Основная информация
Дата опубликования: | 06 сентября 2019г. |
Номер документа: | RU16000201901028 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Татарстан |
Принявший орган: | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
79КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2019 г. № 790
О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
(в редакциях постановлений Кабинета Министров РТ от 24.02.2020 № 134, )
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 − 2025 годы» Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять предложение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан в городских округах г.Казань, г.Набережные Челны, Тукаевском и Высокогорском муниципальных районах.
2. Утвердить прилагаемые:
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
перечень организаций-поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
3. Создать информационную подсистему «Ранняя помощь» в Государственной информационной системе «Социальный регистр населения Республики Татарстан».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.Песошин
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от _______ 2019 № ______
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
I. Общие положения
1.1. Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее − Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее − Концепция), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 − 2025 годы».
Порядок определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и органи-заций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
1.2. Для целей Порядка применяются следующие понятия:
дети целевой группы – дети от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;
дети группы риска – дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педаго- гических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопро-вождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.
Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Концепции.
II. Цель оказания услуг ранней помощи, целевые группы и их права, основные задачи и принципы
2.1. Целью оказания услуг ранней помощи является создание условий, обеспе-чивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизне-деятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы на основе межведомственного взаимодействия.
2.2. К целевым группам (далее также − получатели услуг ранней помощи) относятся:
2.2.1. Дети (далее также − ребенок) в возрасте от нуля до трех лет, относящиеся к категории:
дети-инвалиды;
дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе дети из группы социального риска;
дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
2.2.2. Родители (законные представители) ребенка и другие лица, непосред-ственно ухаживающие за ребенком из числа детей, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Порядка (далее также − родители (законные представители, семья) ребенка.
2.3. Получатели услуг ранней помощи имеют право на:
получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее – индивидуальная программа);
защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;
участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, в состав-лении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении изменений, в промежуточной, итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах их проведения.
2.4. Основными задачами при оказании услуг ранней помощи являются:
улучшение жизнедеятельности детей целевой группы в естественных жизненных ситуациях;
повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;
повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.
2.5. Услуги ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:
бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);
доступности (услуги ранней помощи доступны для детей целевой группы и их семей);
регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям целевой группы и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);
семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);
индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);
естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);
этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям целевой группы и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командной работы (услуги ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи).
III. Участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
и их задачи
3.1. Участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан являются:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
государственные учреждения здравоохранения Республики Татарстан (далее − медицинские организации);
организации социального обслуживания Республики Татарстан (реабили-тационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее – организации социального обслуживания);
организации системы образования Республики Татарстан (дошкольные образовательные организации, психолого-медико-педагогические центры, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органы опеки и попечительства и др.) (далее – организации системы образования);
организации-поставщики услуг ранней помощи, участвующие в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее – организации-поставщики услуг ранней помощи).
3.2. Основными задачами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татар-стан, Министерства образования и науки Республики Татарстан в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия;
создание инфраструктуры оказания услуг ранней помощи;
организация обучения (подготовки) работников медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования по оказанию услуг ранней помощи.
3.3. Основными задачами медицинских организаций, организаций социаль-ного обслуживания, организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
раннее выявление детей целевой группы и их семей;
межведомственное взаимодействие при выявлении детей целевой группы и их семей;
информирование населения о возможности получения услуг ранней помощи.
3.4. Основными задачами организаций-поставщиков услуг ранней помощи являются:
определение эффективных мероприятий и форм оказания услуг ранней помощи с целью оптимального развития и адаптации детей целевой группы;
повышение качества взаимодействия семьи и ребенка и их интеграции в общество, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка;
межведомственное взаимодействие при организации оказания услуг ранней помощи;
проведение оценки эффективности оказания услуг ранней помощи.
IV. Информационная подсистема «Ранняя помощь» и Единый банк данных
ранней помощи
4.1. Единый банк данных ранней помощи (далее – Единый банк данных) формируется посредством информационной подсистемы «Ранняя помощь» (далее – информационная подсистема) в Государственной информационной системе «Социальный регистр населения Республики Татарстан» и пополняется по мере поступления информации о вновь выявленных детях, нуждающихся в услугах ранней помощи.
4.2. Ответственных должностных лиц, имеющих доступ к информационной подсистеме на основе персональных регистрационных данных (логина и пароля), определяют участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан, указанные в пункте 3.1 Порядка.
4.3. Единый банк данных содержит следующую информацию о детях целевой группы и их семьях, включенных в систему оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан:
персональные данные ребенка и членов его семьи;
сведения об основаниях принятия решения о нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, а также решение о снятии нуждаемости;
наименование организации-поставщика услуг ранней помощи, участвующего в оказании услуг ранней помощи ребенку и его семье.
V. Выявление детей целевой группы и их семей
5.1. Выявление детей целевой группы осуществляется медицинскими органи-зациями, организациями социального обслуживания, организациями системы обра-зования в рамках исполнения своих функциональных обязанностей.
5.2. Родители (законные представители) ребенка в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и (или) адаптации вправе обратиться в любую организацию, указанную в пункте 5.1 Порядка.
5.3. Организации, указанные в пункте 5.1 Порядка, выявив ребенка целевой группы:
выдают направление в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь, по месту жительства ребенка;
вносят информацию о ребенке и его семье в информационную подсистему с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
5.4. Медицинские организации, оказывающие первичную специализирован-ную медико-санитарную помощь, при поступлении информации о выявлении ребенка целевой группы либо при обращении родителей (законных представителей) ребенка обеспечивают проведение диагностического обследования.
Информация, полученная при первичном обращении в медицинские организации, должна содержать:
персональные данные о ребенке (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, возраст);
данные о здоровье ребенка (установленные диагнозы);
предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;
готовность семьи к получению услуг ранней помощи в соответствии с индивидуальной программой;
согласие на обработку персональных данных с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка:
родителям (законным представителям) ребенка медицинскими организациями выдается направление на углубленную оценку развития ребенка в кабинете ранней помощи (первичный прием), организованном на базе медицинской организации, являющейся организацией − поставщиком услуг ранней помощи (далее – кабинет ранней помощи);
VI. Признание нуждаемости ребенка и его семьи
в услугах ранней помощи
6.1. Первичный прием в кабинетах ранней помощи проводится специалистами в срок не более 14 рабочих дней с даты обращения.
Первичный прием в кабинете ранней помощи включает:
обработку первичного обращения родителей (законных представителей) ребенка;
сбор и изучение анамнеза;
сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
анализ медицинской документации (при наличии);
анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребен- ка-инвалида (при наличии).
При выявлении нуждаемости в ранней помощи специалисты кабинета ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума с участием орга-низаций − поставщиков услуг ранней помощи (далее – межведомственный конси-лиум), ребенка и его родителей (законных представителей).
6.2. Межведомственный консилиум проводится не реже двух раз в месяц на базе кабинета ранней помощи. Организацию межведомственного консилиума и взаимодействие с каждым его членом осуществляет ответственный специалист кабинета ранней помощи.
На межведомственном консилиуме осуществляется:
определение нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи;
информирование родителей (законных представителей) ребенка о порядке предоставления услуг ранней помощи и о правах получателей услуг ранней помощи;
определение организации − поставщика услуг ранней помощи из Перечня организаций − поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан по выбору родителей (законных представителей) ребенка целевой группы.
Решение межведомственного консилиума оформляется протоколом.
6.3. По итогам проведения межведомственного консилиума на основе письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка с соблюдением требований Федерального закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» информация о нуждаемости (или не нуждаемости) ребенка и его семьи в услугах ранней помощи вносится в информационную подсистему.
По итогам межведомственного консилиума родителям (законным предста-вителям) ребенка выдается выписка из протокола межведомственного консилиума.
В случае отсутствия согласия родителей (законных представителей) ребенка на получение услуг ранней помощи предлагается оформить письменный отказ от предоставления услуг ранней помощи.
6.4. В случае определения организацией − поставщиком услуг ранней помощи организации социального обслуживания в территориальных органах социальной защиты населения производится признание семьи с ребенком целевой группы нуждающимися в социальном обслуживании и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2014 № 908 «Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг».
VII. Оказание услуг ранней помощи организациями − поставщиками
услуг ранней помощи
7.1. При предоставлении услуг ранней помощи организациями − поставщиками услуг ранней помощи должны быть обеспечены условия доступности предоставления услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизне-деятельности в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Законом Республики Татарстан от 23 июня 2017 года № 41-ЗРТ «Об обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг в Республике Татарстан».
7.2. Организацией − поставщиком услуг ранней помощи при оказании услуг ранней помощи осуществляется:
заключение договора на оказание услуг ранней помощи с родителями (законными представителями) ребенка;
назначение ведущего специалиста (куратора);
проведение дифференцированной диагностики и оценочных процедур для формирования индивидуальной программы;
формирование индивидуальной программы;
реализация индивидуальной программы;
промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации индивидуальной программы;
пролонгация или завершение реализации индивидуальной программы;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
7.3. Заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи осуществляется между организацией − поставщиком услуг ранней помощи и родителями (законными представителями) ребенка в течение пяти рабочих дней от первичного обращения к организации − поставщику услуг ранней помощи при предоставлении документов, определяемых нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, указанными в пункте 3.1 Порядка.
7.4. Оценочные процедуры для формирования индивидуальной программы (углубленная оценка) проводятся с согласия родителей (законных представителей) ребенка, при взаимодействии с ними, исходя из потребностей ребенка и его семьи, с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности в ситуациях, максимально приближенных к естественным.
Оценочные процедуры проводятся ведущим специалистом (куратором) или командой организации − поставщика услуг ранней помощи не позднее 14 рабочих дней со дня заключения договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи.
7.5. Индивидуальная программа формируется в электронном виде в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными предста-вителями) на оказание услуг ранней помощи путем занесения соответствующих сведений в информационную подсистему и распечатывается на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых подписывается ведущим специалистом (куратором) и родителем (законным представителем) ребенка. Один экземпляр выдается на руки родителю (законному представителю) ребенка, а другой экземпляр хранится в организации.
7.6. Индивидуальная программа составляется на срок от 6 до 12 месяцев и может быть пролонгирована при наличии показаний.
7.7. Индивидуальная программа должна включать:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, возраст ребенка;
выявленные нарушения ребенка;
перечень мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, места и формы их предоставления, оказываемые организациями − поставщиками услуг ранней помощи;
примерный объем и срок реализации индивидуальной программы;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактные данные родителей (законных представителей) ребенка.
Форма индивидуальной программы утверждается Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
7.8. Реализация индивидуальной программы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
родители (законные представители) ребенка должны участвовать во всех мероприятиях со своим ребенком, являющимся получателем услуг ранней помощи, за исключением тех ситуаций, в которых ребенок адаптирован, а специалист и родитель (законный представитель) ребенка согласовали план проведения занятия, требующего максимальной самостоятельности ребенка;
взаимодействие с ребенком и его семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия;
в соответствии с целями индивидуальной программы к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями (прошед-шие обучение, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки по ранней помощи);
услуги ранней помощи должны предоставляться детям целевой группы и их семьям в формах, определенных исходя из целей индивидуальной программы, возможностей и готовности ребенка и его семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации − поставщика услуг ранней помощи.
7.9. Выбор методик и технологий при реализации индивидуальной программы определяется организацией − поставщиком услуг ранней помощи и производится с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
7.10. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы, специалисты должны основываться в первую очередь на ресурсах ребенка и его семьи, а также на особенностях функционирования ребенка, на его потенциальных возможностях, выявленных при первичной и углубленной оценке развития ребенка и на факторах окружающей среды.
7.11. Информация о проведении в отношении ребенка и его семьи мероприятий по оказанию услуг ранней помощи вносится организациями − поставщиками услуг ранней помощи в Единый банк данных не позднее 10 рабочих дней со дня оказания услуг.
7.12. Промежуточная и итоговая оценка реализации индивидуальной про-граммы организациями − поставщиками услуг ранней помощи проводится с исполь-зованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении индивидуальной программы и включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами.
Промежуточная оценка результативности реализации индивидуальной про-граммы, а также оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами проводятся не реже одного раза в три месяца. По итогам полученных результатов инициируется при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу.
7.13. При итоговой оценке эффективности индивидуальной программы учиты-ваются следующие аспекты ее реализации:
динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;
характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;
динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях;
повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка в развитии и воспитании;
улучшение поддержки семьи ребенка в плане социальных контактов;
расширение доступа родителей (законных представителей) и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.
7.14. По итогам реализации индивидуальной программы на межведомст-венном консилиуме организацией − поставщиком услуг ранней помощи представ-ляется информация об исполнении индивидуальной программы и достигнутых результатах, рассматриваются вопросы о снятии нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи или при необходимости о нуждаемости в продолжении реализации индивидуальной программы, а также информация, необходимая для обеспечения преемственности при смене организации − поставщика услуг и (или) перехода ребенка в образовательную организацию.
7.15. Индивидуальная программа пролонгируется, если ребенок в возрасте от трех до семи лет, имеющий ограничения жизнедеятельности, получавший до трех лет услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы, по решению межведомственного консилиума недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет медицинских противопоказаний для получения услуг ранней помощи в рамках индивидуальной программы.
7.16. Завершение индивидуальной программы осуществляется в следующих случаях:
ребенок достиг возраста трех лет (в случае отсутствия необходимости пролонгации индивидуальной программы);
ребенок достиг возраста семи лет (в случае пролонгации индивидуальной программы после трех лет);
ребенок больше не нуждается в услугах, так как цели развития достигнуты, факторы риска устранены;
родители (законные представители) ребенка принимают решение о прекращении реализации индивидуальной программы;
при возникновении иных объективных причин, создающих препятствия для продолжения реализации индивидуальной программы.
7.17. По результатам реализации индивидуальной программы организацией − поставщиком услуг ранней помощи проводится консультирование семьи ребенка целевой группы, составляются заключение и рекомендации для образовательных организаций по сопровождению семьи ребенка целевой группы в целях содействия включению детей целевой группы в образовательную систему, предоставляется необходимая информация родителям (законным представителям) ребенка для принятия решения о выборе образовательной организации, консультирование специалистов образовательной организации, которые будут посещать семьи с детьми целевой группы на период адаптации детей в образовательной организации.
7.18. Услуги ранней помощи предоставляются организациями социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями системы образования, являющимися организациями ‒ поставщиками услуг ранней помощи, в соответствии со стандартами, установленными нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, указанных в пункте 3.1 Порядка.
(изменено в ред. ПКМ РТ от 24.02.2020 № 134)
VIII. Регламент межведомственного взаимодействия медицинских
организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи
8.1. Межведомственное взаимодействие между медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и организациями системы образования осуществляется в целях преемственности при выявлении детей целевой группы и оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
8.2. Выявление детей целевой группы осуществляется:
медицинскими организациями (детскими поликлиниками на этапе оказания первичной специализированной медицинской помощи) – на основе выявления заболевания, приводящего к нарушениям функций организма ребенка, или выявления задержки развития;
организациями социального обслуживания (реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексными центрами социального обслуживания населения), организациями системы образования (дошкольными образовательными организациями, психолого-медико-педагоги-ческими комиссиями, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органами опеки и попечительства и др.) – на основе выявления проявляющихся нарушений (отставаний) в развитии, потенциально относящих ребенка к целевой группе, или риска их возникновения.
8.3. В случае выявления ребенка целевой группы или обращения родителей (законных представителей) ребенка по направлению организации, указанной в пункте 8.2 Порядка:
8.3.1. Организации, оказывающие первичную специализированную медицин-скую помощь:
проводят диагностическое обследование ребенка (первичный прием) с установкой диагноза (по показаниям – с привлечением профильных специалистов);
в случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка, при согласии родителей (законных представителей) ребенка на проведение оценки развития ребенка выдают направление в кабинет ранней помощи согласно разработанной маршрутизации по территориальному принципу;
вносят соответствующую информацию в Единый банк данных.
8.3.2. Специалисты кабинета ранней помощи проводят углубленную оценку развития ребенка и при наличии показаний для оказания услуг ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума.
8.4. Организации социального обслуживания, организации системы образования в случае выявления ребенка целевой группы:
информируют родителей (законных представителей) ребенка об услугах и имеющихся организациях − поставщиках услуг ранней помощи;
выдают направление родителям (законным представителям) ребенка для обращения в медицинскую организацию по месту жительства для подтверждения нуждаемости в услугах ранней помощи;
в течение трех рабочих дней со дня выявления вносят информацию о выявленном ребенке и его семье в Единый банк данных.
8.5. Организации − поставщики услуг ранней помощи осуществляют органи-зацию предоставления услуг ранней помощи в соответствии с Порядком.
8.6. Организациями − поставщиками услуг ранней помощи обеспечивается преемственность в реализации индивидуальной программы (в части сопровождения конкретного ребенка и семьи) при смене организации − поставщика услуг ранней помощи и (или) переходе ребенка в образовательную организацию.
IX. Деятельность республиканских ресурсных центров
по организации ранней помощи
9.1. Республиканские ресурсные центры ранней помощи (далее – ресурсные центры) организуются на базе следующих организаций − поставщиков услуг ранней помощи:
государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская респуб-ликанская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психо-лого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток».
9.2. Ресурсные центры осуществляют:
координацию предоставления семье услуг в рамках индивидуальной программы;
мониторинг ведения, заполнения и исполнения индивидуальной программы с помощью информационной подсистемы;
поддержку профессиональной деятельности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи;
взаимодействие со специалистами ранней помощи по вопросам планирования и реализации мероприятий ранней помощи, являющимися участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
организацию сетевого взаимодействия по вопросам оказания ранней помощи посредством проведения консилиумов с участием специалистов ресурсных центров (далее − консилиумы ресурсных центров).
9.3. Консилиумы ресурсных центров проводятся не реже одного раза в полгода и рассматривают следующие вопросы:
спорные и сложные случаи, возникающие в работе специалистов различных ведомств, с целью оказания дополнительной помощи со стороны других субъектов межведомственного взаимодействия;
обмен и распространение положительного опыта по предоставлению услуг ранней помощи;
организация преемственности в деятельности организаций − поставщиков услуг ранней помощи.
9.4. Ресурсные центры ежеквартально формируют сводную статистическую и аналитическую отчетность об итогах реализации индивидуальной программы семей с детьми целевой группы (далее − сводный отчет):
9.4.1. Ресурсный центр, созданный на базе государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань», представляет сводный отчет в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
9.4.2. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», представляет сводный отчет в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
9.4.3. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», представляет сводный отчет в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
________________________________
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от ______ 2019 № ______
Перечень организаций − поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская респуб-ликанская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская город-ская поликлиника № 9» г.Казани;
государственное казенное учреждение здравоохранения «Республиканский дом ребенка специализированный»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Камский детский медицинский центр» г.Набережные Челны;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская город-ская поликлиника № 2» (г.Набережные Челны);
государственное автономное учреждение здравоохранения «Высокогорская центральная районная больница»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Тукаевская центральная районная больница»;
государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань»;
государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реаби-литационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан»;
государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Солнышко» в городском округе «город Набережные Челны»;
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психо-лого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток»;
отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120 с углубленным изучением отдельных предметов», городская психолого-педагогическая служба «Ресурс» (по согласованию);
муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-медико-социаль-ного сопровождения № 85» (по согласованию).
_____________________________
79КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2019 г. № 790
О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
(в редакциях постановлений Кабинета Министров РТ от 24.02.2020 № 134, )
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 − 2025 годы» Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять предложение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан о реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан в городских округах г.Казань, г.Набережные Челны, Тукаевском и Высокогорском муниципальных районах.
2. Утвердить прилагаемые:
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
перечень организаций-поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
3. Создать информационную подсистему «Ранняя помощь» в Государственной информационной системе «Социальный регистр населения Республики Татарстан».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.Песошин
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от _______ 2019 № ______
Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
I. Общие положения
1.1. Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее − Порядок) разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее − Концепция), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 № 1023 «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 − 2025 годы».
Порядок определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и органи-заций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
1.2. Для целей Порядка применяются следующие понятия:
дети целевой группы – дети от нуля до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;
дети группы риска – дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педаго- гических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопро-вождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка.
Иные понятия, используемые в Порядке, применяются в том же значении, что и в Концепции.
II. Цель оказания услуг ранней помощи, целевые группы и их права, основные задачи и принципы
2.1. Целью оказания услуг ранней помощи является создание условий, обеспе-чивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизне-деятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы на основе межведомственного взаимодействия.
2.2. К целевым группам (далее также − получатели услуг ранней помощи) относятся:
2.2.1. Дети (далее также − ребенок) в возрасте от нуля до трех лет, относящиеся к категории:
дети-инвалиды;
дети, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, в том числе дети из группы социального риска;
дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
2.2.2. Родители (законные представители) ребенка и другие лица, непосред-ственно ухаживающие за ребенком из числа детей, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Порядка (далее также − родители (законные представители, семья) ребенка.
2.3. Получатели услуг ранней помощи имеют право на:
получение всех мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее – индивидуальная программа);
защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
получение услуг ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;
получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;
обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги ранней помощи;
участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, в состав-лении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении изменений, в промежуточной, итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;
получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах их проведения.
2.4. Основными задачами при оказании услуг ранней помощи являются:
улучшение жизнедеятельности детей целевой группы в естественных жизненных ситуациях;
повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;
повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.
2.5. Услуги ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:
бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);
доступности (услуги ранней помощи доступны для детей целевой группы и их семей);
регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям целевой группы и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);
семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);
индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);
естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);
этичности (услуги ранней помощи предоставляются детям целевой группы и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
командной работы (услуги ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);
компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи).
III. Участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
и их задачи
3.1. Участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан являются:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
государственные учреждения здравоохранения Республики Татарстан (далее − медицинские организации);
организации социального обслуживания Республики Татарстан (реабили-тационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее – организации социального обслуживания);
организации системы образования Республики Татарстан (дошкольные образовательные организации, психолого-медико-педагогические центры, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органы опеки и попечительства и др.) (далее – организации системы образования);
организации-поставщики услуг ранней помощи, участвующие в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан (далее – организации-поставщики услуг ранней помощи).
3.2. Основными задачами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татар-стан, Министерства образования и науки Республики Татарстан в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия;
создание инфраструктуры оказания услуг ранней помощи;
организация обучения (подготовки) работников медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования по оказанию услуг ранней помощи.
3.3. Основными задачами медицинских организаций, организаций социаль-ного обслуживания, организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи являются:
раннее выявление детей целевой группы и их семей;
межведомственное взаимодействие при выявлении детей целевой группы и их семей;
информирование населения о возможности получения услуг ранней помощи.
3.4. Основными задачами организаций-поставщиков услуг ранней помощи являются:
определение эффективных мероприятий и форм оказания услуг ранней помощи с целью оптимального развития и адаптации детей целевой группы;
повышение качества взаимодействия семьи и ребенка и их интеграции в общество, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка;
межведомственное взаимодействие при организации оказания услуг ранней помощи;
проведение оценки эффективности оказания услуг ранней помощи.
IV. Информационная подсистема «Ранняя помощь» и Единый банк данных
ранней помощи
4.1. Единый банк данных ранней помощи (далее – Единый банк данных) формируется посредством информационной подсистемы «Ранняя помощь» (далее – информационная подсистема) в Государственной информационной системе «Социальный регистр населения Республики Татарстан» и пополняется по мере поступления информации о вновь выявленных детях, нуждающихся в услугах ранней помощи.
4.2. Ответственных должностных лиц, имеющих доступ к информационной подсистеме на основе персональных регистрационных данных (логина и пароля), определяют участники оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан, указанные в пункте 3.1 Порядка.
4.3. Единый банк данных содержит следующую информацию о детях целевой группы и их семьях, включенных в систему оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан:
персональные данные ребенка и членов его семьи;
сведения об основаниях принятия решения о нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, а также решение о снятии нуждаемости;
наименование организации-поставщика услуг ранней помощи, участвующего в оказании услуг ранней помощи ребенку и его семье.
V. Выявление детей целевой группы и их семей
5.1. Выявление детей целевой группы осуществляется медицинскими органи-зациями, организациями социального обслуживания, организациями системы обра-зования в рамках исполнения своих функциональных обязанностей.
5.2. Родители (законные представители) ребенка в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и (или) адаптации вправе обратиться в любую организацию, указанную в пункте 5.1 Порядка.
5.3. Организации, указанные в пункте 5.1 Порядка, выявив ребенка целевой группы:
выдают направление в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь, по месту жительства ребенка;
вносят информацию о ребенке и его семье в информационную подсистему с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
5.4. Медицинские организации, оказывающие первичную специализирован-ную медико-санитарную помощь, при поступлении информации о выявлении ребенка целевой группы либо при обращении родителей (законных представителей) ребенка обеспечивают проведение диагностического обследования.
Информация, полученная при первичном обращении в медицинские организации, должна содержать:
персональные данные о ребенке (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, возраст);
данные о здоровье ребенка (установленные диагнозы);
предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;
готовность семьи к получению услуг ранней помощи в соответствии с индивидуальной программой;
согласие на обработку персональных данных с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка:
родителям (законным представителям) ребенка медицинскими организациями выдается направление на углубленную оценку развития ребенка в кабинете ранней помощи (первичный прием), организованном на базе медицинской организации, являющейся организацией − поставщиком услуг ранней помощи (далее – кабинет ранней помощи);
VI. Признание нуждаемости ребенка и его семьи
в услугах ранней помощи
6.1. Первичный прием в кабинетах ранней помощи проводится специалистами в срок не более 14 рабочих дней с даты обращения.
Первичный прием в кабинете ранней помощи включает:
обработку первичного обращения родителей (законных представителей) ребенка;
сбор и изучение анамнеза;
сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;
анализ медицинской документации (при наличии);
анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребен- ка-инвалида (при наличии).
При выявлении нуждаемости в ранней помощи специалисты кабинета ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума с участием орга-низаций − поставщиков услуг ранней помощи (далее – межведомственный конси-лиум), ребенка и его родителей (законных представителей).
6.2. Межведомственный консилиум проводится не реже двух раз в месяц на базе кабинета ранней помощи. Организацию межведомственного консилиума и взаимодействие с каждым его членом осуществляет ответственный специалист кабинета ранней помощи.
На межведомственном консилиуме осуществляется:
определение нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи;
информирование родителей (законных представителей) ребенка о порядке предоставления услуг ранней помощи и о правах получателей услуг ранней помощи;
определение организации − поставщика услуг ранней помощи из Перечня организаций − поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан по выбору родителей (законных представителей) ребенка целевой группы.
Решение межведомственного консилиума оформляется протоколом.
6.3. По итогам проведения межведомственного консилиума на основе письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка с соблюдением требований Федерального закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» информация о нуждаемости (или не нуждаемости) ребенка и его семьи в услугах ранней помощи вносится в информационную подсистему.
По итогам межведомственного консилиума родителям (законным предста-вителям) ребенка выдается выписка из протокола межведомственного консилиума.
В случае отсутствия согласия родителей (законных представителей) ребенка на получение услуг ранней помощи предлагается оформить письменный отказ от предоставления услуг ранней помощи.
6.4. В случае определения организацией − поставщиком услуг ранней помощи организации социального обслуживания в территориальных органах социальной защиты населения производится признание семьи с ребенком целевой группы нуждающимися в социальном обслуживании и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2014 № 908 «Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг».
VII. Оказание услуг ранней помощи организациями − поставщиками
услуг ранней помощи
7.1. При предоставлении услуг ранней помощи организациями − поставщиками услуг ранней помощи должны быть обеспечены условия доступности предоставления услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизне-деятельности в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Законом Республики Татарстан от 23 июня 2017 года № 41-ЗРТ «Об обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг в Республике Татарстан».
7.2. Организацией − поставщиком услуг ранней помощи при оказании услуг ранней помощи осуществляется:
заключение договора на оказание услуг ранней помощи с родителями (законными представителями) ребенка;
назначение ведущего специалиста (куратора);
проведение дифференцированной диагностики и оценочных процедур для формирования индивидуальной программы;
формирование индивидуальной программы;
реализация индивидуальной программы;
промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации индивидуальной программы;
пролонгация или завершение реализации индивидуальной программы;
содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
7.3. Заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи осуществляется между организацией − поставщиком услуг ранней помощи и родителями (законными представителями) ребенка в течение пяти рабочих дней от первичного обращения к организации − поставщику услуг ранней помощи при предоставлении документов, определяемых нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, указанными в пункте 3.1 Порядка.
7.4. Оценочные процедуры для формирования индивидуальной программы (углубленная оценка) проводятся с согласия родителей (законных представителей) ребенка, при взаимодействии с ними, исходя из потребностей ребенка и его семьи, с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности в ситуациях, максимально приближенных к естественным.
Оценочные процедуры проводятся ведущим специалистом (куратором) или командой организации − поставщика услуг ранней помощи не позднее 14 рабочих дней со дня заключения договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг ранней помощи.
7.5. Индивидуальная программа формируется в электронном виде в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными предста-вителями) на оказание услуг ранней помощи путем занесения соответствующих сведений в информационную подсистему и распечатывается на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых подписывается ведущим специалистом (куратором) и родителем (законным представителем) ребенка. Один экземпляр выдается на руки родителю (законному представителю) ребенка, а другой экземпляр хранится в организации.
7.6. Индивидуальная программа составляется на срок от 6 до 12 месяцев и может быть пролонгирована при наличии показаний.
7.7. Индивидуальная программа должна включать:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, возраст ребенка;
выявленные нарушения ребенка;
перечень мероприятий по оказанию услуг ранней помощи, места и формы их предоставления, оказываемые организациями − поставщиками услуг ранней помощи;
примерный объем и срок реализации индивидуальной программы;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактные данные родителей (законных представителей) ребенка.
Форма индивидуальной программы утверждается Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
7.8. Реализация индивидуальной программы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
родители (законные представители) ребенка должны участвовать во всех мероприятиях со своим ребенком, являющимся получателем услуг ранней помощи, за исключением тех ситуаций, в которых ребенок адаптирован, а специалист и родитель (законный представитель) ребенка согласовали план проведения занятия, требующего максимальной самостоятельности ребенка;
взаимодействие с ребенком и его семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия;
в соответствии с целями индивидуальной программы к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями (прошед-шие обучение, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки по ранней помощи);
услуги ранней помощи должны предоставляться детям целевой группы и их семьям в формах, определенных исходя из целей индивидуальной программы, возможностей и готовности ребенка и его семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации − поставщика услуг ранней помощи.
7.9. Выбор методик и технологий при реализации индивидуальной программы определяется организацией − поставщиком услуг ранней помощи и производится с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
7.10. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы, специалисты должны основываться в первую очередь на ресурсах ребенка и его семьи, а также на особенностях функционирования ребенка, на его потенциальных возможностях, выявленных при первичной и углубленной оценке развития ребенка и на факторах окружающей среды.
7.11. Информация о проведении в отношении ребенка и его семьи мероприятий по оказанию услуг ранней помощи вносится организациями − поставщиками услуг ранней помощи в Единый банк данных не позднее 10 рабочих дней со дня оказания услуг.
7.12. Промежуточная и итоговая оценка реализации индивидуальной про-граммы организациями − поставщиками услуг ранней помощи проводится с исполь-зованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении индивидуальной программы и включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами.
Промежуточная оценка результативности реализации индивидуальной про-граммы, а также оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами проводятся не реже одного раза в три месяца. По итогам полученных результатов инициируется при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу.
7.13. При итоговой оценке эффективности индивидуальной программы учиты-ваются следующие аспекты ее реализации:
динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;
характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;
динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях;
повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка в развитии и воспитании;
улучшение поддержки семьи ребенка в плане социальных контактов;
расширение доступа родителей (законных представителей) и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.
7.14. По итогам реализации индивидуальной программы на межведомст-венном консилиуме организацией − поставщиком услуг ранней помощи представ-ляется информация об исполнении индивидуальной программы и достигнутых результатах, рассматриваются вопросы о снятии нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи или при необходимости о нуждаемости в продолжении реализации индивидуальной программы, а также информация, необходимая для обеспечения преемственности при смене организации − поставщика услуг и (или) перехода ребенка в образовательную организацию.
7.15. Индивидуальная программа пролонгируется, если ребенок в возрасте от трех до семи лет, имеющий ограничения жизнедеятельности, получавший до трех лет услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы, по решению межведомственного консилиума недостаточно подготовлен к переходу в дошкольную образовательную организацию и не имеет медицинских противопоказаний для получения услуг ранней помощи в рамках индивидуальной программы.
7.16. Завершение индивидуальной программы осуществляется в следующих случаях:
ребенок достиг возраста трех лет (в случае отсутствия необходимости пролонгации индивидуальной программы);
ребенок достиг возраста семи лет (в случае пролонгации индивидуальной программы после трех лет);
ребенок больше не нуждается в услугах, так как цели развития достигнуты, факторы риска устранены;
родители (законные представители) ребенка принимают решение о прекращении реализации индивидуальной программы;
при возникновении иных объективных причин, создающих препятствия для продолжения реализации индивидуальной программы.
7.17. По результатам реализации индивидуальной программы организацией − поставщиком услуг ранней помощи проводится консультирование семьи ребенка целевой группы, составляются заключение и рекомендации для образовательных организаций по сопровождению семьи ребенка целевой группы в целях содействия включению детей целевой группы в образовательную систему, предоставляется необходимая информация родителям (законным представителям) ребенка для принятия решения о выборе образовательной организации, консультирование специалистов образовательной организации, которые будут посещать семьи с детьми целевой группы на период адаптации детей в образовательной организации.
7.18. Услуги ранней помощи предоставляются организациями социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями системы образования, являющимися организациями ‒ поставщиками услуг ранней помощи, в соответствии со стандартами, установленными нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, указанных в пункте 3.1 Порядка.
(изменено в ред. ПКМ РТ от 24.02.2020 № 134)
VIII. Регламент межведомственного взаимодействия медицинских
организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования в рамках оказания услуг ранней помощи
8.1. Межведомственное взаимодействие между медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и организациями системы образования осуществляется в целях преемственности при выявлении детей целевой группы и оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
8.2. Выявление детей целевой группы осуществляется:
медицинскими организациями (детскими поликлиниками на этапе оказания первичной специализированной медицинской помощи) – на основе выявления заболевания, приводящего к нарушениям функций организма ребенка, или выявления задержки развития;
организациями социального обслуживания (реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексными центрами социального обслуживания населения), организациями системы образования (дошкольными образовательными организациями, психолого-медико-педагоги-ческими комиссиями, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органами опеки и попечительства и др.) – на основе выявления проявляющихся нарушений (отставаний) в развитии, потенциально относящих ребенка к целевой группе, или риска их возникновения.
8.3. В случае выявления ребенка целевой группы или обращения родителей (законных представителей) ребенка по направлению организации, указанной в пункте 8.2 Порядка:
8.3.1. Организации, оказывающие первичную специализированную медицин-скую помощь:
проводят диагностическое обследование ребенка (первичный прием) с установкой диагноза (по показаниям – с привлечением профильных специалистов);
в случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка, при согласии родителей (законных представителей) ребенка на проведение оценки развития ребенка выдают направление в кабинет ранней помощи согласно разработанной маршрутизации по территориальному принципу;
вносят соответствующую информацию в Единый банк данных.
8.3.2. Специалисты кабинета ранней помощи проводят углубленную оценку развития ребенка и при наличии показаний для оказания услуг ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума.
8.4. Организации социального обслуживания, организации системы образования в случае выявления ребенка целевой группы:
информируют родителей (законных представителей) ребенка об услугах и имеющихся организациях − поставщиках услуг ранней помощи;
выдают направление родителям (законным представителям) ребенка для обращения в медицинскую организацию по месту жительства для подтверждения нуждаемости в услугах ранней помощи;
в течение трех рабочих дней со дня выявления вносят информацию о выявленном ребенке и его семье в Единый банк данных.
8.5. Организации − поставщики услуг ранней помощи осуществляют органи-зацию предоставления услуг ранней помощи в соответствии с Порядком.
8.6. Организациями − поставщиками услуг ранней помощи обеспечивается преемственность в реализации индивидуальной программы (в части сопровождения конкретного ребенка и семьи) при смене организации − поставщика услуг ранней помощи и (или) переходе ребенка в образовательную организацию.
IX. Деятельность республиканских ресурсных центров
по организации ранней помощи
9.1. Республиканские ресурсные центры ранней помощи (далее – ресурсные центры) организуются на базе следующих организаций − поставщиков услуг ранней помощи:
государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская респуб-ликанская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психо-лого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток».
9.2. Ресурсные центры осуществляют:
координацию предоставления семье услуг в рамках индивидуальной программы;
мониторинг ведения, заполнения и исполнения индивидуальной программы с помощью информационной подсистемы;
поддержку профессиональной деятельности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи;
взаимодействие со специалистами ранней помощи по вопросам планирования и реализации мероприятий ранней помощи, являющимися участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан;
организацию сетевого взаимодействия по вопросам оказания ранней помощи посредством проведения консилиумов с участием специалистов ресурсных центров (далее − консилиумы ресурсных центров).
9.3. Консилиумы ресурсных центров проводятся не реже одного раза в полгода и рассматривают следующие вопросы:
спорные и сложные случаи, возникающие в работе специалистов различных ведомств, с целью оказания дополнительной помощи со стороны других субъектов межведомственного взаимодействия;
обмен и распространение положительного опыта по предоставлению услуг ранней помощи;
организация преемственности в деятельности организаций − поставщиков услуг ранней помощи.
9.4. Ресурсные центры ежеквартально формируют сводную статистическую и аналитическую отчетность об итогах реализации индивидуальной программы семей с детьми целевой группы (далее − сводный отчет):
9.4.1. Ресурсный центр, созданный на базе государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань», представляет сводный отчет в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
9.4.2. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан», представляет сводный отчет в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
9.4.3. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», представляет сводный отчет в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
________________________________
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от ______ 2019 № ______
Перечень организаций − поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан
Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская респуб-ликанская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская город-ская поликлиника № 9» г.Казани;
государственное казенное учреждение здравоохранения «Республиканский дом ребенка специализированный»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Камский детский медицинский центр» г.Набережные Челны;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская город-ская поликлиника № 2» (г.Набережные Челны);
государственное автономное учреждение здравоохранения «Высокогорская центральная районная больница»;
государственное автономное учреждение здравоохранения «Тукаевская центральная районная больница»;
государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Апрель» в городском округе «город Казань»;
государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реаби-литационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здравушка» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан»;
государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Солнышко» в городском округе «город Набережные Челны»;
государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждаю-щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психо-лого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток»;
отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 120 с углубленным изучением отдельных предметов», городская психолого-педагогическая служба «Ресурс» (по согласованию);
муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-медико-социаль-ного сопровождения № 85» (по согласованию).
_____________________________
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.09.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: