Основная информация

Дата опубликования: 07 ноября 2008г.
Номер документа: ru91000200800720
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Камчатский край
Принявший орган: Правительство Камчатского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2008 года № 352-П

О краевой целевой программе «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

{Изменения:

Постановление Правительства Камчатского края от 29.04.2009 № 197-П

Постановление Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П}

В соответствии с Федеральным законом от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», постановлением Правительства Камчатского края от 18.07.2008 № 219-П «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации краевых целевых программ» и на основании распоряжения Правительства Камчатского края от 05.08.2008 № 398-РП

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить краевую целевую программу «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год» (далее - Программа) согласно приложению.

2. Ответственность за реализацию Программы возложить на Заместителя Председателя Правительства Камчатского края, ВРИО Министра общественных отношений Камчатского края Дроздова А.С., в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования - на Заместителя Председателя Правительства Камчатского края, ВРИО Министра финансов Камчатского края Пархоменко Н.М.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае разработать аналогичные целевые программы для получения субсидий из краевого бюджета.

4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2009 года.

Первый вице-губернатор - первый

заместитель председателя Правительства

Камчатского края И.А. Третьякова

Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 07.11.2008 № 352-П

Краевая целевая программа «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

Содержание

Паспорт Программы

3

1.

Технико-экономическое обоснование Программы

6

2.

Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение

10

3.

Субсидии местным бюджетам

12

4.

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности её реализации

13

5.

Система организации выполнения Программы и контроля за исполне-нием программных мероприятий

16

Приложение № 1 к Программе «Основные мероприятия по реализации Программы»

18

Приложение № 2 к Программе «Основные мероприятия, предусмат-ривающие предоставление субсидий местным бюджетам из краевого бюджета»

20

Приложение № 3 к Программе «Инвестиционные мероприятия Про-граммы»

21

Паспорт краевой целевой программы «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; распоряжение Правительства Камчатского края от 05.08.2008 № 398-РП

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство общественных отношений Камчатского края

Государственный заказчик Программы

Министерство общественных отношений Камчатского края; Министерство ЖКХ, транспорта и энергетики Камчатского края; Министерство строительства Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края;; Министерство культуры Камчатского края; Министерство по делам Корякского округа; Агентство по молодежной политике Камчатского края

Разработчик Программы

Министерство общественных отношений Камчатского края

Главные распорядители бюджетных средств (исполнители) Программы

Министерство общественных отношений Камчатского края; Министерство ЖКХ, транспорта и энергетики Камчатского края; Министерство строительства Камчатского края; Министерство здравоохранения Камчатского края; Министерство культуры Камчатского края; Министерство по делам Корякского округа; Агентство по молодежной политике Камчатского края; (органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

Цель Программы

поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае

Задачи Программы

обеспечение взаимосвязи Программы с муниципальными программами, предусматривающими поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае; сохранение производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; поддержка в получении среднего и высшего профессионального образования; предоставление дополнительных гарантий по оказанию медицинских услуг; поддержка проведения национально-культурных мероприятий, проводимых коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае; строительство и капитальный ремонт объектов, с целью улучшения жилищных условий коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае

Срок реализации Программы

2009 год

Перечень основных мероприятий

поддержка традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае; поддержка коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока в сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг; строительство и капитальный ремонт объектов в районах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; научно-исследовательские работы по возрождению пушного промысла; поддержка оленеводства, как традиционной формы хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае

Объемы и источники финансирования Программы в ценах 2008 года

Общий объем финансирования Программы составляет 88 392,43 тыс.руб., в том числе:

федеральный бюджет - 60 000,00 тыс.руб.;

краевой бюджет - 20 637,43 тыс.руб.;

местные бюджеты - 4 525,00 тыс.руб.;

внебюджетные источники - 3 230,00 тыс.руб.

Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы

сохранение материально-технической базы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае; улучшение жилищных условий коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае; обеспечение доступности получения высшего и среднего специального образования коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим в Камчатском крае; предоставление дополнительных гарантий по оказанию медицинских услуг коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим в Камчатском крае; усиление национального самосознания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае

Система организации контроля за исполнением Программы

общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство общественных отношений Камчатского края

(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.04.2009 № 197-П)

(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

1. Технико-экономическое обоснование Программы

В соответствии с Федеральным законом от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (далее - коренные малочисленные народы).

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае составила 15475 человек, что составляет 4,3% всего населения Камчатского края. Из них: алеуты - 446 человек; ительмены - 2296 человек; камчадалы - 1881 человек; коряки - 7328 человек; чукчи - 1487 человек; эвены - 1779 человек.

В Камчатском крае не сохранилось однородных в этническом отношении населенных пунктов с коренным населением. В настоящее время все муниципальные районы в Камчатском крае продолжают сохранять полиэтнический состав населения. Из общей численности коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, городское население составляет 5994 человека или всего 25,07%. Относительно компактно проживают, составляя более одной трети населения районов проживания, коренные малочисленные народы в Алеутском, Быстринском муниципальных районах и Корякском округе. На территории Камчатского края дисперсно проживают также отдельные представители других коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, не имеющие здесь исторических корней, но переместившиеся на Камчатку в результате интенсивных в XX веке миграционных процессов, межэтнических браков (эскимосы - 19 человек; нанайцы, эвенки и другие коренные малочисленные народы - около 164 человек).

Существующая система расселения и жизненный уклад коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования с учетом специфики кочевого образа жизни с преобладающим занятием оленеводством, с учетом образа жизни таежного населения с преобладающим занятием охотой, населения прибрежных регионов, где основой хозяйствования является рыболовство и морской зверобойный промысел.

В 1930-1980 годы коренные малочисленные народы постепенно были переведены в новый для них общественный строй и уклад жизни с новыми системами производства, сбыта, снабжения, с полным охватом системами образования, здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились такие последствия, как отчуждение от традиционной природно-ресурсной базы, нарушение преемственности поколений, связанные с интернатной системой воспитания, переселение в укрупненные населенные пункты. Интенсивно развивались процессы социально-экономического расслоения коренных малочисленных народов. Сложилась национальная интел-лигенция. Часть представителей коренных малочисленных народов приобщилась к промышленному производству, городскому укладу жизни. Внедрение новых технологий сказалось на угасании традиций и навыков, которые ранее обеспечивали экологически рациональное отношение к природным ресурсам.

Острота социальных проблем коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, более всего ощущается в сельской местности. В последнее десятилетие наблюдается резкое снижение занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, падение уровня их жизни.

Оленеводство, являющееся приоритетной отраслью традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, продолжает существовать в виде нескольких небольших хозяйств. Поголовье домашних оленей снизилось за последние десять лет более чем на 70 процентов. Сельское хозяйство, в котором были заняты представители коренных малочисленных народов, до сих пор не налажено на должном уровне и продолжает оставаться малоэффективным способом жизнеобеспечения. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в промышленном строительстве. Родовые общины Камчатского края постепенно переходят на подсобную форму хозяйствования.

Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла. Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства.

Использование дикоросов (грибов, ягод, лекарственных трав) сдерживается слабой изученностью возможностей сырьевых ресурсов, а также отсутствием технического оборудования и достаточной маркетинговой подготовки общин и предприятий коренных малочисленных народов в Камчатском крае.

В состоянии здоровья представителей коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, на фоне общего ухудшения здоровья населения страны наряду с увеличением числа заболеваний общераспространенными болезнями, отмечаются симптомы разрушения адаптационных механизмов, проявляющиеся в снижении продолжительности жизни, большого количества суицидов. Точная оценка этих процессов затруднена отсутствием систематизированных и целенаправленных исследований. Среди представителей коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, отмечается также повышенная степень заболеваемости психическими болезнями, а также алкоголизмом и туберкулезом. По данным статистики, в 2007 году к малообеспеченным слоям населения относится 22,8% населения Камчатского края. Безработица в местах проживания коренных малочисленных народов в Камчатском крае также по сравнению с общим уровнем превышает показатели по России - 183,6 человека на одну заявленную вакансию. В среднем же уровень безработицы по Камчатскому краю по состоянию на 2007 год составляет 9,8%. Предварительная оценка природно-ресурсной базы показывает, что возрождение использования во многом сократившихся по объему и видам традиционно используемых природных ресурсов коренными малочисленными народами может быть одной из основ их полноценной жизнедеятельности, при условии глубокой технологической переработки сырья с изготовлением конечной товарной потребительской продукции.

Одна из основных особенностей и сложностей использования коренными малочисленными народами традиционных природных ресурсов в Камчатском крае состоит в том, что эти ресурсы являются предметом пользования основных отраслей хозяйства и всего населения Камчатского края, в которой коренные малочисленные народы составляют лишь четверть от общей численности.

Отмечается снижение качества общего и профессионального образования представителей коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, а также посещаемости детьми учебных заведений. Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает полной потребности в образовании. Начальное и неполное среднее образование имеют около 90 процентов этих народов, в связи с чем продолжает существовать необходимость дальнейшей реализации программных мероприятий, направленных на поддержку сектора социальных услуг, в том числе образования. Особой проблемой является обучение родному языку коренных малочисленных народов, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся. В ряде районов проживания коренных малочисленных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения, в том числе и с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. В связи с этим, сохраняется острая необходимость обеспечения предоставления коренным малочисленным народам дополнительной возможности получения высшего и среднего профессионального образования в краевом центре за счет бюджетных средств в виде частичной компенсации оплаты за обучение, а также оплаты проезда к месту учебы при поступлении.

На 1 августа 2008 года за счет средств краевого бюджета 10 человек - представителей коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, продолжают обучение в высших учебных заведениях России по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент, технология производства традиционных промыслов.

Развитие национальных культур коренных малочисленных народов переживает трудный период. Распространяется профессиональное и полупрофессиональное отношение к культуре как искусству в интеллектуально развитых слоях населения, постепенно снижается практический интерес коренных малочисленных народов к сохранению национальной культуры в широком смысле слова. В Камчатском крае существует необходимость создания национально-культурных и историко-этнографических центров.

Назрела острая необходимость строительства объектов жилищного фонда. С 2001 года начался медленный прирост объемов вводимого жилья, в то же время в Корякском округе в период с 2000 по 2005 год жилье не вводилось. В 2007 году в Камчатском крае построено 36 жилых домов общей площадью 20982 кв. м, что в 1,5 раза меньше уровня 2006 года. Ухудшающиеся жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов в большинстве муниципальных районов в Камчатском крае, недостаточные темпы ремонта жилищного фонда в местах традиционного проживания не позволяют прогнозировать существенное улучшение жизни коренных малочисленных народов.

Настоящей Программой определены приоритеты по следующим направлениям:

1) поддержка производственной сферы в жизнедеятельности коренных малочисленных народов путем наращивания основных производственных фондов в активной (приобретение машин, оборудования - в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») и пассивной (строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений - в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий с Министерством регионального развития Российской Федерации «О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) на государственную поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на 2009 год») формах. Основная задача - обеспечение условий для сохранения производства как экономической основы существования и развития коренных малочисленных народов в целях повышения занятости населения; обеспечения снабжения производства сырьем и материалами, а также сбыта готовой продукции при эффективном производстве в целом. При таких условиях будет возможен постепенный переход к самообеспеченности коренных малочисленных народов за счет производства;

2) поддержка социальной сферы, в первую очередь - здравоохранения и образования. Главная задача - обеспечить демографическое и этносоциальное сохранение коренных малочисленных народов как общностей. Предоставление дополнительной возможности для повышения уровня образования обеспечит степень подготовленности к эффективному хозяйствованию в современных условиях. Обучение на семинарах, практическая подготовка представителей коренных малочисленных народов в овладении новыми технологиями, обращении с новой техникой; управлении производством, снабжением и сбытом продукции; развитии навыков эффективного предпринимательства; умении пользоваться непрерывно меняющейся нормативной правовой базой, которая формирует условия жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Обеспечение дополнительных гарантий по предоставлению услуг в сфере здравоохранения будет способствовать созданию действенной системы медицинского обслуживания коренных малочисленных народов.

2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение

Основной целью Программы является поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае. Достижение указанной цели подразумевает создание условий для коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае, к самообеспечению, на основе поддержки ведения традиционных видов хозяйствования, к сохранению производственной базы, духовных и национально-культурных устоев, к поддержке профессиональной подготовки, улучшению состояния здоровья в соответствии с принципами Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели настоящей Программой предусмотрено решение следующих основных задач:

- обеспечение взаимосвязи Программы с муниципальными программами, предусматривающими поддержку коренных малочисленных народов;

- сохранение производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования, улучшение потребительских качеств и увеличение объема выпуска продукции (на основе технического и технологического обновления производственной базы объектов по переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования, приобретение производственного оборудования по переработке оленьих шкур, мяса оленины, ди-коросов);

- поддержка в получении среднего и высшего профессионального образования;

- предоставление дополнительных гарантий по оказанию медицинских услуг;

- поддержка проведения национально-культурных мероприятий;

- строительство и капитальный ремонт объектов с целью улучшения жилищных условий коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае.

Реализация Программы рассчитана на краткосрочную перспективу - в течение 2009 года и предусматривает мероприятия, обеспечивающие решение поставленных задач для достижения конечной цели Программы, по 5 основным разделам.

Раздел 1 «Поддержка традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов».

Основными направлениями является сохранение производственной базы для переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования, сохранение ремесел, художественных промыслов.

В рамках Раздела 2 «Поддержка коренных малочисленных народов в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг» будут осуществляться следующие мероприятия:

- частичная компенсация оплаты за обучение представителей коренных малочисленных народов, в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

- оказание услуг по зубопротезированию, предоставление наркологической помощи представителям коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае;

- подготовка квалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов: обучение экономическим и экологическим знаниям, переработке пушно-мехового и кожевенного сырья, изготовлению сувенирной продукции, проведение семинаров, конференций, круглых столов;

- оказание поддержки в проведении культурных мероприятий, в подготовке этнографических материалов, в обеспечении участия в межрегиональных и международных фестивалях с целью сохранения национальной культуры.

Раздел 3 «Капитальный ремонт объектов в районах проживания коренных малочисленных народов» предусматривает осуществление следующих мероприятий:

- капитальный ремонт жилищного фонда в муниципальных районах края с целью улучшения жилищных и социально-бытовых условий жизни коренных малочисленных народов в Камчатском крае;

- капитальный ремонт объектов туристской деятельности;

- капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры.

Раздел 4. «Научно-исследовательские работы по возрождению пушного промысла» предполагает осуществление следующих мероприятий:

- формирование базы данных, предварительное составление планов и программ, налаживание работы с научными организациями;

- внедрение мер по улучшению здоровья и увеличению поголовья популяции песцов.

Раздел 5. «Поддержка оленеводства, как традиционной формы хозяйствования коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае». В этом направлении будут осуществлены следующие мероприятия:

- приобретение оборудования для переносных коралей;

- приобретение и доставка материалов и оборудования для обустройства промежуточных баз оленеводов.

Общая потребность в средствах, необходимых для реализации Программы в 2009 году, составляет 88 392,43 тыс.рублей, .в том числе:

(абзац двадцать седьмой в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

федеральный бюджет- 60 000,00 тыс. руб.;

(абзац двадцать восьмой в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

краевой бюджет - 20 637,43 тыс. руб.;

(абзац двадцать девятый в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

местные бюджеты - 4 525,00 тыс. руб.;

внебюджетные источники - 3 230,00 тыс. руб.

инвестиционные мероприятия - 37 125,00 тыс. руб.,

(абзац тридцать второй утратил силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

в том числе:

(абзац тридцать третий утратил силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

федеральный бюджет - 33 000,00 тыс. руб.;

(абзац тридцать четвертый утратил силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

краевой бюджет - 3 300,00 тыс. руб.;

(абзац тридцать пятый утратил силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

местные бюджеты - 825,00 тыс. руб.

(абзац тридцать шестой утратил силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывалась высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатского края «О краевом бюджете на 2009 год».

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета устанавливаются соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета краевому бюджету на софинансирование программных мероприятий.

(раздел 2 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.04.2009 № 197-П)

3. Субсидии местным бюджетам

3.1. В целях софинансирования отдельных мероприятий Программы, предусмотренных приложением № 2, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, местным бюджетам предоставляются субсидии из краевого бюджета.

Условиями предоставления субсидий местным бюджетам являются:

1) наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае аналогичных целевых программ по поддержке коренных малочисленных народов;

2) использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению;

3) предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство общественных отношений Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края отчетов об использовании субсидий в сроки, установленные настоящей Программой.

Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является коэффициент софинансирования мероприятий Программы из местных бюджетов, размер которого должен составлять не менее 25 процентов от суммы финансирования мероприятий Программы из краевого бюджета.

Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключаемых между главными распорядителями средств краевого бюджета и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

Размер субсидии в очередном финансовом году муниципальному образованию в Камчатском крае, определяется по следующей формуле:

Cj = Со * (4kmhj * KCj / BOj) / E(4kmhj * KCj / EOj),

где:

Cj - размер субсидии, предоставляемой j-му муниципальному образованию в Камчатском крае;

Со - общий объем субсидий из краевого бюджета местным бюджетам, предусмотренный на реализацию Программы;4kmhj - численность коренных малочисленных народов, проживающих на территории j-ro муниципального образования в Камчатском крае (определяется согласно официальным данным Всероссийской переписи населения);

KCj - коэффициент софинансирования реализации программных мероприятий j-ro муниципального образования в Камчатском крае (определяется как соотношение суммы финансирования программных мероприятий из местных бюджетов (не менее 25 процентов от суммы финансирования программных мероприятий из краевого бюджета) и суммы финансирования из средств краевого бюджета);

EOj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности j-ro муниципального образования в Камчатском крае после распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Камчатском крае в очередном финансовом году.

3.2. В целях софинансирования инвестиционных мероприятий Программы, предусмотренных приложением № 3, субсидии местным бюджетам предоставляются при наличии следующих условий:

1) наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае целевых программ по поддержке коренных малочисленных народов;

2) использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению;

3) предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство общественных отношений Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края отчетов об использовании субсидий в сроки, установленные настоящей Программой.

Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключаемых между главными распорядителями средств краевого бюджета и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.

4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности её реализации

В результате реализации Программы предусматривается:

1) сохранение материально-технической базы общин коренных малочисленных народов;

2) проведение капитального ремонта объектов туристской деятельности и социальной сферы в целях развития инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

3) обеспечение доступности получения высшего и среднего специального образования, а также предоставление дополнительных гарантий по оказанию медицинских услуг;

4) проведение традиционных национальных праздников в целях сохранения и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов.

(абзац первый раздела 4 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

В ходе выполнения Программы начнется восстановление на современной материально-технической и технологической базе основных фондов, создание новых рабочих мест и сохранение уже существующих.

Также предусматривается проведение капитального ремонта жилого фонда в районах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

(абзац третий раздела 4 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

Результаты реализации мероприятий Программы на основе показателей эффективности бюджетных расходов будут способствовать:

- сохранению традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов, как основы для создания новых рабочих мест;

- усилению национального самосознания коренных малочисленных народов.

Перечень показателей эффективности реализации Программы

Направление   показателя

Показатели   эффективности

Наименование   показателя

Прогноз 2009 года

Ожидаемые   результаты

1. Поддержка   традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов

Создание условий   для поддержки рыболовства, охоты, морского зверобойного промысла, сбора и   переработки дикоросов

Приобретение   средств для лова рыбы, охоты, морского зверобойного промысла для общин коренных   малочисленных народов

10 единиц

Улучшение   производственной базы общин коренных малочисленных народов

Приобретение   транспортных средств повышенной проходимости для общин коренных малочисленных   народов

9 единиц

Приобретение   миниэлектростанций, элетро- и дизельгенераторов для общин коренных   малочисленных народов

5 единиц

Приобретение   оборудования, инвентаря, спецодежды для общин коренных малочисленных народов,   занимающихся ловом рыбы, охотой, морским зверобойным промыслом

22 единицы

Частичная компенсация   затрат вертолетного обслуживания мест традиционного проживания коренных   малочисленных народов

7 часов

Увеличение часов   вертолетного обслуживания

2. Образование:   обучение студентов и подготовка квалифицированных кадров из числа коренных   малочисленных народов

Предоставление   дополнительных гарантий на повышение уровня образования коренных   малочисленных народов

Частичная   компенсация оплаты за обучение, оплата проезда к месту учебы при поступлении   в образовательные учреждения

20 человек

Увеличение числа   коренных малочисленных народов с уровнем образования выше среднего

3.   Здравоохранение: зубопротезирование, оказание наркологической помощи,   санаторно-курортное лечение представителей коренных малочисленных народов

Оказание   дополнительных услуг представителям коренных малочисленных народов в сфере   здравоохранения

Предоставление   услуг по зубопротезированию

600 человек

Увеличение числа   коренных малочисленных народов, получивших оплачиваемые из бюджета   стоматологические услуги

Оказание   наркологической помощи

100 человек

Уменьшение числа   коренных малочисленных народов, нуждающихся в наркологической помощи

Направление   показателя

Показатели   эффективности

Наименование   показателя

Прогноз 2009 года

Ожидаемые   результаты

Поддержка в   проведении санаторно-курортного лечения

30 человек

Увеличение числа   коренных малочисленных народов, улучшивших свое здоровье

4. Поддержка   культурных мероприятий коренных малочисленных народов; поддержка подготовки и   издания этнографических материалов

Сохранение   традиционной культуры коренных малочисленных народов

Проведение   традиционных национальных праздников коренных малочисленных народов на   территории Камчатского края

3 мероприятия

Увеличение   численного количества населения Камчатского края, участвующего в   культурно-досуговых мероприятиях

5. Капитальный   ремонт объектов в районах проживания коренных малочисленных народов

Улучшение условий   по обеспечению традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных   народов

Капитальный ремонт   жилых домов

2 объекта

Уменьшение   количества объектов с высокой степенью изношенности в общем количестве   ветхого и аварийного жилья

Капитальный ремонт   объектов туристкой деятельности

6 объектов

Увеличение   количества объектов туристской деятельности

Капитальный ремонт   объектов социальной деятельности

15 объектов

Уменьшение   количества объектов с высокой степенью изношенности в общем количестве   объектов социальной инфраструктуры

6.   Научно-исследовательские работы по возрождению пушного промысла на о. Беринга

Создание   аналитической базы для научно-исследовательских работ

Подготовка отчета   о целесообразности ведения пушного промысла на о.Беринга

1 отчет

Увеличение   перспектив в ведении традиционной хозяйственной деятельности коренных   малочисленных народов

7. Поддержка   оленеводства, как традиционной формы хозяйствования коренных малочисленных   народов

Поддержка   оленеводства

Приобретение   материалов и оборудования для изготовления переносных коралей

10 объектов

Улучшение условий   ведения оленеводческой деятельности

Приобретение и   доставка материалов и оборудования для обустройства промежуточных баз   оленеводов

6 объектов

(абзацы седьмой - восьмой в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

Степень достижения поставленных целей на основе индикаторов эффективности бюджетных расходов будет являться основной оценкой эффективности реализации Программы.

5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий

Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство общественных отношений Камчатского края.

Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.

Исполнители программных мероприятий несут ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, обеспечивают своевременный учет и предоставление необходимой финансовой отчетности при реализации мероприятий Программы.

Решение по распределению средств общинам коренных малочисленных народов, либо отдельным представителям коренных малочисленных народов в рамках реализуемой Программы принимается Советом по вопросам коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края, созданным постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2008 № 125-П и действующим на основании утвержденного Положения в соответствии с Федеральным законом от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Исполнители программных мероприятий, кроме исполнителей мероприятий по разделу 3, ежеквартально до 10 числа, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику-координатору отчет о ходе реализации Программы с кратким анализом эффективности её реализации в рамках исполняемых разделов. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», исполнители программных мероприятий по разделам 1, 3, 4, 5, обеспечивают подготовку и проведение конкурсных отборов для реализации указанных разделов.

Государственный заказчик-координатор на основании пункта 5.8. раздела 5 приложения к постановлению от 18.07.2008 № 219-П «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности реализации краевых целевых программ» ежеквартально проводит оценку эффективности реализации Программы и в течение 15 дней после окончания квартала представляет отчет о выполнении Программы Министерству экономического развития Камчатского края.

Исполнители программных мероприятий по разделу 3 и инвестиционных мероприятий ежемесячно, до 10 числа, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику-координатору отчет о ходе реализации Программы с кратким анализом эффективности её реализации в рамках исполняемого раздела. Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», исполнители программных мероприятий по разделу 3, ведут работу по подготовке и проведению конкурсных отборов для разработки необходимой проектной документации в целях реализации указанного раздела.

Государственный заказчик-координатор до 1 февраля 2010 года проводит оценку степени достижения поставленных задач по итогам реализации краевой целевой Программы, формирует и представляет в Министерство экономического развития Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края отчет о выполнении краевой целевой Программы.

6. Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям

1. Настоящий порядок регламентирует предоставление субсидий из краевого бюджета в целях частичного возмещения стоимости оплаты проезда делегатам VI-го съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от Камчатского края через некоммерческие организации.

2. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете на 2009 год.

3. Условиями предоставления субсидий некоммерческим организациям являются:

1) использование субсидий по целевому назначению;

2) заключение с некоммерческими организациями соглашений на предоставление субсидий;

3) предоставление некоммерческими организациями отчетов об использовании средств краевого бюджета.

4. Объем субсидий некоммерческим организациям определяется на заседании Совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края, образованного в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2008 № 125-П «О Совете по вопросам коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края». Решения Совета носят рекомендательный характер.

5. Субсидии некоммерческим организациям предоставляются при предоставлении Министерству общественных отношений Камчатского края следующих документов:

1) заявления о получении субсидии из краевого бюджета;

2) сметы произведенных расходов;

3) копий учредительных документов;

4) выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

5) документов, подтверждающих затраты, произведенные некоммерческой организацией в результате частичного возмещения стоимости оплаты проезда делегатов VI-го съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от Камчатского края (в случае уже произведенных затрат).

6. Министерство общественных отношений Камчатского края с учетом решения Совета, принимает решение о выделении субсидии для заключения соглашения с некоммерческой организацией.

7. Субсидии, поступающие на лицевой счет Министерства общественных отношений Камчатского края, направляются на расчетные счета некоммерческих организаций, открытые в кредитных организациях.

8. Некоммерческие организации несут ответственность за достоверность документов, предоставленных для получения субсидии.

9) В случае нарушения условий предоставления субсидий, установленных настоящим порядком, некоммерческие организации возвращают полученные субсидии на лицевой счет Министерства общественных отношений Камчатского края.

(раздел 6 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.04.2009 № 197-П)

Приложение № 1

к краевой целевой программе «Поддержка коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока,

проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

Основные мероприятия по реализации краевой целевой программы «Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

№ п\п

Наименование   мероприятий

Срок исполнения   мероприятий (год)

Предельные объемы   финансирования (в ценах 2008 года, тыс. руб.)

Главный   распорядитель средств краевого бюджета (исполнитель)

всего

в том числе по   источникам финансирования

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные   источники

1

2

4

5

6

7

8

9

10

Всего по основным   мероприятиям Программы,

в том числе:

2009

88 392,43

60 000,00

20 637,43

4 525,00

3 230,00

1.

Поддержка   традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов

в том числе:

2009

42 480,00

25 000,00

11 500,00

2 750,00

3 230,00

Министерство   общественных отношений

Камчатского края

(органы местного   самоуправления

1.1.

Приобретение   средств для лова рыбы для общин коренных малочисленных народов

2009

14 242,00

8 767,00

3 332,00

833,00

1 310,00

муниципальных   образований в Камчатском крае (по согласованию))

1.2.

Приобретение   транспортных средств повышенной проходимости для общин коренных малочисленных   народов

2009

14 730,00

8 985,00

3 500,00

875,00

1 370,00

1.3.

Приобретение   оборудования, инвентаря, спецодежды для общин коренных малочисленных народов,   занимающихся рыболовством, охотой, морским зверобойным промыслом, сбором и   переработкой продукции дикоросов, недревесных лесопродуктов

2009

9 641,00

6 346,00

2 500,00

375,00

420,00

1.4.

Приобретение   оборудования, инвентаря для коренных малочисленных народов, занимающихся   изготовлением изделий народного художественного промысла

2009

1 962,00

902,00

668,00

292,00

100,00

1.5.

Приобретение   миниэлектростанций, электро- и дизельгенераторов для общин коренных   малочисленных народов

2009

1 280,00

1 000,00

250,00

30,00

1.6.

Частичная компенсация   затрат по авиационному обслуживанию мест компактного проживания коренных   малочисленных народов

2009

625,00

500,00

125,00

Министерство   общественных отношений

Камчатского края

(органы местного   самоуправления

Быстринского   муниципального района (по

согласованию))

2.

Поддержка коренных   малочисленных народов в сфере образования, здравоохранения, предоставления   социальных услуг, в том числе:

2009

27 437,43

22 000,00

5 437,43

0,00

0,00

2.1.

Образование:   обучение студентов и подготовка квалифицированных кадров из числа коренных   малочисленных народов, в том числе:

2009

1 586,00

0,00

1 586,00

0,00

0,00

№ п\п

Наименование   мероприятий

Срок исполнения   мероприятий (год)

Предельные объемы   финансирования (в ценах 2008 года, тыс. руб.)

Главный   распорядитель средств краевого бюджета (исполнитель)

всего

в том числе по   источникам финансирования

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные   источники

1

2

4

5

6

7

8

9

10

2.1.1.

Частичная   компенсация стоимости проживания в общежитии учащихся и студентов   образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования   очной формы обучения

2009

500,00

500,00

Министерство   общественных отношений Камчатского края

2.1.2.

Частичная   компенсация оплаты за обучение учащихся и студентов образовательных   учреждений среднего и высшего профессионального образования (очная и заочная   форма), оплата проезда к месту учебы при поступлении в образовательные   учреждения

2009

788,00

788,00

Агентство по   молодежной политике Камчатского края

2.1.3.

Обучение   экономическим знаниям представителей общин из числа коренных малочисленных   народов (организация и проведение семинаров, конференций, круглых столов)

2009

298,00

298,00

Министерство   общественных отношений Камчатского края

2.2.

Частичная   компенсация стоимости участия в VI съезде коренных малочисленных народов   Севера, Сибири и Дальнего Востока, представителей объединений коренных   малочисленных народов Камчатского края

2009

202,00

202,00

Министерство   общественных отношений Камчатского края

2.3.

Здравоохранение:   зубопротезирование, оказание наркологической помощи, санаторно-курортное   лечение представителей коренных малочисленных народов

2009

21 649,43

20 000,00

1 649,43

0,00

Министерство   здравоохранения Камчатского края

2.4.

Поддержка   культурных мероприятий коренных малочисленных народов; поддержка подготовки и   издания этнографических материалов

2009

4 000,00

2 000,00

2 000,00

0,00

Министерство   культуры Камчатского края

3.

Капитальный ремонт   объектов в районах проживания коренных малочисленных народов, в том числе:

2009

8 850,00

8 000,00

0,00

850,00

0,00

Министерство ЖКХ,   транспорта и энергетики Камчатского края (органы местного самоуправления   муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

3.1.

Капитальный ремонт   жилищного фонда с целью улучшения условий коренных малочисленных народов

2009

750,00

0,00

0,00

750,00

0,00

3.2.

Капитальный ремонт   объектов туристской деятельности

2009

3 245,00

3 195,00

0,00

50,00

0,00

3.3.

Капитальный ремонт   объектов социальной инфраструктуры

2009

4 855,00

4 805,00

0,00

50,00

0,00

4.

Научно-исследовательские   работы по возрождению пушного промысла на о. Беринга

2009

625,00

0,00

500,00

125,00

0,00

Министерство   общественных отношений Камчатского края (органы местного самоуправления   муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

5.

Поддержка   оленеводства, как традиционной формы хозяйствования коренных малочисленных   народов, в том числе:

2009

9 000,00

. 5 000,00

3 200,00

800,00

0,00

Министерство по   делам Корякского округа (органы местного самоуправления муниципальных   образований в Камчатском крае (по согласованию))

5.1.

Приобретение   материалов и оборудования для изготовления переносных коралей

2009

4 300,00

1 800,00

2 000,00

500,00

5.2.

Приобретение и   доставка материалов и оборудования для обустройства промежуточных баз   оленеводов

2009

4 700,00

3 200,00

1 200,00

300,00

(приложение № 1 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.04.2009 № 197-П)

(приложение №1 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

Приложение № 2

к краевой целевой программе «Поддержка коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»

Основные мероприятия, предусматривающие предоставление субсидий местным бюджетам из краевого бюджета

раздел Программы

Наименование   мероприятий

Срок исполнения   мероприятий (год)

Предельные объемы   финансирования (в ценах 2008 года,   тыс. руб.)

Главный распорядитель   средств краевого бюджета (исполнитель)

всего

в том числе по   источникам финансирования

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные   источники

1

2

4

5

6

7

8

9

10

Всего по мероприятиям   Программы,

в том числе:

2009

60 955,00

38 000,00

15 200,00

4 525,00

3 230,00

1.

Поддержка   традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов в том числе:

2009

42 480,00

25 000,00

11 500,00

2 750,00

3 230,00

Министерство   общественных отношений Камчатского края

(органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

Органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае

42 480,00

25 000,00

11 500,00

2 750,00

3 230,00

3.

Капитальный ремонт   объектов в районах проживания коренных малочисленных народов, в том

числе:

2009

8 850,00

8 000,00

0,00

850,00

0,00

Министерство ЖКХ,   транспорта и энергетики Камчатского края (органы местного самоуправления   муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

Органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае

8 850,00

8 000,00

0,00

850,00

0,00

4.

Научно-исследовательские   работы по возрождению пушного промысла на о. Беринга, в том числе:

2009

625,00

0,00

500,00

125,00

0,00

Министерство общественных   отношений Камчатского края

(органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию))

Органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае

625,00

0,00

500,00

125,00

0,00

5.

Поддержка оленеводства,   как традиционной формы хозяйствования коренных малочисленных народов, в том   числе:

2009

9 000,00

5 000,00

3 200,00

800,00

0,00

Министерство по   делам Корякского округа (органы местного самоуправления муниципальных   образований в Камчатском крае (по согласованию))

Органы местного   самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае

9 000,00

5 000,00

3 200,00

800,00

0,00

(приложение №2 в редакции постановления Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

Приложение № 3

к краевой целевой программе «Поддержка коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год»:

Инвестиционные мероприятия краевой целевой программы "Поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2009 год"

№ п\п

Наименование мероприятий

Срок исполнения мероприятий (год)

Предельные объемы финансирования (в ценах 2008 года тыс. руб )

Главный распорядитель средств краевого бюджета (исполнитель)

всего

в том числе по источникам финансирования

федеральный   бюджет(*)

краевой бюджет

местные бюджеты

внебюджетные   источники

1

2

4

5

6

7

8

9

10

Всего по инвестиционным мероприятиям Программы:

2009

37 125,00

33 000,00

3 300,00

825,00

0,00

1.

Строительство 2-х   квартирного жилого дома № 1 в (с. Никольское, Алеутский муниципальный район)

2009

12 375,00

11 000,00

1 100,00

275.00

Министерство   строительства Камчатского края (органы местного самоуправления Алеутского   муниципального района (по согласованию))

2.

Строительство 2-х   квартирного жилого дома № 2 (с. Никольское, Алеутский муниципальный район)

2009

12 375,00

11 000,00

1 100,00

275,00

3.

Строительство 2-х   квартирного жилого дома № 3 (с. Никольское, Алеутский муниципальный район)

2009

12 375,00

11 000,00

1 100,00

275,00

Примечание: Проектная документация находится в стадии подготовки, окончание которой планируется в ноябре 2008 года (*) Прогнозируемые объемы финансирования в рамках государственной поддержки в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

(приложение №3 утратило силу постановлением Правительства Камчатского края от 29.10.2009 №402-П)

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.060.020 Основные (конституционные) личные права и свободы, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать