Основная информация
Дата опубликования: | 06 июля 2016г. |
Номер документа: | RU52000201600859 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Нижегородская область |
Принявший орган: | Правительство Нижегородской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 года № 441
Об утверждении Положения об округах санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального и местного значения,
расположенных на территории Нижегородской области
В соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в целях определения порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенностей режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Нижегородской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 июля 2016 года № 441
ПОЛОЖЕНИЕ
об округах санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения, расположенных
на территории Нижегородской области
(далее - Положение)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее Федеральный закон № 26-ФЗ) определяет порядок установления границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Нижегородской области, и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 26-ФЗ лечебно-оздоровительные местности, а также курорты регионального и местного значения и их земли являются особо охраняемыми объектами и территориями.
В целях охраны лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.
4. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа горно-санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).
5. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.
II. Порядок утверждения границ и режима округов
санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального и местного значения
7. Для утверждения границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения заинтересованные юридические лица, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области (далее - заявители) направляют в министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Минздрав):
1) заявление, в котором указываются:
- сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, адрес регистрации и местонахождение заявителя, номера контактных телефонов);
- месторасположение предполагаемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения;
2) разработанный проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения на бумажном носителе и в электронном виде.
Минздрав в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области копию санитарно-эпидемиологического заключения на проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения (далее - заключение).
Заявитель вправе представить копию заключения по собственной инициативе.
Заявление с прилагаемым к нему проектом округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения регистрируется Минздравом не позднее дня, следующего за днем его представления.
8. В срок не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления Минздрав обеспечивает направление проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения для согласования:
- в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;
- в орган (органы) местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, на территории которого (которых) располагается лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального или местного значения, в случае, если соответствующий орган (органы) местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области не является заявителем.
Срок данного согласования и возврата в Минздрав согласованного проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения либо обоснованного отказа в его согласовании не должен превышать 15 рабочих дней с даты его поступления на согласование.
9. В случае несогласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения одним из согласующих органов, определенных настоящим Положением, отсутствия заключения, указанного в пункте 7 настоящего Положения, либо в случае представления заявителем документов, содержащих неполную или недостоверную информацию, Минздрав в срок не позднее 5-и рабочих дней с даты получения уведомления об отказе в согласовании, сведений об отсутствии заключения, указанного в пункте 7 настоящего Положения, или выявления факта представления заявителем документов, содержащих неполную или недостоверную информацию, возвращает заявителю представленные им материалы с мотивированным уведомлением об отказе в согласовании.
10. В случае согласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения всеми согласующими органами, определенными настоящим Положением, Минздрав в срок не позднее 5-и рабочих дней с момента получения всех согласований и заключения в соответствии с требованиями настоящего Положения подготавливает проект постановления Правительства Нижегородской области об утверждении границ и режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения и направляет его на согласование в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года № 920.
11. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения производится специализированными организациями по заданиям заявителя.
III. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения
12. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных и природоохранных мероприятий.
13. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального и местного значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
14. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
15. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в окружающей среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
16. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
17. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
18. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом (программой) развития курорта регионального и местного значения, утвержденным в установленном порядке.
IV. Обеспечение санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального
и местного значения
19. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 26-ФЗ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 года № 441
Об утверждении Положения об округах санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального и местного значения,
расположенных на территории Нижегородской области
В соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в целях определения порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенностей режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Нижегородской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 июля 2016 года № 441
ПОЛОЖЕНИЕ
об округах санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения, расположенных
на территории Нижегородской области
(далее - Положение)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии со статьями 5, 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее Федеральный закон № 26-ФЗ) определяет порядок установления границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, расположенных на территории Нижегородской области, и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 26-ФЗ лечебно-оздоровительные местности, а также курорты регионального и местного значения и их земли являются особо охраняемыми объектами и территориями.
В целях охраны лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.
4. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 26-ФЗ округа горно-санитарной охраны устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных).
5. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
6. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.
II. Порядок утверждения границ и режима округов
санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов регионального и местного значения
7. Для утверждения границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения заинтересованные юридические лица, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области (далее - заявители) направляют в министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Минздрав):
1) заявление, в котором указываются:
- сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, адрес регистрации и местонахождение заявителя, номера контактных телефонов);
- месторасположение предполагаемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения;
2) разработанный проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения на бумажном носителе и в электронном виде.
Минздрав в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области копию санитарно-эпидемиологического заключения на проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения (далее - заключение).
Заявитель вправе представить копию заключения по собственной инициативе.
Заявление с прилагаемым к нему проектом округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения регистрируется Минздравом не позднее дня, следующего за днем его представления.
8. В срок не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления Минздрав обеспечивает направление проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения для согласования:
- в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;
- в орган (органы) местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, на территории которого (которых) располагается лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального или местного значения, в случае, если соответствующий орган (органы) местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области не является заявителем.
Срок данного согласования и возврата в Минздрав согласованного проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения либо обоснованного отказа в его согласовании не должен превышать 15 рабочих дней с даты его поступления на согласование.
9. В случае несогласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения одним из согласующих органов, определенных настоящим Положением, отсутствия заключения, указанного в пункте 7 настоящего Положения, либо в случае представления заявителем документов, содержащих неполную или недостоверную информацию, Минздрав в срок не позднее 5-и рабочих дней с даты получения уведомления об отказе в согласовании, сведений об отсутствии заключения, указанного в пункте 7 настоящего Положения, или выявления факта представления заявителем документов, содержащих неполную или недостоверную информацию, возвращает заявителю представленные им материалы с мотивированным уведомлением об отказе в согласовании.
10. В случае согласования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения всеми согласующими органами, определенными настоящим Положением, Минздрав в срок не позднее 5-и рабочих дней с момента получения всех согласований и заключения в соответствии с требованиями настоящего Положения подготавливает проект постановления Правительства Нижегородской области об утверждении границ и режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального или местного значения и направляет его на согласование в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года № 920.
11. Разработка проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения производится специализированными организациями по заданиям заявителя.
III. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
регионального и местного значения
12. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных и природоохранных мероприятий.
13. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального и местного значения, курортного региона (района).
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.
14. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
15. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в окружающей среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
Границы второй зоны устанавливаются:
для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
16. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального и местного значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
17. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
18. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом (программой) развития курорта регионального и местного значения, утвержденным в установленном порядке.
IV. Обеспечение санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального
и местного значения
19. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 26-ФЗ.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.09.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.130 Санаторно-курортное лечение |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: