Основная информация

Дата опубликования: 06 июня 2013г.
Номер документа: RU20000201300192
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чеченская Республика
Принявший орган: Правительство Чеченской Республики
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.06.2013г. №126

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(в редакции постановлений Правительства Чеченской Республики от 03.09.2013г. №214; от 01.10.2019 г. № 190)

В целях повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Чеченской Республики, а также совершенствования системы управления ими, в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Методическими рекомендациями по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2011 года №683, и Законом Чеченской Республики от 7 июля 2006 года №13-P3 «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Чеченской Республики» Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.              Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения стратегий развития государственных унитарных предприятий Чеченской Республики.

2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики в трехмесячный срок со дня принятия настоящего постановления утвердить стратегии развития подведомственных государственных унитарных предприятий Чеченской Республики на срок от 3 до 5 лет на основании программ деятельности государственных унитарных предприятий Чеченской Республики и величин показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, утвержденных в порядке, установленном Правительством Чеченской Республики.

(в редакции постановления Правительства Чеченской Республике от 01.10.2019 г. № 190)

3.              Министерству имущественных и земельных отношений Чеченской Республики в месячный срок со дня принятия настоящего постановления:

а)              разместить на своем официальном сайте форму отчета руководителя предприятия и методические указания по ее заполнению;

б) {отменен в ред. постановления Правительства Чеченской Республики от 03.09.2013г. №214 НГР:ru20000201300361}

4.              Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется органами исполнительной власти Чеченской Республики в пределах установленной Правительством Чеченской Республики предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в бюджете Чеченской Республики на руководство и управление в сфере установленных функций.

5.              Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Магомадова А.А.

(в редакции постановления Правительства Чеченской Республике от 01.10.2019 г. № 190)

6.              Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики

Р.С-Х. Эдельгериев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства '

Чеченской Республики

от06.06.2013 №126

ПРАВИЛА

разработки и утверждения стратегий развития государственных унитарных предприятий Чеченской Республики

1.              В целях повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Чеченской Республики (далее - предприятия), а также совершенствования системы управления ими, предприятиями разрабатываются стратегии развития на срок от 3 до 5 лет (далее - стратегии развития).

2.              Стратегия развития основывается на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Правительством Чеченской Республики.

3.              Стратегия развития утверждается органом исполнительной власти Чеченской Республики, на который возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее - отраслевой орган).

Отраслевыми органами в целях разработки стратегий развития предприятий может быть создана межведомственная рабочая группа.

4.              Стратегия развития включает в себя следующие основные разделы:

а)              анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;

б)              определение цели развития предприятия, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;

в)              показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения;

г)              мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки;

д)              информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития;

е)              план мероприятий по реализации стратегии развития;

ж)              мониторинг и контроль реализации стратегии развития.

5.              При проведении анализа внешней среды проводится:

а)              общий анализ отрасли, с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития отрасли по видам деятельности;

б)              анализ конечных потребителей;

в)              анализ конкурентной ситуации;

г)              анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с другими предприятиями; 

д)              анализ прочих значимых факторов;

е)              анализ деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями, в том числе сравнительного анализа существующей и ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими отечественными и мировыми производителями (рекомендуется).

При осуществлении анализа деятельности предприятия в сравнении с сопоставимыми компаниями рекомендуется использовать следующие ключевые показатели в динамике:

-              рентабельность по чистой прибыли;

-              рентабельность капитала;

-              структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);

-              структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных

обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;

-              структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке);

-              портфель производимой продукции, услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);

-              доля предприятия на основных рынках сбыта;

-              география сбыта;

-              структура поставщиков;

-              производительность труда;

-              степень износа основных фондов;

-              расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки;

-              консолидированные финансовые показатели.

6.              При проведении анализа внутренней среды приводится:

а)              общее описание деятельности предприятия;

б)              описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции;

в)              описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности;

г)              описание текущей стратегии развития при ее наличии;

д)              оценка рисков реализации стратегии развития, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения;

е)              описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.

7.              При определений стратегических целей развития предприятия учитываются:

а)              результаты проведенного анализа внешней и внутренней среды сопоставимых компаний и оценки рисков;

б)              положения отраслевой стратегии развития, утвержденной соответствующим отраслевым органом или Правительством Чеченской Республики, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, Главы Чеченской Республики, государственные программы, федеральные и республиканские целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.).

в)              подходы организации к решению задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности.

При этом достижение целей не должно подрывать финансовую эффективность и устойчивость предприятия.

8.              Стратегические цели четко формулируются (устанавливают перечень показателей для достижения), измеряются (указывают числовое значение для каждого показателя) и имеют срок достижения.

Для достижения целей организациям целесообразно устанавливать следующие показатели деятельности в динамике по годам на весь период стратегического планирования:

а)              доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;

б)              расширение географии сбыта продукции;

в)              показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;

г)              доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;

д)              себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);

е)              производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);

ж)              экспорт продукции, услуг в процентах к выручке компании;

з)              показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:

и)              рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);

к) показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);

л) ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);

м) объем инвестиций в основной капитал;

н) показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.

9.              Для формирования перечня необходимых производственных мероприятий, комплекса мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий и продуктов целесообразно проведение предприятием независимой оценки технологического уровня предприятия. По результатам проведения такой оценки готовятся прогнозы научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий, обеспечивающих достижение стратегических целей.

На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время и сроки необходимого финансирования, в том числе привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов.

10.              Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, необходимо проведение предприятием энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если предприятием не проведена процедура энергетического обследования и планируется проведение ее после срока, установленного для подготовки стратегий развития, то это не может служить основанием для отсрочки подготовки комплекса мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Разработанный комплекс мероприятий и, при необходимости, стратегии развития должны быть впоследствии скорректированы с учетом результатов энергетического обследования.

11.              Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение экологичности деятельности и снижение вредного воздействия на окружающую среду, целесообразно проведение предприятием экологического обследования.

12.              Стратегия развития может включать в себя программу инновационного развития предприятия или отдельные мероприятия, направленные на модернизацию, проведение НИОКР. В случае отсутствия у предприятия утвержденной программы инновационного развития при ее разработке целесообразно учитывать Рекомендации по разработке программ инновационного развития, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4, а также Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № ЗР- ОФ.

13.              Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей включает:

-              внедрение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), обеспечивающих достижение стратегических целей;

-              взаимосвязь размеров вознаграждений руководству с достижением целевых значений КПЭ в срок.

14.              Внедрение современных информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в том числе:

-              учет имущества предприятия;

-              планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-              управление внутрикорпоративными инновационными процессами;

-              ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

-              кадровые мероприятия:

-              мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами);

-              мероприятия по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами;

-              мероприятия по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.

15.              По результатам разработки стратегии развития в соответствии с вышеуказанными правилами и рекомендациями производится корректировка соответствующих документов организации или их разработка, если они не были разработаны ранее, в том числе:

-              документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые значения (в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития);

-              положение о вознаграждениях руководства. Следует обратить внимание на важность установления долгосрочной мотивации руководства предприятия (выплата вознаграждений предусматривается в зависимости от достижения КПЭ, установленных на соответствующий срок).

16.              Предприятиям необходимо уделять особое внимание инвестиционной и финансовой дисциплине. Для этого разрабатывают инвестиционно-финансовую политику деятельности предприятия, которой устанавливаются:

а)              четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя

норма доходности (IRR);

б)              требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;

в)              требования по уровню ликвидности;

г)              требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.

Инвестиционно-финансовая политика предприятия должна на повседневном рабочем уровне способствовать реализации инвестиционных и финансовых мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей развития предприятия.

17.              На основе инвестиционно-финансовой политики, а также исторических данных бухгалтерской отчетности разрабатывается интерактивная финансовая модель деятельности предприятия, которая позволяет руководству предприятия прогнозировать все показатели форм бухгалтерской отчетности на весь период стратегического планирования, а также оценить эффект изменения вводных параметров на эти показатели (интерактивность).

18.              В рамках разделов соответствующих стратегий развития предприятия уделяется особое внимание вопросу увеличения расходов на НИОКР. Показатель расходов на НИОКР как процент от выручки целесообразно определять с учетом аналогичных показателей у ведущих компаний в соответствующей отрасли. Значение данного показателя выявляется по результатам проведенного анализа сопоставимых компаний.

Поскольку наиболее перспективное развитие предприятия может быть связано с разработкой новой продукции, технологий, услуг, не имеющих аналогов у сопоставимых компаний, рекомендуется также провести анализ осуществляемых организацией НИОКР, определив, с учетом прогнозов мирового научно-технического развития, наиболее перспективные направления технологического развития, и обеспечить проведение НИОКР в данных направлениях в целях создания конкурентоспособных технологий и продуктов, имеющих приоритет на отечественном и мировом рынках.

19.              При наличии на предприятиях стратегий развития и программ инновационного развития, в ходе разработки которых уже были осуществлены определенные этапы, не требуется вторичного проведения выполненных этапов. При этом ранее разработанные стратегии развития необходимо уточнить с учетом настоящих Правил.

20.              Предприятиям необходимо уделять особое внимание финансовому обеспечению стратегии развития. Для этого обеспечивается увязка стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами организации в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей.

Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, необходимо увязать с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными). Во внебюджетных источниках рекомендуется указывать объемы кредитных и заемных средств.

21.              По итогам определения необходимых мероприятий для достижения целей стратегии развития, а также необходимого объема финансирования соответствующих мероприятий разрабатывается план-график реализации мероприятий стратегии развития, в котором необходимо указать плановые сроки исполнения каждого мероприятия и определить перечень ответственных лиц из органов управления предприятия (ответственного исполнителя, а также соисполнителей при необходимости).

22.              Органы управления предприятия обеспечивают на регулярной основе мониторинг и контроль исполнения плана-графика мероприятий и достижения показателей, предусмотренных стратегией развития. Ежегодно по итогам деятельности предприятия на основе стратегии проводится актуализация стратегии с учетом достигнутых результатов реализации, рисков и новых обстоятельств.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вести Республики № 116 от 21.06.2013
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.010 Общие положения, 080.060.020 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать