;

сумма требований с разбивкой на сумму основного долга (сумму кредита, займа) и проценты на нее;

расчет ответственности Фонда по договору поручительства, исходя из фактического объема ответственности Фонда от суммы не исполненных заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита и процентов на нее);

номера счетов банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, с указанием платежных реквизитов и назначения платежа (ей) по каждой истребуемой сумме;

срок удовлетворения требования банка.

Требование (претензия) должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью банка.

К упомянутому выше требованию прикладываются:

копия документа, подтверждающего правомочия лица на подписание требования (претензии);

расчет задолженности заемщика и расчет ответственности Фонда;

копии документов, подтверждающих задолженность заемщика перед банком;

копия требования (претензии) банка, направленная заемщику;

справка о проделанной работе (дневник мероприятий) с копиями документов, подтверждающих принятые меры и проведенную банком работу в отношении заемщика (путем безакцептного списания денежных средств со счета заемщика, взыскания залога, предъявления требования по банковской гарантии, поручительствам третьих (за исключением Фонда) лиц и иные мероприятия), в целях получения от заемщика невозвращенной суммы основного долга (суммы кредита), уплате процентов на нее и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором.

В случае субсидиарной ответственности Фонда с отложенным сроком предъявления банком требований дополнительно прикладываются:

копия решения суда о взыскании задолженности;

копии исполнительных листов;

удостоверенная банком копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика).

Все документы, представляемые с требованием (претензией) банка к Фонду, должны быть подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью.

7.2.2. Фонд, при отсутствии возражений, обязан в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования банка перечислить денежные средства на указанные банком счета.

При наличии возражений Фонд в течение 5 рабочих дней направляет в банк письмо с указанием всех имеющихся возражений.

Обязательства Фонда считаются исполненными надлежащим образом с момента предъявления Фондом в банк поручения на перечисление средств со счета при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа банку, в пользу которого осуществляется выплата.

7.3. Основные требования к порядку перехода прав требования к Фонду после выполнения обязательств по выданному поручительству и реализации этих прав.

7.3.1. К Фонду, исполнившему обязательства по договору поручительства (обязательства за заемщика по кредитному договору), переходят права требования в том же объеме, в котором Фонд фактически удовлетворил требования банка.

После исполнения обязательств по договору поручительства Фонд в срок не позднее 5 рабочих дней с даты перечисления денежных средств предъявляет банку требование о предоставлении документов или заверенных копий и информации, удостоверяющих права требования банка к заемщику и передаче прав, обеспечивающих эти требования.

Документы банком передаются Фонду в подлинниках, а в случае невозможности сделать это - в виде нотариально удостоверенных копий.

7.3.2. Банк в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения требования от Фонда передает Фонду все документы или заверенные копии и информацию, удостоверяющие права требования банка к заемщику, а также права, обеспечивающие эти требования.

7.3.3. Фонд обязан реализовать свое право требования, возникшее из факта выплаты по договору поручительства, предъявив соответствующее требование в порядке регресса к заемщику, его поручителям или обратив взыскание на предмет залога в той части, в которой Фонд удовлетворил требование банка.

7.3.4. В случае осуществления Фондом выплат по требованиям банков после предоставления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (вследствие ликвидации, банкротства, смерти заемщика либо невозможности установить адрес заемщика или местонахождение имущества заемщика) по решению высшего органа управления Фондом требование в порядке регресса к заемщику не предъявляется.

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 мая 2009 г. № 148

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке предоставления целевых финансовых средств субъектам малого и среднего предпринимательства фондом «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания»

{Положение утратило силу: Постановление Правительства РСО-Алания от 22.03.10 № 90; НГР: ru 15000201000091}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Северная Осетия - Алания № 3 от 31.12.2009
Рубрики правового классификатора: 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать