Основная информация
Дата опубликования: | 07 сентября 2020г. |
Номер документа: | RU49000202000709 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Магаданская область |
Принявший орган: | Правительство Магаданской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «07» сентября 2020 г. №616-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 05 МАРТА 2020 Г. № 146-ПП
Правительство Магаданской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. № 146-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года» следующие изменения:
в Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной указанным постановлением:
- подраздел 1.3 «Сведения о кадровом обеспечении экономики Магаданской области» раздела 1 «Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Магаданской области в 2010-2017 гг.» изложить в следующей редакции:
«1.3. Кадровое обеспечение экономики Магаданской области
Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья (благородные и цветные металлы, углеводороды).
Ключевым макрофинансовым фактором развития экономического потенциала на территории субъекта, является сохранение значительного влияния на общеэкономическую динамику горнодобывающего комплекса, а именно − увеличения объема геологоразведочных работ, реализации проектов энергетического и транспортного комплекса.
Инвестиционные проекты, вошедшие в региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста (далее – Стандарт) реализуются в приоритетных отраслях экономики, развитие которых имеет стратегическое значение для региона. А именно (по отраслям):
- горнодобывающий комплекс. Магаданская область занимает первое место в России по добыче серебра и россыпного золота, второе место в России по добыче золота. На территории Магаданской области сосредоточено почти 80 % запасов полезных ископаемых страны, в том числе более 11 % запасов разведанного россыпного и 15 % рудного золота, около 50 % запасов серебра. Доля отрасли в ВРП – 38 %;
- электроэнергетика. Второй по значимости и объемам производства отраслью в области является электроэнергетика. На территории работают две ГЭС: Колымская и Усть-Среднеканская. Доля отрасли в ВРП – 6,8 %;
- сельское хозяйство. Несмотря на экстремальные природно-климатические условия, в Магаданской области развивается сельское хозяйство, и хотя на долю продукции сельского хозяйства в общем объеме ВРП приходится всего лишь 2 %, эта отрасль имеет большое социально-экономическое значение, так как: обеспечивает регион собственными свежими продуктами питания – молоком, яйцом, мясом, овощами; способствует сохранению традиционной для коренных малочисленных народов Севера отрасли – оленеводства; обеспечивает занятость сельского населения.
Реализация вошедших в Стандарт инвестиционных проектов позволит привлечь 44,3 млрд. рублей инвестиций и одновременно создать более трех тысяч рабочих мест, из них более двух тысяч на этапе строительства.
Обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики, создание условий для привлечения и адаптации в Магаданской области квалифицированных трудовых ресурсов, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудоспособного населения – важные направления социально-экономического развития региона.
По данным выборочных обследований среднегодовая численность рабочей силы в Магаданской области в возрасте 15 лет и старше составляет 91,1 тыс. человек, в том числе занятых 86,3 тыс. человек, безработные – 4,8 тыс. человек.
В структуре рабочей силы высшее профессиональное образование имеют 29,9 тыс. человек (из них 97 % – занятые), среднее профессиональное – 33,3 тыс. человек (из них 95 % – занятые), среднее и основное общее – 27,6 тыс. человек (из них 92 % – занятые), не имеют основного общего образования – 0,2 тыс. человек (из них 43 % – занятые).
При наличии высокого спроса на трудовые ресурсы со стороны экономики региона ситуация на рынке труда осложняется такими проблемами, как: отток населения; дисбаланс спроса и выпуска квалифицированных кадров (в настоящее время показатель дисбаланса составляет около 35%); пониженная конкурентоспособность на рынке труда отдельных групп населения (молодёжь, граждане с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, женщины, имеющие несовершеннолетних детей); низкая квалификация граждан, ищущих работу (1/3 рабочей силы не имеют профессионального образования); отсутствие центра опережающей профессиональной подготовки для обучения кадров по коротким образовательным программам (до 6 месяцев).
Цель 1. Создание условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан.
Задача 1. Обеспечить эффективную занятость и совершенствовать систему содействия занятости населения:
совершенствование системы содействия занятости населения, модернизация центров занятости населения, повышение квалификации и мотивации персонала центров занятости;
вовлечение в сферу занятости экономически неактивного населения трудоспособного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование работы портала службы занятости населения Магаданской области по приему сведений от работодателей об имеющихся вакансиях;
расширение практики применения гибких, нестандартных форм занятости для разных групп населения, формирование специализированных банков вакансий с гибкими формами занятости.
Органами службы занятости населения региона работодателям, испытывающим потребность в кадрах и обратившимся в службу занятости, оказывается государственная услуга «Содействие в подборе необходимых работников». Ежегодно государственной услугой пользуется более 600 работодателей, в том числе и в точках инвестиционного роста региона.
Центры занятости проводят активную работу по информированию работодателей о положении на рынке труда области, через проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В среднем информируется более 1 000 работодателей, а в мероприятиях принимает участие более 3 000 граждан.
В условиях малонаселенности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров органы службы занятости осуществляют стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область, реализуют программу повышения мобильности трудовых ресурсов, целью которой является содействие работодателям, испытывающим потребность в кадрах, в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации.
Привлеченным работникам и членам его семьи (супругу или супруге, несовершеннолетним детям) работодатели оплачивают проезд к месту работы в Магаданской области и стоимость провоза багажа, аренду жилого помещения, обучение.
Задача 2. Обеспечить регион квалифицированными профессиональными кадрами, баланс спроса и предложения на рынке труда Магаданской области в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики:
формирование прогноза перспективной потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом потребностей экономики, реализации инвестиционных проектов, модернизации производства;
содействие кадровому обеспечению организаций, в том числе организаций, реализующих инвестиционные проекты и программы технологической и технической модернизации производства;
содействие трудоустройству выпускников.
Система прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах является неотъемлемой частью механизма управления трудовым потенциалом.
Проведен мониторинг точечной потребности квалифицированных рабочих и инженерных кадрах, в том числе при реализации инвестиционных проектов.
Инициаторами инвестиционных проектов заявлена общая потребность 2617 человек, в разрезе видов экономической деятельности, специалисты:
- строительной (53,2 %);
- горной (17 %);
- сферы транспорта (5 %);
- энергетики (4,4 %);
- сельского хозяйства (2,9 %);
- иные обеспечивающие специалисты (17,5 %).
Основная потребность ярко выражена в специалистах со средним профессиональным образованием – более 85 %, 15 % – потребность в кадрах с высшим образованием.
Данные прогноза позволяют объективно оценить существующую ситуацию на рынке труда, выявить тенденции ее развития, отражают приоритеты востребованности профессий (специальностей) и служат ориентиром при определении необходимого объема подготовки кадров.
На основе результатов регионального прогноза кадровой потребности с учетом развития приоритетных отраслей экономики формируются и устанавливаются контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования. В состав комиссии по распределению контрольных цифр по программам среднего профессионального образования входят представители работодателей. Предложения по установлению контрольных цифр приема по программам высшего образования ежегодно направляются Правительством Магаданской области в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
План набора студентов в профессиональные образовательные учреждения остается стабильным и выполняется более чем на 93 %. Ежегодный прием составляет более 2000 человек (в учреждения среднего профессионального образования около 1416 человек, высшего образования 673 человек).
Важным критерием соответствия трудовых ресурсов текущей и перспективной потребности экономики региона, является трудоустройство. Традиционно принято выделять четыре основных канала занятости, по которым происходит распределение выпускников профессионального образования после окончания обучения: продолжение обучения, трудоустройство на работу, призыв в ряды Вооруженных сил Российской Федерации и отпуск по уходу за ребенком. Средний показатель трудоустройства выпускников составляет 70,3 %, из них по специальности 58,3 %.
Цель 2. Формирование условий для развития высокоэффективной образованной личности, конкурентоспособной на рынке труда.
Задача 1. Совершенствовать систему общего и дополнительного образования, обеспечивающую развитие личности и подготовку кадров для отраслей экономики в соответствии с требованиями рынка труда и международными образовательными стандартами:
- оснащение специализированным оборудованием общеобразовательных организаций, обеспечивающих условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью;
- создание и оснащение инновационным оборудованием сети современных лабораторий в системе общего и дополнительного образования с целью развития у обучающихся интеллектуальной одаренности и приобщения к техническому творчеству;
- финансовая поддержка участия победителей и призеров областных мероприятий в системе общего и дополнительного образования одаренных детей во всероссийских и международных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, соревнования, фестивали по интеллектуальным, творческим, спортивным и другим мероприятиям).
Для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также с целью возрождения престижа инженерных и научных профессий в Магаданской области создан технопарк «Кванториум» по направлениям: «Хайтек», «Автоквантум», «Геоквантум», «IT-квантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», «VR/AR-квантум». Численность обучающихся в среднем составляет более 800 человека. Разовыми мероприятиями охвачены около 3500 учащихся школ области.
В Магаданской области реализуется оптимальная региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Во всех учреждениях созданы условия для получения доступного качественного образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специализированные классы для разных категорий детей.
Расширяются формы поощрения талантливой молодежи, увеличиваются квоты для Магаданской области по направлению учащихся для обучения по дополнительным общеразвивающим программам во Всероссийские и Международный детские центры.
Ежегодно распоряжением Правительства Магаданской области присуждается именная стипендия Правительства Магаданской области по отраслям «Образование», «Искусство» и «Физическая культура и спорт».
Задача 2. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ:
- повышение качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями по наиболее востребованным, новым и перспективным для региона профессиям, и специальностям;
- формирование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций для обучения студентов и оценки их квалификаций по стандартам «Ворлдскиллс»;
- создание современных условий для реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Подготовку кадров осуществляют 10 образовательных учреждений (9 организаций среднего профессионального образования, 1 учреждение высшего образования).
Средний показатель количества обучающихся профессионального образования составляет 6100 человек, из которых 3600 человек обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, 2500 человек – в системе высшего образования.
Учреждениями профессионального образования учитывая спрос и предложения рынка труда, разработаны программы развития образовательных учреждений. Основная цель и задачи программ развития сбалансировать региональный рынок труда и адаптировать систему профессионального образования под развитие максимально широкого спектра новых компетенций, взаимодействие с работодателями по реализации совместных отраслевых проектов по подготовке квалифицированных кадров.
Подготовка кадров ведется по 88 профессиям и специальностям (66 – программы среднего профессионального образования, 22 – программы высшего образования), наибольшее количество — программы из научной области «Инженерное дело, технологии и технические науки» — 43 %. За последние четыре года в соответствии с запросами рынка труда введено 20 новых образовательных программ среднего профессионального образования и 4 программы высшего образования.
Разработан перечень профессий и специальностей, наиболее востребованных и перспективных в Магаданской области (ТОП-Регион), включающий в себя 78 % профессий горнодобывающей и строительной отраслей. Правительством Магаданской области утвержден перечень приоритетных компетенций, в который вошли: строительство, обслуживание транспорта и логистика, сельское хозяйство, промышленные и инженерные технологии, управление тяжелой техникой и другие. Перечни ежегодно актуализируются в зависимости от потребности рынка труда.
В учреждениях реализуется более 185 образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, ориентированный на подготовку рабочих кадров по коротким образовательным программам в соответствии с заявками работодателей.
Базы учреждений среднего профессионального образования являются площадками для подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий граждан при реализации федеральных проектов «Старшее поколение», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и «Кадры для цифровой экономики», национальных проектов «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости».
В перспективе (2023 год) на территории Магаданской области будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки, для решения задач ускоренного обучения по наиболее востребованным, перспективным профессиям в регионе.
С развитием движения «Абилимпикс» вышла на новый уровень система инклюзивного профессионального образования. Создана Базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширяется перечень адаптированных образовательных программ. Ежегодно проводится региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оценку которого проводят будущие работодатели. Команда Магаданской области является активным участником национального чемпионата «Абилимпикс», занимая призовые места.
Разработана дорожная карта реализации движения «WorldSkills Russia» на территории Магаданской области. Растет количество соревновательных компетенций, оборудуются специализированные центры для организации учебного процесса и проведения соревнований. В 2020 году Магаданская область заявлена как Всероссийская площадка отборочных соревнований, приравненных к Финалу Национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям: управление погрузочной машиной, управление автогрейдером, управление экскаватором, управление бульдозером на три ближайших года.
С 2018 года учреждения среднего профессионального образования перешли на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций в новом формате – формате демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным. Уже с первого курса студенты начинают демонстрировать свои профессиональные навыки на современном оборудовании. Проведение демонстрационного экзамена выводит на новый уровень качество подготовки студентов профессионального образования. Погружение в реальную производственную ситуацию способствует профессиональному воспитанию будущих специалистов. Одновременно с дипломом об образовании студенты получают «паспорт компетенций» (Skills Passport), данные которого доступны потенциальным работодателям. По итогам изучения профессионального модуля, наряду с основной квалификацией, студенты получают свидетельство о рабочей профессии.
Кадровый состав учреждений профессионального образования составляют педагоги и мастера производственного обучения, 43 % которых имеют первую и высшую квалификационную категорию. Подготовлено 93 эксперта проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы». Повысили квалификацию 19 педагогических работников в базовых центрах подготовки и повышения квалификации Академии Ворлдскиллс.
Взаимодействие с работодателями, укрепление долгосрочных отношений остается одним из основных факторов развития системы профессионального образования в регионе. Представители работодателей входят в состав наблюдательных советов, участвуют в согласовании образовательных программ, являются наставниками в период прохождения студентами производственной практики, участвуют в совершенствовании материально-технической базы образовательных организаций.
Приоритетной задачей системы профессионального образования Магаданской области является совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы учреждений. Только за последние три года на развитие системы среднего профессионального образования направлено более 300 млн. рублей.
Ежегодно профессиональные образовательные организации принимают участие в конкурсных отборах на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»;
- подраздел 3.1.4 «Образование» раздела 3 «Направления социально-экономической политики Магаданской области» изложить в следующей редакции:
«3.1.4. Образование
Дошкольное образование
В Магаданской области 66 организаций, оказывающих услуги дошкольного образования: 50 детских садов, 7 начальных школ-детских садов, 8 дошкольных подразделений при общеобразовательных организациях, на базе которых созданы 16 дошкольных групп.
Дошкольные образовательные организации представлены учреждениями различных типов и видов: 5 центров развития ребенка (10,2 % от общего количества дошкольных образовательных организаций), 27 детских садов общеразвивающего вида (53,0 % от общего количества дошкольных образовательных организаций), 17 детских садов комбинированного вида (34,6 % от общего числа), 1 детский сад компенсирующего вида (2,0 % от общего количества), 2 детских сада присмотра и оздоровления (4,1 % от общего количества дошкольных образовательных организаций).
Численность детей, охваченных дошкольным образованием, составляет 8 390 человек. Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет охват – 100 %, детей от 2 мес. до 3 лет – 99,1 %.
Министерством образования Магаданской области разработан Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Магаданской области, на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2019 г. № 271-пп «Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Магаданской области, на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам».
Приоритетными задачами в развитии дошкольного образования являются:
- адаптация общеобразовательных программ к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования;
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, внедрение программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
- индивидуальный подход в дошкольном образовании, что при оптимизации числа детей в группах позитивно скажется на здоровье детей, на уровне их предшкольной подготовки;
- повышение профессиональной компетенции работников образовательных организаций, расширение их материально-технических возможностей.
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
Региональная система общего образования представлена 56 общеобразовательными организациями, с общей численностью обучающихся 16 653 человека, из них: образовательные организации «начальная школа – детский сад» – 9, общеобразовательные организации – 36, из них гимназии – 4, лицеи – 3, школы с углубленным изучением отдельных предметов – 3, вечерняя – 1.
Из 56 общеобразовательных организаций в 11 школах организовано обучение в 2 смены, что составляет 19,6 %. Более 15 % учащихся обучаются во 2 смену.
На территории региона функционируют 21 малокомплектная школа, что составляет 38 % от общей численности муниципальных общеобразовательных организаций, в сельской местности расположено 29 %.
Удельный вес численности обучающихся по ФГОС составляет 89 % (с 1 по 9 класс). Более 95 % учителей начального общего и основного общего образования прошли курсы повышения квалификации для работы по ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием составляет более 94 % от общего числа детей.
Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными) составил около 33 %. Индивидуально на дому обучается 96 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 10 образовательных организаций оказывают платные дополнительные образовательные услуги (более 4 500 учащихся – 27 % от общей численности). Вариативность организаций и образовательных программ удовлетворяют образовательные потребности учащихся и их родителей. Количество учреждений повышенного статуса (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов – 19 %) и число обучающихся в них составляет 43 % от общего количества обучающихся).
В целом по области удельный вес школьников, углубленно изучающих различные предметы в лицеях, гимназиях, общеобразовательных организациях с углубленным изучением различных предметов, а также в общеобразовательных учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов, составляет более 17 % от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях Магаданской области.
Функционируют 11 инновационных площадок на базе образовательных организаций Хасынского, Тенькинского, Северо-Эвенского городских округов и г. Магадана.
Дополнительное образование
Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 32 учреждениями, из них в сфере образования – 12 учреждений.
На территории региона реализуется подпрограмма «Развитие дополнительного образования в Магаданской области» государственной программы Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области», утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 28 ноября 2013 г. № 1179-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области», региональный план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Магаданской области на 2015 – 2020 годы, утвержденный постановлением губернатора Магаданской области от 28 сентября 2015 г. № 182-п «О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Магаданской области».
К основным достижениям системы дополнительного образования детей в Магаданской области можно отнести следующие позиции:
- большинство учреждений дополнительного образования детей по содержанию образования является многопрофильными;
- охват обучающихся в системе дополнительного образования детей остается на протяжении длительного времени стабильно высоким – около 90 %;
- реализуются адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования детей;
- ежегодно проводятся областные и муниципальные конкурсные мероприятия, способствующие выявлению и стимулированию одаренных учащихся.
Приоритетными задачами в области общего образования являются:
- высокий уровень индивидуализации и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения (профильное, дистанционное), интеграции с программами дополнительного и профессионального образования, расширения образовательных возможностей для школьников малокомплектных сельских школ при обязательном переходе на обучение в одну смену во всех школах области, что потребует строительства новых школ с современным материально-техническим оснащением;
- апробация новых форм работы с одаренными детьми, организация системы поиска и поддержки талантливых детей и педагогов, интеграция образовательных организаций с научной и творческой элитой региона для увеличения доли детей, получивших дополнительное образование по естественнонаучным и техническим дисциплинам;
- создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в школьную среду;
- развитие региональной системы детско-юношеских организаций и движений волонтерской, патриотической, экологической и иной направленности для формирования активной гражданской позиции, развития творческих способностей и выработки жизненной позиции у школьников;
- развитие системы удаленного образования с использованием информационных и коммуникационных технологий, электронного обучения, что в некоторых случаях является единственным способом получения дополнительного образования учениками из удаленных
и малонаселенных территорий области;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
Среднее профессиональное образование
На территории региона подготовку кадров осуществляют 9 образовательных организаций среднего профессионального образования.
Количество обучающихся среднего профессионального образования составляет 3600 человек (в сфере «Инженерное дело, технологии и технические науки» – 63,03 %, «Наука об обществе» – 15,58 %, «Здравоохранение и медицина» – 11,41 %, «Искусства и культуры» – 5,59 %, «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» – 4,39 %).
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 29,3 % от общей численности обучающихся, по программам подготовки специалистов среднего звена 70,7 %.
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 89 %. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 11 % студентов среднего профессионального образования.
План набора студентов остается стабильным и выполняется более чем на 93 %. Ежегодный прием в учреждения среднего профессионального образования составляет около 1400 человек.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения составляет 3,78 по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,68 по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Высшее образование
Высшая школа, в лице ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», включает в себя 2 института и 4 факультета: политехнический институт, институт цифровых технологий и экономики, социально-гуманитарный факультет, филологический факультет, педагогический факультет, факультет дополнительного профессионального образования. Реализуется обучение по 22 направлениям подготовки (в т.ч. 14 программ бакалавриата, 2 программы специалитета, 6 программ магистратуры). Ежегодно университет в среднем принимает до 760 человек, выпускает более 400 человек.
В сфере высшего образования в соответствии с национальными проектами в области образования и науки приоритетными являются следующие задачи:
- создание на основе ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» научно-образовательного комплекса, объединяющего в своей структуре образовательные и научные организации, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;
- развитие научной и научно-производственной кооперации университета и с организациями, действующими в реальном секторе экономики Магаданской области;
- создание образовательно-научно-производственных кластеров в соответствии с реализуемыми основными образовательными программами для удовлетворения потребности экономики Магаданской области в высококвалифицированных специалистах (проекты «Практика и инноватика с первого курса»);
- актуализация и диверсификация образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры путем внедрения результатов научных исследований в учебный процесс и в сочетании с передачей фундаментальных знаний;
- открытие новых образовательных программ, в том числе по востребованным для региона специальностям;
- обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реального сектора экономики Магаданской области;
- разработка и реализация краткосрочных программ прикладных квалификаций для предприятий, предъявляющих спрос на соответствующих специалистов;
- содействие увеличению численности студентов, прошедших обучение за рубежом, поддержка академической мобильности;
- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- софинансирование обновления материальной базы ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», в том числе в части повышения доступности зданий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация поставленных задач в системе образования Магаданской области, высшего образования в частности, до 2030 года нацелена на значительное увеличение ее вклада в опережающее развитие территории и Дальневосточного федерального округа в целом, повышение его конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой Магаданской области и обществом каждого обучающегося.».
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
С.К. Носов
ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «07» сентября 2020 г. №616-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 05 МАРТА 2020 Г. № 146-ПП
Правительство Магаданской области п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в постановление Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. № 146-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года» следующие изменения:
в Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года, утвержденной указанным постановлением:
- подраздел 1.3 «Сведения о кадровом обеспечении экономики Магаданской области» раздела 1 «Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Магаданской области в 2010-2017 гг.» изложить в следующей редакции:
«1.3. Кадровое обеспечение экономики Магаданской области
Магаданская область входит в десятку крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья (благородные и цветные металлы, углеводороды).
Ключевым макрофинансовым фактором развития экономического потенциала на территории субъекта, является сохранение значительного влияния на общеэкономическую динамику горнодобывающего комплекса, а именно − увеличения объема геологоразведочных работ, реализации проектов энергетического и транспортного комплекса.
Инвестиционные проекты, вошедшие в региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста (далее – Стандарт) реализуются в приоритетных отраслях экономики, развитие которых имеет стратегическое значение для региона. А именно (по отраслям):
- горнодобывающий комплекс. Магаданская область занимает первое место в России по добыче серебра и россыпного золота, второе место в России по добыче золота. На территории Магаданской области сосредоточено почти 80 % запасов полезных ископаемых страны, в том числе более 11 % запасов разведанного россыпного и 15 % рудного золота, около 50 % запасов серебра. Доля отрасли в ВРП – 38 %;
- электроэнергетика. Второй по значимости и объемам производства отраслью в области является электроэнергетика. На территории работают две ГЭС: Колымская и Усть-Среднеканская. Доля отрасли в ВРП – 6,8 %;
- сельское хозяйство. Несмотря на экстремальные природно-климатические условия, в Магаданской области развивается сельское хозяйство, и хотя на долю продукции сельского хозяйства в общем объеме ВРП приходится всего лишь 2 %, эта отрасль имеет большое социально-экономическое значение, так как: обеспечивает регион собственными свежими продуктами питания – молоком, яйцом, мясом, овощами; способствует сохранению традиционной для коренных малочисленных народов Севера отрасли – оленеводства; обеспечивает занятость сельского населения.
Реализация вошедших в Стандарт инвестиционных проектов позволит привлечь 44,3 млрд. рублей инвестиций и одновременно создать более трех тысяч рабочих мест, из них более двух тысяч на этапе строительства.
Обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики, создание условий для привлечения и адаптации в Магаданской области квалифицированных трудовых ресурсов, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудоспособного населения – важные направления социально-экономического развития региона.
По данным выборочных обследований среднегодовая численность рабочей силы в Магаданской области в возрасте 15 лет и старше составляет 91,1 тыс. человек, в том числе занятых 86,3 тыс. человек, безработные – 4,8 тыс. человек.
В структуре рабочей силы высшее профессиональное образование имеют 29,9 тыс. человек (из них 97 % – занятые), среднее профессиональное – 33,3 тыс. человек (из них 95 % – занятые), среднее и основное общее – 27,6 тыс. человек (из них 92 % – занятые), не имеют основного общего образования – 0,2 тыс. человек (из них 43 % – занятые).
При наличии высокого спроса на трудовые ресурсы со стороны экономики региона ситуация на рынке труда осложняется такими проблемами, как: отток населения; дисбаланс спроса и выпуска квалифицированных кадров (в настоящее время показатель дисбаланса составляет около 35%); пониженная конкурентоспособность на рынке труда отдельных групп населения (молодёжь, граждане с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, женщины, имеющие несовершеннолетних детей); низкая квалификация граждан, ищущих работу (1/3 рабочей силы не имеют профессионального образования); отсутствие центра опережающей профессиональной подготовки для обучения кадров по коротким образовательным программам (до 6 месяцев).
Цель 1. Создание условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан.
Задача 1. Обеспечить эффективную занятость и совершенствовать систему содействия занятости населения:
совершенствование системы содействия занятости населения, модернизация центров занятости населения, повышение квалификации и мотивации персонала центров занятости;
вовлечение в сферу занятости экономически неактивного населения трудоспособного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование работы портала службы занятости населения Магаданской области по приему сведений от работодателей об имеющихся вакансиях;
расширение практики применения гибких, нестандартных форм занятости для разных групп населения, формирование специализированных банков вакансий с гибкими формами занятости.
Органами службы занятости населения региона работодателям, испытывающим потребность в кадрах и обратившимся в службу занятости, оказывается государственная услуга «Содействие в подборе необходимых работников». Ежегодно государственной услугой пользуется более 600 работодателей, в том числе и в точках инвестиционного роста региона.
Центры занятости проводят активную работу по информированию работодателей о положении на рынке труда области, через проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В среднем информируется более 1 000 работодателей, а в мероприятиях принимает участие более 3 000 граждан.
В условиях малонаселенности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров органы службы занятости осуществляют стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область, реализуют программу повышения мобильности трудовых ресурсов, целью которой является содействие работодателям, испытывающим потребность в кадрах, в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации.
Привлеченным работникам и членам его семьи (супругу или супруге, несовершеннолетним детям) работодатели оплачивают проезд к месту работы в Магаданской области и стоимость провоза багажа, аренду жилого помещения, обучение.
Задача 2. Обеспечить регион квалифицированными профессиональными кадрами, баланс спроса и предложения на рынке труда Магаданской области в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики:
формирование прогноза перспективной потребности в рабочих кадрах и специалистах с учетом потребностей экономики, реализации инвестиционных проектов, модернизации производства;
содействие кадровому обеспечению организаций, в том числе организаций, реализующих инвестиционные проекты и программы технологической и технической модернизации производства;
содействие трудоустройству выпускников.
Система прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах является неотъемлемой частью механизма управления трудовым потенциалом.
Проведен мониторинг точечной потребности квалифицированных рабочих и инженерных кадрах, в том числе при реализации инвестиционных проектов.
Инициаторами инвестиционных проектов заявлена общая потребность 2617 человек, в разрезе видов экономической деятельности, специалисты:
- строительной (53,2 %);
- горной (17 %);
- сферы транспорта (5 %);
- энергетики (4,4 %);
- сельского хозяйства (2,9 %);
- иные обеспечивающие специалисты (17,5 %).
Основная потребность ярко выражена в специалистах со средним профессиональным образованием – более 85 %, 15 % – потребность в кадрах с высшим образованием.
Данные прогноза позволяют объективно оценить существующую ситуацию на рынке труда, выявить тенденции ее развития, отражают приоритеты востребованности профессий (специальностей) и служат ориентиром при определении необходимого объема подготовки кадров.
На основе результатов регионального прогноза кадровой потребности с учетом развития приоритетных отраслей экономики формируются и устанавливаются контрольные цифры приема по образовательным программам среднего профессионального образования. В состав комиссии по распределению контрольных цифр по программам среднего профессионального образования входят представители работодателей. Предложения по установлению контрольных цифр приема по программам высшего образования ежегодно направляются Правительством Магаданской области в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
План набора студентов в профессиональные образовательные учреждения остается стабильным и выполняется более чем на 93 %. Ежегодный прием составляет более 2000 человек (в учреждения среднего профессионального образования около 1416 человек, высшего образования 673 человек).
Важным критерием соответствия трудовых ресурсов текущей и перспективной потребности экономики региона, является трудоустройство. Традиционно принято выделять четыре основных канала занятости, по которым происходит распределение выпускников профессионального образования после окончания обучения: продолжение обучения, трудоустройство на работу, призыв в ряды Вооруженных сил Российской Федерации и отпуск по уходу за ребенком. Средний показатель трудоустройства выпускников составляет 70,3 %, из них по специальности 58,3 %.
Цель 2. Формирование условий для развития высокоэффективной образованной личности, конкурентоспособной на рынке труда.
Задача 1. Совершенствовать систему общего и дополнительного образования, обеспечивающую развитие личности и подготовку кадров для отраслей экономики в соответствии с требованиями рынка труда и международными образовательными стандартами:
- оснащение специализированным оборудованием общеобразовательных организаций, обеспечивающих условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью;
- создание и оснащение инновационным оборудованием сети современных лабораторий в системе общего и дополнительного образования с целью развития у обучающихся интеллектуальной одаренности и приобщения к техническому творчеству;
- финансовая поддержка участия победителей и призеров областных мероприятий в системе общего и дополнительного образования одаренных детей во всероссийских и международных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, соревнования, фестивали по интеллектуальным, творческим, спортивным и другим мероприятиям).
Для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также с целью возрождения престижа инженерных и научных профессий в Магаданской области создан технопарк «Кванториум» по направлениям: «Хайтек», «Автоквантум», «Геоквантум», «IT-квантум», «Аэроквантум», «Робоквантум», «VR/AR-квантум». Численность обучающихся в среднем составляет более 800 человека. Разовыми мероприятиями охвачены около 3500 учащихся школ области.
В Магаданской области реализуется оптимальная региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Во всех учреждениях созданы условия для получения доступного качественного образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специализированные классы для разных категорий детей.
Расширяются формы поощрения талантливой молодежи, увеличиваются квоты для Магаданской области по направлению учащихся для обучения по дополнительным общеразвивающим программам во Всероссийские и Международный детские центры.
Ежегодно распоряжением Правительства Магаданской области присуждается именная стипендия Правительства Магаданской области по отраслям «Образование», «Искусство» и «Физическая культура и спорт».
Задача 2. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ:
- повышение качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями по наиболее востребованным, новым и перспективным для региона профессиям, и специальностям;
- формирование кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций для обучения студентов и оценки их квалификаций по стандартам «Ворлдскиллс»;
- создание современных условий для реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, а также программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Подготовку кадров осуществляют 10 образовательных учреждений (9 организаций среднего профессионального образования, 1 учреждение высшего образования).
Средний показатель количества обучающихся профессионального образования составляет 6100 человек, из которых 3600 человек обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, 2500 человек – в системе высшего образования.
Учреждениями профессионального образования учитывая спрос и предложения рынка труда, разработаны программы развития образовательных учреждений. Основная цель и задачи программ развития сбалансировать региональный рынок труда и адаптировать систему профессионального образования под развитие максимально широкого спектра новых компетенций, взаимодействие с работодателями по реализации совместных отраслевых проектов по подготовке квалифицированных кадров.
Подготовка кадров ведется по 88 профессиям и специальностям (66 – программы среднего профессионального образования, 22 – программы высшего образования), наибольшее количество — программы из научной области «Инженерное дело, технологии и технические науки» — 43 %. За последние четыре года в соответствии с запросами рынка труда введено 20 новых образовательных программ среднего профессионального образования и 4 программы высшего образования.
Разработан перечень профессий и специальностей, наиболее востребованных и перспективных в Магаданской области (ТОП-Регион), включающий в себя 78 % профессий горнодобывающей и строительной отраслей. Правительством Магаданской области утвержден перечень приоритетных компетенций, в который вошли: строительство, обслуживание транспорта и логистика, сельское хозяйство, промышленные и инженерные технологии, управление тяжелой техникой и другие. Перечни ежегодно актуализируются в зависимости от потребности рынка труда.
В учреждениях реализуется более 185 образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, ориентированный на подготовку рабочих кадров по коротким образовательным программам в соответствии с заявками работодателей.
Базы учреждений среднего профессионального образования являются площадками для подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий граждан при реализации федеральных проектов «Старшее поколение», «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и «Кадры для цифровой экономики», национальных проектов «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости».
В перспективе (2023 год) на территории Магаданской области будет создан Центр опережающей профессиональной подготовки, для решения задач ускоренного обучения по наиболее востребованным, перспективным профессиям в регионе.
С развитием движения «Абилимпикс» вышла на новый уровень система инклюзивного профессионального образования. Создана Базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, расширяется перечень адаптированных образовательных программ. Ежегодно проводится региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оценку которого проводят будущие работодатели. Команда Магаданской области является активным участником национального чемпионата «Абилимпикс», занимая призовые места.
Разработана дорожная карта реализации движения «WorldSkills Russia» на территории Магаданской области. Растет количество соревновательных компетенций, оборудуются специализированные центры для организации учебного процесса и проведения соревнований. В 2020 году Магаданская область заявлена как Всероссийская площадка отборочных соревнований, приравненных к Финалу Национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям: управление погрузочной машиной, управление автогрейдером, управление экскаватором, управление бульдозером на три ближайших года.
С 2018 года учреждения среднего профессионального образования перешли на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций в новом формате – формате демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным. Уже с первого курса студенты начинают демонстрировать свои профессиональные навыки на современном оборудовании. Проведение демонстрационного экзамена выводит на новый уровень качество подготовки студентов профессионального образования. Погружение в реальную производственную ситуацию способствует профессиональному воспитанию будущих специалистов. Одновременно с дипломом об образовании студенты получают «паспорт компетенций» (Skills Passport), данные которого доступны потенциальным работодателям. По итогам изучения профессионального модуля, наряду с основной квалификацией, студенты получают свидетельство о рабочей профессии.
Кадровый состав учреждений профессионального образования составляют педагоги и мастера производственного обучения, 43 % которых имеют первую и высшую квалификационную категорию. Подготовлено 93 эксперта проведения демонстрационного экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы». Повысили квалификацию 19 педагогических работников в базовых центрах подготовки и повышения квалификации Академии Ворлдскиллс.
Взаимодействие с работодателями, укрепление долгосрочных отношений остается одним из основных факторов развития системы профессионального образования в регионе. Представители работодателей входят в состав наблюдательных советов, участвуют в согласовании образовательных программ, являются наставниками в период прохождения студентами производственной практики, участвуют в совершенствовании материально-технической базы образовательных организаций.
Приоритетной задачей системы профессионального образования Магаданской области является совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы учреждений. Только за последние три года на развитие системы среднего профессионального образования направлено более 300 млн. рублей.
Ежегодно профессиональные образовательные организации принимают участие в конкурсных отборах на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»;
- подраздел 3.1.4 «Образование» раздела 3 «Направления социально-экономической политики Магаданской области» изложить в следующей редакции:
«3.1.4. Образование
Дошкольное образование
В Магаданской области 66 организаций, оказывающих услуги дошкольного образования: 50 детских садов, 7 начальных школ-детских садов, 8 дошкольных подразделений при общеобразовательных организациях, на базе которых созданы 16 дошкольных групп.
Дошкольные образовательные организации представлены учреждениями различных типов и видов: 5 центров развития ребенка (10,2 % от общего количества дошкольных образовательных организаций), 27 детских садов общеразвивающего вида (53,0 % от общего количества дошкольных образовательных организаций), 17 детских садов комбинированного вида (34,6 % от общего числа), 1 детский сад компенсирующего вида (2,0 % от общего количества), 2 детских сада присмотра и оздоровления (4,1 % от общего количества дошкольных образовательных организаций).
Численность детей, охваченных дошкольным образованием, составляет 8 390 человек. Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет охват – 100 %, детей от 2 мес. до 3 лет – 99,1 %.
Министерством образования Магаданской области разработан Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Магаданской области, на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденный постановлением Правительства Магаданской области от 19 апреля 2019 г. № 271-пп «Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Магаданской области, на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам».
Приоритетными задачами в развитии дошкольного образования являются:
- адаптация общеобразовательных программ к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования;
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, внедрение программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
- индивидуальный подход в дошкольном образовании, что при оптимизации числа детей в группах позитивно скажется на здоровье детей, на уровне их предшкольной подготовки;
- повышение профессиональной компетенции работников образовательных организаций, расширение их материально-технических возможностей.
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
Региональная система общего образования представлена 56 общеобразовательными организациями, с общей численностью обучающихся 16 653 человека, из них: образовательные организации «начальная школа – детский сад» – 9, общеобразовательные организации – 36, из них гимназии – 4, лицеи – 3, школы с углубленным изучением отдельных предметов – 3, вечерняя – 1.
Из 56 общеобразовательных организаций в 11 школах организовано обучение в 2 смены, что составляет 19,6 %. Более 15 % учащихся обучаются во 2 смену.
На территории региона функционируют 21 малокомплектная школа, что составляет 38 % от общей численности муниципальных общеобразовательных организаций, в сельской местности расположено 29 %.
Удельный вес численности обучающихся по ФГОС составляет 89 % (с 1 по 9 класс). Более 95 % учителей начального общего и основного общего образования прошли курсы повышения квалификации для работы по ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием составляет более 94 % от общего числа детей.
Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными) составил около 33 %. Индивидуально на дому обучается 96 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 10 образовательных организаций оказывают платные дополнительные образовательные услуги (более 4 500 учащихся – 27 % от общей численности). Вариативность организаций и образовательных программ удовлетворяют образовательные потребности учащихся и их родителей. Количество учреждений повышенного статуса (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов – 19 %) и число обучающихся в них составляет 43 % от общего количества обучающихся).
В целом по области удельный вес школьников, углубленно изучающих различные предметы в лицеях, гимназиях, общеобразовательных организациях с углубленным изучением различных предметов, а также в общеобразовательных учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов, составляет более 17 % от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях Магаданской области.
Функционируют 11 инновационных площадок на базе образовательных организаций Хасынского, Тенькинского, Северо-Эвенского городских округов и г. Магадана.
Дополнительное образование
Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 32 учреждениями, из них в сфере образования – 12 учреждений.
На территории региона реализуется подпрограмма «Развитие дополнительного образования в Магаданской области» государственной программы Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области», утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 28 ноября 2013 г. № 1179-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие образования в Магаданской области», региональный план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Магаданской области на 2015 – 2020 годы, утвержденный постановлением губернатора Магаданской области от 28 сентября 2015 г. № 182-п «О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Магаданской области».
К основным достижениям системы дополнительного образования детей в Магаданской области можно отнести следующие позиции:
- большинство учреждений дополнительного образования детей по содержанию образования является многопрофильными;
- охват обучающихся в системе дополнительного образования детей остается на протяжении длительного времени стабильно высоким – около 90 %;
- реализуются адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования детей;
- ежегодно проводятся областные и муниципальные конкурсные мероприятия, способствующие выявлению и стимулированию одаренных учащихся.
Приоритетными задачами в области общего образования являются:
- высокий уровень индивидуализации и академической мобильности обучающихся за счет развития современных форм обучения (профильное, дистанционное), интеграции с программами дополнительного и профессионального образования, расширения образовательных возможностей для школьников малокомплектных сельских школ при обязательном переходе на обучение в одну смену во всех школах области, что потребует строительства новых школ с современным материально-техническим оснащением;
- апробация новых форм работы с одаренными детьми, организация системы поиска и поддержки талантливых детей и педагогов, интеграция образовательных организаций с научной и творческой элитой региона для увеличения доли детей, получивших дополнительное образование по естественнонаучным и техническим дисциплинам;
- создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в школьную среду;
- развитие региональной системы детско-юношеских организаций и движений волонтерской, патриотической, экологической и иной направленности для формирования активной гражданской позиции, развития творческих способностей и выработки жизненной позиции у школьников;
- развитие системы удаленного образования с использованием информационных и коммуникационных технологий, электронного обучения, что в некоторых случаях является единственным способом получения дополнительного образования учениками из удаленных
и малонаселенных территорий области;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
Среднее профессиональное образование
На территории региона подготовку кадров осуществляют 9 образовательных организаций среднего профессионального образования.
Количество обучающихся среднего профессионального образования составляет 3600 человек (в сфере «Инженерное дело, технологии и технические науки» – 63,03 %, «Наука об обществе» – 15,58 %, «Здравоохранение и медицина» – 11,41 %, «Искусства и культуры» – 5,59 %, «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» – 4,39 %).
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 29,3 % от общей численности обучающихся, по программам подготовки специалистов среднего звена 70,7 %.
Удельный вес численности студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 89 %. По договорам об оказании платных образовательных услуг обучается 11 % студентов среднего профессионального образования.
План набора студентов остается стабильным и выполняется более чем на 93 %. Ежегодный прием в учреждения среднего профессионального образования составляет около 1400 человек.
Средний балл аттестата студентов, принятых в образовательные организации на обучение по очной форме обучения составляет 3,78 по программам подготовки специалистов среднего звена и 3,68 по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Высшее образование
Высшая школа, в лице ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», включает в себя 2 института и 4 факультета: политехнический институт, институт цифровых технологий и экономики, социально-гуманитарный факультет, филологический факультет, педагогический факультет, факультет дополнительного профессионального образования. Реализуется обучение по 22 направлениям подготовки (в т.ч. 14 программ бакалавриата, 2 программы специалитета, 6 программ магистратуры). Ежегодно университет в среднем принимает до 760 человек, выпускает более 400 человек.
В сфере высшего образования в соответствии с национальными проектами в области образования и науки приоритетными являются следующие задачи:
- создание на основе ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» научно-образовательного комплекса, объединяющего в своей структуре образовательные и научные организации, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;
- развитие научной и научно-производственной кооперации университета и с организациями, действующими в реальном секторе экономики Магаданской области;
- создание образовательно-научно-производственных кластеров в соответствии с реализуемыми основными образовательными программами для удовлетворения потребности экономики Магаданской области в высококвалифицированных специалистах (проекты «Практика и инноватика с первого курса»);
- актуализация и диверсификация образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры путем внедрения результатов научных исследований в учебный процесс и в сочетании с передачей фундаментальных знаний;
- открытие новых образовательных программ, в том числе по востребованным для региона специальностям;
- обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реального сектора экономики Магаданской области;
- разработка и реализация краткосрочных программ прикладных квалификаций для предприятий, предъявляющих спрос на соответствующих специалистов;
- содействие увеличению численности студентов, прошедших обучение за рубежом, поддержка академической мобильности;
- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- софинансирование обновления материальной базы ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», в том числе в части повышения доступности зданий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация поставленных задач в системе образования Магаданской области, высшего образования в частности, до 2030 года нацелена на значительное увеличение ее вклада в опережающее развитие территории и Дальневосточного федерального округа в целом, повышение его конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой Магаданской области и обществом каждого обучающегося.».
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
С.К. Носов
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.09.2020 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: