Основная информация
Дата опубликования: | 06 июня 2006г. |
Номер документа: | В200601046 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0601046
В200601046
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.2006, N 8, СТР. 203
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06.06.2006 N 1644/06
[О рассмотрении заявления предпринимателя
Зукеева С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения
суда первой инстанции от 05.08.2005, постановления суда
апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного
суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05
и постановления Федерального арбитражного суда
Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Слесарева В.Л., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление предпринимателя Зукеева С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.08.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., Президиум установил следующее.
Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - управление) от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, в виде взыскания 98 712 рублей 32 копеек штрафа.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2005 оспариваемое постановление управления признано незаконным и подлежащим изменению в части величины взыскиваемого штрафа, а именно: предпринимателю назначено наказание в виде штрафа в размере трех четвертей суммы валютной операции - 74 034 рублей 24 копеек.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 15.12.2005 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 460 000 казахских тенге (эквивалентной 98 712 рублям 32 копейкам) охлажденной рыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооператива им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10311040/171204/0002528.
Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на то, что указанная валютная операция совершена за пределами территории Российской Федерации с использованием наличных валютных средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты мотивированы тем, что, осуществив расчет наличными денежными средствами в иностранной валюте, предприниматель нарушил требование части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). При этом суд кассационной инстанции пришел к такому выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия Закона не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому факт осуществления валютной операции за пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.
Вместе с тем суды согласились с доводами предпринимателя об отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, признав необоснованным наложение штрафа в максимальном размере, снизили его сумму до минимального размера.
Однако выводы судов в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с этим Законом:
1) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом-резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом-резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц-резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам-резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Между тем при толковании данной нормы Закона судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона.
Осуществленная предпринимателем валютная операция под эти исключения не подпадает.
Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом-резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
Таким образом, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426.
Поскольку обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушают единообразие судебной практики, они подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 05.08.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу отменить.
Заявление предпринимателя Зукеева С.Н. о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П о привлечении предпринимателя Зукеева С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, признать незаконным и отменить.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 16.04.2007 редактор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
В0601046
В200601046
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.08.2006, N 8, СТР. 203
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06.06.2006 N 1644/06
[О рассмотрении заявления предпринимателя
Зукеева С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения
суда первой инстанции от 05.08.2005, постановления суда
апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного
суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05
и постановления Федерального арбитражного суда
Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу]
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Слесарева В.Л., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление предпринимателя Зукеева С.Н. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.08.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., Президиум установил следующее.
Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - управление) от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П, в соответствии с которым предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, в виде взыскания 98 712 рублей 32 копеек штрафа.
Решением суда первой инстанции от 05.08.2005 оспариваемое постановление управления признано незаконным и подлежащим изменению в части величины взыскиваемого штрафа, а именно: предпринимателю назначено наказание в виде штрафа в размере трех четвертей суммы валютной операции - 74 034 рублей 24 копеек.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 15.12.2005 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить упомянутые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия судебной практики.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного предпринимателем требования по следующим основаниям.
В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 460 000 казахских тенге (эквивалентной 98 712 рублям 32 копейкам) охлажденной рыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооператива им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10311040/171204/0002528.
Оспаривая постановление управления, предприниматель сослался на то, что указанная валютная операция совершена за пределами территории Российской Федерации с использованием наличных валютных средств, законно вывезенных из Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты мотивированы тем, что, осуществив расчет наличными денежными средствами в иностранной валюте, предприниматель нарушил требование части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ; НГР:Р0305100 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). При этом суд кассационной инстанции пришел к такому выводу: по смыслу названной правовой нормы сфера действия Закона не ограничивается территорией Российской Федерации, поэтому факт осуществления валютной операции за пределами Российской Федерации не может быть принят во внимание.
Вместе с тем суды согласились с доводами предпринимателя об отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем, признав необоснованным наложение штрафа в максимальном размере, снизили его сумму до минимального размера.
Однако выводы судов в части определения незаконного характера совершенной предпринимателем валютной операции основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно части 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с этим Законом:
1) передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом-резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом-резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц-резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам-резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Между тем при толковании данной нормы Закона судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона.
Осуществленная предпринимателем валютная операция под эти исключения не подпадает.
Частью 3 статьи 15 Закона предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона относится к валютным операциям.
Указанные правовые положения означают, что легальный вывоз физическим лицом-резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.
Таким образом, совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426.
Поскольку обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании и применении арбитражными судами норм права и нарушают единообразие судебной практики, они подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 05.08.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 21.09.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-3059у/3-23/05 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2005 по тому же делу отменить.
Заявление предпринимателя Зукеева С.Н. о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 17.06.2005 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 12-05/109П о привлечении предпринимателя Зукеева С.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426, признать незаконным и отменить.
Председательствующий
А.А. Иванов
[отформатировано: 16.04.2007 редактор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 08.06.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2006 Стр. 203 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.130.000 Валютное регулирование и валютный контроль (см. также 030.050.030), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 180.000.000 Правосудие, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: