Основная информация
Дата опубликования: | 07 июля 2010г. |
Номер документа: | RU30000201000617 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Правительство Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
О внесении изменений в поста-новление Правительства Аст-раханской области от 11
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07.07.2010 № 289-П
О концепции отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы»
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №389-П)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.11.2010 № 472-П)
В соответствии сФедеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Астраханской области от 20.09.2006 № 60/2006-ОЗ «О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера»и в целях обеспечения защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы».
(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
2. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (Меретин А.Ф.) разработать отраслевую целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
(Пункт 2. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011-2015 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований.
(Пункт 4.в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 07.07.2010 № 289-П
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Концепция отраслевой целевой программы
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы»
1. Содержание проблемы и обоснование необходимостиее решения программными методами
Существо проблемы состоит в том, что для обеспечения снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышения уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера необходимо скоординировать в Астраханской области совместные усилия и финансовые средства бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований.
Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности населения и экономики Астраханской области. В связи с этим обеспечение защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач.
В период 2007-2010 годов решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы».
С целью реализации отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы» из федерального бюджета и бюджета Астраханской области выделеныденежные средства, которые были использованы на приобретение:
- пожарно-технического вооружения и оборудования, а также снаряжения для переоснащения газодымозащитной службы (пожарные рукава, водопенное оборудование, радиостанции);
- пунктов уличного оповещения населения (ПУОН);
- пожарной, инженерной техники;
- техники и имущества по локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (200 м боновых заграждений)для территориального аварийно-спасательного отряда;
- на создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области.
Привлечение средств федерального бюджета осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 1.
Реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и базовые условия, необходимые для повышения уровня защищенности критически важных объектов, безопасности населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, повысить боевую готовность и оснащенность подразделений и служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и тем самым снизить ущерб от пожаров, аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на воде, сократить сроки доведения информации о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов до населения в местах массового пребывания людей.
Создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области позволило повысить эффективность взаимодействия органов управления, оперативно управлять силами территориальной подсистемы Астраханской области государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в повседневном режиме, режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, снизить сроки реагирования органов повседневного управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить координацию деятельности межведомственных сил, аварийно-спасательных служб и формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
- изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов – потенциальных источников возникновения кризисов и чрезвычайных ситуаций;
- недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
- недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления);
- изменение системы распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На сегодняшний день современное состояние социально-экономического развития Астраханской области характеризуется высокими рисками в экономической сфере. К числу наиболее значимых рисков, относящихся к ведению области, относятся имущественные (ущерб имуществу области в результате аварий, пожаров, взрывов и стихийных бедствий), инфраструктурные (связанные с энергетическими, транспортными и инженерными системами жизнеобеспечения), экологические (связанные с загрязнением окружающей среды). Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области более 300 опасных объектов. По территории области проходят 8655 км железнодорожных путей, газо-, нефтепродуктопроводов, речных судоходных путей и автодорог.
Объекты, в числе которых 34 химически опасных, 164 пожаровзрыво-опасных, представляют не только экономическую и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. Кроме того, социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Статистические данные о пожарах и их последствиях указывают на то, что в Астраханской области количество пожаров продолжает оставаться высоким.
Ежегодно при пожарах погибают в среднем 100 человек, столько же получают отравления и травмы различной степени тяжести. В 2009 году в области зарегистрировано 1118 пожаров, ущерб от которых составил 47,8 млн рублей. В значительной степени на успешное тушение пожаров влияет состояние противопожарной защиты г. Астрахани и населенных пунктов Астраханской области. Несмотря на то, что за счет средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Астраханской области приобретается пожарная техника, ее количество остается недостаточным для того, чтобы в полной мере обеспечить противопожарную безопасность Астраханской области.
Территория области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, из которых наибольшую опасность представляют ураганные ветры, обрушение берегов и ежегодное весеннее половодье, по площади охвата территории и наносимому ущербу превосходящее все остальные опасные явления. В настоящее время в Астраханской области существует серьезная угроза, связанная с обрушением берегов в населенных пунктах, расположенных по берегам реки Волги, рукавов Бахтемир, Болда, Кизань и других протоков. Всего в области имеется 45 населенных пунктов, где происходит интенсивная переработка и обрушение берегов: в опасных зонах, подверженных обрушению берегов, находится 414 домовладений. Ежегодно расходы бюджета Астраханской области на проведение противопаводковых мероприятий в муниципальных образованиях составляют от 7 до 10 млн рублей.
Общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций в Астраханской области за 2007-2010 годы составил более 434 млн рублей.
Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания, в результате чего снижается уровень охвата оповещения населения, особенно в сельской местности. В соответствии с нормативами оповещения населения Астраханской области электросиренами в сельских районах необходимо оповещать жителей 214 населенных пунктов. На данный момент оповещаются только 44 населенных пункта. Для таких муниципальных образований, как «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», «Наримановский район» и «Приволжский район» эта проблема является наиболее острой. Централизованная система оповещения населения и руководящего состава в них вообще отсутствует. В городе Астрахани охват оповещения населения по сигналу «Внимание всем» не превышает 20 процентов.
Кроме того, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.96 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлениями Правительства Астраханской области от 04.05.2005 № 83-П «О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 17.10.2007 № 444-П «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области» возникает необходимость в создании резерва материальных ресурсов. Резерв материальных ресурсов будет в дальнейшем использован при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан. Резерв материальных ресурсов включает в себя продовольствие, пищевое сырье, вещевое имущество, предметы первой необходимости, средства связи и оповещения, строительные, горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за создание резервов материальных ресурсов Астраханской области, согласно перечню исполнительных органов государственной власти Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 17.10.2007 № 444 – П, экстренно привлечь необходимые средства исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Необходимость повышения безопасности экономики Астраханской области, создание условий для поддержания стабильности и экономического роста, консолидации усилий исполнительных органов разного уровня при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах требуют разработки отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» (далее – программа), основываясь на положительном опыте, полученном в результате реализацииотраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы» ее программными методами решения задач.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
Программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию как превентивных мер, так и мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
2. Цели и задачи программы
Основные цели программы – последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности и защищенности критическиважных объектов, населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасности жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Астраханской области.
Основными задачами программы являются:
- совершенствование организационной и технической основ сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и безопасность людей на водных объектах;
- укрепление материально-технической базы государственной противопожарной службы;
- реконструкция Астраханской территориальной системы централизованного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование системы антикризисного управления и экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях, социально значимых происшествиях;
- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
3. Срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2011-2015 годы.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
4. Основные направления финансирования программы
В рамках программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
- повышение эффективности мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности и повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов и объектов;
- повышение уровня информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- повышение уровня обеспеченности материальными ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
5. Источники финансирования программы
Реализация программы планируется за счет средств федерального бюджета,бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области.
Финансирование программы за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и плановый период.
6. Механизм формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Государственный заказчик программы:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
-согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
-разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы;
-обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.
7. Предложения по государственным заказчикам программы и участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы
Разработчиком программы является служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Государственным заказчиком программы является служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее – государственный заказчик программы).
Исполнителями программы являются главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (государственное казенное учреждение Астраханской области «Областная спасательно-пожарная служба), министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области, министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации специалистов) – «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Астраханской области».
(Раздел 7. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом;
- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;
- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы.
9. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программных мероприятий позволит сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов. Повысится уровень противопожарной защиты населенных пунктов, промышленных объектов, что позволит сократить гибель людей при пожарах, число пожаров и материальный ущерб от них. Полнота охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций составит 70 процентов, достоверность (оправдываемость) прогноза – 82 процента. Отношение средств, направляемых на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составит 12 процентов.
Реализация мероприятий программы необходима для повышения возможности централизованной системы оповещения, что позволит охватить территориальной системой оповещения не менее 50 процентов населенных пунктов области, доводить информацию о чрезвычайных ситуациях на территории области, а также прогнозную информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в течение 5-8 минут до 85 процентов населения области и в течение 2-3 минут до руководителей органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления. Своевременное оповещение позволит минимизировать материальные потери и размер ущерба окружающей природной среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а заблаговременное доведение прогнозной информации - сократить сроки принятия решений по превентивному реагированию. Кроме того, установка современной аппаратуры позволит увеличить степень ее надежности и снизить затраты на содержание.
О внесении изменений в поста-новление Правительства Аст-раханской области от 11
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07.07.2010 № 289-П
О концепции отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы»
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №389-П)
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.11.2010 № 472-П)
В соответствии сФедеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Астраханской области от 20.09.2006 № 60/2006-ОЗ «О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера»и в целях обеспечения защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы».
(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
2. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (Меретин А.Ф.) разработать отраслевую целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
(Пункт 2. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
(Пункт 3 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области разработать программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011-2015 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований.
(Пункт 4.в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 07.07.2010 № 289-П
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Концепция отраслевой целевой программы
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы»
1. Содержание проблемы и обоснование необходимостиее решения программными методами
Существо проблемы состоит в том, что для обеспечения снижения количества чрезвычайных ситуаций и повышения уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера необходимо скоординировать в Астраханской области совместные усилия и финансовые средства бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований.
Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности населения и экономики Астраханской области. В связи с этим обеспечение защиты населения и территории Астраханской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач.
В период 2007-2010 годов решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы».
С целью реализации отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы» из федерального бюджета и бюджета Астраханской области выделеныденежные средства, которые были использованы на приобретение:
- пожарно-технического вооружения и оборудования, а также снаряжения для переоснащения газодымозащитной службы (пожарные рукава, водопенное оборудование, радиостанции);
- пунктов уличного оповещения населения (ПУОН);
- пожарной, инженерной техники;
- техники и имущества по локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (200 м боновых заграждений)для территориального аварийно-спасательного отряда;
- на создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области.
Привлечение средств федерального бюджета осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 1.
Реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и базовые условия, необходимые для повышения уровня защищенности критически важных объектов, безопасности населения и территории области от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, повысить боевую готовность и оснащенность подразделений и служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и тем самым снизить ущерб от пожаров, аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на воде, сократить сроки доведения информации о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов до населения в местах массового пребывания людей.
Создание Центра управления в кризисных ситуациях на территории Астраханской области позволило повысить эффективность взаимодействия органов управления, оперативно управлять силами территориальной подсистемы Астраханской области государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в повседневном режиме, режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, снизить сроки реагирования органов повседневного управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить координацию деятельности межведомственных сил, аварийно-спасательных служб и формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
- изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов – потенциальных источников возникновения кризисов и чрезвычайных ситуаций;
- недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
- недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между уровнями государственной власти и органами местного самоуправления);
- изменение системы распределения сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На сегодняшний день современное состояние социально-экономического развития Астраханской области характеризуется высокими рисками в экономической сфере. К числу наиболее значимых рисков, относящихся к ведению области, относятся имущественные (ущерб имуществу области в результате аварий, пожаров, взрывов и стихийных бедствий), инфраструктурные (связанные с энергетическими, транспортными и инженерными системами жизнеобеспечения), экологические (связанные с загрязнением окружающей среды). Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области более 300 опасных объектов. По территории области проходят 8655 км железнодорожных путей, газо-, нефтепродуктопроводов, речных судоходных путей и автодорог.
Объекты, в числе которых 34 химически опасных, 164 пожаровзрыво-опасных, представляют не только экономическую и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. Кроме того, социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Статистические данные о пожарах и их последствиях указывают на то, что в Астраханской области количество пожаров продолжает оставаться высоким.
Ежегодно при пожарах погибают в среднем 100 человек, столько же получают отравления и травмы различной степени тяжести. В 2009 году в области зарегистрировано 1118 пожаров, ущерб от которых составил 47,8 млн рублей. В значительной степени на успешное тушение пожаров влияет состояние противопожарной защиты г. Астрахани и населенных пунктов Астраханской области. Несмотря на то, что за счет средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Астраханской области приобретается пожарная техника, ее количество остается недостаточным для того, чтобы в полной мере обеспечить противопожарную безопасность Астраханской области.
Территория области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, из которых наибольшую опасность представляют ураганные ветры, обрушение берегов и ежегодное весеннее половодье, по площади охвата территории и наносимому ущербу превосходящее все остальные опасные явления. В настоящее время в Астраханской области существует серьезная угроза, связанная с обрушением берегов в населенных пунктах, расположенных по берегам реки Волги, рукавов Бахтемир, Болда, Кизань и других протоков. Всего в области имеется 45 населенных пунктов, где происходит интенсивная переработка и обрушение берегов: в опасных зонах, подверженных обрушению берегов, находится 414 домовладений. Ежегодно расходы бюджета Астраханской области на проведение противопаводковых мероприятий в муниципальных образованиях составляют от 7 до 10 млн рублей.
Общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций в Астраханской области за 2007-2010 годы составил более 434 млн рублей.
Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания, в результате чего снижается уровень охвата оповещения населения, особенно в сельской местности. В соответствии с нормативами оповещения населения Астраханской области электросиренами в сельских районах необходимо оповещать жителей 214 населенных пунктов. На данный момент оповещаются только 44 населенных пункта. Для таких муниципальных образований, как «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», «Наримановский район» и «Приволжский район» эта проблема является наиболее острой. Централизованная система оповещения населения и руководящего состава в них вообще отсутствует. В городе Астрахани охват оповещения населения по сигналу «Внимание всем» не превышает 20 процентов.
Кроме того, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.96 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлениями Правительства Астраханской области от 04.05.2005 № 83-П «О территориальной подсистеме Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 17.10.2007 № 444-П «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области» возникает необходимость в создании резерва материальных ресурсов. Резерв материальных ресурсов будет в дальнейшем использован при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан. Резерв материальных ресурсов включает в себя продовольствие, пищевое сырье, вещевое имущество, предметы первой необходимости, средства связи и оповещения, строительные, горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций позволит исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за создание резервов материальных ресурсов Астраханской области, согласно перечню исполнительных органов государственной власти Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 17.10.2007 № 444 – П, экстренно привлечь необходимые средства исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
Необходимость повышения безопасности экономики Астраханской области, создание условий для поддержания стабильности и экономического роста, консолидации усилий исполнительных органов разного уровня при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах требуют разработки отраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2011-2015 годы» (далее – программа), основываясь на положительном опыте, полученном в результате реализацииотраслевой целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Астраханской области на 2007-2010 годы» ее программными методами решения задач.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
Программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию как превентивных мер, так и мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
2. Цели и задачи программы
Основные цели программы – последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности и защищенности критическиважных объектов, населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасности жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Астраханской области.
Основными задачами программы являются:
- совершенствование организационной и технической основ сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и безопасность людей на водных объектах;
- укрепление материально-технической базы государственной противопожарной службы;
- реконструкция Астраханской территориальной системы централизованного оповещения населения в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование системы антикризисного управления и экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях, социально значимых происшествиях;
- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
3. Срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2011-2015 годы.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
4. Основные направления финансирования программы
В рамках программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:
- повышение эффективности мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности и повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов и объектов;
- повышение уровня информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров;
- повышение уровня обеспеченности материальными ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2013 № 125-П)
5. Источники финансирования программы
Реализация программы планируется за счет средств федерального бюджета,бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований Астраханской области.
Финансирование программы за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и плановый период.
6. Механизм формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Государственный заказчик программы:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
-согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
-разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы;
-обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.
7. Предложения по государственным заказчикам программы и участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы
Разработчиком программы является служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Государственным заказчиком программы является служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее – государственный заказчик программы).
Исполнителями программы являются главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (государственное казенное учреждение Астраханской области «Областная спасательно-пожарная служба), министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области, министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации специалистов) – «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Астраханской области».
(Раздел 7. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2013 №125-П)
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом;
- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;
- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы.
9. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программных мероприятий позволит сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов. Повысится уровень противопожарной защиты населенных пунктов, промышленных объектов, что позволит сократить гибель людей при пожарах, число пожаров и материальный ущерб от них. Полнота охвата опасных процессов и явлений системой мониторинга и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций составит 70 процентов, достоверность (оправдываемость) прогноза – 82 процента. Отношение средств, направляемых на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составит 12 процентов.
Реализация мероприятий программы необходима для повышения возможности централизованной системы оповещения, что позволит охватить территориальной системой оповещения не менее 50 процентов населенных пунктов области, доводить информацию о чрезвычайных ситуациях на территории области, а также прогнозную информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в течение 5-8 минут до 85 процентов населения области и в течение 2-3 минут до руководителей органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления. Своевременное оповещение позволит минимизировать материальные потери и размер ущерба окружающей природной среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а заблаговременное доведение прогнозной информации - сократить сроки принятия решений по превентивному реагированию. Кроме того, установка современной аппаратуры позволит увеличить степень ее надежности и снизить затраты на содержание.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 30 от 15.07.2010 |
Рубрики правового классификатора: | 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: