Основная информация

Дата опубликования: 07 апреля 1998г.
Номер документа: В199801539
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<21>

В199801539

В199801539

<21>

В9801539

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        07.04.98 N 5410/97

[При новом рассмотрении дела

о признании недействительным указания ГНИ

и возврате из бюджета взысканных налогов и

финансовых санкций суд должен исходить из

положения законодательства, что иностранные

юридические лица, осуществляющие производственную

и иную коммерческую деятельность на территории

Российской Федерации, являются плательщиками

налога на добавленную стоимость]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 29.08.96 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.96 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N 178-33.

   Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Единоличное акционерное общество "Главболгарстрой" (ЕАО "Главболгарстрой") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Государственной налоговой инспекции по Туапсинскому району Краснодарского края о признании недействительным ее указания от 08.04.96, принятого по акту документальной проверки объекта "Ямал" от 20.03.96, и возврате из бюджета взысканных 3276067500 рублей налогов и финансовых санкций.

   Решением от 29.08.96 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.96 решение оставлено без изменения.

Решение и постановление мотивированы следующими обстоятельствами. Стройплощадка объекта "Ямал" не относится ни к одной категории плательщиков, перечисленных в налоговом законодательстве, поэтому требование налогового органа об уплате налогов неправомерно. Истец имеет представительство в Москве. Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами СЭВ, препятствует удержанию в Российской Федерации налогов с доходов (прибыли) и имущества юридических лиц.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в результате документальной проверки установила факт неуплаты в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды налогов и страховых взносов ЕАО "Главболгарстрой", производившим строительные работы в поселке Небуг Туапсинского района (объект "Ямал"). Заказчиком являлось АОЗТ "Запсибгазпром".

По результатам проверки принято указание о взыскании неуплаченных в 1995 году налогов и штрафов, в частности 3649986000 рублей по налогу на добавленную стоимость и 273749100 рублей по специальному налогу.

Вывод суда, что истец не является плательщиком в Российской Федерации косвенных налогов, не основан на законодательстве.

ЕАО "Главболгарстрой" 05.04.94 было поставлено на налоговый учет в Госналогинспекции по Туапсинскому району Краснодарского края (учетный номер 1197) в связи с осуществлением в Российской Федерации строительных работ.

Учет осуществлен в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой налогоплательщик в обязательном порядке подлежит постановке на учет в налоговом органе. Банки открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего поставку на учет в налоговом органе. Наличие у налогоплательщика постоянного представительства в Москве не препятствует его налоговому учету в другом месте - месте постоянного осуществления деятельности.

В соответствии со статьями 3 и 19 названного Закона плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Налог на добавленную стоимость и специальный налог относятся к федеральным налогам.

Иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

ЕАО "Главболгарстрой" - юридическое лицо по законодательству Болгарии - осуществляло в 1995 году строительство на территории Российской Федерации объекта "Ямал" и было обязано встать на налоговый учет и уплачивать налог на добавленную стоимость и специальный налог в Российской Федерации при отсутствии налоговых освобождений, предусмотренных российским законодательством либо международными соглашениями.

Если международными договорами Российской Федерации или Союза ССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора.

Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц, заключенное 19.05.78 странами - членами СЭВ, предусматривает применительно к Российской Федерации освобождение от обложения только теми налогами, которые исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества юридических лиц, и его действие не распространяется на обязательства иностранного юридического лица по уплате косвенных налогов в Российской Федерации.

Облагаемым оборотом для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций является стоимость выполненных работ, принятых заказчиком. Объем выполненных работ определяется как по объему в целом, так и по этапам.

Облагаемые обороты определены налоговым органом по учетным документам ЕАО "Главболгарстрой" за II, III, IV кварталы 1995 года.

Иностранное юридическое лицо, выполняющее строительные работы, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в порядке, установленном в пункте 5 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона от 25.04.95 N 63-ФЗ). Указанная норма Закона предусматривает самостоятельное исчисление и уплату налога иностранным юридическим лицом, состоящим на учете в налоговом органе, при наличии объекта налогообложения. В случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговом органе, налог в полном объеме уплачивается в бюджет российским предприятием за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию.

ЕАО "Главболгарстрой" предъявило в 1996 году к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость и специальный налог по материальным ресурсам, ввезенным в Российскую Федерацию, без уплаты соответствующих налогов, исчисленных по реализованной строительной продукции и без представления налоговых расчетов.

Налог на добавленную стоимость и специальный налог, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывается при исчислении налогов, подлежащих внесению в бюджет, в соответствующих отчетных периодах в порядке, установленном Законом.

Изложенное выше в силу Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" относится также и к специальному налогу, взимаемому в период проверки и издания налоговым органом указаний.

При исчислении названных налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговым органом исключались из сумм налогов, исчисленных истцом от реализованной на территории Российской Федерации строительной продукции, суммы налогов, уплаченные им по материальным ресурсам, приобретенным в Российской Федерации, в размерах, указанных в акте проверки.

Содержание и обоснованность расчетов налогового органа судебными инстанциями не проверялись.

При таких обстоятельствах у судебных инстанций не было оснований признавать недействительным указание налоговой инспекции полностью.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать следующие обстоятельства, имеющие значение для решения дела: обоснованность выводов, содержащихся в акте проверки, о стоимости реализованной иностранным юридическим лицом строительной продукции по объекту "Ямал"; уплату российским предприятием налога на добавленную стоимость и специального налога, исчисленных от стоимости строительной продукции при перечислении средств иностранному юридическому лицу; обоснованность требований истца о возмещении сумм названных налогов, уплаченных АОЗТ "Запсибгазпром" по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 29.08.96 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.96 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N 178-33 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации                                     М.К.Юков

[отформатировано: 23.12.98 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 11.02.99 корректор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать